Научная статья на тему 'Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на примере деятельности мбоу до "Дом детского творчества" г. Осташков'

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на примере деятельности мбоу до "Дом детского творчества" г. Осташков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ / ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / AREAS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бысюк Анна Сергеевна, Комарова Ольга Геннадьевна

В статье представлен пример организации работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования не примере деятельности МБОУ ДО «Дом детского творчества», перечислены направления работы с детьми с ОВЗ организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES OF PRESCHOOL AGE ON THE EXAMPL OF ACTIVITY OF MBOU TO "THE HOUSE OF CHILDREN''S CREATIVITY" of OSTASHKOV

The example of the organization of work with children with disabilities in system of additional education not an example of activity of MBOU DO "The house of children's creativity" is presented in article, the areas of work with children with disabilities of the organization are listed.

Текст научной работы на тему «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на примере деятельности мбоу до "Дом детского творчества" г. Осташков»

УДК 379.81

Бысюк Анна Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», доцент кафедры общего, среднего и профессионального образования ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей e-mail: annatver@yandex.ru

Комарова Ольга Геннадьевна,

педагог дополнительного образования, директор МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Осташкова Тверской области e-mail: volodarskogo56@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ ДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. ОСТАШКОВ

Аннотация. В статье представлен пример организации работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования не примере деятельности МБОУ ДО «Дом детского творчества», перечислены направления работы с детьми с ОВЗ организации.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, дополнительное образование для детей с ОВЗ, направления работы.

Bysyuk Anna Sergeevna,

candidate of psychological Sciences, assistant professor of Preschool Pedagogy and Psychology Institute of Pedagogical Education and social technologies FGBOU in «Tver State University», assistant professor associate professor of the general, secondary and professional education of GBOU DPO Tver regional institute of improvement of teachers e-mail: annatver@yandex.ru

Komarova Olga Gennadyevna,

the additional education teacher, the director of MBOU DO «The house of children's creativity» of Ostashkov of the Tver region e-mail: volodarskogo56@yandex.ru

THE ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES OF PRESCHOOL AGE ON THE EXAMPL OF ACTIVITY OF MBOU TO «THE HOUSE OF CHILDREN'S CREATIVITY» of OSTASHKOV

Abstract: The example of the organization of work with children with disabilities in system of additional education not an example of activity of MBOU DO "The house of children's creativity" is presented in article, the areas of work with children with disabilities of the organization are listed.

Keywords: disabilities, additional education for children with disabilities, the areas of work.

В новых социально-экономических условиях остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), их становлении и развитии в современном обществе. Образовательный процесс в ряде учреждений дополнительного образования нашего региона с детьми с ОВЗ становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, где педагог для ребенка и семьи становится другом, партнером, помощником и защитником.

Признание прав ребенка с ОВЗ, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления является чрезвычайно важным. Процессы гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.

Личность ребенка с ОВЗ, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации

целостного подхода, развитии всех его потенциальных возможностей: физических, психических, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с особыми образовательными потребностями.

К сожалению, не каждая образовательная организация, сегодня может создать условия для развития личности ребенка с ОВЗ. Обусловлено это во многом стихийной инклюзией, которая зачастую имеет место в образовательных организациях. Приводит это к тому, что образовательные потребности обучающихся с ОВЗ не удовлетворяются в полной мере, адаптация и социализации ребенка в социуме происходит с некоторыми сложностями, приводя к еще большей изоляции ребенка от детского коллектива, формируя представление о себе как об «ином», деформируя при этом образ «Я».

В создавшихся условиях, ресурсом для развития детей выступает дополнительное образование. Именно в сфере дополнительного образования детей возможны не просто компенсация дефицита общения, принятие интересов, потребностей ребенка, но и обеспечение развития его индивидуальных способностей, развития его личности.

Возможно это благодаря несколько иным ориентирам дополнительного образования (в отличие от общеобразовательной организации, нацеленной на усвоение программного материала): признание, в первую очередь, права ребенка на эмоциональное благополучие, на самореализацию, на достижение его личного успеха в творческой деятельности. Только в дополнительном образовании ребенок может выбрать интересный только ему вид деятельности и педагога, рядом с которым ему будет комфортно и безопасно, а темп,

в котором будет происходить освоение дополнительной программы, будет максимально соответствовать возможностям и ресурсам психики ребенка. Включение ребенка с особыми потребностями в разновозрастную группу позволяет ему овладеть социально -приемлемыми способами коммуникации, а это уже приобретение компетенций, необходимых ребенку в социуме. Кроме того, программы дополнительного образования детей - это шанс для ребенка овладеть важными практическими навыками (изготовление сувенирной продукции, вязание, лепка, бисероплетение), которые в будущем помогут ему овладеть определенной профессией.

Проблеме интеграции или включения в социальную жизнь общества детей с ОВЗ сегодня посвящено немало исследований, проводимых как на Западе, так и в России. Анализ исследований показывает, что в педагогической науке ведутся разработки подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Отечественные ученые (В.В. Воронкова, Т.С. Зыкова, О.И. Кукушкина, В.И. Лубовский, М.Н. Перова, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.) указывали, что для предоставления равных возможностей детям с проблемами в развитии необходимо создавать специальные условия. В работах таких авторов как И.А. Архип, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова, Э. Меги, В.П. Невская, Л.Ф. Сербина и др. представлен исторический анализ образования детей с ограниченными возможностями здоровья в различных регионах России, отражающий новые подходы и видение проблемы. Вопросы интегрированного образования в качестве одного из важнейших институтов включения детей с ОВЗ в общество рассматривается в работах западных (Т. Бут, Д. Дарт, Д. Лукас, К. Мейджер, М. Оливер,

М. Пэйломбейро, К. Сэйлисбери, А. Уорд, С. Хегарти, У. Холловуд), и российских ученых (Л.И. Акатов, А.Н. Гамаюнова, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, Э.В. Миронова, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, В.Н. Сводина, А.Г. Станевский, Л.И. Тигранова, С.Г. Шевченко, Н.Д. Шматко. [Цит. по 3, с. 6-7]. Однако все исследования по данной проблеме посвящены изучению образовательной среды, пространства общеобразовательной организации.

Несмотря на то, что проблема социализации детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности ряда педагогических коллективов России и Тверской области (МБОУУДОД «ДДТ» г. Тула, ГБОУ «Центр детского творчества «Строгино»», ГБПОУ «Воробьевы горы», МБОУ ДОД «Центр внешкольного образования «Творчество», г. Самара, МБОУ ДОД «Центр внешкольного образования» г. Конаково и т.д.), можно говорить о том, что вопрос социализации детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования на сегодняшний день остается мало изученным. Тем более не достаточно освещен вопрос работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования.

В качестве примера успешной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в Тверской области может быть рассмотрен опыт МБОУ ДО «Дом Детского творчества» г. Осташкова.

На сегодняшний день в МБОУ ДО «Дом детского творчества» открыто 30 детских творческих объединений, которые реализуют 30 образовательных программ дополнительного образования. Из них - 3 школы (Школа раннего развития «Капитошки», «Малышкина школа»,

«Школа выходного дня»), 2 программы для детей с ОВЗ (программы коррекционно-развивающей деятельности «Особый ребенок» и «Волшебная комната»). Следует подчеркнуть, что во всех программах дополнительного образования в учреждении включен блок, направленный на работу с детьми ОВЗ.

Таким образом, основными направлениям образовательного процесса в МБОУ ДО «Дом детского творчества» являются:

- работа детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста («Страна мастеров», «Декоратор», «Храбрый портняжка», «Юный дизайнер», «Бисероплетение», Изостудия «Солнышко», «Резьба по дереву», «Лепка из глины», «Юный дизайнер», театральная студия «Лукоморье», водно-моторная секция «Яхт-клуб» и «Паруса Селигера» и другие);

- работа с детьми дошкольного возраста ОВЗ («Особый ребенок», «Волшебная комната»). Программы реализуются для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, с комплексными нарушениями психофизического развития.

-интегрированное обучение детей с ОВЗ со здоровыми детьми («Малышкина школа», «Школа выходного дня»).

Зачисление детей с ОВЗ осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора МБОУ ДО «ДДТ», или на основании договора о зачислении в консультативный пункт, а также по рекомендациям территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Прием в объединение может проводиться в течение всего года. Дети с ОВЗ

включаются в списочный состав соответствующего объединения. Выбор образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от сложности структуры нарушения, особых образовательных потребностей, от рекомендаций специалистов Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, но и от желания самих детей и предпочтений их родителей.

Реализация программ для детей с особыми образовательными потребностями, подразумевает следующие направления работы дома детского творчества: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское направление.

Включение детей с ОВЗ в образовательную деятельность дома детского творчества подразумевает работу не только с детьми с ОВЗ, но и с педагогами, родителями (законными представителями) всех обучающихся, обучающимися дома детского творчества. Далее рассмотрим направления деятельности с каждым из перечисленных субъектов образовательного процесса.

1. Работа с педагогами подразумевает повышение квалификации педагогических работников дома детского творчества (КПК, методические объединения, семинары, тренинги, консультации по методическим вопросам)

2. Организации взаимодействия с родителями (в том числе с родителями детей с ОВЗ) подразумевает использование разных форм работы по включению родителей в образовательный процесс. Так к числу коллективных форм взаимодействия с родителями относятся: родительские собрания, семейный клуб, консультативный пункт, школа родителей, подготовка детских праздников, анкетирование и

опросы. Среди индивидуальных форм работы относятся консультирование родителей по запросу (в том числе консультация у узкого специалиста), индивидуальная методическая помощь. МБОУ ДО «ДДТ» оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у них ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ.

3. Работа с обучающимися дома детского творчества (совместные праздники, разнообразные образовательные программы, экскурсии, походы и т.д.).

В качестве отдельного направления работы можно назвать создание специальных условий получения образования детей с ОВЗ:

- разработка локальных нормативно-правовых актов организации, регламентирующих правила приема и организацию образовательного процесса - «Положением об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Зачисление детей с ОВЗ в объединения осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора МБОУ ДО «ДДТ», или на основании договора о зачислении в консультативный пункт (по возможности) заключения и документации Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии и осуществляется в установленном порядке. Прием в группу может проводиться в течении всего года при наличии

свободных мест. Дети с ОВЗ включаются в списочный состав соответствующей объединение.

- создание психолого-педагогического консилиума, обеспечивающего сопровождение ребенка с ОВЗ при освоении образовательных программ;

- разработка программ «Особый ребенок», «Волшебная комната». Образовательная деятельность в объединениях учреждения обеспечивается реализацией адаптированных образовательных программам дополнительного образования, которые строятся в соответствии с принципами: индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; интеграции усилий специалистов; конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; систематичности и взаимосвязи учебного материала; постепенности подачи учебного материала; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Реализация АОП подразумевает определённые направления работы педагогов с детьми ОВЗ и их родителями. Так педагоги, работающие с детьми с ОВЗ:

- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими

работниками образовательной организации направленную на подготовку к организации образования детей с ОВЗ.

- разрабатывают (при необходимости) совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;

- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе дополнительного образования,

- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса. Оказание образовательных услуг ребенку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию объединения. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения дополнительных занятий с ребенком с ОВЗ, обусловленных индивидуальными психо-физическими и соматическими особенностями.

Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются педагогами и специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на консультации к специалистам.

Результаты адаптации, социализации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательной программы, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в анализе работы педагога.

В случае невозможности полного усвоения ребенком с ОВЗ программы дополнительного образования из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, индивидуальных особенностей ребенка, специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут или решается вопрос о выборе другого образовательного маршрута.

Со всеми участниками образовательного процесса (ребенок, родители ребенка (законные представители), педагоги) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.

Успех педагогов системы дополнительного образования, включившихся в работы с детьми с особыми потребностями, во многом обусловлен работой команды специалистов, разделяющих идеи сотрудничества, признание ценности разнообразия людей и, осуществляющих на основе этих принципов воспитательную деятельность.

Следует также подчеркнуть, что МБОУ ДО «Дом детского творчества» выполняет задачу организации досуга детей с ОВЗ. МБОУ ДО «ДДТ» сегодня предлагает систему праздников, концертов, мероприятий, разных творческих дел для образовательных учреждений, районных муниципальных образований. Воспитательная система МБОУ ДО «Дом детского творчества» интегрирует все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально-полезной деятельности в целостный образовательный процесс, обеспечивающий удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей с ОВЗ, их личностное развитие и социализацию.

В совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, предметно-практической и духовно-практической деятельности под грамотным руководством педагога возможно не только формирование общих для детей с ОВЗ и их здоровых сверстников традиционных для нашей культуры духовно-нравственных ценностей, поведенческих установок, нравственных норм и правил жизнедеятельности [2], но и что самое главное - возможно «принятие» детьми друг друга, открытия их друг для друга.

Причем, чем раньше в возрастном онтогенезе начинается взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками, тем менее заметны (нивелированы) отрицательные и нейтральные поведенческие и эмоциональные реакции и тем более становятся заметными положительные поведенческие и эмоциональные реакции [2]. Следовательно, мы можем говорить о неотъемлемой составляющей инклюзивного образования - инклюзивном воспитании - целенаправленной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания [2].

Таким образом, сегодня мы можем говорить о том факте, что дополнительное образование становится ресурсом развития личности, как Ребенка, так и самого Взрослого. А это, в свою очередь, шаг к формированию общества, в котором идеи принятий другого будут находить все больше поддержки и признания.

Список литературы

1. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. - Казань: изд-во <^-пресс», 2000. - 164 с.

2. Казакова Л.А. Специфика инклюзивного воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современных российских условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/113-10945 (дата обращения: 31.08.2015).

3. Цыренов В.Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов: дис. на соискание степени доктора наук [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Цыренов В.Ц.. - М., 2015. - 442 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.