Научная статья на тему 'Воспитательная система И. И. Бецкого как первый опыт психолого-педагогического сопровождения малолетних и несовершеннолетних в закрытых учреждениях'

Воспитательная система И. И. Бецкого как первый опыт психолого-педагогического сопровождения малолетних и несовершеннолетних в закрытых учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И.И. БЕЦКОГО / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL REFORM I.I. BETSKY / EDUCATIONAL INSTITUTION / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Татьяна Витальевна, Калашникова Мария Михайловна

В статье обосновывается, что учреждение воспитательных домов в XVIII в. в России и систему работы с воспитанниками в них можно рассматривать как первый практический опыт по сопровождению малолетних и несовершеннолетних в воспитательных закрытых учреждениях с элементами психолого-педагогических направлений. Благодаря этому опыту впоследствии стало возможным создание исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в России. Историческое познание опыта работы с воспитанниками в закрытых воспитательных учреждениях необходимо для дальнейшего развития и совершенствования современных психолого-педагогических инноваций в работе с несовершеннолетними осуждёнными в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational System I.I. Betsky as the first experience of psycho-pedagogical support of minors and juveniles in closed institutions

The article indicated that the establishment of educational buildings in the XVIII century in Russia and the system works with pupils in them can be seen as a first practical experience in the maintenance of minors and minors in educational closed institutions with elements of psychological and pedagogical directions. This experience was made possible after the creation of institutions for juvenile offenders in Russia. Historical knowledge of experience with students in private educational institutions is necessary for the further development and improvement of modern psychological and pedagogical innovations in the work with juvenile prisoners in Russia today.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система И. И. Бецкого как первый опыт психолого-педагогического сопровождения малолетних и несовершеннолетних в закрытых учреждениях»

H

Психология t^ УДК 343.815

о Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова

^ КАЛАШНИКОВА Татьяна Витальевна

Доцент кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС со (Академия ФСИН России), кандидат психологических наук, доцент

^ Адрес: Россия, 390000, Рязань, Сенная ул., д. 1

S E-mail: tana-ka58@yandex.ru

§ KALASHIKOVA Tatyana Vitalyevna

о Associate Professor associate Professor of psychology of professional activity in UIS

(Academy of the Federal penitentiary service of Russia), Candidate of Psychological Sciences ^ Address: Russia, Ryazan, Haymarket str., 1

^ E-mail: tana-ka58@yandex.ru

[в КАЛАШНИКОВА Мария Михайловна

Старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС си (Академия ФСИН России), кандидат психологических наук Адрес: Россия, 390000, Рязань, Сенная ул., д. 1 m E-mail: Maria-Ka@yandex.ru

^ KALASHIKOVA Maria Mikhaylovna

о Senior lecturer in General psychology (Academy of the Federal penitentiary service of Russia),

о Candidate of Psychological Sciences

о Address: Russia, Ryazan, Haymarket str., 1

л E-mail: Maria-Ka@yandex.ru

о. Воспитательная система И.И. Бецкого как первый опыт психолого-педагогического сопровождения

S малолетних и несовершеннолетних в закрытых учреждениях

П

н Educational System I.I. Betsky as the first experience of psycho-pedagogical support

и of minors and juveniles in closed institutions

^ В статье обосновывается, что учреждение воспитательных домов в XVIII в. в России и систему работы с воспитанни-

g ками в них можно рассматривать как первый практический опыт по сопровождению малолетних и несовершеннолетних M в воспитательных закрытых учреждениях с элементами психолого-педагогических направлений. Благодаря этому опыту впоследствии стало возможным создание исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в России. И Историческое познание опыта работы с воспитанниками в закрытых воспитательных учреждениях необходимо для дальнейшего развития и совершенствования современных психолого-педагогических инноваций в работе с несовершеннолетними осуждёнными в современной России.

Ключевые слова: воспитательная реформа И.И. Бецкого, воспитательное учреждение, психолого-педагогическое сопровождение.

The article indicated that the establishment of educational buildings in the XVIII century in Russia and the system works with pupils in them can be seen as a first practical experience in the maintenance of minors and minors in educational closed institutions with elements of psychological and pedagogical directions. This experience was made possible after the creation of institutions for juvenile offenders in Russia. Historical knowledge of experience with students in private educational institutions is necessary for the further development and improvement of modern psychological and pedagogical innovations in the work with juvenile prisoners in Russia today.

Keywords: educational reform I.I. Betsky, educational institution, psychological and educational support. Психолого-педагогическое сопровождение является учреждениях с элементами психолого-педагогических наиболее эффективным и целесообразным способом «изме- направлений. Несмотря на то, что этот опыт считается нения психики» несовершеннолетних осужденных. Изоля- утопическим, подвергался критике, всё-таки его следует ция осуждённого от общества создаёт для пенитенциарного рассматривать как шаг вперёд в деле воспитания и исправ-психолога уникальную возможность эффективно выстроить ления детей. Благодаря этому опыту впоследствии стало систему его сопровождения, т.к. позволяет изменить окру- возможным создание исправительных учреждений для несо-жающую среду подростка, вырвать его из неблагоприятных вершеннолетних преступников в России. Следует отметить условий его жизни, изолировать от отрицательного влияния исследования В.А. Тарусина (2008), Т.Д. Зелёнкиной (2011), в со стороны криминально заражённых взрослых (нередко ро- которых малолетние и несовершеннолетние воспитанники дителей, близких родственников), друзей. Именно изоляция воспитательных домов рассматриваются как относящиеся позволяет действенно реализовать одну из характеристик к группе риска [3; 4].

психологического сопровождения - погружённость в ре- При разработке необходимых документов по созданию

альную повседневную жизнь человека и создание особых воспитательных домов в России И.И. Бецкий учитывал опыт отношений между участниками этого процесса. Уместно в Европы, которую посетил в 1756 г. и где изучал постанов-этой связи привести высказывание известного психолога ку дела в нескольких государствах - Голландии, Италии, Р. Мэя о том, что при работе с детьми консультант должен Франции и Германии. Кроме того, он опирался на философ-добиваться изменения их ближайшего окружения в целях ские и педагогические идеи Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, повышения эффективности помощи. Так вот, изоляция в К.А. Гельвеция, Дж. Локка и др. По плану И. И. Бецкова, некоторой степени способствует этому, а отношение не- воспитательные дома - закрытые учреждения, в которых совершеннолетнего осуждённого к семье как к одному из дети обоего пола могли находиться до 20 лет и не только субъектов психологического сопровождения приблизит получить хорошее образование, но и овладеть ремёслами. психолога к достижению цели сопровождения [1; 2]. Предпосылки разработки целостной концепции пси-

Идея создания в России закрытых воспитательных холого-педагогического сопровождения несовершеннолет-учреждений (как и её практическая реализация) принад- них осуждённых в условиях изоляции просматриваются в лежит Ивану Ивановичу Бецкому. Основные положения плане И.И. Бецкого.

воспитательной реформы изложены им в ряде документов: 1. Деление воспитанников на группы для достижения

«Генеральный план воспитательного дома» (1763), «Гене- цели - создание новых людей в Российской Империи. ральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» Воспитанники классифицировались по двум осно-

(1764). В 1763 г. по указу Екатерины II был издан Манифест ваниям - возрасту и способностям, которые определяли об «Учреждении Московского Воспитательного дома». содержание их воспитания и образования.

Учреждение воспитательных домов и системы работы 1) Возрастная периодизация предлагалась следующая:

с воспитанниками в них можно рассматривать как первый - грудные дети до двух лет находятся под присмотром

практический опыт в России по сопровождению малолет- кормилиц и нянек, а «после переводить их в большие покои них и несовершеннолетних в воспитательных закрытых и воспитывать обще с прочими»;

Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Воспитательная система И.И. Бецкого как первый опыт..

- с трёх до семи лет девочки и мальчики воспитываются вместе под присмотром надзирательниц и постепенно приучаются к лёгкой работе;

- в возрасте 7-11 лет девочки под присмотром надзирательниц, а мальчики - надзирателей начинают по часу в день учиться писать и изучать веру. Также дети занимаются рукоделием: мальчики привыкают к садовым работам, учатся вязать чулки, колпаки и сети, а девочки учатся прясть, вязать, плести кружева и т.д.;

- от 11 до 14 лет «мальчики и девочки по часу на день обучаются писать и цифры, также катехизису», продолжается трудовое воспитание детей, чтобы «воспитываемое юношество привыкало к трудолюбию и чистоте». Мальчики чистят, чешут и приготавливают лён, шерсть, пеньку. Затем девочки делают пряжу и ткут ленты, полотна. Мальчики осваивают огородные и дворовые работы, девочки «по очереди стряпают, хлебы пекут, моют, гладят, крахмалят, шьют и в прочих домашних работах упражняются» [5];

- к 14-15 годам дети должны получить общее образование (грамота, математика, история, иностранные языки), а затем начинается их специальная подготовка, в частности, для мальчиков обучение «мастерствам, какие они по склонности выберут», которое длится от четырёх до пяти лет [5].

С этой целью были созданы различные мастерские, в которых обучали башмачному, красильному, перчаточному, текстильному делу.

2) Психолого-педагогическая периодизация предполагала дифференциацию воспитанников по способностям - «по их дарованиям» на три группы - «три разбора»:

- первая группа - воспитанники, которые «могут отличаться в науках и художествах». И. И. Бецкий указывает, что «дарования такового не должно пренебрегать», и детей, способных к наукам, направлять на дальнейшее обучение в Московский университет, а способных к искусству - в Академию художеств; девочек - в мещанское отделение Смольного института благородных девиц;

- вторая группа - большая по количеству, это воспитанники, склонные быть ремесленниками и рукодельниками;

- третья группа - воспитанники, не обладающие природными дарованиями, «коих понятия тупы, из простых работников», т.е. способные лишь к самой простой работе.

Исследователи рассматривают данную классификацию как первый опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России [3].

И. И. Бецкий для психологической характеристики воспитанников использует понятие и типы темперамента («о темпераменте, или свойстве человеческом»), обращая внимание на то, что «подлинное познание оного необходимо нужно» [6].

Для диагностики принадлежности типа темперамента воспитаннику он дает описание особенностей каждого типа и рекомендации персоналу воспитательного дома об их использовании в воспитании.

Сангвиник - «человек лет пятнадцати сложения многокровного» - это лучший темперамент. Воспитанник весел, доволен малым, шутлив, любит смех, не обидчив, бывает не постоянен, непопечителен.

Флегматик - «тих, нежен, мягкосерд, немужествен, вида приятного, сговорчив и властвовать над собою охотно дозволяет; не имеет беглого разума и нескор на предприятие, ленив, спокоен, терпелив, в дружбе слаб, в неприязни безопасен, туп и не способен к вымыслам, во всем подражает другим, и в делах и в рассуждениях медлителен, но довольно справедлив; способен к советам, к точному познанию наук и к наблюдениям» [6].

Может быть исследователем природы (физиком), любит «жалкую и унылую музыку, стихотворство пастушье». Воспитанники с таким темпераментом «мало пекутся о делах житейских и не могут сносить работ тяжёлых», поэтому их необходимо «поощрять к телодвижениям» и «удалять их от покоя, который им всего приятнее».

Холерик - «вспыльчивый имеет взор быстрый, блестящий: чувствителен и скор ко гневу, рассуждает немедлительно, твёрдо и основательно, мысли у него изобильные, любит горячо и в ненависти непримирим», активен, в работе терпелив, «в делах скор и проворен, любит хитрости и удивительно производит оные», не откладывает дела, указания понимает с первого раза, «любовник страстный и замысловатый, друг искренний... неприятель непримиримый и весьма опасный», любит учиться. Для такого воспитанника «праздность для него нужнее».

Меланхолик - такой тип темперамента «не прежде тридцати лет сказывается» и его формирование случайное, а не природное. Психологическая характеристика следующая

«мысли изобильные, память твердая, рассуждение скорое щ и острое; много разума, но часто употребляем бывает на с осуждение людских недостатков; способен к наукам самым ^ высшим; любовник чувствительный, готов умертвить себя за и неверную женщину; скука, уныние, праздность и уединение С суть лучшие его забавы; во всем отличен как в дружбе, так и в р ненависти; желания превосходят его силы. Если устремится к к добродетели, наблюдает оную в высочайшей степени, если -же к пороку, то в злодействе нет ему подобного» [6]. Я

В качестве рекомендаций по воспитанию детей, у ко- е торых будут замечены меланхолические черты, И.И. Бецкий тз предлагает «приучать к упражнениям приятным, но непро- у должительным и чтоб всегда был в свободном и лёгком воз- г духе. Стараться всячески без принуждения и не говоря о бо- к лезни развеселять и разбивать задумчивые его мысли, удалять г его от печальных, вывозить на увеселительные позорища, а у не на трагедию; всего же лучше быть ему в путешествиях» [6]. к Сам процесс воспитания должен быть гуманным, по- в этому телесные наказания строго воспрещались, с воспитан- р никами предписывалось обращаться ласково и кротко, их и предлагалось исправлять увещаниями. Следует отметить, что е даже Д. Локк предусматривал телесные наказания для детей а упрямых, строптивых и лживых, разработал советы по их при- м менению, считая, однако, что это самый худший вид наказа- щ ния. И.И. Бецкий полностью отрицает телесные наказания как & средство воспитания, считая, что они не исправляют, а делают р воспитанников подлыми, коварными, лживыми, ожесточают с детскую душу. Н.К. Маккавейский (1904) отметил, что «столь И гуманное и идеальное решение вопроса со стороны Бецкого заслуживает особенного внимания». [7] В качестве наказания & И.И. Бецкий предложил выговор, осуждение. (

2. Направления в воспитании и исправлении. 5

Достаточно подробно характеристика основных на- & правлений в воспитании и исправлении воспитанников 0 представлена Н.К. Маккавейским (1904) [7]. Он указыва- 7 ет, что воспитание И.И. Бецкий рассматривал с четырёх сторон - со стороны физической, физическо-моральной, чисто моральной и учения, при этом отдавая преимущество нравственному воспитанию перед умственным.

Физическое воспитание стоит на первом месте и является очень важным. И.И. Бецкий в труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766) разработал 120 советов по физическому воспитанию детей, начиная от грудного возраста, которые касались физических особенностей каждого возраста, какую носить одежду, какую принимать пищу. Положительные моменты идеи И.И. Бецкого о физическом воспитании представлены в работе В. Ермилова (1906) [8].

Физическо-моральное воспитание И.И. Бецкий обосновывал тем, что без морального элемента физическое воспитание не заслуживает называться воспитанием. Связь между физическим и моральным - приучение ребенка к труду. Здоровье - результат физического воспитания - ещё не представляет большой ценности при лености и бездействии, оно не спасает человека ни от каких пороков. Нужно не допустить праздность, а потому с детства приучать к труду, так чтобы он приносил удовольствие. Свободное время от труда, от занятий также должно быть заполнено, например, играми [7]. Таким образом, И. И. Бецкий, говоря о трудовом воспитании, ставит его содержание в зависимость от возраста воспитанников. С 5 лет надо выполнять «лёгкую работу», в 7-11 лет - вязать сети, а девочкам - уметь плести ленты, в 11-14 лет - ткать, стряпать, шить, стирать. С этой целью при воспитательном доме создавались мастерские, где с 15-16 лет воспитанники овладевали ремёслами.

Чистая мораль или нравоучение - центральное направление воспитания и исправления воспитанников. И.И. Бецкий ставит вопрос о моральной среде, которая должна быть представлена не механическим заучиванием правил, а живыми образцами - примерами высоконравственного поведения, и в первую очередь со стороны персонала воспитательного дома. В исследовании С.С. Бодрова (2009) речь идёт о воспитательной среде [9]. Это идеальная среда любви, ласки, свободы и радости [7]. Воспитанникам необходимо дать краткую нравоучительную книгу о правилах, которыми человек должен руководствоваться в жизни. По мнению И. И. Бецкого, небесполезно было бы над всеми дверьми Воспитательного дома написать: 1. «Не делай другим того, чего себе не желаешь». 2. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали». 3. «Не делай зла и не

Психология

о

СЧ

и и с с о

ем «

ер

св н

н

и с

и

£

о

«

с г

н а

X

се

0 «

и

1 --

ер

досаждай никому». 4. «Не вреди никакому животному и не озлобляй его». 5. «Не лги». 6. «Никогда не будь празден» [10].

Учение - умственное направление в системе И. И. Бец-кова, согласно учению Д. Локка, занимает последнее место. Оно необходимо потому, что даёт средства для добывания куска хлеба. Успешным обучение будет, если вначале оно будет носить характер игры, будет идти на родном языке, в обучении будут свобода, лёгкость, естественность, любовь, а не принуждение и насилие [7]. Из анализа содержания образования, проведённого С.С. Бодровым, следует, что воспитанники в первую очередь изучали русский язык, они должны были не только хорошо знать родной язык, но и грамотно писать. Изучение славянского языка было необходимо для понимания православного уклада жизни, а иностранных языков - для усвоения иностранных книг, «приличных будущему званию питомцев». [8]

3. Подготовка персонала воспитательных домов.

Для реализации направлений воспитания и исправления воспитанников необходим подбор для работы в воспитательных домах подходящих кадров учителей, руководителей, воспитателей, что, по справедливому мнению И.И. Бецкого, является делом очень важным, но достаточно сложным в плане реализации, т.к. «им надобно быть всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы долженствуют быть наперед ведомы и непорочны, особливо же надлежит им быть терпеливым, рас-смотрительным, твёрдым и правосудным и, одним словом, таковым, чтобы воспитывающееся юношество любило их и почитало, и во всём добрый от них пример получало». [11]

И.И. Бецкий выдвинул следующие требования к подбору персонала [12]: а) прежде чем принять на работу, необходимо тщательно изучить кандидата, т.к. «по одним догадкам об людях ничего не заключать», поэтому необходимо «познавать состояние и способ жизни», чтобы «достойных не отвергнуть и не возвысить недостойных»; б) кандидаты на работу должны быть «из российских», т.к. детям сложно признавать иностранцев родителями; в) все кандидаты (учителя, надзиратели, приставники) должны быть женатыми; г ) для каждой должности в воспитательном доме должны быть разработаны служебные инструкции, с которыми все должны быть ознакомлены и которые должны быть подписаны. Тем, кто читать не умеет - зачитывать инструкции

вслух «назнача некоторые дни в неделе». Всем сотрудникам «следовать по оным не только преподавая науки, но наипаче во всех разговорах, в учтивом и вежливом обращении с учениками и во всех поступках, до нравоучения касающихся». Инструкции должны все время совершенствоваться.

4. Подготовка воспитанников к жизни после воспитательного дома.

По указу Екатерины II всех воспитанников обоего пола, их детей и потомков по выходу из воспитательного дома считали вольными, даже если они попали в дом от крепостных родителей. Было утверждено, что воспитанники, дети их и потомки навсегда остаются вольными, имеют право покупать себе дома, лавки, устраивать фабрики и заводы, вступать в купечество, заниматься промыслами и распоряжаться своим имуществом.

Выпускники имели общее и ремесленное образование, им давали комплект одежды, деньги и паспорт, который обменивался ежегодно или через несколько лет с платой по рублю в год. Если ушедшие воспитанники показывали себя искусными мастерами или обучались новому ремеслу, то Воспитательный дом давал им еще по 25 рублей. Питомцы могли жениться на воспитанницах и остаться жить в Воспитательном доме, получив особое помещение и работая в мастерских за плату. Кроме того, питомцы могли оставаться в Воспитательном доме мастерами, надзирателями или надзирательницами [13].

Разработанные И.И. Бецким и практически реализованные направления воспитания и обучения малолетних и несовершеннолетних нашли отражение впоследствии в работе исправительных учреждений для малолетних преступников, в частности, организованного братьями Николаем и Константином Рукавишниковыми приюта для малолетних преступников [14]. Исторический опыт актуализирует прошлое для настоящего, поэтому анализ воспитательной концепции И.И. Бецкого, реализованной в закрытых воспитательных учреждениях, позволяет провести историческую параллель с современной воспитательной системой в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осуждённых обоего пола и рассматривать данную концепцию как исторически первоначальную, имеющую определённое значение для разработки целостного процесса психолого-педагогического сопровождения данной категории осуждённых в современной России.

Список литературы

1. Калашникова, Т. В. О субъектах психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] / Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова // Психология и коммуникация в правовой системе : сб. статей. - Могилев : Могилевский институт МВД, 2016. - 1 электрон. опт. диск (СБ-Я).- С. 72-78.

2. Калашникова, Т. В. Семья как субъект психологического сопровождения несовершеннолетних осуждённых / Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова // Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС : интеграция теории и практики : сб. материалов Международной науч.-практ. конф. - Рязань, 2015. - Т. 5. - С. 111-115.

3. Тарусин, В. А. Профессиональная ориентация и воспитание несовершеннолетних группы риска в социальных приютах для детей и подростков : автореф. дис. ...канд. пед. наук / В. А. Тарусин. - Санкт-Петербург, 2008.

4. Зелёнкина, т.д. Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление : конец XIX века) / т.д. Зелёнкина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Международной науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2011. - Т. I. - С. 14-16.

5. Генеральный план императорского Воспитательного дома // Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. [Электронный ресурс]. - СПб., 1766. - Режим доступа : http://pedagogic.ru/ Ьоок8/й:еш/100/800/20000026/8Ш15.8Ы:ш1

6. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества / Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. [Электронный ресурс] - СПб., 1766. - Режим доступа : http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st015.shtm1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Маккавейский, Н. К. Педагогические идеи Екатерины Великой и Бецкого. Из истории воспитания в России [Электронный ресурс] / Н. К. Маккавейский. - Киев, 1904. - С. 34. - Режим доступа : http://e1ib.gnpbu.ru/text/makkaveyskiy_ pedagogicheskie-mechty-kateriny_1904/go,50;fs,1/

8. Ермилов, В. Поборники свободы в воспитании Бецкой и Новиков. [Электронный ресурс] / В. Ермилов. - Изд. 2-е.- М. : Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1906. - С. 5-24. - Режим доступа : http://e1ib.gnpbu.ru/text/ermi1ov_poborniki-svobody_1906/

9. Бодров, С. С. Организация воспитательной среды в закрытых учебных заведениях России второй половины XVIII в.: автореф. дис. .канд. пед. наук. [Электронный ресурс] / С. С. Бодров. - Липецк, 2009. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/ dissertaciya-organizatsiya-vospitate1noy-sredy-v-zakrytyh-ucheЬnyh-zavedeniyah-rossii-vtoroy-po1oviny-xviii-v#ixzz4SWHЬшo1L.

10. Латышина, Д. И. И. И. Бецкой - теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений [Электронный ресурс] / Д. И. Латышина / История образования и педагогической мысли. - М. : Гардарики, 2005. - Режим доступа : http://studentaш. net/content/category/4/114/125.

11. Бецкий, И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества [Электронный ресурс] / И. И. Бецкий // Отечественные записки. - 2004. - № 3 (18). - Режим доступа : http://www.strana-oz.ru/2004/3/genera1noe-uchrezhdenie-o-vospitanii-oboego-po1a-yunoshestva

12. Показание чему учиться питомцам обоего пола. Извлечение из составленного И. И. Бецким «Генерального плана» Императорского Воспитательного дома в Москве. [Электронный ресурс] - 1767. - Режим доступа : http://historydoc.edu.ru/cata1og.asp?cat_ob_no=15627&ob_no=14913

13. Хохидра, О. Н. Российские воспитательные дома в XVIII столетии [Электронный ресурс] / О. Н. Хохидра // Бизнес в законе. - 2008. - № 3. - Режим доступа : http://cyber1eninka.ru/artic1e/n/rossiyskie-vospitate1nye-doшa-v-xviii-sto1etii#ixzz4SWMeG1ST.

14. Калашникова, Т. В. Исторический опыт педагогического сопровождения несовершеннолетних осуждённых в России / Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 3 (28). - С. 158-165.

© Калашникова Т. В., Калашникова М. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.