трация электродных и литейных цехов по предприятиям города Горького значительно улучшила санитарное состояние этих производств и облегчила проведение санитарного надзора.
Не менее важным вопросом является расширение строительства профилакториев, ночных санаториев и т. д., имея в виду правильную организацию отдыха и лечения рабочих- Перед советами народного хозяйства стоит задача оздоровления быта трудящихся — максимальное расширение строительства жилых домов, детских учреждений, столовых, бань, спортивных и культурно-массовых учреждений. Появилась возможность осуществлять строительство не только за счет средств, выделенных государством, но и за счет средств самих предприятий. В декабре 1957 г. на совещании в Пермском совнархозе с участием представителей облисполкома и областного профессионального совета было взято обязательство в ближайшие 3 года ликвидировать нетерпимое положение с недостатком детских лечебно-профилактических учреждений. С начала 1958 г. началось их массовое строительство. Контроль за строительством осуществляют общественность, профсоюзные организации и родительские советы. Принимает меры к форсированному строительству детских коммунальных и культурно-массовых учреждений Татарский совнархоз и др.
В условиях совнархозов должны найти разрешение вопросы комплексного медико-санитарного обслуживания промышленных рабочих. Появилась возможность осуществлять строительство достаточно мощных и оснащенных больниц и медико-санитарных частей.
Совнархозы как новая форма управления промышленностью и строительством имеют богатейшие резервы для дальнейшего оздоровления условий труда и быта рабочих, а также улучшения их медико-санитарного обслуживания.
Поступила 23/УП 1958 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА
Т. Е. Нагибина, Т. А. Соловьева Из Главной государственной санитарной инспекции СССР
Проблема санитарной охраны водоемов продолжает требовать для своего решения самого серьезного внимания и мобилизации всех сил органов государственного санитарного надзора.
Постановление майского Пленума ЦК КПСС «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства» предусматривает рост к концу 1965 г. по сравнению с 1957 г. производства искусственных и синтетических волокон в 4,6 раза, пластмасс из синтетических смол в 8 раз, синтетического каучука в 3,4 раза. Это вызовет увеличение количества сточных вод предприятий и в свою очередь поставит большие задачи перед органами санитарного надзора в области санитарной охраны водоемов.
Если санитарные врачи, и в частности занимающиеся вопросами санитарной охраны водоемов, своевременно не проявят должной требовательности при рассмотрении проектов новых и реконструируемых предприятий, при отводе площадок под их строительство, а также при осуществлении строительства, санитарное состояние водоемов может оказаться еще в более тяжелом положении, чем в настоящее время.
Особое внимание должно быть обращено на своевременное разрешение вопросов правильного размещения предприятий и производств с учетом водопользования из водоемов, на осуществление предупредительного санитарного надзора, проводимого в полном соответствии с современным водно-санитарным законодательством и опирающегося на гигиенические нормативы. В связи с этим перед санитарно-гигиеническими институтами и кафедрами медицинских вузов выдвигается задача своевременного развертывания исследований по гигиеническому обоснованию предельно допустимых концентраций в водоемах тех вредных веществ, которые содержатся в сточных водах производства искусственных и синтетических волокон, пластмасс и других материалов.
Прошло время, когда мероприятия по охране водоемов заключались лишь в строительстве очистных сооружений. Теперь этот этап должен являться дополнительным. Основные мероприятия заключаются в том, чтобы сама технология производства обеспечивала образование возможно меньшего количества сточных вод и с меньшей концентрацией вредных ингредиентов, чтобы осуществлялась по возможности утилизация ценных веществ.
При рассмотрении проектной документации важно обращать внимание, предусмотрен ли водооборот, позволяющий до минимума сократить количество поступающих на сброс сточных вод. В этих вопросах должен быть тесный контакт между государственными санитарными инспекторами по санитарной охране водоемов и по промышленной гигиене.
В связи с ликвидацией промышленных министерств и передачей промышленных предприятий в ведение совнархозов вся оперативная работа по планированию мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов, все функции по контролю за выполнением этих мероприятий ложатся на местные органы государственного санитарного надзора. Областные санитарно-эпидемиологические станции и санитарно-эпидемиологи ческие управления министерств здравоохранения автономных республик стали основными звеньями, оперативно руководящими и контролирующими охрану водоемов. На санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик ложится организационно-методическое руководство деятельностью областных санитарно-эпидемиологических станций, постановка вопросов в руководящих республиканских органах.
Развивая инициативу местных органов, Совет Министров СССР 4 мая 1958 г. принял постановление № 509 «О мерах по улучшению планирования народного хозяйства»1. Это постановление подчеркивает, что в основу системы планирования должны быть положены планы, составленные самими предприятиями, стройками, совнархозами, местными Советами депутатов трудящихся, исходя из конкретных перспективных планов на 5—7 лет, разрабатываемых Госпланом СССР и Госпланами союзных республик. Совнархозы на основе планов подведомственных им предприятий и строек осуществляют их взаимную-увязку по экономическим районам. Советы Министров союзных республик рассматривают планы, составленные совнархозами и местными Советами, и утверждают сводные перспективные планы развития народного хозяйства данной республики.
В практике планирования мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов следует отметить имеющуюся до настоящего времени тенденцию распыления ассигнований по большому количеству предприятий бе? выделения тех из них, которые нуждаются в проведении мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов в первую очередь. Этим отчасти можно объяснить затягивание строительства и очень низкий процент пред-
1 Собрание постановлений правительства Союза Советских Социалистических Республик. М.. Госюриздат, № 9, 1958
приятий, фактически заканчивающих необходимый комплекс мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов в срок (17—23). Предъявляя требования совнархозам, ставя вопросы в исполкомах, органы государственного санитарного надзора должны добиваться включения в текущие планы в первую очередь тех предприятий, спуск сточных вод которых главным образом определяет санитарное состояние водоемов, особенно резко нарушает интересы водопользования и тем более водоснабжения населения как централизованного, так и децентрализованного. Это должно быть сделано на основании объективных данных о санитарном состоянии водоемов в пунктах водопользования, расположенных ниже спуска сточных вод, и сравнения качества воды в этих пунктах с гигиеническими нормативами предельно допустимого содержания в воде водоемов вредных веществ и с другими требованиями санитарных правил (Н 101-54). Необходимо добиваться, чтобы мероприятия по ликвидации загрязнения водоемов предприятиями, которые действительно по объективным показаниям включены в первоочередные планы строительства, были обеспечены ассигнованиями и строительными материалами и могли завершить строительство в короткие сроки. За выполнением мероприятий на этих предприятиях и должен быть организован систематический контроль.
При составлении планов мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов следует учитывать необходимость выделения специальных ассигнований на разработку методов очистки и обезвреживания сточных вод, на строительство установок по утилизации ценных веществ сточных вод, реконструкцию систем водоснабжения, строительство сооружений по очистке сточных вод, а в ряде случаев и для финансирований исследований по изучению степени вредности содержащихся в стоках веществ.
Вместе с тем надлежащий контакт с совнархозами на местах и контроль выполнения планов истекшего года организованы еще не во всех республиках. В частности, это показала проверка деятельности Санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения Армянской ССР.
За период с конца 1956 по 1957 г. всеми санитарно-эпидемиологическими управлениями министерств здравоохранения союзных республик проведена большая работа конкретных мероприятий по санитарной охране водоемов для каждого предприятия и сроков их выполнения. Каждая республика может проявить свою собственную инициативу. Хорошим примером в этом отношении является Российская Федерация, санитарные органы которой разработали предложения об обеспечении совнархозами на промышленных предприятиях систематического лабораторного контроля за работой сооружений для очистки сточных вод, а также об осуществлении авторского надзора за строительством очистных сооружений проектными организациями и институтами, проектировавшими их.
Из промышленных сточных вод, наносящих водоемам наибольший вред, до сих пор ведущую роль играют стоки, загрязненные нефтью и фенолами, хотя имеются кое-какие успехи в деле охраны водоемов от действия этих сточных вод. Актуальность вопроса борьбы с загрязнением водоемов фенолами и нефтью не ослабела. Но в то же время республиканские санитарно-эпидемиологические управления должны в своей республике выделить отрасли промышленности, наиболее развитые в данной республике и наиболее загрязняющие водоемы, и на этих отраслях также сосредоточить основное внимание. В частности, тревожным, малоизученным и опасным загрязнением является, как известно, загрязнение водоемов радиоактивными веществами. Поэтому органы санитарного надзора должны тщательно учитывать каждый возможный источник поступления в водоем радиоактивных веществ, требо-
вать их дезактивации и не допускать поступления их в водоем сверх допустимых концентраций.
Анализ цифровых отчетов за 1957 г. показывает, что объем работы санитарных органов с годами возрастает. По сравнению с 1955 г. сильно увеличилось количество рассмотренных санитарными органами проектов, более чем на 500 увеличилось количество строящихся и реконструируемых санитарно-технических объектов. Значительно возросло количество объектов, на которых должны быть построены очистные сооружения. По сравнению с 1956 г. по Советскому Союзу это количество увеличилось почти на 1000 объектов.
Однако результаты выполнения строительства по-прежнему остаются неутешительными. Если в 1955—1956 гг. введено в эксплуатацию 17% очистных сооружений от запланированного количества, то в 1957 г. — 23%- Особенно плохо обстоит дело со строительством очистных сооружений в Украинской, Грузинской, Литовской, Таджикской, Эстонской ССР.
Судя по таблице мер административного принуждения, контрольная деятельность санитарных органов и применение санкций за невыполнение запланированных мероприятий усилились, но количество объектов, эксплуатация которых приостановлена в 1957 г., уменьшилось, хотя это является наиболее действенным видом принуждения к выполнению мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов.
Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения РСФСР, как показала проверка, в 1957 г» активно вмешивалось в дело контроля за выполнением постановлений правительства, но не добилось такой же требовательности от некоторых областей федерации (Костромская, Ярославская, Ульяновская, Кировская и др.).
Упрек в недостаточной требовательности к предприятиям, не выполняющим обязательств по проведению мероприятий по охране водоемов, следует сделать и санитарно-эпидемиологическим управлениям министерств здравоохранения Армянской и Казахской ССР. Нельзя не отметить и санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения Молдавской ССР, на территории которой из 26 объектов только на 9 в 1957 г. закончено строительство очистных сооружений, а санитарными органами республики за весь год ни одно предприятие не привлечено к ответственности.
Таким образом, требовательность органов санитарного надзора по отношению к контролируемым объектам находится все еще не на должной высоте.
Как уже было подчеркнуто, предъявление требований к народнохозяйственным планам будут необоснованными и неубедительными, если они не базируются на реальных данных, характеризующих санитарное состояние водоема в пунктах водопользования ниже сброса сточных вод. Однако объективная оценка соответствия условий выпуска сточных вод в водоему санитарным правилам дается далеко не всегда и предъявляемые к руководителям предприятий требования не всегда достаточно обоснованы объективными данными. Например, Архангельская областная санитарно-эпидемиологическая станция в 1957 г. вновь подняла вопрос о приостановке Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината в силу нетерпимого больше загрязнения рек Хатарицы, Кузнечихи и Канзихи. Но для обоснования вынесенного постановления о приостановке эксплуатации комбината с 1954 г. не произведено ни одного анализа воды этих водоемов, не приведено фактов нарушения санитарных условий водопользования населением в районе этих водоемов.
Куйбышевская областная санитарно-эпидемиологическая станция запретила ввод в эксплуатацию нового завода синтетического спирта, очистные сооружения для которого к моменту пуска завода в эксплуатацию построены не были. Требование справедливо, но из-за отсут-
ствия объективных данных, показывающих загрязнение Волги в пунктах водопользования ниже сброса сточных вод завода, оно не могло быть поддержано.
В качестве примера, где лучше поставлено изучение санитарного состояния водоемов, можно назвать Кемеровскую область. Следует отметить и инициативу Санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения Украинской ССР, закрепившего участки водоемов за отдельными научно-исследовательскими институтами, гигиеническими кафедрами и санитарно-эпидемиологическими станциями. По этому же пути идет Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения РСФСР. Такая практика позволит проводить систематическое изучение санитарного состояния водоемов и накапливать данные для оценки изменений в их состоянии.
Не менее важным участком работы является изучение эффективности мероприятий, проведенных предприятиями, по ликвидации загрязнения водоемов. В основном освещение этого вопроса входит в изучение санитарного состояния водоемов, так как качество воды реки ниже места сброса сточных вод в первом пункте водопользования характеризует гигиеническую эффективность проведенных мероприятий по рационализации технологических процессов и по эксплуатации очистных сооружений, т. е. по их технической эффективности.
В отношении изучения технической эффективности следует полностью использовать лабораторные данные самого предприятия и для контроля достоверности периодически производить контрольные анализы в своей лаборатории. Данные технической эффективности работы очистных сооружений позволяют определить качество надзора за их эксплуатацией, целесообразность применения этих сооружений на других предприятиях.
Данные о технической и гигиенической эффективности очистных сооружений могут служить основанием для предъявления руководителям предприятий обоснованных требований в случае, если существующие условия сброса сточных вод не удовлетворяют требованиям Санитарных правил (Н 101-54).
Большое внимание должно быть уделено руководящими работниками республиканских санитарно-эпидемиологических управлений вопросу расстановки, изучения и обучения кадров. Надо всемерно использовать возможности повышения квалификации путем командирования на курсы или декадники, путем издания литературы по вопросам санитарной охраны водоемов. Только зная кадры и правильно организуя повышение квалификации санитарных врачей, можно обеспечить квалифицированную работу в области санитарной охраны водоемов и выполнить почетную задачу, возложенную правительством на органы государственного санитарного надзора — оградить наши реки от загрязнения.
Поступила 4/УП1 1958 г.
т5г £ Я