Необходимость осмысления на качественно новом уровне проблемы взаимодействия дошкольных образовательных организаций с родителями старших дошкольников на этапе подготовки к школе обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, одной из стратегических задач современной системы образования является обеспечение преемственности на всех ступенях. [8] Е.Ф. Сабуров предложил теорию уровней, фильтров и сигналов, согласно которой окончание одной образовательной ступени и прохождение определенных испытаний (фильтров) должно являться надежным сигналом для следующей ступени об уровне готовности к ее освоению [9].
Однако, по сложившейся традиции, в нашей системе образования завершение дошкольной ступени образования не предполагает никаких формализованных измерительных процедур. Более того, сама эта ступень не является обязательной. Как следствие, к началу школьного обучения уровень развития ребенка может быть обусловлен достаточно широким спектром образовательных воздействий, от государственных ДОО до частных образовательных и развивающих центров, индивидуального репетиторства, дополнительным образованием, семейным воспитанием. Следовательно, к концу дошкольного возраста нет практически никаких объективных маркеров о готовности ребенка к школьному обучению, которые могла бы получить школа, как следующая ступень образования.
Во-вторых, анализ реальной ситуации показывает, что стратегия подготовки ребенка к обучению во многом складывается стихийно, под влиянием сложившихся представлений родителей о том, что должен знать и уметь ребенок для успешного обучения в школе. Большинство родителей, даже если дети и посещают дошкольную образовательную организацию, не вполне доверяют детскому саду в вопросах подготовки к школе. Поэтому подавляющее количество родителей передоверяют вопросы подготовки детей к обучению либо школам (в рамках Курсов подготовки к школе), либо опять-таки, негосударственным образовательным структурам. Так, более 90% опрошенных нами родителей детей старшего дошкольного возраста подтвердили, что вынесли решение проблемы подготовки детей к обучению за пределы ДОО (обобщение данные представлены в таблице 1). Это, в свою очередь, еще больше уводит ситуацию с подготовкой ребенка к школе либо уже в структуру школы (с присущими ей формами работы более характерными для школьного обучения), либо в негосударственный сектор рынка образовательных услуг.
В создавшейся ситуации дошкольные образовательные организации оказались не конкурентоспособны в вопросе предоставления дополнительных услуг по подготовке к школе. [1] Решение этой задачи представляется возможным при условии разработки и внедрения комплексной системы работы ДОО по подготовке ребенка к школьному обучению. Такая работа не должна ограничиваться только работой с детьми, ее неотъемлемой частью
должна быть и система работы с родителями будущих первоклассников, формирование правильных родительских установок на проблему.
Таблица 1 - Результаты опроса родителей о стратегии подготовки ребенка _к школе (%,п=84 )__
Стратегии подготовки ребенка к школе %
Планируют организацию подготовки ребенка к школе вне детского сада 94
Организацию подготовки ребенка к школе доверяют (для выбора возможен не один вариант):
подготовительным курсам при школах 82
частным развивающим центрам 27
частным репетиторам 21
семейному воспитанию 7
Далеко не все родители могут самостоятельно и эффективно воздействовать на становление личности и интеллекта ребенка, в том числе, и в вопросах подготовки к школе. Чаще всего речь идет не об их нежелании родителей заниматься своим ребенком, а о не вполне правильном понимании родителями сущности готовности к обучению и, как следствие, неумении правильно выстраивать процесс подготовки к школе [4]. Детский сад призван помочь родителям в данном вопросе.
Только в конструктивном диалоге с родителями можно эффективно решить такие проблемы как формирование у детей ценностного отношения к учению, выявление причин интеллектуальной и личностной неготовности к обучению. Невозможно без привлечения семьи решить вопросы формирования у детей предпосылок для развития коммуникативных навыков, составляющих сущность социальной готовности к обучению.
Однако многими практиками отмечается тенденция «дистанцирования» родителей от образовательной организации. Причинами этому могут быть пассивность родителей в вопросах воспитания детей; наличие стереотипов воспитания из собственного детства; непонимание целей совместной деятельности семьи и детского сада и своей роли в данном процессе. Существенной проблемой является и достаточно узкое понимание родителями сущности подготовки к школе. В понимании большинства родителей подготовка к обучению сводится к обучению школьным навыкам (чтение, счет, письмо), не осознается как комплексная проблема развития целостной личности ребенка [6]. Все это ставит Дошкольные образовательные организации перед новыми вызовами. [3]
Сотрудники ДОО, являясь специалистами в области образования, должны быть инициаторами взаимодействия с семьей. [1] Объектом особого внимания со стороны администрации детского сада должна стать организация работы по актуализации и совершенствованию компетенции самих воспитателей в области ведения просветительской работы с родителями.
Это приводит к необходимости повышения квалификации педагогов внутри самой организации [10].
При создании модели взаимодействия ДОО с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи педагоги и родители выступают как члены одной команды, но с разными функциями. Необходима двусторонняя обратная связь, когда педагоги и родители осознают единую цель и двигаются к ней одновременно, воздействуя с двух сторон на ребенка. Поэтому уже на этапе дошкольного образования важно постараться помочь родителям осознать их ответственность, попытаться донести важность их участия в воспитании и развитии ребенка [7].
В МБДОУ «Детский сад № 156» г. Нижнего Новгорода на протяжении 4 лет реализуется программа по подготовке детей к обучению в школе «Дошкольная академия», в рамках которой функционирует родительская школа по подготовке дошкольников к обучению.
В основе проектирования программы работы с родителями было положено представление о желаемом конечном результате ее реализации. При прохождении основных этапов проектирования (программирование и планирование, конструирование новой практики и др.) необходимо отказаться от узкого понимания результата (повышение психолого-педагогической компетенции родителей) и обозначить его в более широком ракурсе [4].
Основной целью работы с родителями в «Дошкольной академии» является повышение уровня школьной готовности детей посредством соответствующей подготовки их родителей. В соответствии с поставленной целью в процессе работы с родителями решаются следующие задачи:
- информирование родителей об особенностях психофизиологического развития дошкольников;
- ознакомление родителей с особенностями возрастного кризиса при переходе из дошкольного в младший школьный возраст - кризисом семи лет, его симптомами, а так же с тактикой родительского поведения в период кризиса;
- формирование у родителей адекватного представления о сущности и содержании психологической готовности к обучению;
- ознакомление родителей с целями и задачами программы «Дошкольная академия» и спецификой организации работы детей в рамках данной программы;
- информирование родителей о возможностях семейного воспитания и обучения, способствующих развитию у ребенка готовности к обучению в школе;
- формирование нового отношения родителей, позволяющего облегчить адаптацию ребёнка к школе.
На наш взгляд, решение этой проблемы может быть достигнуто в процессе целенаправленной работы с родителями будущих первоклассников в процессе подготовки к школе в условиях ДОО.
В рамках работы «Дошкольной академии» нами разработана программа занятий с родителями будущих первоклассников, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей перед поступлением ребенка в школу и снижение «школьной» тревожности. Программа рассчитана на весь период работы в «Дошкольной академии», т.е. на два года.
Ниже в качестве примера приведем примерный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (таблицы 2-3).
Таблица 2 - Тематический план занятий с родителями будущих первоклассников (1-й год обучения, 5+)
№ Темы Кол-во часов Примечания
1 Установочная встреча. Цели, задачи программы «Дошкольная академия» 1 Проводится до начала занятий, ориентировочно май
2 Понятие психологической готовности детей к обучению, ее структура и возможности развития 1
3 Игра как источник развития готовности старшего дошкольника к обучению 1
4 Общение со взрослым как источник развития готовности старшего дошкольника к обучению 1
5 Особенности построения программы «Дошкольная академия» 1
6 Особенности организации работы дома при подготовке ребенка к школе. Игры для домашнего использования 1
7 Подведение итогов первого года обучения по программе «Дошкольная академия» 1 Целесообразно проводить в виде круглого стола
ИТОГО 7
Весь период Индивидуальная работа педагога и психолога с родителями
Опыт реализации данной программы на протяжении четырех лет позволил сделать выводы о ее положительном вкладе в общую систему работы детского сада по подготовке детей к обучению в школе. Родители стали проявлять большую заинтересованность в вопросах подготовки детей к