ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ОБУЧАЮЩИМСЯ ДОУ
Е.Ю. Ситникова1
В статье выделены направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды с целью формирования духовно-нравственных ценностей и компетентности по сохранению духовно-морального и психического здоровья дошкольников, разработана Программа формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения, проведен анализ формирования психологически безопасной развивающей среды.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательной среды; психологическое здоровье; методики исследования комфортабельной и безопасности развивающей среды в ДОУ; тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика диагностики уровня эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №22 «Сказка».
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены методики, формы организации образовательной работы, которые показывает специфику работы на дошкольном отделении.
Формируемая часть программы реализуется по следующим направлениям: духовно-нравственное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; техническое развитие; - методика последовательного воспитания и развития (для детей 1,5-3 лет).
В 2020-2021 учебном году организация образовательного процесса в учреждении была направлена на обеспечение полноценного развития личности детей во всех пяти образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Применялись следующие методики исследования. Представленные на
рис. 1.
В нашем исследовании приняли участие 15 воспитанников (возраст от 5 до 6 лет) группы из 8 мальчиков и 7 девочек. В группе есть воспитанники, которые не проявляют на занятиях высокую активность. Дошкольники групп старшего дошкольного возраста в полной мере владеют навыками самообслуживания, а также умеют помогать друг другу. По темпераменту дети разные: 3 мальчика и 2 девочки - холерики (повышенная возбудимость, недостаток самообладания, несдержанность, крикливость, вспыльчивость, нетерпеливость). Стеснение и робость перед чужим человеком испытывают 2 девочки и 1 мальчик. 3 мальчика и 1 девочка - меланхолики (ранимость, пассивность, заторможенность,
1Ситникова Елена Юрьевна - магистрант, Омская гуманитарная академия ЧУОО ВО «ОмГа», Россия.
Научный руководитель: Котлярова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, ЧУОО ВО «ОмГа», Россия.
неуверенность в себе). 1 мальчик и 2 девочки - сангвиники (подвижность, общительность, работоспособность).
Рис. 1. Методики исследования комфортабельной и безопасности развивающей среды в ДОУ
В исследовании принимали участие 12 родителей, 8 матерей и 4 отцов. На родительские собрания приходят в основном мамы. Неблагополучных семей не выявлено. А также 4 педагога дошкольного учреждения, с различным педагогическим стажем. Диагностика воспитанников проводилась по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Каждый ответ ребенка проанализирован отдельно. Нормальным уровнем тревожности обладают 9 воспитанников, средним - 5 воспитанников, высоким уровнем обладает 1 испытуемый. Особенно высоким проективным значением обладают «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Еда в одиночестве». Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, обладают высоким ИТ.
Испытуемые, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунке 2 «Ребенок и мать с младенцем», 7 «Умывание», 9 «Игнорирование» и 11 «Собирание игрушек», обладать средним ИТ.
Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок «Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый «Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», и в ситуациях, моделирующих повседневные действия «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве». Уровни тревожности дошкольников представлены на рисунке 2.
100% яом ео% 70% бОМ 50% 40К 30*
го% 10К
он
УТ
Рис. 2. Результаты диагностики уровня тревожности дошкольников
Что касается отношений родителей и администрации дошкольного образовательного учреждения по задачам создания развивающей среды, то опрошенные нами воспитатели, которые выступали в роли профессионалов, отметили, что за то время, которое они трудятся в дошкольных учреждениях, родители (опекуны) значительно поменялись. Специалисты заметили, что современные родители (опекуны) меньше интересуются успехами и бедами детей, тем, что дети делают без них в дошкольных учебных заведениях. Педагоги обоснуют такое поведение родителей «чрезмерными требованиями, ускоренным ритмом прогрессивной жизни жизни, потребностью обеспечивать (содержать) семью». Результаты изучения родительского отношения дошкольников (методика ОРО), представлена на рисунке 3.
100
90
во
70
60
50
10
30
20
10
О
РО
Рис. 3. Результаты диагностики родительского отношения по методике ОРО
Наиболее сильно выражен показатель «маленький неудачник» (70,05), отражающий особенности восприятия и понимания детей родителями. При таких высоких значениях этого показателя в родительских отношениях к детям.
Имеются стремления инфантилизировать детей, приписывая им социальную и личностную несостоятельность. Родители видят детей младшими по сравнению с реальным возрастом. Мысли, чувства, интересы, увлечения детей кажутся родителям несерьезными. Дети представляются им неуспешными, открытыми для дурных влияний, не приспособленными к жизненным трудностям. Родители не испытывают доверие к своим детям, досадуют на их
неумелость и неуспешность. Поэтому родители стремятся оградить детей от жизненных трудностей и строго контролируют их действия. По показателю «принятие-отвержение» цифры более смещены в сторону отвержения. Показатель отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Это означает, что родители не до конца уважительно относятся к индивидуальности своих детей, не во всем симпатизируют им. Родители мало времени уделяют детям, одобряют не все их занятия и планы. Бывает, родители воспринимают своего ребенка неприспособленным, неудачливым, плохим; им иногда кажется, что дети не смогут добиться жизненного успеха из-за того, что у них низкие способности, небольшой ум, дурные наклонности. Случается, что родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; они не уважают собственных детей и не доверяют им. Показатель «авторитарная социализация» немного выше среднего (53,64). Он отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении проявляется авторитаризм. Родители требуют от детей беспрекословного послушания и строгой дисциплины. Они стремятся навязать ребенку свою волю, не желают принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенок получает наказание. Родители внимательно отслеживают общественные достижения ребенка, следят за его мыслями, чувствами, индивидуальными особенностями, привычками. Слабее всего выражен показатель «кооперации» (12,13), который отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержание этого показателя: родители мало интересуются делами и планами детей, не стремятся им помогать, не особенно сочувствуют им. Воспитателю ДОУ приходится каждый день тратить собственную эмоциональную энергию, подкрепляя всевозможные нюансы общения: четко выслушивать воспитанников и их родителей, сопереживать, соболезновать, сочувствовать, усиленно запоминать и использовать информацию, ускоренно принимать решения. С нарастанием количества детей в группе возрастает и психоэмоциональная нагрузка на воспитателя, что отрицательно воздействует на воспитателя, на детях и их отношениях. Появление «эмоционального выгорания» случается поэтапно. По итогам диагностики возможно квалифицировать сформированность фаз предоставленного синдрома и доминирующие признаки.
Таким образом, с целью формирования духовно-нравственных ценностей и, соответственно, компетентности по сохранению духовно-морального и психического здоровья необходимо больше привлекать дошкольников к искусству (музыка, живопись, лепка, театр и др.). Арт-терапия стимулирует потребность в выражении своих чувств, в коммуникациях с другими людьми, стремление к самопознанию и исследованию окружающего мира. Применяя арт-терапию в процессе формирования развивающей среды ДОУ, мы используем театральное искусство, как наиболее результативное и доступное для организации этой деятельности в учебном учреждении дошкольного типа. Доказано, что в дошкольном возрасте театрализованная деятельность - это одно из наиболее эффективных педагогических средств воздействия на личностное развитие ребенка. В то же время, театрализованная деятельность является специфическим видом активности детей, одним из самых любимых видов детского творчества. В театрализованной деятельности реализуются потребности ребенка в познании себя через воссоздание различных образов, в самовыражении и общении.
На основе анализа результатов исследования мы убеждаемся в необходимости реализации коррекционно-развивающей программы в ДОУ.
Коррекционно-развивающая программа в ДОУ включает проектные технологии и познавательные занятия, рассчитана на детей 4—7 лет.
Разработанная нами программа состоит из следующих четырех этапов:
1 этап - мотивационно-информационный, включает виды деятельности с воспитанниками ДОУ, работу с родителями, работу с педагогами;
2 этап - репродуктивный, включает виды деятельности с воспитанниками ДОУ, виды деятельности с воспитанниками ДОУ, работу с педагогами.
4 этап - творческий, включает виды деятельности с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами.
С целью формирования духовно-нравственных ценностей и, соответственно, компетентности по сохранению духовно-морального и психического здоровья привлекаем дошкольников к искусству. Применяя арт-терапию в процессе формирования развивающей среды ДОУ, мы используем театральное искусство, как наиболее результативное и доступное для организации этой деятельности в ДОУ.
Таким образом, с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование психологически безопасной развивающей среды, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику изменения. При повторной диагностики использовались те же методики, что и при анализе уровня тревожности воспитанников, родительского отношения, эмоционального выгорания педагогов на начальном этапе эксперимента.
По результатам проведения повторной диагностики, проведенной по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), мы можем проследить динамику показателя общей тревожности. Уровень высокой тревожности снизился с 5% до 2%, повышенный- с 25% до 18%, нормальный увеличился с 70% до 80%.
Проведение коррекционных мероприятий в данном направлении, дало значимые результаты, так как уровень высокой тревожности воспитанников снизился. Результаты представлены на Рис. 4.
10096 90%
У1
Рис. 4. Результаты диагностики уровня тревожности дошкольников
Диагностика родительских отношений, после реализации коррекционной программы, проводилась по опроснику родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин). Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что и детско-родительские отношения улучшились. Показатель «принятие-отвержение» с 53,17 снизился до 45,18, показатель «кооперация» увеличился в значениях с 12,13 до 20,7, «симбиоз»- снизился с 57,96 до 55,37, показатель «авторитарная гиперсоциализация» снизил свое значение с 53,64 до 45,15 и «маленький неудачник»- с 70.05 до 61,23. После проведения повторной диагностики, мы увидели, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное воздействие на родительское отношение.
Сравнительные результаты представлены на рис. 5.
100 90 ВО 70 60 50 40 30 20 10
о
РО
Рис. 5. Диагностика родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
В результате проведения повторной диагностики эмоционального выгорания педагогов ДОУ по методике В.В. Бойко, мы наблюдаем изменения формирования симптомов.
Такие симптомы, как неадекватное избирательное реагирование, переживание психотравмирующих обстоятельств, редукция профессиональных обязанностей у испытуемых были доминирующими. Симптом тревоги и депрессии, психосоматические и вегетативные нарушения находились в стадии формирования. Полученные данные подтверждают: низкий уровень синдрома «эмоционального выгорания» с 61% увеличился до 63%, средний уровень сформированности данного синдрома с 32% снизился до 29%, высокий уровень «эмоционального выгорания» с 7% снизился до5%.
Таким образом, проведение коррекционных мероприятий в данном направлении, дало значимые результаты, так как высокий и средний уровни эмоционального выгорания снизились. Результаты представлены на Рисунке 6.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
ОМ
эв
Рис. 6. Диагностика уровня эмоционального выгорания воспитателей
После проведения повторной диагностики, мы увидели, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное воздействие на уровень детской тревожности, на родительское отношение, на уровень эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение коррекционно-развивающих мероприятий способствует формированию психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2016. - 172 с.
2. Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов / авт.-сост.: Е.В. Мазурова. - Барнаул: КГБУ, 2019. - 72 с.
3. Чиркина С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 136 с.
© Е.Ю. Ситникова, 2022.