ций, применение материализованных алгоритмов решения сложных ситуаций, применение пиктограмм, материализованных критериев оценки действий.
4. Поведенческий блок.
Цель - психологическая коррекция поведенческих аспектов, межличностных отношений умственно отсталых детей.
Задание блока:
1. Формирование «ненасильственной» модели поведения.
2. Коррекция агрессивности у детей.
3. Коррекция детской импульсивности, несдержанности.
4. Снятие конфликтности и эмоционального напряжения у детей.
5. Психомышечная тренировка.
Предмет коррекционно-развивающей работы: поведенческая, эмоциональная сфера умственно отсталых детей.
Средства работы психолога: моделирование проблемных ситуаций в деятельности и общении, анализ заданных ситуаций, обсуждение литературных произведений, упражнение, приучение, внедрение желательного поведения в повседневную жизнь.
IV. В качестве цели оценочного этапа психокоррекции выступает психологическое исследование результатов позитивного влияния коррекционной работы из развития конструктивных форм поведения в ситуациях фрустрации у детей с умственной отсталостью.
Работу по коррекции поведения умственно отсталых детей в ситуациях фрустрации следует начинать как можно раньше, однако наше исследование доказывает, что наиболее эффективным для начала такой работы является младший школьный возраст. Организация процесса коррекции поведения в младшем школьном возрасте может способствовать более успешному становлению личности умственно отсталого ученика в период пубертата.
Н.В. Симакова
учитель,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 38
г. Череповец, Вологодская обл.
Повышение качества усваиваемого материала на уроках технологии учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида через личностно ориентированные технологии
Программа профессионально-трудового обучения по предмету «технология» формирует у учащихся систему навыков производственного и операционного характера, это даёт возможность овладению профессией.
Задачей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка к самостоятельной трудовой деятельности и развитию трудовых навыков.
Особенности физического и умственного развития обучающихся, отклонения в данном развитии затрудняют самостоятельность, как познавательную так и практическую, наблюдается низкий уровень в
267
выполнении учебных и трудовых заданий, в усвоении полученных знаний. К таким трудностям добавляются ещё и проблемы в воспитании качеств личности: настойчивости в выполнении практической работы, трудолюбия, неуверенности в правильности и качественности выполнения, трудности в ориентировочной деятельности и тяжести в обобщении опыта.
В силу данных обстоятельств не все учащиеся могут в полном объёме успешно усваивать программу трудового обучения, поэтому необходимо сосредоточить внимание на новейших педагогических технологиях и, взяв их на вооружение, подобрать наиболее оптимальную для адаптации её на уроках технологии с целью повышения качества усвоения программного материала всеми учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.
Целостность технологии обучения (воспитания) обеспечивается тремя её компонентами: 1) организационной формой; 2) дидактическим процессом; 3) квалификацией учителя (или ТСО).
В данном случае нашим требованиям отвечает педагогическая технология - личностно ориентированное обучение. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, её самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения (И. С. Якиманская)
Личностно ориентированное обучение предполагает:
• признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, который реализуется в процессе субъект-объектных образовательных воздействий;
• признание у ребенка способности к саморазвитию, на его индивидуальное направление в освоении образовательных областей;
• сопроводительную позицию педагога по отношению к деятельности ученика;
• приоритет внутриличностного компонента содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных направлений;
• приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
Личностно ориентированное обучение решает проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создаёт творческую атмосферу в коллективе, основанную на активной деятельности в тесном сотрудничестве учителя и учащихся, создающихся благодаря: формированию и развитию познавательного интереса и активизации данной деятельности; созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся; применению дифференцированного и индивидуального подходов в обуче-
268
нии; использованию методов, активизирующих учебный процесс; использованию учителем различных вербальных средств; неразрывному единству обучения и воспитания.
В ориентированном обучении одно из ведущих мест занимает индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.
Цель данного процесса состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Истоки развития личностно ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахти-на-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
В.А. Сухомлинский считал, что педагог для поддержки ребёнка должен: сохранять в себе ощущение детства, развивать в себе способности к пониманию ребёнка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять её развитие, помня о том, что ребёнок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно ориентированного обучения (Т.И. Кулыпина, Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская). По мнению И.С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия. Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Использование различных личностно ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал, что соответствует нашей цели.
269