Заместитель главного государственного санитарного инспектора СССР Ю. Д. ЛЕБЕДЕВ
Защита водоемов от загрязнения промышленными сточными водами — важнейшая задача санитарных органов
Большой творческий подъем «переживает наша страна. Быстро и уверенно идет вперед советская промышленность и сельское хозяйство, транспорт и торговля, все отрасли науки и культуры. Советская индустрия — основа основ всего нашего хозяйства — из года в год усиливает темпы ¡производства.
Бурное развитие промышленности ставит перед санитарными органами страны большие гигиенические проблемы, имеющие исключительное народнохозяйственное и политическое значение.
Одной из таких проблем является защита водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. Ущерб, наносимый народному хозяйству спуском неочищенных промышленных сточных вод, делает эту проблему важнейшей в работе санитарных органов и научно-исследо-вательских гигиенических институтов. Достаточно сказать, что лишь по одной реке Томь рыбное хозяйство имеет ущерб на сумму свыше 100 млн. рублей, теряя 50 000 ц .рыбы ценных пород1. Вода реки Томь в 195 км ниже сброса сточных вод имеет привкус фенола.
Одна из крупных водных артерий страны — Кама принимает в свое русло и в свои притоки большое количество производственных стоков. По грубым подсчетам в систему Камы сбрасывается до 980 000 м3 производственных стоков, вызывающих в водоемах значительные физико-химические изменения, которые оказывают сильное влияние на жизнь в водоемах и изменяют их санитарные показатели. Прозрачность Камы и ее притоков в районах, где вводятся промышленные стоки, снижается на 50—70% по сравнению с обычным составом воды.
В водоемы поступает большое количество органических веществ, что резко снижает количество кислорода в воде. Под влиянием промышленных стоков повышается жесткость, резко меняется солевой состав, определяющийся преобладанием кальция и магния, возрастает количество хлоридов.
Ущерб народному хозяйству наносят и потери ценных отходов производства (кислоты, фенол, масла, волокно и т. д.), сбрасываемых вместе со сточными водами. Сброс кислот на отдельных заводах достигает до 100 т в сутки. Кузнецким металлургическим комбинатом сбрасывается 5 т фенола в сутки, Кемеровским коксохимическим заводом — 4,5 т фенола и т. д. Балахнинский бумажный комбинат спускает в Волгу 20 т волокна ежедневно. Камский бумажный комбинат — 50 т.
1 Данные ВНИОХР 1946 г.
За счет этого сброса можно было бы выпустить большое количество сверхплановой продукции.
Постановление Совета министров СССР от 31.У.1947 г. «О мерах по ликвидации загрязнений и санитарной охране водных источников» и последующее его распоряжение от 1.III. 1948 г. ставят вопрос о санитарной охране водных ресурсов страны как народнохозяйственную проблему государственного значения. Эти документы выражают назревшую потребность в неотложных мерах по охране водных источников страны и предусматривают комплекс необходимых мероприятий.
Указанное постановление правительства не имеет подобных себе примеров в практике зарубежных стран и является руководством к действию и программой работ по санитарной охране водоемов для промышленных министерств, санитарных органов и научно-исследова-тельских институтов. Государственная санитарная инспекция вооружена законом, дающим возможность в полной мере осуществлять предупредительный санитарный надзор по защите водоемов.
Правительство запретило министерствам и ведомствам вводить в действие новые предприятия, отдельные цехи или агрегаты, сбрасывающие сточные воды в открытые водоемы, прежде чем не будут осуществлены необходимые мероприятия, обеспечивающие очистку промышленных стоков. Ввод в действие новых и восстанавливаемых предприятий, цехов и агрегатов, могущих загрязнять водоемы промышленными стоками, допускается только с разрешения госсанинспекции. Совет министров СССР потребовал от Министерства здравоохранения СССР представлять ежегодно, начиная с 1948 г., перечень предприятий, министерств и ведомств, на которых должны строиться очистные сооружения. Принятый в 1948 г. план строительства очистных сооружений открывает большие возможности для оздоровления водоемов. Однако итоги работы истекшего года говорят о далеко не достаточных темпах строительства очистных сооружений для производственных сточных вод.
Некоторые хозяйственные руководители, видимо, не поняли всей важности задачи оздоровления водоемов для народного хозяйства страны и ведут строительство очистных сооружений слишком медленными темпами. Этому способствовало в отдельных случаях также и непонимание всей серьезности и ответственности за осуществление задачи оздоровления водоемов некоторыми руководителями санитарных организаций республик, краев и областей.
Недопустимо передоверие контроля за строительством очистных сооружений помощникам государственных санитарных инспекторов, которые позволяют себе к тому же ревизию установленных сроков, произвольно перенося сроки строительства очистных сооружений, что имело место в Казахской ССР.
Со стороны санитарной организации РСФСР требуется более активное вмешательство в работу по оздоровлению водоемов. Нужно, наконец, сдвинуть с места строительство очистных сооружений в Кемерове И Сталинске.
Ответственные задачи по защите водоемов выдвигают необходимость быстрейшего коренного изменения практической деятельности органов госсанинспекции в области осуществления четкого санитарного контроля за строительством очистных сооружений.
1949 г. должен быть годом решительной борьбы санитарной организации за полную реализацию программы строительства очистных сооружений. Надо добиться, чтобы государственный план оздоровления водоемов был выполнен. Это важнейшая задача всей санитарной организации.
Предупредительный санитарный контроль за спуском сточных вод в водоемы вновь проектируемыми, восстанавливаемыми и реконструи-
¡руемыми промышленными предприятиями во всех стадиях проектирования и строительства предприятий и жилых поселков при них должен *быть в центре внимания.
Неослабный контроль за строительством очистных сооружений, недопущение элементов благодушия и гнилого либерализма должны быть основой в работе государственного санитарного инспектора. Надо покончить с практикой «булавочных уколов» — мелких случайных штрафов, применяемых к руководителям промышленных предприятий, строительных и проектирующих организаций, срывающих планы строитель-'Сгва.
За загрязнение водоемов производственными сточными водами, нарушение сроков проектирования и строительства очистных сооружений должны применяться санкции только в размерах полномочий, предоставленных Главной госсанинспекции союзной республики и Всесоюзной государственной санитарной инспекции. График строительства сооружений является законом и должен безусловно выполняться. Всякий срыв графика следует рассматривать как санитарное нарушение.
Каждой республике, области, краю нужно иметь конкретный план мероприятий по защите и оздоровлению водоемов, для чего необходимо составление карт отдельных водоемов с характеристикой имеющихся предприятий и их стоков. Изучение состояния здоровья населения, проживающего около загрязненного водоема, санитарных и бытовых условий его жизни — важнейшее звено цепи гигиенических исследований, связанных со сбросом производственных стоков.
Дальнейшее развертывание работ по очистке промышленных сточных вод требует от гигиенических институтов широкого развертывания исследований по разработке норм спуска в водоемы вредных веществ, •сбрасываемых с промышленными сточными водами. Отсутствие установленных гигиенических норм допустимых концентраций различных вредных веществ в спускаемых сточных водах препятствует быстрейшему решению технических вопросов, связанных с разработкой методов очистки и типов очистных сооружений.
Нет сомнения в том, что сложные и ответственные задачи, стоящие перед санитарными органами страны по выполнению государственного плана оздоровления водоемов, будут успешно разрешены. Правительство предоставило нам для этого все возможности и все права.
П. И. ЛЕУШИН
О влиянии зеленых насаждений на распространение уличного шума
•Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института
Деревья на городских улицах, площадях и дворах вносят существенное изменение в распределение уровней шума на этих участках городской территории. Эти изменения особенно заметны летом, когда деревья покрыты листвой, которую можно рассматривать как среду, обладающую специфическими свойствами в отношении передачи звука.
На поверхности листвы происходят такие же явления, какие наблюдаются на поверхности раздела двух сред при прохождении звука из одной среды в другую, а именно: отражение звука, поглощение его новой средой и проникание сквозь нее. То же самое следует сказать и о низкорослых кустарниках, в летнее время богато одетых зелеными листьями.
Говоря о значении листвы деревьев при распространении шума, необходимо прежде всего указать на звукоотражательную способность