Рис. 2. Окно расчета
Таблица
Результаты моделирования из помещений 2-8 этажей
Кол-во людей Время эвакуации, с
2 этаж 3 этаж 4 этаж 5 этаж 6 этаж 7 этаж 8 этаж
20 41 40 41 41 42 40 38
40 97 95 96 97 94 95 90
60 149 146 144 142 144 146 142
80 186 184 188 186 187 184 179
100 225 221 214 213 223 221 214
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Максимова М.З., Барбин Н.М. Моделирование эвакуации людей различных возрастных групп // КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ, 2013. - Т. 5. - № 3. - С. 483-490.
3. http://code.makery.ch/library/javafx-8-tutorial/ru/ - Учеб. по JavaFX 8
(рус).
РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРАССАХ
С.А. Голев, заместитель начальника кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) - КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - КЧС и ОПБ органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне - КЧС и ОПБ организации.
Автомобильные дороги федерального значения - важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
АСР проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
АСР необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это обусловлено необходимостью оказания своевременной первой помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).
Другие неотложные работы (ДНР) при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
ДНР проводятся в целях создания условий для проведения АСР, а также обеспечения жизнедеятельности городов, объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС и предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами.
АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, которые проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.
Успех АСДНР в зонах ЧС достигается:
- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС (опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий), в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
- экстренным реагированием на возникновение ЧС (последствий военных действий), включая организацию эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону ЧС (зону поражения);
- непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия сил, привлекаемых к работам;
- непрерывным ведением работ до полного их завершения, с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
- неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности;
- организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава, привлекаемого к работам.
В реальных условиях достаточно четко отделить АСР от ДНР затруднительно. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела закрепился общий термин - АСДНР.
Безопасному движению транспортных средств по федеральным дорогам во многом способствует применение автоматизированной системы метеорологического обеспечения (АСМО). В ее состав входит сеть специализированных дорожных метеостанций и камер видеонаблюдения, дающих возможность использовать детальную информацию о параметрах окружающей среды, транспортной нагрузке и состоянии покрытия на участках дороги в режиме реального времени. В настоящее время АСМО охватывает более 29 тыс. километров федеральных трасс: функционируют более 900 постов метеорологического контроля и более 1100 постов видеоконтроля. АСМО также включает аналитическую подсистему, позволяющую на основе данных дорожных метеостанций, метеорологических локаторов, прогнозов Гидрометцентра оценить состояние покрытия дороги и условия проезда по ней в текущий момент времени. Таким образом, формируется прогноз на перспективу, и пользователи дорог могут быть проинформированы о
неблагоприятных погодных условиях в ближайшие 1-4 часа. Если надвигающийся циклон имеет затяжной характер, сотрудники подведомственных учреждений принимают меры для оповещения пользователей по каналам федеральных и местных СМИ, посредством всевозможных интернет-ресурсов.
Развитие сети автомобильных дорог, в первую очередь строительство новых дорог, не успевает за ростом потребности в их пропускной способности. Такое положение дел, конечно, сказывается на состоянии автомобильных дорог, их загруженности и, как следствие влияет на безопасность движения. В этих условиях для обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения крайне важно своевременное информирование руководства Росавтодора территориальными органами Госавтоинспекции о фактах ДТП, причинах и последствиях.
Большое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеет применение инновационных средств, помогающих водителям и пешеходам сориентироваться в дорожной обстановке. Для этого осуществляется внедрение Автоматизированных систем управления дорожным движением, установка информационных табло, а также формирование Интеллектуальных транспортных коридоров. К примеру, в рамках «умного» автомобильного маршрута Петербург - Хельсинки успешно проведены испытания системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА ГЛОНАСС» и ее взаимодействия с европейской системой eCall. Примечательно, что поддержка пользователей производится из диспетчерских центров в Финляндии и в России на русском, английском и финском языках.
Кроме того, в 2015 году Росавтодор и Yandex Data Factory объявили о подготовке уникальной системы по прогнозированию пробок и ДТП на федеральных трассах. Сейчас программа работает в тестовом режиме и охватывает 2196 километров дорог (всего в ведении Росавтодора свыше 48000 км федеральных трасс). Все дороги она делит на километровые отрезки, для каждого из них строит прогноз и предсказывает среднюю скорость движения на час вперёд, а вероятность ДТП - на четыре часа вперёд. Сравнение с реальной статистикой ДТП показало, что на отмеченных системой участках вероятность аварии в среднем в 30 раз выше, чем в других местах дороги. Предсказания системы помогут водителям заранее выбирать оптимальные безопасные маршруты следования, а дорожникам предотвращать нежелательные ситуации или минимизировать их последствия - например, решить, как максимально эффективно распределить спецтехнику для расчистки дорог в снежную погоду.
Наиболее эффективным способом снижения аварийности на участках, которые проходят по территории населенных пунктов, является строительство пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью. На федеральных дорогах уже функционирует 161 надземный и 62 подземных пешеходных перехода. Еще 263 наземных пешеходных перехода оснащены светофорами. К
2020 году планируется дополнительно построить еще 384 разноуровневых пешеходных перехода.
Помимо улучшения дорожной инфраструктуры, снижению аварийности и количества пострадавших в ДТП также способствовало совершенствование законодательства, межведомственная координация действий при оказании оперативной помощи автомобилистам на трассах, повышение культуры вождения и поведения на дорогах.
Важно отметить, что комплексного подхода к повышению безопасности дорожного движения требуют высокие темпы роста численности автотранспортных средств в Российской Федерации: за период с 2000 года по 2011 год она увеличилась в 1,7 раза (с 25,4 млн. автомобилей до 42,9 млн. автомобилей). К 2016 году прогнозируется увеличение количества автомобилей до 53 млн. единиц (в 2 раза по сравнению с 2000 годом).
Участки дорог с повышенным риском возникновения ДТП: автодорога М-4 «Дон» - 490-491 км (Рамонский муниципальный район); 622-623 км, 637638 км (Бобровский муниципальный район), 750-751 км (Богучарский муниципальный район); автодорога Р-298 «Курск-Воронеж» - 212-213 км (Семилукский муниципальный район), 331-332 км (Аннинский муниципальный район); автодорога Р-22 «Каспий» - 450-451 км (Борисоглебский городской округ); автодорога Р-193 «Воронеж-Тамбов» 14-15 км (Новоусманский муниципальный район). Вероятность возникновения ЧС - Р=0,3.
Управление силами РСЧС включает:
- определение задач и порядка работы органов управления РСЧС, функциональных подсистем РСЧС и других органов в различных режимах функционирования;
- организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления РСЧС, их ОГ, воинских частей и подразделений обеспечения;
- указание мест, порядка развертывания и работы ПУ, систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;
- непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки;
- принятие решений;
- постановку задач подчиненным;
- планирование действий;
- организацию и поддержание взаимодействия, управления и мероприятий обеспечения;
- практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контролю за выполнением поставленных задач.
Управление в ходе ведения АСДНР представлено на рисунке.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования должны быть оснащены табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач и функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Табель
оснащения устанавливается нормативными документами учредителя аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Главная цель управления
Обеспечение эффективного использования сил и средств по спасению людей и выполнению неотложных работ
Выполнение АСДНР в полном объеме, в короткие сроки и с минимальными потерями сил и населения
Основой управления является Решение руководителей местного самоуправления и организаций (председателя КЧС) и указаний вышестоящего органа управления по ГОЧС
Требования к управлению
1
Оперативность Непрерывность Гибкость и твердость
Рис. Управление в ходе ведения АСДНР
Роль управления в ходе ведения аварийных и других неотложных работ на федеральных трассах многогранна и требует высокопрофессиональных качеств от аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые должны находиться в состоянии постоянной готовности в составе дежурной смены, обеспечивающей выполнение задач по предназначению.
ОБНАРУЖЕНИЕ ИСТОЧНИКА ПОЖАРА ПУТЕМ АНАЛИЗА
ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ
С.А. Донец, начальник кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Современные устройства автоматического определения наличия пожара в помещении, такие как детекторы (датчики) дыма и температуры, имеют существенные недостатки, не позволяющие их полноценно использовать во всех типах помещений. Детекторы дыма, как наиболее распространенные, эффективно работают только в небольших помещениях. Однако, в случае открытого пожара в помещениях большого размера, таких как концертные залы, их применение не столь эффективно, поскольку, необходимая концентрация дыма для срабатывания датчика в помещении большого размера может и не достигаться. То же самое можно утверждать об открытых пожарах. Детекторы тепла в больших помещениях, также не всегда является эффективными, поскольку для срабатывания детектора требуется сравнительно близкое его расположение к источнику пожара [1, 2].
Работа детекторов, основанных на анализе кадров полученных с видеокамеры более эффективна по следующим параметрам: