Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация умственно -отсталых детей младшего школьного возраста к условиям школы-интерната'

Социально-психологическая адаптация умственно -отсталых детей младшего школьного возраста к условиям школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / MENTAL RETARDATION / COGNITIVE ACTIVITY / INERTIA OF MENTAL PROCESSES / SPECIAL BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скугоревская Елена Григорьевна, Горбунова Олеся Федоровна

В статье раскрываются результаты эмпирического исследования и опытно-экспериментальной работы, связанной с социально-психологической адаптацией детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скугоревская Елена Григорьевна, Горбунова Олеся Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the results of empirical research and experimental work related to the socio-psychological adaptation of primary school children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация умственно -отсталых детей младшего школьного возраста к условиям школы-интерната»

авиационного производства. М. В. Гришин, П. Ю. Павлов, В. В. Плутахин -Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, т. 18, №4(6), 2016.

4. Степаненко Е. В. Факторы, влияющие на деятельность экипажа воздушного судна в экстремальной ситуации. Е. В. Степаненко, Т. И. Шурдукова - Москва, Научный Вестник МГТУ ГА, №162, 2010.

5. Лебедев А. В. Классификатор технологической оснастки как средство повышения эффективности процесса проектирования. А. В. Лебедев, В. И. Кочергин, П. Ю. Павлов, - Самара, VII Всероссийская конференция «Актуальные проблемы машиностроения», 2015.

УДК 378 Педагогические науки

Скугоревская Елена Григорьевна, магистрант 3 курса ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,

г. Абакан, Республика Хакасия Горбунова Олеся Федоровна, научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,

г. Абакан, Республика Хакасия

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УМСТВЕННО -ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования и опытно-экспериментальной работы, связанной с социально-психологической адаптацией детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, дети младшего школьного возраста, умственная отсталость, познавательная деятельность, инертность психических процессов, специальная школа-интернат.

Abstract: the article reveals the results of empirical research and experimental work related to the socio-psychological adaptation of primary school children with mental retardation.

Keywords: adaptation, social and psychological adaptation, children of primary school age, mental retardation, cognitive activity, inertia of mental processes, special boarding school.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной психологии и дефектологии. Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвития абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Исследования ученых Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, С.Я. Рубинштейна К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой, и др. дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга [4].

Отличительной чертой умственно отсталых детей является тугоподвижность, инертность психических процессов, в силу чего они склонны к «застреваниям», к стереотипности в мышлении и действиях. Дети с умственной отсталостью отличаются от своего нормального сверстника не только характерными затруднениями в обучении, но и особенностями представлений, ориентировки в окружающем мире. У них отмечается резко обедненный и суженный круг знаний и представлений об окружающем, слабая ориентировка в пространстве, во времени, в обыденной жизни. Такие дети часто не знают своего адреса, имен близких родных, где они работают. Столь

же бедны его знания об окружающих предметах и их признаках. По особенностям своего поведения, эти дети далеко не однородны: одни возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированы; другие - более уравновешены, спокойны и дисциплинированы, есть крайне вялые, заторможенные, медлительные [2].

Нередко, обучение и воспитание таких детей происходит в закрытом учреждении - специальной школе-интернате. Отрыв от семьи и помещение ребенка в учреждение закрытого типа, сопровождается длительным процессом социально-психологической адаптации. Адаптация (от латинского adaptare -приспособление, прилаживание). Психологическая адаптация - пересекается с понятием социальной адаптации и означает приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами [3].

Как правило, социально-психологическая адаптация детей с умственной отсталостью протекает нелегко, она отражается на эмоциональном состоянии ребенка, ощущении душевного дискомфорта, сопровождается неудовлетворенным самочувствием, повышенной тревожностью. Социально-психологическая адаптация выражается в том, что ребенок, поступивший в школу-интернат, не всегда осознает нормы коллективной жизни, у него не развиты социально значимые навыки, наблюдаются трудности в общении со взрослыми и сверстники, нередко складываются конфликтные отношения с ними, формы поведения характеризуются неустойчивостью, проявляется пассивность и леность, нежелание учиться, неудовлетворенность своим новым социальным статусом. Поступившие дети с умственной отсталостью не всегда осознают нормы коллективной жизни, у них не развиты социально значимые навыки, наблюдаются трудности в общении со взрослыми и сверстники, нередко складываются конфликтные отношения с ними, формы поведения характеризуются неустойчивостью, проявляется пассивностью, нежеланием учиться, неудовлетворенность своим новым социальным статусом [1].

Поэтому, в период поступления в школу-интернат проблема адаптации в условиях новой социальной ситуации стоит очень остро. Проведенное нами исследование на базе Целинной образовательной школы-интерната № 15 Республики Хакасия, показало превалирование низкого уровня социально -психологической адаптации первоклассников, поступивших в школу -интернат 1 сентября 2018 г. Наше исследование показало, что у большинства детей, поступивших в школу-интернат (45%) наблюдался пониженный фон настроения, выражающийся в снижении активности плохом самочувствии, пассивности, нежелании идти в школу. Попытки вовлечь таких детей в интересные мероприятия не всегда завершались успехом. Наши наблюдения показали, что многие дети с трудом привыкали к новому режиму, большинство из них не владеют навыками социальной компетентности, с трудом приспосабливались к новым условиям жизни.

Были и такие дети, поведение которых вызывало тревогу у воспитателей. Они проявляли неуравновешенное поведение, не выполняли требования педагогов, часто проявляли конфликтность в общении со сверстниками. Эмоциональное состояние характеризовалось неуравновешенностью, частыми сменами настроения, агрессивными вспышками, иногда они затевали драки с другими детьми в школе. Нередко у данной группы детей, (в основном это мальчики) наблюдалось стойкое нежелание учиться, недисциплинированность в школе, нежелание выполнять домашние задания, выполнять режим дня. В общении со взрослыми и сверстниками наблюдался общий негативный фон, характеризующийся неблагоприятными отношениями. Некоторые дети открыто бунтовали и выражали протест к существующим условиям жизни [5].

Такое положение поставило нас перед необходимостью проведения специальной психолого-педагогической работы, направленной на адаптацию детей с умственной отсталостью к условиям коррекционной школы-интерната. Вся работа, строилась в двух направлениях: с детьми и педагогическим коллективом в тесном взаимодействии со всеми специалистами - педагогами, психологом, социальным педагогом, дефектологом, медицинскими

работниками. Был составлен план работы психолога, преподавателей, социального педагога школы-интерната на учебный год, а так же программа социального педагога «Адаптация», которая включала в себя основные направления и этапы работы, основные формы и методы социально -педагогической деятельности, направленной на адаптацию детей младшего школьного возраста к условиям школы-интерната. На каждого ребенка была заведена индивидуальная карта, которая включала в себя данные о семье ребенка, медицинские показатели и состояние здоровья, педагогические показатели, отклонения в поведении, склонности и интересы воспитанника и другую важную информацию, которую собирал социальный педагог.

Также педагогическим коллективом школы-интерната был изучен опыт других учреждений подобного типа по успешной адаптации воспитанников к условиям государственного учреждения.

Для смягчения негативных установок детей к новому учреждению мы старались улучшить внешний вид школы-интерната, сделать среду пребывания детей более комфортной, приближенной к домашним условиям.

Вся работа по адаптации детей к новым условиям жизни состояла из двух этапов. На первом этапе главным в работе воспитателя и всех сотрудников является установление доверительных отношений с ребенком. На втором -обучение навыкам социальной компетенции. Мы считаем, что на основе доверия и добрых отношений легче построить «рабочие отношения», которые будут способствовать адаптации ребенка к жизни в новых условиях. Кроме того, внимание воспитателей на втором этапе направлено на овладение ребенка навыками, необходимыми для повседневной жизни, которые позволят ребенку почувствовать себя более уверенным и спокойным. Работа с ребенком начинается с разъяснения того, что можно делать в учреждении и что нельзя.

Постепенно в течение 6-7 недель мы наблюдали за каждым ребенком с целью выявления того, что он умеет делать хорошо и чему необходимо научиться. На этом этапе воспитатели сосредотачивали свое внимание на составлении индивидуальной программы работы с каждым ребенком. Она

зависела от того, на какой промежуток времени помещается ребенок в данное учреждение, какова перспектива его дальнейшей жизни. С этой целью, на основании составленной диагностической карты, сведений о ребенке и его социальном окружении, воспитатели намечали программу работы, продумывали вместе с психологом, социальным педагогом методы и приемы, которые будут применяться в работе.

Для решения задачи адаптации детей к жизни в интернатном учреждении мы продумали организацию их свободного времени. Были созданы условия для занятий спортом, у детей появилась возможность заниматься в разных мастерских: «Юный мастер», «Бусинка», «Бумажное великолепие», «Веселые нотки», «Волшебная ниточка», «Подвижные игры», «Основы компьютерной грамотности», «Основы безопасности жизнедеятельности». Работа была организована так, что дети могли в любое время досуга, по их желанию, а не по принуждению, прийти на занятие, вызвавшее у них интерес. Вместе с музыкальным руководителем мы направили свое пристальное внимание на то, чтобы дети имели возможность слушать музыку индивидуально и в компаниях.

Учитывая, что жизнь воспитанников школы-интерната, постоянно проходит на виду, в группе сверстников, и у детей нет возможности уединиться, мы создали для детей «уголки уединения», которые расположили в спальне, приблизив интерьер к домашней обстановке. Здесь ребенок мог побыть в уединении, послушать любимую музыку, посмотреть семейные фотографии, просто помечтать. Такие «уголки» всегда заполнялись желающими побыть в одиночестве детьми.

Проводилась большая работа и с педагогическим коллективом школы -интерната, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с данным контингентом детей.

Таким образом, предложенные и апробированные в нашей работе разные формы и методы работы с детьми, повышение профессиональной компетентности педагогов, способствовали успешной адаптации младших школьников к условиям школы-интерната.

Библиографический список:

1. Анисимова И.В., Махкамова З.Р. Некоторые особенности психосоциальной адаптации воспитанников школ-интернатов// Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающей семейное воспитание. Вып.2, М.,1992.

2. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. Н. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 272 с.

3. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

5. Скугоревская Е.Г. Исследование уровня социально -психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта к условиям школы-интерната, - Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (Абакан, 23 ноября 2018 г.) / отв. ред. М. Я. Добря. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2018. - 302 с. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.