ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №2(7), С. 78-82
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК378.046.4; 69.007
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
© 2013 г. В.С. Опекунов, А.В. Стамбулко
Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Объединение организаций выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов атомной отрасли
«Союзатомстрой», Москва
Поступила в редакцию 24.05.2013 г.
Рассмотрены основные направления образовательного проекта саморегулируемой организации атомной отрасли по повышению квалификации специалистов, выполняющих строительно-монтажные и пусконаладочные работы на ОИАЭ, а так же система учебных программ повышения квалификации инженерно-технических работников и специалистов предприятий, входящих в саморегулируемые организации атомной отрасли.
Ключевые слова: повышение квалификации, система обучения, программа, образование, строительство, саморегулируемая организация, атомная отрасль.
Программа развития атомного энергетического комплекса России предусматривает комплексное развитие ядерной энергетики. В связи с этим крайне актуальным является повышение качества строительства объектов использования атомной энергии (ОИАЭ), как одного из элементов повышения общего уровня безопасной и в последующем надежной эксплуатации энергоблоков АЭС.
Обеспечение требований безопасности к объектам использования атомной энергии базируется на формировании заданного уровня квалификации специалистов предприятий, выполняющих строительно-монтажные и пусконаладочные работы при их сооружении и вводе в эксплуатацию. В современных условиях саморегулирования строительной отрасли это реализуется, в том числе, обеспечением условий повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий - членов СРО атомной отрасли.
Образовательный проект СРО атомной отрасли является неотъемлемой частью кадрового обеспечения инвестиционных программ Корпорации «Росатом» в части сооружения ОИАЭ. Исходя из существующих кадровых проблем строительного комплекса атомной отрасли, связанного с дефицитом квалифицированного персонала (как инженерно-технических работников, так и рабочих), высокой текучестью кадров, несоответствия квалификации рабочего персонала требованиям при выполнении работ на ОИАЭ были сформулированы основные задачи образовательного проекта:
- развитие отраслевой системы обучения персонала предприятий, являющихся членами СРО атомной отрасли;
- создание системного рекрутинга персонала для сооружения ОИАЭ.
Для осуществления поставленных задач в рамках программы «Развитие СРО атомной отрасли на 2011-12 годы» были определены основные направления образовательного проекта СРО на этот период:
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
- повышение квалификации;
- профессиональная переподготовка кадров;
- квалификационная аттестация;
- профессиональная подготовка рабочих.
Реализация одной из основных составляющих образовательного проекта -повышение квалификации специалистов [1, 2].
На первом этапе организации повышения квалификации руководителей, инженерно-технических работников и линейного персонала были выделены главные составляющие: работа с образовательными учреждениями, разработка и экспертиза учебных программ курсов повышения квалификации, формирование групп слушателей.
Работа с образовательными учреждениями проводилась путем определения ВУЗа строительного профиля расположенного в районе, исторически сформированного кластера строительных, пусконаладочных, проектных и изыскательских предприятий-членов СРО атомной отрасли.
С 2011 года СРО атомной отрасли, в соответствии с решением общего собрания, становится не только организатором, но и заказчиком процесса повышения квалификации, стороной договора об оказании образовательных услуг. СРО приняла на себя функции планирования организационной составляющей учебного процесса, формирования бюджета образовательного проекта. Статус Заказчика-плательщика позволил влиять на качество обучения, определять и регулировать условия, в которых проводится обучение, контролировать посещаемость слушателями занятий. Формирование групп слушателей проводилось в плановом порядке по заявкам предприятий на основании План-графика и Перечня учебных программ.
Конкурс образовательных учреждений, проведенный на основании закрытого запроса предложений на право проведения курсов повышения квалификации, позволил сформировать пул образовательных учреждений, осуществляющих с 2012 года программы повышения квалификации (ППК) для руководителей и специалистов предприятий СРО атомной отрасли, а так же начать оптимизацию географии образовательных учреждений, принимающих участие в образовательном проекте СРО. Кроме того, к образовательным учреждениям были предъявлены единые требования по осуществлению учебного процесса в части организационной (оборудование учебных аудиторий, решение вопросов организации проживания и питания слушателей, состав преподавателей) и учебно-методической работы (разработка учебных программ, материалов для дистанционного этапа обучения, лекционного курса).
Исходя из потребности организаций-членов СРО, проведена разработка новых программ повышения квалификации. В 2011 и 2012 годах обучение проводилось соответственно по 31 и 36 программам повышения квалификации (см. таблицу 1), с января 2013 года курсы повышения квалификации организованы по 50 программам, а с июля 2013 года по 60 программам.
Таблица 1. Динамика показателей повышения квалификации
Показатели ПК 2010 2011 2012 2013 год 2013 год
год год год (с января) (с июля)
Количество программ ПК по СРО 18 31 36 51 60
атомной отрасли, в т.ч.
СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОИ» 11 20 23 36 44
СРО НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ» 5 9 11 12 13
СРО НП «СОЮЗАТОМГЕО» 2 2 2 3 3
Количество слушателей, прошедших 1040 2570 3535 3500 (план) 3500 (план)
повышение квалификации
Это позволило организовать: в 2011 году 106 учебных потоков, в 2012 году 143 учебных потока, на которых повысили квалификацию соответственно 2570 и 3535 слушателей. В 2013 году к участию в образовательном проекте привлечено 14 образовательных учреждений, причем при сравнимом ежегодном бюджете (с 2012 годом) в 50 млн. руб. и плановой цифре ежегодного повышения квалификации 3,5 тыс. слушателей, будет организовано около 180 курсов обучения.
Программой «Развитие СРО атомной отрасли на 2013-14 годы» предусмотрено, в качестве приоритета, дальнейшее расширения перечня программ повышения квалификации в образовательных учреждениях, расположенных в местах площадок строящихся объектов использования атомной энергии. Это такие учебные центры как: Волгодонский филиал НИЯУ МИФИ - площадка Ростовской АЭС, Институт ядерной энергетики филиал СПбГПУ (Сосновый Бор) - площадка Ленинградской АЭС, НОУ «Учебный центр подготовки рабочих» и Нововоронежский УТЦ «Атомтехэнерго» -площадка Нововоронежской АЭС (см. таблицу 2).
Таблица 2. Образовательные учреждения, расположенные в местах площадок
строящихся ОИАЭ
Образовательные учреждения, расположенные в местах площадок строящихся ОИАЭ Количество слушателей Количество программ повышения квалификации
2012 г. 2013 г. (план) 2012 г. 2013 г. (план)
ВИТИ ф-л НИЯУ МИФИ г. Волгодонск 168 200 5 7
ИЯЭ (ф-л) "СПбГПУ" г. Сосновый Бор 178 250 3 6
НВ УТЦ АТЭ г. Нововоронеж - 100 - 6
НОУ УЦПР г. Нововоронеж - 500 - 15
Итого: 346 1050 8
Лекционный материал, излагаемый на курсах, осуществляемых в этих образовательных учреждениях, разработан на основе личного опыта преподавателей принимавших участие в строительстве объектов и монтаже оборудования Ростовской, Ленинградской, Нововоронежской АЭС.
ВИТИ НИЯУ МИФИ (г. Волгодонск) осуществляет программы повышения квалификации по устройству бетонных конструкций, монтажу конструкций, устройству инженерных систем, монтажу оборудования ОИАЭ и строительному контролю. Внедряются новые программы такие как:
- геодезические работы, выполняемые на строительных площадках в процессе сооружения ОИАЭ, где рассматриваются такие вопросы, как: ПОС, включая генеральный план и основные архитектурные решения зданий и сооружений АЭС; ППР, ППГР на строительство основных сооружений блоков АЭС (реакторное отделение, машинный зал, ЭЭТУ, градирни, инженерных коммуникаций); проведение испытаний на герметичность и прочность защитных герметичных оболочек и организация мониторинга за их состоянием на АЭС с ВВЭР (опыт проведения ПНР на Ростовской АЭС); ППР, ППГР на монтаж основного технологического оборудования АЭС, включая оборудование первого контура (реактор, парогенератор, ГЦН, трубопроводы), машина перегрузки топлива, кран кругового действия, турбогенератор.
- разработка сметной документации на строительные, монтажные, пусконаладочные работы с использованием обновленных сметных нормативов на объектах атомной отрасли. Основное внимание на занятиях уделяется особенностям работы с программным комплексом «Атом-смета».
В Институте ядерной энергетики (филиал) СПбГПУ (г. Сосновый Бор) осуществляются программы по монтажу оборудования ОИАЭ и строительному контролю, по подготовке технологических решений объектов атомной энергетики, промышленности и их комплексов, разработки обоснования радиационной и ядерной защиты ОИАЭ.
Нововоронежский УТЦ «Атомтехэнерго» осуществляет программы по проведению пусконаладочных работ: на технологических системах и оборудовании реакторного отделения и турбинного отделения АЭС, электротехнического отделения и химического отделения АЭС, на оборудовании автоматизированной системы управления технологическими процессами АЭС.
С 2013 года в ИЯЭ и НВ УТЦ «АТЭ» реализуются программы, раскрывающие основные положения проекта российской АЭС на базе реакторов типа ВВЭР, основы технологии и безопасности, особенности функционирования АЭС. Программы ориентированы на специалистов строительно-монтажных и пуско-наладочных организаций, не имевших опыта работы по размещению, проектированию, сооружению и вводу в эксплуатацию атомных станций данного типа. Эти занятия являются интересными и полезными для преподавателей, занятых в образовательном проекте СРО. Основной ориентир в программах сделан соответственно на Проекты ЛАЭС-2 (РУ В-491) и НВ АЭС-2 (РУ В-392М), которые отличаются как в части технологических систем, так в части АСУ ТП и электрооборудования.
Основным ключевым моментом программы развития образовательного проекта в 2013 году является проведение ППК в отраслевом учебном центре НОУ «УЦПР», созданным Саморегулируемой организацией атомной отрасли совместно с ОАО «АТОМТЕХЭНЕРГО», ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», ОАО
«ЭНЕРГОСПЕЦМОНТАЖ».
Учебный центр подготовки рабочих осуществляет дополнительное профессиональное образование - повышение квалификацию по таким программам как: устройство бетонных конструкций, устройство наружных сетей и внутренних инженерных систем, монтаж оборудования ОИАЭ, строительный контроль, проектное управление строительством, внедрение систем менеджмента качества при строительстве ОИАЭ, технологии выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ на ОИАЭ.
На базе НОУ УЦПР с апреля 2013 года в Москве и с мая 2013 года в Нововоронеже проводятся программы повышения квалификации для руководителей, инженерно-технических работников и линейного персонала строительно-монтажных предприятий.
В основе образовательного процесса в НОУ «УЦПР» привлечение к участию в разработке учебных программ и проведению занятий специалистов из головных предприятий-членов СРО, практиков, имеющих многолетний опыт работы в атомной отрасли. Это позволяет эффективно проводить практические занятия, организовывать широкий обмен мнениями между слушателя курсов и привлекаемыми для занятий специалистами, существенно повысить в осуществляемых программам саму составляющую «атомной» тематики.
Помимо этого, в НОУ «УЦПР» будет решаться задача повышения квалификации линейного персонала (начальники участков, прорабы, мастера, бригадиры). Программы повышения квалификации линейного персонала будут вводиться, в первую очередь, на Нововоронежской площадке УЦПР. Это позволит проводить повышение квалификации специалистов, занятых на сооружении объектов Нововоронежской АЭС, на «местах», т.е. непосредственно там, где они работают.
А на базе Нововоронежского филиала Учебного центра подготовки рабочих с
июля 2013 года планируется проводить программы повышения квалификации для линейного персонала строительно-монтажных предприятий, работающих на Нововоронежской АЭС. Программы будут составлены по устройству бетонных конструкций, устройству наружных сетей и внутренних инженерных систем, монтажу оборудования ОИАЭ, строительному контролю, проектному управлению строительством ОИАЭ.
Другим важным направлением развития образовательного проекта СРО атомной отрасли является проведение комплекса мер, обеспечивающих повышение качества обучения руководителей и специалистов по ППК. Здесь предусматриваются такие мероприятия как:
- актуализация программ повышения квалификации, учебно-методических и нормативных материалов. Введение в действие типовых ППК;
- включение в ППК тематики, отражающей деятельность СРО: правил саморегулирования, требований к выдаче свидетельств о допусках, применения стандартов СРО, порядка осуществления контроля деятельности организаций - членов СРО атомной отрасли;
- создание и введение в действие системы контроля усвоения слушателями материалов дистанционного этапа обучения по ППК;
- разработка мероприятий по организации активной формы дистанционного этапа обучения; разработка регламентов прохождения слушателями дистанционного этапа с использованием активных форм обучения;
- разработка перечня программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающего потребности в повышении квалификации специалистов организаций - членов СРО.
Осуществление указанных мероприятий проводится совместно с экспертным сообществом, формируемым на базе Комитета по образованию СРО атомной отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Опекунов, В.С. и др. Повышение квалификации специалистов - путь к модернизации отрасли [Текст] / В.С. Опекунов, Т.А. Ивчик, А.К. Шрейбер // Экономика строительства - №3. - 2011.
2. Доронкина, Л.Н. и др. Профессиональная переквалификация и повышение образовательного уровня в строительной отрасли [Текст] / Л.Н. Доронкина, А.В. Стамбулко. - Экономика строительства. - №5. - 2011.
Advanced training of the specialists in building, assembling and and startup operations at nuclear power plants
V.S. Opekunov*, A.V. Stambulko**
Self-regulated organization non-profit partnership «Soyuzatomstroy» (SRO NP «SoyuzAtomStroy»)
29/1 Bolshaya Ordynka St, Moscow, 119017 *e-mail: [email protected] ; ** e-mail: [email protected]
Abstract - The article presents the main directions of self-regulated nuclear organization's educational project aimed at advanced training of specialists in building, assembling and start-up operations at nuclear power plants as well as the system of advanced educational programs for engineering and technical personnel of enterprises which are the members of self-regulated organizations of nuclear industry.
Keywords: advanced professional training, education plan, program, education, construction, self-regulated organization, nuclear industry.