ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 372.874:373.31 DOI 10.26170/po19-07-05
ББК Ч426.851-243+Ч426.851-270 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Бородина Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральскийгосудар-ственный педагогический университет;б20000, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]
Тагильцева Наталия Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620000, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]
Новоселов Сергей Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллективное рисование; коллективная деятельность; младшие школьники; начпльная школа; изобразительная деятельность; изобразительное искусство; начальное обучение изобразительному искусству; методика преподавания изобразительного искусства; уроки изобразительного искусства; детское творчество.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются возможности художественной деятельности в формировании навыков творческого взаимодействия на уроках изобразительного искусства у младших школьников. Доказывается, что именно искусство и вовлеченность младших школьников в творческих процесс способствуют решению одной из главных задач, сформулированных в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования — развитие и совершенствование коммуникативных навыков у обучающихся в начальной школе. В статье подчеркивается, что наиболее эффективными средствами в формировании таких навыков выступают коллективные виды художественно-творческой деятельности и, в частности, коллективное рисование. Организация такой деятельности должна базироваться на последовательной реализации определенных этапов, каждый из которых имеет свои собственные содержательные основания. Целью данной статьи является раскрытие пяти основных этапов организации педагогом процесса коллективного рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе. К ним относятся: целеполагание, предполагающее организацию предварительной работы детского коллектива над рисунком; планирование, предполагающее поиск путей по реализации выдвинутых идей; подготовку к рисованию, предполагающую подбор определенных материалов, выбранных детьми для создания коллективного творческого продукта; непосредственно сам процесс рисования, предполагающий творческую реализацию задуманного детьми продукта; анализ созданного художественного продукта, предполагающий его коллективную рефлексию. Содержание представленных этапов базируется на ряде общепедагогических принципов (природосообразности, равенства в творчестве и сотрудничестве, коллективности, культуросообразности, открытости и доступности в коллективной деятельности) и принципах художественного образования (взаимосвязи технического и образного, диалогичности художественного творчества, соответствия формы художественного продукта его содержанию).
Borodina Elena Nikolaevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Education Creative Culture, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Таgiltseva Nataliya Grigor'yevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Novoselov Sergey Arkadievich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Child Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF ARTISTIC-CREATIVE INTERACTION IN LEARNING CLASSES UNDER COLLECTIVE DRAWING
KEYWORDS: collective drawing; collective activity; primary schoolchildren; primary school; visual activity; art; elementary art studies; methodology of teaching fine art; art lessons; children's creativity.
ABSTRACT. The article is devoted the possibilities of artistic activity in the formation of creative interaction skills at the lessons of fine art in younger students. It is proved that it is art and the involvement of younger students in the creative process that contribute to the solution of one of the main tasks formulated in the Federal educational standard of primary general education — the development and improvement of communication skills among students in primary school. The article emphasizes that the most effective
means in the formation of such skills are collective types of artistic and creative activities and, in particular, collective drawing. The organization of such activities should be based on the consistent implementation of certain stages, each of which has its own substantive foundations. The purpose of article is to reveal the five main stages of the organization of the process of collective drawing by the teacher in the lessons of fine art in elementary school. These include: goal-setting, involving the organization of preliminary work of the children's team on the drawing; planning, involving the search for ways to implement the ideas put forward; preparation for drawing, which involves the selection of certain materials selected by children to create a collective creative product; the drawing process itself, involving the creative implementation of a product conceived by children; analysis of the created art product, suggesting its collective reflection. The content of the presented stages is based on a number of general pedagogical principles (nature compatibility, equality in creativity and cooperation, collectivity, cultural compatibility, openness and accessibility in collective activity) and principles of art education (the relationship of technical and figurative, dialogic art, and the form of an art product corresponding to its content).
Введение
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование навыков взаимодействия между обучающимися, которое достигается в начальной школе при их вовлечении в коллективные формы работы. Данное требование является актуальным в связи с тем, что в современном обществе часто наблюдается отсутствие мотивации к коллективному творчеству и к творческому общению. Современный человек сегодня, как правило, стремится к обособленности и автономии, что приводит к разобщенности и даже к различного рода конфликтам, вплоть до серьезных социальных. Устранить эти негативные тенденций призваны многие общественные институты, и прежде всего те, которые занимаются образованием подрастающего поколения.
Одним из средств решения проблемы разобщенности, когда с детства ребенка обучают взаимодействию с другими детьми, является коллективная деятельность, способствующая формированию навыков общения, пониманию позиции другого человека [7].
Для успешности протекания и осуществления коллективной творческой работы ее участники должны обладать такими качествами, как уважение, внимательность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, ответственность за свою деятельность, коммуникативность, эмоциональная отзывчивость, понимание друг друга, стремление прийти на помощь и т.д. Названные качества можно формировать в процессе разного рода коллективного творчества детей, среди которых несомненной эффективностью обладает совместное художественное творчество, которое может быть организовано педагогом на уроках предметной области «Искусство» и, в частности, на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Обзор литературы
Особенности возраста младших школьников рассмотрены многими учеными [3; 12; 14], которые указывали на то, что он уника-
лен в плане интенсивного развития практических навыков и умений. Именно этот возраст сенситивен в формировании навыков межличностного взаимодействия, развития способностей организовывать личную и групповую деятельность в тех или иных формах сотрудничества, в том числе и в коллективной художественной деятельности.
Художественное творчество приносит радость ребенку, а если такое творчество реализуется вместе со сверстниками в доброжелательной креативной обстановке, то каждому ребенку оно приносит чувство удовлетворения от участия в том или ином виде художественной деятельности.
Учеными (Л. С. Выготский, Б. М. Не-менский Б. П. Юсов и др.) [3; 10; 15] установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одним из любимых видов художественной деятельности детей является рисование. Организованное в коллективных формах творческой работы, оно приносит детям удовлетворение, позитивный настрой, формирует умение взаимодействовать между собой. Коллективное рисование связано с художественной коммуникацией и, как указывают исследователи в области педагогики художественного образования (Н. Г. Куприна, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова и др.) [8; 10; 11] влияет на формирование межличностного взаимодействия обучающихся между собой и между ними и педагогом. Но поскольку это взаимодействие осуществляется в процессе художественной деятельности по созданию коллективного продукта, то такое взаимодействие определяется как художественно-творческое. Таким образом, художественно-творческое взаимодействие является определенным видом педагогического взаимодействия, реализованного в специфических условиях совместной творческой деятельности, в результате которого у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. В процессе такого взаимодействия, целью которого является создание художественного продукта, у детей формируется понимание цели совместной художественно-творческой деятельности, выявляются
© Бородина Е. Н., Тагильцева Н. Г., Новоселов С. А., 2019
пути ее достижения совместными усилиями.
Организация коллективных форм изобразительной деятельности детей — проблема, которая рассматривалась многими исследователями в педагогике художественного образования. Так в работах М. Н. Турро была представлена классификация коллективных форм такой деятельности, которая включала фронтальную, комплексную и коллективно-производственные формы [13]. И. Б. Ильиной была разработана методика диагностирования сформированности навыков коллективного общения у детей с ОВЗ, основанная на изобразительной деятельности [5]. Т. В. Клейменова рассмотрела виды коллективной изобразительной деятельности, описанные рядом авторов в русле педагогики художественного образования. Этот же автор раскрыла роль педагога в организации данного творческого процесса [6]. М. Г. Воротова рассмотрела компоненты коллективного изобразительного творчества у дошкольников, подтверждая идею ряда авторов относительно эффективности изобразительной деятельности в художественном развитии дошкольников [2]. Е. В. Бородиной коллективная изобразительная деятельность детей была рассмотрена с позиции полихудожествненого подхода [1]. В настоящей статье авторами раскрываются этапы организации коллективного изобразительного творчества младших школьников и их содержание на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Результаты исследования
Методологической основой организации коллективного творческого процесса на уроках изобразительного искусства обучающихся является ряд педагогических принципов:
— природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности ребенка в данный возрастной период;
— равенства в творчестве и сотрудничества: все обучающиеся занимают равные положения;
— коллективности: общность участников художественно-творческого взаимодействия;
— культуросообразности: базирующийся на нравственных принципах, правилах и нормах поведения;
— открытости и доступности в коллективной деятельности: все дети могут принимать участие в самоуправлении и принятии решений на всех этапах коллективного творчества;
— добровольности: добровольное и самостоятельное принятие решения ребенком в выборе видов деятельности.
К названным принципам необходимо добавить те, которые являются основополагающими в педагогике художественного образования:
— взаимосвязь технического и образного;
— диалогичность художественного творчества;
— соответствие формы художественного продукта его содержанию.
В опоре на указанные принципы нами были разработаны пять этапов организации коллективного творчества, а именно коллективного рисования: целеполагание, планирование, подготовка к рисованию, непосредственно само рисование и анализ художественного продукта. Раскроем содержание каждого этапа.
Первый этап — «Коллективное целепо-лагание» предполагает организацию предварительной работы детского коллектива над рисунком. Целью этапа является: актуализация мотивов и потребностей обучающихся в предстоящей совместной художественно-творческой деятельности. Для этого педагог создает ситуацию успеха, мотивируя детей на создание творческого продукта, который затем будет выставлен на школьной выставке, которую могут воспринимать родители, обучающиеся других классов и учителя. На этом этапе педагог формулирует цель коллективного творчества, распределяет роли и обязанности между детьми в опоре на их желания. Таким образом, педагог выступает как координатор индивидуальных, групповых и коллективных интересов и как модератор данного процесса.
Второй этап - «Коллективное планирование» — предполагает поиск путей по реализации идей, которые были озвучены на предыдущем этапе. По содержанию данный этап является логическим продолжением этапа коллективного целеполагания. Выдвижение педагогом темы, которая ляжет в основу коллективной творческой работы, будет успешной, если принятие детьми общей цели состоялось, и как следствие из этого — логическое продолжение: этап коллективного планирования реализации данного проекта. На этом этапе допустимы обсуждение детьми предлагаемой темы, выдвижение ими других интересных тем для воплощения в коллективном художественном продукте.
Целью этапа является совместный поиск путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, связанных с коллективным творческим продуктом по реализации выбранной темы.
Педагог вместе с обучающимися определяет:
— количество этапов коллективного рисования;
— порядок очередности выполнения фрагмента творческого продукта;
— выбор изобразительных средств;
— ответственных за тот или иной фрагмент работы ( один ученик или микрогруппа).
Задуманная композиция является плодом коллективного творческого мышления, так как репродуктивное использование готовой композиции, виденной детьми или уже созданной другими обучающимися, исключается. Наиболее приемлемыми формами и приемами организации коллективного планирования в коллективном рисовании являются: «банк идей» (копилка интересных предложений — индивидуальных и групповых); «мозговой штурм» (предположение о средствах художественной выразительности, которые необходимы для воплощения обсуждаемой идеи коллективной творческой работы). Необходимо подчеркнуть, что названные этапы целеполагания и коллективного планирования по содержанию тесно связаны между собою, поэтому они проводятся без временного интервала.
Третий этап — «Коллективная подготовка» — предполагает подбор определенных материалов, которые дети выбирают самостоятельно для создания коллективного творческого продукта. Это могут быть акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, тушь, цветная бумага, и т.д. В процессе данной подготовки педагог настраивает детей на создание художественного продукта, включая метод «художественного контекста» (Л. В. Горюнова) [4], когда им предъявляются для восприятия произведения других видов искусств, компьютерные программы, способствующие более четкому проектированию еще не созданных, но планируемых художественных продуктов, игры красками и цветовыми сочетаниями, стимулирующие проявление эмоциональной отзывчивости на выбранную тему или сюжет коллективного художественного продукта, полихудожественный метод, способствующий воплощению эмоционального отклика на художественное произведение различными способами, освоенными ребенком в художественной деятельности [9; 11; 14].
Цель данного этапа: организация творческого взаимодействия обучающихся в условиях коллективного рисования, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.
Педагогическая позиция на данном этапе может быть разной в зависимости от ситуации, сложившейся на момент коллективного рисования. В период развития коллектива, не имеющего опыта взаимодействия обучающихся, педагог активно дол-
жен помогать, вносить коррективы в подготовку, поэтому его роль заключается в руководстве данным процессом и корректировке тех или иных предложений обучающихся. В последующих коллективных творческих работах, когда появляются выраженные групповые качества (заинтересованность, сплоченность, желание помогать друг другу, организованность, заинтересованность в итоговом результате и т.д.) педагог выступает уже только как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если возникают какие-либо затруднения, то целесообразно для педагога вступать в позицию организатора и координатора, что, несомненно, зависит от степени сплоченности детского коллектива.
Четвертый этап — «Коллективное рисование» — предполагает непосредственную творческую реализацию задуманного и спланированного проекта. Отметим, что каждый ребенок в процессе коллективного рисования должен попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя. Эти роли позволяют разнообразить опыт творческого взаимодействия, коллективной художественной деятельности. На этом этапе педагог включает в коллективную изобразительную деятельность каждого обучающегося, и даже такого, который пока еще не овладел техникой изобразительной деятельности в полной мере.
Цель данного этапа: обучение детей совместному рисованию того или иного сюжета, формирование навыков оценки созданного творческого продукта.
В процессе работы над организацией данного этапа необходимо выполнение следующих требований:
1. Добровольное участие и заинтересованность обучающихся в процессе творчества.
2. Возможность выбора в творческой самореализации и воплощении того или иного фрагмента коллективной работы.
3. Стимулирование детей на деятельность, которая приносит им радость, а другим пользу (дилемма «творчество-забота»).
4. Формирование стремления каждого ребенка к сотворчеству со сверстниками в процессе создания художественного продукта.
Пятый этап — «Коллективный анализ», — предполагающий коллективную рефлексию (осознание, обсуждение и т.д.) художественного продукта, который создавался в определенном отрезке совместного творческого пути.
Цель данного этапа: вовлечение детей в процессе обсуждения и анализа коллективных творческих работ. Для проведения та-
кой рефлексии можно применять следующие темы обсуждения: « Наше творчество в кругу друзей», «Разговор о нашем рисунке», «Друзья создают совместный рисунок», когда каждый ребенок группы высказывается о том, как создавался коллективный рисунок, какие средства художественной выразительности были взяты для его создания, какие фрагменты рисунка получились удачно, а, какие нет. Для стимулирования каждого ребенка, даже того, кто в силу определенных обстоятельств не может высказаться по поводу коллективной работы, можно использовать прием «Закончи предложение». Детям предлагается закончить фразу, которую произносит педагог или соученик:
1. Мне понравилось участвовать в коллективном рисовании, но...
2. Я бы изменил (добавил, убрал).
3. Я оцениваю свое участие в коллективном рисовании.
4. Я узнал сегодня.
5. Я научился сегодня.
С целью формирования навыков анализа коллективного художественного продукта можно предложить от каждой группы, создающий свой коллективный продукт, выдвинуть одного или нескольких обучающихся, которые могут прокомментировать идею сюжета данного продукта.
Заключение
Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что коллективное изобразительное творчество детей может быть организовано в малых группах, когда класс делится на многочисленные небольшие группы, которые выполняют тот или иной рисунок, выбранный для работы в каждой группе. Оно может осуществляться и в больших группах, когда каждый участник большой группы по очереди выполняет тот или иной фрагмент одного коллективного творческого продукта. Говоря об итоговом творческом продукте, не следует забывать, что как для дошкольника, так и для младшего школьника в творчестве важен не конкретный художественный результат, а процесс его создания. Именно в процессе создания, когда обучающиеся заинтересованы в самом художественном действии, учитель может обратить внимание на формирование таких личностно значимых качеств, как умение работать в группе, умение взаимодействовать со сверстниками, умение принимать позицию другого человека, умение слушать и слышать его, что позволяет говорить о том, что коллективная художественная деятельность является средством формирования коммуникативных навыков, столь значимых для гармоничного развития личности младшего школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография. —. Екатеринбург : УрГПУ, 2015. — 176 с.
2. Воротова М. Г. Коллективное творчество дошкольников в рисовании// Проблемы школьного и дошкольного образования : мат-лы V регион. науч.-практ. семинара «Достижения науки и практики в деятельности образовательных учреждений»; Глазовский гос. пед.ин-т им. В. Г. Короленко. — Глазов, 2014. — С. 76-77.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М. : Смысл, 2005. — 250 с.
4. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета : пособие для учителя музыки. — М. : НИИШ, 1989. — 143 с.
5. Ильина И. Б. Психологические аспекты диагностики коллективного общения младших школьников с задержкой психического развития в условиях художественной деятельности / Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья : Сб. науч. статей. — М., 2010. — С. 64-70.
6. Клейменова Т. В. Организация коллективной работы на уроках изобразительного искусства // Научный альманах. — 2015. — № 11-2 (13). — С. 181-184.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-oЪrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo.
8. Куприна Н. Г. Нравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 12. — С. 138-143.
9. Матвеева Л. В., Новоселов С. А., Тагильцева Н. Г. Развитие аналитических умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» в процессе подготовки к реализации полихудожественного подхода // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 11. — С. 144-151.
10. Неменский Б. М. Педагогика искусства. — М. : Просвещение, 2007. — 158 с.
11. Савенкова Л. Г Освоение изобразительного искусства в школе: интегрированный подход // Педагогика искусства. — 2016. — № 3. — С. 32-40.
12. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М. : Школьная пресса, 2000. — 384 с.
13. Турро И. Н. Коллективные работы по изодразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников : учеб.пособие. — М. : Просвещение, 2017. — 77 с.
14. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. учреждений высшего профессионального образования. — М. : Академия, 2011. — 383 с.
15. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) //
Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г.). — Астрахань : Б.и., 1997. — № 4. — С. 214-220.
REFERENCES
1. Borodina E. N. Teoriya i praktika nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya detey v polikhudozhestven-noy deyatel'nosti : monografiya. —. Ekaterinburg : UrGPU, 2015. — 176 s.
2. Vorotova M. G. Kollektivnoe tvorchestvo doshkol'nikov v risovanii// Problemy shkol'nogo i doshkol'nogo obrazovaniya : mat-ly V region. nauch.-prakt. seminara «Dostizheniya nauki i praktiki v deyatel'nosti obra-zovatel'nykh uchrezhdeniy»; Glazovskiy gos. ped.in-t im. V. G. Korolenko. — Glazov, 2014. — S. 76-77.
3. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. — M. : Smysl, 2005. — 250 s.
4. Goryunova L. V. Govorit' yazykom samogo predmeta : posobie dlya uchitelya muzyki. — M. : NlISh, 1989. — 143 s.
5. Il'ina I. B. Psikhologicheskie aspekty diagnostiki kollektivnogo obshcheniya mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya v usloviyakh khudozhestvennoy deyatel'nosti / Problemy diagnostiki v sovremennoy sisteme psikhologicheskogo soprovozhdeniya detey s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya : Sb. nauch. statey. — M., 2010. — S. 64-70.
6. Kleymenova T. V. Organizatsiya kollektivnoy raboty na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva // Nauchnyy al'manakh. — 2015. — № 11-2 (13). — S. 181-184.
7. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo.
8. Kuprina N. G. Nravstvennoe stanovlenie mladshikh podrostkov v usloviyakh pedagogiche-ski organi-zovannoy khudozhestvenno-esteticheskoy sredy v shkole // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2014. — № 12. — S. 138-143.
9. Matveeva L. V., Novoselov S. A., Tagil'tseva N. G. Razvitie analiticheskikh umeniy u ba-kalavrov naprav-leniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» v protsesse podgotovki k realizatsii po-likhudozhestvennogo podkhoda // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2018. — № 11. — S. 144-151.
10. Nemenskiy B. M. Pedagogika iskusstva. — M. : Prosveshchenie, 2007. — 158 s.
11. Savenkova L. G Osvoenie izobrazitel'nogo iskusstva v shkole: integrirovannyy podkhod // Pedagogika is-kusstva. — 2016. — № 3. — S. 32-40.
12. Slobodchikov V. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoy real'nosti v ontogeneze. — M. : Shkol'naya pressa, 2000. — 384 s.
13. Turro I. N. Kollektivnye raboty po izodrazitel'nomu iskusstvu v sisteme obucheniya i vospitaniya mladshikh shkol'nikov : ucheb.posobie. — M. : Prosveshchenie, 2017. — 77 s.
14. El'konin D. B. Detskaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdeniy vysshego profession-al'nogo obrazovaniya. — M. : Akademiya, 2011. — 383 s.
15. Yusov B. P. Strategiya vzaimodeystviya iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaya para-digma) // Vzai-modeystvie iskusstv: metodologiya, teoriya, gumanitarnoe obrazovanie : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Astrakhan', 25-29 avg. 1997 g.). — Astrakhan' : B.i., 1997. — № 4. — S. 214-220.