Научная статья на тему 'Особенности формирования математических знаний у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида'

Особенности формирования математических знаний у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3899
855
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / KNOWLEDGE OF MATHEMATICS / ARITHMETICAL TASKS / MENTALLY RETARDED PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Светлана Анатольевна

В статье проведен теоретический анализ усвоения математических знаний учащимися с нарушенным интеллектом. Представлен анализ программы обучения по предмету «Математика» в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of mathematical knowledge formation in pupils of specialized (for retarded children) schools, type VIII

The article suggests a theoretical-practical analysis of mathematical knowledge formation in pupils with mental disorders. The author presents the results of research regarding peculiarities of mathematical knowledge digestion by mentally retarded children.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования математических знаний у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА

Математические знания, арифметические задачи, школьники с нарушением интеллектуального

развития.

Проблема формирования математических знаний у учащихся с нарушенным интеллектом является одной из важных в коррекционной педагогике. Это обусловлено важнейшей ролью математических знаний в процессе профессионально-трудовой подготовки учащихся с нарушенным интеллектом и их социальной адаптации. Мы убеждены, что поиск новых механизмов в усвоении математических знаний у исследуемой категории испытуемых позволит нам выявить эффективные методы и приемы обучения математике учащихся СКОШ VIII вида.

Целью статьи являются установка на основе теоретического анализа проблемы исследования особенностей и закономерностей усвоения математических знаний учащимися с нарушенным интеллектом и проведение анализа методики обучения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Научная новизна заключается в анализе и систематизации материала об особенностях усвоения математических знаний и методике обучения школьников СКОШ VIII вида.

Одним из основных направлений подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни является обучение математике, которое носит предметно-практический характер и тесно связано как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Раскрывая понятие особенностей процесса формирования, целесообразно указать на специфические задачи, принципы, методы, временные, объемные и содержательные характеристики этого процесса, исходя из объективных условий, к которым относятся психологопедагогические особенности учеников.

Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом требует специально организованного подхода. Это обусловлено особенностями нейродинамики высшей нервной деятельности и познавательной сферы учащихся СКОШ VIII вида. Проблема формирования познавательных процессов и математических знаний у рассматриваемой категории достаточно полно описана в трудах Л.С. Выготского,

A.Р Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой,

B.Г. Петровой, В.В. Эк, Б.И. Пинского, Н.М. Стадненко и др.

В процессе обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида обязательным условием является решение образовательных, коррекционно-воспитательных и развивающих задач: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; через обучение математике повысить уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, привить им навыки контроля и самоконтроля, развить у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится большая часть всего времени, однако математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

В силу диффузного поражения коры головного мозга у детей с нарушением интеллектуального развития указанные формы высшей нервной деятельности имеют ряд особенностей, что сказывается на процессе усвоения математических знаний, формирования умений и навыков. Основываясь на исследовательских данных психолого-педагогического характера, а также на результатах экспериментального изучения особенностей овладения детьми с нарушением интеллектуального развития дочисловыми и числовыми представлениями

Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М.Н. Перовой, В.В. Эк и др., были разработаны специальные методики обучения математике указанной категории учеников [Забрамная 1995; Кузьмина-Сыромятникова 1953; Обучение детей... 2001; Перова 1978].

Специальная методика математики является частным случаем общей методики математики. Содержание, объем и систему расположения материала в программе по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида нельзя сравнивать с содержанием, объемом и системой расположения материала в программе общеобразовательной начальной школы. Сходство наблюдается лишь в названии основных разделов, а содержание, система, объем и расположение материала в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет значительное своеобразие: коррекционная направленность; малый объем и пролонгированность программного материала; дозированность и дробление нового материала и постоянное повторение изученного; наличие пропедевтических подготовительных упражнений; работа над понятиями через сравнение, сопоставление и противопоставление; повсеместное использование наглядного и дидактического материала; формирование системы практических умений и навыков; индивидуальный и дифференцированный подходы [За-брамная 1995; Кузьмина-Сыромятникова 1953].

Методика обучения математике детей с нарушением интеллекта построена на основе индуктивного метода формирования понятий через приемы индуктивного обобщения. Дедуктивные приемы используются достаточно ограниченно и отдельно от индуктивных.

Главной особенностью программ по математике специальной (коррекционной) школы VIII вида являются концентрическое расположение программного материала, пролонгиро-ванность и наличие пропедевтического периода [Перова 1978]. Концентрическое расположение учебного материала позволяет обеспечить непрерывное повторение и постепенное усложнение материала, что является важным, исходя из психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллектуального развития.

Так как в первый класс поступают дети с разным уровнем математической подготовки, программа предусматривает значительный пропедевтический период (2-6 недель) с целью выявления возможностей и подготовки к усвоению систематического курса математики. Это работа с элементарными математическими представлениями: операции с предметными множествами, сравнение объектов по форме, величине, ориентировка в пространстве и времени, выполнение простейших измерений с помощью условных мерок. Первый концентр -«Десяток» - изучается в первом классе. Ученики знакомятся с числами первого десятка, цифрами для их записи, действиями сложения и вычитания. Второй концентр - «Двадцать» - изучается во втором классе через знакомство с нумерацией и позиционным принципом записи чисел 11-20, отрабатываются новые арифметические действия - умножение и деление. В третьем-четвертом классах ученики знакомятся с третьим концентром - «Сотня», в котором раскрывается понятие разряда, изучается нумерация в пределах 100 и на основе десятичного расчленения чисел, выполняются сложение и вычитание двузначных чисел. Четвертый концентр - «Тысяча» - базируется на ознакомлении учеников четвертого-

пятого класса с основой нумерации многозначных чисел - тысячей - через вычленение трех разрядных единиц и приемами письменных вычислений. Задачей пятого концентра - «Многозначные числа» являются изучение многозначных чисел в пределах 1 000 000, усвоение понятия класса, овладение навыками умножения и деления многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, которое проходит с шестого по девятый (одиннадцатый) класс. В каждом из указанных концентров представлены основные разделы курса математики: нумерация и арифметические действия в пределах данного числового ряда, величины и единицы их измерения, элементы наглядной геометрии [Обучение детей. 2001; Перова 1978].

Центральным понятием математики, как указывает А.К. Сухотин, является понятие числа, которое является «обобщенной абстракцией». Усвоение данного понятия возможно при наличии у ученика определенного уровня развития мыслительных операций. В силу имеющихся нарушений словесно-логического мышления у учеников коррекционной школы возникают неизбежные трудности в процессе формирования абстрактных математических понятий и закономерностей [Гальперин, Георгиев 1960].

Овладение понятиями требует сформированности адекватных умственных операций. П.Я. Гальперин подчеркивает, что овладение операцией возможно в том случае, если она первоначально задается в виде целенаправленного действия, которое возникает во внешнем плане, затем обобщается в слове, вербализируется и, приобретая характер теоретического, переносится в умственный план. Усвоению математических понятий, раскрытию и конкретизации основного смысла арифметических действий, отношений, закономерностей способствует решение арифметических задач.

Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, однако материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах. При концентрическом расположении программного материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На начальных сроках обучения используется предметная основа, от которой постепенно осуществляются переход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных множеств. Получая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, умения и навыки, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют их. Постоянное возвращение к одному и тому же понятию, вовлечение его в новые связи и отношения позволяют ученикам овладеть ими достаточно осознанно и прочно [Гальперин, Георгиев 1960; Кузьмина-Сыромятникова 1953; Перова 1978].

Таким образом, усвоение математическими знаниями, умениями и навыками учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида требует специального подбора методов, приемов и системы организации учебного материала.

В связи с вышесказанным можно сделать следующие выводы.

Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом требует специально организованного подхода.

Главными особенностями программ по математике специальной (коррекционной) школы VIII вида являются концентрическое расположение программного материала, пролонгиро-ванность и наличие пропедевтического периода.

Библиографический список

1. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу формирования начальных математических понятий //

Доклады АПН РСФСР. М., 1960. № 3.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

3. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе. М.,

1953.

4. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / под ред. Б.П. Пузанова. М., 2001.

5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.