Список использованной литературы
1. Еремин М.Н. Оценка риска и управление безопасностью территорий региона: монография / М.Н. Еремин. - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. - 267 с.
2. Белов П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: Учеб. пособие для вузов / П.Г. Белов. - М.: Академия, 2003. - 512 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ
А.О. Зуев, начальник караула, 7 ПЧ ОФПС по Смоленской области, г. Смоленск
В настоящее время действия большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения, в совокупности предъявляют повышенные требования к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (сокращение АСДНР).
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ. Целью аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является в возможно короткие сроки спасти и оказать помощь пострадавшим, локализовать источники поражения, снизить потери, материальный и экологический ущерб, создать условия для восстановления функционирования организаций и жизнедеятельности населения.
В организации поисково-спасательных работ, при разрушении зданий выделяют ряд технологических операций, представлены на рисунке.
Наиболее ответственными спасательными операциями является поиск пострадавших в завалах и их извлечение.
Поиск пострадавших проводится, как правило, комбинированным способом с применением поисковой аппаратуры и специально подготовленных собак.
Ведутся аварийно-спасательные и другие неотложные работы, зачастую, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах и в сложных условиях их проведения работ организуются в 2-3 смены. При постановке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ ночью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учитывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается. Смена групп (подразделений) производится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению (группам), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
техноло г нчсс к и е .............'■|",1и' ч■ > ¡'чинин! (п.>
операции
ркчк ■нргявгкгрл/ч'шкпиршру'и рвнтгнт;
пплм1й4^л ■м-чмаду» дмДОСЧМом рлАар;
шр^длпюицч рр|м*д1нигспдгл1гли|ык [м&п; фннгщнп имлраогабрути^мичкмгшгм)^!:
чНА1н1>пГ-'||М ГрОДШИШМ П^МППЙКЧРЛ^!^!" кПЙ Н «фкЧР^Нпй ГЦМЛ11^1 К* , '-"Н Г*Гг1 Н
¥ЧрС*ДС«1НИ 1П]~ — ~1ПГТТИГИП~"
есшстрйцпчготСшп^млнга ыгартгмп).
Рис. Перечень технологических операций
Аварийно-спасательные работы считаются оконченными после извлечения из-под завалов последнего пострадавшего и оказания ему медицинской помощи.
Ликвидированной считается чрезвычайная ситуация, когда устранена или снижена до приемлемого уровня жизни и здоровью людей, локализовано или устранено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.
Решение о завершении АСДНР и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимается руководителем работ или комиссией по чрезвычайным ситуациям, осуществляющим руководством ликвидацией ЧС.
Объем и условия проведения АСДНР зависят от масштабов ЧС, а в военное время от вида применяемого оружия и масштабов военных действий. Условия наиболее сложно характера для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы обеспечить непрерывность проведения АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневрированием силами и средствами, своевременной сменой подразделений, полным оснащением их материалами, средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники [2].
Успех в проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается за счет:
- целеустремленной и заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
- экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, организацией
эффективной разведки, развертыванием систем управления, необходимых сил и средств;
- принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательной его реализацией;
- непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация и контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;
- непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с привлечением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
- неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
- организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи;
- высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава [3].
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их полномочиями организуется и проводится заблаговременная подготовка к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайной ситуации в главной степени зависит от организации предпринятых действий органов управления и сил РСЧС. В основании организации АСДНР лежат заблаговременно смоделированные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайной ситуации для соответствующей территории или объекта, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ, проводится системный анализ организации АСДНР на потенциально опасных объектах и территориях.
В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновении ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния личного состава и техники и объема работ в очагах поражения [1].
Для обеспечения непрерывного проведения АСДНР действует группировка сил, в состав которой входят формирования первого эшелона, второго эшелона и резерва.
Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ (максимальная готовность до 0,5
часа).
Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для защиты формирований первого эшелона (готовность до 3 часов).
Резерв, его основные функции, решение внезапно возникающих задач, наращивание усилий, замена части первого (второго) эшелона, перенос усилий на новые участки (объекты) работ (готовность более 3 часов).
Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.
Состав эшелонов и смены определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.
Последовательность проведения АСДНР в зоне ЧС (в очагах поражения) во многом зависит от характера и масштаба сложившейся обстановки и определяется председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности или руководителем ГО.
Анализ проведения АСДНР при ликвидации последствий ЧС и ведения гражданской обороны показывает, что все задачи выполняются поэтапно, в максимально короткие сроки и определенной последовательности.
На первом этапе в первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС. Решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития и уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР.
На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке производятся работы по устройству проходов и проездов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья, энерго-, и водоснабжения, линий связи, медицинского обслуживания, снабжения продовольствием и предметами первой необходимости. А при радиационном загрязнении, химическом и бактериологическом заражении местности проводится дезактивация, дегазация и дезинфекция [4].
По окончании этих всех необходимых работ осуществляется возвращение эвакуируемого производственного персонала и населения.
Выводы. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ занимает главное место в деятельности органов управления и сил РСЧС. Для выполнения сложнейших задач совместно трудятся профессионалы определяющие план действий и пути выполнения, реализуя главную цель, сохранение жизни и здоровья населения. В результате, спасение
людей является основной заботой органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Ефремов С.В. Управление техносферной безопасностью/ С.В. Ефремов//СПб. - 2013. - С. 21-25.
3. Мажуховский Э.И. Технологии гражданской обороны/ Аварийно-спасательные и другие неотложные работы/ Э.И. Мажуховский// ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2012. - № 7. - С. 88-90.
4. Мингалеев С.Г. Курсаков А.В./ Технологии гражданской обороны/ Профессиональная подготовка спасателей для проведения аварийно-спасательных работ, 2012 - № 2 - Т 4. - С. 18-20.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ
С.Л. Карпов, доцент, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, г. Воронеж
Проблема защиты от снежных лавин людей, транспортных средств (ТС), спортивно-туристических сооружений, курортно-гостиничных комплексов и подъездных путей существенно усложняет хозяйственно-рекреационную деятельность в горах [1]. Накопление снега на склоне, эволюция снежной массы, сход лавины и взаимодействие ее с различными препятствиями охватывает широкий класс физических явлений. Между тем, мы практически не располагаем данными о состоянии и характере движения снежной массы и взаимодействия с различными объектами.
Ранее нами была предложена имитационная компьютерная модель снежной лавины на основе метода сглаженных частиц [2-4]. Представленная модель является в высокой степенью универсальной и позволяет исследовать влияние большого количества параметров лавины, рельефа местности, транспортного средства на характер воздействия лавины на ТС.
Модель позволяет определить большое количество характеристик воздействия лавины на транспортное средство. В рамках данной работы предлагаются к анализу следующие функции, представляющие собой распределения определенной величины в пространстве или во времени: зависимость от времени смещения центра тяжести в горизонтальном направлении от начального положения под действием лавины (данная функция позволяет