Научная статья на тему 'Роль педагога в воспитании учеников с интеллектуальной недостаточностью'

Роль педагога в воспитании учеников с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1377
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / MENTALLY RETARDED CHILDREN / УЧИТЕЛЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ / A TEACHER IN SPECIAL CORRECTIONAL SCHOOL / OLIGOPHRENOPEDAGOGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минав Дарья Михайловна

В статье анализируются вопросы воспитания детей-олигифренов, важность педагога в коррекционной школе и организацию воспитательного процесса в специальном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в воспитании учеников с интеллектуальной недостаточностью»

В рамках дистанционного обучения мультимедиа-ресурс «КУРС» как элемент эволюционного развития средств обучения решает следующие дидактические задачи:

• способствует повышению качества знаний обучающихся-инвалидов и обучающихся с ослабленным здоровьем;

• создает условия для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий;

• предоставляет всем обучающимся возможность учения по индивидуальному плану в рамках четко обозначенной предметной программы;

• создает комфортные, благоприятные эмоциональные условия для обучающихся с ограниченными возможностями.

Дистанционное обучение имеет много положительных сторон. Главным минусом такой формы обучения является удалённость обучающегося от преподавателя и от образовательного учреждения. Качественное очное общение с преподавателем не могут в полной мере заменить самые совершенные интерактивные средства дистанционного обучения. Кроме того, даже оптимальное сочетание текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в электронном курсе нельзя рассматривать как хорошую альтернативу очного занятия в смысле усвоения учебного материала [3].

Таким образом, введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий формирует новые направления развития мультимедийной дидактики [4], а именно, продуцирование информационно-образовательной локальной среды с различными социальными, предметными и психолого-дидактическими качествами; оптимальное использование информационных, технологических и мультимедийных компонентов в образовании и воспитании; развитие компонентов ИКТ-компетентности педагога и обучающегося; оптимальное соотношение непосредственного и опосредованного общения педагога и обучающегося в процессе обучения; сохранение целостности личности обучающегося в условиях непрерывного развития среды обучения. Грамотно разработанный с методической и технической точек зрения электронный образовательный ресурс может предоставить обучающимся неоценимые и недоступные ранее возможности получения основного или дополнительного образования.

Литература

1. Прикот Р. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. 160 с.

2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.

3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской. -М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.

4. Аствацатуров Г. О. Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. 176 с.

Role of the teacher in the education of students with intellectual disabilities Minav D. (Russian Federation) Роль педагога в воспитании учеников с интеллектуальной недостаточностью Минав Д. М. (Российская Федерация)

Минав Дарья Михайловна /Minav Dana - студент магистратуры, Институт живых систем Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются вопросы воспитания детей-олигифренов, важность педагога в коррекционной школе и организацию воспитательного процесса в специальном учреждении. Abstract: this article examines the education-oligifrenov children, the importance of the teacher in a correctional school and the organization of educational process in an institution.

Ключевые слова: воспитание, олигофренопедагог, умственно отсталые дети, учитель в специальной коррекционной школе.

Keywords: education, oligophrenopedagogs, mentally retarded children, a teacher in special correctional school.

Каждый педагог знает, что умственно отсталые дети на всех этапах процесса познания имеют элементы недоразвития. В результате чего эти ребята получают неполноценные или даже искаженные представления об окружающем мире. При интеллектуальной недостаточности главным образом страдают восприятие, мышление, речь, память, внимание, эмоционально-волевая сфера [5].

Приходя впервые в среднее учебное заведение, малыш зачастую испытывает различные трудности адаптации. Они связаны с изменением его социальной позиции и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми - учителями. Особенно тяжело это бывает детям-олигофренам. Учитель в специальных (коррекционных) школах является ведущей фигурой. Главная функция педагога в данной школе - управление процессами обучения, коррекции и развития деток с интеллектуальными нарушениями и воспитания. Для того чтобы эффективно и грамотно управлять этими процессами, учитель должен не просто знать, а достаточно хорошо знать особенности умственно отсталых детей, а также содержание и специфику работы с ними. Учитель играет главную роль в усвоении учебного материала школьниками. Без его помощи умственно недоразвитым детям тяжело дается новые знания, а некоторые и вовсе не могут овладеть необходимыми умениями и навыками. Дети-олигофрены, как никто, требуют к себе повышенного внимания, что не обходит стороной и педагога [2]. Вспомогательное учреждение требует от преподавателя многих задач, решение которых могло бы по максимуму помочь учащемуся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе, а также их социальной независимости. Все задачи, поставленные учебным заведением (коррекционные, образовательные, воспитательные), должны решаться взаимосвязано, комплексно на протяжении внеурочного времени и на всех уроках. На уроке важно использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения. Педагог, преподающий во вспомогательном учреждении, должен организовать самостоятельную работу учащихся, это необходимо для достижения наиболее высокого результата. При всем при этом педагог должен знать, как нужно работать с пособиями разного типа, в какой последовательности проводить обучение детей, научить ребят умению ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и многое другое [5]. Ребенок всегда будет ребенком, а если у него есть отклонения в работе какой-то системы организма, то это есть особенность его развития. Задача взрослых - попытаться сформировать соответственные требование с целью обучения учащегося непосредственно с учетом данной характерной черты, сделать ее отправной точкой в работе с каждым из них. Учащиеся зачастую хотят видеть в педагоге партнера, друга, помощника. Для ощущения полного понимания они должны почувствовать персональную заботу о себе, должны увидеть, что их любят, понимают и принимают такими, какие они есть [3]. Зачастую мы слышим, что хороший учитель - это добрый, вежливый, чуткий, любящий и понимающий человек. Он любит детей, доверяет им, открыт, справедлив в своих оценках и суждениях. Всегда готов прийти на помощь, он любит свою работу, данная работа имеет наивысшую ценность, а признание и любовь детей - высшая награда. Поэтому олигофренопедагог должен обладать основным качеством - гуманизмом. Именно данное качество выражает отношение к растущему человеку как к высшей ценности на земле, независимо от наличия у него каких-либо дефектов развития. Умственно отсталый ребенок во многом схож с нормально развивающимся ребенком, он точно так же нуждается в любви, уважении со стороны взрослого, сочувствии и понимании. Именно учитель, совместно с родителями, берет на себя ответственность, чтобы каждый ученик из его класса смог состояться, как личность и не был унижен после того, как узнал, каковы у него возможности [2]. В коррекционной школе, где дети с умственными отклонениями, и воспитанию этих детей уделяется большее количество времени, эта ответственность еще более возрастет. Учитель должен начинать работу с детьми с полного и всестороннего изучения ребенка и его возможных способностей.

Коррекционно-педагогический процесс привлекает к себе необходимость непрерывного и регулярного контроля, динамики хода, а также эффективности коррекции, поведения диагностических процедур. Любой учитель организовывает учебно-коррекционную работу с учениками, опираясь на предмет, который он преподает, но в то же время сопоставляет их с целями прочих специалистов. Коррекционная работа направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания таких условий, которые станут оптимальными для развития личностного потенциала ребенка [4]. Помимо прочего, педагог, как и родитель, играет достаточно важную роль в развитии и воспитании ребенка. Воспитание - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

66

Первостепеннейшей проблемой в воспитании детей с нарушениями умственного формирования, является организация детей к самостоятельной жизни. У нормально развивающегося ребенка многие социо значимые навыки и умения усваиваются спонтанно, в отсутствии особого обучения. Ребенок с нарушениями в умственном развитии нуждается в особой помощи для подготовки к самостоятельному жизнеустройству. Основными характерными чертами личности умственно отсталого ребенка являются невысокий уровень познавательных интересов, искаженная самооценка, а также недоразвитие воли [7]. Зачастую такого рода малыш склонен к вспышкам гнева или, наоборот, слишком пассивен, может бесповодно меняться его настроение, что может показаться непонятным для окружающих, или могут возникнуть агрессивные реакции. Большое значение в воспитании детей с отклонениями в развитии имеет выработка привычки социального поведения даже тогда, когда они ещё не в состоянии понять всю суть их общественного содержания. Развитие личности в данной ситуации представляет собой достаточно многогранный и довольно сложный процесс духовного роста этой личности, улучшения, качественного изменения во всех сферах, которые так значимы для нее. Это может быть в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении ко всему окружающему миру, а также в познавательных процессах [1].

Организация воспитательного процесса в особом учреждении подразумевает размеренный режим, упорядоченную работу ребят и преподавательской группы, базирующиеся на реализации комплексно-целевой программы становления образовательного места учреждения образования. Приоритетным в воспитательном труде учреждений, которые обеспечивают получение специального образования, считается формирование критерий для социализации личности ребенка, формирование у учащихся нравственного и физического здоровья, культуры семейных и трудовых отношений, опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех типах деятельности.

Специальная (коррекционная) школа подготавливает своих учеников к деятельности в обществе и к такой жизни, где они смогут жить самостоятельно. Подобным образом процесс воспитания должен удовлетворять запросам воспитуемого. Он должен помочь ему разобраться в тех ситуациях, в которых возникают некоторые проблемы. Ребенок должен утвердиться как личность и почувствовать себя востребованным. Этого можно достигнуть с помощью моделирования ситуаций, где интеллектуально малоразвитый школьник может самостоятельно или при помощи взрослого правильно и корректно оценить свое поведение, отношение к деятельности и окружающим. Неслучайно Г. М. Дульнев указывал, что вовлечение учащегося данной школы в различные ситуации является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их достижения оцениваются, их авторитет повышается [6].

У школьника-олигофрена, чтобы он стал личностью и мог проявить эту грань, необходимо воспитывать множество качеств. Первостепенно это отношение к различного рода труду. Это должно быть сознательное отношение к физическому, интеллектуальному и профессиональному труду. Овладение элементарными умениями и навыками в трудовой работе, уважение к труду других; вовлечение к общественно полезному производительному труду; формирование жизненных планов; подготовка к выбору профессии, это не весь перечень качеств, которые ученик должен в себе развивать.

Особое отношение должно быть к обучению нравственности, доброжелательности, сознательной дисциплины, преодолению иждивенчества и эгоизма, уважительного отношения к окружающим.

Накопление нравственных знаний составляет базу развития взглядов, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В последующем, вследствии хорошо обдуманной системы нравственного просвещения, осуществляются формирование и коррекция нравственных эмоций.

Правильно сформированные у ребенка гражданские качества личности являются базой воспитательной работы всего педагогического коллектива. Это могут быть понимание и соблюдение основных прав и обязанностей граждан нашей страны; уголовного права; усвоения правовых знаний, ученик должен осознавать свою личную ответственности за свое поведение, знать хотя бы минимум основ гражданского права, семейного права, трудового права, он должен понимать всю важность законов государства, своих прав и обязанностей.

Олигофренопедагог должен знать в процессе воспитания, а также учитывать определенные особенности детей:

1. Нарушения познавательного формирования развития усложняют правильное независимое общение ребенка.

2. Сокращение возможности к конкретизации обобщений приводят к несогласованности слова и установленной деятельности.

3. Нарушения в эмоционально-волевой области снижают самостоятельность, уменьшают стремление быть лучше, способствуют созданию и закреплению отрицательных привычек.

4. Они затрудняются в оценке своего поведения или деятельности.

67

Для педагога - умение распоряжаться воспитальным процессом, строить его согласно логике и закономерностям развития, обеспечивая формирование личности ребенка в заданном направлении [2].

Наиболее совершенным результатом воспитания учащегося в коррекционной деятельности, можно считать то, при котором совпадают уровни развития нравственного сознания и нравственного поведения, а также когда поступки и их поведение находятся в полной гармонии с их убеждениями, взглядами, сознанием, и при всем этом натуральное поведение переходит в культурное. Воспитание является базой и основой всего того, что вложил учитель в душу ребенка, как умело он смог объяснить значимость этого человечка и дать всё необходимое в этом возрасте, от этого будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, и как будет строить свои взаимоотношения с окружающими.

Литература

1. Алексеевских Д. Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. М., 2005.

2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика Ростов-на-Дону, 2004.

3. Зинкевич Т. Д. Как помочь «Особому» ребенку Санкт-Петербург, 2001.

4. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2006.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М: «Академия», 2001. с. 66.

6. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Москва, 2005.

7. Щербакова А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.