Научная статья на тему 'Централизованное обеспечение государственных нужд учреждений здравоохранения Алтайского края'

Централизованное обеспечение государственных нужд учреждений здравоохранения Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Пешкин Юрий Владимирович

Государственные закупки имеют большое значение в развитии страны. От того, как производится обеспечение нужд, какого качества, в какие сроки исполняются государственные заказы, зависит развитие экономики государства. В статье представлено централизованное обеспечение государственных нужд учреждений здравоохранения Алтайского края как одна из мер эффективности расходования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Пешкин Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Централизованное обеспечение государственных нужд учреждений здравоохранения Алтайского края»

алтайский вестник

государственной и муниципальном службы

пол

2013 Ш

Алексей Анатольевич Перфильев, консультант-аналитик АНОДПО «06-разовательно-аналитический центр», кандидат медицинских наук

Юрий Владимирович Пешкин, заместитель директора КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края»

Государственные закупки имеют большое значение в развитии страны. От того, как производится обеспечение нужд, какого качества, в какие сроки исполняются государственные заказы, зависит развитие экономики государства. В статье представлено централизованное обеспечение государственных нужд учреждений здравоохранения Алтайского края как одна из мер эффективности расходования бюджетных средств.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД УЧРЕЖДЕНЫ! ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТА СКОГО КРАЯ

21 июля 2005 г. был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее закон № 94-ФЗ), который установил единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности раЗхмещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Многие из вышеперечисленных задач удалось успешно реализовать с

помощью закона № 94-ФЗ, однако, как показала практика, закон все же оказался несовершенным. Одним из основных недостатков закона является его чрезмерная сложность как для восприятия, так и для реализации. За нарушения при размещении заказов законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафов, размеры которых, в большинстве случаев, несопоставимы с заработными платами государственных заказчиков. Для устранения сложностей в реализации федерального законодательства с 2006 г. в Алтайском крае сформирована централизованная система размещения заказов для государственных нужд. Постановлением Администрации Алтайского края Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края наделено полномочиями по размещению заказов для всех государственных заказчиков региона по утвержденному перечню товаров, работ иуслуг. В регионе создан Уполномоченный на размещение заказа орган исполнительной власти, который отвечает за механизхм размещения зака-

за от публикации извещения о закупке на официальном сайте до определения победителя размещения заказа.

Авторы закона № 94-ФЗ определили единые подходы к формированию заказа для всех заказчиков, не учитывая специфику деятельности отдельных отраслей. Заказчики определенной сферы деятельности постоянно сталкиваются с проблемой отсутствия в законе № 94-ФЗ разъяснений по вопросам порядка реализации конкретных норм, связанных со спецификой отрасли. Кроме того, присутствующие в штате государственных организаций специалисты не имеют достаточного объема узкопрофессиональных знаний и навыков в предметной области закупки, необходимых для того, чтобы грамотно описать предмет и сформулировать потребность заказчика в техническом задании, которое является основной и важной деталью закупки. Для решения данных проблем в сфере здравоохранения региона в июне 2011 г. было создано краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр

Система размещения государственных закупок в сфере здравоохранения в Алтайском крае

Государстве н ны й заказчик 1

Государстве н ны й заказчик 2

Государстве н ны й заказчик N

Порядок взашаодея-стбкя уполномоченного органа и государственное зашшв устанавливает ся ранением о создании уполномоченного органа

о 8

Главны й раол редел ител ь бюджетных средств

х

КГКУЗ а Центр государственного гаказа в сфере здравоохранения Алтайского краяи

Уполномоченный орган

И

Поставщики

Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов при размещении государственного заказав сфере здравоохранения Алтайского края

государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» (далее Центр).

Здравоохранение играет важную роль в развитии государства. Эффективное оказание медицинской помощи зависит от большинства различных факторов, одним из которых является экономическая составляющая - финансовые средства, выделяемые на подготовку профессиональных кадров и оплату их труда, диагностическое и лечебное оборудование, лекарственные препараты, медицинские расходные материалы, питание, транспортные расходы и др. Показателями использования этих ресурсов являются оказанные медицинские услуги, пролеченные пациенты и состояние их здоровья как конечный результат. Ресурсы всегда ограничены и могут применяться для оказания разнообразных медицинских услуг в разных объемах. Поэтому медицинским учреждениям важно эффективно распределять финансовые и материальные ресурсы, соизмеряя затраты с величиной доходов, которые можно получить от реализации своих услуг.

Полноценное обеспечение учреждений здравоохранения лекарственными средствами, расходными материалами, медицинским оборудованием, продуктами питания и пр., зависит от грамотной организации системы пла-

нирования в учреждении и своевременного размещения заказа на их поставку, выполнение работ или оказание услуг.

В штате Центра работают специалисты по размещению заказа в строительстве, по размещению лекарственных средств, продуктов питания, медицинского оборудования и т. д. Специалисты Центра проводят комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процедуры формирования заказа и повышения эффективности размещения заказа для учреждений здравоохранения края. В Центре проводится разработка оптимального технического задания для предмета закупки, единого для всех заказчиков, консультации и юридическое сопровождение заказчиков по вопросам размещения заказа, обучение сотрудников учреждений здравоохранения, а также определение сроков подачи заявок на размещение государственного заказа, являющихся оптимальными для исполнения действующего законодательства и своевременного обеспечения нужд лечебных учреждений.

Таким образом, в Алтайском крае сформирована система полноценного централизованного размещения заказа для нужд учреждений здравоохранения, которая выглядит следующим образом (рис. 1): главный распорядитель бюджетных средств (Главное управление

Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности) доводит лимиты бюджетных обязательств до заказчиков (лечебных учреждений Алтайского края). Заказчики, руководствуясь рекомендациями специалистов Центра и разработанным Центром техническим заданием, готовят заявку на размещение заказа и направляют ее в Центр. Центр, на основании поданных заявок заказчиков, формирует сводную заявку на размещение заказа путем проведения совместных торгов и направляет ее в Уполномоченный орган по размещению заказов (Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края). Уполномоченный орган производит размещение заказа путем проведения совместных торгов, по результатам которых определяется победитель (поставщик, подрядчик). В результате проводится процедура заключения договоров между заказчиками и победителями на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Централизация имеет ряд преимуществ перед размещением заказа обособленно отдельными учреждениями:

Во-первых, профессиональными специалистами выполняется подготовка единого для всех технического задания, позволяющего исключить разногласия между заказчиком и победителем торгов при исполнении договора.

Во-вторых, устанавливая конкретные сроки подачи заявок от заказчиков, Центр стимулирует своевременное размещение заказа даже при несовершенной системе планирования в лечебном учреждении.

В-третьих, при размещении заказа путем проведения совместных торгов происходит укрупнение закупки в связи с увеличением количества товаров, работ, услуг, и как следствие, цены договора. Это привлекает кучастию в торгах крупные компании общероссийского масштаба, обладающие достаточными для исполнения договора финансовыми гарантиями и крупной логистической сетью. За счет больших объемов поставок крупные компании предлагают на торгах более низкую цену договора, что позволяет заказчикам экономить свои

алтайский вестник госупарственнои и муниципальном службы

пол

2013 Ш

400 000 000,00 350 ООО 000,00 300 ООО 000,00 250 ООО 000,00 200 000 000.00 150 000 000.00 100 ООО 000,00

Рис. 2. Структура экономии средств при ежеквартальном размещении заказа на лекарственные средства в 2012 году

средства и более эффективно распределять существующие ресурсы.

В качестве примера работы централизованного способа размещения заказа рассмотрим торги на поставку лекарственных средств.

В Центр в течение 2012 г. поступило около 3000 заявок на поставку лекарственных средств, на основании которых было сформировано около 300 сводных заявок. Годовой объем денежных средств, выделяемый на закупку лекарственных препаратов в Алтайском крае по совместным торгам, составляет 1,2 млрд руб. При участии в торгах в среднем трех-четырех поставщиков экономия средств составляет почти 18%. Экономия средств при поквартальном размещении заказов показана на рисунке 2.

По результатам торгов лечебные учреждения своевременно заключали договоры на поставку лекарственных средств, тем самым обеспечив бесперебойную работу лечебного процесса. Но, несмотря на отлаженный механизм размещения заказа, в условиях действующего федерального законодательства невозможно решить главную проблему - закупку качественных лекарственных препаратов, позволяющих эффективно и безопасно оказывать медицинскую помощь пациентам.

Размещение заказа на поставку лекарственных препаратов происходит путем проведения совместных торгов по одноименным группам товаров.

В соответствии со ст. 65 закона № 94-ФЗ под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми международными непатентованными наименованиями (далее МНН), одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками.

В Российской Федерации регистрируется большое количество лекарственных препаратов, с одинаковыми МНН, лекарственной формой и дозировкой хможет быть зарегистрировано до 2030 торговых наименований. Цена на зарегистрированные одноименные, в соответствии с законодательством, препараты может различаться в несколько раз, также может различаться и качество препарата, что в большинстве случаев имеет прямую зависимость.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» закупки лекарственных средств должны осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме, где единственным критерием, определяющем победителя торгов, является наименьшая предложенная цена продукции. Таким образом, поставщики фармацевтической продукции для победы в аукционе вынуждены предлагать более дешевые препараты и, как следствие, более худшего качества.

Использование аналогов оригинальных препаратов нивелирует достигнутую в процессе торгов экономию средств за счет более частого применения лекарственного средства.

Проблему качества лекарственных средств можно решить пересмотром подхода и критериев регистрации на территории страны препаратов, либо изменением понятия одноименности. Таким образом, обеспечение государственных лечебных учреждений качественными лекарственными препаратами в большей степени зависит от норм федерального законодательства.

В настоящее время В.В. Путин подписал Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон принят Государственной Думой 22 марта 2013 г. и одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г. Данный закон должен прийти на смену закону № 94-ФЗ.

Администрацией Алтайского края создана централизованная система размещения заказов, максимально облегчающая процедуру обеспечения нужд государственных заказчиков. Многое зависит от норм федерального законодательства. Надеемся, что в новом законе о закупках будут максимально учтены все существующие проблемы размещения заказа и качество предлагаемых товаров, работ и услуг будет иметь основное значение при выборе поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.