Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФКУ ИК-15 УФСИН РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФКУ ИК-15 УФСИН РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ДЕТИ / ДОМ РЕБЕНКА / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТРЕНИНГ / ПРИВЯЗАННОСТЬ К РЕБЕНКУ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна, Еремеева Елизавета Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению сущности и содержания психологического сопровождения осужденных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет в домах ребенка при исправительных учреждениях. Авторами статьи обосновывается актуальность психологического сопровождения осужденных женщин-матерей как одного из видов психологической помощи, направленного на качественные изменения в специфике их отношения к своей материнской роли, социальную адаптацию и ресоциализацию личности осужденной женщины в условиях исправительного учреждения и после освобождения. Характеризуются основные проблемы, возникающих в отношениях матери с ребенком при выполнении материнских функций. Рассматривается общая структура психологического сопровождения осужденных женщин, включающая в себя непрерывное отслеживание динамики личности женщин посредством психологической диагностики, осуществление психологической профилактики негативных изменений в пенитенциарной среде, а также психологическую коррекцию отношения указанной категории осужденных к своей материнской роли. На примере ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области раскрываются особенности реализации модели совместного проживания осужденных женщин с детьми как необходимого условия для достижения эмоционального единства и устойчивой психологической связи матери и ребенка, способствующего формированию здоровой привязанности к малышу, являющейся залогом его нормального психического развития и личностного благополучия. Раскрываются психотерапевтические направления, используемые в работе с осужденными женщинами, имеющими детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, рассматривается структура программы их психологического сопровождении, а также анализ результатов ее реализации. Содержатся выводы и рекомендации по организации психологического сопровождения указанной категории осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна, Еремеева Елизавета Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CONVICTED WOMEN HAVING CHILDREN IN CHILDREN'S HOUSES AT CORRECTIVE INSTITUTIONS (ON THE MATERIAL OF PKU IK-15 OF THE FPS OF RUSSIA AT THE SAMARA REGION)

The article is devoted to the consideration of the essence and content of psychological support for convicted women with children under the age of three in children's homes in correctional institutions. The authors of the article substantiate the relevance of psychological support for convicted women mothers, as one of the types of psychological assistance aimed at qualitative changes in the specifics of their attitude to their maternal role, social adaptation and resocialization of the personality of a convicted woman, both in a correctional institution and after release. The main problems arising in the relationship between a mother and a child during the performance of maternal functions are characterized. The general structure of psychological support for convicted women is considered, which includes continuous tracking of the dynamics of the personality of women through psychological diagnostics, the implementation of psychological prevention of negative changes in the penitentiary environment, as well as psychological correction of the attitude of this category of convicts to their maternal role. Using the example of PKU IK-15 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Samara Region, the peculiarities of the implementation of the model of cohabitation of convicted women with children as a necessary condition for achieving emotional unity and stable psychological connection between mother and child, contributing to the formation of healthy attachment to the baby, which is the key to his normal mental development and personal well-being. The article reveals the psychotherapeutic directions used in work with convicted women with children in children's homes at correctional institutions, the structure of the program of their psychological support, as well as the analysis of the results of its implementation. Contains conclusions and recommendations on the organization of psychological support for this category of convicts.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФКУ ИК-15 УФСИН РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI 10.37523/SUI.2021.95.55.019 УДК 159.9

Пиюкова Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Еремеева Елизавета Юрьевна

курсант 3 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Svetlana S. Piyukova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Head of the Department of Penal Psychology and Pedagogy,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: [email protected]

Elizaveta Ju. Eremeeva

3 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФКУ ИК-15 УФСИН РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности и содержания психологического сопровождения осужденных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет в домах ребенка при исправительных учреждениях.

Авторами статьи обосновывается актуальность психологического сопровождения осужденных женщин-матерей как одного из видов психологической помощи, направленного на качественные изменения в специфике их отношения к своей материнской роли, социальную адаптацию и ресоциализацию личности осужденной женщины в условиях исправительного учреждения и после освобождения. Характеризуются основные проблемы, возникающих в отношениях матери с ребенком при выполнении материнских функций.

Рассматривается общая структура психологического сопровождения осужденных женщин, включающая в себя непрерывное отслеживание динамики личности женщин посредством психологической диагностики, осуществление психологической профилактики негативных изменений в пенитенциарной среде, а также психологическую коррекцию отношения указанной категории осужденных к своей материнской роли.

На примере ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области раскрываются особенности реализации модели совместного проживания осужденных женщин с детьми как необходимого условия для достижения эмоционального единства и устойчивой психологической связи матери и ребенка, способствующего формированию здоровой привязанности к малышу, являющейся залогом его нормального психического развития и личностного благополучия.

Раскрываются психотерапевтические направления, используемые в работе с осужденными женщинами, имеющими детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, рассматривается структура программы их психологического сопровождении, а также анализ результатов ее реализации. Содержатся выводы и рекомендации по организации психологического сопровождения указанной категории осужденных.

Ключевые слова: осужденные женщины, дети, дом ребенка, исправительное учреждение, психологическое сопровождение, тренинг, привязанность к ребенку, ресоциализация

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CONVICTED WOMEN HAVING CHILDREN IN CHILDREN'S HOUSES AT CORRECTIVE INSTITUTIONS (ON THE MATERIAL OF PKU IK-15 OF THE FPS OF RUSSIA AT THE SAMARA REGION)

Summary. The article is devoted to the consideration of the essence and content of psychological support for convicted women with children under the age of three in children's homes in correctional institutions.

The authors of the article substantiate the relevance of psychological support for convicted women mothers, as one of the types of psychological assistance aimed at qualitative changes in the specifics of their attitude to their maternal role, social adaptation and resocialization of the personality of a convicted woman, both in a correctional institution and after release. The main problems arising in the relationship between a mother and a child during the performance of maternal functions are characterized.

©2021 Пиюкова С. С., Еремеева Е. Ю.

The general structure of psychological support _ for convicted women is considered, which includes continuous tracking of the dynamics of the personality of women through psychological diagnostics, the implementation of psychological prevention of negative changes in the penitentiary environment, as well as psychological correction of the attitude of this category of convicts to their maternal role.

Using the example of PKUIK-15 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Samara Region, the peculiarities of the implementation of the model of cohabitation of convicted women with children as a necessary condition_ for achieving emotional unity and stable psychological connection between mother and child, contributing to the ^ formation of healthy attachment to the baby, which is the key to his normal mental development and personal well-being.

The article reveals the psychotherapeutic directions used in work with convicted women with children in children's homes at correctional institutions, the structure of the program of their psychological support, as well as the analysis of the results of its implementation. Contains conclusions and recommendations on the organization of psychological support for this category of convicts.

Keywords: convicted women, children, orphanage, correctional institution, psychological support, training, attachment to a child, resocialization.

Нарушив закон, женщины, вместо того чтобы быть хранительницами семейного очага и заниматься воспитанием детей, попадают в места лишения свободы, где утрата доверия со стороны общества и социальная изоляция ставят их в сложную жизненную ситуацию. Когда женщины оказываются в исправительной колонии, на них действует не только факт изоляции от общества, но и отрыв от семьи, нахождение в чуждой для них среде. У многих из них возникает чувство обреченности, страх перед будущим, депрессия. Они хотят быть услышанными, понятыми, нуждаются в психологической поддержке [1].

Особенно это относится к социально уязвимым категориям осужденных женщин, которыми, безусловно, являются матери, имеющие малолетних детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. Они нуждаются в особом внимании со стороны пенитенциарных психологов, а также в принятии дополнительных мер, направленных на их психологическое сопровождение, в том числе оказание помощи в сохранении семьи, формировании мотивов материнства, развитии женского типа поведения.

Психологическая работа с осужденными женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, является одним из видов психологической помощи лицам, отбывающим уголовные наказания, направленной на качественные изменения в специфике их отношения к своей материнской роли, социальную адаптацию, ресоциализацию личности как в условиях исправительного учреждения, так и после освобождения.

Психологическое сопровождение данной категории осужденных предполагает непрерывное отслеживание динамики личности женщин посредством психологической диагностики, осуществление психологической профилактики негативных изменений в пенитенциарной среде, а также психологическую коррекцию отношения указанной категории осужденных к своей материнской роли [2].

Наиболее часто психологическая диагностика осужденных проводится с целью изучения характерологических особенностей личности, особенностей отношения матери к ребенку, а также определения мишеней, на которые необходимо направить психокоррекционное воздействие.

Профилактическая работа нацелена на изучение и своевременную регуляцию социально -психологических явлений в пенитенциарной среде, в том числе предотвращение и разрешение конфликтов, превенцию криминального заражения.

Особая роль в психологическом сопровождении осужденных женщин отводится проведению психокоррекционных мероприятий.

Термин коррекция (от лат. correctio) означает «исправление, улучшение недостатков психического и физического развития с помощью специальной системы психологических и педагогических приемов и мероприятий» [3].

Психологическая коррекция включает в себя использование методов прямого воздействия на осужденную женщину для исправления недостатков в ее поведении. Она осуществляется не только в случаях обращения самих женщин, но и в кризисных ситуациях, требующих участия специалиста (самоповреждения, конфликты), а также в целях профилактики негативных явлений (трудности адаптации, аддиктивные зависимости).

Эффективность психокоррекционного воздействия на осужденных женщин зависит от содержания программ психологического сопровождения, профессионализма пенитенциарных психологов, взаимодействия всех подразделений и служб исправительного учреждения.

На основании бесед, проведенных с осужденными женщинами, нами было выделен ряд проблем, возникающих в отношениях матери с ребенком при выполнении материнских функций, наиболее важные из которых следующие: здоровье и физическое развитие ребенка, его личностные особенности; конфликты с родственниками малыша; материальные трудности матери. Очевидно, что именно на эту проблематику необходимо ориентироваться пенитенциарному психологу при разработке программ психологического сопровождения указанной категории осужденных [4].

Изучение передового опыта психологического сопровождения осужденных женщин также позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения условий для достижения эмоционального единства и устойчивой психологической связи матери и ребенка, способствующей формированию здоровой привязанности к малышу, являющейся залогом его нормального психического развития и личностного благополучия [2; 5].

Как показывает практика, этот процесс оказывает благотворное влияние на осужденную женщину, у нее появляются планы на будущее, формируется чувство ответственности и стремление к правопослушному поведению, то есть запускается процесс ресоциализации.

Решению задачи формирования устойчивой привязанности осужденной женщины -матери к ребенку в значительной степени способствует реализация модели совместного проживания, которая успешно реализуется в ряде домов ребенка при исправительных учреждениях. Рассмотрим особенности ее функционирования на примере ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области.

В декабре 2016 г. в доме ребенка при данном исправительном учреждении открыто отделение совместного проживания осужденных матерей с детьми, общей площадью 150,1 м2. Отделение было рассчитано на 8 мест. В январе 2018 г. открыта вторая очередь отделения совместного проживания, рассчитанная на 19 мест. В настоящее время в отделении совместно с детьми проживают 24 осужденных женщины.

Спальное помещение отделения оборудовано весами для контроля за грудным вскармливанием, детскими кроватками, пеленальным столом, тумбой под одежду и пеленки.

Возрастные отделения укомплектованы всем необходимым мягким и твердым инвентарем, игровым оборудованием, наборами развивающих игр в соответствии с возрастом. В данных отделениях имеются игровые помещения, спальные помещения, буфетные зоны, комнаты гигиены, комнаты для посещения детей матерями.

Воспитательная и психологическая работа организована в соответствии с утвержденными планами. Для проведения групповых воспитательных занятий с детьми старшего возраста имеется музыкальный зал, оборудованный всем необходимым обучающим инвентарем, игрушками и домашним кинотеатром.

На каждого ребенка при поступлении заведена «История развития ребенка» установленного образца, в которой фиксируются данные психофизиологического и психоэмоционального развития, антропометрические данные, сведения о профилактических прививках, данные о состоянии здоровья, осмотры врачами-специалистами, результаты анализов и другое.

Прогулки матерей с детьми осуществляется два раза в день продолжительностью 2 часа, с учетом режима дня детей и распорядка дня колонии.

Организация лечебно-профилактических мероприятий осуществляется по направлениям:

медико-педагогический контроль за здоровьем, развитием и поведением детей, обеспечивающий профилактику и коррекцию отклонений в здоровье и развитии детей;

лечебно-диагностические, профилактические, оздоровительно-реабилитационные мероприятия, обеспечивающие своевременную диагностику, лечение заболеваний и организацию мероприятий на предупреждение заболеваемости детей;

воспитательная и психологическая работа, обеспечивающая укрепление психологического здоровья осужденных женщин и правильное психическое развитие детей.

В процессе организации работы по психологическому сопровождению осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, пенитенциарные психологи, как правило, применяют клиент-центрированный подход, гештальт-терапию, арт-терапию и ряд других психотерапевтических направлений [6].

Концептуальной основой тренинговой программы для осужденных женщин, используемой в рамках их психологического сопровождения, является клиент-центрированный подход,

способствующий снижению агрессивности и личностной тревожности у осужденных женщин, увеличению спектра принятия ими женских социальных ролей.

Гештальт-терапия в работе с группой женщин-осужденных используется в виде отдельных техник и упражнений, в ходе которых участницы развивают навыки осознанного поведения, сосредотачиваются на настоящем. Методы гешталь-терапии позволяют выводить участниц группы из фиксации на определенных, не всегда подходящих решениях и моделях поведения, восстанавливать актуальный контакт с окружающей средой.

Арт-терапия - общепризнанное по эффективности направление работы с женщинами -осужденными. Оно является мощным средством воздействия на женскую идентичность за счет того, что дарит свободу погружения в творчество, помогает осознать и отреагировать неосознаваемые, внутренние переживания. Включение в психокорекционную программу методов арт-терапии позволяет через процесс рисования выразить эмоциональные переживания, особенно те, что не всегда получается перевести в слова, и сделать это безопасным способом. Однако суть работы с рисунком не сводится только к выражению чувств, не менее важно их осознание.

Для оказания психологической помощи женщинам-матерям в условиях лишения свободы специалистами психологической лаборатории ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области при взаимодействии с преподавателями кафедры пенитенциарной психологии и педагогики СЮИ ФСИН России была разработана «Программа комплексного психологического сопровождения оужденных женщин» (далее - Программа), включающая в себя диагностику личности осужденных женщин и их отношения к детям, психологическое просвещение, индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционную работу. Программа направлена на развитие материнской позиции у осужденных женщин, формирование чувства привязанности к своему ребенку, разрешение проблемных ситуаций в области пенитенциарного материнства.

Решение задач Программы предполагает работу по формированию осознанного материнства у осужденных женщин; развитие у них навыков самопознания и саморазвития; оказание помощи в принятии своего детства; оптимизацию психоэмоционального состояния участниц Программы; преодоление отчужденности между матерью и ребенком, развитие у осужденных женщин ответственности за собственную жизнь и за будущее своих детей [71.

Для проведения психодиагностического обследования участниц Программы используются следующие методы: беседа, наблюдение, анализ личного дела, сбор независимых характеристик, тестирование. В частности, диагностика отношения осужденных матерей к своим детям проводится с помощью методики А. Я. Варги и В. В. Столина (ОРО).

Психологическое просвещение осужденных женщин осуществляется параллельно с консультированием и психокоррекционной тренинговой работой. Психолог исправительного учреждения проводит занятия с осужденными женщинами, на которых затрагиваются следующие темы: ©Способы повышения уровня самоконтроля и эмоциональной устойчивости», «Возрастные кризисы», ©Саморегуляция психоэмоционального состояния», «Конфликты, их предотвращение и разрешение», «Тревожность и способы ее преодоления», «Границы личного пространства», «Позитивное мышление как компонент психического здоровья», «Жизненные сценарии», «Депрессия» и др.

Психологическое консультирование осужденных женщин, имеющих детей в доме ребенка, проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. В фокусе индивидуального консультирования, как правило, находится обсуждение конкретных форм поведения, которые помогают смягчить дезадаптивные состояния, связанные с изоляцией; развитие контроля эмоциональных реакций в психотравмирующих ситуациях, профилактика деструктивных состояний и явлений. Групповое консультирование способствует формированию у осужденных женщин навыков конструктивного общения, положительных установок в отношении ресоциализации и социальной адаптации после освобождения, психологической готовности к позитивным личностным изменениям.

Психокоррекционная тренинговая программа состоит из 8 занятий. В программе используются следующие методы и приемы: работа с метафорой; игровые упражнения, психогимнастика, работа с рисунком, фотографией, визуализация образов. Эффективность психокоррекционной работы во многом определяется правильным формированием тренинговой группы. Рекомендуемое количество ее участников - 6-9 человек. Также целесообразно не допускать значительных возрастных различий между участницами. Кроме того, при подборе участниц группы следует учитывать типы материнского отношения к детям. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю продолжительностью 1-1,5 часа.

В силу различных объективных причин к настоящему времени в полном объеме Программа была реализована в отношении 12 осужденных женщин в возрасте от 20 до 32 лет. Тем не менее различные виды психологической помощи в рамках реализации Программы получили более 50 женщин.

О позитивных изменениях, происходящими с осужденными женщинами, участвующими в Программе, свидетельствуют результаты их психодиагностического обследования, данные наблюдения за особенностями вербальных и поведенческих проявлений осужденных женщин, полученные с помощью метода экспертных оценок, а также анализ обратной связи, поступающей от участниц Программы.

Рассмотрим наиболее показательные результаты диагностики родительского отношения осужденных женщин по методике ОРО (см. табл.).

Таблица

Особенности отношения осужденных женщин, имеющих детей в доме ребенка при исправительном учреждении, к своей материнской роли

Уровень Констатирующий этап, % Контрольный этап, %

Шкала Шкала

Кооперация Симбиоз Контроль Кооперация Симбиоз Контроль

Низкий 54,5 59,5 10 34,5 25,5 23,5

Средний 26 28 25 33 35,5 37,5

Высокий 19,5 12,5 65 32,5 39 40

Повышение показателей осужденных женщин по шкалам «Кооперация», «Симбиоз» указывает на стремление участниц Программы к удовлетворению потребностей ребенка, единению с ним, сокращению психологической дистанции одновременно с заинтересованностью в развитии ребенка, поощрением его самостоятельности и инициативы. Приближение показателей по шкале «Контроль» к средним значениям указывает на формирование более взвешенной позиции по отношению к поведению малыша, понимание мотивов его действий.

Эксперты, в роли которых выступили начальник отдела воспитательной работы с осужденными и начальники отрядов, отмечают, что по итогам участия в Программе у осужденных женщин наблюдается повышение конструктивности оценок и высказываний в отношении событий своей жизни и актуальной ситуации. Ряд экспертов отмечает у участниц Программы положительные изменения в степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям, развитие способности к эмоциональному отклику на переживания других людей, укрепление конструктивных установок в отношении своей семьи, материнской роли, повышение ответственности за жизнь и развитие ребенка.

Сами осужденные женщины отмечают укрепление конструктивных установок в отношении своей материнской роли, повышение осмысленности в оценках происходящих событий в целом, формирование ряда позитивных перспектив, важных жизненных целей. Для них характерны следующие высказывания: «Я могу ухаживать за своим ребенком, видеть, как он растет, развивается, давать ему все необходимое, что может дать мать. Когда ребенок далеко от тебя, часть твоей жизни потеряна. Рядом со своим малышом, я забываю, что я не на свободе, забота о ребенке дает смысл жить дальше»; «Очень хорошо, что есть психолог, занимающийся проблемой матерей. Не каждый человек может довериться тому, кто находится с ним рядом. Хотя просто необходимо кому-то выговориться, рассказать о своих проблемах, услышать совет».

Анализируя изменения, произошедшие в результате психологического сопровождения указанной категории осужденных женщин, можно сделать следующие выводы: у женщин повысилась способность к более четкому обозначению для ребенка границ дозволенного, понимания, что они старше, опытнее и способны дать ребенку необходимую ему информацию, но не перекладывать на его плечи взрослую ответственность; отмечается повышение готовности матерей включить детей в свой мир, принять их и сделать полноправными участниками своей жизни, интересоваться их делами, чувствами, мыслями, одобрять и поддерживать их, помогая им в более

быстром социальном развитии; можно говорить о повышении значимости для осужденных женщин института семьи и семейных ценностей.

Основываясь на результатах обобщения имеющегося опыта работы с осужденными женщинами, имеющими детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, при организации психологического сопровождения указанной категории осужденных считаем целесообразным обратить внимание на следующее:

в основе эффективной психологической работы лежит тщательно проведенная диагностика, которая включает в себя не только углубленное психодиагностическое обследование, но и сбор социально-демографического, а также криминологического анамнеза, что позволит создать комплексный портрет осужденной и учесть все выявленные факторы при дальнейшей организации работы;

при организации просветительской работы необходимо по возможности дополнительно привлекать профильных специалистов: педиатра, психиатра, социального педагога, социального работника;

важным в аспекте рассматриваемой проблемы является информирование осужденных женщин о перспективах их дальнейшего пребывания в учреждении и жизни после освобождения, а также вопрос сохранения и восстановления социально полезных связей, так как в доме ребенка при исправительном учреждении дети содержатся только до трехлетнего возраста (в исключительных случаях - дольше), поэтому, чтобы избежать передачи ребенка в специализированные детские учреждения и разлучение его с матерью, проработку данного вопроса необходимо начинать как можно раньше [8];

в качестве приоритетных направлений психологической работы следует рассматривать снятие эмоционального напряжения, формирование привязанности к ребенку, осознание и принятие осужденной женщиной своего нового статуса матери, развитие навыков конструктивного общения и поведения в социуме.

Психологическое сопровождение является важным инструментом ресоциализации осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, в этой связи необходимо широкое внедрение данного подхода к оказанию психологической помощи в практику пенитенциарных психологов и его дальнейшее совершенствование.

Библиографический список

1. Царева Е. В. Специфика эмоциональных переживаний у осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 53-56.

2. Слюсарева И. В., Летуновский И. Д. Особенности психологического сопровождения осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительном учреждении. Ростов н/Д., 2006. 153 с.

3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovorus.ru (дата обращения: 02.02.2021).

4. Пиюкова С. С. Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, имеющими детей в домах ребенка при исправительных учреждениях // Преступление, наказание, исправление: материалы IV Международного пенитенциарного форума. Рязань, 2019. С. 132-136.

5. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

6. Пиюкова С. С., Осос М. И. Особенности социально -психологической деятельности в доме матери и ребенка исправительного учреждения // Проблемы и перспективы развития уголовно -исполнительной системы России на современном этапе: материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Самара, 2017. С. 140-142.

7. Формирование осознанного материнства в местах лишения свободы у осужденных, имеющих детей в возрасте до трех лет домах ребенка при исправительном учреждении. Ростов н/Д.: МОПР ГУФСИН России по Ростовской области, 2018.71 с.

8. Ресоциализация осужденных женщин: значение восстановления социальных связей (в аспекте связей матерей с их детьми) или дети здесь ни при чем / М. Н.Садовникова и др. Иркутск: ИГУ, 2015. 241 с.

References

1. Tsareva Ye. V. Spetsifika emotsional'nykh perezhivaniy u osuzhdennykh zhenshchin, otbyvayushchikh nakazaniye v mestakh lisheniya svobody [Specificity of emotional experiences for convicted women serving sentences in places of deprivation of liberty]. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2009, no. 6, pp. 53-56 [in Russian].

2. Slyusareva I. V., Letunovskiy I. D. Osobennosti psikhologicheskogo soprovozhdeniya osuzhdennykh zhenshchin, imeyushchikh detey v domakh rebenka pri ispravitel'nom uchrezhdenii [Features of psychological support of convicted women with children in children's homes at a correctional institution]. Rostov-on-Don, 2006, 153 p. [in Russian].

3. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. URL: http://www.slovorus.ru (Accessed: 02.02.2021) [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Piyukova S. S. Osobennosti vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi zhenshchinami, imeyush-chimi detey v domakh rebenka pri ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [Features of educational work with convicted women with children in children's homes at correctional institutions]. Prestupleniye, nakazaniye, ispravleniye: materialy IV Mezhdunarodnogo penitentsiarnogo _ foruma [Crime, punishment, correction: materials of the IV International Penitentiary Forum]. Ryazan, 2019, pp. 132-136 [in Russian].

5. Boulbi D. Privyazannost' [Attachment]. Moscow, 2003, 477 p. [in Russian].

6. Piyukova S. S., Osos M. I. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoy deyatel'nosti v dome materi i rebenka ispravitel'nogo uchrezhdeniya [Features of social and psychological activity in the house of mother and child of the correctional institution]. Problemy i perspektivy razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii na sovremennom etape: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii ad"yunktov, aspirantov, kursantov i studentov [Problems and prospects of the development of the penal system in Russia at the present stage: materials of the International scientific conference of adjuncts, graduate students, cadets and students]. Samara, 2017, pp. 140-142 [in Russian].

7. Formirovaniye osoznannogo materinstva v mestakh lisheniya svobody u osuzhdennykh, imeyushchikh detey v vozraste do trokh let domakh rebonka pri ispravitel'nom uchrezhdenii [Formation of conscientious motherhood in prisons for convicts with children under the age of three in children's homes at a correctional institution]. Rostov-on-Don, 2018, 71 p. [in Russian].

8. Resotsializatsiya osuzhdennykh zhenshchin: znacheniye vosstanovleniya sotsial'nykh svyazey (v aspekte svyazey materey s ikh det'mi) ili deti zdes' ni pri chem [Resocialization of convicted women: the value of restoring social ties (in the aspect of mothers' ties with their children) or children have nothing to do with it]. Irkutsk, 2015, 241 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.