ПСИХОЛОГИЯ
PSYCHOLOGY
УДК 376.1
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Р.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, Е.В. Костюшина, Д.И. Чистовский
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска. Предлагается авторское понимание термина «группа риска». Описывается модель работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска, построенная с учетом авторской терминологии и классификации.
Ключевые слова: дети, школа, образовательный процесс, группа риска, социально-психологическая работа.
ORGANIZATION OF WORK OF SPECIALISTS
OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SERVICE
OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION WITH CHILDREN AT RISK
R.E. Barabanov, A.V. Dergachev, E.V. Kostiushina, D.I. Chistovsky
Abstract. This article is devoted to the issue of organizing the work of specialists providing socio-psychological services in an educational institution dealing with children at risk. The author's understanding of the term «risk group» is proposed. The model of the work of specialists providing socio-psychological services in an educational institution dealing with children at risk, as defined according to the author's terminology and classification, is described herein.
Keywords: children, school, educational process, risk group, socio-psychological work.
В работе специалистов социально-психологических служб образовательных учреждений в настоящее время наблюдаются большие расхождения при выборе терминов и понятий для обозначения различных категорий несовершеннолетних: «дети группы риска», «дети социального риска», «трудные» дети», «дети с отклоняющимся (девиантным, рискованным) поведением», «проблемные дети», «трудновоспитуемые», «дети, требующие повышенного педагогического внимания», «дети, находящиеся в социально опасном положении», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети, нуждающиеся в государственной защите» и др. И если некоторые из вышеперечисленных понятий и категорий достаточно точно определены нормативно-правовыми документами Российской Федерации (например, категории детей,
находящихся в социально опасном положении; оставшихся без попечения родителей; нуждающихся в государственной защите), то при определении многих других понятий и категорий у специалистов нередко возникают разногласия, что, безусловно, отражается на их практической деятельности. Особенно это заметно в тех случаях, когда специалистам разных учреждений, ведомств необходимо наладить взаимодействие, организовать совместную деятельность.
Термин «группа риска» и определение соответствующей категории детей не являются исключением, подтверждение чему можно найти в различных учебно-методических источниках:
1. Группа риска - группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды [10].
2. Группа риска (группа асоциального поведения) - группа, поведение которой носит асоциальный характер - не соответствует требованиям общества: наркоманы, алкоголики и пр. [10].
3. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Причины попадания детей в группу риска: пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение: устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов: жестокое обращение с детьми; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; оставление малолетних детей без пищи и воды; и др. [11].
4. Кандидат философских наук И. Дементьева в своей статье «Работа с детьми «группы риска» пишет: «В научной литературе понятие "дети группы риска" имеет ряд синонимических определений: "дети в трудной жизненной ситуации", "дети в особо трудных жизненных обстоятельствах", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "дети в социально опасных условиях", "дети, нуждающиеся в общественном воспитании", "дети, нуждающиеся в помощи государства" и т.п. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. принимает за основу термин "дети в трудной жизненной ситуации"...» [8].
5.. С. Макаренко, кандидат педагогических наук, в статье «Профилактика полоролевых нарушений у подростков группы риска» отмечает, что «группа риска» - понятие, которым широко пользуются и педагоги, и психологи. По мнению автора, в эту группу включаются подростки, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения [7].
6. Авторы книги «Подростки группы риска» Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко и С.Д. Смирнов, излагая результаты психологического обследования подростков, рассматривают категорию детей группы риска как группу трудных подростков (делинквентного и криминального поведения), понимая при этом под термином «риск» исключительно риск совершения правонарушении [6].
7. Профессор, доктор психологических наук Т. Шульга включает в группу риска детей с проблемами развития, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; оставшихся без попечения родителей, в силу разных, в том числе и не имеющих юридической силы обстоятельств; из неблагополучных, асоциальных семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке [14].
Анализ документации и деятельности социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов учреждений, управлений и отделов образования по различным регионам РФ также свидетельствует о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет единого подхода к определению данного понятия.
Термин «группа риска», а также категории детей, относящихся к данной группе, специалисты определяют по-разному: большинство из них включают в группу риска несовершен-
нолетних, открыто проявляющих различные формы социальной дезадаптации, вызванных влиянием рискогенных факторов, что не способствует выработке адекватных мер профилактической и коррекционной работы (так как работа направлена на борьбу со следствиями, а не с причинами дезадаптации). И лишь немногие специалисты, понимая под термином «риск» потенциальную, возможную опасность, которая может и не настичь ребенка, относят к группе риска детей, не проявляющих форм социально дезадаптированного поведения (дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей и др.).
Сложно сказать, кто из них прав, а кто - нет, так как и детей, воспитывающихся в условиях потенциального риска, и детей, чье отклоняющееся поведение уже стало следствием влияния рискогенных факторов, можно отнести к группе риска. Бесспорно одно: учащиеся группы риска - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Мы предлагаем специалистам использовать следующую терминологию и классификацию (таблица 1).
Таблица 1
Группа риска и факторы риска: терминология
ГРУППА РИСКА группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды
Группа потенциального риска, которая включает в себя категорию детей, живущих в условиях потенциального риска, но не проявляющих форм социально дезадаптированного поведения (дети из семей группы риска, особые дети и др.) Группа реального риска, к которой относятся дети, открыто проявляющие различные формы дезадаптации (пропуски занятий, эпизодическое употребление психоактивных веществ и т.д.)
ФАКТОРЫ РИСКА различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний
Психофизические аномалии, тяжелые травмы и соматические заболевания Социальные условия (место и условия проживания, особенности воспитания и т.д.) Особенности развития личности (возрастные кризисы и др.)
Соответственно, модель работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска, построенную с учетом вышеизложенной терминологии и классификации, можно представить следующим образом:
I этап: сбор и анализ информации с целью выявления детей группы риска, а также потенциальной постановки на внутришкольный контроль и учет на Совете по профилактике, определения возможных путей оказания помощи данной категории детей, их родителям, педагогам.
II этап: разработка комплексного плана социально-психологического сопровождения, а также рекомендаций для несовершеннолетних, их родителей, педагогов и других специалистов. Консультирование всех участников сопровождения.
III этап: реализация вышеуказанного плана, а также выполнение рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.
IV этап: анализ результатов реализации социально-психологического сопровождения и изменений в положении (ситуации развития) детей группы риска, определение дальнейших перспектив.
Основные формы и методы социально-педагогической и психологической работы с детьми группы риска представлены в таблице 2 (с примечаниями, отражающими особенности построения вышеуказанной работы на основе предложенной нами терминологии и классификации).
Таблица 2
Работа специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска
Этапы
Содержание работы
Формы и методы работы, мероприятия
Исполнители
Примечания
I этап
С целью выявления, постановки на вну-тришкольный контроль и учет детей группы риска, а также определения возможных путей оказания помощи данной категории детей, их родителям, педагогам, проводится сбор и анализ информации, встречи с законными представителями обучающихся, организация Совета по профилактике. Задачи:
- выделение и оценка факторов риска, затрудняющих адаптацию личности или группы детей;
- выявление проблем, вызванных влиянием рискогенных факторов;
- определение возможных путей устранения / минимизации влияния рискогенных факторов
Социально-педагогический мониторинг (основные методы: анкетный опрос, фокусированное интервью); проведение руководителем класса, социальным педагогом и педагогом-психологом классных часов и групповых бесед для знакомства с новым коллективом; составление и анализ социально-педагогических паспортов учреждения образования и микрорайона, на территории которого оно расположено, классов / групп учащихся; различные методы индивидуальной и групповой социально-педагогической и психологической диагностики; наблюдение за поведением детей на переменах, посещение социальным педагогом и педагогом-психологом уроков с целью выявления детей, которые испытывают трудности в установлении норм и правил образовательного учреждения
Специалисты социально-психологической службы (социальные педагоги, педагоги-психологи, в случае необходимости привлекаются учителя-логопеды и учителя-дефектологи), классные руководители, учителя-предметники
На данном этапе работа по выявлению и постановке сначала на контроль, а потом на учет детей группы реального риска будет более углубленной (особенно, при выявлении проблем, вызванных влиянием рискогенных факторов), нежели аналогичная работа с детьми группы потенциального риска (так как группа потенциального риска может быть вычислена по ряду достаточно формальных признаков (состав семьи, место проживания и пр.)). Поясним, что на внтуришкольном контроле чаще всего находятся дети с проблемами в учебе, часто дети с различными особенностями психики (дети с СДВГ, дети с ММД и т.д.), обучающиеся которые испытывают трудности в адаптации, а также дети, которые ранее состояли на внутриш-кольном учете. А вот на внутриш-коьлном учете состоят обучающиеся, которые часто прогуливают школу, которые остались на повторный год обучения, обучающиеся которые совершили антиобщественные действия, дети с зависимостями, совершившие правонарушения
II этап
Разработка комплексного плана социально-психологического сопровождения обучающегося после постановке на внутришкольный контроль или учет, согласование плана с КДН и ЗП и ОДН ОВД, а также разработка рекомендаций для несовершеннолетних, их родителей, педагогов и других специалистов. Консультирование всех участников сопровождения
Индивидуальные и групповые консультации, педагогические консилиумы, разработка социально-педагогических и др. проектов
Администрация, специалисты социально-психологической службы (социальные педагоги, педагоги-психологи), классные руководители, учителя-предметники, несовершеннолетние и их родители
Основное направление работы с детьми группы потенциального риска -первичная профилактика. Основные направления работы с детьми группы реального риска -вторичная профилактика и коррекци-онная работа.
С целью систематизации и повышения эффективности работы с детьми группы риска, рекомендуем специалистам учреждений образования оформлять и реализовывать планируемые мероприятия (комплексный план) в виде проектов
III этап
Реализация вышеуказанного плана, а также выполнение рекомендаций всеми участниками социально-психологического сопровождения
Социально-педагогические и психологические тренинги для несовершеннолетних, их родителей, педагогов; родительские собрания, конференции, семинары и пр.; информационные часы и лич-ностно- ориентированные классные часы; различные интерактивные методы; включение несовершеннолетних в различные виды социально значимой деятельности, и др.
Администрация, специалисты социально-психологической службы (социальные педагоги, педагоги-психологи), классные руководители, учителя-предметники, несовершеннолетние и их родители
В целях формирования и совершенствования у подростков таких социально значимых навыков и умений, как навыки эффективного общения с ровесниками, умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения и принимать чужую позицию, навыки работы с группой, а также с целью приобретения ими лидерских качеств и воспитания большей ответственности, самостоятельности и инициативности подростков, рекомендуем использовать в работе с ними принцип «равный обучает равного». Особое внимание при реализации комплексного плана социально-психологического сопровождения необходимо уделить текущему мониторингу, что позволит вовремя внести коррективы и получить лучшие результаты
IV этап
Анализ результатов реализации социально-психологического сопровождения и изменений в положении (ситуации развития) детей группы риска, определение перспектив
Итоговый мониторинг; различные методы индивидуальной и групповой социально-педагогической и психологичен кой диагностики, их анализ; построение перспективы жизни и развития несовершеннолетних (совместно с их родителями, педагогами (что делаем дальше?)). В случае, когда наблюдает положительная динамика на Совете по профилактике может быт поставлен вопрос о снятии обучающегося с внутришкольного учета, однако предполагается, что обучающийся далее будет состоять на внутришколь-ном контроле
Администрация, специалисты социально-психологической службы (социальные педагоги, педагоги-психологи), классные руководители, учителя-предметники, несовершеннолетние и их родители
Оценка результативности социально-психологического сопровождения может состоять из:
- оценки результатов сопровождения (в этом случае важно планировать количественный и качественный анализ достижимости поставленных задач);
- оценки процесса реалиизации сопровождения (особенностей осуществления, стиля работы педагогического коллектива, степени отклонения от задуманного плана работы)
Также ниже в таблицах предложены: матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка (таблица 3);
психолого-педагогическая карта учащегося (таблица 4);
сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа (таблица 5).
Таблица 3
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Ж Социальные характеристики Балл
1 Состав семьи ребенка
Мать, отец, дедушка, бабушка 5
Только мать и отец 4
Мать и отчим, отец и мачеха 3
Одна мать, один отец 2
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1
2 Школьная успеваемость
Хорошая 5
Удовлетворительная 4
Неудовлетворительная 3
Оставил школу, работает 2
Оставил школу, не работает 1
3 Здоровье ребенка
Практически здоров 5
Часто болеет в пределах нормального развития 4
Имеет хронические болезни 3
Отставание в умственном развитии 2
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни 1
4 Санитарно-жилищные условия жизни семьи
Благоустроенная отдельная квартира 5
Отдельная квартира с родителями супругов 4
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
Комната в коммунальной квартире с удобствами 2
Комната в общежитии, в бараке без удобств 1
5 Доход семьи
Могут практически себе ни в чем не отказывать 5
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
Живут от зарплаты до зарплаты 2
Денег до зарплаты не хватает 1
6 Уровень социального благополучия семьи
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю 3
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей 2
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение I
7 Поведение ребенка в школе
Примерное 5
Удовлетворительное 4
Неудовлетворительное 3
Неоднократно отмечалось асоциальное поведение 2
Состоит на учете в КДН 1
8 Внешкольное общение ребенка
Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени 4
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсических веществ 2
Криминогенные группы, состоящие на учете в КДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики 1
9 Жизненные цели ребенка
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей 5
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато 4
Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось 3
Целевые ориентации носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) 1
10 Эмоциональные отношения родителей с детьми
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
Слепая любовь, гиперопека 4
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 3
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы 2
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1
Инструкция. Матрицу заполняет социальный педагог или психолог на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в социально-психологической поддержке для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной или групповой работы с ними. Общая сумма баллов - 150.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:
1. Ниже 30 - предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск).
2. От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы.
3. Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Таблица 4
Психолого-педагогическая карта учащегося
(для составления психолого-педагогической характеристики)
ФИО_
Дата рождения_
Класс_
Заполняется классным руководителем
Позитив Ярко выражено Слабо выражено Нейтрально Слабо выражено Ярко выражено Негатив
Учеба
Успевающий ученик Неуспевающий ученик
Много читает Читает мало
Учится с интересом Учебой не интересуется
Поведение
Покладистый Упрямый
Отсутствие конфликта с учителями Частые конфликты с учителями
Удовлетворительный стиль поведения Агрессивное поведение
Общественная активность
Высокая общественная активность Низкая общественная активность
Хороший организатор Слабые организаторские способности
Высокая инициативность Низкая инициативность
Занимает ведущие (лидерские) позиции Обычно выступает в роли «ведомого», следует за лидерами
Высокий авторитет среди сверстников Низкий авторитет среди сверстников
Охотно выполняет общественные поручения Неохотно выполняет общественные поручения
Общение в школе
Любит быть в людях, ищет новых друзей Замкнутый, общается с узким кругом людей
Не боится выступать перед людьми Робкий, застенчивый
Отзывчивый Черствый
Ориентируется преимущественно на собственное мнение Озабочен мнением окружающих о себе
Общение в семье
Атмосфера в семье дружелюбная, теплая Атмосфера недоброжелательная, конфликтная
Отношения близкие, доверительные Отношения отчужденные
Строгий контроль за поведением ребенка Слабый контроль
Родители охотно сотрудничают с учителями Родители вступают в противоречия с учителями
Большая самостоятельность Ограниченная самостоятельность ребенка
Таблица 5
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час
Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, то есть на формирование в личности ребенка социально типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Содержательный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладают большинство учащихся
Организацнонно-дея-тельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъек-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения
Оценочно-аналитический При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность в классном часе
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что социально-психолого-педагогическая поддержка детей группы риска должна быть своевременной, тщательно продуманной и, обязательно, комплексной, что предполагает объединение усилий всех заинтересованных сторон: педагогов и других специалистов, родителей и самих несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Барабанов Р.Е. Систематизация школьного процесса обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III международной научной конференции (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа, 2013.
2. Барабанов Р.Е. «Роботы в школе» - перспектива развития российского образования?! // Психология образования: научный альманах. М., 2016.
3. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С., Чистовский Д.И., Чистякова И.Г. Современное мировое образовательное пространство и перспективы его развития // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции. М., 2016.
4. Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3.
5. Барабанов Р.Е. Инновации в образовании // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1.
6. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки группы риска. СПб., 2005.
7. Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушении у подростков группы риска // Социальная педагогика. 2005. № 2.
8. Методика работы социального педагога / под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2004.
9. Никулина В. Взаимодействие школы и семьи в социализации подростков // Социальная педагогика. 2003. № 3.
10. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.
11. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / авт.-сост. Л.Я. Олиференко и др. М., 2002.
12. Степанов Е. Личностно ориентированный классный час // Воспитание школьников. 2003. № 3.
13. Тимофеев И. Школьный консилиум (методические рекомендации) // Воспитание школьников. 2002. № 2.
14. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика. 2005. № 2. Р.Е. Барабанов
Доцент, старший научный сотрудник
Преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно строительный институт
А.В. Дергачев
Педагог, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 1» г. Балашиха
Заместитель руководителя Научно-консультативного центра практической психологии «Концепт»
Е.В. Костюшина
член АДП, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа № 950»
Д.И. Чистовский
Социальный психолог, преподаватель, член секции «Психология» МО ПАНИ Аспирант кафедры этнопсихологии и поликультурных проблем психологического образования
Московский государственный психолого-педагогический университет