Научная статья на тему 'О МНИМЫХ ОШИБКАХ В САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ'

О МНИМЫХ ОШИБКАХ В САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МНИМЫХ ОШИБКАХ В САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ»

5. Самоочищение как природный биохимический процесс не может служить в настоящих условиях критерием для обоснования неограниченного спуска сточных вод в открытые водоемы. Нельзя забывать бесспорную кумуляцию токсических веществ донными отложениями и тканями живых организмов.

6. Совершенно необходимо в интересах здравоохранения и в интеое-сах народного хозяйства пересмотреть санитарные правила по использованию сточных вод для орошения сельскохозяйственных земель (от 13 ноября 1956 г. № 229-56), утвержденные Главным государственным санитарным инспектором СССР В. М. Ждановым, как противоречащие указанным интересам.

7. Следует пересмотреть вопрос о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в водоемах в свете последних данных науки о кумуляции, о наличии бластомогенных веществ в выбросах и о хроническом воздействии микроэлементов на белковую субстанцию макроорганизма.

8. В данное время строительство очистных сооружений ведется без должного учета их экономической и гигиенической эффективности. Поэтому необходимо строить поля орошения как очистные сооружения с учетом интересов сельского хозяйства, позволяющих наиболее полно, рационально и эффективно использовать материальные трудовые и денежные средства.

Поступила 28/Х1 1956 г.

О МНИМЫХ ОШИБКАХ В САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ

Кандидат технических наук Я. Ф. Гуляев, санитарный врач А. А. Лавров, санитарный врач Т. Е. Нагибина, кандидат медицинских наук Т. А. Николаева, санитарный врач Д. Т. Фокин

Строительство новых промышленных предприятий и расширение действующих, увеличение выпуска продукции за счет рационального использования имеющихся мощностей дает значительное увеличение количества промышленных сточных вод. Сброс их в водоемы либо недостаточно очищенными, либо совсем без очистки приводит к значительному ухудшению санитарного состояния водоемов, вызывая их недопустимое загрязнение и принося большой ущерб водопользованию населения и народному хозяйству в целом.

Поэтому советское санитарное законодательство предусматривает строгое регламентирование качества сточных вод, спускаемых в водоемы.

В последнее время в ряде выступлений тт. В. П. Орлова и П. Н. Матвеева научные основы гигиенического нормирования спуска сточных вод в водоемы ставятся под сомнение и проводится мысль, что существующее санитарное законодательство якобы мешает успешной борьбе с загрязнением водоемов. Это утверждение совершенно лишено научного обоснования и искажает действительность, что и вынудило нас выступить с данной статьей.

В СССР обязательный санитарный контроль за спуском в водоемы сточных вод как важнейшим фактором в их загрязнении был введен с 1923 г. и получил развитие в постановлении ЦИК и СНК СССР в 1937 г; наиболее полно он регламентирован специальными постановлениями Совета Министров СССР начиная с 1947 г.

Действующими санитарными правилами спуска сточных вод в водоемы общественного пользования предусматривается, чтобы вода в водоеме после спуска в него сточных вод была безвредной для здоровья и чистой по внешнему виду; но для этого совсем необязательно полное отсутствие

в воде каких бы то ни было веществ, а важно, чтобы концентрация их в воде не превышала известного предела, могущего отрицательно влиять на здоровье человека или ухудшать санитарные условия жизни населения.

В решениях прошедшего в июне 1956 г. XIII Всесоюзного съезда гигиенистов особо подчеркнуто, что задачей гигиенической науки в области санитарной охраны водоемов является обоснование предельно допустимых концентраций веществ, которые поступают в водоемы со сточными водами.

Что же представляют собой предельно допустимые концентрации, которые т. Орлов из фактора, используемого в целях оздоровления водоемов, неожиданно превратил в фактор, мешающий борьбе за чистоту водоемов?

В современной биологии и медицине общепризнана закономерность, согласно которой действие веществ, в том числе вредное их влияние, зависит не только и не столько от свойств этих веществ, сколько от их концентрации или от дозы, поступившей в организм. Только когда концентрация вредных веществ в воде водоемов достигает известных пределов, наступает ухудшение санитарных условий водопользования и возникает опасность для здоровья населения. Так, поступление в водоем вредных веществ, способных ухудшить органолептические свойства воды, еще не угрожает возможности использования водоема для санитарно-бытовых и питьевых целей, так как эта опасность возникает лишь тогда, когда содержание этих веществ достигает определенной концентрации, уровень которой характерен для каждого вещества. Поэтому представляется возможным и целесообразным выявление тех пороговых концентраций, на уровне которых нельзя ожидать ухудшения органолептических свойств воды или вредных последствий для здоровья населения.

Это представление о решающем значении концентрации веществ-загрязнителей лежит в основе нормирования не только в области санитарной охраны водоемов, но и во всех других отраслях санитарной деятельности (гигиена труда и профилактика профессиональных отравлений, санитарная охрана атмосферного воздуха, гигиена питания и т. п.). В любой области техники и технологии практика также опирается на регламенты и нормативы, обоснованные соответствующими научными исследованиями.

Аналогичные принципы охраны водоемов от загрязнения приняты в ряде зарубежных стран. Более того, даже в отношении ионизирующих излучений Международным радиологическим конгрессом рекомендованы нормативы предельного содержания радиоактивных веществ в воздухе и воде.

Определение предельно допустимых концентраций для веществ, которые поступают в водоемы со сточными водами, осуществляется при помощи санитарно-химических, санитарно-биологических и санитарно-ток-сикологических методов исследования и в известной мере путем санитарно-гигиенических обследований. Таким образом устанавливается концентрация, которая должна удовлетворять трем условиям: 1) не быть опасной для здоровья населения, как это можно судить по опытам на теплокровных животных, согласно современным методам физиологических и токсикологических исследований; 2) не ухудшать органолептических свойств воды (по запаху, привкусу и окраске) и 3) не влиять неблагоприятно на биохимические процессы в водоеме и тем самым на его общее санитарное состояние.

Методика этих исследований направлена на выявление концентраций, при которых исключено вредное влияние поступающих в водоемы загрязнений при использовании воды для хозяйственно-питьевых целей и культурно-оздоровительных потребностей населения. Если в воде водоемов содержание вредных веществ не превышает предельно допустимой концентрации, водоем может без всякого опасения служить в качестве источника водоснабжения.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водоемов представляют, таким образом, уровень требований органов санитарного надзора в области санитарной охраны водоемов и обязательное выполнение их приведет и в ряде случаев уже привело к тому, что водоемы наши будут чистыми в санитарном отношении и их использование населением не будет ограничено.

Признание государственной важности проблемы охраны водоемов вызвано совершенно конкретными народнохозяйственными задачами и решение этих задач определяет различие и специфичность требований к составу и свойствам воды водоемов.

Поэтому еще в 1944 г. гигиенистами, инженерами по санитарной технике и ихтиологами был признан комплексный характер всей проблемы охраны водоемов. Это делает необходимым в интересах успешного научного и практического ее решения исходить из того, что вредное действие на водоем должно пониматься как вред, нанесенный стоками и содержащимися в них ядовитыми веществами народнохозяйственному использованию водоемов, разнообразный характер которого делает рациональным дифференцирование задач и методов научного исследования в санитарно-гигиеническом, рыбохозяйственном, сельскохозяйственном или ином направлении.

Например, известно, что минимальные концентрации соединений свинца, мышьяка или фтора, уже опасные для здоровья населения, не являются вредными в рыбохозяйственном отношении и не мешают водоснабжению промышленных предприятий, так же как минимальные концентрации в воде водоемов цианидов, соединений меди или цинка, способные нанести ущерб рыбному хозяйству, не затрудняют использование воды водоема для технологических целей почти во всех отраслях промышленности и не вредны в санитарно-гигиеническом отношении. Вместе с тем весьма часто минеральные взвешенные вещества и соли, в том числе соли кальция и магния или железа, в концентрациях, еще не мешающих использованию водоема в рыбохозяйственном отношении или в качестве хозяйственно-питьевого водоисточника, оказываются уже вредными для многих технологических целей и в теплотехнике, вынуждая к осуществлению дорогостоящих в строительстве и эксплуатации сооружений по осветлению и умягчению воды.

Поэтому применительно к каждому виду водопользования должны существовать специальные требования к качеству воды водоемов, которые должны обеспечить нормальное использование этой воды для гигиенических, рыбохозяйственных, ирригационных, сельскохозяйственных, индустриальных и других целей. Из этого вытекают научные и практические задачи во всех указанных отраслях народного хозяйства и культуры.

Важность регулирования спуска сточных вод на основе гигиенических нормативов (предельно допустимых концентраций) признана всеми министерствами, ведомствами и проектными организациями, ибо эти нормативы открыли возможность сознательного и экономного проектирования очистных сооружений путем применения наиболее сложных и дорогостоящих методов обезвреживания стоков только там, где это действительно необходимо.

Разве не очевидно, таким образом, что предельно допустимые концентрации, на которых государственная санитарная инспекция основывает свою практику, служат основой для определения объема и срочности проведения практических мероприятий по санитарной охране водоемов, с одной стороны, и с другой стороны, являются важнейшим ориентиром для технологов на производстве и для инженеров проектных организаций при рационализации технологических процессов и при выборе оптимального варианта сооружений для очистки или обезвреживания сточных вод.

На основе действующих санитарных правил спуска сточных вод в водоемы составлены многие сотни проектов очистки и обезвреживания

бытовых и производственных сточных вод. Если бы большинстсво этих проектов было осуществлено и если бы начатые строительством очистные сооружения завершались строительством в объемах, предусмотренных проектами, не было бы того тяжелого антисанитарного состояния водоемов, для обнаружения которого слишком часто даже не требуется специальных методов исследования, столь значительно превышены предельно допустимые концентрации, установленные государственной санитарной инспекцией.

Борьба с загрязнением водоемов ведется у нас плохо в силу недостаточного внимания к этим вопросам со стороны промышленных министерств и при попустительстве местных органов власти. Министерства и ведомства не проводят необходимых мероприятий по совершенствованию технологии и культуры производства и не принимают должных мер для изыскания силами своих научно-исследовательских институтов эффективных и экономически рациональных методов утилизации и обезвреживания сточных вод и ликвидации потерь с ними ценных для народного хозяйства продуктов производства.

Решения правительства по охране водоемов выполняются крайне неудовлетворительно. Для утилизации, очистки и обезвреживания сточных вод большого числа промышленных предприятий, а также бытовых сточных вод населенных пунктов имеются разработанные проекты, согласованные и утвержденные во всех инстанциях. Однако они не реализуются. На ряде предприятий, где сооружения построены, не обеспечивается правильная их эксплуатация.

Вот основные причины продолжающегося загрязнения водоемов. На организационные, технико-экономические и правовые условия, которые благоприятствуют этому, следует в первую очередь обратить внимание.

Неверно высказывание т. Орлова, что проблема охраны водоемов может быть полностью решена путем очистки сточных вод на сельскохозяйственных полях орошения, так как далеко не всякие производственные сточные воды могут быть использованы в сельском хозяйстве. Но и хозяйственно-бытовые сточные воды населенных мест перед направлением на сельскохозяйственные поля должны подвергаться предварительному обеззараживанию, так как представляют несомненную эпидемиологическую опасность.

В какой мере гигиенические нормативы соответствуют интересам и запросам рыбоохраны? Как было выше показано, представляется совершенно закономерным, что не всегда может быть совпадение оценок степени вредности загрязнений, поступающих в водоем, с гигиенической и рыбо-хозяйственной точек зрения, и естественно, могут быть различными и требования к степени обработки сточных вод. Это учтено действующим санитарным законодательством, которое предусматривает, что для водоемов рыбохозяйственного значения условия и места спуска сточных вод должны предварительно согласовываться с органами рыбоохраны.

Каковы же их требования? Определила ли инспекция рыбоохраны эти требования, чтобы ими могли руководствоваться местные органы рыбоохраны в своей текущей работе по надзору и чтобы они стали известны хозяйственным и проектным организациям для обоснования технико-экономических мероприятий и выбора соответствующих приемов очистки и обезвреживания стоков?

В том-то и дело, что до настоящего времени научно обоснованных требований у инспекции рыбоохраны не имеется. Вместо научных принципов контроля инспекция рыбоохраны предпочитает произвольное определение условий, необходимых для обеспечения охраны и воспроизводства речных и озерных рыбных запасов.

Ряд биологов и ихтиопатологов Всесоюзного института озерного и речного рыбного хозяйства и ряд кафедр биологии развернули теоретические и научно-практические исследования, направленные на решение во-

просов нормирования сброса сточных вод в рыбохозяйственные водоемы. Этими учеными опубликован ряд интересных и практически полезных работ и был разработан первый проект правил сброса сточных вод в рыбохозяйственные водоемы и предельно допустимые концентрации в водоемах отдельных компонентов сточных вод.

Однако Министерство рыбной промышленности, в частности инспекция по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыбоводства, не только не поддержала этих ученых, активно взявшихся за решение трудной, но необходимой работы для обоснования требований к условиям спуска сточных вод в водоемы с точки зрения рыбохозяйствен-ных интересов, а даже задержало дальнейшее развитие этих работ.

Хуже обстоит дело в отношении защиты интересов промышленного и сельскохозяйственного использования водоемов. До сих пор промышленными и сельскохозяйственными министерствами не поставлено в порядок дня изучение вопросов, связанных с вредным действием поступающих в водоемы производственных стоков для важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства. В этом направлении не сделана даже попытка не только разработки нормативов, к этому еще не привлечено внимание соответствующих научных учреждений.

Дифференцированный подход к изучению последствий загрязнения водоемов промышленными и бытовыми сточными водами и к разработке предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов применительно к основным отраслям народного хозяйства должен стимулировать деятельность научных учреждений соответствующих отраслей культуры и хозяйственной жизни страны. При этом дифференциация задач и методов научно-исследовательской и оперативной деятельности не только не противоречит комплексному характеру проблемы охраны водоемов от загрязнения, но является обязательным условием успешного ее разрешения. Не случайно поэтому, что комплексный характер проблемы, заинтересованность в ней многих отраслей народного хозяйства уже давно побуждали к постановке вопроса о создании единого государственного центра по охране и регулированию использования водных ресурсов. Этот центр должен быть междуведомственным, в нем должны быть представлены все отрасли народного хозяйства, заинтересованные в беспрепятственном и нормальном использовании водоемов. Необходимость в таком едином государственном органе по водным ресурсам многократно в течение ряда лет подчеркивалась в решениях научных конференций как гигиенического, так и инженерно-технического профиля, в том числе и состоявшегося в 1956 г. XIII Всесоюзного съезда гигиенистов, эпидемиологов, инфекционистов и микробиологов. Только этим путем и возможно рациональное решение вопроса о координации усилий всех государственных организаций в охране водоемов от загрязнения с учетом как санитарных, так и рыбохозяйственных, сельскохозяйственных и других интересов населения.

Таким образом, т. Орлов в своей статье не помогает правильному освещению всей проблемы охраны водоемов, а, наоборот, дезориентирует советскую общественность в отношении действительных причин и условий, от которых зависит тяжелое санитарное состояние водоемов.

Вместо деловой и принципиальной критики органов санитарного надзора, в деятельности которых, несомненно, имеются недостатки, т. Орлов, проявив полную неосведомленность в вопросах санитарной охраны водоемов, сделал произвольную попытку поставить под сомнение научные основы и принципы, положенные в основу советского водно-сапитарного законодательства и практической деятельности санитарных органов.

Не показав, что современный уровень советского водно-санитарного законодательства, а также' уровень развития советской санитарной техники в основном может обеспечить проектирование и строительство сооружений по очистке и обезвреживанию сточных вод с учетом местных

условий водопользования, т. Орлов не сделал единственно правильного вывода, что причиной тяжелого состояния водоемов является недооценка со стороны руководителей министерств и ведомств важности мероприятий по ликвидации и предупреждению дальнейшего загрязнения водоемов и в первую очередь расширения объема исследований в научно-исследовательских технологических институтах по линии снижения или полной ликвидации сбросов сточных вод от производственных процессов, а также утилизации сбрасываемых со сточными водами сырья, промежуточных и конечных продуктов производства.

Без этого нельзя серьезно рассчитывать на улучшение санитарного состояния водоемов.

В настоящее время-с изданием постановления Совета Министров СССР об установлении штрафов за спуск неочищенных сточных вод в водоемы и отнесении этих штрафов за счет непроизводительных расходов предприятий должна повыситься ответственность руководителей промышленных предприятий и министерств за проведение необходимых и неотложных мероприятий по очистке сточных вод действующих предприятий. Но и одно это не даст необходимых результатов, если не будет мобилизовано внимание специалистов всех отраслей народного хозяйства и не будет создана реальная материально-техническая база для осуществления мероприятий по ликвидации загрязнения водоемов, а также не будет создан авторитетный государственный орган по регулированию вопросов использования и охраны водных ресурсов страны в интересах всех отраслей народного хозяйства.

Поступила 5/1 1967 г.

-й- -¿г -й-

О НЕПРАВИЛЬНОМ ОСВЕЩЕНИИ ВОПРОСОВ САНИТАРНОЙ

ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ (Письмо в редакцию)

В газете «Известия» от 6 сентября 1956 г. помещена статья В. Орлова «Водоемы должны быть чистыми», посвященная в основном вопросу охраны водоемов от загрязнения сточными водами промышленных предприятий.

В начале статьи говорится о хорошо известных фактах загрязнения водоемов и правильно указывается, что причиной этого является бездеятельность руководителей промышленных предприятий и промышленных министерств в отношении строительства очистных сооружений и внедрения в технологический процесс методов уменьшения и ликвидации вредных выбросов, неудовлетворительная подготовка специалистов в этой области, отсутствие координации в использовании водных ресурсов в интересах всех отраслей народного хозяйства и др.

В основной части статьи автор совершенно неожиданно, и вопреки тому, что сказано вначале, пытается переложить ответственность за создавшееся положение на принципы гигиенического нормирования условий выпуска стоков (предельно допустимые концентрации вредных веществ) и даже на отдельных гигиенистов, будто бы отвечающих за эти принципы.

Между тем обоснование предельно допустимого содержания различных веществ в воде, атмосферном воздухе, воздухе производственных помещений, пищевых продуктах и т. п. лежит в основе всякого гигиенического нормирования.

Задачей гигиены и санитарного законодательства всегда было установление допустимых пределов тех неизбежных изменений во внешней среде, которые не представляют еще опасности для здоровья человека или общественных санитарных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.