УДК 02:656.2(09)
Т. Н. Гордиенко
К. Н. ВАСЬКОВ И ПРИМЕР СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ В РОССИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СЕТИ НА СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ (1895-1917 гг.)
На значительном фактическом материале показан процесс становления библиотек на Сибирской железной дороге. Отражена особая роль Комитета Сибирской железной дороги в лице управляющего делами А. Н. Куломзина в деле просвещения народа. Описан опыт централизации библиотек, реализованный подвижником библиотечного дела К. Н. Васьковым. Исторический опыт, основанный на архивных документах делопроизводственного характера и официальных ведомственных изданиях, может быть полезен в современных условиях реформирования железных дорог.
Ключевые слова: библиотека для железнодорожных служащих, съезд по библиотечному делу, особое совещание, устав библиотек
Author is researching the process of becoming a libraries throughout on the Siberian railways. Respect the special role Siberian railway's committee represented by prominent statesman A. N. Coolomsin in educating people. In the article author shows an example of library centralization, which author and creator was K. N. Vaskov.
The theme is actual, therefore can be useful historic experience which is based on the archival documents, clerical work and official departmental editions.
Keywords: improvement of education employees, congress in librarianship, special meeting, charter of libraries
Зачинатель широкой просветительской деятельности на Великом Сибирском железнодорожном пути, управляющий делами Комитета Сибирской железной дороги (с 1893 г.), статс-секретарь А. Н. Куломзин (1838-1923) во всеподданнейшем докладе императору о потребностях образования в Сибири подчеркивал, что «открытием школ и школьным обучением не исчерпывается вся задача народного просвещения, она, между прочим, предлагает еще и организацию учебно-вспомогательных учреждений - библиотек и книжных складов» [14, с. 62]. К такому выводу А. Н. Куломзин пришел после поездок по Сибири в 1896-1897 гг. В министерских училищах Иркутской и Енисейской губерний имелось более или менее достаточное количество книг для внеклассного чтения, но зато в Забайкальской и Акмолинской областях в них чувствовалась большая нужда. Недостаток в школьных библиотеках крестьяне пытались устранить покупкой книг на ярмарках, базарах, в лавках, у разносчиков, торговавших лишь лубочной литературой, никуда не годной для просвещения народа [14, с. 63-64].
14 июня 1898 г. А. Н. Куломзин отправляет начальникам по постройке железных дорог: В. М. Павловскому (Западно-Сибирской), Н. П. Меженинову (Средне-Сибирской) и А. Н. Пушечникову (Забайкальской) рекомендательное письмо с предложением организовать на вверенных им дорогах библиотеки для железнодорожных служащих1 по примеру Уссурийской железной дороги [9]. После этого при Комитете Сибирской дороги была создана специальная подготовительная комиссия во главе с А. Н. Куломзиным по устройству в Сибири книжных складов, библиотек и книготорговли для переселенцев и крестьян, первое заседание которой, с присутствием начальников Западно- и Средне-Сибирских железных дорог, состоялось 5 декабря 1898 г. [11].
1 Библиотеки для служащих железных дорог России создавались в целях улучшения быта железнодорожников и их семей, удовлетворения их социально-культурных потребностей - «пользоваться на общедоступных условиях чтением периодических изданий и книг» (из Правил пользования библиотекой служащих Сибирской железной дороги...) [5, с. 185].
47
Начальники сибирских дорог, инженеры путей сообщения, будучи людьми интеллигентными и высокообразованными, имевшими опыт устройства библиотек-читален для рабочих (с 1895 г.) во время постройки Сибирского пути, были готовы к организации фундаментальных библиотек. Таким образом, с началом эксплуатации железнодорожных линий, при управлениях сибирских дорог открывались и библиотеки для служащих. Периодическая печать отмечала, что «наряду с задачей осуществления всеобщего обучения, отделения железнодорожного управления идут навстречу и другим духовным запросам, организуя на линиях и в управлениях фундаментальные и передвижные библиотеки» [6, с. 9].
С начала 1899 г. на Сибирской железной дороге, объединившей в 1900 г. ЗападноСибирскую и Средне-Сибирскую дороги, благодаря широкой поддержке начальника, инженера В. М. Павловского, библиотечное дело получило развитие. В одном из постановлений Совета Управления дороги, подписанных В. М. Павловским, говорилось: «Открытие новых и развитие существующих школ и библиотек по Сибирской железной дороге является вопросом первостепенной важности, на который необходимо обратить самое серьезное внимание, так как с помощью школ и библиотек, а также предоставлением всевозможных льгот только и можно удерживать на службе служащих» [7]. Одной из первых и самых крупных библиотек дороги (благодаря главным образом просвещенному содействию В. М. Павловского) была основанная в 1899 г. на станции Омск. «Помещалась она в собственном казенном доме № 12. В библиотеке на 1 января 1911 г. имелось: 6200 названий книг в 6425 т. и 1330 т. периодических изданий», -писал К. Н. Васьков в отчете [4, с. 22-23]. В 1899 г. в библиотеке на станции Томск находилось всего 825 названий книг в 908 томах на сумму 926 руб. и выписывалось 60 названий периодических изданий. В 1900 г., вследствие объединения двух дорог, томская библиотека стала центральной, и количество книг единой Сибирской железной дороги составило
20 298 экз. Расширяясь с каждым годом, на 1 января 1911 г. библиотека имела 19 714 названий в 27 825 томах и, кроме того, периодических изданий - 25 585 книг, всего же - 53 410 томов [13]. Библиотеки организовывались на всех более-менее значительных станциях. С маленькими же станциями и разъездами было сложнее, хотя как раз там библиотеки, пожалуй, были нужнее всего, а книга зачастую, как отмечалось в журнале Совета Управления дороги, «являлась единственным разумным времяпрепровождением и должна отвлекать служащих от таких обычных и нежелательных спутников железнодорожной жизни, как карты, и, главное, вино» [8, л. 63].
С самого начала работу по организации библиотечного дела на дороге возглавил Константин Николаевич Васьков (1856-?), человек, который посвятил всю оставшуюся жизнь железнодорожным библиотекам. Это был весьма ответственный руководитель, обладавший исключительными организаторскими способностями, высокообразованный и культурный человек, по мнению Д. Я. Майдачев-ского, «подлинный идеолог железнодорожного библиотечного дела, идеи которого были востребованы его коллегами с других дорог страны» [3, с. 21]. До назначения на должность заведующего центральной библиотекой дороги К. Н. Васьков работал счетоводом в службе движения, а это, как известно, в то время была довольно серьезная должность на железной дороге, на которую принимали людей достаточно квалифицированных, обладавших не только аналитическим складом ума, но и положительных во всех отношениях.
Помимо непосредственных обязанностей, на заведующего библиотеками возлагалась и продажа по линии дороги полезных книг для народного чтения. Книжные склады были устроены на следующих станциях Сибирской железной дороги: Чумляк, Мишкино, Курган, Петропавловск, Омск, Татарская, Каинск, Обь, Тайга, Боготол, Ачинск, Красноярск, Клюквенная, Канск, Нижнеудинск, Зима, Иркутск. Продажа книг на станциях производилась членами семей служащих под наблюдением и
48
ответственностью начальников станций. Чистая выручка от продажи означенных книг поступала в Главную кассу дороги и периодически переводилась статс-секретарю Комитета Сибирской дороги А. Н. Куломзину, «в пользу недостаточных переселенцев из Европейской России» [6, с. 38]. К. Н. Васьков вел всю бухгалтерию, предоставлял отчетность, следил за состоянием складов, докладывал обстановку дел начальнику дороги. Все это отнимало много времени, приходилось одновременно налаживать и библиотечную работу, но благодаря своей высокой работоспособности, неуемной энергии, предельной собранности и личной дисциплине К. Н. Васьков справлялся с делами. Продажа книг шла успешно, но с началом Русско-японской войны, из-за крайнего перенапряжения начальников станций, связанного с военными перевозками, это полезное дело стало угасать, а после войны продажа печатных изданий была полностью передана в аренду книготорговцам на конкурсной основе, но контроль над торговлей книгами оставался за начальниками отделений движения, ревизорами движения и начальниками станций [6, с. 38-39]. Следует, однако, отметить, что эти первые пять лет успешной продажи для переселенцев дешевой и полезной литературы, организованной железнодорожниками на Транссибе во время массового переселенческого движения, внесли свою весомую лепту в дело государственной важности - просвещения народа, удовлетворяя необходимый спрос переселенцев и сибирских крестьян на книги.
Константин Николаевич Васьков, особенно в первые годы становления библиотек на дороге, работал без отдыха. Он бывал в разных сибирских библиотеках, запрашивал материалы от коллег с железных дорог центральной России, пересмотрел массу изданий в поиске необходимых материалов о постановке работы библиотек. Изучив не слишком богатый опыт российских и более интересный - зарубежных библиотек, он остановился на американском принципе централизации общедоступных библиотек крупного города,
который заключался в следующем: во главе единой библиотечной системы стоит центральная библиотека, затем - филиальные отделения, библиотеки-читальни и передвижные библиотеки. К. Н. Васьков видел единственную возможность создания равного доступа железнодорожников к книге в организации именно такой библиотечной сети по всей линии дороги, простирающейся от Челябинска до Иркутска [3, с. 29]. Данная идея нашла одобрение у начальника дороги, и в течение нескольких лет, как отмечает Д. Я. Майдачев-ский, «шла весьма успешная работа по созданию первой в России централизованной библиотечной сети, структура которой была удачно приспособлена к организационной структуре самой железной дороги» [3, с. 12].
С 1900 г. начали открываться отделения центральной библиотеки на главных станциях, имеющих значительный контингент служащих: Челябинск, Шумиха, Курган, Петропавловск, Омск, Татарская, Каинск-Томский, Но-вониколаевск, Тайга, Красноярск, Боготол, Иланская, Тайшет, Нижнеудинск, Тулун, Зима, Иннокентьевская, при Анжерской копи и при железнодорожных больницах на станциях Челябинск, Омск, Томск, Красноярск и Инно-кентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный). С 1909 г. стали создаваться библиотеки-читальни при дежурных комнатах кондукторских и паровозных бригад, а всего к 1911 г. на дороге действовало 68 различных библиотек. Для обслуживания работников маленьких станций и разъездов с сентября 1901 г. функционировали два вагона-библиотеки, совершавшие ежемесячно по 2-3 маршрута: Томск -Челябинск и Томск - Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный) [13].
Нельзя забывать, что Сибирская дорога, в отличие от железных дорог центральной России, пролегала по глухим степным или таежным пространствам, удаленным от немногих тогда населенных пунктов. Как писал в отчете сам К. Васьков, «служащие были совершенно предоставлены сами себе и не имели иных разумных и полезных источников времяпрепровождения, кроме карт, вина и, изредка, не
49
всем доступной охоты. Положение таких служащих было поистине безотрадное». Поэтому библиотека в подобных условиях безысходного положения была самым желанным и спасительным средством для многих линейных служащих. «Удовлетворяя одну из главных человеческих потребностей - духовную, библиотека давала возможность служащим поднять свой умственный уровень, расширить свой кругозор путем самообразования и тем самым способствовала правильному пониманию и усвоению ими своих прямых обязанностей» [4, с. 5]. Подобные умозаключения К. Н. Васькова свидетельствуют о том, что он сам глубоко верил в живительную силу книги, способную изменить человека, в том числе его отношение к службе. Это прослеживается во всех его отчетах, рапортах и даже сугубо официальных документах, например, при обосновании требуемых денежных средств на библиотечные нужды: «Ныне вообще уже не приходится смотреть на книгу как на роскошь. Книга такая же настоятельная потребность для всякого человека, кто бы он ни был, как пища и воздух. Библиотеки настолько же необходимы, как школы, и должны способствовать внешкольному образованию, в чем в особенности нуждаются железнодорожные служащие, образовательный уровень которых весьма невысок». Ощущается его забота не только о своем детище, но и о служащих железной дороги, вынужденных пользоваться библиотеками за плату, хотя и небольшую: «Надо помнить и то, что огромное большинство железнодорожных служащих получает весьма скромное вознаграждение, что при семейном положении и из года в год возрастающей дороговизне жизни не позволяет им много тратить на свои библиотеки» [8, с. 63]. Такое трогательное заключение в официальном документе не мог написать человек равнодушный и безразличный к своему делу. Чувствуется, что пропускал он все беды и проблемы через себя, честно исполняя свой долг, неся нелегкую ношу в условиях строгой железнодорожной дисциплины и жесткой экономии расходов, выполняя государствен-
ную просветительную задачу, поставленную как правительством России, так и Комитетом Сибирской железной дороги. Перед руководством он также периодически ставил насущные проблемы библиотеки, к примеру: о малочисленности штата и недостаточности кредита на типографские расходы для тиражирования каталогов и правил; о расширении и совершенствовании переплетной мастерской; об уменьшении абонементной платы, чтобы сделать библиотеку доступней для служащих; об оснащении библиотеки дезинфекционной камерой, электропылесосами и т. д. К. Н. Васьков правомерно считал, что «существенный вопрос для библиотеки - собственное здание. Ни одно учреждение так не нуждается в собственном, специально приспособленном здании, как библиотека. Помещения в частных домах не удовлетворяют даже минимальным требованиям библиотечного дела» [4, с. 29]. На Сибирской железной дороге собственные здания для библиотек или обеспеченные помещения в казенных домах имелись только на станциях: Петропавловск, Татарская, Омск, Каинск-Томский, Новониколаевск, Тайга и Боготол. Остальные библиотеки размещались в крайне неудобных, тесных производственных помещениях. Кроме того, К. Н. Васьков планировал увеличить число подвижных библиотек еще на две ввиду того, что двух оборотов вагонов-библиотек в месяц при длине Сибирской дороги в 3000 верст недостаточно [Там же, с. 28].
Одна из причин, препятствующих развитию библиотечного дела на линии, считал К. Н. Васьков, - это недостаток энергичных, интеллигентных, образованных и знающих библиотечное дело людей, которые могли бы своей инициативой и бескорыстной, самоотверженной работой привлечь линейных служащих для оказания материальной и духовной помощи своим библиотекам.
В то же время начальство Сибирской железной дороги гордилось своими библиотеками, часто показывало их гостям и проверяющим. Центральную библиотеку посещали: в 1899 и 1902 гг. министр путей сообщения князь М. И. Хилков, в 1901 г. - профессора
50
Чикагского и Кембриджского университетов Бэннет и Диксон, в 1909 г. - министр путей сообщения Н. К. Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус [4, с. 3]. В 1916 г. (уже после очередного разделения Сибирской дороги - на Омскую и Томскую) на дороге работала Комиссия по высочайшему повелению под руководством военного инженера, генерал-лейтенанта барона Роппа. При осмотре образовательных учреждений Омской железной дороги, а также библиотек на станциях Омск, Петропавловск, Челябинск, Татарская, Ка-инск, Новониколаевск и передвижного вагона-библиотеки, не обнаружив недостатков, комиссия была удовлетворена результатами проверки, причислив просветительную работу библиотек к достижениям и положительной динамике деятельности дороги [12].
Но настоящий «экзамен» сибирских железнодорожных библиотек состоялся в 1911 г. во время Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, с 1 по 7 июня в Санкт-Петербурге. Съезд проходил в помещении Технологического института, куда съехалось 345 участников и около двухсот приглашенных. Там же в трех верхних залах разместилась выставка по библиотечному делу.
Железнодорожный транспорт России на съезде представляли 8 уполномоченных лиц от пяти казенных железных дорог: Сибирской, Южных, Северо-Западных, Московско-Брестской и Московско-Курско-Нижегородской. На выставке среди 80 экспонентов участвовали только две дороги - Сибирская и Южные железные дороги, - писал в отчете о съезде К. Н. Васьков, с горечью отмечая, что «даже такие обширные дороги, как Юго-Западные, Северные и другие, уклонились от участия в съезде. Это лишнее доказательство, насколько наши железные дороги обращают мало внимания на библиотечное дело» [5, с. 1].
Отчет о съезде и выставке по библиотечному делу, составленный К. Н. Васьковым, является уникальным историческим документом, содержание которого как нельзя лучше знакомит нас с ходом всего съезда и программой сопутствующих ему мероприятий: обширной и
всеобъемлющей выставкой, экскурсиями, организацией и работой крупнейших столичных библиотек. В результате общения с коллегами, участниками съезда Васьковым был сделан вывод, что созданная им система библиотечного обслуживания оказалась одной из лучших в России, и он нисколько не преувеличивал. Много было разговоров на съезде и в его кулуарах об американской библиотечной системе централизации библиотек, имевшей свои преимущества в большом городе, и ее аналоге, созданном на Сибирской железной дороге. С работой сибирских железнодорожных библиотек за более чем десятилетний период их деятельности участники съезда имели возможность познакомиться на выставке, где было предъявлено 14 экспонатов, состоявших из картограмм, карт, чертежей, фотографических снимков, отчетов, каталогов, образцов отчетных книг, бланков и пр. «К сожалению, - сетовал К. Васьков, - не представилось возможным выставить модель вагона-библиотеки, которая была назначена на Омскую выставку и, ввиду совпадения времени обеих выставок, не могла быть взята в Петербург» (кстати, факт участия одновременно в двух крупных мероприятиях еще раз подтверждает активную жизненную позицию К. Н. Васькова). Экспозиция библиотеки Сибирской железной дороги привлекала большое внимание участников съезда, и, как отмечал Васьков, многие расспрашивали его о способах и методах библиотечной работы на Сибирской железной дороге, просили прислать каталоги, образцы и формы классификации и учета книг, текущей отчетности и прочие документы [5, с. 12].
«Записки Императорского Русского технического общества» отмечали: «Совершенно особый мир читателей представляют железнодорожные служащие. По этому вопросу прочитаны доклады Комитета библиотек служащих Московско-Курской и Нижегородской железной дороги: "Положение и состояние железнодорожных библиотек Московского узла" и К. Н. Васькова "Об организации библиотечного дела на Сибирской железной дороге и о желательном улучшении этого дела
51
на Российских железных дорогах вообще и на Сибирской дороге в частности"» [1]. Но здесь следует отметить важный нюанс. Дело в том, что по причине затянувшихся прений в процессе заседаний съезд практически не успевал заслушать все доклады, в том числе - от представителей железных дорог, назначенные на 6 июня. Спасла положение находчивость заведующего центральной библиотекой Сибирской железной дороги К. Н. Васькова, предложившего организовать особую подсекцию железнодорожных библиотек, где и прошли слушания и обсуждения проблем библиотечного дела на железных дорогах, а выработанный особой комиссией проект резолюции был рассмотрен и утвержден съездом [2].
Безусловно, съезд повлиял на процессы жизнеспособности и дальнейшей жизнедеятельности библиотек служащих железных дорог России, и не только благодаря принятой съездом «Резолюции по вопросу о железнодорожных библиотеках». В Министерстве путей сообщения понимали, что необходимо решать накопившиеся проблемы библиотек. Библиотечный съезд явился, по сути, толчком к рассмотрению положения библиотек на казенных железных дорогах страны Особым Совещанием, организованным министерством той же осенью, 21 сентября 1911 г. [10, л. 12].
Председатель совещания, директор канцелярии министра путей сообщения Н. И. Ту-ган-Барановский, для разработки устава железнодорожных библиотек запросил предложения лишь от руководителя библиотек Сибирской дороги, на которой библиотечное дело было организовано более эффективно, чем на других. И хотя Особое Совещание отклонило принцип бесплатности пользования библиотеками, проводившийся съездом, «ввиду значительных затрат, которых потребовала бы данная мера», впервые за всю историю железнодорожных библиотек в течение восьми месяцев (!) специальной министерской комиссией была осуществлена колоссальная работа по тщательному изучению и анализу библиотечного дела на каждой дороге. Особым Совещанием учтены были все достоинства и не-
достатки действовавших на дорогах систем управления библиотеками и в конечном итоге предпочтение было отдано смешанной системе управления библиотеками, высшим руководящим органом которой являлся комитет образовательных учреждений; заведование библиотекой закреплялось за местными выборными членами библиотечного комитета и ревизионной комиссии, утверждавшимися начальником дороги [10, л. 30]. Министром путей сообщения данный демократичный подход к делу был одобрен, результатом чего явился утвержденный 9 февраля 1913 г. нормальный (типовой) устав библиотек казенных железных дорог, выработанный на основе положительного опыта, приобретенного железнодорожными библиотеками за все время их существования [10, с. 121-125], который действовал до 1917 г. включительно.
Метод обращения к прошлому с целью более глубокого уяснения проблем настоящего давно уже взят человечеством на вооружение. Так, в советский период истории на железных дорогах страны повсеместно была внедрена централизация библиотечного обслуживания железнодорожников, как наиболее удобное управление библиотеками, контроль за их деятельностью, а также комплектование фондов. Были созданы аналогичные централизованные библиотечные системы во всех крупных городах страны. Централизация библиотек на железнодорожном транспорте сохраняется и сегодня, но в связи с оптимизацией расходов универсальные библиотеки для железнодорожных служащих были объединены с техническими и центрами научно-технической информации, приоритетным стала специализированная (техническая) направленность библиотек.
Поэтому актуальность и острота проблемы данной статьи очевидна, поскольку в настоящее время, в связи с реформированием железнодорожного транспорта России, когда особо остро стоит вопрос повышения качества образования и культуры железнодорожников, важную роль продолжают играть библиотеки.
52
В настоящее время основная часть публикаций по истории Транссибирской железнодорожной магистрали посвящена экономическим и стра-
тегическим последствиям ее строительства. Однако строительство Транссиба оказало серьезное воздействие и на развитие просвещения в Сибири.
1. Аронов, М. Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу / М. Аронов // Записки Императорского Русского технического общества. - СПб., 1911. - № 10. - С. 365.
2. Библиотека Восточно-Сибирской железной дороги. Из прошлого в будущее (1901-2001) / авт. Д. Я. Майдачевский (I - IV гл.), Л. П. Ходий (V гл.). - Иркутск, 2001. - 248 с.
3. Библиотекарь. - Выпуск III. - СПб., 1911. - С. 317-318.
4. Васьков, К. Н. Отчет о деятельности библиотек Сибирской железной дороги за 1899-1910 гг. (с картой и 2 диаграммами) / Сиб. жел. дор. - Томск, 1911. - 48 с.
5. Васьков, К. Н. Отчет о Первом Всероссийском съезде и выставке по библиотечному делу в г. С.-Петербурге с 1 по 7 июня 1911 года / Сиб. жел. дор. - Томск, 1911. - 12 с.
6. Гордиенко, Т. Н. Библиотеки Транссиба: история образования в документах и публикациях / Т. Н. Гор-диенко. - Иркутск: Оттиск, 2011. - 224 с.
7. Журнал Совета Управления Сибирской железной дороги. Заседание 31 августа 1901 г. // Гос. арх. Том. области. Ф. 215. Оп. 1. Д 63. Л. 45.
8. Журнал Совета Управления Сибирской железной дороги. Заседание 15 апреля 1914 г. // Рос. гос. ист. арх. Ф. 273. Оп. 25. Д. 771. Л. 60-61 об.
9. Комитет Сибирской железной дороги // Рос. гос. ист. арх. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 454. Л. 57.
10. О выработке норм устава линейных библиотек служащих на казенных железных дорогах. Ч. 1. 4 августа 1911 // Рос. гос. ист. арх. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1562.
11. Об устройстве церквей и школ в районе Сибирской железной дороги //Рос. гос. ист. арх. Ф. 560. Оп. 27. Д. 61. Л. 238.
12. Отчет осмотра по высочайшему повелению военным инженером генерал-лейтенантом бароном Ропп Омской железной дороги произведенный с 1 по 10 июля и с 26 июля по 6 августа 1916 г. - СПб., 1916. - С. 110.
13. Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги с 1900 по 1910 гг. по данным, подготовленным для Омской выставки. - Томск, 1912. - С. 52.
14. Потребности начального образования в Сибири: Всеподданнейший доклад статс-секретаря А. Н. Ку-ломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 гг. - СПб., 1898. - С. 62-64.
Сдано 03.06.2013
53