Научная статья на тему 'Опыт реализации модели безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ Жигаловского района'

Опыт реализации модели безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ Жигаловского района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ / БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатова Ю. Л.

В статье автор рассматривает апробацию модели управления процессом создания безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ Жигаловского район, Иркутской области. Автор считает, что при реализации данной модели происходит улучшение психологического климата в педагогическом коллективе, уровня педагогического мастерства педагогов, грамотности родителей. Качественно организованный образовательный и воспитательный процесс, направленный на развитие личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, возможностей и желаний, позволяет создать безопасные и комфортные условия для всех участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатова Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации модели безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ Жигаловского района»

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МКОУ РУДОВСКОЙ СОШ ЖИГАЛОВСКОГО РАЙОНА

© Богатова Ю.Л.*

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Рудовская средняя общеобразовательная школа,

Иркутская область, п. Жигалово

В статье автор рассматривает апробацию модели управления процессом создания безопасной образовательной среды в МКОУ Рудов-ской СОШ Жигаловского район, Иркутской области. Автор считает, что при реализации данной модели происходит улучшение психологического климата в педагогическом коллективе, уровня педагогического мастерства педагогов, грамотности родителей. Качественно организованный образовательный и воспитательный процесс, направленный на развитие личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, возможностей и желаний, позволяет создать безопасные и комфортные условия для всех участников образовательных отношений.

Ключевые слова модель управления процессом, безопасная образовательная среда.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Рудовская средняя общеобразовательная школа Жигаловского района, Иркутской области (далее МКОУ Рудовская СОШ) находится в селе Рудовка, которое расположено 12 км от п. Жигалово, являющимся центром муниципального образования «Жигаловский район». В школе обучаются дети из села Рудовка и населенных пунктов Жигаловского района: с. Усть-Илга (41 км), Во-робьёво (25 км), Пономарева (12 км), с. Петрово (41 км), д. Заплескино (62 км). При школе функционирует пришкольный интернат, где проживают эти обучающиеся. На территории школы расположены стадион и учебно-опытный участок с теплицей. При МКОУ Рудовской СОШ функционирует структурное подразделение Пономаревская начальная школа - детский сад, где реализуется образовательная деятельность дошкольной разновозрастной группы и 1-4 классов начального общего образования. МКОУ Рудовская СОШ является светской, некоммерческой образовательной организацией, реализующей программы дошкольного общего, начального общего, основного общего и среднего общего образования. На протяжении трёх последних лет контингент обучающихся колеблется от 73 до 77 человек, причём, наблюдается увеличение обучающихся на начальном уровне образования за счёт

* Директор МКОУ Рудовской СОШ.

Педагогические науки

45

количества первоклассников. Анализ социального статуса участников образовательных отношений показывает, что увеличивается количество семей многодетных, неполных, малообеспеченных, также возрастает число социально-неблагополучных семей. Анализ состояния образовательной среды в образовательных организациях Жигаловского района показал наличие таких актуальных и для российского образования в це -лом проблем, как:

- переход педагогов школы от традиционной модели обучения, основанной на «знаниевом» подходе к модели компетентностного подхода обучения;

- профессиональное выгорание педагогов школы,

- тенденция снижения психологического климата в педагогических коллективах;

- тенденция снижения удовлетворенности комфортной средой и образовательными услугами среди участников образовательных отношений.

Исходя из вышесказанного, главной установкой при реализации новой федеральной образовательной политики в Жигаловском районе становится повышение эффективности образовательной деятельности образовательных организаций в соответствии с новыми образовательными стандартами, а также, повышение эффективности управления функционированием и развитием муниципальной системы образования.

Одним из условий повышения эффективности образовательной деятельности образовательных организаций является создание безопасной образовательной среды.

Апробация модели управления процессом создания безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ Жигаловского района была выстроена в соответствии с выделенными в ее структуре компонентами (управленческим, пространственно-семантическим, содержательно-методическим, коммуникативно-организационным), и осуществлялась с помощью различных механизмов (административно-организационным, экономическим, социально-психологическим).

Управленческий компонент заключается в управлении процессом создания безопасной образовательной среды на основе последовательных, взаимосвязанных действий: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, мотивации, контроля.

На первом ориентировочно-поисковом этапе проводилась работа по выявлению проблемы исследования безопасной образовательной среды образовательных организаций Жигаловского района. В феврале 2013 года проведен мониторинг удовлетворенности безопасной образовательной среды среди участников образовательного процесса (обучающиеся 7-11 классов, родители, педагоги).

46

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ 2013 г. показал, что эмоционально-психологический климат для всех участников педагогического процесса на среднем уровне комфортности. Родители удовлетворены учебным заведение в большей степени, чем учащиеся и педагоги. Возможность участвовать управлением школой, принимать решения у педагогов более значима, нежели у других участников педагогического процесса. Степень поддержки и содействия администрации педагогами школы, как и мотивация к учению у учащихся на более высоком уровне, чем у родительского сообщества. В результате все участники педагогического процесса пришли к единому мнению по степени удовлетворенности качеством образовательных услуг.

На основании аналитического отчета по мониторингу безопасной образовательной среды, представленного педагогом-психологом руководителем МКОУ Рудовской СОШ были приняты управленческие решения о внесении изменении в образовательный и воспитательный процесс, спланированы и выполнены следующие действия по определению теоретико-методологической основы и категориальный аппарата «образовательная среда» и «безопасная образовательная среда».

На первом этапе были реализованы следующие мероприятия:

1. Проведено совещание при директоре с администрацией МКОУ Ру-довской СОШ, проведен педагогический совет с педагогическим коллективом по обсуждению и определению основных ключевых понятий безопасной образовательной среды.

2. Изданы приказы «О проведении экспериментальной работы по моделированию безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ», и изучены педагогическим коллективом нормативно - правовые документы различного уровня: Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации ФЗ №273 от 29.12.12 года», « Федеральные государственные образовательные стандарты», « Стратегия развития системы образования Жига-ловского района до 2025 г» и другие нормативные документы.

Второй этап (2013-2014 гг.) стал для педагогического коллектива МКОУ Рудовской СОШ целеполагающим (прогностическим) В течение 2013-2014 года педагогический коллектив работал над постановкой целей и задач, осуществлял анализ условий, подбирал содержание, средства и методы, выполнял проектирование модели безопасной образовательной среды. Были сформированы творческие группы и создана команда специалистов, организующих образовательный процесс, разработано нормативное сопровождение управлением процесса создания модели, описаны ожидаемые результаты, определены критерии эффективности модели, а также риски и мероприятия по их минимизации.

На данном этапе были проведены совещание при директоре с администрацией МКОУ Рудовской СОШ, педагогический совет с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и

Педагогические науки

47

принципов, функций построения модели безопасной образовательной среды, плана действий коллектива, определение состава творческих проектных групп; проведены встречи с родителями (законными представителями) обучающихся в образовательной организации, проживающие в с.Рудовка и выездные родительские собрания с родителями (законными представителями) обучающихся, проживающих в пришкольном интернате с целью ознакомления их с результатами мониторинга, выявленными проблемами и путями их решения.

1. Разработана нормативно-правовая документация:

Локальные акты, регламентирующие процесс работы над моделью и проектами по созданию безопасной образовательной среды:

а) приказ о создании рабочих групп по разработке, реализации модели безопасной образовательной среды МКОУ Рудовской СОШ;

б) приказ о создании творческих проектных групп с обязательным распределением исполнения должностных обязанностей и функций;

в) «Положение о творческой проектной группе», «Положение о проектно-исследовательской деятельности», «Положение о проекте»;

г) внесены изменения в должностные инструкции педагогов, в «Положение о новой системе оплаты труда работников МКОУ Рудов-ской СОШ», разработана должностная инструкция «Руководителя проектной группы»;

д) внесены изменения в структуру управления безопасной образовательной средой (включение в общественно-государственное управление Управляющий Совет, «Школьный парламент», Родительский комитет творческие группы); и другие мероприятия.

2. Проведено теоретическое и практическое обучение педагогов по вопросах внедрения в воспитательный и образовательный процесс модели безопасной образовательной среды, через посещение педагогических советов, школьных методических индивидуальных и групповых консультаций, совещании при директоре, совещании руководителей образовательных организаций. Педагогами школы изучены новые современные технологии, в частности применение системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного подхода проблемного и проектного метода обучения и других современных инновационных технологий.

Обобщен опыт о деятельности организации по разработке модели безопасной образовательной среды в образовательной организации выполнения перед управлением образования и педагогическим сообществом на августовском Форуме работников образования « Жигаловского района»

В учебный план школы введены курсы, формирующие у обучающихся основы безопасной жизни и здорового образа жизни: к «Полезные привычки» 1-4 классы, элективный курс по физической культуре «Корригирующая гимнастика», элективный курс по биологии «Мониторинг окружающей сре-

48

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ды» (9 класс), элективный курс по ОБЖ «Мы и дорога» (5-6 класс), Элективный курс по медицине «Здоровый образ жизни» (10-11 класс).

На третьем этапе (2014-2015 г.), который определяется как организационно - содержательный разработана и одобрена педагогическим сообществом, обучающимися и родителями концептуальная модель безопасной образовательной среды. Здесь же начинается реализация проектов «Педагогическая безопасная образовательная среда», «Психологическая безопасная образовательная среда», «Нравственная безопасная образовательная среда», продолжается реализация проекта «Физическая безопасная образовательная среда» производится частично-опытно-экспериментальная апробация модели безопасной образовательной среды, обработка и анализ промежуточных эмпирических результатов.

На данном этапе выполнены мероприятия по реализации Управляющего компонента модели: издан приказ «Об апробации модели безопасной образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ»; изданы приказы «Об утверждении и реализации проектов «Нравственная безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда», «Психологическая безопасная образовательная среда»; внесены в соответствии с новым «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. изменения в локальные акты: « Положение об Управляющем Совете», «Положение о Школьном парламенте», «Положения о Родительском комитете», которые согласованы с созданными органами государственнообщественного управления.

Утверждены приказом учебно-методическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса учебные планы школы в соответствии с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов второго и первого поколения, учебно-методическая литература, рабочие программы по предметам, рабочие программы элективных курсов,

Пространственно-семантический компонент заключается в создании архитектурно-эстетической организации образовательного пространства, и символического пространства образовательной организации.

На данном этапе в образовательной организация:

а) улучшены материально-технические условия:

1. Произведены ремонтные работы в медицинском кабинете, кабинетах начальных классов, отремонтированы душевые комнаты для сотрудников пищеблока, произвели замену автоматической пожарной сигнализации и электропроводки в здании интерната и частично школы.

2. Установлены софиты для освещения доски в учебные кабинеты школы и структурного подразделения, произведи замену старых школьных досок на новые соответствующие санитарно-гигиеническим правилам доски.

б) пополнилась материально-техническая база школы:

1. Приобретена и установлена мебель для обучающихся начальной школы в учебные кабинеты, соответствующая нормам СанПина с регулируемой

Педагогические науки

49

высотой. Мебель для учительской (столы, стулья, диванчики, стол для компьютера, шкафы для книг и журналов).

2. Оснащена школьная столовая по программе комплексной модернизации образования технологическим оборудованием (электрические печи, водонагреватели, электромясорубка, овощерезка, холодильник, морозильная камера и другое оборудование), и мебелью (технологические столы для разделки, стеллажи для сушки посуды, обеденными столами и стульями).

3. Приобретены за счет внебюджетных средств и спонсоров школы: скакалки, мячи, шахматы, шашки, фишки для соревнований, теннисные мячи и ракетки, и другой спортивный инвентарь.

4. Оснащен физкультурный зал по программе комплексной модернизации образования при реализации ФГОС спортивным оборудованием: гимнастические брусья, козлы, мячи баскетбольные и волейбольные, маты для проведения гимнастических упражнений, лыжи, оборудование для прыжков в высоту, волейбольные и баскетбольный сетки.

5. Оснащен медицинский кабинет по программе комплексной модернизации образования при реализации ФГОС медицинским оборудованием и мебелью.

в) сформирован уклад школьной жизни:

1. Созданы органы ученического самоуправления «Школьный парламент», Управляющий Совет, Родительский комитет, которые раз в два года обновляются.

2. Создана творческая группа «Школа лидера», в которую вошли активисты классов, и школьного парламента, ребята во главе с педа-гогом-организатором учились развивать лидерские качества, познавать основы управления.

3. Разработана символика школы:

- на конкурсной основе разработаны девиз, герб, гимн школы;

- утверждены и согласованы со всеми участниками образовательного процесса нормативные акты, регламентирующие законы школьной жизни: «Правила поведения для обучающихся», «Правила внутреннего распорядка сотрудников школы», «Кодекс чести педагога», «Правила проживания в интернате»;

4. Ежегодно проводятся школьные традиции мероприятия (Туристический слет, Осенний бал, Масленица, «Новый год спешит к нам в гости», Акция самоуправления «День дублера», Акция«100 добрых дел», Акция «Поздравь ветерана» и другие традиции школы).

В содержательно-методическом компоненте модели на данном этапе в образовательной организации реализован по содержанию проект школы « Физическая безопасная образовательная среда». Цель данного проекта: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

50

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Осуществление методического сопровождения образовательновоспитательного процесса на данном проекте заключалось в следующем:

1. Учителя физической культуры прошли курсы квалификации по программам: «Организация учебного процесса в соответствии с ФГОС третьего поколения. Адаптивная физическая культура» (36 ч.) «Методическое содержание и организация занятий физической культурой с элементами лечебной физкультуры в образовательном учреждении» (36 ч.) «Нормативно-правовые требования образовательного процесса по физической культуре» (36 ч.).

2. В целях работы с детьми разных групп по медицинским показаниям учитель физической культуры прошел квалификационную подготовку по программе: «Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах в учебных заведениях (034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура))».

3. Учителя ОБЖ и учителя физической культуры, учителя начальных классов прошли подготовку в «Центре медицины и катастроф» г. Иркутск по программе «Оказание первой помощи на уроках».

4. Для всех педагогов и школы и воспитателей интерната проведены семинары-практикумы: « Здоровый учитель-залог успешной деятельности», «Профилактика профессионального выгорания» и другие.

Организационно-педагогические мероприятия:

1. В учебный план школы на 2014-2015, 2015-2016 учебные годы в часть, формируемую участниками образовательных отношений с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и согласия совершеннолетних обучающихся включены предметы практико-ориентированные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни: «Полезные привычки» 1-4 классы, « Полезные навыки» (5-9 класс), Полезный выбор (10-11 класс) элективный курс по физической культуре «Корригирующая гимнастика» (1-4 классы), элективный курс по медицине «Первая помощь пострадавшему» (5 класс), элективный курс по биологии «Микробиология» (8 класс), элективный курс по ОБЖ «Правила дорожного движения» (9 класс), элективный курс по физической культуре «Гармония и совершенствование телосложения» (9-10 класс), элективный курс по биологии «Общая биология. Многообразие организмов. Организм человека» (11 класс), элективный курс по физической культуре «Стэп-аэробика»» (11 класс).

2. Введены в воспитательный процесс программы внеурочной деятельности: спортивной направленности: мини-футбол (5-9 классы), баскетбол (5-11 классы), теннис (5-9 классы), легкая атлетика (1-9 классы), волейбол (8-11 классы), спортивные игры (1-4 классы), хореография (1-11 классы).

3. Разработаны адаптивные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специально-коррекционных классов VIII и VII вида и индивидуальные образовательные маршруты по изучению пред-

Педагогические науки

51

мета физическая культура для обучающихся, имеющих освобождение от физических нагрузок. Определены формы промежуточной аттестации.

4. Проведены разъяснительные родительские собрания по темам: «Здоровое питание школьника», «Результаты физического мониторинга», «Соблюдение режима дня обучающегося», и другие.

Проект «Педагогическая безопасная образовательная среда». Цель проекта: Переход на личностно-ориентированный подход обучения.

Методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса на этапе реализации проекта:

1. Все педагоги, воспитатели и администрация школы прошли курсы квалификации по программам:

- «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: условия, механизмы реализации»;

- «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

- «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования по предметам: информатики, право, истории, химии, биологии, географии, немецкого языка, русского языка, литературы и математики»;

- «Реализация федеральных государственных стандартов в педагогической деятельности»;

- «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности»;

- «Менеджмент в образовательной деятельности».

2. Для всех педагогов школы и воспитателей интерната проведены семинары-практикумы: «Системно-деятельностный подход», «Применение технологии личностного ориентирования на уроках русского языка и математики», «Формирование универсальных учебных действий», «Технология сотрудничества», «КТД в воспитательной компоненте», «Применение социальных проектов в педагогической деятельности», а также педагогические советы на темы: «Возрастные особенности обучающихся», «Ведущие новообразования и кризисы дошкольного, школьного и юношеского возраста», и другие.

3. Создано школьное методическое объединение «Проектно-исследовательская работа», на заседании которых, учителя-предметники изучали основы методов исследовательской и проектной деятельности, и апробировали их на уроках.

4. Создано школьное методическое объединение «Формирование учебной самостоятельности школьников в урочное и внеурочное время», на заседаниях учителя-предметники изучали формы и методы, способствующие формированию самостоятельности, активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

52

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. Создано научное школьное общество «Перспектива», в которое вошли обучающиеся и педагоги, активно занимающиеся исследовательской и краеведческой деятельностью.

Организационно-педагогические мероприятия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В учебный план школы на 2014-2015, 2015-2016 учебные годы в часть, формируемую участниками образовательных отношений с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и согласия совершеннолетних обучающихся включены предметы практико-ориентированные на обучение основам исследовательской деятельности:

«Я - исследователь» (1-4 классы), «Развитие познавательных способностей обучающихся» (5-9 класс), «Стратегия смыслового чтения», «Как провести исследование», «Путешествие в мир природы», «Информатика и ИКТ» (5 класс), «Занимательная математика, «Математические расчеты», «Избранные вопросы математики», «История с. Рудовки», «Рождественская проза в литературе», «Путешествие вокруг карты по истории» (7-9 классы), «Деловая речь. Деловое письмо» «Журналистика и русский язык», «Основы научно-исследовательской деятельности», «Уроки речетворчества», «Практические задачи по экономике», «Алгебра модуля» (10-11 классы).

2. Введены в воспитательный процесс программы внеурочной деятельности: познавательной, художественно-творческой направленности: «Хореография» (5-9 классы), «Прикладное творчество», «Волшебный мир оригами» (14 классы), «Мастерилка», « Столярный», «Тестопластика» (1 -5 классы), «Кукольный» (2-6 классы), «Выразительное чтение» (5-8 классы), и другие программы внеурочной деятельности).

По итогам проведенной работы по апробации создания модели безопасной образовательной среды в октябре 2015 года был проведен мониторинг анализа состояния образовательной среды через ее восприятие субъектами учебно-воспитательного процесса за три предыдущих года.

Методы, используемые в мониторинге: письменное, индивидуальное, анонимное тестирование на основе самооценки.

Было обследовано: 22 педагога из 22 (100 %), 51 обучающихся (100 %), 65 родителей (91 %) некоторые родители являются родителями и опекунами нескольких детей. По результатам мониторинга видно, что за три предыдущих года, охват участников образовательного процесса расширяется, их вовлеченность в обсуждение вопросов жизнедеятельности школы и ее проблем возрастает, что дает возможность говорить о стабильном интересе к инновациям, которые происходят в школе.

В проведении мониторинга использовались следующие методики:

1. Диагностики психологических условий школьной образовательной среды. (Анкета для учащихся, Анкета для родителей, Анкета для учителей).

2. Методика определения стиля руководства коллективом П. Захарова.

Анализ, проведенной диагностики психологических условий школьной

образовательной среды за период 2013-2015 гг. среди обучающихся школы

Педагогические науки

53

показал, что показатель эмоционально-психологического климата в школьном коллективе повысился на 9 %, уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем на 10 %. Показатель удовлетворенности комфортностью безопасной образовательной среды повысился на 2 % высокий уровень, уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем на 2 %.

Показатель демократичности в управлении повысился на 12 % высокий уровень, уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем на 4 %. Показатель удовлетворенности образовательными услугами повысился высокий уровень на 20 %, уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем на 7 %. Показатель мотивация к обучению повысился на 6 %, уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем на 6 %.

Анализ проведенной диагностики оценки условий безопасности образовательной среды родителями школы.

Показатель эмоционально-психологического климата и удовлетворенности комфортностью безопасной образовательной среды остался на прежнем стабильном уровне, показатель демократичность в управлении показатель повысился на 27 % средний уровень, уменьшилось количество родителей с низким уровнем на 24 %, показатель удовлетворенности образовательными услугами повысился высокий уровень на 2 %, показатель мотивация повысился средний уровень на 14 %, уменьшилось количество родителей с низким уровнем на 9 %.

Анализ проведенной диагностики оценки условий безопасности образовательной среды педагогами школы показал, что показатель удовлетворенности комфортностью безопасной образовательной среды произошло увеличение педагогов с высоким уровнем на 15 %, показатель демократичность в управлении показатель повысился на 12 % средний уровень, уменьшилось количество педагогов с низким уровнем на 4 %.

Показатель эмоционально-психологического климата: произошло увеличение педагогов с высоким уровнем на 10 %, произошло увеличение педагогов с низким уровнем на 10 %.

По данным результатам мониторинга образовательной среды в МКОУ Рудовской СОШ за 2013-2015 гг. можно сделать следующий вывод, что большинство учащихся и родителей считают, что интенсивность объема, сложности заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, значительно повысился. Педагоги считают, что уровень их учебной нагрузки находится на оптимальном уровне. Эмоционально-психологический климат у обучающихся на уровне комфортности выше, чем был вначале. У родителей остался на прежнем уровне, а у педагогов несколько снизился. Удовлетворенность безопасной средой МКОУ Рудовской СОШ у всех участников образовательного процесса повысилась родители, педагоги и обучающиеся удовлетворены образовательной средой в большей степени, чем в 2013 году.

Демократичность: возможность участвовать в управлении школой, принимать решения, касающиеся личных интересов участников образователь-

54

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ного процесса у педагогов более значима, нежели у других участников педагогического процесса. Во втором периоде мониторинга эта возможность незначительно расширилась у детей и значительно у родителей.

Степень поддержки и содействия администрации, профессионального роста и повышение квалификации педагогами школы, выше, чем степень педагогического содействия с родительским сообществом и мотивация к учению у учащихся. Второй период мониторинга показывает достаточное повышение взаимодействия педагогов и родителей и незначительное повышение мотивации к учению у обучающихся.В целом все участники образовательного процесса удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг в МКОУ Рудовской СОШ.

По результатам полученной диагностики все участники образовательного процесса на промежуточном этапе мониторинга считают, что в МКОУ Рудовской СОШ создан эмоционально-психологический комфортный климат, администрация школы создает благоприятные условия для повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса, профессионального мастерства педагогов, качественного предоставления услуг образования и воспитания обучающихся.

Таким образом, в МКОУ Рудовской СОШ накоплен определенный опыт по реализации модели безопасной образовательной среды образовательной организации, который заключается в следующем:

- создана нормативно-правовая и научно-методическая база документов, регламентирующая реализацию безопасной образовательной среды в образовательной организации, разработаны и апробированы проекты «Физическая безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда», «Психологическая безопасная образовательная среда», «Нравственная безопасная образовательная среда;

- созданы и улучшены материально-технические условия в инфраструктуре образовательной организации: произведен ремонт, оснащены мебелью и оборудованием учебные кабинеты школы и помещения образовательной организации в соответствии с нормативноправовыми санитарно-гигиеническими правилами;

- разработана и реализована система повышения педагогического мастерства педагогических работников образовательной организации: «Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с учетом индивидуальных возможностей и способностей», «Модель управления процессом создания безопасной образовательной среды в образовательной организации», «Переход на технологии личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода», «Концепция воспитательной работы в образовательной организации», «Новые формы и методы воспитательной работы», «Работа с одаренными детьми», «Деструктивное общение педагога»;

Педагогические науки

55

- разработана и реализована система повышения грамотности родителей образовательной организации по формированию здорового образа жизни, правильности питания школьника, профилактики суицидальных проявлений и склонности обучающихся, а также профилактики наркомании, токсикомании, и других вредных веществ;

- разработаны и внедрены в учебный план образовательной организации вариативные программы в соответствии с запросами участников образовательного процесса в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны рабочие программы элективных курсов по предметам, рабочие программы по внеурочной деятельности спортивной и творческой направленности; адаптивные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- разработаны и внедрены в образовательный процесс образовательной организации индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сопровождение медицинских групп, освобожденных от физической нагрузки на уроках физической культуры;

- созданы органы государственно-общественного управления образовательной организации: орган ученического самоуправления Школьный парламент, Управляющий Совет, Родительский комитет, начата активная работа по формированию у школьной жизни;

- созданы и работают творческие группы и школьные методические объединения, которые обеспечивают повышения методического мастерства на рабочем месте посредством семинаров, мастер-классов, вебинаров и других форм взаимодействия;

- создано и работает научное школьное объединение «Перспектива», объединяющее обучающихся и педагогов, активно занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

Апробация модели управления процессом создания модели безопасной среды образовательной организации в МКОУ Рудовской СОШ показала, что в процессе ее реализации создана среда, отвечающая требованиям безопасности и комфортности. Функционирование модели безопасной образовательной среды позволило улучшить психологический климат в педагогическом коллективе, повысить уровень педагогического мастерства педагогов, уровень грамотности родителей, повысить качественно образовательного и воспитательного процессов, повысить уровень удовлетворенности всеми участниками образовательного процесса качеством предоставляемых образовательных услуг, вследствие чего повысилась эффективность управления образовательной организацией в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.