Риск-менеджмент
Удк 336.71
организация процесса картографирования и принятия управленческих решений по операционным рискам коммерческих банков
И. А. ЯНКИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: yankina_ia@ mail. ru
Е. Е. ДОЛГОВА, ассистент кафедры финансов E-mail: kittyk@inbox. ru Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета
В статье представлен эффективный, наглядный инструмент управления операционными рисками -карта рисков, которая определяет опасные, узкие места в банковской деятельности. На примере российского коммерческого банка разработан поэтапный процесс управления операционными рисками. Применение представленного комплекса мер позволит банкам получить эффективный контроль за риском, сократить количество случаев наступления операционных потерь, что повысит доверие со стороны клиентов и партнеров банка.
Ключевые слова: операционный риск, риск-факторы, карта рисков, активное управление рисками, банк.
Одним из результатов нынешней нестабильной финансовой ситуации стало признание важности включения функции управления риском в состав рутинных функций управления банком. В частности, особое внимание уделяется операционному риску, так как по мере развития банка его бизнес становится все более сложным: увеличиваются объемы операций, растет число их видов, увеличивается
число филиалов, усложняется операционная среда. Также причиной проявления интереса к операционному риску является особенность последнего времени, характеризующаяся не столько банкротством банков или кризисом государственных финансов, а теми масштабами и быстротой, с которой возникают и распространяются эти тенденции.
В соответствии с определением Базельского комитета под операционным риском понимают риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий [6].
Как отмечают эксперты, операционные риски приводят к наиболее крупным потерям в банковской деятельности. Статистическая информация, представленная рядом коммерческих банков, свидетельствует, что расходы от внутренних убытков значительно преобладают над внешними, и связано это в большей степени с действиями персонала [1] (рис. 1)
Так, на долю операционных потерь, связанных с ошибками и мошенничеством персонала, с
Источник: авторская разработка на основании материалов [2].
Рис. 1. Распределение операционных потерь в банке, %
нарушением бизнес-процессов и их неправильной организацией, с деловыми практиками, приходится более 80 % от общего количества операционных потерь. Реализация операционных рисков становится возможной из-за того, что имеются уязвимости в организационной структуре банка, в процессах внутреннего банковского контроля, в распределении полномочий и ответственности.
В результате специфики банковской деятельности на первый план выходит разработка эффективной модели в области управления операционным риском.
Основная цель процесса управления рисками при принятии управленческих решений заключается в увеличении вероятности успешного функционирования банка на рынке через снижение степени воздействия рисков до приемлемого уровня.
Процесс управления рисками должен быть непрерывным. Управление рисками в коммерческом банке должно осуществляться на постоянной основе.
Важным этапом развития процесса управления операционным риском является определение опасных, узких мест в банке. Эффективным, наглядным инструментом управления рисками выступает карта рисков банка.
Карта риска - это графическое и текстовое описание определенного числа рисков банка, расположенных в таблице и перенесенная на график, где по одной оси указан размер потерь, а по другой -вероятность возникновения.
Построим этапы процесса управления операционным риском по данным банковской отчетности условного коммерческого банка, который является
многопрофильным частным финансовым институтом.
1-й этап. Определение внутренних и внешних операционных рисков.
Необходимо отметить, что процесс идентификации и классификации операционных рисков сопряжен во многих банках с серьезными трудностями. Они связаны с отсутствием типовых моделей бизнес-процессов, без которых сложно точно определить участки возникновения рисков.
Для решения данной проблемы и в целях поиска новых подходов к развитию системы управления операционным риском авторами разработана классификация банковских операционных рисков. В основу предлагаемой классификации положено деление классификационных признаков на риск-факторы (рис. 2).
Риск-факторы представляют собой классификацию источников операционного риска, объединенных в риск-группы.
Так, риск-фактор «риск систем» включает в себя технологический риск сбоев оборудования (банкоматы, компьютерное и телекоммуникационное оборудование), сбоев (отказов) программного обеспечения и информационных технологий.
Риск-фактор «риск бизнес-процессов» - это риск потерь, связанных с несовершенством или нарушением технологии осуществления банковских операций, в том числе продаж банковских продуктов, услуг, расчетов, учета и отчетности, внутреннего ценообразования, контроля [2].
Источник: авторская разработка.
Рис. 2. Риск-факторы операционного риска
Риск-фактор «персонал» имеет свой набор рисков, в то же время в банковской сфере он повышает вероятность увеличения операционного риска. В банковской среде в первую очередь выделяют проблему зависимости от работников. Особенно это относится к сотрудникам, занимающимся информационными технологиями. Достаточно часто встречается ситуация, когда в отсутствии программиста может остановиться технологический процесс. Одновременно плюсом и риск-фактором является возможность нанимать молодых, соответственно более «дешевых» работников. Однако фактором операционного риска здесь будет выступать именно риск недостаточной квалификации работников, осуществляющих данную операцию и риск ошибок.
Ситуация с клиентскими менеджерами в банке также имеет свои особенности: клиенты привыкают к работе с менеджером, который ведет их фирму. Очевидно, что в случае ухода менеджера из банка существует риск ухода и некоторых клиентов.
Недостаточный учет такого риск-фактора, как «внешняя среда», может привести к масштабным убыткам банка и даже к его банкротству. Поэтому необходимо учитывать, что он включает в себя риск несанкционированного проникновения в процессы банка (электронные базы данных, архивы, хранилище, помещения), риск хищения активов (наличные средства, безналичные платежи, ценные бумаги, имущество), риск неблагоприятных действий со стороны клиентов, пользователей, контрагентов (отказ от выполнения контрактных обязательств), риск возникновения потерь и неблагоприятных ситуаций из-за техногенных катастроф [3].
Также сюда можно отнести изменения в законодательстве, в результате чего банк может лишиться части прибыли. Например, с 2009 г. постановлением Президиума Высшего арбитражного суда признано незаконным взимание комиссий за ведение ссудного счета. В соответствии с данным решением банки строят свою тарифную политику, исключая такие комиссии. Так, «в течение 2010 г. сложилась однозначная судебная практика, когда условия кредитных договоров между банками и потребителями о взимании комиссии за предоставление, выдачу и сопровождение кредита признаются не соответствующими нормам действующего гражданского законодательства. Действия банка по взиманию комиссий согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» квалифицируются как ущемляющие права потребителей и
образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ», -сообщают в Ассоциации региональных банков. То есть за дополнительные комиссии в кредитном договоре банки стали штрафовать.
Считаем также важным отметить сферы банковской деятельности, где операционный риск наиболее вероятен. К таким сферам относятся:
1) агентские услуги:
- депозитарий,
- аренда сейфовых ячеек,
- хранение ценных бумаг;
2) брокерская деятельность:
- сделки РЕПО;
- ценные бумаги;
3) коммерческое банковское обслуживание:
- аккредитивы;
- гарантии;
- валютный контроль;
- конверсионные операции;
- договор цессии;
- векселя;
- факторинг;
- эквайринг;
- привлечение депозитов;
- кассовое обслуживание;
- расчетное обслуживание;
4) обслуживание физических лиц:
- кредитование;
- гарантии;
- банковские карты;
- вклады [7].
Итак, после выявления всех риск-факторов в банке произведем экспертную оценку.
2-й этап. Составление таблицы экспертных оценок.
Для проведения анализа величины потенциальных убытков на основании экспертных оценок выбираются аналитические показатели, которые наиболее информативны в целях управления операционным риском. Определяется их относительная значимость, далее эти показатели сводят в специальные таблицы, так называемые рисковые карты. Исходными данными здесь служат экспертные оценки вероятности проявления операционного риска и размер возможных потерь.
Данные экспертной оценки вносятся в риск-карту (см. таблицу) по каждому направлению деятельности кредитной организации и соответствующему этому направлению виду операционных потерь.
риск-карта: направления деятельности и виды операционных потерь, %
направления деятельности
Виды операционных потерь Персонал Бизнес-процессы системы Внешняя среда размер убытков
Вероятность наступ- размер возможных потерь Вероятность наступ- размер возможных потерь Вероятность наступ- размер возможных потерь Вероятность наступ- размер возможных потерь В абсолютном выражении, тыс. руб.
ления события ления события ления события ления события
Корпоративные финансы 10 5 5 10 15 20 1 5 1 000
Торговые операции 5 7,5 5 10 20 30 2 2,5 5 000
Розничное банковс- 15 5 10 7,5 20 20 3 3 10 000
кое обслуживание
Коммерческое банковское обслу- 5 2,5 10 10 1 2 1 1 1 000
живание
Услуги по осущест- 20 7 2 3 25 10 7,5 5 50 000
влению платежей и
расчетов
Агентские услуги 1 1 1 1 1 1 1 1 20 000
Управление акти- 2 2 4 2 5 5 1 1 1 000
вами
Брокерские опера- 2 1 4 2 3 3 1 2 3 000
ции
3-й этап. Графическое представление карты операционных рисков.
Полученные результаты обрабатываются с учетом заданных весовых коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и сделок. На основании рассчитанных значений формируются карты операционных рисков, которые дают наглядное представление о вероятности появления этих рисков и размерах возможных потерь по каждому направлению деятельности организации и каждому виду операционных потерь.
Далее для каждого направления деятельности (бизнес-линии) банка построим карту операционных рисков (рис. 3-10).
Проведение анализа данным методом позволяет оценить вероятность и масштаб возможных потерь. Карты операционных рисков показывают, на что в первую очередь необходимо обратить внимание руководству банка, чтобы обеспечить его устойчивое и рентабельное развитие. Так, в представленном коммерческом банке наибольшая вероятность возникновения риска с высокой суммой потерь прослеживается в риск-факторе «системы». Данную закономерность можно проследить по всем
а 10
35
30
25
20
£ 15
5 10 15
Вероятность, %
рис. 3. Риск-профиль бизнес-линии «корпоративные финансы»
20
5
10 15
Вероятность, %
рис. 4. Риск-профиль бизнес-линии «торговые операции»
20
25
0
0
25
20
15
10
процесс
ре
г | ^^ | Перс(
■
__I игтямы
5
20
10 15
Вероятность, %
Рис. 5. Риск-профиль бизнес-линии «Розничное банковское обслуживание»
25
12
10
0
Вешняя с, ^^
0
2
10
4 6
Вероятность, %
Рис. 6. Риск-профиль бизнес-линии «коммерческое банковское обслуживание»
Т.
12
о
5
10
20
25
15
Вероятность, %
Рис. 7. Риск-профиль бизнес-линии «услуги по осущест влению платежей и расчетов»
1,2
30
1
£
л" 0,8
0,6
0,4
0,2
0
я я | Зн — — — — — —
■ь _ ей [Ш 1Я зд * — _ _ — — — _ _ — — — _
■ — Пб — — — — — — —
л Е л и ,рс Ог Ш Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
с ИС £1 МЬ Е [рс це СС ы Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е
__ — _ — — _ _ _ — — — _ _ — — — _ _ — — — _
— — - — — — — — — — — —
— — — — — — — — —
-- — - — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
— — — — — — — — — — — — — — —
__ — _ — — _ _ _ — — — _ _ — — — _ _ — — — _
— — - — — — — — — — — —
Е Е Е _ _ Е Е Е _ _ Е Е Е _ _ Е Е Е _ _ Е Е Е _
0
2
8
46 Вероятность, %
Рис. 8. Риск-профиль бизнес-линии «агентские услуги»
10
л 4
4 6
Вероятность, %
Рис. 9. Риск-профиль бизнес-линии «управление активами»
3,5
2,5
2* 1,5 - Внеш
0,5
0 2 4 6 8 10
Вероятность, %
Рис. 10. Риск-профиль бизнес-линии «брокерские операции»
направлениям деятельности банка. Руководству банка стоит обратить внимание на методы противодействия данному виду риска.
Например, при высокой вероятности нелегального входа в систему можно обязать сотрудников банка выбирать сложные пароли, задействовать программу генерации паролей или закупить интегрированную систему аутентификации на основе интеллектуальных карт. Если имеется вероятность умы шленного взлома сервера баз данных банка, что грозит серьезными последствиями, то необходимо регулярно обновлять систему защиты с тем, чтобы противостоять этому.
4-й этап. Построение плана действий по управлению операционным риском.
На заключительном этапе важно разработать определенные планы действий для снижения величины или вероятности потерь от данных видов операционного риска. Дополнительно можно определить целевые показатели и меру оценки успеха в управлении риском, даты достижения целевых по казателей и назначить ответственных исполнителей.
6
5
3
2
5
1
0
□
0
3
8
6
2
4
2
1
0
Цель плана действий состоит в том, чтобы понять, как снизить негативный эффект от риска и в дальнейшем избежать убытков от данного вида рискового события.
Подчеркнем, что риск характеризуется комбинацией двух факторов: вероятностью возникновения инцидента и его разрушительным воздействием. Следует учитывать, что риск никогда не устраняется полностью. Принятие остаточного риска является частой практикой в банковской деятельности. При этом руководство банка должно знать об имеющихся остаточных рисках, их опасных последствиях и вероятности возникновения инцидентов.
Далее приведем этапы активного управления операционными рисками и разработаем эффективную систему мер снижения (минимизации) данных видов рисков в банке.
Этапы активного управления рисками представлены на рис. 11.
Установка допустимого уровня риска является одним из ключевых моментов успешного управления рисками. Допустимый уровень потерь определяется целями, которые ставит перед собой банк при создании системы обеспечения своей безопасности.
Для снижения оцененных уровней риска до приемлемых необходимо отобрать и идентифицировать подходящие и обоснованные методы уменьшения операционных потерь.
Наиболее популярные методы противодействия негативному воздействию факторов операционно-
го риска в банках, применяемые на протяжении 2005-2012 гг. (по данным экспертов [5]), представлены на рис. 12.
Далее рассмотрим каждый метод. Согласно действующему в РФ ГОСТ Р 51897-2002 (Менеджмент риска. Термины и определения) избежание (уклонение от риска) означает решение не быть вовлеченным в рискованную ситуацию или действие, предупреждающее вовлечение в нее. Однако авторы предлагают использовать более общее определение, не конкретизирующее, каким образом это достигается.
Уклонение (избегание, избежание, исключение) риска - это метод обработки риска, позволяющий банку полностью избежать возможности реализации риска.
Неоспоримым достоинством данного метода является его самодостаточность. Если субъекту удается применить его, то в отношении данного риска не требуется никаких других мероприятий по обработке. Этот риск перестает для него существовать.
Однако, несмотря на столь очевидное преимущество, уклонение от риска применяется не очень широко. Полностью уклониться от риска чаще всего просто невозможно технически. Какие бы мероприятия по предупреждению риска не проводились -все равно остается хотя бы небольшая вероятность его наступления.
Практически единственным способом, дающим возможность полностью избежать риска, является
отказ от того объ-
Выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска. Анализ выявленных факторов
Оценка конкретного вида риска с финансовой стороны. Установка допустимого уровня риска
Анализ отдельных операций по выбранному уровню риска. Разработка мероприятий по снижению (минимизации рисков)
рис. 11. Этапы активного управления рисками
екта или процесса, с которым связано существование данного риска. Но это, во-первых, возможно далеко не всегда. Во-вторых, это означает отказ от тех выгод, которые несет в себе данный объект или процесс для руководства банка, что не всегда разумно. Поэтому уклонение от риска наиболее подходит для обработки чистых
1
2
3
рисков, несущих в себе возможность только отрицательных последствий. Необходимо взвешивать возможные неблагоприятные последствия, которых удастся избежать, уклонившись от риска, и те выгоды, которые можно было бы получить, если бы риск остался.
Применение метода уклонения от риска имеет еще одну особенность. Объекты или процессы используются банком для определенных целей. Он может отказаться от использования этих объектов или процессов, чтобы уклониться от связанного с ними риска. Но тогда ему все равно придется искать другие пути достижения поставленных целей. И очень вероятно, что найденные варианты будут нести в себе новые риски. В этом случае надо либо пересматривать цели, либо менять отношение к риску, либо искать другие методы обработки, которые позволят чувствовать себя уверенно даже в условиях существования риска.
Метод диссипации риска представляет собой более гибкий инструмент управления рисками. Один из основных приемов диссипации заключается в распределении общего риска за счет объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела.
Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Методы компенсация рисков более трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы для их эффективного применения.
Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения.
рис. 12. Методы противодействия операционному риску в коммерческих банках (2005-2012 гг.)
ШМетоды компенсации риска ■ Метод страхования риска
□ Методы диссипации риска
□ Методы локализации риска
□ Методы уклонения от риска
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска.
Традиционно для смягчения негативного влияния рисков на надежность кредитной организации создаются резервы, которые защищают основной капитал. Помимо резервирования под риск банки могут страховать его, переводя, таким образом, на третьих лиц [4].
В настоящее время российским банкам доступны следующие формы страхования отдельных видов операционных рисков:
- страхование отдельных видов имущества;
- страхование инкассаторских перевозок и/или хранения ценностей;
- комплексная программа страхования;
- страховая защита от компьютерных преступлений;
- страхование банка как эмитента пластиковых карт;
- специальное страхование банкоматов.
Для того чтобы не допускать значительных потерь, экономить на расходах, связанных с созданием резервов, возможно проводить политику, направленную на минимизацию рисков, а также добиваться прироста доходов и прибыли, являющихся источником роста капитальной базы кредитной организации.
Для последующего контроля за эффективностью реализованных защитных мер в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности банка необходимо регулярно оценивать риски для его успешного функционирования.
Важно отметить необходимость регулярного обновления плана по обеспечению непрерывности деятельности банка в соответствии с меняющейся внешней средой, с изменением внутренних процедур работы предприятия, влияющих на механизмы взаимодействия в кризисной ситуации, а также с появлением новых видов операционного риска в банке, для которых необходимо разработать контрмеры по их устранению или смягчению.
Список литературы
1. База данных по операционным рискам // Статистика. 2012. № 5. URL: http://www. orx. org.
2. Долгова Е. Е., Янкина И. А. Развитие управления операционным риском в коммерческом банке // Финансы и кредит. 2012. № 36 (516). С. 2-7.
3. Долгова Е. Е., Янкина И. А. Усовершенствованный метод оценки операционного риска на осно-
ве вероятностной модели // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 35 (125). С. 2-10.
4. Лаврушин О. И., Валенцева Н. И. Банковские риски. М.: КноРус. 2007.
5. Материалы конференции «Управление операционным риском и организация внутреннего контроля в банках: прогнозирование и оценка, построение системы взаимодействия внутри банка». М., 2012.
6. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы / Базельский комитет по банковскому надзору. 2004. URL: http://www. cbr. ru.
7. Янкина И. А. Интерполяция категории «кредит» через производство и потребление для обеспечения сопряженности кредитно-денежной и банковской политик в России // Вестник Красноярского гос. аграрн. ун-та. 2006. № 10. С. 38-42.