Научная статья на тему 'Организация работы с педагогическим коллективом по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов'

Организация работы с педагогическим коллективом по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИММИГРАНТ / ОБУЧЕНИЕ МИГРАНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / SOCIAL INTEGRATION / CULTURAL INTEGRATION / IMMIGRANT / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петроченко Антон Владимирович

В статье рассматриваются проблемы организации работы педагогического коллектива школы с детьми-иммигрантами. На основе анализа результатов педагогического эксперимента выявлены этапы приобщения педагогов к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of work with teaching staff on engaging them in the problems of immigrants' social and cultural integration

The article deals with the problems of organization of school teaching staff work with the children-immigrants. On the base of the analysis of the experimental results the stages of teachers' engaging in the problems of immigrants' social and cultural integration are revealed

Текст научной работы на тему «Организация работы с педагогическим коллективом по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов»

А. В. Петроченко

(Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ

В статье рассматриваются проблемы организации работы педагогического коллектива школы с детьми-иммигрантами. На основе анализа результатов педагогического эксперимента выявлены этапы приобщения педагогов к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов

К отличительным чертам современного российского образования, следует отнести приток в школы детей-иммигрантов, который значительно вырос за последние несколько лет, затронув многие регионы страны. Данная ситуация несомненно коснулась педагогов и обозначила ряд связанных с ней противоречий, каждое из которых является предметом исследований:

1. Необходимость выполнять свои профессиональные обязанности в ОУ и негативное восприятие детей-иммигрантов, основанное на бытовых установках и стереотипах [7, 10].

2. Важность организации работы по адаптации и интеграции детей-иммигрантов, оптимизации межнациональных отношений в классе и в школе и отсутствие в арсенале педагогов соответствующих технологий [1, 2, 3, 4, 12].

3. Преподавание русского языка и других дисциплин на русском языке детям-имми-грантам, не владеющим им в достаточной степени, при отсутствии необходимых методических навыков, приёмов, программ и пособий [5, 6, 10, 11].

4. Осознание значимости той роли, которую играют особенности национальной культуры детей-иммигрантов в ситуациях их взаимодействия с учителями и учениками, при недостатке у педагогов этнографических знаний, важных для понимания причин поведения детей-иммигрантов [1, 2, 9].

В условиях обострения межнациональных отношений в стране в последнее время данные противоречия приобрели особую значимость. В то же время наблюдается недостаток работ, посвящённых проблемам подготовки педагогов к работе по социокультурной интеграции иммигрантов. Это послужило началом

исследования особенностей организации работы по профессиональной подготовке и включению педагогов в практическую деятельность по решению задач социокультурной интеграции детей-иммигрантов.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2005-2010 годах. Выбор базы исследования был обусловлен следующими причинами:

1] значительное количество детей-имми-грантов (30% на момент начала исследования] относительно общего числа учащихся;

2] реализация рассчитанного на 5 лет проекта школы-лаборатории по теме «Интеграция детей в культурно-языковое пространство России в условиях полиэтнической школы как фактор успешной социализации школьников»;

3] отсутствие у педагогов и администрации опыта работы с детьми-иммигрантами.

Целью исследования было выявление этапов приобщения педагогического коллектива школы к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов и путей повышения профессиональной готовности педагогов к этой работе.

Анализ социально-образовательной ситуации в школе в связи с зачислением детей, прибывших из стран Содружества Независимых Государств и южных регионов России, и необходимостью в последствии реализовывать проект школы-лаборатории позволил выделить ряд этапов включения педагогов в практическую деятельность по решению задач социокультурной интеграции иммигрантов.

Каждый из этапов этой работы имеет свои особенности (табл. 1].

Таблица

Этапы работы с педагогическим коллективом по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов

Название этапа Основная характеристика Управленческое решение

Этап первичного восприятия новой образовательной (социокультурной]ситуации Изменение социокультурной ситуации в школе (появление иммигрантов], которое затронуло каждого учителя и вызвало состояние тревоги, стресса Специальные меры не предпринимались

Этап осознания проблем Чёткое понимание наличия проблем. Формулировка задач работы полиэтнической школы Проведение круглых столов и семинаров с привлечением сторонних экспертов

Этап «хаотичной» работы Попытки решать поставленные задачи традиционными способами методом проб и ошибок Поддержка в реализации на практике любых инициатив педагогов

Системно-аналитический этап Стремление решать задачи социокультурной интеграции на основе анализа литературы, детального изучения проблемы и системной работы Реализация научно-исследовательского проекта в режиме школы-лаборатории

Этап прогнозирования ситуации Понимание недостаточной глубины разработанных подходов и необходимости расширения границ работы Разработка нового научноисследовательского проекта

Этап первичного восприятия новой образовательной (социокультурной) ситуации характеризуется массовым зачислением в школу детей-иммигрантов в течение небольшого периода времени; стрессовой атмосферой (педагоги никогда ранее не находился в ситуации необходимости взаимодействия с иммигрантами, считая, что данная «проблема» обойдёт их стороной]; конфликтом профессиональных («я учитель и должен учить любых детей вне зависимости от их национальности и происхождения»] и жизненных («...нам что проблем со «своими» детьми мало?»] установок педагога.

Основная черта этого этапа - ощущение серьёзно изменившейся образовательной и социокультурной ситуации в школе, частью которой в большей или меньшей степени стали все педагоги вне зависимости от своего желания.

Его длительность зависит от способностей каждого учителя адаптироваться к новым условиям работы, а также от сложности тех задач, которые необходимо решить. Очевидно, что никаких попыток организовать работу по социокультурной интеграции на этом этапе не предпринималось.

Выделение следующих этапов - осознания проблем и «хаотичной» работы - носит условный характер. Причиной этого является отсутствие между ними чёткой границы. Это связано с «типологией» педагогов, среди которых одни в первую очередь предпринимают активные педагогические меры, стараясь одновременно разобраться в сути проблемы. Другие, наоборот, сначала анализируют проблемы, а затем приступают к их решению. Однако как для одних, так и для других первичным является подсознательное ощущение трудностей.

Основанием выделения этапа «осознание проблем» являются: повышение межнациональной напряжённости в ученической среде (вербальная, косвенная и физическая агрессия] в основном со стороны учащихся - коренных жителей; создание групп общения по национальному признаку (ученики-иммигранты в школьном коллективе старались держаться вместе].

Отличительными чертами этого периода, который связан с относительно продолжительным и интенсивным взаимодействием «учитель - иммигрант» можно считать понимание педагогами существования серьёзных

этнокультурных отличий между иммигрантами и другими учащимися; представления о школьном коллективе как системе очень тесных и доверительных контактов между учителями и учениками, построенных на общих ценностях и целях деятельности.

Для этого этапа характерно несоответствие между привычным образом школы и ситуацией в образовательном учреждении, которая складывается с поступлением детей-иммигрантов. «Идеальный» в сознании педагогов образ школы характеризуется такими ценностями как сотрудничество, сотворчество, доверие, коллектив, семья. Чертами реальной ситуации становятся напряжённость, конфликтность, недоверие учеников друг другу, разобщённость коллектива. Именно это несоответствие и желание сделать школу прежней является импульсом для осознания проблем взаимодействия с иммигрантами, среди которых на первый план выходят разобщённость ученического коллектива, плохое владение разговорным и литературным языком, в том числе как средством обучения всем школьным дисциплинам, этнокультурная интолерантность.

На данном этапе предпринимаются первые попытки сформулировать основные задачи полиэтнической школы:

- организация мероприятий по языковому выравниванию на основе корректировки учебного плана и создания учебных программ и методических рекомендаций по русскому языку как неродному;

- воспитание толерантности, уважения к национальным культурам;

- знакомство с культурами разных народов и развитие коммуникативных умений.

Вместе с тем для педагогов становится очевидной необходимость овладения новыми знаниями, разработки новых программ, методических материалов, отбора и использования инновационных технологий поли-культурного образования.

Организация профессиональной подготовки на этом этапе не носит целенаправленного характера. Основным способом повышения квалификации является метод «проб и ошибок» конкретного учителя, работающего без какой-либо методической поддержки. Однако именно так накапливается уникальный опыт работы, который некоторые педагоги анализируют в рамках своих методических тем.

В то же время следует констатировать, что на данном этапе готова к работе с иммигран-

тами только небольшая группа педагогов, для остальных значимость предстоящих мероприятий остаётся неясной. Задача профессиональной подготовки и привлечения учителей к работе в полиэтнической школе на этом этапе решается на тематических педагогических советах, проблемных круглых столах и научно-практических семинарах с привлечением экспертов.

Именно встреча с коллегами, а также экспертиза, внешняя оценка значимости и необходимости работы с иммигрантами положительно влияют на отношение к ней большинства педагогов. Критерием завершения данного периода можно считать обоснование и понимание педагогами основных проблем учащихся-иммигрантов и полиэтнической школы.

Этап «хаотичной» работы обусловлен потребностью педагогов непременно решить возникшие проблемы, их стремлением реализовывать свои идеи в практике работы с учениками.

Начало этапа «хаотичной» работы связано с попытками педагогов решать поставленные задачи традиционными способами, с ощущением собственных возможностей и получением опыта. В этот период формулируется несколько ведущих идей работы в полиэтническом школьном коллективе: безусловное

принятие многообразия современного общества и толерантное отношение к разнообразным проявлениям индивидуальности человека,- но попытки изменения этнической идентичности ведут к развитию негативных эмоциональных состояний, что приводит к ещё большей разобщённости.

Также на этом этапе педагогический коллектив осознаёт необходимость организации работы на основе принципов взаимности, смешанных групп и равноправия. Это можно расценивать как шаг к осознанию сущности социокультурной интеграции и к организации комплексной работы. Главным выводом этого этапа и критерием его завершения является понимание педагогами того, что без детального изучения сути проблемы, анализа литературы и организации системной работы невозможно получить стабильные и предсказуемые результаты.

Переход на системно-аналитический этап обусловлен нарастанием интереса к проблемам организации работы с иммигрантами и пониманием её социальной значимости и

х

к

0)

о.

О)

-8-

О т |_ со

О о-1- СО

со X СГ ^ 0) ^ с 0) 0)

о

X

О *

со о т 0)

> 7

со

о.

т

со

Этап первичного восприятия новой образовательной (социокультурной) ситуации

Этап прогнозирования ситуации

Системно-аналитический

этап

3. Решение проблем полиэтнического контингента учащихся через работы над методической темой ОУ, которая распространяется на весь педагогический коллектив.

4. Реализация научно-исследовательских проектов через деятельность в режиме школы-лаборатории.

Этап

осознания проблем

1. Метод «проб и ошибок». Обсуждение проблем работы с иммигрантами и с полиэтническим контингентом учащихся обсуждается небольшой группой педагогов.

Этап

«хаотичной» работы

2. Обсуждение проблемы иммигрантов и полиэтнического контингента учащихся ведётся на общешкольном уровне; проведение тематических педсоветов.

л к

X

к X

со

X [С

О) о

* со со о.

0) о. т ю о

> о

СО 1—

о

X

=г с;

со со

X

о

-8- о

о

с; 0)

со [С -8-

о о.

к с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X о

0) |_

3 о X

_о -0

оо с;

о ш

с 1-

25 X

о с;

о. о

> с

о

V У

Рис. Этапы работы по приобщению к проблемам социокультурной интеграции детей-иммигрантов и пути профессиональной подготовки педагогов.

глубины; осознанием того, что использованными ранее способами работы невозможно решить весь комплекс проблем по интеграции иммигрантов.

Содержательно этот период отличается от предыдущих тем, что педагоги и администрация школы осознают необходимость организации системной работы с детьми-иммигран-тами. При этом используются следующие управленческие решения: работа над единой для всех педагогов методической темой образовательного учреждения; организация экспериментальной площадки; перевод школы в режим лаборатории, то есть проводится полноценное педагогическое исследование.

Любое управленческое решение при переходе на этот этап работы сопровождается рядом трудностей, среди которых можно назвать низкую мотивацию личного участия каждого педагога в работе с иммигрантами;

связанную с необходимостью существенно менять привычный алгоритм педагогической деятельности, самостоятельно погружаться в проблематику, её изучение.

Возникновение этих трудностей может быть связано, во-первых, с тем, что организация системной работы - это чаще всего решение администрации школы; во-вторых, с необходимостью прилагать к его выполнению собственные усилия педагогов.

Устранение указанных трудностей требует создания следующих условий:

1] организация творческой обстановки, работа над индивидуальными методическими темами; создание творческих групп, объединённых одним проектом; обсуждение и реализация самых разнообразных замыслов педагогов;

2] научно-методическое сопровождение (индивидуальные консультации по тематике

и формам проведения классных часов, индивидуальным методическим темам и т.п.; научно-методические советы; знакомство с литературой];

3] стимулирование научно-исследовательской и методической работы (участия в круглых столах, семинарах, конференциях, заседаниях методических объединений учителей как на базе школы, так и в других учреждениях]; представление анализа эффективности деятельности; публикация результатов в периодической научной печати и сборниках; участие в региональных и международных конкурсах, в международных образовательных проектах.

Завершение системно-аналитического этапа связывается с выполнением программы исследования и получением непротиворечивых результатов. В то же время погружение в проблематику выявило недостаточную широту полученных выводов в области поли-культурного образования.

Именно с этого момента можно говорить о переходе на новый этап в работе с педагога-

ми - этап прогнозирования ситуации, то есть работа с педагогическим коллективом по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов приобретает циклический характер с постепенным усложнением и расширением своего содержания, а профессиональная подготовка педагогов к работе с иммигрантами осуществляется разными путями (см. рис.].

Отметим, что для каждого из этапов определён доминирующий путь профессиональной подготовки. При этом важна вариативность форм работы: педагогический совет, теоретико-практический семинар, обсуждение научных публикаций, научно-практическая конференция, круглые столы (учителя, родители], методические объединения учи-телей-предметников и классных руководителей. Опыт, полученный педагогами, обогащается через участие в научно-практических семинарах и конференциях, курсах повышения квалификации вне зависимости от того, какой путь выберет учитель и образовательное учреждение.

Литература

1. Горячев Ю. А, Захаров В. Ф., Курнешова Л. Е, и др. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. - М.: Издат. дом «Этносфера», 2008. - 112 с.

2. Джуринской А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом : учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.

3. Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. - Изд. 2-е, испр. и перераб. - М.: Альфа-М, 2007. - 416 с.

4. Жогин Б. Г. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество: опыт практической и исследовательской деятельности / Б. Г. Жогин, Т. Ф. Маслова, В. К. Шаповалов ; Сев.-Кавказ. гос. тех. ун-т ; Сев.-Кавказ. соц. ин-т. - Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 2002. - 432 с.

5. Кузнецова А. А. Основные задачи полиэтнической школы в области обучения, развития и воспитания учащихся // Русский язык как иностранный : Теория. Исследования. Практика. Вып. VIII. - СПб.: Сударыня, 2006. - С. 310-315.

6. Маттинен Ю. Ю., Стефанюк Е. Н. Урок русского языка в школе с полиэтническим составом учащихся : материалы Круглого стола Рос. о-ва преподавателей рус. яз. - СПб., 2007. - С. 80-83.

7. Поссель Ю. А. О структуре подготовки работников образования по проблеме этнической толерантности / / Пути формирования установок толерантного сознания у детей и молодёжи в системе образования : материалы городской науч.-практич. конф. 11 ноября 2010 г. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - С. 78-81.

8. Русский язык в полиэтнических классах / под общ. ред. М. Б. Багге. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 48 с. - (Б-ка толерантности.]

9. Садохин А. П. Компетентность или компетенция в межкуль-турной коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2007. - № 3. - С. 39-56.

10. Состояние межэтнической толерантности в школах и учреждениях начального профессионального образования в Санкт-Петербурге : Сравнительный анализ результатов социологических исследований 2007-2009 гг. / Е. Н. Барышников, В. Ю. Мержанов, И. Н. Селиванова, А. А. Стуканов. - СПб.: СПбАППО, 2009. -36 с. - (Библиотека толерантности.]

11. Уша Т. Ю. Учитель в современной полиэтнической школе // Предупреждение коммуникативной депривации в полиэтнической образовательной среде : материалы межрегионал. науч.-практич. конф. 30 октября - 1 ноября 2006 г. / под ред. Л. Н. Бе-режновой, И. П. Лысаковой. - СПб., 2006. - 99 с. (Сер. «Проблемы этнопедагогики и этнопсихологии в образовании»].

12. Южанин М. А. О социокультурной адаптации в иноэтниче-ской среде: концептуальные подходы к анализу // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 70-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.