Психология труда, инженерная психология, эргономика
УДК 159.9:343.811-055.2
Б01: 10.35750/2071-8284-2019-4-191-199
Т.В. Калашникова
кандидат психологических наук, доцент Академия ФСИН России Российская Федерация, 390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1 ORCID: 0000-0003-0131-5824. Е-mail: [email protected]
М.М. Калашникова
кандидат психологических наук Академия ФСИН России Российская Федерация, 390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1 ORCID: 0000-0001-5550-5290. Е-mail: [email protected]
Формирование особой трудовой деятельности персонала УИС по психологическому сопровождению осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях заключения, в постреволюционный период в России и настоящее время
Аннотация: В дореволюционный период был накопленный положительный опыт трудовой деятельности персонала по религиозно-нравственному сопровождению осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях заключения, посредством распространения и чтения книг нравственно-религиозного содержания, бесед со священнослужителями, обучения женщин и их детей грамоте, письму, ремеслу, создания детских приютов как на территории тюрем, так и за их пределами. В постреволюционный период в России до 60-х годов ХХ века решались в основном вопросы санитарно-гигиенического и материально-вещевого обеспечения пребывания в заключении осуждённых женщин с детьми. Конец 50-х годов и начало 60-х годов ХХ века - исторический период с одной стороны, улучшения условий отбывания наказания для осуждённых женщин с детьми, а с другой - начало формирования особой трудовой деятельности персонала УИС и разработки подходов к психолого-педагогическому сопровождению данной категории осуждённых. Исследование
В.С. Мухиной можно рассматривать в качестве программного документа по организации и проведению психологического сопровождения осуждённых женщин, имеющих детей, в домах ребенка при исправительном учреждении как особой трудовой деятельности персонала в современных условиях УИС. Оно способствовало тому, что с 2002 г. отдел психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ начал разрабатывать «Программу реабилитации матери и ребёнка в условиях лишения свободы».
Ключевые слова: особая трудовая деятельность персонала, психологическое сопровождение, имеющие детей осуждённые женского пола в условиях заключения, постреволюционный период, эксперимент, реабилитация, дом ребенка.
Для цитирования: Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Формирование особой трудовой деятельности персонала УИС по психологическому сопровождению осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях заключения, в постреволюционный период в России и настоящее время // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 4 (84). - С. 191-199. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-191-199.
Tatyana. V. Kalashnikova
Cand. Sci. (Psy.), Docent Academy of FSIN of Russia 1, Sennaya str., Ryazan, 390000, Russian Federation ORCID: 0000-0003-0131-5824. E-mail: [email protected]
Maria M. Kalashnikova
Cand. Sci. (Psy.) Academy of FSIN of Russia 1, Sennaya str., Ryazan, 390000, Russian Federation ORCID: 0000-0001-5550-5290. E-mail: [email protected]
Formation of special labor activity of the personnel of the penal institution for psychological support of convicted women with children in prison, in the post-revolutionary period in Russia and nowadays
Annotation: The article outlines that in the pre-revolutionary period positive experience of labor activitywas accumulated for staff in the area of religious and moral support of convicted women with children in custody by distributing and reading books of moral and religious content, via interviews with ministers of church, teaching women and their children to read, write, craft, by establishing orphanages, both at prisons and outside of them. In the post-revolutionary period in Russia until the 60s of the 20th century, the main focus was kept on solving sanitary-hygienic and material-ware support issues during the detention of convicted women with children. The late 50s and early 60s of the XX century's a historical period when on the one handimprisonment conditions of punishment for convicted women with children were improved, and on the other hand - formation of a special labor activity of the personnel of penitentiary system and development of approaches to psychological and pedagogical support this category of convicts began. In modern conditions of penitentiary system research by V. S. Mukhina can be considered as the program document on the organization and carrying out as a special labor activity by the personnel of psychological support of the condemned women with children held in children's homes at correctional institutions. It contributed to the fact that since 2002, the Department of psychological services of the Central Directorate of Corrections ofthe Ministry of Justice of the Russian Federation began to develop a «Program of rehabilitation of mothers and children in prison».
Keywords: special labor activity of personnel, psychological support, female convicts with children in prison, post-revolutionary period, experiment, rehabilitation, children's home.
For citation: Kalashnikova T.V., Kalashnikova M.M. Formation of special labor activity of the personnel of the penal institution for psychological support of convicted women with children in prison, in the post-revolutionary period in Russia and nowadays // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 4 (84) - P. 191-199. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-191-199.
192
Актуальность
Одной из важных проблем развития уголовно-исполнительной системы (УИС) на современном этапе является содержание в условиях изоляции осуждённых женского пола, имеющих детей, в домах ребенка при исправительном учреждении. Одновременно необходимо решать вопросы по исправлению и ресоциа-лизации совершившей преступление женщины и заботиться об охране и защите материнства и детства в условиях изоляции, создавая необходимые условия содержания для данной категории осуждённых и особенно детей.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. обозначена основная цель деятельности УИС, заключающаяся в повышении эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общественного развития, сокращении уровня рецидивной преступности лиц, отбывших наказание, за счёт повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной адаптации данных лиц, обеспечения гуманизации условий содержания лиц, заключённых под стражу, соблюдения их прав и законных интересов1.
В стандартах Европейских тюремных (пенитенциарных) правил (2006 г.) указано, что заключённые должны иметь возможность рожать за пределами пенитенциарного учреждения, а в случае рождения детей в местах заключения администрация должна оказывать всю необходимую поддержку и создавать соответствующие условия (п. 34). Относительно детей младшего возраста (п. 36) обозначено, что они могут оставаться в местах лишения свободы с одним из родителей лишь в том случае, если это в максимальной степени отвечает их интересам. С ними не следует обращаться как с заключёнными. При этом следует предусмотреть в учреждении детскую комнату, укомплектованную квалифицированным персоналом, куда дети помещаются на то время, пока родитель занимается такой деятельностью, при которой ребёнок не может присутствовать. Для блага таких детей следует предусмотреть отдельное помещение. Подобные требования обозначены и в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключёнными (Правилах Манделы), принятых 21 мая 2015 г. (правило 29).
Согласно указанному в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. требованию о повышении научного и методического уровня психодиагностической и психокоррекционной
1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. : Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
работы, разработке и развитии психотерапевтического направления работы психолога, совершенствовании научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизации диагностического инструментария психолога и объёма психодиагностической работы, внедрении инновационных технологий, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы, разработка системы психологического сопровождения осуждённых женского пола, имеющих детей, в домах ребенка при исправительном учреждении является актуальной, востребованной пенитенциарными психологами.
Психологическое сопровождение как особая трудовая деятельность технологически является достаточно сложным, предполагающим реализацию диагностического, консультационного, коррекционного, профилактического, методического направлений, психологического просвещения, а также работу как с основным субъектом сопровождения (осуждённые женщины и их дети), так и с иными субъектами (семья осуждённой, близкие родственники, представители общественных организаций, персонал исправительного учреждения). Историографический анализ формирования данной деятельности позволит актуализировать положительный опыт, осмыслить ошибки прошлого с целью повышения эффективности психологического сопровождения осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях исправительного учреждения на современном историческом этапе функционирования уголовно-исполнительной системы.
Результаты исследования
После революционных событий в России деятельность всех дамских комитетов и отделений, которые старались не только поддерживать заключённых женщин с малолетними детьми в направлении материально-вещевого снабжения, соблюдения гигиенических норм, но и изыскивать иные возможные методы работы с данной категорией заключённых в условиях тюрьмы, ссылки, была приостановлена. Накопленный положительный опыт трудовой деятельности персонала по религиозно-нравственному сопровождению осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях заключения, который реализо-вывался на практике посредством распространения и чтения книг нравственно-религиозного содержания, бесед со священнослужителями, обучения женщин и их детей грамоте, письму, ремеслу, создания детских приютов, как на территории тюрем, так и за их пределами, был предан забвению [3]. Однако следует отметить, что деятельность дамских комитетов и отделений для своего исторического времени была прогрессивной, хотя и имела недостатки: не носила системного характера; в большей степени это была работа энтузиастов, средства на реализацию которой были благотворительными.
В постреволюционный период в России решение проблем отбывания наказания женщин с малолетними детьми начинается заново. Анализ законодательных документов в отношении осуждённых женщин, имеющих малолетних детей, в постреволюционный период в России и в СССР, проведенный в исследовании О. А. Омельченко, показывает, что до 60-х годов ХХ века решались в основном вопросы санитарно-гигиенического и материально-вещевого обеспечения пребывания в заключении осуждённых женщин с детьми [10]. В Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 года указано, что заключённые женщины могут находиться в них только с грудными детьми без регламентации их содержания. В ИТК РСФСР 1924 г. впервые обозначается особое положение беременной женщины при «посылке на работу», также содержится прямое указание, что при согласии женщин-матерей в исправительно-трудовое учреждение могут приниматься грудные дети. В Положении об исправительно-трудовых лагерях 1930 года есть указание на особенности организации исправительно-трудовых работ для данной категории осуждённых: работы только по месту жительства; использование льгот, обозначенных в Кодексе законов о труде РСФСР для беременных и кормящих женщин. Дети могли содержаться с осуждёнными матерями до четырёх лет, с этой целью в исправительно-трудовых лагерях и колониях должны обустраиваться ясли. Пребывание малолетних детей в исправительно-трудовых учреждениях рассматривалось в этот исторический период не с позиций сохранения психического и физического здоровья, как детей, так и матерей. Главным было поддержание дисциплины в учреждении и увеличение производительности труда осуждённых женщин на производстве, а дети рассматривались как сдерживающий эти требования фактор. В 1936 году было принято постановление «О порядке передачи детей на воспитание (патронаж) в семьи трудящихся», а в 1937 году был издан приказ «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины». Дети могли находиться с матерями в исправительно-трудовых колониях и лагерях до достижения ими 1-1,5 лет, затем они изымались и направлялись в детские дома и ясли. По данным Г. М. Ивановой, адрес детдома матери не сообщался, поэтому после освобождения она редко могла отыскать своего ребёнка. Об особенностях жизни детей в детских домах свидетельствуют ставшие доступными для ознакомления документы. Так в секретном Приказе НКВД СССР № 00309 «Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детских домах» от 1938 года указано на «грубейшие политические извращения в деле содержания и перевоспитания детей репрессированных
родителей»2. С одной стороны, обращено внимание на то, что детям не уделяется внимания со стороны персонала, «в результате чего в ряде детских домов имеет место враждебное отношение к детям репрессированных, переходящее в случаи прямого издевательства над ними», с другой - детям репрессированных родителей создаются лучшие условия жизни, что недопустимо. Устранение всех выявленных недостатков предполагало организацию оперативного агентурного обслуживания тех детских домов, в которые направлялись дети репрессированных родителей. Основанием такой деятельности считалась склонность данных детей к антисоветским и террористическим намерениям и действиям. И только затем дается указание на создание нормальных условий жизни для детей репрессированных родителей с пресечением издевательств над ними как со стороны других детей, так и персонала. В 1940 году в ГУЛАГе было 90 «домов младенца» с «общим количеством состоящих в них детей 4595»3.
Анализ документов и воспоминаний осуждённых женщин, которые отбывали наказание в этот период, будучи либо беременными, либо с малолетними детьми, проведенный Е. Шмара-евой, показывает все трудности, через которые пришлось им пройти4. Не решались вопросы санитарно-гигиенические, недостаточным было питание для беременных и кормящих осуждённых-женщин, порой бесчеловечным было отношение к грудным детям со стороны персонала учреждений. Автор указывает, что женщины освобождались от работ в лагере только непосредственно перед родами. После рождения ребенка осуждённой выдавалось несколько метров портяночной ткани, а на период кормления младенца женщина обеспечивалась трехразовым питанием в день. К грудным детям, которых помещали в ясли, матерей после работы водили под конвоем на их кормление. Нянечками работали женщины, осуждённые за бытовые преступления, имевшие собственных детей. В детских учреждениях была большая смертность. Выжившие дети развивались плохо и физически, и умственно5.
2 Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детских домах : Приказ НКВД СССР № 00309 [Электронный ресурс] // Сайт «ВикиЧте-ние. Раздел «Документалистика». - Режим доступа: https:// document.wikireading.ru/18037 (дата обращения: 03.09.2019).
3 Иванова Г.М. Попечение женщин в тюрьме [Электронный ресурс] // Информационный портал «Женщина и общество». - Режим доступа: www.owl.ru/librari/042t.htm (дата обращения: 03.09.2019).
4 Шмараева Е. Детство на каторге: ГУЛАГ для самых маленьких [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Макспарк». - Режим доступа: http://maxpark. com/community/3782/content/3050628 (дата обращения: 03.09.2019).
5 Овчинникова Л. Дети в сталинских лагерях [Элек-
тронный ресурс] // Сайт журнала «Истоия» издатель-
ского дома «Первое сентября». - Режим доступа: http://
his.1september.ru/2003/11/1.htm (дата обращения: 3.09.2019).
В 1947 году в системе ГУЛАГа «для содержания детей матерей, заключённых в лагерях и колониях, имелось 115 домов младенца на 20306 мест», что указано в акте приёма - сдачи ГУЛага МВД СССР в разделе «Физическое состояние контингентов, заболеваемость и смертность среди них»6.
В данный исторический период сложно вести речь об особой трудовой деятельности персонала по психологическому сопровождению осуждённых женщин с детьми по нескольким причинам. Во-первых, в отличие от дореволюционного периода, не ставилась и не решалась проблема подготовки специально обученного персонала для работы с данной категорией осуждённых. В исследовании Д. В. Волошина на основе анализа документов показано, что в имевшихся школах ГУЛага в основном готовили сотрудников по служебному собаководству, оружейных мастеров и для военизированной охраны лагерей. Персонал для работы непосредственно с осуждёнными практически не готовился [1]. Во-вторых, с осуждёнными всех категорий проводилась культурно-воспитательная работа, направленная главным образом на перевоспитание осуждённых посредством организации высокопроизводительного общественно-полезного труда и создания условий для наиболее эффективного и рационального использования труда осуждённых для выполнения и перевыполнения производственных планов (Приказ НКВД СССР № 0161 с объявлением «Положения об отделении культурно-воспитательной работы ГУЛага НКВД» и «Положения о культурно-воспитательной работе в Исправительно-трудовых Лагерях и Колониях НКВД» от 20 апреля 1940 г.)7. Для реализации этих целей в исправительно-трудовых учреждениях были созданы культурно-воспитательные отделы, которые, кроме организации трудовой деятельности осуждённых, занимались вопросами улучшения бытовых условий содержания осуждённых, повышения их общекультурного уровня. Деятельность данных отделов подробно изложена в лекции начальника ГУЛага В. Г. Наседкина, которую он прочитал в 1945 году для слушателей Высшей школы НКВД СССР8.
Таким образом, вся трудовая деятельность персонала учреждений с осуждёнными своди-
6 Архив А.Н. Яковлева [Электронный ресурс] // Сайт «Архив А.Н, Яковлева». - Режим доступа: alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009147 (дата обращения 3.09.2019).
7 Приказ НКВД СССР № 0161 с объявлением «Положения об отделении культурно-воспитательной работы ГУЛАГа НКВД» и «Положения о культурно-воспитательной работе в Исправительно-трудовых Лагерях и Колониях НКВД» [Электронный ресурс] // Сайт «ВикиЧтение». Раздел «Документалистика». - Режим доступа: Ы^:// document.wikireading.ru/17959 (дата обращения: 3.09.2019).
8 Лекция начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина, предназначенная для слушателей Высшей школы НКВД СССР [Электронный ресурс] // Сайт «ВикиЧтение». Раздел «Документалистика». - Режим доступа: https://document. wikireading.ru/17996 (дата обращения: 3.09.2019).
лась в большей степени к тому, чтобы создать бытовые условия и сформировать мотивацию на выполнение производственных планов. К основным её направлениям относились следующие: политико-массовая работа, производственно-массовая работа, стенная печать, школьная работа, клубно-массовая работа, библиотечная работа. Непосредственно реализовывали данные направления в работе с осуждёнными вольнонаёмные работники, осуждённые, имевшие хорошую общеобразовательную подготовку. Кроме того, в штат исправительно-трудовых колоний вводилась должность старшего инспектора с требованием наличия образования не ниже 7 классов средней школы, хорошей политической подготовки и опыта культурно-массовой работы9.
Изменения в отношении осуждённых, в том числе и осуждённых женщин с детьми, начинаются в 50-годах ХХ века. В 1954 году был увеличен срок пребывания детей с осуждёнными матерями до двух лет согласно Положению об исправительно-трудовых лагерях и колониях Министерства внутренних дел СССР. В разделе «Общие положения» в п. 9 указано, что детей до двух лет можно помещать в дома младенца при исправительно-трудовых лагерях и колониях, при этом содержание детей в условиях изоляции брало на себя государство. При возрасте детей более двух лет предусматривалось два варианта их дальнейшей жизни. Если у осуждённой женщины были близкие родственники, то дети передавались на воспитание им. Если родственников не было или они отказывались от ребёнка, то он направлялся в детские учреждения Министерства здравоохранения и просвещения10. В разделе «Жилищно-бытовое и медицинское обслуживание и материальное обеспечение» в п. 50 обозначено, что «беременным женщинам из числа осуждённых создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Кормящие матери из числа заключённых женщин размещаются в подразделении, находящемся в непосредственной близости от дома младенца»11. Улучшение условий отбывания наказания осуждённых женщин с детьми было обозначено в приказах МВД СССР от 1958 г. и 1961 г. в Положениях об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР.
Конец 50-х годов и начало 60-х годов ХХ века можно рассматривать как исторический период, с одной стороны, улучшения условий отбывания наказания для осуждённых женщин
9 Положение о культурно-воспитательной работе в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД [Электронный ресурс] // Сайт «ВикиЧтение». Раздел «Документалистика». - Режим доступа: https://document.wikireading. ш/17959 (дата обращения 3.09.2019).
10 Архив А.Н. Яковлева [Электронный ресурс] // Сайт «Архив А.Н, Яковлева». - Режим доступа: alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009147 (дата обращения 3.09.2019).
11 Там же.
с детьми, а с другой - как начало формирования особой трудовой деятельности персонала исправительных учреждений и разработки подходов к психолого-педагогическому сопровождению данной категории осуждённых. В 1960-х гг. во ВНИИ МВД СССР открывается отдел по изучению осуждённых. Одно из направлений исследований - криминологическая характеристика осуждённых женщин. И.А. Кирилловой было проведено одно из первых исследований содержания детей осуждённых женщин в домах ребёнка при колониях [5]. В основу исследования положены данные педиатров и детских психологов, что позволило сделать вывод о необходимости систематического общения осуждённых женщин с детьми, о содержании детей в домах ребёнка при колонии до трёх лет и создания для этого необходимых условий.
Разрабатываются научные основы для психолого-педагогической работы с осуждёнными. Создание новой отрасли науки - исправительно-трудовой педагогики (1967), определившей направления воспитательной работы с осуждёнными (идейно-политическое, атеистическое, трудовое, нравственное, правовое, эстетическое, физическое, а также воспитание дисциплинированности и коллективизма), обозначило проблему учёта особенностей личности осуждённых женщин при организации педагогического воздействия на них (1978). Под ред. К.К. Платонова в 1974 году издается учебник по исправительно-трудовой психологии. В практику работы с осуждёнными женщинами постепенно внедряются психолого-педагогические методы убеждения, беседы, наблюдения, анкетирования. Происходящие изменения требуют новой правовой регламентации вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осуждённых женщин, в том числе имеющих детей. Впервые в 1990-1991 гг. в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1990 г. в семи исправительно-трудовых учреждениях общего режима проводится эксперимент с целью апробирования нововведений. В исследовании В. А. Сушко проведён анализ результатов эксперимента и исследованы особенности отбывания наказания в исправительных учреждениях осуждёнными женщинами, имеющими детей, в доме ребёнка при колонии12. Вновь были сделаны выводы о необходимости создания условий вплоть до совместного проживания осуждённых женщин с детьми для более тесного их общения. Исследование показало, что «положительно относятся к совместному проживанию матери и ребенка большинство опрошенных сотрудников (71 %) и осуждённых (62 %). При предоставлении данного права необходимо руководствоваться опреде-
12 Сушко В. А. Совершенствование условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы осуждёнными женщинами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Сушко Валентина Александровна. - Москва, 1994. - 26 с.
лёнными критериями в оценке личности матери и исходить из целесообразности положительного решения вопроса в каждом конкретном случае»13. Опрос практических работников показал, что общение осуждённых женщин с детьми делает их более сдержанными, снижает уровень озлобленности и агрессивности. Выявлена группа осуждённых женщин, которые отрицательно относятся к возможности совместного проживания с ребёнком, не проявляют желания заботиться о нём. Учитывая то, что уход за детьми в условиях исправительно-трудового учреждения осуществляет персонал дома ребенка, сделан вывод, что такие женщины не должны пользоваться правом освобождения от работы.
Данный эксперимент дал основания для внесения изменений в законодательные документы. В 1992 г. в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР была введена ст. 57-1, которая обеспечила возможность осуждённым женщинам помещать ребёнка в дома ребёнка. Был также увеличен срок нахождения ребёнка с матерью в исправительном учреждении до трёх лет. Инновационным явилось то, что администрации исправительно-трудовых учреждений давалась возможность продления срока пребывания ребёнка с осужденной матерью при условии, что последняя добросовестно выполняет свои материнские обязанности и если к моменту исполнения ребенком трёх лет осужденной остается отбывать наказание менее года. Уголовный кодекс России был дополнен ст. 462 об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Формирование особой трудовой деятельности персонала исправительных учреждений с осуждёнными женщинами, имеющими детей - психологического сопровождения - стала возможной благодаря двум моментам: открытию психологического факультета в Академии ФСИН России (1990) с целью подготовки психологов для пенитенциарных учреждений страны и созданию под руководством М. Г. Дебольского психологической службы УИС14.
В 1997 году в содержании ст. 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что осуждённые женщины, имеющие детей, могут общаться с ними в свободное от работы время без ограничения, а также им может быть разрешено совместное проживание с детьми. Данная правовая норма создала условия для проведения психологического исследования осуждённых женщин - беременных и имеющих детей - под руководством доктора психологиче-
13 Там же.
14 Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы как составляющая единого профессионально-психологического сообщества России / М. Г. Дебольский // Реферат XII проекта Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2010 года. - Москва, 2010 [Электронный ресурс] // Электронное издание «Психологическая газета». - Режим доступа: http://psy.su/ psyche/projects/245/ (дата обращения: 03.09.2019).
ских наук, профессора В. С. Мухиной в рамках программы «Penal reform international» 2002 года на базе исправительного учреждения ЖХ-385/2 (Республика Мордовия, пос. Явас) и Можайской исправительной колонии Московской области [7]. Были обследованы 100 осуждённых следующими методами: анализ личных дел и индивидуальных карт осуждённых, включённая беседа и наблюдение, опрос экспертов, метод изучения морального сознания (А. А. Хвостов). Анализ полученных данных позволил впервые создать психологический портрет осуждённых женщин, имеющих детей, включающий в себя следующие основные характеристики: быстрая истощае-мость, раздражительность, резкое колебание настроения, обидчивость, отчаяние, беспомощность, равнодушие к себе, потеря смысла жизни, приступы гнева, сверхчувствительность [8]. Описаны фазы состояния осуждённой женщины - беременной или имеющей ребёнка - в условиях заключения: фаза шока и фаза адаптации. Представлены типы материнского отношения осуждённых женщин к ребёнку, которые рассматриваются как неадекватный тип отношения к ребёнку и материнству: ребёнок - объект манипулирования с целью решения своих повседневных задач, ценность ребёнка снижена; ребёнок - сверхценный субъект; ребёнок пассивной матери [8].
Ценность данного психологического исследования в том, что впервые даны научные психологические основания для организации психологического сопровождения осуждённых женщин, имеющих детей, которые В. С. Мухина обозначила в качестве рекомендаций по психологическому сопровождению и реабилитации женщины-матери в условиях лишения свободы: организация предметного мира - необходимость личного пространства, дома; организация природного пространства; организация социального пространства [9].
При организации психологического сопровождения осуждённых женщин, имеющих детей, необходимо учитывать реальность образно-знаковых систем в условиях изоляции, как языковых (примитивизация речи, специфический словарный состав, стигматизация), так и неязыковых (позы, жесты и татуировки). К числу рекомендаций по психологическому сопровождению и реабилитации В. С. Мухина отнесла также необходимость учёта персоналом исправительных учреждений, непосредственно работающих с данной категорией осуждённых, во-первых, условий жизнедеятельности женщины до поступления в СИЗО; во-вторых, возраста, состава преступления, индивидуально-типологических её особенностей; в-третьих, особенностей материнской позиции, включающей в себя отношение женщины к самой себе как личности и отношение к ребенку как будущей личности; в-четвертых, содержания внутреннего мира осуждённой как человека.
Исследование В. С. Мухиной можно рассматривать в качестве программного документа по организации и проведению психологического сопровождения осуждённых женщин, имеющих детей, в современных условиях УИС, которое способствовало тому, что с 2002 г. совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ начало разрабатывать «Программу реабилитации матери и ребёнка в условиях лишения свободы». В соответствии с распоряжением ФСИН России от 17 декабря 2015 г. № 167-р разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации совместного проживания осуждённых матерей с детьми в домах ребёнка исправительных учреждений. С этой целью необходимо создать условия в исправительных учреждениях для поэтапного перехода к совместному проживанию осуждённых матерей с детьми, что обеспечит сохранение следующих прав ребёнка: на общение с матерью и укрепление психологической связи с ней, на возможность полноценного психического и физического развития. Совместное проживание осуждённых женщин, имеющих малолетних детей, с ребёнком будет способствовать более эффективному процессу их ресоциа-лизации и реабилитации.
Указанием ФСИН России от 10 января 2018 г. разработан план основных мероприятий ФСИН России до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, который направлен на дальнейшее решение вопросов и проблем по совместному проживанию осуждённых матерей с детьми в условиях исправительного учреждения. По состоянию на 1 марта 2019 г. при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживают 482 ребёнка, в одиннадцати из них организовано совместное проживание осуждённых женщин со своими детьми15. Для эффективной реализации принятых документов следует обратиться и к зарубежному опыту организации совместного проживания осуждённой матери с детьми, в частности, немецкому, касающемуся организации в колонии дома матери и ребёнка [6].
В настоящее время у психологов исправительных учреждений сформирована особая трудовая деятельность - психологическое сопровождение осуждённых, которая активно реализуется на практике в отношении осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях лишения свободы. С 2016 года в КП-10 пос. Пе-релешино реализуется программа «Ценность материнства», разработанная психологической лабораторией под руководством С. Павлова. Цель программы - коррекция смысло-жизненных ориентаций осуждённых-женщин,
15 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. - Режим доступа: http://www.fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 03.09.2019).
страдающих от химической зависимости, с последующим формированием значимости материнства. В 2018 году в психокоррекционной работе по программе «Ценность материнства» приняли участие 15 осуждённых-женщин, имеющих детей, но уклоняющихся от уплаты средств на их содержание.
В женской исправительной колонии № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю реализуется проект «Ресоциализация осуждённых женщин, имеющих малолетних детей», в рамках которого молодые осуждённые женщины получают знания по основам маркетинга, налогообложения, коммерческого права, психологии предпринимательской деятельности, осваивают персональный компьютер16. Цель проекта - успешная ресоциализация и реабилитация женщин после освобождения из исправительного учреждения. Полученные знания позволят организовать собственное дело, получить интересную работу, а следовательно, отказаться от преступного образа жизни и направить энергию на воспитание своих детей. В данном учреждении ведётся работа и с детьми, находящимися в доме ребёнка, по их интеллектуальному развитию.
Целенаправленная работа по психологическому сопровождению осуждённых женщин, имеющих детей, в исправительном учреждении проводится ГУФСИН России по Ростовской области. Разработанная программа «Радуга материнства», имеет целью развитие у осуждённых женщин материнских компетенций, повышение их психологической грамотности, обучение приёмам эмоционального взаимодействия с ребёнком17. Обращается внимание и на персонал, непосредственно работающий с данной категорией осуждённых, в функции которого входит: сохранение здоровья детей, поддержание психологической связи между ребёнком и матерью, формирование у осуждённой женщины осознанного и ответственного отношения к материнству. Предложенные в программе занятия по развитию у осуждённых женщин материнства, целенаправленно воздействуют на три компонента в структуре материнства: когнитивный - осознание своей материнской функции, представление о своих личностных качествах, позволяющих эффективно осуществлять свою материнскую роль;
16 В женской исправительной колонии № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю реализуется проект: «Ресоциализация осуждённых женщин, имеющих малолетних детей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт УФСИН по Краснодарскому краю. - 2019. - Режим доступа : http://23. fsin.su/structure/ftu_ik_3_krasnodarskiy_kray_p_dvubratskiy. php (дата обращения 3.09.2019).
17 «Радуга материнства» - программа комплексного психологического сопровождения осуждённых женщин,
имеющих детей в домах ребёнка при исправительном учреждении. - Ростов-на-Дону: МОПР ГУФСИН России по Ростовской области, 2018 - 40 с.
эмоциональный - формирование положительного отношения к своей материнской роли и к своим детям, развитие материнских чувств, развитие эмоциональных отношений между матерью и ребёнком раннего возраста; поведенческий - стимулирование увеличения количества контактов со своими детьми, обучение приёмам и способам взаимодействия с ними. Практическая реализация программы «Радуга материнства», по данным её авторов, способствует формированию у осуждённых женщин, имеющих детей до трёх лет, в домах ребёнка при исправительных учреждениях, осознанного и ответственного материнства. Подтверждение это находит в подготовленном отчёте о научно-практической работе по теме «Особенности психологического сопровождения осуждённых женщин, имеющих детей, в домах ребёнка при исправительном учреждении»18.
Психологическое сопровождение осуждённых женщин, имеющих детей, в домах ребёнка при пенитенциарном учреждении как особую трудовую деятельностью современных пенитенциарных психологов можно отнести к прогрессивным идеям отечественной пенитенциарной психологии, педагогики и социальной работы. Она сформировалась в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи в модели психологической службы УИС, разработанной М. Г. Дебольским [2]. Практическая реализация данной деятельности на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы основана на идеях гуманистического, личностно-ориентированного подходов и концепции соучаствующего исправления личности осуждённых [4].
Заключение
В статье представлен историографический анализ формирования особой трудовой деятельности персонала УИС, основывающейся на психологическом подходе к решению проблемы исправления, ресоциализации и реабилитации осуждённых женщин, имеющих детей, в условиях исправительного учреждения. Психологическое сопровождение, являясь технологически сложной деятельностью, способствует повышению уровня системности, логичности, продуманности, осмысленности в работе пенитенциарного психолога по практической реализации его направлений, по вовлечению в процесс сопровождения всех, кто взаимодействует с осуждёнными женщинами, имеющими детей, в условиях исправительного учреждения.
18 Слюсарева И.В. Летуновский И. Д. Отчёт о научно-практической работе по теме «Особенности психологического сопровождения осужденных женщин, имеющих детей в домах ребёнка при исправительном учреждении». - Ростов-на-Дону: Межрегиональный отдел психологической работы ГУФСИН России по Ростовской области, 2018.
Список литературы
1. Волошин Д. В. Профессиональная подготовка в школах ГУЛАГ НКВД СССР в Великую Отечественную войну // Известия Саратовского университета. - 2014. - Т. 14. - № 2. - С. 94-99.
2. Дебольский М. Г. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы на различных этапах ее развития // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 70-74.
3. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Исторический опыт педагогического сопровождения несовершеннолетних осуждённых в России // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 3 (28). - С. 158-165.
4. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Теоретические подходы к организации психологического сопровождения несовершеннолетних осуждённых / Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сборник материалов Междунар. науч.-практ. конференции (г. Рязань, 24-25 ноября 2016 г.) : в 2 т. - Рязань : Академия ФСИН России, 2016. - С. 810-814.
5. Кириллова И. А. О целесообразном сроке содержания детей осуждённых женщин в домах ребёнка при исправительно-трудовых колониях // Труды ВНИИ МВД СССР. - 1969. - № 14. -С. 112-119.
6. Латышева Л. А. Особенности содержания и ресоциализации женщин, имеющих малолетних детей, в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран // Пенитенциарная наука. - 2018.
- № 1.- С. 69-75.
7. Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. - 2003. - № 1. - С. 141-154.
8. Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. - 2003. - № 2. - С. 120-130.
9. Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Преступление и наказание. - 2004. - № 1. - С. 25-27.
10. Омельченко О. А. Историко-правовой анализ регулирования проблемы отбывания наказания в виде лишения свободы беременными женщинами и женщинами с малолетними детьми // Российский журнал правовых исследований. - 2014. - № 4 (1). - С. 198-205.
References
1. Voloshin D. V Professional'naya podgotovka v shkolakh GULAG NKVD SSSR v Velikuyu Otechestvennuyu voynu // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - 2014. - T. 14. - № 2. - S. 94-99.
2. Debol'skiy M. G. Normativno-pravovoye obespecheniye deyatel'nosti psikhologicheskoy sluzhby ugolovno-ispolnitel'noy sistemy na razlichnykh etapakh yeye razvitiya // Ugolovno-ispolnitel'noye pravo.
- 2018. - T. 13. - № 1. - S. 70-74.
3. Kalashnikova T. V., Kalashnikova M. M. Istoricheskiy opyt pedagogicheskogo soprovozhdeniya nesovershennoletnikh osuzhdonnykh v Rossii // Vestnik Kuzbasskogo instituta. - 2016. - № 3 (28). - S. 158-165.
4. Kalashnikova T. V., Kalashnikova M. M. Teoreticheskiye podkhody k organizatsii psikhologicheskogo soprovozhdeniya nesovershennoletnikh osuzhdonnykh / Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya ugolovnykh nakazaniy : sbornik materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii (g. Ryazan', 24-25 noyabrya 2016 g.) : v 2 t. - Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2016. - S. 810-814.
5. Kirillova I. A. O tselesoobraznom sroke soderzhaniya detey osuzhdonnykh zhenshchin v domakh rebonka pri ispravitel'no-trudovykh koloniyakh // Trudy VNII MVD SSSR. - 1969. - № 14. - S. 112-119.
6. Latysheva L. A. Osobennosti soderzhaniya i resotsializatsii zhenshchin, imeyushchikh maloletnikh detey, v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh zarubezhnykh stran // Penitentsiarnaya nauka. - 2018. - № 1.-S. 69-75.
7. Mukhina V. S. Problema materinstva i mental'nosti zhenshchin v mestakh lisheniya svobody // Razvitiye lichnosti. - 2003. - № 1. - S. 141-154.
8. Mukhina V. S. Problema materinstva i mental'nosti zhenshchin v mestakh lisheniya svobody // Razvitiye lichnosti. - 2003. - № 2. - S. 120-130.
9. Mukhina V. S. Problema materinstva i mental'nosti zhenshchin v mestakh lisheniya svobody // Prestupleniye i nakazaniye. - 2004. - № 1. - S. 25-27.
10. Omel'chenko O. A. Istoriko-pravovoy analiz regulirovaniya problemy otbyvaniya nakazaniya v vide lisheniya svobody beremennymi zhenshchinami i zhenshchinami s maloletnimi det'mi // Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy. - 2014. - № 4 (1). - S. 198-205.
© Калашникова Т.В., Калашникова М.М., 2019
Статья поступила в редакцию 30.09.2019 г.