Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И ИХ МОТИВАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И ИХ МОТИВАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юридическая клиника / бесплатная юридическая помощь / мотивация студентов / организация работы студентов / юридическое образование

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панга Елена Владимировна, Конокин Данил Владимирович

В статье рассматриваются вопросы мотивации студентов, занятых в юридических клиниках при оказании бесплатной юридической помощи. Юридические клиники являются важным компонентом образовательной программы для студентов юридических факультетов. Успешная мотивация студентов для работы в юридической клинике требует комплексного подхода, который включает учет их интересов и ожиданий, предоставление возможностей для профессионального роста и развития навыков, а также создание поддерживающей и стимулирующей среды. Сделан вывод о том, необходимо регулярно проводить исследования, чтобы определить эффективные и современные методики, а также факторы, которые мотивируют студентов работать в юридических клиниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И ИХ МОТИВАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ»

ПАНГА Елена Владимировна,

кандидат исторических наук, старший преподаватель Департамента международного и публичного права, заместитель директора Юридической клиники «Центр правовой поддержки» Юридического факультета Финансового университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

e-mail: EVPanga@fa.ru

КОНОКИН Данил Владимирович,

студент 4 курса юридического факультета, диспетчер Юридической клиники «Центр правовой поддержки» Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

e-mail: DVKonokin@fa.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И ИХ МОТИВАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мотивации студентов, занятых в юридических клиниках при оказании бесплатной юридической помощи. Юридические клиники являются важным компонентом образовательной программы для студентов юридических факультетов. Успешная мотивация студентов для работы в юридической клинике требует комплексного подхода, который включает учет их интересов и ожиданий, предоставление возможностей для профессионального роста и развития навыков, а также создание поддерживающей и стимулирующей среды. Сделан вывод о том, необходимо регулярно проводить исследования, чтобы определить эффективные и современные методики, а также факторы, которые мотивируют студентов работать в юридических клиниках.

Ключевые слова: юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, мотивация студентов, организация работы студентов, юридическое образование

PANGA Elena Vladimirovna,

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of International and Public Law, Deputy Director of the Law Clinic «Center for Legal Support» of the Faculty of Law Financial University under the Government

of the Russian Federation, Moscow

KONOKIN Danil Vladimirovich,

4th year student of the Faculty of Law, Dispatcher of the Law Clinic «Center for Legal Support» of the Faculty of Law Financial University under the Government

of the Russian Federation, Moscow

ORGANIZATION OF STUDENTS WORK IN THE LAW CLINIC AND THEIR MOTIVATION: FEATURES OF PROVIDING FREE LEGAL ASSISTANCE TO THE POPULATION

Annotation. The article discusses the issues of motivation of students employed in legal clinics when providing free legal assistance. Legal clinics are an important component of the educational program for law students. Successful motivation of students to work in a legal clinic requires a comprehensive approach that includes taking into account their interests and expectations, providing opportunities for professional growth and skills development, as well as creating a supportive and stimulating environment. It is concluded that it is necessary to conduct regular research to determine effective and modern methods, as well as factors that motivate students to work in legal clinics.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-296-300 NIION: 2021-0079-9/23-549 MOSURED: 77/27-025-2023-09-549

Key words: legal clinic, free legal assistance, motivation of students, organization of students' work, legal education

В современном мире оказание бесплатной юридической помощи является актуальной проблемой. Юридические клиники, созданные для обучения студентов, предоставляют возможность оказывать бесплатную юридическую помощь населению. Однако, несмотря на значимость этой деятельности, студенты часто испытывают трудности с мотивацией, что может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг.

Юридические клиники являются важной составляющей юридического образования в Российской Федерации. Они не только формируют базовые навыки будущих юристов, но также аккумулируют в себе трехсторонние интересы - граждан, университетов и студентов, осуществляя социальную, практическую, образовательную, просветительскую функции.

Целью данного исследования является выявление проблем мотивации студентов юридических клиник при обучении по оказанию бесплатной юридической помощи населению и разработка рекомендаций по их решению.

Вклад в развитие проблематики работы юридических клиник внесли своими работами Э.И., И.Г. Воропаев, И.В. Гусева, С.М. Кочетова, Е.Л. Е.Л. Кдлян, Г.А. Магдесян, Е.В. Рябцева и ряд других авторов.

Воропаев И.Г. определяет юридическую клинику как организацию на правах структурного подразделения вуза, которая осуществляет подготовку юридических кадров, получение студентами-юристами теоретических знаний, правовое консультирование населения и получение практических навыков в области оказания юридической помощи населению [2, с. 64]. Действительно, юридическая клиника - это образовательно-практическая организация, которая предоставляет бесплатную правовую помощь населению, а также обучает студентов юридических факультетов профессиональным компетенциям в области права. Юридическая клиника, будучи созданная в стенах вуза, представляет собой профессиональный комплекс со всем необходимым для психологической адаптации студентов к практическому обучению. Она обеспечивает методически корректное формирование у студента начального профессионального опыта, а также может являться местом для прохождения практики [3, с. 96].

Роль и значимость юридических клиник в обществе обуславливаются тем, что они помогают людям защищать свои права, участвуют в формировании практических навыков у студен-

тов юридических факультетов, являются площадками для возможного проведения исследований в области права, а также содействуют развитию гражданского общества. Юридические клиники помогают людям лучше понимать и знать свои права и обязанности, а также восстанавливать нарушенные права. Это способствует формированию гражданского общества и укреплению правовой культуры. Кроме того, юридические клиники становятся центральным звеном бесплатной юридической помощи [2, с. 64].

В настоящее время в России создаются и действуют юридические клиники при вузах, в которых студенты под руководством преподавателей, практиков и экспертов оказывают бесплатные правовые консультации малоимущим и социально незащищенным категориям граждан, а также реализуют проекты правового просвещения. Правовое регулирование деятельности юридических клиник осуществляется Федеральным законом №324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г.1, а также принятыми в развитие его положений другими нормативно-правовыми актами.

При Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации также действует Юридическая клиника «Центр правовой поддержки» Юридического факультета, которая руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, Уставом Финунивер-ситета, Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями ректора Финуниверси-тета, декана юридического факультета, Положением о Центре правовой поддержки. Студенты участвуют в работе центра, повышают профессиональный уровень образования, дополняя теори-тические знания, полученные на занятиях, практическими навыками и опытом. Клиницисты оказывают бесплатную юридическую помощь в виде письменных консультаций, реализуют проекты правового просвещения и участвуют в научно-практических и студенческих мероприятиях.

Вовлечение студентов в деятельность юридической клиники связано с вопросами мотивации. Необходимо отметить, что ранее исследования по вопросам мотивации студентов юридиче-

1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-Ф3 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. Дата опубликования: 24.06.2023. Номер опубликования: 0001201111210005. [Электронный ресурс] -режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102152039

ских клиник проводилась только в рамках общей темы мотивации в образовании. В научной литературе выделяются следующие основные аспекты мотивации студентов юридических клиник:

1. Мотивация к учебной деятельности. Она является основой для успешного освоения учебной программы. Студенты, которые имеют высокую мотивацию к учебе, более успешны в своей учебной деятельности, чем те, кто не имеет мотивации или имеет ее низкий уровень.

2. Мотивация к работе в юридической клинике. Для того чтобы студенты могли успешно работать в юридической клинике, им нужна мотивация. Эта мотивация может быть связана с интересом к практической деятельности, желанием приобрести опыт и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

3. Мотивация к работе в команде. Работа в юридической клинике часто требует совместной деятельности в команде. Мотивация к работе в команде может быть связана с желанием учиться от других студентов, развивать навыки коммуникации и социальные навыки.

4. Мотивация к помощи обществу. Работа в юридической клинике позволяет студентам оказывать юридическую помощь обществу, что может быть мотивировано желанием помочь другим и улучшить общество.

Таким образом, основной мотивацией обучающихся является применение на практике теоретических знаний, а также возможность ведения «живого» консультирования клиентов, выработка навыков интервьюирования, консультирования клиентов [4, с. 230].

Выделяются следующие факторы, влияющие на мотивацию студентов юридических клиник: 1) ясность целей и задач, которые должны быть выполнены студентами в рамках работы в юридической клинике; 2) развитие у студентов навыков, необходимых для успешной работы в юридической клинике; 3) создание условий для совместной работы студентов в команде; 4) создание условий для оказания помощи обществу; 5) поддержка со стороны наставников и преподавателей. В целом, мотивация студентов юридических клиник влияет на успешность их учебной и практической деятельности. Поэтому ее изучение и повышение являются актуальной задачей для образовательных учреждений, в том числе и для юридических клиник.

Низкая мотивация студентов к оказанию юридической помощи населению может быть связана с недостаточной информированностью студентов о возможностях оказания юридической помощи. Действительно, студенты могут не знать о способах оказания правовой помощи населению. Необходимо проводить регулярные

информационные кампании, которые помогут студентам получить необходимую информацию. Кроме того, некоторые студенты могут не видеть ценности в оказании юридической помощи населению или не иметь достаточного интереса к этой области. В этом случае необходимо проводить мотивационные мероприятия, которые помогут студентам понять, что оказание юридической помощи может быть полезным для общества и для их собственного развития. Количество практических занятий также будет влиять на мотивацию студентов. Практические занятия помогут студентам на практике ощутить, как важно и полезно оказывать юридическую помощь населению.

Внутренними факторами пониженной мотивации могут быть низкий уровень осознания значимости оказания юридической помощи, отсутствие интереса к профессии юриста, уровень знаний и навыков. Внешними факторами становятся отсутствие поддержки со стороны университета и возможностей для практики, а также негативный опыт работы с клиентами.

Кроме того, сама модель юридической клиники также может оказывать влияние на мотивацию студентов и их вовлеченность в практико-о-риентированную деятельность. Подавляющая часть юридических клиник при вузе работают с реальными случаями. В таких клиниках преподаватели, эксперты и менторы выбирают кейсы, исходя из их образовательной ценности, а студенты непосредственно подотчетны клиентам. Студенты проводят собеседования, а также исследования и анализ, требуемые делом, пишут юридические акты, а в странах, где это разрешено, предлагают юридические консультации и представляют клиента в судебных инстанциях. Здесь важным аспектом будет являться постоянный контроль со стороны преподавателей, которые помогают студентам в подготовке и анализе проделанной работы. Такая модель предполагает столкновение студента с этическими вопросами, а также предполагает практическое обучение профессиональной ответственности.

Вторая модель предполагает работу юридической клиники, основанную на симуляции. В таком типе юридической клиники студенты не взаимодействуют непосредственно с клиентами, а работают над реальными или вымышленными случаями, предложенными экспертами клиники. Преимущества данного типа связаны с тем фактом, что отсутствуют «реальные клиенты», на которых могли бы повлиять какие-либо ошибки обучающихся. Таким образом, клиники, основанные на симуляции, представляют собой безопасный опыт под контролем преподавателей, которые следят за аспектом обучения, однако здесь

студенты полностью лишены ответственности, и существует риск того, что предлагаемые занятия окажутся не очень стимулирующими или интересными [7].

Чтобы решать указанные проблемы и качественно работать с мотивацией студентов, занятых в юридических клиниках, необходимо систематически осуществлять следующие мероприятия и действия.

Во-первых, важно установить четкие цели и задачи для работы в юридических клиниках, которые будут включать в себя практическую работу, развитие навыков и опыта, а также возможность участия в реальных делах.

Во-вторых, необходимо регулярно организовывать встречи с представителями юридических фирм, адвокатами и другими профессионалами, чтобы студенты могли получать информацию о практической работе в области права и узнавать о возможных карьерных путях.

В-третьих, важно предоставлять возможность для обратной связи и оценки работы студентов, чтобы они могли улучшать свои навыки и поддерживать собственную мотивацию.

В-четвертых, рекомендуется организовывать мероприятия, направленные на развитие командной работы, взаимодействия и обмена опытом между студентами, а также на продвижение здоровой конкуренции.

В-пятых, реализация и организация менто-ринга, который является эффективным способом повышения мотивации студентов. В рамках мен-торинга более опытные студенты или преподаватели могут помогать новичкам приспособиться к работе в юридической клинике, а также давать советы и рекомендации по профессиональному развитию.

Отметим, что программа мотивации студентов к работе в юридических клиниках должна быть разработана с учетом особенностей конкретного учебного заведения и его студентов.

Кроме того, важным процессом при работе с мотивацией студентами будет её отслеживание. Оценка эффективности программ повышения мотивации студентов юридических клиник может быть проведена по нескольким критериям: 1) увеличение числа студентов, желающих принять участие в юридической клинике; 2) увеличение числа студентов, которые успешно завершили работу в юридической клинике; 3) увеличение уровня мотивации студентов, работающих в юридической клинике; 4) увеличение уровня профессиональных навыков студентов, работающих в юридической клинике; 5) увеличение числа положительных отзывов от клиентов юридической клиники; 6) увеличение числа студентов, которые решили продолжить работу в сфере права после окончания университета.

Таким образом, оценка эффективности программ повышения мотивации студентов юридических клиник может быть проведена по нескольким критериям, и если программа была успешной, то все эти критерии должны быть достигнуты. Юридические клиники являются важным компонентом образовательной программы для студентов, изучающих право. Они позволяют студентам получить практический опыт работы с клиентами и применять свои знания на практике. Однако, для того чтобы студенты были мотивированы к работе в клинике, необходимо применять новые методы и формы работы.

Для работы в области повышения мотивации студентов юридических клиник крайне важно проводить регулярные исследования об эффективных и современных методиках, о факторах мотивации студентов к работе в юридических клиниках, и основываться на полученных результатах для разработки эффективных программ повышения мотивации. Кроме того, на студентов будут влиять и фактор разнообразности форматов работы, включая различные виды проектов и задач, чтобы студенты имели возможность проявить свои таланты и интересы. Возможность получить обратную связь о своей работе и профессиональном развитии, регулярные тренинги и семинары для клиницистов также будут играть значение. К числу факторов, повышающих мотивацию, также будет относиться сотрудничество с работодателями и организациями, которые могут предоставить студентам возможность получить практический опыт работы в области права.

В заключении можно отметить, что мотива-ционные проблемы студентов юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи являются актуальной проблемой, которую необходимо решать. В ходе исследования были выявлены факторы, влияющие на мотивацию студентов, а также причины снижения мотивации при оказании бесплатной юридической помощи населению. Для решения данной проблемы предлагается использовать комплексный подход, включающий в себя мотивационные программы, повышение квалификации преподавателей и улучшение материальной базы юридических клиник. Важно отметить, что повышение мотивации студентов не только способствует улучшению качества предоставляемых услуг, но также является важным фактором их профессионального развития. Таким образом, решение проблем мотивации студентов юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи населению является актуальной задачей, требующей внимания со стороны образовательных учреждений и государственных органов.

Список литературы:

[1] Атагимова Э.И. Роль юридических клиники в системе оказания бесплатной юридической помощи Российской Федерации: история и современность // Мониторинг правоприменения. 2021. №3 (40). С. 11-17.

[2] Воропаев И.Г. Внедрения студенческих юридических клиник в учебный процесс // Вестник экспертного совета. 2021. №4 (27). С. 64-68.

[3] Гусева И.В., Кочетова С.М. Юридическая клиника как основа формирования профессиональных компетенций будущих юристов // Вестник РМАТ. 2022. №3. С. 94-96.

[4] Кдлян Е.Л., Магдесян Г. А. Юридическая клиника как способ апробации теоретических правовых знаний // Право и практика. 2018. №1. С. 228-232.

[5] Рябцева Е.В. Безвозмездная правовая помощь: международный и российский опыт: монография. - М.: Юрлитинформ, 2015. 144 с.

[6] Останков Д.Б., Гришин В.В. Юридические клиники в Российской Федерации // Контентус. 2019. №3 (80).

[7] Clelia Bartoli. Legal clinics in Europe: for a commitment of higher education in social justice. Diritto & Questioni Pubbliche: Special issue. 2016. URL: https://encle.org/cle-resources/cle-literature. (дата обращения: 10.09.2023)

[1] Atagimova Je.I. Rol' juridicheskih kliniki v sisteme okazanija besplatnoj juridicheskojpomoshhi Rossi-jskoj Federacii: istorija i sovremennost' // Monitoring pravoprimenenija. 2021. №3 (40). S. 11-17.

[2] Voropaev I.G. Vnedrenija studencheskih juridicheskih klinik v uchebnyj process // Vestnik jekspert-nogo soveta. 2021. №4 (27). S. 64-68.

[3] Guseva I.V., Kochetova S.M. Juridicheskaja klinika kak osnova formirovanija professional'nyh kom-petencij budushhih juristov // Vestnik RMAT. 2022. №3. S. 94-96.

[4] Kdljan E.L., Magdesjan G.A. Juridicheskaja klinika kak sposob aprobacii teoreticheskih pravovyh znanij // Pravo i praktika. 2018. №1. S. 228-232.

[5] Rjabceva E.V. Bezvozmezdnaja pravovaja pomoshh': mezhdunarodnyj i rossijskij opyt: monografija. - M.: Jurlitinform, 2015. 144 s.

[6] Ostankov D.B., Grishin V.V. Juridicheskie kliniki v Rossijskoj Federacii//Kontentus. 2019. №3 (80).

[7] Clelia Bartoli. Legal clinics in Europe: for a commitment of higher education in social justice. Diritto & Questioni Pubbliche: Special issue. 2016. URL: https://encle.org/cle-resources/cle-literature. (data obrash-henija: 10.09.2023).

Spisok literatury:

J

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИи издает научные журналы

• Научно-правовой журнал «Образование и правое, рекомендованный БАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц

■ЛПШПМП Л1ЯЫ * Научно-правовой журнал «Право и жизнь», ЮРКОМПАКИ рецензируемый (РИНЦ, Е-Шгагу), выходит 1 раз

www.law-books.ru вЗмесяца.

Г

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.