Научная статья на тему 'Организация работы таможенных органов в пункт ах пропуска через государственную границу Российской Федерации: реализация комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий'

Организация работы таможенных органов в пункт ах пропуска через государственную границу Российской Федерации: реализация комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / пункт пропуска / таможенные органы / государственный контроль / перспективные информационные технологии / блокчейн-платформа / перспективная модель пункта пропуска / навигационные пломбы / портальный инспекционно-досмотровый комплекс / интегрированная система пропуска / электронная очередь / электронная товаротранспортная накладная / личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности / foreign economic activity / border crossing point / customs authorities / state control / advanced information technologies / Blockchain-platform / prospective model of border crossing point / navigation seals / portal non-intrusive inspection complex / integrated system of passage / electronic queue / consignment electronic waybill / personal account of the participant in foreign economic activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков Дмитрий Борисович

Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме организации работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации по реализации комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий. Показана роль пунктов пропуска в обеспечении международных перевозок, исследованы основные направления деятельности таможенных органов в целях комплексного развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, проанализированы аспекты, влияющие на пропускную способность пунктов пропуска, в том числе их обустройство и применяемые информационные технологии. Даны рекомендации по совершенствованию организации работы таможенных органов в пунктах пропуска с учетом применения и развития современных информационных технологий. Рассмотрены подходы к развитию блокчейн-платформ в морских пунктах пропуска. В рамках реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» разработаны предложения по дальнейшему развитию «интеллектуального» пункта пропуска, позволяющие обеспечить соответствующий уровень таможенного контроля перемещаемых товаров и транспортных средств, комфортные условия для пересечения государственной границы Российской Федерации, сократить время ожидания и предотвратить скопление транспортных средств в непосредственной близости от государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Organization of Customs Authorities’ Work at Russian Federation’s State Border Crossing Points : Implementation of the Set of Measures Aimed at Introduct ion of Modern Information Technologies

The article is devoted to an important and relevant scientific and practical problem of organizing the work of customs authorities at checkpoints across the state border of the Russian Federation on the implementation of a set of measures for the introduction of modern information technologies. The role of checkpoints in ensuring international transportation is shown, the main activities of customs authorities for the integrated development of the system of checkpoints across the state border of the Russian Federation are investigated, aspects affecting the capacity of checkpoints, including their arrangement and the information technologies used, are analyzed. Recommendations are given on improving the organization of the work of customs authorities at checkpoints, taking into account the use and development of modern information technologies. Approaches to the development of blockchain platforms at sea checkpoints are considered. As part of the implementation of the “Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030”, proposals have been developed for the further development of an “intelligent” checkpoint, allowing to ensure an appropriate level of customs control of transported goods and vehicles, comfortable conditions for crossing the state border of the Russian Federation, reduce waiting time and prevent congestion of vehicles in the immediate vicinity of the state border.

Текст научной работы на тему «Организация работы таможенных органов в пункт ах пропуска через государственную границу Российской Федерации: реализация комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий»

современные информационные технологии в деятельности таможенных органов

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES 1М THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES

УДК 339.543

организация работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу российской федерации: реализация комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий

д. б. жуков1

1 Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме организации работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации по реализации комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий. Показана роль пунктов пропуска в обеспечении международных перевозок, исследованы основные направления деятельности таможенных органов в целях комплексного развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, проанализированы аспекты, влияющие на пропускную способность пунктов пропуска, в том числе их обустройство и применяемые информационные технологии. Даны рекомендации по совершенствованию организации работы таможенных органов в пунктах пропуска с учетом применения и развития современных информационных технологий. Рассмотрены подходы к развитию блок-чейн-платформ в морских пунктах пропуска. В рамках реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» разработаны предложения по дальнейшему развитию «интеллектуального» пункта пропуска, позволяющие обеспечить соответствующий уровень таможенного контроля перемещаемых товаров и транспортных средств, комфортные условия для пересечения государственной границы Российской Федерации, сократить время ожидания и предотвратить скопление транспортных средств в непосредственной близости от государственной границы.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, пункт пропуска, таможенные органы, государственный контроль, перспективные информационные технологии, блокчейн-платформа, перспективная модель пункта пропуска, навигационные пломбы, портальный инспекционно-досмотро-вый комплекс, интегрированная система пропуска, электронная очередь, электронная товаротранс-портная накладная, личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

© Жуков Д. Б., 2023

improving the organization of customs authorities' work at Russian federation's state border crossing points: implementation of the set of measures aimed at introduction of modern information technologies

D. B. zhukov1

1 The Main Directorate of the Organization of Customs Clearance and Customs Control of the Federal Customs

Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to an important and relevant scientific and practical problem of organizing the work of customs authorities at checkpoints across the state border of the Russian Federation on the implementation of a set of measures for the introduction of modern information technologies. The role of checkpoints in ensuring international transportation is shown, the main activities of customs authorities for the integrated development of the system of checkpoints across the state border of the Russian Federation are investigated, aspects affecting the capacity of checkpoints, including their arrangement and the information technologies used, are analyzed. Recommendations are given on improving the organization of the work of customs authorities at checkpoints, taking into account the use and development of modern information technologies. Approaches to the development of blockchain platforms at sea checkpoints are considered. As part of the implementation of the "Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030", proposals have been developed for the further development of an "intelligent" checkpoint, allowing to ensure an appropriate level of customs control of transported goods and vehicles, comfortable conditions for crossing the state border of the Russian Federation, reduce waiting time and prevent congestion of vehicles in the immediate vicinity of the state border.

Keywords: foreign economic activity, border crossing point, customs authorities, state control, advanced information technologies, Blockchain-platform, prospective model of border crossing point, navigation seals, portal non-intrusive inspection complex, integrated system of passage, electronic queue, consignment electronic waybill, personal account of the participant in foreign economic activity.

введение

Качество работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (РФ) играет значимую роль в обеспечении стабильности международных перевозок товаров. В связи с этим вопросам проведения государственного контроля перемещаемых товаров и транспортных средств в пунктах пропуска Федеральная таможенная служба (ФТС России) уделяет особое внимание.

На сегодняшний день общее количество установленных пунктов пропуска -380, в том числе 52 пункта пропуска расположены на российско-казахстанском участке государственной границы [1]. На внешней таможенной границе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на территории РФ расположены 298 пунктов пропуска (без учета пунктов пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы, а также без учета пунктов пропуска на территории ДНР, ЛНР и Республики Крым). Таможенные органы РФ осуществляют государственный контроль в 244 пунктах пропуска, в частности в 83 автомобильных, 91 воздушном, 67 морских, 5 речных (озерных), 40 железнодорожных, 10 смешанных и 2 пешеходных пунктах пропуска. В настоящее время 54 пункта пропуска не функционируют по различным причинам.

По результатам комплексного межведомственного обследования пунктов пропуска по всем видам транспорта, организованного Министерством транспорта РФ (Минтранс России), выявлено, что более 60% пунктов пропуска не соответствуют установленным требованиям. При этом наиболее необустроенными являются железнодорожные и автомобильные пункты пропуска - требованиям не соответствуют более 90%.

Указанные обстоятельства подтверждают важность вопросов оптимальной организации работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Вопросы работы пунктов пропуска на постоянной основе детально рассматриваются на заседаниях Оперативного штаба по мониторингу и управлению ситуацией в пунктах пропуска. В июне 2023 г. утвержден соответствующий «Комплексный план мероприятий ФТС России по оптимизации работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», в рамках которого предусмотрен ряд мероприятий, направленных в основном на:

- развитие перспективных технологий и автоматизацию таможенных операций в пунктах пропуска;

- реализацию адресных мероприятий, экспериментов, пилотных проектов в конкретных пунктах пропуска;

- внедрение отдельных элементов модели «интеллектуального» пункта пропуска с дальнейшей полной реализацией такой модели.

В статье исследованы основные направления организации работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ в интересах их комплексного развития, предложены подходы к дальнейшему развитию «интеллектуальных» технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в пунктах пропуска в соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия-2030) [2].

развитие перспективных технологий и автоматизация таможенных операций в пунктах пропуска

В целях оптимизации технологий совершения таможенных операций в пунктах пропуска и ускорения государственного контроля ФТС России продолжает внедрять передовые информационные технологии и расширять практику применения современных технических средств таможенного контроля. Так, например, на сегодняшний день в России более 99% транзитных деклараций оформляются в электронном виде, а также при соответствии необходимым условиям выпускаются в автоматизированном режиме. За восемь месяцев 2023 г. 611 178 электронных транзитных деклараций (ЭТД) зарегистрировано автоматически, что составляет 93,41% от общего количества зарегистрированных ЭТД. Выпущено в автоматизированном режиме 112 567 ЭТД, что составляет 48,39% от ЭТД, соответствующих условиям применения автоматизированного выпуска (таким условиям соответствовало 232 603 ЭТД).

Динамика автоматизации операций таможенной процедуры таможенного транзита представлена на рис. 1.

2023 г.

2022 г.

2021 г.

2020 г.

Автоматическая регистрация ЭТД

93,41% (611 178)*

88,9% (804 458)

73,9% (802 688)

29,3% (141 353)

2023 г.

2022 г.

2021 г.

2020 г.

Автоматизированный выпуск ЭТД 18,4% (112 567)*

17,1% (154 790)

14,2% (154 921)

6,3% (57 873)

* За восемь месяцев 2023 г.

Рис. 1. Динамика автоматизации операций таможенной процедуры таможенного транзита

Основные усилия ФТС России направлены в настоящее время на автоматизацию операций этапа завершения транзита, а в перспективе автоматизация должна охватить весь цикл операций процедуры таможенного транзита.

В соответствии с утвержденным ФТС России Планом-графиком [3] с июня 2023 г. для тестирования автоматизированных технологий таможенного транзита осуществляется поэтапное переключение таможенных органов на работу в КПС «Совершение операций» из состава АПС «Пункт пропуска». При этом апробируется применение в новом программном средстве алгоритмов автоматической регистрации и автоматизированного выпуска при транзитных операциях. Основной задачей является обеспечение корректной и стабильной работы КПС «Совершение операций» из состава АПС «Пункт пропуска» для обеспечения повсеместного перехода на новое программное средство и расширения применения автоматизированных технологий при транзите.

В целях автоматизации максимального количества операций в программном средстве АПС «Пункт пропуска» реализован функционал таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, преимуществом которого является размещение фото- и видеоматериалов, полученных по результатам срабатываний системы «Янтарь» в файловом хранилище информационно-справочной системы «Малахит». Впервые применен усовершенствованный механизм хранения полученных данных, который позволит снизить нагрузку на вычислительные ресурсы Главного центра обработки данных ФТС России (г. Тверь), а также увеличить скорость получения данных по результатам срабатывания системы «Янтарь» на всех уровнях управления ФТС России. В целом реализация такого функционала в АПС «Пункт пропуска» позволит обеспечить круглосуточный мониторинг за объектами радиационного контроля, а также своевременное реагирование на их выявление. В дальнейшем в АПС «Пункт пропуска» запланирована реализация

функционала, предусматривающего управление процессом получения и использования предварительной информации (АС «УПИ»).

Таким образом, результатом работы таможенных органов, направленной на автоматизацию максимального количества контрольных операций в пунктах пропуска, должна стать консолидация основного объема операций таможенного оформления при транзите в одном программном средстве.

реализация адресных мероприятий, экспериментов, пилотных проектов в конкретных пунктах пропуска

Одним из важных и наиболее перспективных направлений внедрения цифровых технологий в пунктах пропуска является применение электронных навигационных пломб (ЭНП). В России такие устройства с 2020 г. используются для контроля за перевозками запрещенных к ввозу в страну «санкционных» товаров, перемещаемых транзитом через территорию РФ в третьи страны. Практика применения навигационных пломб в конкретных пунктах пропуска характеризуется следующим. В период с 20.03.2020 по 06.09.2023 транзит «санкционных» товаров составлял 49 911 перевозок; за восемь месяцев 2023 г. осуществлена 951 перевозка по маршруту Порт Новороссийск - СВХ ООО «Рускон»; после издания соответствующего совместного приказа Минтранса России и ФТС России осуществляются перевозки по маршруту МАПП Яраг-Казмаляр - ООО «Виадук».

В апреле 2023 г. вступило в силу «Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб» [4]. Начало полноценного применения данных электронных устройств при перевозках в рамках ЕАЭС тесно связано с завершением масштабной работы по подготовке проектов и утверждению ряда решений Евразийской экономической комиссии, необходимых для запуска отслеживания перевозок в рамках указанного Соглашения.

В настоящее время в целях отработки механизмов применения ЭНП, предусмотренных Соглашением, реализуются два пилотных проекта, участие в которых принимают таможенные органы РФ. В первом случае с использованием ЭНП контролируется экспорт пиломатериалов из Республики Беларусь [5] (в период с 13 февраля по 18 сентября 2023 г. реализовано 416 перевозок), а во втором -перевозки в рамках взаимной торговли России с Киргизией и Казахстаном [6]. Так, например, во взаимной торговле с Киргизией в период с 27 мая по 1 сентября 2023 г. с использованием ЭНП реализовано 200 перевозок, в том числе 124 автомобильным и 76 железнодорожным видами транспорта. Таким образом, у должностных лиц таможенных органов РФ отрабатываются необходимые навыки использования ЭНП в пунктах пропуска.

Работа пункта пропуска как объекта транспортной инфраструктуры направлена не только на пропуск грузовых транспортных средств, но также заключается в качественном и своевременном совершении операций в отношении физических лиц, пассажирских автобусов. Следовательно, вопросы оптимизации работы грузового и легкового направления находятся в тесной взаимосвязи, а именно

полосы движения обустраиваются под возможность проезда всех видов транспорта, схемы движения учитывают необходимость перехода на режим «реверса».

Ускорение и оптимизация оформления легковых транспортных средств и товаров для личного пользования позволяют освободить соответствующие ресурсы таможенного органа для усиления контроля грузового направления. Эти механизмы используются в том числе при реконструкции пунктов пропуска.

В целях ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, реализован ряд механизмов (рис. 2).

Подача пассажирской таможенной декларации (ПТД) в электронном виде с применением сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»

Авторизация в «Личном кабинете участника ВЭД» только через портал «Госуслуги»

Всего зарегистрировано 1,25 млн ПТД*

С использованием сервиса подано 3 440 ПТД*

Совмещен функционал по оформлению временного ввоза транспортных средств для личного пользования и выпуска пТд в одном программном средстве - АПС «Пункт пропуска»

Применение многоразовой учетной карточки транспортного средства (УКТС) без необходимости заполнения ПТД

* С апреля 2021 г.

□ □

Временный ввоз по ПТД Временный ввоз по УКТС

Нз

2020 г.

2021 г.

2022 г.

8 месяцев 2023 г.

Рис. 2. Механизмы ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и динамика их развития

Один из них - это подача пассажирской таможенной декларации (ПТД) до прибытия в пункт пропуска в электронном виде с применением сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», в том числе с использованием мобильного приложения. Данный механизм зарекомендовал себя положительно. С момента начала применения технологии (апрель 2021 г.) по август 2023 г. осуществлено 3 440 предварительных подач ПТД. Вместе с тем технология требует развития в целях расширения возможности ее применения, в том числе иностранными лицами.

Другим механизмом следует считать реализацию возможности оформления транспортных средств для личного пользования (ТСЛП) с применением многоразовой учетной карточки транспортного средства (УКТС) без необходимости заполнять пассажирскую таможенную декларацию при каждом пересечении таможенной границы. Указанная технология также является достаточно востребованной, что подтверждается ростом оформления временного ввоза ТСЛП с использованием УКТС (за восемь месяцев 2023 г. оформлено 513,6 тыс. УКТС в отношении временно ввозимых ТСЛП, что в три раза превышает количество случаев оформления временного ввоза ТСЛП без использования УКТС).

Сокращению времени совершения таможенных операций в пункте пропуска также способствует совмещение функционала по оформлению временного ввоза ТСЛП и выпуска пассажирской таможенной декларации в одном программном средстве - АПС «Пункт пропуска».

Здесь следует отметить еще один из действенных механизмов, который позволит не только увеличить общую пропускную способность пункта пропуска, но и урегулировать вопрос скопления транспортных средств перед пунктом пропуска. Это система предварительного бронирования подъезда к пункту пропуска в целях пересечения государственной границы РФ (электронная очередь). Применение данной системы позволит обеспечить комфортные условия для пересечения государственной границы РФ и сократить время ожидания в очереди. Комплекс мероприятий по внедрению электронной очереди в автомобильных пунктах пропуска осуществляет Минтранс России при непосредственном участии ФТС России с 2021 г. С 01.09.2023 применение электронной очереди в пилотном режиме началось в многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) Забай-кальск, Чернышевское, Бугристое. Полноценное внедрение системы электронной очереди в пунктах пропуска планируется к 2024 г.

Дальнейшее развитие механизмов, направленных на совершенствование организации работы таможенных органов и оптимизации технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, будет оказывать положительное влияние на общую пропускную способность пункта пропуска.

Справедливо отметить, что вопросы совершенствования организации работы таможенных органов и оптимизации технологий совершения таможенных операций - важные и актуальные для пунктов пропуска всех видов международного сообщения, в том числе и морских.

Наиболее перспективным направлением автоматизации таможенных операций в морских пунктах пропуска является развитие и внедрение международных цифровых торговых блокчейн-платформ. В качестве примера можно привести платформу TradeLens, используемую в совместном проекте Минтранса России, Росморречфлота и ФТС России (рис. 3).

Тестирование данной платформы осуществлялось на базе морского порта Большой порт Санкт-Петербург в 2021 г. и 2022 г., было обработано 47 судоза-ходов, более 30 тыс. контейнеров по 16 тыс. коносаментов. Сроки выпуска декларируемых товаров после выгрузки контейнера с судна с текущих усредненных 3-3,5 суток снизились до 3-4 часов, полученных в рамках эксперимента.

В связи с уходом из России компании Маегек, на платформе которой проводился эксперимент, взаимодействие участников перевозки и ФТС России планируется по аналогии с отработанными механизмами, но уже на основе отечественной платформы, которая обеспечит преемственность функциональности доказавшей свою эффективность платформы TradeLens.

Результаты применения платформы оцениваются положительно как участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так и таможенными органами [7].

В связи с этим ФТС России принято решение о расширении экспериментальной отработки платформы во взаимодействии с Морсвязьспутником с участием портов Черного моря и Дальнего Востока. В ближайших планах Морсвязьспутника совместно с ФТС России и Россельхознадзором - привлечение к тестированию платформы участников ВЭД с новыми типами грузов, включая продовольственные.

( ПРЕИМУЩЕСТВА ) МиНТраНС Р°ССИИ' РосмоРРечФлот и ФТС России ( РАЗВИТИЕ )

^у ' ^ Ч

о Единое информационное пространство ^^ о Расширение на морские порты

для взаимодействия между участниками ^^ Черного моря и Дальнего Востока

перевозочных проЦессов Информационное Щ

взаимодействие ™ 0 ПерехоД на использование о Прозрачность и эффективность с Трейдленс программного обеспечения транспортировки грузов российской разработки

о Гибкость и адаптивность к изменяющимся " о Расширение перечня участников

условиям и требованиям эксперимента

^РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В БОЛЬШОМ ПОРТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ^

47 более 30 тыс. более 16 тыс. 3-4 часа

судозаходов контейнеров коносаментов сроки выпуска после

выгрузки контейнера

Рис. 3. Результаты автоматизации таможенных операций в морских пунктах пропуска на базе платформы TradeLens

В рамках реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации» [8] на период до 2025 г. запланированы мероприятия с участием российского бизнес-сообщества по формированию национальной цифровой транспортно-логистиче-ской платформы и ее интеграции в международное транспортное пространство для реализации транзитного потенциала. В случае признания успешными результатов пилотных испытаний в морских портах Черного моря и Дальнего Востока будут созданы необходимые предпосылки для внедрения программного транс-портно-логистического сервиса (платформы), позволяющего ускорить процесс заключения сделок по грузоперевозкам между фрахтователями и судовладельцами за счет применения технологии смарт-контрактов. Это позволит обеспечить дополнительный рост международной и национальной торговли за счет снижения барьеров и увеличения скорости оборота товаров.

внедрение элементов модели «интеллектуального» пункта пропуска и предложения по полной реализации модели

В соответствии со Стратегия-2030 в целях системного развития пунктов пропуска ФТС России была разработана перспективная модель «интеллектуального» пункта пропуска (рис. 4). Ее реализация осуществляется в рамках Плана мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии-2030, утвержденного Правительством РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФТС России разработаны и направлены в Минтранс России перспективные модели пунктов пропуска

о

Перспективные модели

пунктов пропуска утверждены Минтрансом России (распоряжение от 21.10.2022 № ВС-270-р)

о

Реализация -с 1 января 2025 г.

Рис. 4. Модель «интеллектуального» пункта пропуска

Этапы внедрения элементов «интеллектуального» пункта пропуска представлены на рис. 5.

Разработаны

Подготовлено техническое Опытная эксплуатация Функционирование

перспективные модели задание на создание «интеллектуального» опытного образца пункта пропуска Интегрированной системы пропуска (ИСП)

ИСП*

«интеллектуального» пункта пропуска*

Утверждены Внедрение электронной перспективные модели очереди

<§>

Создание государственной информационной системы на основе ИСП*

Утверждена

«Стратегия развития

таможенной службы пункта пропуска (МАПП Забайкальск,

Российской Федерации (распоряжение Минтранса МАПП Чернышевское, до 2030 года» России от 21.10.2022 МАПП Бугристое)

№ ВС-270-р)

* План мероприятий по обеспечению исполнения указания Президента РФ В. В. Путина от 02.05.2022 № Пр-765 е части улучшения ситуации е области создания качестеенных и безопасных аетомобильныхдорогутеержден заместителем Председателя Праеительстеа РФ М. Ш. Хуснуллиным 17.10.2022 № 12147п-П49.

Рис. 5. Этапы внедрения элементов «интеллектуального» пункта пропуска

В 2021 г. разработаны перспективные модели «интеллектуального» пункта пропуска по видам транспорта, на базе которых утверждены новые стандарты для строительства и реконструкции пунктов пропуска [9]. В их основу заложена максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта.

Ключевым элементом развития «интеллектуального» пункта пропуска является создание и внедрение Интегрированной системы пропуска через

государственную границу РФ (ИСП) как основы для будущей Единой информационной системы пункта пропуска.

Мероприятия по созданию ИСП проводятся Минтрансом России с участием ФГКУ Росгранстрой. Основная цель создания такой системы - сокращение времени прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в РФ и их вывозом из РФ через пункты пропуска. ИСП разрабатывается как информационная платформа для эффективной обработки массива данных в рамках контрольных процедур в автомобильных пунктах пропуска. Кроме того, данная система может быть использована в качестве единого информационного пространства, дополняющего функциональность ведомственных систем государственных контрольных органов и позволяющего реализовать поддержку принятия их решений и функции диспетчеризации.

В 2023 г. подготовлено техническое задание на создание опытного образца ИСП, планируемого к реализации в МАПП Чернышевское (масштабируемая модель). Планом мероприятий по созданию ИСП предусмотрена также доработка Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов для обеспечения взаимодействия с опытным образцом ИСП.

Перспективными техническими решениями ИСП являются создание интеллектуальных программных средств, позволяющих впоследствии использовать при проведении таможенного контроля сведения, предоставляемые перевозчиком при предварительном информировании, сервисы по применению электронной международной транспортной накладной e-CMR, а также распознавать электронные навигационные пломбы, сведения, содержащиеся в них, с возможностью, при необходимости, хранения таких данных, обеспечения их использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными контролирующими органами.

Следует подчеркнуть, что с внедрением современных технических решений ИСП должны быть пересмотрены существующие подходы к оформлению документов CMR, карнет TIR, документов для прохождения транспортного, фитоса-нитарного и ветеринарного контроля, а также разрешительных документов, например СИТЕС, которые сейчас представляются в таможенные органы на бумажном носителе и на которых должностное лицо таможенного органа обязано проставить отметки.

Примером успешного использования электронных документов в пунктах пропуска является применение электронных карнетов АТА, протестированных в рамках пилотного проекта Международной торговой палаты. При тестировании установлено, что процесс оформления электронного карнета АТА занимает 15 минут. Внедрение электронного карнета АТА кардинально изменит систему карнетов АТА с помощью процесса цифровой обработки и исключит использование бумажной формы документа.

В целях обеспечения возможности подачи декларации на транспортное средство в электронном виде планируется доработка АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Такая доработка позволит исключить ручной ввод данных инспектором

в АПС «Пункт пропуска» и ускорит совершение таможенных операций по декларированию транспортных средств международной перевозки в пунктах пропуска.

Таким образом, одним из обязательных условий успешной и полной реализации модели «интеллектуального» пункта пропуска является нормативное закрепление исключительно электронного документооборота.

Перспективным направлением развития таможенного контроля в «интеллектуальном» пункте пропуска следует считать оснащение пунктов пропуска современными моделями технических средств таможенного контроля, такими как портальные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Так, на железнодорожном пункте пропуска ЖДПП Забайкальск уже используется ИДК, который позволяет без остановки железнодорожного состава проводить таможенный контроль в отношении перемещаемых в нем товаров. В части автомобильного транспорта портальные (потоковые) ИДК установлены в МАПП Тагиркент-Казмаляр в целях проведения опытной эксплуатации. Для опытной эксплуатации завершается установка еще одного комплекса в МАПП Забайкальск.

Опытная эксплуатация портальных ИДК в указанных пунктах пропуска выявила ряд проблемных вопросов, связанных с качеством работы новых комплексов, а именно значительная часть сканирований проходит со сбоями; программное обеспечение требует доработки по корректному распознаванию и автоматической фиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств, их интеграции в номер уникального идентификатора снимка ИДК и др.

Несмотря на проблемные вопросы, возникающие в процессе опытной эксплуатации, портальные ИДК должны рассматриваться в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития технических средств таможенного контроля в «интеллектуальных» пунктах пропуска.

заключение

Результаты исследований основных направлений организации работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ в целях их комплексного развития показали, что в современных условиях развития международных перевозок важным и актуальным направлением организации работы таможенных органов в пунктах пропуска является дальнейшая автоматизация таможенных операций процедуры таможенного транзита, расширение функциональных возможностей АПС «Пункт пропуска».

Перспективным направлением внедрения цифровых технологий в пунктах пропуска является применение электронных навигационных пломб.

В отдельных пунктах пропуска в рамках пилотных проектов продолжается практика внедрения механизмов ускорения совершения таможенных операций как в отношении грузовых транспортных средств, так и в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами. Среди них механизмы подачи пассажирской таможенной декларации в электронном виде с применением сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», оформления транспортных

средств для личного пользования с применением многоразовой учетной карточки транспортного средства, предварительного бронирования подъезда к пункту пропуска (электронная очередь), международных цифровых торговых блокчейн-платформ в морских пунктах пропуска и др.

Ключевым элементом «интеллектуального» пункта пропуска является Интегрированная система пропуска через государственную границу РФ, цель создания которой - сокращение времени прохождения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через пункты пропуска РФ. Внедрение такой системы требует нормативного закрепления полного цикла электронного документооборота в пункте пропуска как одного из обязательных условий успешной и полной реализации модели «интеллектуального» пункта пропуска.

Перспективным направлением развития таможенного контроля в «интеллектуальных» пунктах пропуска следует рассматривать их оснащение современными портальными ИДК. При использовании портальных ИДК в пунктах пропуска основные усилия таможенных органов необходимо сосредоточить на:

- обеспечении контроля в отношении всех автотранспортных средств, перемещаемых через автомобильные пункты пропуска;

- исключении «человеческого» фактора при принятии решений по результатам использования портальных ИДК;

- сокращении сроков совершения операций в отношении транспортных средств по сравнению с применением стационарных и мобильных ИДК;

- развитии информационной системы по автоматическому анализу снимков;

- определении условий, необходимых для формирования перечня пунктов пропуска, оснащение которых портальными ИДК требуется в приоритетном порядке.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Официальный сайт ФГКУ Росгранстрой. URL: http://www.Rosgranstroy.ru.

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

3. План-график мероприятий по поэтапному переходу на совершение таможенных операций, связанных с таможенной процедурой таможенного транзита, с использованием АПС «ПП» (утвержден ВрИО руководителя ФТС России Давыдовым Р.В. 30 июня 2023 г.).

4. Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок от 19.04.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/22bn0065/?ysclid=lowxzv7qx0511290766 (дата обращения: 13.11.2023).

5. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.10.2022 № 29 «О проведении эксперимента по применению электронных навигационных пломб» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01436676/err_24102022_29 (дата обращения: 13.11.2023).

6. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 21.10.2022 № 25 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01436658/err_24102022_25 (дата обращения: 13.11.2023).

7. Автоматизация процессов таможенного и иных видов государственного контроля в морских портах. Принципы «одного окна», реализованные в КПС «Портал Морской порт» / Д. Б. Жуков, А. Ю. Шубин, Г. А. Боярский, Д. А. Терновых // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2022 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2022. С. 23-27.

8. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

9. Давыдов Р. В. ФТС России создает будущий облик государственной границы. Интеллектуальный пункт пропуска // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетент-ностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2022 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2022. С. 3-6.

информация об авторе

Жуков Дмитрий Борисович - генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, e-mail: dbzh70@mail.ru, тел.: 8(499) 449-88-42.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Жуков Д. Б. Организация работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: реализация комплекса мероприятий по внедрению современных информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 24-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.