Научная статья на тему 'Становление системы санитарно-эпидемиологического надзора на Сибирской железной дороге в начале XX в'

Становление системы санитарно-эпидемиологического надзора на Сибирской железной дороге в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE / SIBERIAN RAILWAY ROAD / OBJECTS OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SUPERVISION / SANITARY REQUIREMENTS / SANITARY MEASURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шупикова А. О.

Исследуется процесс становления системы санитарно-эпидемиологического надзора на Сибирской железной дороге. На материалах прессы и официальных отчетов сибирских железнодорожных врачей рассмотрены основные объекты санитарно-эпидемиологического надзора на сибирской магистрали, такие как школы, общежития, больницы, буфеты, подвижной состав, источники водоснабжения и жилые помещения. Представлена их характеристика с точки зрения соответствия санитарным требованиям, а также мероприятия по ликвидации нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шупикова А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of sanitary and epidemiological supervision on Siberian railway at the beginning of XX century

In this article we look at the process of sanitary and epidemiological surveillance formation at the Siberian railway road. Based on the press reports and official records of the Siberian railway doctors we considered the main objects of sanitary and epidemiological supervision of the Siberian railway line, such as schools and dormitories, hospitals, canteens, rolling stock, sources of water supply and accommodations. We presented their characteristics from the point of view of compliance with sanitary requirements and measures of the violation elimination.

Текст научной работы на тему «Становление системы санитарно-эпидемиологического надзора на Сибирской железной дороге в начале XX в»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 127-131.

УДК 93/94:614.3:656.2 А.О. Шупикова

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ В НАЧАЛЕ XX в.

Исследуется процесс становления системы санитарно-эпидемиологического надзора на Сибирской железной дороге. На материалах прессы и официальных отчетов сибирских железнодорожных врачей рассмотрены основные объекты санитарноэпидемиологического надзора на сибирской магистрали, такие как школы, общежития, больницы, буфеты, подвижной состав, источники водоснабжения и жилые помещения. Представлена их характеристика с точки зрения соответствия санитарным требованиям, а также мероприятия по ликвидации нарушений.

Ключевые слова: Сибирская железная дорога, санитарно-эпидемиологический надзор, Российская империя.

В условиях низкой санитарной грамотности населения в Российской империи в начале XX в. продолжали возникать крупномасштабные эпидемии. Железная дорога, служившая средством передвижения большого количества людей, выступала вместе с тем своего рода распространителем заразных заболеваний по территории государства. Санитарные мероприятия железнодорожных врачей в силу отсутствия единого координирующего органа были крайне непродуктивны. В связи с этим возникла необходимость создания системы, способной упорядочить и контролировать работу по обеспечению санитарного благополучия на железных дорогах.

История формирования системы санитарно-эпидемиологического надзора на российских железных дорогах с точки зрения фактического материала довольно полно представлена в интернет-ресурсах [1], где отражены основные этапы ее становления. В то же время рассмотрение этого процесса на Сибирской железной дороге не становилось предметом специального изучения. Отдельные аспекты проблемы были затронуты в работе С. Смирнова, В. Смирновой в связи с исследованием медицинского обслуживания переселенцев [2]. Между тем Сибирская железная дорога имела важное стратегическое значение и играла ключевую роль в передвижении переселенцев. Поэтому вопрос обеспечения санитарного благополучия сибирской магистрали был чрезвычайно важным.

Система санитарно-эпидемиологического надзора на российских железных дорогах ведет свое начало от 1906 г., когда Комитетом Управления железных дорог России был учрежден Институт санитарных врачей, для более эффективной работы которых была создана необходимая санитарно-гигиеническая инфраструктура [3].

Санитарный врач учреждался в должности начальником дороги, кандидатов на которую ему предоставлял старший врач. Согласно объектам, контроль санитарного врача распространялся на: 1) медицинскую инфраструктуру, куда входили больницы и приемные покои; 2) школы и общежития; 3) станционные и поездные буфеты; 4) подвижной состав;

5) систему очистки почв и водоснабжения по линии железной дороги;

6) квартиры рабочих и служащих железной дороги.

На Сибирской железной дороге 1 апреля 1906 г. должность санитарного врача занял доктор медицины К.Ф. Дмитриевский [4]. В этом же году в г. Томске была организована железнодорожная санитарно-гигиени-

© А. О. Шупикова, 2014

ческая лаборатория для проведения химических и бактериологических исследований.

В обязанности санитарного врача Сибирской железной дороги входил санитарноэпидемиологический контроль за пятью железнодорожными больницами и приемными покоями, призванными стать «центрами врачебно-санитарной жизни для окружающих их районов и послужить фундаментом как для санитарного изучения линии, так и для санитарной деятельности Управления Сибирской железной дороги» [5]. Основные железнодорожные больницы располагались на станциях Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Иннокентьевская. Согласно отчету 1907 г., только Омская и Иннокентьевская больницы в целом удовлетворяли требованиям гигиены, Красноярская и Томская имели ряд существенных недостатков, а Челябинская больница оказалась «совершенно неудовлетворяющей самым элементарным требованиям общественной санитарии и гигиены» [6]. Сходные результаты демонстрируют материалы ревизии врачебно-санитарного состояния медицинских учреждений Сибирской железной дороги в 1914 г.: Иннокентьевская больница получила оценку «первоклассной», все остальные больницы, и в особенности Красноярская, хоть и названы «вполне отвечающими предъявленным к ним требованиям», не были достаточно обеспечены медицинским инвентарем и больничной утварью [7].

Еще одним объектом санитарно-эпидемиологического контроля стали железнодорожные учебные заведения и общежития. Деятельность санитарного врача в отношении школ включала в себя обязательную экспертизу всех ранее построенных и вновь возводимых школьных зданий и заключение о внутренней санитарно-гигиенической обстановке учебного заведения. В 1902 г. Сибирская железная дорога располагала 28 школами, 24 из которых размещались в специально построенных для учебных целей зданиях и 4 - в переоборудованных жилых домах [8]. Значительное количество отказов различных железнодорожных агентов поступить на службу в Сибирь, мотивированное отсутствием возможности выучить детей, подтолкнуло руководство дороги к открытию новых учебных заведений. К 1909 г. число школ на Сибирской железной дороге увеличилось до 35, число общежитий равнялось 10 [9]. Рост учебных заведений, однако, не привел к нормализации санитарной обстановки, которая, по выражению представителей Школьно-библиотечного комитета, способствовала развитию «школьных болезней»: «ученики, пришедшие в

школу розовыми и здоровыми, становятся к концу занятий бледными и вялыми» [10]. Причину этого видели в сильной переполненности классов и отсутствии должной вентиляции помещений. Рост числа учени-

ков привел к тому, что в некоторых школах занятия проводили в две смены, в столовых, при общежитиях или в здании клуба [11]. Отдельной проблемой стали большие расстояния между школами, что было обусловлено значительной протяженностью Сибирской железной дороги в сравнении с другими дорогами Российской империи. В связи с этим дети железнодорожников, служащих на маленьких станциях и разъездах вынуждены были вставать в 3-4 часа ночи, чтобы с пассажирскими поездами вовремя приезжать на занятия. Совокупность этих факторов позволяет сделать вывод, что с точки зрения санитарных норм школы Сибирской железной дороги не способствовали нормальному физическому развитию детей. Между тем именно школа, по мнению врачей, должна была служить «образцом нормального жилья», через который «можно проводить в жизнь нормальные гигиенические требования» [12]. Поэтому врачи подчеркивали важность обучения нормам гигиены и санитарии в первую очередь педагогического состава школ. В противном случае «все начинания в области школьной гигиены, даже и при самом доброжелательном отношении к ним администрации, закончатся полумерами...» [13]. Отдельным курсом предлагалось ввести в школах преподавание основ гигиены и санитарии. Однако в силу крайней загруженности педагогического состава реализация ее была отложена.

Особое внимание в системе санитарноэпидемиологического контроля на железных дорогах отводилось надзору за железнодорожными и поездными буфетами. Согласно Общему уставу Российских железных дорог, буфеты являлись неотъемлемой частью станций I и II классов. На более мелких станциях они учреждались по усмотрению Управления дороги, которое и устанавливало цену на реализуемые в буфетах всех трех станций продукты. Высокие требования предъявлялись к качеству продукции и соблюдению чистоты в буфетах. В уставе подчеркивалось: «Все съестные предметы, кушанья и напитки должны быть свежие, лучшего качества и надлежащим образом приготовленные. Прислуга должна быть в достаточном количестве, иметь приличную одежду и быть предупредительною. Люди неопрятные, нетрезвого поведения и грубые не должны быть допускаемы на службу в буфетах» [14]. Указанные предписания, однако, очень часто не соблюдались.

Массовые нарушения гигиенических норм и неконтролируемый рост цен на продукты питания стали причиной эмоционального выступления врача Б.Л. Пентков-ского на 1-м совещательном съезде железнодорожных врачей. Его доклад «Об улучшении железнодорожных буфетов» [15] стал отражением регулярных жалоб населения. Иллюстрацией санитарной обстановки в

буфетах служит приведенная в докладе выдержка из обвинительного протокола одного из буфетчиков: «Буфетчик Х. позволяет себе полоскать рот из буфетных стаканов, отхаркивает и плюет в полоскательную чашку, руки моет в тазу, служащем для споласки-вания посуды, утирается чайным полотенцем и проч... Какова же может быть прислуга у такого грязного буфетчика! Ответ написан на их фраках. Не все они больны, но от усиленной беготни все, по примеру своего хозяина, потливы, а главное, некоторые из них имеют скверную привычку одной и той же салфеткой обтирать себе лоб и тарелки пассажирам» [16]. Документы официальных отчетов по Сибирской железной дороге позволяют сделать вывод, что местные буфеты в санитарно-гигиеническом отношении соответствовали общероссийской тенденции: «Прислуга в большинстве случаев не имеет даже самого элементарного представления о чистоте и опрятности и поэтому совершенно спокойно вытирает посуду невообразимо грязными тряпками» [17]. Сходное описание буфета на ст. Чернореченская Сибирской дороги присутствует и в прессе: «Всюду. неопрятность и нечистота. Столы, посуда и съестной товар всегда бывают покрыты грязью и пылью. Буфет ни днем, ни ночью не закрывается. Вечно около него шатаются праздные господа и пьяный люд» [18]. Неопрятное содержание буфетов было характерно для станций всех казенных железных дорог. Неслучайно было отмечено что «жалобы на буфеты - излюбленная тема для разговоров в вагонах всех трех классов» [19]. Причинами безответственного отношения буфетчиков и врачи, и сами железнодорожники называли необоснованно высокую арендную плату, для покрытия которой содержатели буфета экономили на всем подряд. В 1898 г. сборы с буфетов казенных железных дорог составили 400 000 руб., в 1901 г. - 450 000 руб., в 1903 г. - 550 000 руб. [20], что являлось довольно существенными суммами. В результате буфетосодер-жатели повышали цены на товары, доводя их до уровня «первоклассных городских ресторанов», в то время как качество продукции соответствовало «дешевым “греческим кухмистерским”» [21].

До 1906 г. контроль за санитарным состоянием буфетов составлял одну из обязанностей участковых докторов, не успевавших исполнять ее в должном объеме в силу большой загруженности. Введение института санитарных врачей значительно облегчило осуществление санитарного надзора за буфетами. В компетенцию этой категории медицинских работников вошел строгий контроль как за качеством реализуемой продукции, так и за состоянием здоровья обслуживающего персонала: прежде чем приступить к работе, буфетная прислуга должна была получить у участкового вра-

ча свидетельство об отсутствии заразных заболеваний.

Для поддержания чистоты подвижного состава при каждом поезде находился специальный штат чистильщиков. На некоторых составах Сибирской железной дороги имелось всего по одному работнику данной категории, что не позволяло проводить санитарно-гигиеническую обработку вагонов в должном объеме. В связи с этим санитарным врачом Сибирской железной дороги было рекомендовано на крупных станциях вместе с технической проверкой проводить и санитарный осмотр вагонов [22].

В целях предупреждения различных болезней санитарный контроль был распространен на источники водоснабжения, которыми служили реки и водоемы. В связи с этим запрещалось мыть грязную посуду и стирать белье вблизи водоемов с питьевой водой и водоразборных будок. Сибирская железная дорога располагала системой очистки воды, которую составляли большие песчаные фильтры и быстродействующие американские фильтры с предварительной обработкой воды коагулянтами. По результатам исследования 1908 г., наиболее остро вопрос обеспечения качественной питьевой водой стоял на станциях Челябинск, Лебяжья, Кормиловка, Валерино, Басандайка, Каинск, Татарская, Каргат, Убинская, Ко-журла, Чулым и Тебисская. Годной к употреблению оказалась только вода станций Курган, Петропавловск, Калачинская, Томск, к числу сомнительных причислили воду станции Сыропятское [23]. В силу этого со стороны санитарного врача строго рекомендовалось систематическое наблюдение за источниками водоснабжения, включающее химический и бактериальный анализ вод.

Важным условием поддержания здоровья пассажиров являлось наличие на станциях охлажденной кипяченой воды и кипятка. Однако нарушения данного постановления, выразившиеся в недостатке кипятка и повышении цен на него, приобрели массовый характер. На станциях Сибирской железной дороги проблему нехватки кипяченой воды освещает газета «Сибирь»: «На. ст. Зима кипяченой воды вы не достанете. Приходилось не раз наблюдать наполнение бака водой прямо из бочек, где она вряд ли могла сделаться ни с того ни с сего “кипяченой”». На других станциях в баках даже нет никакой воды; в этом нам пришлось убедиться при проезде через ст. Куйтун» [24]. В результате массовых жалоб Управлением железных дорог было принято решение о бесплатной реализации кипятка на станциях I и II классов и установлении таксы на кипяток в размере 1-3 коп. за чайник на станциях III класса [25].

Известно, что движение по железной дороге большого количества людей увеличивало риск развития эпидемий. Поэтому все

здания, находящиеся вблизи железной дороги, должны были содержаться в безукоризненной чистоте. В связи с этим одним из основных объектов системы санитарноэпидемиологического надзора на железной дороге стали общественные здания и квартиры рабочих и служащих. Контроль за соблюдением железнодорожниками санитарно-гигиенических норм осуществлял санитарный врач совместно с руководством дороги. С этой целью ими регулярно предпринимались осмотры жилых помещений. Для облегчения санитарного надзора за соблюдением чистоты в квартирах и дворах была создана своеобразная иерархия. Из числа проживающих в доме назначались особые домовые старосты, осуществляющие контроль за исполнением жильцами гигиенических норм. Примечательно, что отказы от этой должности не принимались. В случае выявления каких-либо нарушений домовые старосты должны были немедленно докладывать об этом [26].

Однако необходимо учитывать, что значительная часть железнодорожников не имела почти никакой санитарной подготовки. В то же время работа врачей по внедрению в обществе гигиенических норм и исполнение их населением - процесс длительный. В силу этого в официальных отчетах зачастую встречается информация о грязном содержании квартир, несвоевременном вывозе нечистот, неубранных отхожих местах [27]. При осуществлении осмотров внимание уделяли и внешнему облику зданий. Помощники начальника станции Юр-гамыш получили строгий выговор за «сверхбезобразие по грязи. Кроме того, на стенах здания и заборах подвешены лоханки, корзины и разная иная рухлядь, портящая окраску стен и забора» [28]. Железнодорожники, имеющие более высокие должности, должны были служить примером для остальных. Несоблюдение санитарных норм влекло за собой наказание - от выговора до ареста на несколько суток. Так, дорожный мастер Хмелев, проживающий на станции Исилькуль, во дворе дома которого «страшная грязь и беспорядок, тогда как названный агент должен был бы показывать пример другим образцовым содержанием своего жилища», получил арест сроком на 1 сутки [29]. Стоит отметить, что это не единичный случай [30]. Выговор за ненадлежащий надзор за соблюдением подчиненными санитарно-гигиенических норм получали и начальники тех станций, где были обнаружены нарушения. Подобная иерархия ответственности и строгий контроль со стороны администрации дороги способствовали улучшению санитарной обстановки полосы отчуждения дороги.

В целом оформление системы санитарно-эпидемиологического надзора на Сибирской железной дороге проходило по обще-

российскому сценарию. Наличие четкой взаимосвязи между санитарными условиями и развитием заболеваний, а также возникновением эпидемий определило основные объекты деятельности санитарного врача, которыми стали школы, общежития, буфеты, жилые и лечебные заведения, подвижной состав, источники водоснабжения. Введение новой врачебной должности и создание необходимой инфраструктуры для проведения исследований на Сибирской железной дороге позволили выявить несоблюдение санитарных норм в приведенных выше объектах, выработать систему контроля и начать работу по ликвидации нарушений, часть которых в силу ограниченности средств устранить не представилось возможным. Тем не менее оформление системы санитарно-эпидемиологического

надзора способствовало улучшению санитарной обстановки, а успешность предпринятых мервыразилась в отсутствии крупных эпидемий на Сибирской железной дороге.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Основные этапы развития санитарноэпидемиологической службы на железнодорожном транспорте / ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Ш1_: http://www.fcrw.runfcrw.runwin.fcrw. ги/И.Мт!.

[2] Смирнов С., Смирнова В. Врачебно-санитарное обслуживание переселенцев на железных дорогах Азиатской России в начале XX века // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. Челябинск, 2003. № 2. С. 182-200.

[3] РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 273. Оп. 8. Д. 123. Л. 25.

[4] РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 2132. Л. 7.

[5] Отчет по санитарной части Сибирской железной дороги доктора медицины К. Дмитриевского за 1907 г. и первую половину 1908 г. Томск: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1908. С. 5.

[6] Там же. С. 81-86.

[7] ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 273. Оп. 8. Д. 500. Л. 13-14.

[8] ГАТО. Ф. 215. Оп. 1. Д. 104. Л. 44.

[9] ГАТО. Ф. 215. Оп. 8. Д. 503. Л. 63.

[10] ГАТО. Ф. 215. Оп. 1. Д. 503. Л. 75.

[11] Отчет по санитарной части... С. 163.

[12] Материалы к санитарному обследованию железнодорожных школ и учащихся в них // Вестник железнодорожной медицины и санитарии. Санкт-Петербург. 1914. Февраль. С. 12.

[13] Дмитриевский К. Ф. Школы и школьно-санитарный надзор // Вестник железнодорожной медицины и санитарии. Саратов: Типография Союза Печатного Дела. 1912. Декабрь С. 35.

[14] Общий устав Российских железных дорог. Т. XII. Св. Зак. Часть I. С изданными в изменение и развитие его, по 1 октября 1911 года постановлениями, правилами и распоряжениями. Издание Управления железных дорог. СПб., 1911 г. С. 424.

[15] Пентковский Б. Л. Об улучшении железнодорожных буфетов // Протоколы заседаний 1 совещательного съезда железнодорожных вра-

чей русских железных дорог, созванного в Санкт-Петербурге на 4 июня 1898 г. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1898. С. 644-656.

[16] Там же. С. 645.

[17] Отчет по санитарной части. С. 152.

[18] Корреспонденция. Ст. Чернореченская, Сиб. ж.д. // Сибирская Правда. 1908. № 31. 27 июля С. 4.

[19] Записка контролера-техника при Общем Съезде представителей русских железных дорог А.Ф. Гриневского // Протоколы заседаний 1 совещательного съезда железнодорожных врачей русских железных дорог, созванного в Санкт-Петербурге на 4 июня 1898 г. СПб. : Типография П.П. Сойкина, 1898. С. 658.

[20] Станционные буфеты на наших железных дорогах // Вестник Сибирской железной дороги. 1905. № 34. 6 октября. С. 7-8.

[21] Записка контролера-техника. С. 658.

[22] Отчет по санитарной части. С. 164-165.

[23] Там же. С. 89-143.

[24] Сибирь. 1909. № 191. 25 августа. С. 2.

[25] Общий устав Российских железных дорог... С. 425-426.

[26] РГИА. Ф. 273. Оп. 8. Д. 112. Л. 147.

[27] ГИАОО (Государственный исторический архив Омской области). Ф. 272. Оп. 1. Д. 10. Л. 72-73.

[28] Там же. Л. 72.

[29] Там же. Л. 72-73.

[30] Там же. Л. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.