Научная статья на тему 'Предупреждение транспортных коллапсов на автомобильных дорогах зимой и ликвидация их последствий - дело общее'

Предупреждение транспортных коллапсов на автомобильных дорогах зимой и ликвидация их последствий - дело общее Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
818
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / ЗИМНЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ / WINTER MAINTENANCE OF ROADS / СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / RESCUE SERVICE / ПРИКРЫТИЕ ДОРОГ ЗИМОЙ / ROADS COVER IN WINTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дурнев Роман Александрович, Твердохлебов Николай Власович

В статье рассмотрены причины возникновения транспортных проблем на автодорогах зимой, предложены и обоснованы меры по предупреждению на автодорогах чрезвычайных ситуаций, вызываемых интенсивным снегопадом или другими стихийными метеорологическими явлениями, а также по ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций в приемлемые сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дурнев Роман Александрович, Твердохлебов Николай Власович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF TRANSPORT COLLAPSES ON HIGHWAYS IN WINTER AND ELIMINATION OF THEIR CONSEQUENCES IS A COMMON CAUSE

The article views the reasons of beginning the transport problems on highways in winter, measures for the prevention on the highways emergencies caused by intensive snowfall or other spontaneous meteorological phenomena, and also elimination of the consequences from emergencies in acceptable time limits are offered and proved.

Текст научной работы на тему «Предупреждение транспортных коллапсов на автомобильных дорогах зимой и ликвидация их последствий - дело общее»

УДК 377

Р.А. Дурнев, Н.В. Твердохлебов

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОЛЛАПСОВ

НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ЗИМОЙ И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ - ДЕЛО ОБЩЕЕ

В статье рассмотрены причины возникновения транспортных проблем на автодорогах зимой, предложены и обоснованы меры по предупреждению на автодорогах чрезвычайных ситуаций, вызываемых интенсивным снегопадом или другими стихийными метеорологическими явлениями, а также по ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций в приемлемые сроки.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, зимнее содержание дорог, спасательная служба, прикрытие дорог зимой.

R. Durnev, N. Tverdokhlebov

PREVENTION OF TRANSPORT COLLAPSES ON HIGHWAYS IN WINTER

AND ELIMINATION OF THEIR CONSEQUENCES IS A BUSINESS OF EACH OF US

The article views the reasons of beginning the transport problems on highways in winter, measures for the prevention on the highways emergencies caused by intensive snowfall or other spontaneous meteorological phenomena, and also elimination of the consequences of these emergencies in acceptable time limits are offered and proved.

Keywords: emergency situation, winter maintenance of roads, rescue service, roads cover in winter.

В начале декабря 2012 года на ключевой и старейшей автомагистрали страны М 10 «Россия» (трасса Москва - Санкт-Петербург первая дорога в России с твёрдым покрытием, проложена в 1817-1834 гг., т. е. ещё до постройки железнодорожной магистрали), которая относится к автомобильной дороге общего пользования федерального значения [1], случился коллапс. На дороге образовалась пробка длиной до 200 км (по сообщениям СМИ и очевидцев). Движение автотранспорта было затруднено и приостановилось на 8 участках дороги, проходящих по территории Тверской и Новгородской областей. В целях контроля обстановки и разрешения ситуации на этих участках было создано 14 совместных оперативных групп из сил МЧС России, ГИБДД и Росавтодора. В ликвидации последствий происшествия участвовало 245 человек и 119 единиц техники. На 20 стационарных и семи мобильных пунктах обогрева и питания, которые были развёрнуты на проблемных участках трассы, получили помощь 4 875 человек.

В данной статье мы не будем выяснять истинные масштабы коллапса и оценивать работу сил, привлечённых к ликвидации чрезвычайной ситуации (далее по тексту - ЧС) (данные, как по длине пробки, так и по срокам полной нормализации обстановки на трассе, разнятся, равно как и противоречивость информации о происходящем внутри затора), а попытаемся на основе анализа данной и подобных ситуаций и требований нормативных документов предложить и обосновать меры, которые, как нам представляется, помогут избежать подобных коллапсов на наших необъятных просторах в будущем.

Россия - это, прежде всего, крупнейшее по территории государство мира, огромное пространство. Чтобы связывать это пространство, обеспечить свободу экономической деятельности, целостность России и её национальную безопасность, необходима хорошо развитая транспортная система. Недаром её называют «кровеносной системой» страны. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования, - железнодорожный, автомобиль_

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

ный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей. Она представляет также необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства. Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России и безопасности в чрезвычайных ситуациях обусловлена уникальным геостратегическим положением нашей страны и огромным пространственным размахом.

В транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года указывается, что роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооружённых Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности [2].

В транспортной системе России важное место для достижения свободного перемещения товаров и услуг, улучшения условий и уровня жизни населения принадлежит автомобильному транспорту. С его помощью осуществляется перемещение достаточно больших масс грузов и пассажиров. Автомобильный транспорт обеспечивает более 10 % всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учётом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6 % работающего населения, а основные фонды оцениваются в размере не менее 11 % всех основных фондов страны. Суммарные издержки на выполнение перевозок грузов и пассажиров, не считая личный легковой автотранспорт, составляют примерно 700 млрд руб. в год или более 10 % от ВВП страны [3]. Протяжённость автомобильных дорог РФ составляет 824,7 тыс. км, в том числе общего пользования -664,3 тыс. км, из них федерального значения - 50,4; регионального - 450,1; местного - 163,9 тыс. км [4]. Вместе с тем, даже в обжитых, экономически развитых регионах России автотранспорт развит слабо, и до сих пор главным "камнем преткновения" на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей. В Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США - около 13 км, во Франции - 15,1 км на 1 тыс. жителей [5]. Качество дорог также не отвечает современным требованиям. По состоянию на 1 января 2012 г. протяжённость федеральной дорожной сети, соответствующей транспортно-эксплуатационным нормативам, достигает 20,1 тыс. км (39,4 %), работающей в режиме перегрузки - 13,8 тыс. км, или 27,1 % [3]. Прежде всего, это относится к дорожной сети на подходах к крупнейшим городам. По данным за 2011 год, из всех автомобильных дорог общего пользования федерального значения 92 % представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении [3]. Плохое состояние и содержание автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом - около 300 км в сутки (в странах Европы - приближается к 1 500 км в сутки) [7].

Наряду с такими объективными факторами, как плохое состояние дорог и неподготовленностью как автолюбителей так и автоперевозчиков к эксплуатации техники в сложных условиях, периодическое возникновение транспортных коллапсов даже на важнейших магистралях страны связано и со сложными природными условиями. Проблема зимнего содержания автомобильных магистралей на территории нашей страны является весьма актуальной, так как 70 % из них расположено в зонах, где длительность зимнего периода превышает 140 дней в году, а устойчивость снежного покрова длится от 100 до 180 дней в году. При этом количество осадков в зимний период колеблется от 50 до 200 мм, а высота снежного покрова превышает 70 см [8]. Немаловажно отметить и систематиче-

ское образование снежных заносов, а также обледенение дорог во многих местах в связи с особыми климатическими условиями.

Вместе с тем, суровые климатические условия России, вызывающие значительные, чем в других развитых странах, транспортные проблемы, лишь частичное объяснение возникающим коллапсам. Ведь даже в сравнительно благоприятных по климату, а также обжитых и экономически развитых регионах России имеют место транспортные коллапсы даже на автомобильных дорогах федерального значения. Пример тому служит затор транспорта в декабре 2009 г. на трассе М 4 «Дон» в Ростовской области. Дорожники этого южного региона оказались не готовы к мощному снегопаду. Для оказания помощи водителям и пассажирам застрявшего автотранспорта по решению руководства страны были привлечены даже военнослужащие Северо-Кавказского военного округа [9].

Главным «камнем преткновения» на пути качественного обеспечения дорожного движения при экстремальных погодных условиях, на наш взгляд, является несогласованность действий сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидация на автодорогах ЧС, вызываемых интенсивным снегопадом или другими стихийными метеорологическими явлениями.

Устранение этой причины видится в заблаговременном определении необходимого количества сил и средств, с учётом возможных ЧС на автодорогах, выработке алгоритма их действий, создании требуемых запасов средств, необходимых, как для обеспечения движения автотранспорта, так и для оказания помощи водителям и пассажирам, с обязательным отражением всех этих мероприятий в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионов, по территории которых проходят федеральные дороги.

К выводу о том, что в настоящее время этому вопросу уделяется недостаточное внимание, приводим анализ подобных же коллапсов на федеральных автодорогах: М 53 «Байкал» в октябре 2009 г., М 4 «Дон» в декабре 2009 г., М 54 «Енисей» в апреле 2010 г., М 5 «Урал» в декабре 2010 г. и М 55 «Байкал», проходящей по Иркутской области, в прошлом году.

Анализ действия сил, которые привлекались для разрешения данных коллапсов, позволяет также сделать заключение о том, что предупредить на автодорогах ЧС, вызываемых интенсивным снегопадом или другими стихийными метеорологическими явлениями, а также ликвидировать последствия этих ЧС в приемлемые сроки не возможно без эффективного решения следующих задач:

- выполнения силами Росавтодора мероприятий, в том числе заблаговременных, по зимнему содержанию дорог;

- объединения, в случае интенсивных снегопадов или других стихийных метеорологических явлений, усилий всех имеющихся сил, дислоцирующихся в пределах проблемных участков федеральных автотрасс, на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих субъектов Российской Федерации;

- соблюдения культуры поведения на дорогах как со стороны водителей, так и автоперевозчиков.

Рассмотрим подробнее возможный порядок и последовательность решения данных задач.

Зимнее содержание автомобильных дорог - это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости и наледей [10].

Основной целью зимнего содержания дорог является поддержание их транспортно-эксплуатационного состояния в пределах утверждённых нормативов, которые установлены в требованиях к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения [11].

28 _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

Зимнее содержание автомобильных дорог в обычных условиях включает работы, связанные с защитой дорог от снежных заносов, уборкой снега с проезжей части, обочин, переходно-скоростных полос, площадок отдыха и остановок маршрутного транспорта, а также работы по предупреждению и ликвидации зимней скользкости. Эти работы на федеральной сети дорог организует Росавтодор с привлечением сил и средств государственных унитарных предприятий и других подрядных организаций, за которыми закрепляются участки дорог для обслуживания, протяжённость которых определена нормативными требованиями СНиП 2.05.02-85.

Алгоритм действий данных сил достаточно полно отражён в методических рекомендациях по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной гидрометеорологической информации [10] и при его соблюдении обеспечивает приемлемые условия обеспечения движения по дорогам в нормальных зимних погодных условиях.

Среди основных заблаговременных мероприятий зимнего содержания автомагистралей необходимо выделить разработку и своевременное уточнение требований к состоянию проезжей части, обоснование норм потребности в машинах и материалах и их номенклатуры, сроков ликвидации зимней скользкости, расстояний между складами химических материалов, подготовка дорожной техники, создание средств малой механизации для уборки снега в труднодоступных местах и материалов для защиты от снежных заносов, взаимодействие со службами прогнозирования неблагоприятных погодных условий, организация информирования дорожников и участников движения о состоянии проезда по автомагистрали, а также рекомендуемым режимам движения, и самое главное непосредственное содержание дорог. Особую актуальность при этом представляет устранение зимней скользкости дорожного полотна, своевременная уборка снежных валов с обочин дорог и обозначение бровки дорожного полотна.

Как показывают исследования, зимняя скользкость приводит к снижению скорости движения транспортных средств в 2-2,5 раза, их производительности на 30-40 % и увеличению себестоимости перевозок на 25-30 %. Одновременно зимняя скользкость является причиной до 40 % дорожно-транспортных происшествий [12].

В ходе плохих погодных условий у водителей большегрузного транспорта возникает необходимость остановиться на обочине. И в случае наличия на ней снежного бруствера или отсутствия обозначений бровки дорожного полотна большегрузные машины зачастую оказываются в кювете и движение стопорится. В Скандинавских странах бровка дорожного полотна зимой обозначается через 50 м, и это даёт хорошие результаты. Нашими нормативными документами такое обозначение не предусмотрено [11].

В соответствии с установленными нормами [13] для зимнего содержания автомобильных магистралей с двумя полосами движения в обычных зимних условиях парк основных машин для обслуживания 100 км участка дороги 1 категории в среднем должен составлять: 8 отвальных снегоочистителей, 2 роторных снегоочистителя, 3 автогрейдера, 3 снегопогрузчика, 4 солераспределителя и 6 пескорасбрасывателей.

Реальное привлечение техники для зимнего содержания дорог, на которых был отмечен коллапс, значительно меньше нормативной потребности, что связано в первую очередь с попытками экономии средств в ущерб качеству выполнения задач. Так, на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации с вице-премьерами, состоявшемся 3 декабря 2012 года Дмитрий Рогозин, докладывая обстановку на автодороге М 10, отмечал, что до начала снегопада на 45-километровом участке трассы М 10 (с 227-го по 272 км) было задействовано всего шесть комбиниро-

ванных дорожных машин, один грейдер и один фронтальный погрузчик [14]. Как мы видим, это составляет менее одной трети от требующихся по норме.

По данным зарубежных источников, для поддержания транспортно-эксплуатационных характеристик проезжей части автомагистралей зимой на высоком уровне требуется около 7 проездов дорожных машин на 1 км дороги за каждый зимний день. В периоды же интенсивных снегопадов или других стихийных метеорологических явлений эти показатели увеличиваются в 7-8 раз и достигают 50-56 км пробега машин на 1 км автомагистрали за зимний день [15].

Поэтому в сложившихся погодных условиях выделяемое на содержание автодорог количество сил эту задачу в приемлемые сроки решить не могут. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в результате роста количества ДТП, а также остановок большегрузных автомашин на дорогах со сложным рельефом из-за повышения зимней скользкости, сужения дорожного полотна снежным бруствером снегоочистительная техника не может решать присущие ей задачи.

Таким образом, в период природных катаклизмов дорожные службы физически не могут успешно бороться с интенсивными, обильными снегопадами, а та техника, которая имеется на сегодня в распоряжении дорожников, не в состоянии обеспечить проезд по дороге.

В этом случае для предупреждения возможных коллапсов необходимо, по решению комиссии по ЧС и ПБ региона, объединение всех имеющихся сил, заинтересованных в устойчивом функционировании автомобильных дорог общего пользования федерального и дислоцирующихся в пределах проблемных участков федеральных автотрасс на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих субъектов Российской Федерации. Правомочность использования сил и средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на федеральных автодорогах подтверждается требованиями статей 12 и 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16]. При этом, в ходе разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего субъекта Российской Федерации в части участия в предупреждении и ликвидации ЧС на федеральных дорогах, необходимо учитывать мероприятия, предусмотренные проектом содержания автомобильной дороги, который разрабатывается на каждую автомобильную дорогу федерального значения в порядке, определённом методическими рекомендациями по разработке проекта содержания автомобильных дорог, утверждёнными распоряжением Минтранса России от 09.10.2002 года № ОС-859-Р.

На сегодня все основные маршруты прикрыты определённой группировкой аварийно-спасательных сил, как МЧС России, так и субъектов РФ, но по причине того, что оснащены они большей частью средствами для ликвидации последствий ДТП, а также эвакуации пострадавших, действенную помощь в ликвидации снежных заносов они оказать не в состоянии.

Так автодорога М 10 контролируется вертолётами МЧС, базирующимися неподалёку от дороги или работающими с площадок «подскока». Специально оборудованные вертолётные площадки построены на всём протяжении трассы: в Клину, Твери, Вышнем Волочке, Валдае, Новгороде, Чудово и Тосно. Но основная задача авиаспасателей, дислоцирующихся на данных вертолетных площадках, быстрая эвакуация пострадавших, невзирая на пробки, заторы и прочие дорожные неприятности.

Возможности прикрывающих автодороги других штатных аварийно-спасательных сил, как МЧС России, так и субъектов РФ по решению задачи обеспечения движения по дорогам зимой также весьма ограничены, особенно в плане технического оснащения.

Учитывая это, необходимо активизировать деятельность по дооснащению аварийно-спасательных сил, особенно прикрывающих участки дорог, имеющих сложный профиль, не только средствами для ликвидации последствий ДТП, но и высокопроходимой техникой (снегоходами, сне-гоболотоходами различных марок вплоть до ГАЗ-3351, квадроциклами) снегоуборочной техникой, а также другими средствами вплоть до лопат для уборки снега.

Кроме этого на участках дорог со сложным рельефом по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо заблаговременно сосредоточивать средства для организации пунктов обогрева и временного размещения водителей и пассажиров.

Вместе с тем практика показывает, что решить задачу в приемлемые сроки только штатными аварийно-спасательными формированиями, даже при надлежащем их укомплектовании техникой, также крайне проблематично, как из-за их малочисленности, так и возможности маневра по «забитым» машинами дорогам.

Поэтому второе направление деятельности координационных органов и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - РСЧС) регионального и муниципального уровней видится в привлечении к выполнению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на дорогах зимой одной из составляющих сил гражданской обороны - спасательных служб. С нормативной точки зрения это возможно, так как сфера деятельности гражданской обороны расширена. Теперь гражданская оборона призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [17].

Особенно важно в свете рассматриваемой проблемы активизировать работу по созданию муниципальных спасательных служб обеспечения движения (далее по тексту - ССОД). Службы эти необходимо создавать за счёт сил предприятий, организаций, фермерских хозяйств и частных предпринимателей, которые расположены вблизи сложных участков автодорог и имеют снегоочистительную и высокопроходимую технику. При этом за структурными подразделениями муниципальных ССОД (командами, группами, звеньями, отрядами) необходимо закреплять конкретные, по возможности ближайшие участки автодороги, что должно быть в обязательном порядке отражено в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих муниципального образования и организаций.

Безусловно, учитывая характер сложившихся отношений между хозяйствующими субъектами, а также социально-экономические условия в стране, необходимо:

- предварительно согласовывать порядок и размеры возмещаемых затрат на горюче-смазочные материалы, за амортизацию техники и её ремонт, а также на заработную плату работников привлекаемых спасательных служб. Реальнее всего эти затраты возможно возмещать за счёт создаваемых резервов финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- отражать в коллективном трудовом договоре и индивидуальных трудовых договорах на основании ст. 10 Федерального закона «О гражданской обороне» возможность зачисления работников организаций в состав спасательных служб.

Безусловно, при определённых условиях и по решению соответствующих должностных лиц к решению задачи обеспечения беспрепятственного движения по федеральным дорогам могут и долж-

- 31

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

ны привлекаться силы и средства (в первую очередь те, которые дислоцируются в непосредственной близости от соответствующих автодорог федерального значения) других федеральных органов, в том числе силовых. Это утверждение основано на требованиях п. 9 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16], в котором определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом в эти силы должны входить не только инженерные войска Минобороны Российской Федерации, которых после сокращения вооружённых сил практически не осталось, а любые войска и воинские формирования, которые дислоцируются на территории данного субъекта Российской Федерации. Их целесообразно привлекать не только для расчистки дорог от снега, как с помощью техники, так и вручную, но и для проведения разведки, эвакуации застрявшего автотранспорта, снабжения горючим, оборудования полевых пунктов обогрева и питания, а с восстановлением медицинских рот в Минобороны Российской Федерации, и оказания медицинской помощи.

В интересах более качественного и эффективного взаимодействия сил и средств организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС на автомобильных дорогах полагаем необходимым Минтрансу Российской Федерации совместно с МЧС России и другими заинтересованными ведомствами проработать вопрос создания функциональной подсистемы «Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения» РСЧС.

Останавливаясь на вопросе соблюдения культуры поведения на дорогах как со стороны автолюбителей и профессиональных водителей, так и автоперевозчиков, хотелось бы в первую очередь призвать водителей грузового автотранспорта при наступлении зимнего сезона иметь на ведущих осях резину маркировки М&S (то есть грязь и снег) с остаточным рисунком протектора не менее 1 мм, а легкового автотранспорта - иметь зимнюю резину.

Вступление в силу с 1 января 2015 года требований технического регламента о безопасности колесных транспортных средств [18], что определено решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877, в соответствии с которыми минимальный остаточный рисунок протектора шин для грузового автотранспорта при его эксплуатации в зимних условиях составляет от 2 до 4 мм будет способствовать облегчению движения автотранспорта в зимний период в условиях снегопада. (Минимальная глубина протектора шин для грузовых автомобилей в ряде европейских стран, имеющих климатические условия, схожие с нашими, составляет 3-5 мм).

Во-вторых, перед отправкой в рейс автоперевозчикам и водителям необходимо ознакомиться с прогнозом погоды по предполагаемому маршруту движения, состоянием автомагистралей, а также рекомендуемым режимам движения. Данная информация в настоящее время доступна на сайте Ро-савтодора. Однако беда в том, что руководители транспортных компаний, водители и даже должностные лица мастерских участков (МУ, ДЭУ, ДРП) дорожно-эксплуатационных предприятий не так часто обращаются к нему, а иногда и игнорируют выдаваемую на сайте объективную информацию о возможности снежных заносов, снегопадов, либо ремонтных участков трассы.

В-третьих, водителям, прежде всего автолюбителям, при отправке в рейс зимой необходимо иметь с собой мобильный телефон и устройство для подзарядки его аккумулятора от бортовой сети автомобиля, минимальный запас продуктов и воды, электрофонарик, лекарственные средства с учётом имеющихся заболеваний.

32 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

И последнее, в условиях движения по дороге зимой необходимо строго соблюдать требования ПДД особенно в части скоростного режима и правил обгона, оказывать посильную помощь другим участникам движения и пассажирам и неукоснительно выполнять указания сотрудников ГИБДД, а также спасателей.

В транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [2] указывается: «Недопустимо создание чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры. При решении этих задач должно быть обеспечено проведение комплекса взаимосвязанных, согласованных и централизованно управляемых мероприятий по подготовке, эксплуатации и, при необходимости, восстановлению всех видов транспортных коммуникаций».

Комплексный и системный подход к обеспечению дорожного движения зимой позволит не допустить коллапсов на дорогах и избежать человеческих жертв, а также поднять имидж государства и государственных служб, обеспечивающих нормальное движение на дорогах и безопасность.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734.

3. Дементьев А.В., Изряднова О.И., Реус А. Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство в транспортном комплексе Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2003. № 10,11,12. 2004. № 1.

4. Белозёров О.В. «Дорожная сеть России» (доклад на конференции III Евразийского транспортно-логистического форума 15 марта 2012 года).

5. Дементьев А.В. Обеспеченность инфраструктурой: дорожное хозяйство России по сравнению с показателями других стран // Российское предпринимательство. № 10. 2008.

6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377 и от 30 декабря 2011 года № 1201).

7. Николаев А.С. Единая транспортная система. - М.: Лицей, 2001.

8. Расников В.П., Карих Ю.С., Казанский В.Д. Учитывать в проектах магистралей условия зимнего содержания // Автомобильные дороги. 1984. № 3.

9. Степанов А. Армия неспасения // Газета «Наша Версия» 2012. № 48.

10. Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной гидрометеорологической информации (ОДМ 218.8.002-2010), утверждённые распоряжением Росавтодора от 14. 04.2010 года №296-р.

11. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

12. Бялобжеский Г.В., Дербенева М.М. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М.: Транспорт, 1975.

13. Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог. ОДН 218.014-99. -М.: 1999.

14. Наумов И., Сергеев М. Дорожный тупик русской экономики // Независимая газета 2012. № 257.

15. Stransky И. Zimni udrzba dalnic v cislech. - oilnicni obzor. 1980. № 4. v. 41.

16. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

18. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных сред».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.