10.3. РОССИЙСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА В XVIII СТОЛЕТИИ
Хохидра О.Н., ст. преподаватель Нижегородский Филиал Международного Юридического Института при Министерстве Юстиции РФ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Заботы правительства о призрении немощных на Руси можно проследить с древнейших времен. Первоначально помощь правительства отличалась от частной помощи большими размерами. Постепенно в разных местах появляется более или менее организованная помощь в виде странноприимных домов, больниц, богаделен, сиротский дом для мальчиков в Новгороде (при Ярославе Мудром), благотворительные учреждения для нищей и убогой братии при князьях Владимире Мономахе, Мстиславе Владимировиче, Андрее Бо-голюбском, Александре Невском и др. При Московских царях заведывание подобными учреждениями входило в обязанности приказа Большого Дворца. Но в их организации не прослеживалось ни систематичности, ни последовательности. Основание таких заведений вызывалось не государственными соображениями, а скорее заботами о спасении души.
В конце XVII века и начале XVIII века вопрос о призрении ставится на новую почву. К этому времени бродяжничество и нищенство настолько развились, что правительство было вынуждено заняться вопросом об организации призрения. К тому же ему было необходимо заботиться об увеличении числа трудоспособных людей. Одновременно начинают задумываться о призрении детей с целью подготовки их к трудовой деятельности.
Призрение детей на государственном уровне началось лишь при Петре Первом. Образцом для него послужил дом для призрения незаконных «зазорных» детей, который был создан в 1706 году Новгородским митрополитом Иовом. Этот «домик подкидышей» как и различные другие благотворительные учреждения Иова содержался на его личные средства и на пожертвования. Начиная с 1712-1713 г.г. на содержание учреждений Иова Петр определяет доход с некоторых монастырских вотчин. Затем в 1714 году издает приказ об устройстве при церквях «гошпиталей», где должны принимать незаконнорожденных детей чтобы уберечь их от убийства собственной матерью.
Петр устанавливает тайный прием младенцев, а также объявляет смертную казнь матери, убившей своего ребенка. Призреваемые дети должны с семи лет обучаться грамоте, а затем ремеслу. Петровская система призрения детей была построена на следующих принципах:
- призревались только незаконнорожденные;
- дома призрения заводились повсеместно;
- прием детей был тайным;
- содержание детей самое простое;
- обязательное обучение детей.
Петр Первый ставил перед собой конкретные практические задачи: прекратить детоубийство и облегчить тяжелую жизнь целой категории детей - незаконных, «зазорных» по представлениям того времени. Петр
настаивал на необходимости обучения детей (обязательно ремесленному) с целью подготовки их к дальнейшей жизни.
После смерти Петра это дело не только не развивалось, но в связи с отсутствием поддержки со стороны правительства падало. Кроме того, Петр не определил социально-правовое положение питомцев, и уже с 1729 года в Сенат стали направлять запросы, куда определить питомцев. Сенат определил записывать воспитанных незаконнорожденных за помещиками, а годных к службе отдавать в солдаты, зачисляя в оклад помещику. В дальнейшем Сенат стал придерживаться взгляда, что воспитанники принадлежат воспитавшим их, как крепостные, поэтому, например, воспитанные духовенством записывались за ними. Вплоть до правления Екатерины II мероприятия по призрению детей не производились, хотя теоретически забыты не были.
Воспитательные дома как правительственные учреждения возникают в царствование императрицы Екатерины II и основателем их является Иван Иванович Бецкой. «Генеральный план императорского воспитательного дома», созданный И.И. Бецким, сразу же был одобрен Екатериной II и спустя несколько месяцев был построен первый в России Воспитательный дом. Бецкой считал, что Воспитательные дома помогут создать новое поколение - образованных и высоконравственных людей. Именно воспитание ставил он на первое место, воспитание высокой морали и нравственности, а на второе место - обучение. Воспитательные дома стали открывать во многих городах России.
Следующим творением Бецкого, давшим мощный толчок в развитии образования, был «Генеральный план воспитания юношей обоего пола». В результате данного плана было основано, например, «Смольное общество благородных девиц» (в последствии Смольный институт). И.И. Бецкой был основателем Екатерининского училища в Москве и т.д.
При возникновении воспитательных домов вопрос призрения детей решался в основном принципиально, исходя не из возможного, а из желаемого. Основатели (в первую очередь это Бецкой и Екатерина Великая) хотели не просто спасти несчастнорожденных детей и сделать из них в дальнейшем трудоспособных людей, а рассчитывали создать новую породу людей, новое полезное сословие - «третий чин», которого совершенно не было в России, но которое было основой экономического и духовного прогресса в западноевропейских странах. Эта вера Екатерины в возможность искусственно создать новое сословие видна в ее «Наказе».
Отзывы современников о Бецком сходятся в признании его образованности, обширных познаний, гуманности и постоянного стремления служить отечеству. Иван Иванович живо интересовался просвещением, что и определило его деятельность. Идеи, проводимые им при учреждении воспитательных домов, воспитательных училищ, были взяты им уже готовыми с Запада. Прообраз воспитательных домов он видел в Лионе и Касселе.
Вопросами воспитания в Западной Европе тогда особенно увлекались. Общей чертой разнообразных педагогических теорий является философски-рационалистический дух. Но педагоги XVIII века не смогли создать каких-либо прочных учреждений, так как исходя из общих принципов правильного воспитания строили системы новые, смелые и неосуществимые. Зато внесли много ценных понятий: идею равноправия (требование образования для женщин и для
лиц всех социальных положений); идею гуманности; идею свободного и разумного развития человеческих способностей и т.д. Эти особенности педагогических теорий Запада близки Бецкому. Он оказывается таким же рационалистом, мечтающим посредством правильного воспитания создать особую породу людей. Бецкой также признает обязательным образование как для женщин, так и для низших социальных групп, делая отступление только для крепостных крестьян (и то в угоду господствующим взглядам).
В Западной Европе XVIII века среди многочисленных педагогических теорий выделяются в основном две теории, созданные во Франции1.
Первая теория индивидуалистическая. Своей целью она имела воспитание человека вообще. Представляя человека по природе хорошим, данная теория ценным считала свободное, естественное развитие личности. Следовало изучить историю личности, периоды в ее формировании, при воспитании руководствоваться указаниями природы. Надо создавать такие условия воспитания, при которых ребенок не подвергался бы вредным влияниям.
Вторая теория основывалась на воспитании гражданина. Она признавала в человеке две основные страсти: чувственную (личного наслаждения) и любовь к себе (чуткость к своему положению, личному достоинству, славе). Гармония этих страстей дает счастье, которое неразрывно связано с соблюдением обязанностей к ближним. Воспитание ставит своей целью гармонию основных страстей. Воспитание может быть только общественным, так как оно лишь приучает к выполнению взаимных обязанностей и раскрывает связь между общим интересом и личным счастьем. Общество должно быть устроено так, чтобы все члены были юридически равны и чтобы добродетель была всем полезна и каждому давала счастье. Повиновение законам должно быть сознательным, и достигается оно не наказанием, а просвещением. Общая воля выражается абсолютным наследственным монархом. Хорошей постановке народного образования придавали особое значение, видя в нем залог государственного благоустройства. Без воспитания народа считалось невозможным проведение политической реформы.
В педагогической системе Бецкого прослеживается влияние и той и другой теории. Он считает необходимым воспитывать детей, оберегая их от вредного воздействия, окружает их только достойными людьми, рекомендует при воспитании «следовать по стопам натуры»2. Присутствует также деление на возрасты, обозначающее различные периоды в развитии. С другой стороны, Иван Иванович признавал воспитание государственным делом, целью которого является создание особых граждан, без которых невозможно благоустройство государства. Но, заботясь о создании граждан, он не забывал о развитии личности. Таким образом, в своей системе Бецкой сочетал обе теории.
Кроме этих положений Бецкой заимствовал у Руссо взгляды на значение труда, воспитание чувств и нравственной энергии, опасение обременить ум ребенка многими знаниями. У Бецкого много схожего с системой Локка. Например, забота о физическом развитии ребенка, его программа обучения, необходимость сделать учение привлекательным заимствованы у
1 П.Ф. Каптерев. История русской педагогики. Издательство "Але-тейя" -М., 2004. Стр. 223-224.
2 См. Генеральный план. Предварительное объяснение предметов Воспитательного дома, Часть физическая. СПб; 1768. Стр. 22.
Локка. В вопросах наказания Бецкой гуманнее Локка: если Локк признает возможность применения телесных наказаний в исключительных случаях, то Бецкой совершенно их не принимает. Бецкой считал, что необходимо стремиться поддерживать в детях свойственную им веселость.
Таким образом была создана система закрытых учебных заведений, где дети с младенчества воспитывались по правилам, основанным педагогами Западной Европы. Главным мотивом создания Воспитательных домов было оказание помощи всем несчастным и беззащитным, прежде всего - детям. Чувство сострадания, руководившее Бецким, не делало различия между законными и незаконными детьми, брошенными родителями - все они одинаково несчастны. Другим мотивом, как указывалось выше, было желание создать новую добродетельную породу людей. И, наконец, учредители Воспитательного дома надеялись осуществить давнюю мечту Екатерины II: питомцы, хорошо обученные мастерству, науке или искусству, должны были пополнить «3 чин», недостающий России.
Главной особенностью системы Бецкого было прежде всего то, что всю заботу о брошенных детях брало на себя правительство. Участие общества не было обязательным. Другой особенностью была централизация государственного призрения детей: по первоначальному плану Императрицы и Бецкого предполагалось основать только один Воспитательный дом на всю Россию - в Москве. 1 октября 1763 года «Генеральный план Императорского Воспитательного, для приносных детей, дома и госпиталя для бедных родильниц в Москве» был утвержден и обнародован при манифесте «о построении и учреждении, общим подаянием, в Москве Воспитательного дома для приносных детей, Дома и Госпиталя сирым и неимущим родильницам». 31 декабря 1763 года появляется «Увещание от Святейшего Правительствующего Синода». В Увещании Синод предписывал архиереям, как первым пастырям человеческой души, «увещать словом поучительным простой народ к милосердию и сохранению живота неповинных и незлобивых младенцев», а также отдавать подобранных младенцев честным и богобоящимся людям для воспитания на то время, пока детей не переправят в Воспитательный дом.
Основание в 1770 году Воспитательного дома в Санкт-Петербурге дела не изменило, т.к. он стал лишь дополнительным центром, а все окраины по прежнему оставались без своих учреждений. Для оказания помощи на местах Екатерина и Бецкой рассчитывали как раз на помощь духовенства и частных лиц. Именно с этим связано появление «Увещания» Синода. Частным лицам предлагалось брать детей на воспитание с правом в 3-5 летнем возрасте передать их в Воспитательный дом.
В Воспитательный дом принимали как законных, так и незаконных детей обоего пола. Младенцы, родившиеся в госпитале Воспитательного дома, зачислялись в питомцы. Ограничений в приеме не было, прием был тайный. Существовало даже поощрение за доставление найденных детей: платили по два рубля за каждого принесенного младенца. Относительно возраста принимаемых детей дается указание в Генеральном Учреждении, в котором говорится, что с целью воспитания новых людей надо принимать в воспитательные училища детей «не старее как по пятому или шестому году».
Попечение о принятых детях заключалось, прежде всего, в заботах об их физическом состоянии. Физический уход, содержание, кормление детей уже тогда считалось самым существенным для ребенка, находящегося, по словам Бецкого, ближе к смерти, нежели к жизни. Тем не менее, придавая большое значение заботам о здоровье, Бецкой не передает их в ведение врача. Он сам делает необходимые, по его мнению, указания, а затем считает возможным поручить наблюдение за состоянием ребенка благонамеренному лицу. Здесь очевидно влияние Ж.Ж. Руссо, который рекомендовал избегать докторов и довольствоваться лишь гигиенической обстановкой.
Грудных детей Бецкой рекомендовал отдавать кормилицам, а если у кормилицы плохое молоко, то следует кормить хорошим коровьим, козьим и т.д. Хотя он считал, что устроить грудное вскармливание младенцев будет достаточно легко.
Детям более старшего возраста предписывалось есть хлеб в любое время. Хлеб должен был лежать в легко доступных местах, т.к. не являясь лакомством, приводит не к ожирению, а к укреплению здоровья. В обед и ужин следует давать щи, хорошее мясо, свежую, а иногда, просоленную рыбу, разные каши. Молочное, пирожные и другие яства следует давать в праздничные дни, чтобы питомцы помнили удовольствие, получаемое ими в праздничные дни. За обедом подавались квас и вода, в остальное время - вода, а «крепкое питье» было строго запрещено.
Считая, что существует два основания жизни и здоровья (пища и воздух) Бецкой настаивает на необходимости чистого и свежего воздуха не только для малолетних, но и для любого возраста людей.
Относительно одежды Бецкой считал, что не должно быть тугих завязок, узкой обуви; одевать детей надо легко, поскольку у них от природы больше жару, чем у взрослых; содержать детей нужно в чистоте: следить за их постелями, одеждой, каждодневным умыванием и причесыванием и т.д.
Согласно плану нравственного воспитания и обучения детей, Бецкой настаивал, чтобы дети, проживая в закрытых заведениях, были разделены на группы. Грудные дети под присмотром кормилиц и нянек остаются до двух лет. С трех до семи лет девочки и мальчики воспитываются вместе под присмотром надзирательниц и постепенно приучаются к легкой работе. В возрасте 7-11 лет девочки под присмотром надзирательниц, а мальчики - надзирателей начинают по часу в день учиться писать и изучать веру. Также дети занимаются рукоделием: мальчики привыкают к садовым работам, учатся вязать чулки, колпаки и сети, а девочки учатся прясть, вязать, плести кружева и т.д. От 11 до 14 лет дети обучаются письму, изучают цифири и Катехизис, продолжают заниматься рукоделием. Девочки обучаются также стряпне, шитью, мытью, глажению.
К 14-15 годам заканчивается общее образование и начинается специальное. Если некоторые дети склонны изучать науки, то их можно направлять в Императорский московский университет; для изучения «художеств» - в академию наук; для певцов, музыкантов подбирать учителей и т.д.
Программа воспитания питомцев заключалась в плавном переходе от чисто физического воспитания (в самом младшем возрасте) к физико-моральному, а затем к моральному. Все заботы направлялись на «образование души благонравной», в то время как обуче-
ние не считалось фактором воспитания, поэтому учение занимало очень мало места.
Бецкой считал, что воспитание может сделать детей добрыми или злыми. Исходя из мудрой мысли «не все то до сердца доходит, что разум понимает» следовало удалять от «слуха и зрения детей все то, что тень порока имеет». Но не знать порока недостаточно, необходимо приобрести добродетели. Бецкой допускает «словесную мораль» для детей в возрасте от 8 до 14 лет, но эти нравоучения должны быть написаны самым простым языком и быть наглядными.
Приемы воспитания Бецкого близки к приемам Локка. Воспитатель должен считаться с темпераментом ребенка. Воздействовать на ребенка лучше всего выговором или увещеванием, телесные наказания строго запрещены. Наказывать можно только тогда, когда ребенок уже подхватил недостатки других, а если уберечь ребенка от дурных примеров, то наказание совсем не будет нужно. Грубое обращение запрещалось не только к питомцам, но и к служителям.
Большое внимание уделялось развитию религиозного чувства, которое отличается любовным отношением «ко всему, что одарено жизнью». Прежде всего, дети обязаны любить родителей. Как ребенку нужны заботы родителей, так и взрослым - попечение власть имущих и прежде всего Государя. Залогом благоденствия является полное повиновение власти, поскольку попечением государя охраняется имение, честь, счастье и жизнь подданных. Питомцы должны воспитываться в сознании, что каждый человек отдельно и все вместе или участвуют в создании общего благополучия, или порождают общие несчастья. Каждый, заботясь о благоденствии общественном, действует в собственных интересах. Нужно постоянно трудиться, чтобы не быть вредным обществу.
Положениями Генерального плана предусматривалась судьба питомцев по окончании обучения. Питомцы могли жениться на воспитанницах и остаться жить в Воспитательном доме, получив особое помещение и работая в мастерских за плату. Когда питомец уходил из Воспитательного дома, он получал необходимую одежду, обувь, паспорт, рубль денег. Паспорт он обменивал ежегодно или через несколько лет с платой по рублю в год. Если ушедшие питомцы показывали себя искусными мастерами или обучались новому ремеслу, то Воспитательный дом давал им еще по 25 рублей. Кроме того, питомцы могли оставаться в Воспитательном доме мастерами, надзирателями или надзирательницами.
Свободное состояние питомцев обеспечивалось установлениями Генерального плана, согласно которого все воспитанники обоего пола, их дети и потомки на веки остаются вольными и ни под каким видом не могли быть закабалены. Воспитанникам не разрешалось вступать в брак с крепостными, а священнослужителям запрещалось венчать такие пары. Если же такой брак был совершен, то и супруг (супруга) питомца получал вольность. Если же помещик сумел бы доказать, что брак совершен был тайно, то питомец, женившийся на крепостной, обязан был выкупить жену, а если питомица вышла замуж за крепостного, то она оставалась вольной, а муж ее оставался крепостным.
Питомцам и всему их потомству, как свободным людям, предоставлялось право покупать дворы, фабрики, землю под них, устраивать заводы и фабрики, вступать в купечество и т.д. Питомцы, не поддавшиеся воспитанию, отдавались в матросы или солдаты, а
воспитанницы лишались тех благ, которые получили бы при выпуске в случае благонравного поведения.
Таким образом достаточно детально разработанные основы воспитания и обучения питомцев были чужды русскому обществу и русскому укладу жизни. Крепостное право было в полной силе и попытки Бецкого изменить этот строй вызвали массу недовольств со стороны крепостнического дворянства.
К сожалению, Бецкой совершенно не интересовался тем, как развивалась система призрения в прошлом. Различные взгляды на призрение детей, значение воспитания, признания воспитания государственным делом высказывались русскими писателями со времен Петра Великого. Например, «Учение отрокам» Феофана Прокоповича. Даже история и система тех учреждений призрения, которые были созданы при Петре Первом, остались неизвестными Бецкому, т.к. он стремился опираться не на историю, а на «пример просвещенных стран» и «рассуждение каждого»3.
Рассматривая деятельность Екатерины и Бецкого по созданию Воспитательных домов, можно сделать вывод, что они приступили к своему делу совершенно не считаясь с порядками, силами и средствами русской действительности. В соответствии со своими первоначальными задачами управления Екатерина должна была обратить внимание на бедственное положение детей в стране. В лице Бецкого она находит вполне подходящего человека: он разделяет ее взгляды, взгляды просвещенного абсолютизма, и вполне обладает образованностью Запада, как и она сама. Кроме того, Бецкой за границей видел учреждения для призрения сирот. Они вместе обсуждают проекты, устанавливают принципы педагогической системы, разрабатывают систему призрения несчастнорожденных детей, но берут их не из русской действительности, а из «философии и примера просвещенных стран». Они придавали исключительное значение власти мудрого правителя, но при этом пытались соединить ее с рационализмом просветительной философии, что прослеживается как в самой педагогической системе Бецкого, так и в намерении создать третий чин.
Тем не менее, идея должна сочетаться с исторически сложившимися экономическим и социальным бытом. Екатерина и Бецкой видели, как это учреждение, созданное первоначально в соответствии с их идеей, изменялось. Неосуществимость намерений Бецкого во многом определялось условиями того времени: существованием крепостного права, общей грубостью нравов, узко сословными взглядами на человека и самое главное - недостатком просвещенных людей (педагогов и администраторов).
На протяжении своего существования Воспитательные дома значительно менялись, не только суживая и уменьшая цели, которые были поставлены их основателями, но и меняя всю систему призрения. Деятельность воспитательных домов стала подчиняться действительности, а не высоким идеалам, которые ставили перед собой их создатели.
3 См. Генеральный план. Предуведомление к читателям. Стр. 19.