Научная статья на тему 'Организация работы Дошкольной образовательной организации с родителями на этапе подготовки ребенка к школе'

Организация работы Дошкольной образовательной организации с родителями на этапе подготовки ребенка к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКОГО САДА / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / EDUCATIONAL INSTITUTION COMPETITIVENESS / SENIOR PRESCHOOL AGE / READINESS FOR SCHOOL / THE INTERACTION OF PARENTS AND KINDERGARTEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна, Рунова Татьяна Александровна, Кириллова Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей на этапе подготовки ребенка к школьному обучению. Обуславливается необходимость проведения психолого-педагогической работы детского сада с семьей в условиях нарастания конкуренции между негосударственным и государственным сектором образовательных услуг. Представлена примерная программа работы с родителями будущих первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна, Рунова Татьяна Александровна, Кириллова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH PARENTS AT THE STAGE CHILD PREPARATIONS FOR SCHOOL

The article deals with the organization of interaction between a preschool educational organization and parents at the stage of preparing a child for schooling. The necessity of psychological and pedagogical work of the kindergarten with the family in the context of increasing competition between the non-state and public education services sector is determined. An approximate program of work with parents of future first-graders is presented. The authors see the further direction of work in creating a demanded and competitively capable system of work of an educational organization in the direction of comprehensive preparation of a preschool child for schooling based on the requirements of the State Standard.

Текст научной работы на тему «Организация работы Дошкольной образовательной организации с родителями на этапе подготовки ребенка к школе»

Необходимость осмысления на качественно новом уровне проблемы взаимодействия дошкольных образовательных организаций с родителями старших дошкольников на этапе подготовки к школе обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, одной из стратегических задач современной системы образования является обеспечение преемственности на всех ступенях. [8] Е.Ф. Сабуров предложил теорию уровней, фильтров и сигналов, согласно которой окончание одной образовательной ступени и прохождение определенных испытаний (фильтров) должно являться надежным сигналом для следующей ступени об уровне готовности к ее освоению [9].

Однако, по сложившейся традиции, в нашей системе образования завершение дошкольной ступени образования не предполагает никаких формализованных измерительных процедур. Более того, сама эта ступень не является обязательной. Как следствие, к началу школьного обучения уровень развития ребенка может быть обусловлен достаточно широким спектром образовательных воздействий, от государственных ДОО до частных образовательных и развивающих центров, индивидуального репетиторства, дополнительным образованием, семейным воспитанием. Следовательно, к концу дошкольного возраста нет практически никаких объективных маркеров о готовности ребенка к школьному обучению, которые могла бы получить школа, как следующая ступень образования.

Во-вторых, анализ реальной ситуации показывает, что стратегия подготовки ребенка к обучению во многом складывается стихийно, под влиянием сложившихся представлений родителей о том, что должен знать и уметь ребенок для успешного обучения в школе. Большинство родителей, даже если дети и посещают дошкольную образовательную организацию, не вполне доверяют детскому саду в вопросах подготовки к школе. Поэтому подавляющее количество родителей передоверяют вопросы подготовки детей к обучению либо школам (в рамках Курсов подготовки к школе), либо опять-таки, негосударственным образовательным структурам. Так, более 90% опрошенных нами родителей детей старшего дошкольного возраста подтвердили, что вынесли решение проблемы подготовки детей к обучению за пределы ДОО (обобщение данные представлены в таблице 1). Это, в свою очередь, еще больше уводит ситуацию с подготовкой ребенка к школе либо уже в структуру школы (с присущими ей формами работы более характерными для школьного обучения), либо в негосударственный сектор рынка образовательных услуг.

В создавшейся ситуации дошкольные образовательные организации оказались не конкурентоспособны в вопросе предоставления дополнительных услуг по подготовке к школе. [1] Решение этой задачи представляется возможным при условии разработки и внедрения комплексной системы работы ДОО по подготовке ребенка к школьному обучению. Такая работа не должна ограничиваться только работой с детьми, ее неотъемлемой частью

должна быть и система работы с родителями будущих первоклассников, формирование правильных родительских установок на проблему.

Таблица 1 - Результаты опроса родителей о стратегии подготовки ребенка _к школе (%,п=84 )__

Стратегии подготовки ребенка к школе %

Планируют организацию подготовки ребенка к школе вне детского сада 94

Организацию подготовки ребенка к школе доверяют (для выбора возможен не один вариант):

подготовительным курсам при школах 82

частным развивающим центрам 27

частным репетиторам 21

семейному воспитанию 7

Далеко не все родители могут самостоятельно и эффективно воздействовать на становление личности и интеллекта ребенка, в том числе, и в вопросах подготовки к школе. Чаще всего речь идет не об их нежелании родителей заниматься своим ребенком, а о не вполне правильном понимании родителями сущности готовности к обучению и, как следствие, неумении правильно выстраивать процесс подготовки к школе [4]. Детский сад призван помочь родителям в данном вопросе.

Только в конструктивном диалоге с родителями можно эффективно решить такие проблемы как формирование у детей ценностного отношения к учению, выявление причин интеллектуальной и личностной неготовности к обучению. Невозможно без привлечения семьи решить вопросы формирования у детей предпосылок для развития коммуникативных навыков, составляющих сущность социальной готовности к обучению.

Однако многими практиками отмечается тенденция «дистанцирования» родителей от образовательной организации. Причинами этому могут быть пассивность родителей в вопросах воспитания детей; наличие стереотипов воспитания из собственного детства; непонимание целей совместной деятельности семьи и детского сада и своей роли в данном процессе. Существенной проблемой является и достаточно узкое понимание родителями сущности подготовки к школе. В понимании большинства родителей подготовка к обучению сводится к обучению школьным навыкам (чтение, счет, письмо), не осознается как комплексная проблема развития целостной личности ребенка [6]. Все это ставит Дошкольные образовательные организации перед новыми вызовами. [3]

Сотрудники ДОО, являясь специалистами в области образования, должны быть инициаторами взаимодействия с семьей. [1] Объектом особого внимания со стороны администрации детского сада должна стать организация работы по актуализации и совершенствованию компетенции самих воспитателей в области ведения просветительской работы с родителями.

Это приводит к необходимости повышения квалификации педагогов внутри самой организации [10].

При создании модели взаимодействия ДОО с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи педагоги и родители выступают как члены одной команды, но с разными функциями. Необходима двусторонняя обратная связь, когда педагоги и родители осознают единую цель и двигаются к ней одновременно, воздействуя с двух сторон на ребенка. Поэтому уже на этапе дошкольного образования важно постараться помочь родителям осознать их ответственность, попытаться донести важность их участия в воспитании и развитии ребенка [7].

В МБДОУ «Детский сад № 156» г. Нижнего Новгорода на протяжении 4 лет реализуется программа по подготовке детей к обучению в школе «Дошкольная академия», в рамках которой функционирует родительская школа по подготовке дошкольников к обучению.

В основе проектирования программы работы с родителями было положено представление о желаемом конечном результате ее реализации. При прохождении основных этапов проектирования (программирование и планирование, конструирование новой практики и др.) необходимо отказаться от узкого понимания результата (повышение психолого-педагогической компетенции родителей) и обозначить его в более широком ракурсе [4].

Основной целью работы с родителями в «Дошкольной академии» является повышение уровня школьной готовности детей посредством соответствующей подготовки их родителей. В соответствии с поставленной целью в процессе работы с родителями решаются следующие задачи:

- информирование родителей об особенностях психофизиологического развития дошкольников;

- ознакомление родителей с особенностями возрастного кризиса при переходе из дошкольного в младший школьный возраст - кризисом семи лет, его симптомами, а так же с тактикой родительского поведения в период кризиса;

- формирование у родителей адекватного представления о сущности и содержании психологической готовности к обучению;

- ознакомление родителей с целями и задачами программы «Дошкольная академия» и спецификой организации работы детей в рамках данной программы;

- информирование родителей о возможностях семейного воспитания и обучения, способствующих развитию у ребенка готовности к обучению в школе;

- формирование нового отношения родителей, позволяющего облегчить адаптацию ребёнка к школе.

На наш взгляд, решение этой проблемы может быть достигнуто в процессе целенаправленной работы с родителями будущих первоклассников в процессе подготовки к школе в условиях ДОО.

В рамках работы «Дошкольной академии» нами разработана программа занятий с родителями будущих первоклассников, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей перед поступлением ребенка в школу и снижение «школьной» тревожности. Программа рассчитана на весь период работы в «Дошкольной академии», т.е. на два года.

Ниже в качестве примера приведем примерный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (таблицы 2-3).

Таблица 2 - Тематический план занятий с родителями будущих первоклассников (1-й год обучения, 5+)

№ Темы Кол-во часов Примечания

1 Установочная встреча. Цели, задачи программы «Дошкольная академия» 1 Проводится до начала занятий, ориентировочно май

2 Понятие психологической готовности детей к обучению, ее структура и возможности развития 1

3 Игра как источник развития готовности старшего дошкольника к обучению 1

4 Общение со взрослым как источник развития готовности старшего дошкольника к обучению 1

5 Особенности построения программы «Дошкольная академия» 1

6 Особенности организации работы дома при подготовке ребенка к школе. Игры для домашнего использования 1

7 Подведение итогов первого года обучения по программе «Дошкольная академия» 1 Целесообразно проводить в виде круглого стола

ИТОГО 7

Весь период Индивидуальная работа педагога и психолога с родителями

Опыт реализации данной программы на протяжении четырех лет позволил сделать выводы о ее положительном вкладе в общую систему работы детского сада по подготовке детей к обучению в школе. Родители стали проявлять большую заинтересованность в вопросах подготовки детей к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.