Научная статья на тему 'Организация просветительской работы среди служащих железных дорог центральной России во второй половине XIX - начале XX В. *'

Организация просветительской работы среди служащих железных дорог центральной России во второй половине XIX - начале XX В. * Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / RAILWAY EMPLOYEES / БИБЛИОТЕКИ / LIBRARIES / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / CULTURE AND EDUCATION SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красницкая Т.А., Иванова А.Ю.

Статья посвящена исследованию организации просветительской работы на железных дорогах, проходивших по территории Владимирской и Ярославской губерний во второй половине XIX начале ХХ в. Основное внимание уделено деятельности библиотек и различных культурно-образовательных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines educational work that was organized for railway employees in Vladimir and Yaroslavl regions in the second half of the 19th century the beginning of the 20th century. The authors focus on the activities of libraries and various culture and education societies.

Текст научной работы на тему «Организация просветительской работы среди служащих железных дорог центральной России во второй половине XIX - начале XX В. *»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ СЛУЖАЩИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.*

I Т. А. Красницкая, А. Ю. Иванова

Аннотация. Статья посвящена исследованию организации просветительской работы на железных дорогах, проходивших по территории Владимирской и Ярославской губерний во второй половине XIX - начале ХХ в. Основное внимание уделено деятельности библиотек и различных культурно-образовательных обществ.

Ключевые слова: железнодорожные служащие, библиотеки, культурно-просветительские общества.

Summary. The article examines educational work that was organized for railway employees in Vladimir and Yaroslavl regions in the second half of the 19th century - the beginning of the 20th century. The authors focus on the activities of libraries and various culture and education societies.

Keywords: railway employees, libraries, culture and education societies.

Вторая половина XIX в. в России была временем активного железнодорожного строительства, и это оказало большое влияние на социально-экономическое развитие страны. Появилась новая социальная категория - железнодорожные служащие, что ставило перед частными железнодорожными обществами и Министерством путей сообщения задачу проведения определенной социальной политики. Основные меры были направлены на обеспечение служащих жильем, медицинской помощью, организацию социального страхования, а также на создание сети подведомственных образовательных учреждений. К концу XIX в. в России было открыто более 40 технических железнодорожных учи-

лищ, на станциях создавались начальные школы для детей железнодорожников.

Наиболее активно просветительская деятельность велась на крупных железнодорожных узлах, таких как «Ковров» Московско-Нижегородской и «Ярославль» Северных железных дорог, общая численность служащих на которых превышала тысячу человек. В 1903 г. на ярославской станции было открыто начальное училище, в 1865 г. начальная школа для детей железнодорожников в Коврове, а с 1874 г. - техническое железнодорожное училище.

После устройства мастерских в Коврове встал вопрос о строительстве церкви для железнодорожных служащих. Ближайшая церковь была рассчи-

1 / 2011

Преподаватель

141

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. ГК. № П 1142 от 02 июня 2010 г.

!ЕК

142

тана на 300 человек, а приход насчитывал до 5000 человек, не считая служащих мастерских и станции. В 1869 г. правление Московско-Нижегородской железной дороги обратилось к правящему архиерею с просьбой открыть отдельный приход для железнодорожных служащих [1, ф. 14, оп. 3, д. 2032]. Строительство церкви затягивалось из-за недостатка средств, пожертвования составили лишь половину требуемой суммы, остальные деньги дал И. А. Бусурин, известный железнодорожный грюндер. Храм в честь Феодоровской иконы Бо-жией Матери был освящен в 1875 г. [2].

В рамках просветительской деятельности при железнодорожных образовательных учреждениях и на крупных станциях организовывались библиотеки для удовлетворения «духовных потребностей служащих и членов их семей» [3, ф. 1539, оп. 1, д. 12]. Многие железнодорожники имели достаточно высокий уровень образования, что отражалось на стремлении к повышению культурного уровня.

К 1913 г. на железных дорогах России было 226 библиотек, из них 9 - на Северных железных дорогах. Библиотеки организовывались с целью предоставления служащим и их семействам возможности бесплатно или за умеренную плату пользоваться книгами и периодическими изданиями [4]. Библиотеки функционировали при станциях «Александров», «Урочь» Северных железных дорог, при Ярославских железнодорожных мастерских.

Организация библиотек происходила на основании типового устава, утвержденного Министерством путей сообщения. Под библиотеку выделялось помещение при железнодорожной станции, библиотекарями работали сами железнодорожники. Подписчиками (зареги-

стрированными читателями) были не только служащие, но и мастеровые и рабочие. Библиотека содержалась за счет платы за пользование изданиями, пожертвований и штрафов за несвоевременное возвращение книг. Книги выдавались на дом сроком на 2 недели за 10 коп., чтение изданий в читальне при ярославских мастерских было бесплатным [5]. Состав ярославской железнодорожной библиотеки был достаточно значительным - 2694 книги в 1916 г. [3, ф. 1539, оп. 1, д. 12.]. Причем их тематика была очень разнообразна: кроме художественной литературы были труды по философии, истории, географии, медицине, книги для детей.

Библиотеки организовывались и по инициативе и на средства высших железнодорожных служащих. В 1899 г. жена начальника Ковровского железнодорожного училища З. Яшнова, имевшая звание домашней учительницы, создала библиотеку-читальню, книги и периодические издания в которой брали все жители Коврова, делавшие взносы на ее содержание. Читальня находилась на частной квартире. Начальники назначались Советом библиотеки, состоявшим из подписчиков, внесших на содержание библиотеки не менее 25 руб., из числа высших железнодорожных служащих. В отличие от ярославской библиотеки, ковровская работала ежедневно, за исключением крупных церковных праздников, а библиотекарь из числа младших железнодорожных служащих получал заработную плату [1, ф. 14, оп. 4, д. 1867].

Еще в 1870-е гг. по инициативе старших служащих Ковровских мастерских регулярно устраивались спектакли, литературные вечера и чтения [там же, оп. 3, д. 3037]. В 1900 г. было решено организовать постоянно действующее Общество любителей литературы и музыкально-

Преподаватель |_

1 / 2011

драматического искусства при Ковров-ских железнодорожных мастерских. Главной целью Общество провозглашало «развитие среди железнодорожных служащих музыкальных и драматических способностей, любви к литературе, распространение в их среде полезно нравственных книг» [там же, оп. 4, д. 2020].

Членами общества могли быть служащие железной дороги, вносящие ежегодную плату в размере 1% от жалованья. Взамен они получали именные годовые билеты на мероприятия общества, дававшие право на скидку на входные билеты. Все мероприятия, проводившиеся в столовой железнодорожных мастерских, были доступны и для посторонних, вносивших за входные билеты полную плату [6]. Однако общество не пользовалось популярностью среди служащих. Они неохотно платили членские взносы, поэтому было принято решение сократить их до 1/2 % заработной платы, а затем установить фиксированную плату в зависимости от размеров годового жалованья - 1-6 рублей в год [1, ф. 14, оп. 4, д. 2777].

В 1905 г. Общество прекратило существование, так как после забастовки были уволены все служащие мастерских. В 1910-е гг. вновь возникла инициатива возродить Общество [там же, д. 2891]. Однако в целях привлечения большего числа посетителей, было принято решение внести изменения в Устав, разрешив проводить не только спектакли, музыкальные вечера и публичные чтения, но и танцевальные вечера, шахматные турниры, а главное - игру в карты (рамс, винт, преферанс) [там же, ф. 14, оп. 4, д. 3282]. Таким образом, возрожденное Общество постепенно утратило свою просветительскую функцию.

Среди железнодорожных служащих станции «Ярославль» и мастерских боль-

шой популярностью пользовались мероприятия, проводимые местным «Собранием служащих». Устраивались танцевальные вечера с приглашенными музыкантами, игра в карты, детские спектакли и пикники. Еще большее количество служащих вступило в общество в 1914 г., когда стали проводиться кинематографические сеансы, бесплатные для членов общества. Демонстрировались кинематографические новинки, приобретавшиеся на студии А. А. Ханжонкова [3, ф. 1539, оп. 1, д. 39].

Железная дорога в дореволюционной России была достаточно закрытым корпоративным ведомством со своей полицией, системой социальной защиты, здравоохранения и образования. В этом отношении просветительская работа в железнодорожных структурах, с одной стороны, отражала общие тенденции просвещения в пореформенной России, а с другой - несла черты внутриведомственной замкнутости, в чем были как достоинства, так и недостатки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Владимирской области (ГАВО).

2. Рерберг И. Ф. История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые XXV лет. - М., 1887.

3. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО).

4. Лебедев А. В. Становление библиотечного дела на Северных железных дорогах // Библиотековедение. - 2009. - № 3.

5. Северные железные дороги. Сборник приказов начальника Северных железных дорог за 1913 год. - М., 1914.

6. Устав общества любителей литературы и музыкально-драматического искусства, учрежденного при Ковровских мастерских Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог. - Владимир, 1902. I

143

1 / 2011

Преподаватель |_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.