Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инжиниринг / пусконаладочные работы / инвестиционно-строительная деятельность / производственный инжиниринг / реинжиниринг / технически сложные и опасные объекты / жизненный цикл объекта / инжиниринг / пусконаладочные работы / инвестиционно-строительная деятельность / производственный инжиниринг / реинжиниринг / технически сложные и опасные объекты / жизненный цикл объекта

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савенков Андрей Николаевич

Использование инжиниринга в строительстве не только как методологии, но и как эффективной практики, особенно в отношении возведения ОИАЭ. Проекция данной парадигмы на этап пусконаладочных работ и рассматривая одноименный инжиниринг как часть общей системы управления строительством ОИАЭ. В статье отмечается, что одним их важнейших направлений развития инжиниринга, в том числе и пусконаладочных работ при строительстве ОИАЭ, является цифровизация. Это в свою очередь должно дать импульс в направлении формирования корпоративной нормативной базы по труду, которая станет основной для разработки необходимых отрасли нормативов и позволит изучать организационно-технологические схемы выполнения работ в целях подготовки предложений по их оптимизации и разработки типовых корпоративных документов и стандартов. Результатом может стать повышение качества ОИАЭ, снижение стоимости и продолжительности их возведения за счет принятия адекватных управленческих и технических решений пусконаладки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Савенков Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COMMISSIONING WORKS DURING THE CONSTRUCTION OF NUCLEAR ENERGY FACILITIES

The use of engineering in construction not only as a methodology, but also as an effective practice, especially in relation to the construction of nuclear facilities. Projection of this paradigm onto the commissioning stage and considering engineering of the same name as part of the overall construction management system for nuclear facilities. The article notes that one of the most important areas of engineering development, including commissioning work during the construction of nuclear facilities, is digitalization. This, in turn, should give impetus towards the formation of a corporate regulatory framework for labor, which will become the basis for the development of standards necessary for the industry and will allow us to study organizational and technological schemes for performing work in order to prepare proposals for their optimization and the development of standard corporate documents and standards. The result may be an increase in the quality of nuclear facilities, a reduction in the cost and duration of their construction due to the adoption of adequate management and technical solutions for commissioning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ»

TECHNOSPHERESAFETY Техносферная безопасность

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК: 69.058.8

DOi: 10.24412/2409-4358-2023-3-151-162

Организация пусконаладочных работ при строительстве объектов использования атомной энергии

Савенков А.Н.1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д.26; a.savenkov@gge.ru

АННОТАЦИЯ

Использование инжиниринга в строительстве не только как методологии, но и как эффективной практики, особенно в отношении возведения ОИАЭ. Проекция данной парадигмы на этап пусконаладочных работ и рассматривая одноименный инжиниринг как часть общей системы управления строительством ОИАЭ. В статье отмечается, что одним их важнейших направлений развития инжиниринга, в том числе и пусконаладочных работ при строительстве ОИАЭ, является цифровизация. Это в свою очередь должно дать импульс в направлении формирования корпоративной нормативной базы по труду, которая станет основной для разработки необходимых отрасли нормативов и позволит изучать организационно-технологические схемы выполнения работ в целях подготовки предложений по их оптимизации и разработки типовых корпоративных документов и стандартов. Результатом может стать повышение качества ОИАЭ, снижение стоимости и продолжительности их возведения за счет принятия адекватных управленческих и технических решений пусконаладки.

Ключевые слова: инжиниринг, пусконаладочные работы, инвестиционно-строительная деятельность, производственный инжиниринг, реинжиниринг, технически сложные и опасные объекты, жизненный цикл объекта.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: А.Н. Савенков. Организация пусконаладочных работ при строительстве объектов использования атомной энергии // Новые технологии в строительстве. 2023. Т. 9, Вып. 3, С. 151-162, DOI: 10.24412/24094358-2023-3-151-162

ORIGINAL ARTiCLE

ORGANIZATION OF COMMISSIONING WORKS DURING THE CONSTRUCTION OF NUCLEAR ENERGY FACILITIES

Savenkov A.N.1

1 Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye Sh., Moscow, 129337, Russia; a.savenkov@gge.ru

ANNOTATION

The use of engineering in construction not only as a methodology, but also as an effective practice, especially in relation to the construction of nuclear facilities. Projection of this paradigm onto the commissioning stage and considering engineering of the same name as part of the overall construction management system for nuclear facilities. The article notes that one of the most important areas of engineering development, including commissioning work during the construction of nuclear facilities, is digitalization. This, in turn, should give impetus towards the formation of a corporate regulatory framework for labor, which will become the basis for the development of standards necessary for the industry and will allow us to study organizational and technological schemes for performing work in order to prepare proposals for their optimization and the development of standard corporate documents and standards. The result may be an increase in the quality of nuclear facilities, a reduction in the cost and duration of their construction due to the adoption of adequate management and technical solutions for commissioning. e

Keywords: engineering, commissioning, investment and construction activities, production engineering, H reengineering, technically complex and dangerous objects, object life cycle. °

FOR CITATION: A.N. Savenkov. ORGANIZATION OF COMMISSIONING WORKS DURING THE CONSTRUCTION OF ^ NUCLEAR ENERGY FACILITIES // New Technologies in Construction. 2023. Vol. 9, Issu 3, Pp. 151-162, DOI: 10.24412/2409- RR 4358-2023-3-151-162 e

© А.Н. Савенков, 2023

ВВЕДЕНИЕ

Интерпретируя в рамках проводимого исследования инжиниринг как инженерную деятельность по проектированию и воплощению в материально-вещественной форме технических решений, следует указать её многоплановый и многоуровневый характер, обусловленный особенностями этапов жизненного цикла объекта капитального строительства (ОКС). Учитывая также нормативное закрепление терминологии и классификации, действующих в данной деятельности, можно установить в качестве предметной области исследования инжиниринг пусконаладочных работ, который является частью технологического инжиниринга, что соответствует ГОСТ Р 57306-2016 «Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга» и ГОСТ 58179-2018 «Инжиниринг в строительстве. Термины и определения», а объектами исследования определены объекты использования атомной энергии (ОИАЭ). В качестве организационно-технологической специфики возведения подобных объектов следует указать широкое применение инжиниринговой схемы управления строительством, которая предполагает разделение управленческих и производственных процессов и делегирование их разным субъектами инвестиционно-строительной деятельности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Актуальность выбранной проблематики подтверждается динамикой объемов мировой и отечественной генерации электроэнергии, в том числе и на атомных электростанциях (АЭС). Открытые статистические данные показывают, что с 2010 года объем мировой генерации вырос в среднем на 2...4 % в год с 21 579 тыс. ТВт в 2010 году до 26 907 тыс. ГВтч в 2020 году (рисунок 1). Доля генерации электроэнергии с помощью АЭС в мире в 2020 году составила 9,5 % от общей генерации.

Выявленная тенденция сохраняется и в настоящее время, в русле которых движется отечественная энергетика, а именно: объем генерации электроэнергии в РФ увеличился с 1 038 тыс. ГВтч в 2010 году до 1 125 тыс. ГВтч в 2019 году, в 2021 году объем незначительно снизился до 1 095 тыс. ГВтч (рисунок 2). Однако доля генерации электроэнергии на АЭС росла с 17 % в 2010 году до 21 % в 2021 году.

По объему генерации Россия по состоянию на 2020 год занимает одно из ведущих мест в мире и уступает только Китаю, США и Индии (таблица 1).

Отмеченное положение РФ в мировой энергетике и её потенциальные возможности являются отражением реализуемой инвестиционной поли-

о о

о <

о

m

ос <

В

о о

30

25

20

15

10

IIJJI......

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Выработка э/з на АЭС

Рисунок 1 - Мировая генерация электроэнергии (тыс. ГВтч). Источник: Enerdata

2010 2с:: ж: 2013 2014 2 2с :б 20:7 201s 2019 2020

■ Выработка 2 2 на АЭС i Выработкам з друпаш визами ггнграшш

Рисунок 2 - Генерация электроэнергии в РФ (тыс. ГВтч). Источник: Enerdata

№ Страна тыс. ГВтч

1 Китай 7 798,00

2 Соединенные штаты 4 262,00

3 Индия 1 557,00

4 Россия 1 092,00

5 Япония 1 011,00

6 Канада 648,00

7 Бразилия 614,00

8 Германия 572,00

9 Южная Корея 571,00

10 Франция 533,00

11 Саудовская Аравия 363,00

12 Иран 322,00

Таблица 1 - Объем генерации электроэнергии в 2020 году

Z

При этом необходимо отметить, что доля стро- °

ительства за рубежом значительно увеличится, H если в 2015 году зарубежные стройки составляли r всего 33 % программы сооружения Госкорпорации œ

«Росатом», то в 2020 году - 56 %, а на пике прогно- e

зируется на уровне 66 % (рисунок 3). y

тики Госкорпорации «Росатом» по средствам отечественных и зарубежных проекты. Инвестиции Госкорпорации «Росатом» имеют постепенный рост. По прогнозам на настоящий момент пик инвестиций будет приходится на 2024 год и составят 1458 млрд. руб.

16

■ АЭС в РФ ■ АЭС за руйгжом

Рисунок 3 - Динамика инвестиций Госкорпорации «Росатом» в отечественные и зарубежные проекты (млрд. руб.). Источник: Программа строительства ГК «Росатом»

Инвестиционная программа Госкорпорации «Росатом» предполагает широкий спектр охвата проектов, помимо нового строительства, вложение средств осуществляются в мероприятия реинжиниринга ОИАЭ, а именно: ка-

питальный ремонт, реконструкцию, вывод из эксплуатации. Объем капитальных вложений Госкорпорации «Росатом» в динамике с распределением по видам строительства представлен на рисунке 4.

о о

о <

о

п

ос <

в

о о

Рисунок 4 - Фактические объемы капитальных вложений (млрд. руб.). Источник: Программа строительства ГК «Росатом»

Рисунок 5 - Планируемые объемы капитальных вложений (млрд. руб.)

Из указанной гистограммы видно, что новое строительство является доминирующим направлением инвестиций Госкорпорации «Росатом», в которое заложено как строительство АЭС в РФ так и за рубежом, капитальные вложения в центры ядерной науки и технологий (ЦЯНТ) , а также прочее новое строительство по проектам центра финансовой ответственности 2-го уровня в соответствии с периметром консолидации (ЦФО-2), государственного оборонного заказа (ГОЗ) и федеральным адресным инвестиционным программам (ФАИП). На капитальный ремонт и реконструкцию, а также на вывод из эксплуатации приходится менее 10 % инвестиционной программы.

В рамках процедур планирования инвестиционно-строительной деятельности ГК «Росатом» выполнен прогноз капитальных вложений в новое строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, вывод из эксплуатации ОИАЭ. Согласно прогнозу, тенденция развития сохранится до конца 2030 года, причем предполагается, что доля строительства будет увеличиваться (рисунок 5).

Использование инжиниринга в строительстве не только как методологии, но и как эффективной практики, особенно в отношении возведения ОИАЭ, предполагает выделения трех основных составляющих:

1) обеспечение безопасности;

2) оптимизация организационно-технологических решений, в том числе за счет информационного моделирования;

3) использование прогрессивных методов управления строительством и соответствующих им организационных схем.

Указанные составляющие в полной мере можно спроецировать на этап пусконаладочных работ и рассматривая одноименный инжиниринг как часть общей системы управления строительством ОИАЭ.

В этой связи следует отметить, что участие в МАГАТЭ обуславливает новые требования к безопасности, что в конечно итоге определяет их влияние на инвестиции, в том числе в автоматизацию и безопасность ОИАЭ.

После аварии на АЭС «Фукусима» МАГАТЭ разработало «План действий МАГАТЭ по ядерной безопасности», который был утвержден Советом управляющих МАГАТЭ и уже в сентябре 2011 года был одобрен Генеральной конференцией МАГАТЭ. В этом плане была определена программа работ по повышению ядерной безопасности АЭС. Указанный документ предполагал пересмотр положений, касающихся регулирующей структуры, аварийной готовности и реагирования, ядерной безопасности. Кроме того, акцент был с сделан на инженерно-технических вопросах: вы- П бор и оценка площадки, оценка экстремальных ° опасных природных явлений, включая их ком- Н бинированное воздействие, управление тяже- г лыми (запроектными) авариями, обесточивание ^ станции, прекращение теплоотвода, накопление е взрывчатых газов, поведение ядерного топлива ^

и обеспечение безопасности хранения отработавшего топлива. Данные вопросы непосредственно связаны проектными решениями как технологической, так и строительной части и их реализацией на площадке существенную часть которых занимает пуско-наладка. Это в свою очередь попадает в предметную область исследования - инжиниринг пусконаладочных работ.

Изменения, напрямую влияющие на объем инвестиций в строительство АЭС, коснулись, в том числе, следующих областей:

- аварийная готовность и реагирование;

- запас безопасности для противостояния внешним событиям;

- запас безопасности, достаточный для недопущения пороговых эффектов;

- оценка безопасности нескольких установок или видов деятельности на одной площадке;

- предотвращение тяжелых аварий посредством укрепления проектной основы станции;

- предотвращение недопустимых радиологических последствий тяжелой аварии для населения и окружающей среды;

- смягчение последствий тяжелой аварии во избежание или в целях сведения к минимуму радиоактивного загрязнения за пределами площадки.

- управление авариями;

- противопожарная безопасность.

Еще одним направлением развития инжиниринга, в том числе и пусконаладочных работ при строительстве ОИАЭ, является цифровизация. По данному направлению ведется активная деятельность по разработке стандартов и внедрение технологий информационного моделирования (BIM) на жизненном цикле сложных технологических объектов, к которым относят и ОИАЭ. Работа имеет две составляющие:

1) формирование стандартов по информационному моделированию и составу информационных моделей на жизненном цикле сложных технологических объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) внедрение сквозных технологий информационного моделирования (BIM).

В этой связи в ГК «Росатом» реализуются пилотные проекты по внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ), например, ¡¡о при расширении и реконструкции Национально-g го медицинского исследовательского центра ФГБУ о «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава Ё России и Сооружение МЦИ ИЯУ МБИР. ет В части обеспечения применения ТИМ при реа-

лизации проектов по сооружению ОИАЭ успешно реализуется дорожная карта на основании согла-Й шения о сотрудничестве между Министерством о строительства и жилищно-коммунального хозяй-зс ства РФ и Государственной корпорацией по атом-£ ной энергии «Росатом». Дальнейшее развитие

данного направления предполагает интеграцию BIM в систему управления стоимостью и сроками, внедрение цифровых методов управления строительными объектами, создание системы стандартов единой системы информационного моделирования, а также использование ТИМ в отраслевых платформенных решениях.

Также приоритетными направлениями на ближайшие годы являются: Актуализация архитектуры ИТ проектирования (развитие инструментов проектирования и систем взаимодействия с заказчиком), цифровизация сквозных межфункциональных и междивизиональных производственных цепочек, управление стоимостью сооружения АЭС (TCM NC), развитие информационной системы управления производством - капитальное строительство (ИСУП КС) в части систем управления CMP.

Стоит отметить, что в 2020 году были достигнуты значительные результаты в вопросах цифро-визации строительства:

- разработаны проектные решения по мульти-платформенным САПР (М-САПР):

- введена в опытную эксплуатацию информационная система «Единая база стоимости ресурсов при сооружении АЭС»;

- информационная система TCM NC введена в постоянную эксплуатацию на площадках сооружения АЭС «Пакш-II», АЭС «Руппур», АЭС «Эль-Да-баа»;

- осуществлены работы по внедрению автоматизированных информационных систем «Гос-стройнадзор» и «Экспертиза проектов» в рамках программы на 2020 год;

- обеспечен процесс выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию с использованием единого портала государственных услуг в электронном виде;

- организовано информационное взаимодействие с заявителем посредством официального интернет-сайта Госкорпорации «Росатом.

На основе приведенного выше методология инжиниринга при проведении пусконаладочных работ и вводе в эксплуатацию энергоблоков АЭС получает новое более важное значение и широкие потенциальные возможности практического применения. В этой связи российские и международные нормы и правила по безопасности АЭС требуют, чтобы пусконаладочные работы, выполняемые на этапах ввода в эксплуатацию АЭС, подтвердили, что энергоблок АЭС в целом, а также системы (элементы), важные для безопасности, выполнены и функционируют в соответствии с проектом АЭС, а выявленные недостатки устранены.

Необходимо отметить, что продолжительность работ по вводу энергоблока АЭС в эксплуатацию определена нормативным графиком, утверждённым генеральным директором Госкорпорации

Рисунок 6 - Структурная инжиниринговая схема организации технического руководства выполнением пусконаладочных работ на системах и оборудования энергоблока АЭС

«Росатом», который, в частности, устанавливает время, необходимое для выполнения собственно пусконаладочных работ на системах и оборудовании АЭС. При этом нормативный график не учитывает риски увеличения продолжительности работ из-за задержек, связанных со срывом сроков поставки оборудования и материалов, с незавершенностью строительно-монтажных работ в необходимые сроки, с выявлением и необходимостью безотлагательного устранения несоответствий проекта, изготовления, строительства и монтажа, прямо или косвенно влияющих на безопасность, качество и цели выполнения работ, а также функционирование систем и оборудования АЭС в соответствии с проектом. По указанным причинам реальные сроки выполнения работ по вводу энергоблока в эксплуатацию, как правило, превышают нормативные.

В рамках деятельности Государственной корпорации «Росатом» инжиниринговая организация АО «Атомтехэнерго» оказывает услуги застройщику по вводу в эксплуатацию энергоблоков АЭС. Кроме выполнения собственно пусконаладочных работ, включающих в себя проверки, настройки и испытания систем и оборудования, элементов и/ или частей систем, обеспечивающие достижение системами и оборудованием энергоблоков АЭС проектных параметров, а также ввод их в эксплуатацию в составе энергоблока АЭС, АО «Атомтехэ- с нерго» организует и управляет процессом ввода П в эксплуатацию энергоблока АЭС в части разработ- ° ки организационно-технической документации Н по вводу в эксплуатацию энергоблоков АЭС разра- г ботки документации, необходимой для выполне- ^ ния послемонтажных очисток и индивидуальных е испытаний трубопроводов и оборудования тех- ^

нологических систем, технического руководства выполнением послемонтажных очисток и индивидуальных испытаний, выполняемых на завершающей стадии монтажа технологических систем и оборудования, а также в части технического руководства выполнением пусконаладочных работ на системах и оборудовании энергоблоков АЭС во взаимодействии с застройщиком, генподрядчиком по строительству генпроектировщиком, главным конструктором реакторной установки (РУ), научным руководителем проекта атомной станции и РУ, научным руководителем пуска, с поставщиками и изготовителями оборудования и с другими организациями, участниками выполнения работ по вводу в эксплуатацию энергоблоков АЭС.

Структурная инжиниринговая схема организации технического руководства выполнением пусконаладочных работ на системах и оборудования энергоблока АЭС во время ввода его в эксплуатацию в соответствии с действующими нормативными документами представлена рисунке 6 (на примере ввода в эксплуатацию Курской АЭС-2).

Для приведения сооружаемого энергоблока в состояние, в котором он может безопасно и надежно и в соответствии с проектом функционировать по своему назначению требуется:

разработать сметную, организационно-техническую, эксплуатационную и пусконаладочную документацию, графики и другие документы, необходимые для подготовки и выполнения работ по вводу в эксплуатацию сооружаемого энергоблока АЭС;

организовать техническое руководство выполнением послемонтажных очисток и индивидуальных испытаний трубопроводов и оборудования технологических систем на завершающей стадии их монтажа, техническое руководство выполнением пусконаладочных работ во время ввода в эксплуатацию энергоблока АЭС, включая планирование, координацию взаимодействия подрядчиков и обеспечение выполнения работ в соответствии с программами послемонтажных очисток, индивидуальных испытаний и пусконаладочных работ, и организационно-технической документацией по вводу в эксплуатацию энергоблока АЭС; подготовить и выполнить совместно с персоналом АЭС пусконаладочные работы систем и оборудования энергоблока на этапе ввода в эксплуатацию энергоблока АЭС;

организовать устранение всех несоответствий, в том числе несоответствий проекта, изготовле-

и о

и <

о

п

ос <

В

и о

Рисунок 7 - Ориентировочное распределение численности за период выполнения работ по вводу энергоблока в эксплуатацию

ния, строительства и монтажа, а также несоответствий, связанных с не достижением системами и оборудованием энергоблока АЭС проектных параметров, выявленных в процессе выполнения пусконаладочных работ энергоблока АЭС;

- представить отчетную документацию по выполненным работам.

Ввод энергоблока в эксплуатацию требует привлечения высококвалифицированного персонала по всем направлениям работ, начиная от специалистов по наладке систем и оборудования реакторной установки, турбоагрегата и его основным и вспомогательным системам и оборудованию, специалистов-электриков и специалистов по автоматизированным системам управления технологическими процессами (АСУ ТП), до специалистов - физиков и технологов, выполняющих определение нейтронно-физических характеристик активной зоны, теплогидравлических и динамических характеристик реакторной установки и энергоблока в целом.

Ориентировочное распределение численности за период выполнения работ по вводу энергоблока в эксплуатацию представлено рисунке 7 (на примере ввода в эксплуатацию энергоблока № 1 Курской АЭС-2). Указано максимальное количество специалистов исходя из планового выполнения работ без учета дополнительных объемов работ. Общее продолжительность работ по вводу энергоблока в эксплуатацию составляет не менее 4 лет.

Фактическая продолжительность работ по вводу в эксплуатацию энергоблоков АЭС в значительной степени определяется степенью реализации рисков, а также возможностью управления ими. При этом риски срыва запланированных сроков проведения работ можно разделить на два типа:

- риски, которые можно экспертно оценить исходя из опыта выполнения работ по вводу в эксплуатацию референтных энергоблоков (детерминированные риски) и которыми можно управлять;

- риски, которые связаны с изготовлением оборудования, проектированием и сооружением энергоблока и выявляемые только при проведении пусконаладочных работ (вероятностные риски) и возможность управления которыми сильно ограничена их скрытым характером. Примеры детерминированных рисков:

- неготовность строительно-монтажных работ;

- неготовность проекта;

- несвоевременная поставка оборудования;

- ошибки и несоответствия в поставках;

- несоответствия условий хранения оборудования;

- ошибки и несоответствия проекта, выявляемые до начала испытаний;

- несвоевременная готовность конструкторской, проектной, пусконаладочной документации и эксплуатационной документации (чертежей,

схем, кабельных журналов, программ, инструкций по эксплуатации, графиков и т.п.);

- недостатки в организации работ;

- недостатки в квалификации персонала;

- недостатки финансирования;

- дополнительные (не предусмотренные) работы. В этой связи, рассматривая как результат

демпфирования указанных рисков, сокращение продолжительности ввода в эксплуатацию энергоблока АЭС и соответствующих этому этапу затрат должно предполагать реализацию следующих процедур:

Анализ разработанного генпроектировщиком проекта АЭС застройщиком с целью выявления несоответствия проектных решений требованиям норм и правил по безопасности в атомной энергетике, несоответствий, влияющих на работоспособность оборудования и систем и на выполнение ими проектных функций, приемлемости принятых проектных решений по технологическим схемам, выбранному оборудованию, компоновке оборудования, алгоритмам управления, защитам и блокировкам.

Участие персонала инжиниринговых пускона-ладочных организаций в заводских сдаточных испытаниях на заводах-изготовителях оборудования, Проверка и испытания технических и программных средств автоматизации на полигонах при обязательном участии в испытаниях специалистов инжиниринговых пусконаладочных организаций.

Тестирование и настройка отдельных видов оборудования (предохранительных устройств, измерительных каналов и т. д.) до передачи его в монтаж на специальных стендах.

Разработка и изготовление специального стационарного и передвижного оборудования (стендов) для технического диагностирования трубопроводной арматуры, настройки предохранительных клапанов и т.д.

Оптимизация объема физических, динамических и теплогидравлических испытаний, выполняемых на этапах «Предпусковых наладочных работ», «Физического пуск», «Энергетического пуска» и «Опытно-промышленной эксплуатации», в целях сокращения объема однотипных испытаний, выполняемых при различных состояниях реакторной установки и энергоблока АЭС в целом, а также на различных уровнях освоения мощности головного энергоблока АЭС типовой серии для последующих энергоблоков АЭС данного проекта.

Оптимизация объема испытаний, выполняемых системой пусконаладочных измерений (СПНИ). Максимальное использование для измерений штатных систем диагностики.

Организация управления проектом ввода в эксплуатацию энергоблока АЭС с возможностью инте-

грации автоматизированной системы управления проектом генподрядчика по ПНР (АО «Атомтехэ-нерго») с информационной (автоматизированной) системой управления сооружением, поставками оборудования и материалов застройщика на базе современного программного обеспечения.

Важным результатом инжиниринговой деятельности по вводу в эксплуатацию энергоблоков АЭС является получение и использование в дальнейшей деятельности фактической информации в виде баз данных:

- по проектным несоответствиям, выявленным при выполнении работ;

- по несоответствиям поставленного оборудования;

- по качеству строительно-монтажных работ. Инжиниринговая деятельность по вводу в эксплуатацию энергоблоков АЭС планируется исходя из директивных графиков строительства энергоблоков АЭС (графиков 1-го уровня), графиков ПНР 2 и 3-го уровней, локальных графиков ПНР на отдельных системах и оборудовании, комплексах систем, основных положений корпоративных «Дорожных карт».

Решение корпоративных задач отрасли в части компетенций инжинирингового предприятия предусматривает разработку и внедрение инновационных методов, направленных:

- на безусловное обеспечение безопасности, качества и надежности при вводе энергоблока в эксплуатацию;

- на реализацию наиболее оптимальных схем взаимодействия с заказчиком, генподрядчиком по СМР и со всеми участниками работ по вводу энергоблока в эксплуатацию;

- на сокращение сроков выполнения работ по вводу энергоблоков в эксплуатацию;

- на снижение затрат.

Успешное решение этих и других задач позволит ещё более эффективно выполнять поставленные задачи по вводу в эксплуатацию сооружаемых энергоблоков АЭС.

Разработка оптимальных организационно-технологических схем производства пусконаладоч-ных работ позволит значительно оптимизировать сроки проведения работ и повысить производительность труда специалистов. Дальнейшим раз-¡¡о витием данного подхода может стать расширение практики разработки и утверждения типовых о технологических карт процессов и типовых прост грамм проведения пусконаладочных работ. ет Решения данной задачи можно добиться путем

^ более широкого спектра компетенций инжиниринговой организации и включения в ее состав & отдельного структурного подразделения, занимаем ющегося изучением организации труда при прозе ведении ПНР и подготавливающего соответствую-£ щие предложения.

Для решения задачи по повышению производительности труда и установлению объективных норм труда предлагается два варианта.

Первый вариант - дополнительное расширение возможностей инжиниринговой организации за счет нового структурного подразделения, основное функциональное содержание которого - нормирование технологических процессов.

Второй вариант - создание нормировочной исследовательской станции как самостоятельного хозяйствующего субъекта в общей структуре инжинирингового дивизиона ГК «Росатом».

Предлагаемые организационные новации позволят заложить основу для эффективного решения сложившихся в настоящее время проблем в инвестиционно-строительной деятельности атомной отрасли и сформировать положительный прецедент для урегулирования аналогичных вопросов в других сферах и секторах национальной экономики формирования при помощи нового организационного инструментария.

Одной из таких проблем является недостаточная степень детализации проектных решений на стадии «Проектная документация», разработанных в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, что не позволяет определить виды и объемы ПНР, необходимых и достаточных для определения лимита средств на ПНР. Следовательно, определить стоимость ПНР для таких объектов на этапе архитектурно-строительного проектирования с учетом действующих требований не представляется возможным.

При этом сметная стоимость пусконаладочных работ по решению заказчика может определяться на основании программы пусконаладочных работ, составленной с использованием данных по ранее реализованным объектам-аналогам (договорам). Также может быть использована ранее разработанная документация по объектам аналогам, в том числе программы ввода блока АС в эксплуатацию, этапные программы, программы и методики испытаний соответствующих систем или оборудования, графики ПНР 3-го уровня. Кроме того, для случаев отсутствия в составе проектной документации программ проведения ПНР могут быть разработаны типовые Программы ПНР, графики ПНР 3-го уровня и перечни-графики.

Таким образом перечень ПНР можно будет определить на основании программы пускона-ладочных работ, составленной с использованием данных по ранее реализованным объектам-аналогам (договорам), а их стоимость на основании действующих сборников сметных норм и единичных расценок.

В виде баз данных должна собираться и структурироваться следующая необходимая информация:

- используемые на том или ином объекте организационно-технологические схемы выполнения работ;

- результаты нормирования труда;

- условия производства работ и их влияние на трудоемкость и производительность. Указанные мероприятия позволят сформировать корпоративную нормативную базу по труду, которая станет основной для разработки необходимых отрасли нормативов. А также изучать организационно-технологические схемы выполнения работ в целях подготовки предложений по их оптимизации и разработки типовых корпоративных документов и стандартов.

ВЫВОД

В качестве вывода можно отметить, что практическая реализация методологии инжиниринга

в отношении пусконаладочных работ на объектах использования атомной энергии имеет хорошие перспективы за счет интеграции таких элементов как: обеспечение безопасности, оптимизация по времени и ресурсам организационно-технологических решений, использование новых организационных схем управления строительством. Результатом подобной интеграции может стать повышение качества ОИАЭ, снижение стоимости и продолжительности их возведения за счет принятия адекватных управленческих и технических решений пусконаладки. Особо следует отметить в качестве организационного механизма таких решений - инжиниринг и соответствующую ему схему управления строительством. Развитие данного механизма возможно на основе создания нормировочной исследовательской станции, которая может быть самостоятельной или аффилированной единицей в структуре управления инвестиционно-строительной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборщиков С.Б., Савенков А.Н. Особенности организации и технологии пусконаладочных работ на объектах атомной энергетики. Новые технологии в строительстве. 2023;(2):24-33. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-2-88-97

2. Савенков А.Н., Сборщиков С.Б. Организационно-технологические особенности пусконаладочных работ на объектах атомной энергетики // Промышленное и гражданское строительство. 2022. № 1. С. 56-64. DOI: 10.33622/08697019.2022.01.56-64

3. Савенков А.Н. Основные подходы к развитию технического нормирования в строительстве. Новые технологии в строительстве. 2023;(1):33-41. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-1-33-41

4. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В., Введенский Р.Е., Бахус Е.Е. Устойчивое развитие инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе. Новые технологии в строительстве. 2023;(1):57-63. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-1-57-63

5. Сборщиков С.Б., Хрипко Т.В. Особенности реализации процедур оценки и отбора предложений контрагентов в условиях инжиниринговой схемы управления строительством // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2019. № 4. С. 45-48.

6. Sborshikov S., Bobin A. Basic theorizes of regulatory impact logistics in investment and construction sphere // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. XXVIII R-P-S Seminar 2019. 2019. С. 012124. DOI: 10.1088/1757-899X/661/1/012124

7. Сборщиков С., Лазарева Н. Реинжиниринг строительных организаций и реинжиниринг строительной отрасли // Русский инженер. 2022. № 3 (76). С. 45-47.

8. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В. Реинжиниринг процессов материально-технического обеспечения как основа

формирования и функционирования логистических центров в строительстве // Вестник МГСУ 2023. Т. 18. № 1. С. 102-115. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.1.102-115

9. Журавлев П.А. Определение номенклатуры требуемых объектов капитального строительства в процессе осуществления ресурсно-технологического моделирования. Новые технологии в строительстве. 2022;(4):51-57. https://doi. org/10.24412/2409-4358-2022-4-51-57

10. Журавлев П.А. Цена строительства и этапы ее формирования. Новые технологии в строительстве. 2022;(1):42-48.

11. Журавлев П.А., Марукян А.М. Ресурсообеспечение инвестиционно-строительной деятельности как основа обоснования эффективности инвестиционных программ. Новые технологии в строительстве. 2022;(1):8-19.

12. Лазарева Н.В. Развитие организационных методов активизации инновационной деятельности в строительстве на основе корпоративных кластеров. Новые технологии в строительстве. 2022;(2-3):30-34. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-2-3-30-34

13. Лазарева Н.В., Зиновьев А.Ю. Нормирование затрат ресурсов и времени на выполнение работ в составе строительно-технической экспертизы. Новые технологии в строительстве. 2022;(4):41-50. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-4-41-50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Клюев В.Д., Журавлев П.А., Сборщиков С.Б., Панаёто-

ва В.В., Абдрахманов Р.С. Сметно-нормативная база в строи- m

о

тельной отрасли. Ретроспектива, состояние и перспективы ^

ее развития // Самоуправление. 2023. № 2 (135). С. 635-641. о

15. Zhuravlev P., Sborshchikov S., Kochenkova E. Managerial h features of the design of technical solutions for engineering pro- Г tection of the territories during the life cycle and their reengineer- 0 ing // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. Т. 231. С. 467-476. F DOI: 10.1007/978-3-030-96206-7_49 ™

REFERENCES

1. Sborshchikov S.B., Savenkov A.N. Features of the organization and technology of commissioning work at nuclear energy facilities. New technologies in construction. 2023;(2):24-33. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-2-88-97

2. Savenkov A.N., Sborshchikov S.B. Organizational and technological features of commissioning work at nuclear energy facilities // Industrial and civil construction. 2022. No. 1. P. 56-64. DOI: 10.33622/0869-7019.2022.01.56-64

3. Savenkov A.N. Basic approaches to the development of technical regulation in construction. New technologies in construction. 2023;(1):33-41. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-1-33-41

4. Sborshchikov S.B., Lazareva N.V., Vvedensky R.E., Bakhus E.E. Sustainable development of investment and construction activities in the energy sector. New technologies in construction. 2023;(1):57-63. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-1-57-63

5. Sborshchikov S.B., Khripko T.V. Features of the implementation of procedures for assessing and selecting proposals from contractors in the conditions of an engineering construction management scheme // Rationing and remuneration of labor in construction. 2019. No. 4. P. 45-48.

6. Sborshikov S., Bobin A. Basic theorizes of regulatory impact logistics in investment and construction sphere // In the collection: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. XXVIII R-P-S Seminar 2019. 2019. P. 012124. DOI: 10.1088/1757-899X/661/1/012124

7. Sborshchikov S., Lazareva N. Reengineering of construction organizations and reengineering of the construction industry // Russian engineer. 2022. No. 3 (76). pp. 45-47.

8. Sborshchikov S.B., Lazareva N.V. Reengineering of logistics processes as the basis for the formation and functioning of

logistics centers in construction // Bulletin of MGSU. 2023. T. 18. No. 1. P. 102-115. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.1.102-115

9. Zhuravlev P.A. Determining the range of required capital construction objects in the process of resource and technological modeling. New technologies in construction. 2022;(4):51-57. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-4-51-57

10. Zhuravlev P.A. Construction cost and stages of its formation. New technologies in construction. 2022;(1):42-48.

11. Zhuravlev P.A., Marukyan A.M. Resource provision for investment and construction activities as the basis for justifying the effectiveness of investment programs. New technologies in construction. 2022;(1):8-19.

12. Lazareva N.V. Development of organizational methods for enhancing innovation activity in construction based on corporate clusters. New technologies in construction. 2022;(2-3):30-34. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-2-3-30-34

13. Lazareva N.V., Zinoviev A.Yu. Rationing the costs of resources and time for performing work as part of construction and technical expertise. New technologies in construction. 2022;(4):41-50. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-4-41-50

14. Klyuev V.D., Zhuravlev P.A., Sborshchikov S.B., Panayotova V.V., Abdrakhmanov R.S. Estimation and regulatory framework in the construction industry. Retrospective, state and prospects for its development // Self-government. 2023. No. 2 (135). pp. 635-641.

15. Zhuravlev P., Sborshchikov S., Kochenkova E. Managerial features of the design of technical solutions for engineering protection of the territories during the life cycle and their reengineering // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. T. 231. pp. 467-476. DOI: 10.1007/978-3-030-96206-7_49

ОБ АВТОРАХ

Андрей Николаевич Савенков - аспирант НИУ МГСУ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26. 1.

BIONOTES

Andrey Nikolaevich Savenkov - graduate student, Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye Sh., Moscow, 129337, Russia.

u о

u <

о to

к <

e

u о

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 03.07.2023. Одобрено после рецензирования 10.08.2023. Одобрена к публикации 14.09.2023. The article was submitted 03.07.2023. Approved after peer review 10.08.2023. Approved for publication 14.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.