Научная статья на тему 'Организация противодействия компьютерному контрафакту'

Организация противодействия компьютерному контрафакту Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурьянов Константин Валентинович

Защита компьютерной (информационной) интеллектуальной собственности предполагает разработку законодательно-правовых и организационных мер противодействия. На основе анализа научных публикаций в сфере экономики, компьютерных технологий, охраны авторских и смежных прав предложены меры законодательно-правового регулирования, перечень организационных мероприятий, позволяющих укрепить взаимодействие государственных органов власти с контролирующими и правоохранительными органами на федеральном уровне и в каждом субъекте Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация противодействия компьютерному контрафакту»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ КОНТРАФАКТУ

© ГуРЬЯНОЕ Константин Валентинович

кандидат технических наук, доцент, докторант кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России , ® (845-2) 379-253, Ш gur_57@mail.ru

Защита компьютерной (информационной) интеллектуальной собствен-| ности предполагает разработку законодательно-правовых и организационных мер противодействия. На основе анализа научных публикаций в сфере экономики, компьютерных технологий, охраны авторских и смежных прав предложены меры законодательно-правового регулирования, перечень организационных мероприятий, позволяющих укрепить взаимодействие государственных органов власти с контролирующими и правоохранительными органами на федеральном уровне и в каждомсубъекте РоссийскойФедерации.

Ключевые слова: компьютерныйконтрафакт, интеллектуальная собственность.

Проблема организации противодействия производству, распространению и обороту контрафактных экземпляров компьютерного (информационного) программного обеспечения и программных продуктов (компьютерного контрафакта) весьма сложна и многогранна.

Суть организации противодействия -в защите компьютерной интеллектуальной собственности, что предполагает, в свою очередь, создание действенной законодательно-правовой базы для уголовного преследования производителей контрафактной продукции и организационное обеспечение противодействия.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 01.01.2008 г., контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение [1].

Нарушением прав интеллектуальной собственности признается любое действие, которое приводит или может привести к нарушению исключительных имущественных или личных неимущественных прав на объект интеллектуальной собственности. В то же время контрафактными экземплярами при-

знаются материальные носители результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, изготовление, распространение или иное использование, а также импорт или хранение которых приводят или могут привести к нарушению прав интеллектуальной собственности [2].

Несмотря на то, что в настоящее время достаточно широко используются термины «компьютерный контрафакт» и «компьютерное пиратство», какого-либо законодательного их определения до настоящего времени не существует.

Можно полагать, что впервые термин «пиратство» в отношении интеллектуальной собственности, представляемой в электронном виде, был употреблен в Конвенции об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли, принятой в Стокгольме 04.01.1960 года и измененной в г. Вадуце 21.06.2001 года:

CHAPTER VII PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY Article 19

1. Member States shall grant and ensure adequate and effective protection of intellectual property rights, and provide for measures for the enforcement of such rights against infringement thereof, counterfeiting and piracy, in accordance

with the provisions of this Article, Annex J and the international agreements <...>.

ГЛАВА VII

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Статья 19

1. Государства-члены предоставляют и гарантируют адекватную и эффективную защиту прав интеллектуальной собственности, и обеспечивают принудительное исполнение этих прав и защиту их от нарушения, контрафакции и пиратства в соответствии с положениями настоящей статьи, приложением J и международными соглашениями <.>1.

В уголовно-правовом отношении пиратство или морской разбой как вид криминальной деятельности - неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна и направленный: а) в открытом море - против судна, лиц или имущества, находящихся на борту; б) против судна, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства [3, с. 703]. Пиратство возникло много веков назад на заре цивилизации, когда человек, только научившись делать примитивные лодки и суда, стал использовать их для набегов и грабежа.

Возрождение, а также становление и расцвет пиратства совершенно в ином роде и на принципиально иной основе наступили в последней четверти ХХ в. в связи с развитием компьютерной техники и информационных технологий. Главный его объект - компьютерное (информационное) программное обеспечение (ПО), программные продукты (ПП). Организованные преступные группировки и сообщества, контролирующие производство и распространение «пиратских» программ, «пиратских» аудио- и видеозаписей с помощью высокотехнологического оборудования, Internet организуют взлом лицензионного программного обеспечения, литературных, музыкальных и видеопроизведений, представленных в электронном виде, и, «совершая неправомерный акт насилия или грабежа», тиражируют и распространяют их по

1 Convention Establishing The European Free Trade Association (Stockholm, 4.1.1960) - Конвенция об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли (Стокгольм, 4 января 1960 г.). На английском языке опубликована не была. Конвенция вступила в силу 03.05.1960 г., с изменениями от 21.06.2001 г. вступила в силу 01.06.2002 г. Россия не участвует. Конвенция на русском языке подготовлена для публикации в системе «КонсультантПлюс», 02.05.2008.

более низким ценам, чем у законных правообладателей и производителей [4].

«...По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 2003 г. объем продажи контрафактных музыкальных компакт-дисков в мире составил 1,1 млрд шт. (2002 г. - 970 млн), что принесло пиратам прибыль в размере $4,5 млрд.» [5, с. 7; 6, с. 48].

«... Еще год назад объем мировой песенной индустрии составлял $6,5 трлн, что примерно в пять раз больше всего объема продаж военной промышленности. В то же время в Европе с 1999 по 2003 г. уровень пиратства вырос в 150 раз. например, если два года назад легальным был каждый третий российский компакт-диск, то сейчас легально тиражируется не более одного из 4-5 компакт-дисков. Заводы по производству дисков официально загружены не более чем на 20%, т.е. как минимум 80% выпускаемой продукции является контрафактной. В российском Интернете пиратство практически 100%-ное».

«.По оценкам экспертов, объем мировой торговли контрафактной продукцией оценивается в 630 млрд долларов, или 6-7% общего товарооборота. Рынок контрафактных CD и DVD - порядка 5 млрд долларов. При этом в России оборот незаконно производимой и распространяемой аудио- и видеопродукции, а также носителей компьютерных программ доходит до 80-90%, а ежегодные потери российского бюджета оцениваются десятками миллиардов рублей» [7].

Есть и своеобразные рекорды у российских компьютерных пиратов: на одном двустороннем DVD они умещают четырнадцать художественных фильмов, хотя раньше пределом считалось одиннадцать. Пример этому -коллекционная серия «Все фильмы Ричарда Гира» [8].

С компьютерным контрафактом в настоящее время борются на всех фронтах. В противодействие включены органы внутренних дел МВД России, иные правоохранительные структуры, Роспотребнадзор, таможенные службы, общественные организации, торгово-промышленные палаты и т.д. Способов противостоять компьютерному контрафакту можно назвать множество. Это - уже ставшие вполне привычные проверки, надзорные мероприятия, целенаправленное воздействие на общественное мнение со стороны средств массовой информации, специализированных изданий компаний-производителей и распространителей лицензионного софта.

В последние годы больше внимания разработке профилактических мер, направ-

ленных на предупреждение и пресечение противоправного поведения отдельных граждан, организаций, предприятий, фирм в сфере производства и оборота компьютерного (информационного) программного обеспечения и программной продукции - компьютерного контрафакта, стали уделять правоохранительные органы страны.

Количество публикаций, статей, сайтов, на которых размещены сведения о перекрытии каналов производства и распространения компьютерного контрафакта, возросло в десятки раз (см. таблицу) [4, с. 14-18].

обладателям этой преступной деятельностью, составил свыше 30 млн руб.» [9, с. 54].

«...В Санкт-Петербурге и Ленинградской области <...> проверено 46 торговых точек. Оперативники изъяли из незаконного товарооборота 6 834 единицы продукции с признаками контрафакта на сумму около 1 млн рублей. <...> Возбуждено более 30 уголовных дел.

<...> Оперативники обнаружили крупный склад контрафактного мультимедиа. В ходе обысков бизнес-центра «Форум» было обнаружено 30 тыс. матриц стоимостью $3 млн, предназначенных для изготовления

Результаты поиска словосочетания «компьютерный контрафакт» в Internet

Задававшийся искомый период времени 01.01.2005 - 01.07.2005 Количество сайтов, на которых упоминается словосочетание 13 Количество документов, в которых упоминается словосочетание 43

01.07.2005 - 31.12.2005 01.01.2006 - 01.07.2006 67 100 247 538

01.07.2006 - 31.12.2006 811 3168

Нижеприводимые газетные сообщения стали привычными для граждан России:

«... В 2004 г. в г. Новосибирске на территории исправительного учреждения Минюста России выявлена преступная группа, занимавшаяся производством и реализацией контрафактных компакт-дисков, <...> изъяты 85 тыс. компакт-дисков, 80 тыс. аудиокассет и оборудование на общую сумму 50 млн руб.

.В Нижегородской области перекрыт канал поставок в регионы Приволжского федерального округа контрафактной продукции, <...> изъяты более 20 тыс. аудио- и 1 тыс. DVD-дисков на общую сумму 690 тыс. руб.

В г. Пушкино Московской области пресечена деятельность подпольного завода по производству контрафактных цифровых носителей информации формата DVD, выпускавшего до 2 млн ед. готовой продукции в месяц, <...> изъяты 25 тыс. DVD-дисков, три производственные линии на общую сумму $10,5 млн.

В Москве пресечена незаконная деятельность группы лиц, организовавших подпольный склад, с которого в субъекты Российской Федерации сбывалась контрафактная продукция. Обнаружено и изъято 1100 тыс. компакт-дисков с программным обеспечением, а также с информационными базами данных (ГИБДД, МГТС, об угнанном автотранспорте).

В г. Екатеринбурге выявлена преступная группа, организовавшая видеостудию по тиражированию контрафактных аудиовизуальных произведений, <...> обнаружены и изъяты 920 видеомагнитофонов, 80 тыс. ед. готовой продукции. Ущерб, нанесенный право-

пиратских дисков» [10].

«.В Юго-Восточном административном округе столицы было закрыто подпольное производство DVD и CD-дисков, <...> из незаконного оборота было изъято около полумиллиона пиратских дисков, а также 450 матриц для их изготовления.

Ущерб, нанесенный компаниям-правообладателям, оценивается в один миллион долларов. Милиционеры, проводившие обыски в офисных и складских помещениях, обнаружили не только саму контрафактную продукцию, но и автоматизированные линии для ее производства, способные выпускать до 30 тысяч электронных носителей в сутки» [11].

«.Департамент экономической безопасности МВД России закрыл 18 российских сайтов, распространявших пиратскую музыку, видео и программное обеспечение. <...> Было выявлено <...> 8 сайтов, которые управлялись из Челябинской области и были расположены в Москве и Санкт-Петербурге. <...> Милиция обнаружила 13 пиратских ресурсов, 8 их которых искали клиентов для сбыта контрафакта, 3 находились за границей и предоставляли ссылки на пиратские материалы, и только 2 непосредственно продавали нелицензионную музыку, видео и софт» [12].

Перечень подобных цитат можно продолжать почти до бесконечности. Каков же итог? Сравним уже приводившиеся выше две цифры: ежегодный объем мировой песенной индустрии составляет $6,5 трлн, а ежегодные убытки от распространения пиратского

контента - $4,5 млрд [6, с. 48]. Цифры почти равны...

То есть в настоящее время производство компьютерной (информационной) контрафактной продукции - вполне организованный криминальный бизнес.

В России, как и во всем мире, компьютерное пиратство приняло устойчивые организованные формы. Криминальными структурами:

- налажены нелегальные каналы быстрого получения экземпляров новых программных продуктов, аудио- и видеопродукции на современных носителях информации;

- разработаны методики их взлома в тех случаях, когда они защищены программными средствами или ключами аппаратной защиты;

- организованы подпольные технологические линии по тиражированию контрафактных экземпляров носителей информации для персональных компьютеров;

- установлены криминальные связи с легальными заводами - производителями компьютерных программных носителей (компакт-дисков);

- оформлены договорные отношения по изготовлению крупных партий контрафактного программного обеспечения и производству дополнительных (официально неучтенных) тиражей легальной продукции без ведома правообладателей;

- созданы и действуют оптовые и розничные сбытовые торговые сети.

Специфика российской ситуации состоит в том, что существует «криминальная» форма пиратства - практически на 90% компьютеров стоит нелицензионное программное обеспечение. Нелицензионным программным обеспечением в Российской Федерации торгуют почти 90% предприятий-сборщиков компьютерного оборудования [13, с. 8]. Зарегистрированные же преступления в сфере высоких технологий в области программных продуктов составляют пока менее одного процента в общей массе экономических преступлений, по мнению специалистов, реально выявляется от 1% до 10%.

Кроме криминальной, существует иная форма пиратского бизнеса, так называемая «цивилизованная», при которой вполне легальные коммерческие структуры одновременно торгуют и лицензионным, и контрафактным программным продуктом. В этом случае у компаний-производителей и фирм-распространителей обязательно присутствует официальная вывеска, существуют легальный офис и банковский счет, выплачиваются государству определенные налоги, но все это только помогает пиратским структурам выглядеть

респектабельно и законно. Сути же это не меняет - происходит распространение нелегального программного обеспечения.

Компания «КОМКОН-Саратов» провела очередной опрос 400 жителей города (выборка - квотная, маршрутная, репрезентирующая население Саратова старше 16-ти лет (743 000 человек), соответствует социально-демографической структуре населения по полу и возрасту) [14]. На вопрос: «Как вы относитесь к контрафактной, "пиратской" продукции?» положительное отношение высказали 20% респондентов, выбрав ответ «скорее положительное явление, оно позволяет приобретать необходимые товары по невысокой цене». 38% опрошенных выбрали более нейтральный вариант - «отношусь к этому явлению равнодушно, это неизбежно». Отрицательное же отношение показали 32% ответивших: «это -преступление, которое должно быть наказано, государство должно бороться с производством и распространением контрафактной продукции», 10% затруднились с ответом.

На вопрос: «Случалось ли Вам приобретать за последний год товары, про которые Вы знали, что это контрафактная продукция?» ответы распределились следующим образом: 49% - «да» (в том числе 19% делали это неоднократно); 42% - «нет»; 9% затруднились с ответом. При этом среди тех, кто один или два раза приобретал контрафактную продукцию,

- 20% высказали негативное отношение к кон-трафакту, а среди тех, кто часто приобретал контрафакт, - таких респондентов всего 15%.

По нашим исследованиям [15, с. 123125] аналогичное отношение к производству и распространению компьютерного контра-факта высказывают и продавцы CD и DVD.

На вопрос: «Продаются ли в вашей торговой точке контрафактные экземпляры компьютерного программного обеспечения или программных продуктов?» утвердительный ответ дали 47,5% продавцов. В отношении общей проблемы производства и распространения компьютерных контрафактных продуктов полностью отрицательное отношение высказали 3,3% продавцов, положительное отношение - 8%, основное же количество продавцов

- 67% - высказали абсолютное безразличие к реализуемым компьютерным программным продуктам.

В настоящее время Россия с полным основанием относится к числу тех стран, где положение с охраной и защитой прав компьютерной интеллектуальной собственности на программные продукты характеризуется как весьма тревожное: широкий ассортимент программного обеспечения для компьютер-

ной техники тиражируется и распространяется с грубым нарушением прав их создателей и правообладателей.

Проведенный нами анализ работ ученых, занимающихся вопросами экономической теории, защиты интеллектуальной собственности, с точки зрения защиты компьютерной информации, теории и практики судебной компьютерно-технической экспертизы, организации правоохранительной деятельности, позволяет сформулировать семь основных причин возникновения и существования компьютерного пиратства в Российской Федерации в современных экономических условиях:

1) экономическая и организационно-правовая особенность интеллектуальной собственности;

2) экономическая выгода производства контрафактной продукции;

3) возможность привлечения для производства контрафактной продукции лиц, не имеющих специальной подготовки и образования;

4) высокая латентность данного вида преступной деятельности;

5) недостаточная изученность данного вопроса;

6) недооценка важности борьбы с контрафактной деятельностью преступных групп со стороны государственных структур и органов исполнительной власти всех уровней;

7) несоответствие уровня наказания совершенному деянию.

Проведя анализ научных достижений теории административного, информационного, гражданского, уголовного и других отраслей права, используя метод сравнительно-правового анализа, результаты исследований ученых по проблемам представления информации в цифровом формате, официальные статистические сведения о контрафактной деятельности, заметим, что трудно определить конгруэнтный пиратству вид преступного бизнеса, где прибыль была бы столь гарантированно стабильной и высокой, а риск выявления лиц, причастных к этой преступной деятельности, их задержания и судебного преследования - настолько мал.

Актуальной задачей, еще не полностью нашедшей своего решения, является определение правовой квалификации и технико-криминалистической оценки характеристик компьютерного контрафактного программного продукта, поскольку спектр компьютерного (информационного) контрафактного программного обеспечения и программного продукта имеет отчетливо выраженную тен-

денцию к расширению, за счет как совершенствования аппаратной составляющей персонального компьютера (hardware), так и регулярного обновления программного обеспечения (software). Как hardware, так и software находят широкое применение при совершении противоправных деяний, поскольку фактически отсутствуют нормы уголовного права, предусматривающие те, либо иные санкции за незаконные с ними действия.

Организационно-правовые проблемы деятельности правоохранительных органов в аспекте противодействия производству компьютерного (информационного) контрафакта, отсутствие апробированных методик исследования указанных объектов, продолжающиеся дискуссии о типе и виде экспертизы, в рамках которой надлежит их исследовать, говорят об актуальности и необходимости продолжения работы в этом направлении.

Нами предлагается дополнить ст. 2 «Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения» Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», термином:

программное обеспечение (программный продукт) - это объективная форма представления совокупности подготовительных материалов, сведений, данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных (информационных) устройств с целью получения определенного информационного, вычислительного или графического результата.

Кроме этого, на наш взгляд, необходимо введение дефиниции компьютерной (информационной) интеллектуальной собственности, под которой предлагается понимать: результаты интеллектуальной деятельности - произведения литературы, искусства и науки, книги, видеопрограммы, звукозаписи, программы для ЭВМ и базы данных, - разработанные, выполненные и внедренные с использованием компьютерной техники и реализуемые на устройствах хранения информации (BRMD, CD, DVD и т.п. диски, дискеты, CD, DVD и др.).

Итак, современное компьютерное пиратство - это нелегальное копирование компьютерного (информационного) программного обеспечения или программных продуктов, без лицензионных отчислений в пользу производителя или продажа неучтенного тиража выпущенного К(И)ПОиПП без уплаты налогов. Компьютерное пиратство влечет за собой весьма ощутимые убытки легальным производителям, делает нерентабельными новые программные разработки, вовлекает

граждан, купивших нелегальные копии (неправомерно вовлеченные в гражданский оборот), в неправовые отношения, влекущие за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Окончательное решение проблемы организационно-правовой и технико-криминалистической квалификации контрафактно-сти программного обеспечения неразрывно связано с разработкой методики определения контрафактности произведенного и распространяемого программного обеспечения. Разработка согласованных критериев отнесения объектов к категории «Контрафактная деятельность (контрафакция)» позволит объективно обосновывать способы и методы противодействия производству подобной продукции, формировать критерии категорических выводов при отнесении исследуемых объектов к подобной категории.

Необходимо отметить, что с 2002 года в России действует правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности под руководством Председателя Правительства Российской Федерации (в ходе реформирования состава координационных и совещательных органов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 года № 215 из 150 ранее действовавших органов в рамках новой структуры сохранены 12, в том числе данная комиссия).

В соответствии с этими документами в качестве основных направлений деятельности МВД России в данной сфере определены:

- участие в работе по совершенствованию законодательства и механизма государственного влияния на негативные процессы в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности;

- активизация борьбы с конкретными видами правонарушений в рамках имеющихся полномочий;

- повышение эффективности взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами, общественными организациями.

Оценивая состояние действующего законодательства о противодействии производству и обороту компьютерной (информационной) контрафактной деятельности и практику его применения, предлагается следующий комплекс мер законодательного и организационного характера, направленных на противодействие производству и распространению контрафактных экземпляров этой продукции.

В области законодательно-правового регулирования

В целях дальнейшего совершенствования правовой основы общенациональной системы защиты потребительского рынка от компьютерной контрафактной продукции, пресечения ее нелегального оборота, осуществить комплекс мер, направленных на конкретизацию законодательных требований в данной сфере:

- с целью повышения эффективности организация правоохранительной деятельности, взаимодействия между оперативно-розыскными и следственными подразделениями ОВД внести изменения в УПК Российской Федерации (в подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 и ч. 3 ст. 151 УПК РФ), предусматривающие передачу уголовных дел по ст. 146 и ст. 147 УК РФ из подследственности органов прокуратуры -следователям МВД России;

- внести дополнение в санкцию ч. 2 ст. 7.12 КоАП Российской Федерации, предусматривающую конфискацию товаров, при изготовлении которых незаконно использованы изобретения, полезные модели либо промышленные образцы, так как применение санкции в виде административного штрафа не соответствует степени общественной опасности совершенного административного правонарушения;

- разработать и нормативно закрепить перечень документов, которые должен иметь продавец при продаже аудио-, видеопродукции, баз данных и программ для компьютерной техники, подтверждающих нахождение этой продукции в законном обороте.

В сфере организационного обеспечения

В целях обеспечения комплексного решения проблемы предупреждения нарушений прав интеллектуальной собственности на компьютерную (информационную) программную продукцию:

- укрепить взаимодействия органов государственной власти, уполномоченных в данной сфере, с контролирующими и правоохранительными органами в форме вертикально интегрированных координационных комиссий, межведомственных советов на федеральном уровне и в каждом субъекте Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширить практику привлечения граждан, общественных объединений и иных негосударственных формирований (организации промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей определенных товаров) в противодействие обороту компьютерной кон-

трафактной продукции совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления и правоохранительными органами;

- расширить практику освещения в СМИ положительных результатов противодействия правоохранительных органов данным видам правонарушений, причиненного экономического ущерба легальному рынку потребительских товаров и услуг от контрафактной деятельности; публикации литературных, художественных и иных материалов, формирующих негативное отношение общественности к компьютерной контрафактной продукции и ее обороту;

- организовать систему мер по изучению зарубежного опыта борьбы с правонарушениями в данной сфере, в том числе за счет издания наиболее значимых монографий и иных исследований, публикации тематических дайджестов (по группам товаров, секторам рынка);

- шире использовать наиболее значимые результаты деятельности правоохранительных органов в образовательном процессе вузов МВД России (внесение изменений в рабочие учебные программы ряда учебных дисциплин, введение специального междисциплинарного учебного курса).

Реализация предлагаемого комплекса мер позволит решить следующие конкретные задачи:

- с учетом современного состояния организации правоохранительной деятельности, информационного права и судебной компьютерно-технической экспертизы, достижений науки и техники, сформировать концептуальные основы единой оценки противодействия производству компьютерной контрафактной продукции в Российской Федерации;

- разработать классификацию компьютерных контрафактных продуктов по способу производства, видам распространения, возможностям противодействия;

- провести организационно-правовой анализ причин существования производства компьютерной контрафактной продукции и значимости положительных и отрицательных категорических выводов в системе доказывания применительно к объектам компьютерного программного обеспечения;

- разработать научно обоснованную систему формирования категорических выводов при производстве компьютерно-технических экспертиз контрафактного компьютерного программного обеспечения;

- разработать концептуальное научное положение теории идентификации программного обеспечения по способу производства и видам распространения;

- провести сравнительный анализ программных продуктов, производимых легальным и контрафактным способом, определить основные направления идентификации программного обеспечения;

- исследовать основные проблемы применения компьютерных технологий при расследовании преступлений, сопряженных с производством компьютерной контрафактной продукции;

- разработать методики определения контрафактности программных продуктов при собирании доказательств.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4. - М., 2007. - Ст. 1515.

- ISBN 978-5-94879-785-4.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4. - М., 2007. - Ст. 1128.

- ISBN 978-5-94879-785-4.

3. Российская юридическая энциклопедия. - М., 1999. - ISBN 5-86225-925-2.

4. Гурьянов К.В. Компьютерный кон-трафакт: выявление и раскрытие преступлений : учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Черкасова. - Саратов, 2007. - ISBN 5-7485-0406-5.

5. Дворянкин О., Лукин Е., Авдеев А. Какой контрафакт для населения страшнее - «авторский» или «промышленный»? // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. - 2004. № 11. - ISSN 1813-4858.

6. Тулубьева И. Споры о нарушении авторских прав. Судебная практика // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. - 2005. № 5.- ISSN 1813-4858.

7. Ляшенко Г. Как побороть пиратов. Американцы продолжают разыгрывать карту пиратства на переговорах о вступлении России в ВТО // Газета. - 2006. 11 апреля.

8. Горелик О. Вот кампания какая. Карательная операция на аудио-, видеорынке провалилась. http://newizv.ru, 29.11.2005.

9. Дворянкин О. Правоприменительная практика борьбы с распространением контрафактной продукции // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.

- 2005. № 5.- ISSN 1813-4858.

10. Завершена операция «Контрафакт». URL: http://www.CNews.ru (дата обращения:

30.03.07).

11. Столичная милиция изъяла полмиллиона пиратских дисков. URL: http://www.len-ta.ru (дата обращения: 04.12.2007).

12. МВД России закрыло 18 пиратских сайтов. URL: http://www.CNews.ru (дата обращения: 07.08.07).

13. Нехорошев А.Б. Компьютерные преступления: квалификация, расследование, экспертиза. Ч. 1 / Под ред. В.Н. Черкасова. Саратов, 2003. - ISBN 5-7485-0210-0.

14. 20% горожан положительно относятся к «пиратским» товарам. URL: http://www. sarbc.ru (дата обращения: 09.05.2008).

15. Гурьянов К.В. Производство и распространение компьютерного контрафакта: мнение продавцов // Человек: преступление и наказание. - 2008. - № 1 (60).

^//////////////////////^^^^

жЖ-

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Вехов В.Б. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки: - Волгоград: ВА МВД России, 2008. -404 с.

ISBN 978-5-7899-0550-0

Монография представляет собой одну из первых работ, в которой автором обобщены актуальные проблемы исследования и использования компьютерной информации и средств ее обработки в целях совершенствования противодействия преступности.

Исходя из имеющихся тенденций и выявленных закономерностей развития компьютерных технологий, анализа деятельности отечественных и зарубежных правоохранительных органов, криминалистически значимых сведений о генезисе преступлений в сфере компьютерной информации Виталием Борисовичем Веховым изложены концептуальные основы учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки как частной криминалистической теории. Обосновывается предмет и объект компьютерной информации, ее структура, задачи и место в системе криминалистики. Исследуются связи с существующими криминалистическими учениями. Сформулированы основные положения и понятийный аппарат. Определены перспективные направления развития.

Монография хорошо структурирована и логично построена в виде четырех глав.

Глава 1. Общие положения криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки.

Глава 2. Основы криминалистического исследования компьютерной информации.

Глава 3. Основы криминалистического исследования компьютерных устройств, их сис тем и сетей.

Глава 4. Основы криминалистического использования компьютерной информации и средств ее обработки.

Монография предназначена преподавателям юридических образовательных учрежде ний, научным сотрудникам, практическим работникам правоохранительных органов, сту дентам, курсантам, слушателям, аспирантам, адъюнктам, всем, интересующимся проблема ми противодействия компьютерной (информационной) преступности.

1

I

I

I

I

ч

N

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.