Научная статья на тему 'Организация работы по развитию образного мышления у детей с умственной отсталостью'

Организация работы по развитию образного мышления у детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / CREATIVE THINKING / MENTAL RETARDATION / CORRECTIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева Данайя Рустамовна

В данной статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления детей с умственной отсталостью, а также направления работы, для преодоления имеющихся трудностей. Проведен анализ философских концепций, специальной психологии и педагогики о взаимосвязи процессов воспитания и развития, развития детей. На основании данного исследования сделан вывод о том, что при соблюдении основных педагогических правил и при правильном подборе коррекционной программы возможно развить наглядно-образное мышление у детей умственной отсталостью.This article discusses the features of visual-figurative thinking of children with mental retardation, as well as areas of work to overcome the difficulties. The analysis of philosophical concepts, special psychology and pedagogy on the relationship of the processes of education and development, development of children. Based on this study, it was concluded that, subject to the basic pedagogical rules and with the correct selection of the correctional program, it is possible to develop visual-figurative thinking in children with mental retardation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустафаева Данайя Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы по развитию образного мышления у детей с умственной отсталостью»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ORGANIZATION OF WORK ON THE DEVELOPMENT OF EXCEPTIONAL THINKING IN CHILDREN WITH A MENTUAL

DISABILITY

УДК 371

Мустафаева Данайя Рустамовна

студент группы МСДО-18,

ГБОУ ВО РК КИПУ им. Ф.Якубова», г.Симферополь Научный руководитель: Ибрагимова Алие Рустемовна

Канд. пед. наук, доцент

ГБОУ ВО РК КИПУ им. Ф.Якубова, г.Симферополь

Mustafaeva D.R.

student of the MSDO-18 group,

"SBEI IN RK KIPU named after F. Yakubova ", Simferopol E-mail: danaya.payne@gmail.com Scientific adviser: Ibragimova A.R;

Cand. ped sciences, associate professor

"SBEI IN RK KIPU named after F. Yakubova ", Simferopol

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления детей с умственной отсталостью, а также направления работы, для преодоления имеющихся трудностей. Проведен анализ философских концепций, специальной психологии и педагогики о взаимосвязи процессов воспитания и развития, развития детей. На основании данного исследования сделан вывод о том, что при соблюдении основных педагогических правил и при правильном подборе коррекционной программы возможно развить наглядно-образное мышление у детей умственной отсталостью.

Annotation

This article discusses the features of visual-figurative thinking of children with mental retardation, as well as areas of work to overcome the difficulties. The analysis of philosophical concepts, special psychology and pedagogy on the relationship of the processes of education and development, development of children. Based on this study, it was concluded that, subject to the basic pedagogical

rules and with the correct selection of the correctional program, it is possible to develop visual-figurative thinking in children with mental retardation.

Ключевые слова: образное мышление, умственная отсталость, коррекционная работа.

Key words: creative thinking, mental retardation, correctional work.

Мышление является высоким уровнем общественного процесса познания. Как и любой другой психический процесс, оно имеет свою последовательность, которая заключается во взаимодействии таких форм, как наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая. Приняв во внимание количественные показатели увеличения числа детей с умственной отсталостью и качественные характеристики их мыслительной деятельности, была выбрана данная тема.

Наглядно-образное мышление является по своей сути некой способностью оперировать образами предметов. При этом оно выступает в качестве внутреннего плана действия человека и развивается лишь при взаимодействии определенных действий психического развития (игровая деятельность, подражание, речь и т.д.). Однако, когда ребенок идет в школу, на смену игровой деятельности приходит учебная, в ходе которой происходит усвоение новых задач и формирование путей их решения, а также осмысление новых понятий и явлений. Опираясь на уровень развития мыслительной деятельности, в дальнейшем происходит оценка действий и знаний ребенка.

Углубившись в историю развития специальной психологии и специальной педагогики, можно найти не мало интересных исследований. Вопросами изучения процесса наглядно-образного мышления занимались такие ученые и педагоги как: Л. Е. Журова, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, А. Д. Гонеев, Л. В. Кузнецова. Не обошел стороной данную проблему и Л. С. Выготский, который отметил, что интеллект у умственно отсталых детей сохранился на практическом уровне (решают задачи на практическом уровне).

Методологической основой исследования явились философские концепции общей и специальной психологии и педагогики о взаимосвязи процессов воспитания и развития, положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей (Л. С. Выготский,

A. В. Запорожец, Г. М. Дульнев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,

B. И. Лубовский, М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн, Г. Л. Трошин, Ж. И. Шиф и другие); исследования наглядно — образного мышления у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и аномальным развитием

(Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, С. Л. Новоселова, А. Д. Виноградова, С. А. Клих, Е. Л. Журова, Мухина В. С., Т. А. Процко); теория о развивающей роли обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин); феномен использования технологий в обучении (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и другие); теория деятельности (П. Л. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и другие) [1, с.15].

Цель работы — развитие наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Воздействовать на развитие наглядно-образного мышления;

2. Организовать работу по развитию образного мышления у детей с умственной отсталостью [3, с.54].

Огромное количество разнообразных методов, приемов и средств обучения и воспитания на данный момент существует в специальной педагогике и специальной психологии. Зачастую, учителя пользуются разработанным шаблоном на уроках и коррекционных занятиях, напрочь забывая о необходимости индивидуального подхода, а также уделяют меньше внимания для развития образного мышления, поскольку оно является одним из самых труднодоступных. Поскольку время на занятиях ограничено, педагогам сложно охватить все сферы мыслительной деятельности и им приходится «дробить» подаваемый материал, развивая на уроке лишь определенную часть мышления. Коррекционные же занятия несколько четче ориентируют педагогов в сфере мыслительной деятельности учащихся. Вследствие этого, коррекционная работа по развитию образного мышления является крайне необходимой.

Детям, имеющим нарушения, характерна неполнота и неточность восприятия картины, а также нарушение обобщенного и опосредованного познания внешнего мира.

Мышление направлено на решение конкретных задач и имеет 4 основных этапа:

-осознание условия;

- постановка вопроса;

- выдвижение гипотез предполагаемого решения;

- непосредственное решение задачи и проверка гипотезы (ее подтверждение или опровержение) [2, с. 59].

Все эти этапы направлены на одну цель и в ходе процесса решения, раскрывают знания, умения и навыки ребенка. Однако, дети данной категории уже на начальном этапе не способны правильно мыслить, т.к. они искажают

смысл задания, неадекватно воспринимают и упрощают его. Из этих фактов можно сделать вывод, что у них отсутствует целенаправленность мышления, что приводит к неполноценности решения поставленных задач, путем примитивных методов. Умственно отсталые дети не делают самостоятельных выводов, не выделяют существенных признаков и не способны качественно оперировать образами. Из-за своей сложности, образное мышление является крайней формой мышления и «последним этапом» в развитии мыслительной деятельности. Поэтому, детям с интеллектуальными нарушениями, крайне важна и остро необходима правильная коррекционная работа по развитию образного мышления.

Изобилие методов, приемов и средств в педагогике позволяют подготовить качественную коррекционную помощь в развитии образного мышления. Однако, имеются основные направления по которым проводится коррекция:

-знания о форме и величине; -пространственные представления; -работа по образцу;

-моделирование пространственных отношений между предметами; -восприятие объемных образцов и их воспроизведение [4, с. 43]. Соблюдая данные направления в коррекционной работе, учителю удастся развить образное мышление умственно отсталых детей до того уровня, на который способен ребенок.

Наглядно-образное мышление является основной составляющей психологического состояния ребенка и очень важным звеном в формировании знаний, поэтому крайне важно обращать внимание на его развитие, ведь именно оно формирует образы, на которые в дальнейшем опираются другие формы мышления и происходит развитие ребенка. Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что при соблюдении основных педагогических правил применения методов, средств и приемов, а также при правильном подборе коррекционной программы возможно развить наглядно -образное мышление.

Литература

1. Венгер, Л. А. Мухина В. С. Развитие мышления дошкольников /

Л. А. Венгер, В. С. Мухина В. С. // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 7. — С.15.

2. Виноградова, А. Д. Особенности образного мышления умственно отсталых детей / А. Д. Виноградова, С. А. Клих // Дефектология. — 1988. — № 3. — С. 59-62.

3. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева // — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С.208.

4. Шадрина, С. ЛЕГО — град для взрослых и ребят / С.Шадрина // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 4. — С.43-45.

Literature

1. Wenger, L. A. Mukhina B. C. Development of thinking of preschoolers / L. A. Wenger, V. S. Mukhina V. S. // Preschool education. - 1974. - No. 7. -P.15.

2. Vinogradova, A. D. Features of figurative thinking of mentally retarded children / A. D. Vinogradova, S. A. Klich // Defectology. - 1988. - No. 3. - S. 59-62.

3. Kataev, A. A. Preschool oligophrenopedagogy: Textbook. for stud. higher study, institutions. / A. A. Kataeva, E. A. Strebeleva // - M.: Humanit. ed. Center VLADOS, 2001. - P.208.

4. Shadrina, S. LEGO - city for adults and children / S. Shadrina // Child in kindergarten. - 2007. - No. 4. - S.43-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.