Щф}
улшиш^ные /к(//Ки
Т. Н. Сафонова
УДК: 379.82:364.4
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ УРОКОВ
О современных условиях развития общества здоровье человека рассматривается не только как социальный и индивидуальный ресурс, но и как главный показатель его прогресса и цивилизованности, как признак гармоничного развития и комфортной среды для самовыражения каждой личности. Психологическая безопасная образовательная среда формируется в результате длительной системной и комплексной, специально организованной психолого-педагогической работы. Итог такой работы проявляется, если созданы:
- гуманистическая система образования в учреждении;
- единое образовательное и воспитательное пространство в ближайшем к образовательному учреждению средовом окружении;
- личность учащегося включена в образование как субъект этого процесса;
- значимые для учащегося сообщества, удовлетворяющие потребности межличностного общения, общий характер деятельности, отношения основаны на разумной требовательности и уважительном отношении друг к другу.
Вопросы организации безопасной образовательной среды отражены в исследованиях Э. М. Александровской, И. А. Баевой, М. М. Безруких, Г. В. Грачева, И В. Дубровиной, Т. Ф. Лошаковой, И. А. Мельник и других авторов. В работах И. А. Баевой, И. В. Дубровиной отмечается возможность сбережения психического здоровья при наличии психологической безопасной среды [2; 3].
Стремительное изменение жизни способствует быстрой смене взглядов и представлений детей и появлению новых объективных причин утраты их интереса к обучению. Поэтому особенно важно, чтобы содержание учебных занятий было интересным, учителя использовали новые формы и приемы обучения.
Вопрос создания и внедрения нововведений требует исследования многих проблем, не получивших исчерпывающего раскрытия в отечественной педагогике: зависимость распространения новшеств от особенностей среды, закономерности восприятия новшеств учителями, технологии инновационной образовательной практики, педагогические механизмы инновационного развития образовательных учреждений и других [4, с. 4].
Одним из факторов формирования комфортной психологической среды для деятельности младших школьников являются инновационные уроки. Умелое их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на мотивацию, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе. Убыстрение темпа современной жизни требует более активного использования инновационных уроков.
Инновационные уроки способствуют формированию комфортной психологической среды в обучении и воспитании младших школьников. Результативность нетрадиционного обучения учащихся общеизвестна. Такого рода обучение соответствует современным реалиям. Школьники с желанием занимаются тем, что требует не только знаний, но и проявления находчивости, самостоятельности и творчества.
Исследователи такого типа уроков (А.А.Бо-родай, В. В. Васильев, П. Т. Фролов и др.) подчеркивают их уникальные возможности стимулирования познавательных интересов учащихся. Психологи Х. Й. Лийметс, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман в своих исследованиях убедились в высокой эффективности коллек-
тивных видов учебно-познавательной работы школьников.
Несмотря на большую востребованность образовательных учреждений в творческих педагогах, понимание учителями необходимости проведения нетрадиционных уроков, в практике работы школ не так часто используются инновационные уроки. Это связано с тем, что подготовка к нетрадиционным урокам требует большого количества времени, с загруженностью педагогов, их эмоциональным выгоранием и просто нежеланием. Практически нет исследований, посвященных использованию инновационных уроков как средства формирования безопасной психологической среды в детском коллективе. В связи с этим проблема нашего исследования актуальна.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать дидактические основы формирования психологически безопасной среды посредством проведения инновационных уроков в условиях образовательного учреждения.
Мы предполагаем, что в результате реал-иизации модели формирования психологически безопасной развивающей среды в школе посредством проведения серии нетрадиционных уроков будет сохранным и стабильным психическое здоровье личности. Все новое востребовано любой профессиональной деятельностью человека, в соответствии с чем глубоко изучается, анализируется и внедряется. Инновации - это результат поисков и открытий, обобщение и внедрение находок творчески работающих учителей и в целом педагогических коллективов. Процесс этот должен быть управляемым и организованным.
Относительно педагогического процесса инновации - это новое в целях, содержании, методах и формах в обучении и воспитании; деятельность учителя и учащихся организуется совместно.
Говоря об инновациях в образовании, целесообразно обратиться, прежде всего, к понятию «образование», которое в словарях трактуется как производное от глагола «образовывать» и имеет смысл «создавать», «фор-
мировать» или «развивать» что-то новое. Создание нового - это инновация [5; 6; 8; 10]. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации» являются синонимами, введенными и в педагогику.
Таким образом, педагогическая инновация - нововведение в образовательную деятельность, внесение изменений в содержание, технологии обучения и воспитания, направленных на повышение их эффективности. Инновационный процесс - это комплексная деятельность, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств [12, с. 44]. В инновационном процессе научная идея доведена до стадии ее эмпирического использования. Этап зарождения научной идеи, ее развитие и практическая реализация составляют полный инновационный цикл.
Образовательные инновации - это либо случайная педагогическая инициатива, либо специально спроектированные новшества. Содержанием инноваций могут стать новые научно-теоретические знания; новые эффективные образовательные технологии; проекты, связанные эффективным инновационным педагогическим опытом, готовым к внедрению.
Нововведение - это качественно новое состояние учебно-воспитательного процесса, формирующееся в результате внедрения в практическую деятельность достижений психолого-педагогических наук и использования передового педагогического опыта.
Психологическая безопасность в образовании как научная проблема стала широко пониматься не так давно. В работах И А. Бае-вой, Г. В. Грачева, А. А. Деркача и др., опубликованных в начале двухтысячных годов, акцентируется внимание на необходимости ее внедрения в практику профессиональной деятельности.
Психологи, в частности, Э. Эриксон А. Маслоу, Э. Фромм соотносят феномен «безопасность» с развитием психологии здоровья, указывая на возможность полноценного развития личности лишь при удовлетворении потребности в безопасности.
Достаточно полное определение психологической безопасности можно найти у Э. Фромма. По его мнению, психологическая безопасность - это сохранность психики человека и целостности личности; адаптивность функционирования человека, социальных групп, общества в целом; устойчивость развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой; возможности среды и личности в предотвращении и устранении угроз и другое [4 с. 25; 3, с. 271].
Школа является образовательным учреждением, осуществляющим профессиональную деятельность с целью личностного развития всех участников образовательной среды. Обеспечить психологическую безопасность в образовательной среде возможно на разных уровнях, в том числе личностном. Специалисты называют виды угроз психологической безопасности образовательной среды, среди которых: психологическое насилие во взаимодействии; непризнание значимой образовательной среды, а также неудовлетворенное личностное общение; неразвитая система психологической помощи в образовательном учреждении; наличие эмоционального выгорания педагогов.
Последствиями отсутствия психологической безопасности образовательной среды могут быть проявления эмоционального дискомфорта; отсутствие собственной точки зрения; заниженная самооценка; непонимание личных проблем и трудностей других в ближайшем окружении и другое. Таким образом, психологически безопасная образовательная среда в образовательном учреждении -это такая среда, в которой многие участники положительно относятся к ней, владеют высоким уровнем удовлетворенности средовы-ми характеристиками учреждения и защищены от психологического насилия [11, с. 105].
Организация безопасной образовательной среды в учебном заведении возможна при активном предупреждении проблемного, деструктивного развития ученика в школе; эффективном применении соответствующих методик в ситуации стресса; наличии психо-
логически и педагогически компетентных педагогов, других участников образовательного процесса, а также самих учащихся.
Психологически безопасная образовательная среда может быть результатом только комплексной, системной, специально организованной психо лого-педагогической работы в учреждении образования, которая носит гуманистический характер, имеет единое образовательное и воспитательное пространство; учащийся является субъектом образовательного процесса. Значимыми для ученика являются сообщества в школе, удовлетворяющие его межличностное общение, а отношения между учениками и педагогами характеризуются и требовательностью, и уважением друг друга.
Модель психологически безопасной образовательной среды учебного заведения включает защищенность от психологического насилия; рефератную значимость окружения; удовлетворенность в личностно-дове-рительном общении [1].
Огромное значение для формирования у детей младшего школьного возраста основ безопасного поведения имеет воспитание чувства собственного достоинства и обеспечение эмоционально положительного отношения к себе, что лежит в основе структуры самосознания ребенка. В. Кудрявцев, А. Ко-нонко и Г. Кошелева определяют необходимость педагогической поддержки положительной саморегуляции и корректировки социально осуждаемых опасных форм поведения. Аналогичных взглядов придерживается Э. Берн. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил выявить те качества, которыми должен обладать педагог, чтобы создать обстановку психологической безопасности для учащихся и психологической защищенности для себя. Такой педагог должен быть конгруэнтным (то есть искренним, естественным в своих проявлениях и откровенным в отношениях с детьми), безусловно, положительно относиться к детям (испытывать теплые чувства к ним, принимать ребенка таким, какой он есть), эмпатичным (понимать поведение
ребенка, его реакции и действия с точки зрения самого ребенка, смотреть его глазами).
Психологически безопасную образовательную среду может создать педагог, которому присущи:
- сложившаяся личностно ориентированная профессиональная позиция. В этой характеристике концентрируются главные показатели профессиональной культуры педагога, основные побудительные силы его труда, устойчивая система отношений к детям, к себе, определяющая его поведение, стиль деятельности;
- высокий уровень коммуникативной, социально-психологической компетентности, который предполагает знание в области процессов общения, межличностных отношений, возможности познания личности учащихся, а также умение налаживать взаимоотношения между детьми, формировать их культуру общения, готовность к созданию благоприятного психологического климата в коллективах;
- высокий уровень культуры профессионального здоровья. Профессиональное здоровье педагога сказывается на результатах всей учебно-воспитательной работы, а также на здоровье учащихся;
- сложившееся саногенное мышление. Педагог с преобладанием саногенного типа мышления умеет концентрировать внимание на позитивных явлениях жизни, умеет прощать обиды, не держать гнева, открытый для дружеских отношений с детьми, коллегами по работе, умеет создать вокруг себя ауру добра и доброжелательности;
- адекватная самооценка, позитивная Я-концепция. Атмосферу защищенности и комфорта может создать педагог, у которого адекватная самооценка, положительное самоотношение [7, с. 388];
- сформированный персональный стиль межличностного общения гармонизирует личность педагога. Стиль педагогического общения влияет на становление эмоционального опыта детей, на формирование многих личностных качеств (альтруизм, самостоятельность, объективность, инициативность и
т. д.), на уровень познавательной активности, психологический климат в коллективе. Личностно ориентированная педагогика признает, что между здоровьем и эмоциональным комфортом детей и педагогов, а также характером их взаимодействия, есть прямая зависимость.
При рассмотрении процесса формирования психологически безопасной развивающей среды в соответствии с целями и задачами исследования мы разработали дерево целей. Дерево целей - иерархическое визуальное представление достижения целей; принцип, при котором главная цель достигается за счет совокупности второстепенных и дополнительных целей. Генеральная цель -теоретически обосновать и экспериментально исследовать дидактические основы формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях образовательного учреждения реализуется посредством решения следующих задач исследования:
- обосновать формирование психологически безопасной развивающей среды в школе через использование инновационных уроков;
- разработать серию инновационных уроков по формированию безопасной психологической среды;
- сформулировать рекомендации по формированию психологически безопасной развивающей среды.
Нами была разработана модель формирования психологически безопасной развивающей среды в начальной школе. Модель психологически безопасной развивающей среды состоит из целевого блока, теоретического, диагностического, содержательного, аналитического, результативного, блока рекомендаций.
Целевой блок предполагает теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности влияния инновационных уроков на формирование безопасной психологической среды в образовательном учреждении и в начальной школе, в частно -сти.
Теоретический блок представляет собой разработку модели формирования безопас-
Щф}
улшиш^ные /к(//Ки
ной психологической среды посредством проведения инновационных уроков.
В диагностический блок входят проведение диагностик по выявлению уровня тревожности у учащихся, определение родительских отношений и определение эмоционального выгорания педагогов. Диагностический блок содержит методики: «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен,); опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин); методику диагностики уровня эмоционального выгорания личности В. В. Бойко.
Содержательный блок включает серию инновационных уроков, используемых для формирования безопасной психологической среды в школе.
Аналитический блок показывает результаты повторной диагностики формирования безопасной психологической среды для младших школьников.
Результативный блок - эффективность проведения инновационных уроков. Результатом проведенной работы станет блок рекомендаций для педагогов по подготовке и проведению инновационных уроков в начальной школе.
Исследование состояло из четырех этапов. На первом этапе - поисково-подготовительном - была изучена психолого-педагогическая литература по данному вопросу, сформулированы задачи, определены объект и предмет исследования, сформулирована рабочая гипотеза и подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.
Первый этап исследования - констатирующий эксперимент - проводился с целью определения сформированности психологически безопасной развивающей среды, изучения состояния разработанности проблемы, создания экспериментальной базы.
На втором этапе (этапе формирующего эксперимента) была реализована программа формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях образовательного учреждения.
На третьем этапе - контрольно-обобщающем - было проведено повторное исследование, анализ и обобщение результатов, формулирование выводов.
Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока может помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.
Инновационный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала; к сочетанию методов обучения; к внешнему оформлению.
Одним из таких является урок «пресс-конференция». Цель данного урока - повторение материала по теме или какому-либо вопросу. Урок состоит из четырех частей: ответы «сотрудников» пресс-центра на вопросы «журналистов»; подготовка и оформление редакционных заданий: каждый «журналист», на основе полученных ответов на свой вопрос, пишет заметку в журнал; отчет о проделанной работе; подведение итогов и выпуск «экспресс-газеты».
Очень эффективным бывает «урок-соревнование». Цель - закрепление умения решать задачи разных типов. К уроку заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задания, готовит оборудования для постановки экспериментов и материал для кратких сообщений по теме. Начинается разминка (решение командами задач); демонстрируется опыт (требуется его объяснение); далее - конкурс капитанов (решение экспериментальных задач), в это время прослушивается еще один рассказ. Далее следует конкурс команд: самостоятельное решение расчетных задач «на время». Завершается урок
подведением итогов и объявлением команды-победительницы.
Ярким примером стали уроки типа КВН. Цель: повторение тех или иных разделов программы. Приведем примерную схему такого урока. Занятие состоит из конкурсов-этапов: разминка (задание - составить рассказ по пройденной теме. Один ученик начинает рассказ, другой продолжает и т. п.); конкурс «проверка домашнего задания» (нужно сыграть сценку, где было бы отражено главное в теме); решение задач с выбором ответа; конкурс «угадай» (один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое понятие, входящее в данную тему, было загадано); конкурс «артистов» и «художников» («художник команды» уходит за дверь, демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашают «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт, «художник» должен его узнать и изобразить рисунком); заключительный этап - подведение итогов.
Ярко запоминающимися являются уроки, которые ведут ученики. Педагог назначает (или ученики выбирают) «дежурного учителя», который должен составить вопросы для обсуждения. На следующем уроке класс делится на «учеников» и «учителей». На первом этапе (5-6 мин.) «учителя» тихо опрашивают своих «учеников» (каждый - одного) и выставляет ему в тетрадь оценку: если нужно, он помогает уяснить то, что непонятно. На втором этапе (тоже 5-6 мин) все воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной лекции (объяснение). На третьем, самом продолжительном, этапе «дежурный учитель» устно опрашивает класс; по ходу этого устного опроса-беседы ученики-лаборанты могут показывать опыты. После выставления оценок высказывают свое мнение о работе «дежурного учителя».
Еще одни примером инновационного урока может быть «урок-аукцион». Его цель -в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний. Структура данного урока такова: привет-
ствие; повторение во время опроса основных вопросов темы; объяснение правил аукциона; «продажа» предметов; музыкальная пауза; продолжение «продажи», музыкальный финал; итоги. За демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены продаваемые предметы. Ведущий запускает волчок; стрелка указывает, какой именно предмет будет «продаваться». Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать связь с пройденной темой. Выигрывает тот, кто до счета «три» последним дает ответ.
Интересным считается урок - заочная экскурсия. Заранее готовится материал, фотографии и т. п. Класс разбивается на три экскурсионные группы, каждая из которых получает комплект фотографий (материала). Группы по очереди ведут экскурсию по «своим» участкам. Заканчивается занятие «аукционом» деловых идей.
Ученики всегда активно участвуют в итоговом уроке-концерте. Можно провести его как урок-обобщение - предложить ребятам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Ребята читают по очереди. Между выступлениями -небольшие паузы, когда звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках - концертах возрождается забытый жанр искусства - мелодекламация.
Любимым для учеников может стать урок-игра «морской бой», цель - повторение и обобщение изученного материала. Класс делится на эскадры, каждая из которых, в свою очередь, разбивается на корабли (крейсер, фрегат, подводная лодка). Эскадры поочередно задают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, он тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям своей эскадры. Кто-то потоплен, кто-то, набрав нужное количество баллов, отправляется в плавание. Зная о таком предстоящем уроке, дети на протяжении
изучения всей темы стараются хорошо усвоить материал (никто не хочет пойти ко дну). Вопросы и задания на этом уроке - это творчество учителя [9, с. 146].
В нашем исследовании приняли участие 25 учеников 1 класса (20 мальчиков и 5 девочек), а также 25 родителей (15 матерей и 10 отцов). Неблагополучных семей не выявлено. Участвовали 5 педагогов школьного учреждения с различным педагогическим стажем.
Диагностика воспитанников проводилась по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен). По результатам первичной и повторной диагностики мы можем проследить динамику показателя общей тревожности. Уровень высокой тревожности снизился с 5 % до 2 %, повышенный - с 25 % до 18 %, нормальный уровень увеличился с 70 % до 80 %.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. В ходе исследования родительские отношения рассматриваем критерием психологически безопасной развивающей среды.
Результаты диагностики родительских отношений, проводимой по опроснику родительского отношения (авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин) после реализации коррекцион-ной программы, позволяют сделать вывод о том, что и детско-родительские отношения улучшились. Показатель «принятие-отвержение» с 53,17 снизился до 45,18; показатель «кооперация» увеличился в значениях с 12,13 до 20,7; «симбиоз» - снизился с 57,96 до 55,37; показатель «авторитарная гиперсоциализация» снизил свое значение с 53,64 до 45,15 и «маленький неудачник» - с 70,05 до 61,23. Полученные показатели указывают на то, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное воздействие на родительское отношение.
Выявление симптомов эмоционального выгорания является первым этапом в сохранении и укреплении психического здоровья
педагогов. Синдром эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. Данный синдром оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность человека, мешает установлению адекватных отношений не только с детьми, их родителями, но и с близкими людьми. Состояние эмоционального выгорания является сигналом психологически небезопасной развивающей среды в образовательном учреждении. Целью методики диагностики уровня эмоционального выгорания личности является определение симптомов выгорания.
Для диагностики и установки степени форсированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания была использована анкета В. В. Бойко, адаптированная Е. Е. Алексеевой для педагогов образовательных учреждений. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и фазу развития стресса. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитаны-ми для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
Симптом тревоги и депрессии, психосоматические и вегетативные нарушения (по методике диагностики уровня эмоционального выгорания личности В. В. Бойко) находились в стадии формирования. Полученные данные подтверждают: низкий уровень синдрома эмоционального выгорания с 61 % увеличился до 63 %, средний уровень сфор-мированности данного синдрома с 32 % снизился до 31 %, высокий уровень эмоционального выгорания с 7 % снизился до 6 %.
Таким образом, проведение мероприятий в данном направлении за непродолжительный период дало пока незначительные результаты, но высокий и средний уровни эмоционального выгорания снизились.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что среди многих факторов, обеспечивающих оптимальный уровень психического и физического здоровья ребенка, важным является рациональный режим деятельности образовательного учреждения. Основным принципом правильной организации режима дня учреждения является его соответствие возрастным психофизическим особенностям школьника.
Нами разработаны методические рекомендации педагогам по использованию инновационных уроков в начальной школе:
- инновационные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
- слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
- инновационному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и, в первую очередь, разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
- при выборе форм инновационных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
- важно интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков;
- в проведении инновационных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей -воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена открытому для исследований вопросу формирования безопасной психологической среды в образовательной школе. Автор обосновывает актуальность и необходимость использования инновационных уроков с целью формирования комфортной среды для деятельности младших школьников; выделяет угрозы и следствия отрицательной среды; называет условия ор-
ганизации безопасной образовательной среды в учебном заведении; предлагает модель формирования психологически безопасной развивающей среды в начальной школе; приводит примеры используемых инновационных уроков.
Ключевые слова: среда, безопасная среда, психологическая среда, инновация, инновационные уроки.
SUMMARY
The article is devoted to the issue of forming a safe psychological environment in an educational school, which is open for research. The author substantiates the relevance and necessity of using innovative lessons in order to create a comfortable environment for the activities of primary school students; identifies the threats and consequences of a negative environment; names the conditions for organizing a safe educational environment in an educational institution; offers a model for the formation of a psychologically safe developing environment in primary school; gives examples of innovative lessons used.
Key words: environment, safe environment, psychological environment, innovation, innovative lessons.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андроникова О. О. Организация безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/search/ ?text.
2. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. - СПб.: Речь, 2014. - 228 с.
3. Беганцова И. С. Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 23 (157). - С. 271-273. - URL: https://moluch.ru/ archive/157/44337/.
4. Волченкова Т. В. Развитие образовательного учреждения на основе инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 23 с.
5. Горбачева В. Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельно-
Щф}
Л-
.ц</jtит<(/>ные н4мКл,
сги [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ibl.ru/konf/070411/17.html.
6. Зарипова Г. М. Инновационные процессы в образовании [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2011. - URL: https:// poisk-ru.ru/s38993t8.html.
7. Каменева И. Ю. Личностно-ориенти-рованная стратегия обучения как условие создания безопасного образовательного пространства // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: матер. II Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Тула, 29 октября 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. -С. 388-392.
8. Краснова Н. В. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/statya-inno-vacii-v-obrazovanii-583345.html.
9. Нестандартные формы уроков математики в 1 классе /под ред. Котельниковой Г. Н. -Шадринск, 2011. - 146 с.
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений. - М.: Мир и образование, 2015. -1375 с.
11. Психологическая безопасность образовательной среды школы // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. - СПб.: Речь, 2006. -С. 105-118.
12. Юсупова Э. Ф. Сущность педагогических инноваций в системе образования // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа, 2015. - С. 44-46.
Т.В. Зотова
159.9.072
СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПЕРВОГО ПО ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
\ отивация учения, являясь первым звеном в структуре учебной деятельности, является своего рода топливом, запускающим, направляющим и поддерживающим усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Чем больше желания учиться, тем больше вероятности, что ученику хватит энергии для успешного освоения учебной деятельности.
Мотивация учения является частным случаем мотивации деятельности. Мотивация определяется Х. Хекхакузеном как внутреннее состояние индивида, которое стимулирует его действовать в направлении достижения определенной цели [7]. «Хорошо известно, что на результаты деятельности влияет степень заинтересованности человека в предлагаемой работе и ожидаемых результатах, или, другими словами, уровень и характер мотивации работника» [1, с.33]. «Руководитель, стремящийся к эффективной и слаженной работе членов своего коллектива, должен обладать знаниями о механизмах мотивации, хорошо ориентироваться в вопросах управления мотивацией работников организации, так как это является мощным стимулом для роста продуктивности работы, а также для повышения степени удовлетворенности работников содержанием труда и пребыванием в данной организации» [1, с. 34]. Приведенные выше слова в полной мере относятся и к деятельности учителя, организующему учебную деятельность обучающихся. Поэтому учителям важно знать, какие виды мотивов выражены у обучающихся различных ступеней обучения.