Научная статья на тему 'Обзор методик диагностики образно-схематического мышления у учащихся среднего школьного возраста с умеренной степенью нарушения интеллекта'

Обзор методик диагностики образно-схематического мышления у учащихся среднего школьного возраста с умеренной степенью нарушения интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1033
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / DIAGNOSTICS / ОБРАЗНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / INFRINGEMENT OF INTELLIGENCE / FIGURATIVE-SCHEMATIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Сергей Николаевич

в данной статье рассматривают некоторые из методик, позволяющие выявить уровень сформированности образно-схематического мышления у учащихся среднего школьного возраста с умеренной степенью нарушения интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in this article some of the techniques that allow to reveal the level of formation of figurative-schematic thinking in pupils of secondary school age with a moderate degree of intellectual impairment have been considered.

Текст научной работы на тему «Обзор методик диагностики образно-схематического мышления у учащихся среднего школьного возраста с умеренной степенью нарушения интеллекта»

Педагогика

УДК 376.42

РС! 10.21661/Г-130236 С.Н.Баранов

Обзор методик диагностики образно-схематического мышления у учащихся среднего школьного возраста с умеренной степенью нарушения интеллекта

Аннотация

В данной статье рассматривают некоторые из методик, позволяющие выявить уровень сформированности образно-схематического мышления у учащихся среднего школьного возраста с умеренной степенью нарушения интеллекта.

| Ключевые слова: нарушение интеллекта, диагностика, образно-схематическое мышление.

i

S.N. Baranov

Review of the methods of diagnostics of image-schematic thinking in students of average school age with moderate degree

of intellect disturbance

Abstract

In this article some of the techniques that allow to reveal the level of formation of figurative-schematic thinking in pupils of secondary school age with a moderate degree of intellectual impairment have been considered.

| Keywords: infringement of intelligence, diagnostics, figurative-schematic thinking.

Педагоги, психологи, дефектологи, врачи и другие специалисты при работе с детьми, имеющими умеренную степень нарушения интеллекта, нередко сталкиваются с недоразвитием и несформированностью мыслительных процессов у данной категории детей. Прежде всего, это может быть связано с поражением центральной нервной системы (ЦНС), а также отдельных зон коры головного мозга (ГМ) и/или проводящих путей, обеспечивающих работу мышления как психической функции человека. В связи с этим, специалисты, проводящие занятия с такими детьми, часто оказываются в ситуации, когда мышление ребенка развито слабо. В таком случае необходимо коррекционное воздействие на данную психическую функцию для полноценного развития ребенка в целом.

Формирование мышления учащихся имеет большое значение в развитии их познавательных (когнитивных) навыков и способностей. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сказано следующее: «целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в наиболее общем смысле, является введение ребёнка в культуру и общество, который по тем или иным причинам выпадает из образовательного пространства». У школьников с умеренной степенью нарушения интеллекта имеется значительное недоразвитие всех познавательных процессов (в том числе и мышления), что создает значительные трудности при их обучении.

Таким образом, образно-схематическое мышление, как одна из важнейших психических функций и видов мышления, имеет универсальное значение для всех

Pedagogy

сторон деятельности учащихся, охватывая различные стороны их взаимодействия с окружающей действительностью. Тем более, что гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к выполнению мыслительных операций.

Исследователи, изучавшие особенности мышления детей с нарушениями интеллекта, такие как А.Р. Мал-лер, Г.В. Цикото, В.Г. Петрова, А.Д. Виноградова и др., установили, что несформированность мыслительных процессов является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми с умеренной степенью нарушения интеллекта школьными навыками.

Большинство авторов для исследования мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта предлагают методы, направленные на оценку таких компонентов мыслительной деятельности как классификация, анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д. [2].

Но для изучения образно-схематического мышления необходимы методики, позволяющие оценить развитие таких компонентов, как зрительно-пространственная ориентировка; мыслительная деятельность (умение делать логические заключения, пространственный анализ и синтез); зрительный гнозис; умение читать и понимать схемы, а также схематические образы, видеть связи между ними.

Исходя из того, что образно-схематическое мышление является составной частью наглядно-образного и представляет собой наивысшую степень его развития, были рассмотрены следующие методики диагностики мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта:

1. Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена.

2. Методика «Сюжетные картинки» (по С.Д. За-брамной).

3. Методика «Классификация предметов» (по С.Я. Рубинштейн).

4. Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. За-брамной).

5. Методика «Лабиринт» (А.Л. Венгера).

6. Методика «Тест Когана» (В.М. Коган).

Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Ра-

вена позволяет оценить уровень наглядно-образного мышления, логичность мышления детей с недостатками интеллекта, умение анализировать структуру основного изображения и обнаружение аналогичных особенностей в одном из нескольких фрагментов.

Таблицы с заданием нарастающей сложности (цветной вариант «Матриц Равена», набор А, Ав, В - 3 серии по 12 таблиц). Каждая таблица состоит из 2-х частей: матрицы, содержащей «условие» задачи и 6 вариантов ее решения. Структурный анализ матриц показывает, что 28 матриц Дж. Равена сконструированы по принципу поиска закономерностей в заданиях на тождество и симметрию, а 8 из них (А11, А12; Ав12; В8-12) - на-

правлены на выявление закономерности установления связи по аналогии.

Ребенку предлагается найти «заплатку» для «коврика», т.е. найти недостающий фрагмент и восстановить основной рисунок.

Методика «Сюжетные картинки» Целью данной методики является изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.

Ребенку предъявляется пять наборов сюжетно-свя-занных картинок. Они выкладываются в нарушенной последовательности. Ребенку необходимо разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Данная методика хорошо подходит для оценки словесно-логического мышления. Некоторые иллюстрации могут быть представлены в простой схематизированной интерпретации.

Методика «Классификация предметов» (по С.Я. Рубинштейн) [5] Целью исследования данной методики является диагностика процессов обобщения и абстрагирования, но также анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенно наглядно-образного мышления. Также выявляются такие особенности мышления, как способность к вычленению существенных признаков (для объединения карточек в группы), способность к обобщению.

Инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты должен будешь говорить, куда их нужно положить; к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот - лиса. Куда ее нужно положить? К этой? К этой? Или к этой картинке?».

Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной) [3] Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Стимульный материал: карточки со словами. Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «В каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Методика «Лабиринт» (А.Л. Венгера) [1] направлена на выявление уровня сформированности образно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Также данная методика позволяет оценить уровень развития пространственной ориентировки, умение находить решение задачи в той или иной схематической ситуации, позволяет оценить логичность выполнения задания, его последовательность.

Interactive science | 5 (15) • 2017

45

Педагогика

Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах этих дорожек, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой.

Методика «Тест Когана» (В.М. Коган) [4] направлена на выявление возможности распределения, переключения внимания, позволяет оценить способность ребенка соотносить схематические изображения, например, такие как геометрические фигуры, с учетом их признаков (цвет, форма) или же сопоставлять реальные геометрические фигуры с образным изображением данной фигуры на плоскости. Также благодаря этой методике можно оценить уровень развития пространственной ориентировки ребенка.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные методики исследования мыслительной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта, для диагностики образно-схематического мышления наиболее подходящими являются методика «Лабиринт» и методика «Тест Когана». Это обосновывается тем, что данные методики позволяют наиболее полно оценить уровень развития непосредственно образно-схематического мышления, а также отдельных его компонентов, таких как пространственная ориентировка, зрительный гнозис, умение читать и понимать схемы или схематические изображения, логичность выполнения задания, умение видеть скрытые взаимосвязи между образами и их признаками и т. д.

Литература

1. Венгер Л.А. Основные закономерности психического развития ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание - 1973. - №5. - C. 29-38. - №6. - C. 32-39, C. 29-38.

2. Гильмушарифова Л.В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 145-149.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 1995. - 154 с.

4. Иванов М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии // Журнал Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - Вып. №28.

5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1958. - 142 с.

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.