Научная статья на тему 'Организация работы специального психолога по коррекции поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации'

Организация работы специального психолога по коррекции поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1821
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы специального психолога по коррекции поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации»

Н.Е. Серомаха

кандидат психологических наук, ассистент кафедры дефектологии и психологической коррекции, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

Организация работы специального психолога по коррекции поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации

Оказание психологической помощи детям с нарушениями психофизического развития является главным заданием деятельности специального психолога. В работе с умственно отсталыми учениками специальный психолог должен решать разнообразные практические задачи, среди которых отдельное место занимает вопрос психологического вмешательства с целью коррекции состояний фрустрации у детей данной категории. Учащиеся вспомогательных школ сталкиваются с большим числом фрустрационных ситуаций в процессе учебы, игры, межличностного общения, которые могут спровоцировать возникновение у них деструктивных эмоционально-поведенческих реакций и состояний. Поэтому специальный психолог должен владеть знаниями об особенностях организации и содержании работы по коррекции поведения умственно отсталых детей в ситуациях фрустрации; сформировать собственные компетенции, наличие которых будет способствовать эффективной реализации заданий коррекционно-развивающего процесса.

Цель статьи - проанализировать содержание работы практического психолога из коррекции поведения умственно отсталых детей в ситуациях фрустрации. Содержание работы специального психолога по коррекции поведения умственно отсталых детей включает четыре основных этапа: диагностический, мотивационный, коррекционно-развивающий и оценочный.

I. Диагностический этап работы направлен на выявление показателей, информация о которых станет основой для организации дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Специальный психолог подбирает и проводит комплекс психодиагностических методик, направленных на выявление:

• меры осознания и понимания детьми понятия «сложная ситуация», характера ситуаций фрустрации в их жизни;

• особенностей эмоциональной сферы детей, видов эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации;

• особенностей волевой регуляции поведения умственно отсталых детей, степени произвольности их действий;

• склонности к агрессивным действиям, девиациям поведения.

Организация диагностической работы в условиях школьного обучения позволяет специалисту наблюдать содержание ситуаций, которые являются фрустрационными для детей, прослеживать типичные реакции учащихся, своевременно коррегировать их поведение в сложных ситуациях обучения, исследовать эффективность примененных приемов психокоррекции. Наличие ситуаций фрустрации провоцирует умственно

264

отсталых детей на импульсивное, агрессивное поведение, при этом агрессия выступает как форма поведения, которую они усвоили от представителей их ближайшего окружения (Д. Маллаев). Ввиду того, что враждебность, несдержанность, агрессия у школьников с умственной отсталостью реализуется по шаблону, который ребенок усвоил в процессе взаимодействия с ближайшим социальным окружением, необходимо оптимизировать социальную среду ребенка и параллельно проводить работу по развитию привычек социально одобряемого, нормативного поведения в ситуациях фрустрации.

Психологическую коррекцию отдельных деструктивных поведенческих аспектов умственно отсталых детей следует проводить в реально созданных практических ситуациях, развивая у них «правильные», социально одобряемые формы реагирования в ситуациях фрустрации. Однако коррекционно-развивающая деятельность будет эффективной при условии организации пропедевтической работы по формированию знаний умственно отсталых детей о видах ситуаций фрустрации в деятельности, созданию у них позитивного эмоционального фона, развитию навыков волевой регуляции, наличие которой создает своеобразный регулятивный плацдарм для развития поведения умственно отсталых детей.

Непосредственная реализация коррекционной программы включает три последовательные этапа - мотивационный, коррекционноразвивающий и оценочный.

II. Основным заданием мотивационного этапа является стимулирование интереса у умственно отсталых детей к дальнейшей работе, первичное знакомство детей с проблемой, сплачивание группы. Результат достигается благодаря использованию психологом таких средств работы, как беседа, игра, рисование, создание несложных проблемных ситуаций.

III. Коррекционно-развивающий этап нацелен на коррекционное развитие адекватных ситуации форм поведения, осознанной организации умственно отсталыми детьми действий в ситуациях фрустрации, элементов произвольного поведения, коррекцию негативных аффективнодинамических и поведенческих реакций. Коррекционно-развивающий этап предусматривает блочную систему проведения занятий. Предлагаем следующие блоки: когнитивно-содержательный, эмоциональный, регулятивный, поведенческий.

Когнитивно-содержательный блок.

Цель - сформировать у детей с умственной отсталостью знания о видах ситуаций фрустрации в деятельности, конструктивные способы их разрешения.

Задание блока:

1. Сформировать у учащихся представление о видах ситуаций фрустрации, выделить их характерные признаки, показать негативное влияние нерешенных ситуаций фрустрации на результат деятельности.

2. Сформировать адекватное, безбоязненное отношение к трудностям, которые могут возникать в процессе деятельности, взаимодействия с социальным окружением.

265

3. Ознакомить детей с когнитивными, эмоциональными, поведенческими способами преодоления ситуаций фрустрации, показать преимущества конструктивных способов реагирования.

4. Расширить, закрепить знания о некоторых видах социальнонормативного поведения, практическое применение которых может способствовать конструктивному преодолений ситуаций фрустрации.

Предмет коррекционно-развивающей работы: познавательная сфера умственно отсталых младших школьников.

Средства работы психолога: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, внушение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций, ролевые игры по моделированию конструктивных видов поведения в различных сложных непредвиденных ситуациях.

2. Эмоциональный блок.

Цель блока - развитие у детей позитивного эмоционального состояния, навыков эмоциональной регуляции.

Задание блока:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Повышение самоконтроля в отношении проявлений собственного эмоционального состояния в процессе учебной деятельности, общения.

3. Коррекция тревожности у детей.

4. Психомышечная тренировка.

Предмет коррекционно-развивающей работы: эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка.

Средства работы психолога: психогимнастические игры, техники, упражнения, релаксационный тренинг, рисование.

3. Регулятивный блок.

Цель блока - коррекция недостаточности волевой саморегуляции в ситуациях фрустрации, коррекционное развитие умений поэтапного решения ситуаций фрустрации умственно отсталыми младшими школьниками.

Задание:

1. Повышение мотивации выполняемой деятельности, создание ситуаций успеха.

2. Развитие умения ориентироваться в сложных учебных заданиях на материализованные опоры разной сложности, от прописанных алгоритмов до опор схематического плана, пиктограмм.

3. Обучению поэтапному решению ситуаций фрустрации, коррекция недостаточности волевой саморегуляции с применением материализованных опор.

4. Обучение адекватно оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других детей по предложенным материализованным критериям.

Предмет коррекционно-развивающей работы: мотивационно-

волевая сфера умственно отсталых детей, деятельностный компонент интеллектуальной сферы.

Средства работы психолога: специальные меры поощрения, позитивной оценки, создания ситуаций успеха; решение проблемных ситуа-

266

ций, применение материализованных алгоритмов решения сложных ситуаций, применение пиктограмм, материализованных критериев оценки действий.

4. Поведенческий блок.

Цель - психологическая коррекция поведенческих аспектов, межличностных отношений умственно отсталых детей.

Задание блока:

1. Формирование «ненасильственной» модели поведения.

2. Коррекция агрессивности у детей.

3. Коррекция детской импульсивности, несдержанности.

4. Снятие конфликтности и эмоционального напряжения у детей.

5. Психомышечная тренировка.

Предмет коррекционно-развивающей работы: поведенческая, эмоциональная сфера умственно отсталых детей.

Средства работы психолога: моделирование проблемных ситуаций в деятельности и общении, анализ заданных ситуаций, обсуждение литературных произведений, упражнение, приучение, внедрение желательного поведения в повседневную жизнь.

IV. В качестве цели оценочного этапа психокоррекции выступает психологическое исследование результатов позитивного влияния коррекционной работы из развития конструктивных форм поведения в ситуациях фрустрации у детей с умственной отсталостью.

Работу по коррекции поведения умственно отсталых детей в ситуациях фрустрации следует начинать как можно раньше, однако наше исследование доказывает, что наиболее эффективным для начала такой работы является младший школьный возраст. Организация процесса коррекции поведения в младшем школьном возрасте может способствовать более успешному становлению личности умственно отсталого ученика в период пубертата.

Н.В. Симакова

учитель,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 38

г. Череповец, Вологодская обл.

Повышение качества усваиваемого материала на уроках технологии учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида через личностно ориентированные технологии

Программа профессионально-трудового обучения по предмету «технология» формирует у учащихся систему навыков производственного и операционного характера, это даёт возможность овладению профессией.

Задачей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка к самостоятельной трудовой деятельности и развитию трудовых навыков.

Особенности физического и умственного развития обучающихся, отклонения в данном развитии затрудняют самостоятельность, как познавательную так и практическую, наблюдается низкий уровень в

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.