Научная статья на тему 'Типы и виды библиотек на сибирских железных дорогах (1895-1917)'

Типы и виды библиотек на сибирских железных дорогах (1895-1917) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
250
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / УСТРОЙСТВО БИБЛИОТЕК / НАЧАЛЬНИКИ И СЛУЖАЩИЕ / ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК / CONSTRUCTION OF RAILWAYS / LIBRARIES STRUCTURE / CHIEFS AND EMPLOYEES / TYPOLOGY OF LIBRARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Николаевна

На основе архивных делопроизводственных ведомственных документов, периодических и научных изданий определены типы и виды библиотек, действовавших во время эксплуатации Транссибирской магистрали в рассматриваемый период. Типология библиотек позволила установить приоритетные потребности служащих дорог, функции библиотек, их характер, содержание и направленность, общественное значение как важного социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES AND KINDS OF LIBRARIES ON THE SIBERIAN RAILWAY (1895-1917)

It was educational courses at the read-libraries and mobile libraries. Based on archival, clerical, departmental documents, periodical and science editions author defined types and kinds of libraries that worked during operation of the Siberian railways in this period. Typology of the libraries permitted to establish priority needs of the railway's workers, functions and character, matter, directivity and public importance of the libraries as an important social institution.

Текст научной работы на тему «Типы и виды библиотек на сибирских железных дорогах (1895-1917)»

УДК 02:656.2(09) Т. Н. ГОРДИЕНКО

ББК 78.3 Иркутский государственный университет путей сообщения

ТИПЫ И ВИДЫ БИБЛИОТЕК НА СИБИРСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ (1895-1917)

На основе архивных делопроизводственных ведомственных документов, периодических и научных изданий определены типы и виды библиотек, действовавших во время эксплуатации Транссибирской магистрали в рассматриваемый период. Типология библиотек позволила установить приоритетные потребности служащих дорог, функции библиотек, их характер, содержание и направленность, общественное значение как важного социального института.

Ключевые слова: строительство железной дороги; устройство библиотек; начальники и служащие; типология библиотек.

T. N. GORDIENKO

Irkutsk State Railway University

TYPES AND KINDS OF LIBRARIES ON THE SIBERIAN RAILWAY (1895-1917)

It was educational courses at the read-libraries and mobile libraries. Based on archival, clerical, departmental documents, periodical and science editions author defined types and kinds of libraries that worked during operation of the Siberian railways in this period. Typology of the libraries permitted to establish priority needs of the railway's workers, functions and character, matter, directivity and public importance of the libraries as an important social institution.

Keywords: construction of railways; libraries structure; chiefs and employees; typology of libraries.

Великая Транссибирская железнодорожная магистраль, наряду со своим экономическим и стратегическим значением для страны, оказала значительное влияние и на развитие просвещения в Сибири. Новизна данной работы состоит в том, что до настоящего времени комплексных исследований истории библиотек железных дорог досоветского периода не проводилось. Важное место в исследовании занимает ценностный подход. Большую роль в создании на Транссибе библиотек сыграли инженеры путей сообщения. Прежде всего, необходимо сказать о высоком уровне образованности инженерного состава строителей Транссибирской магистрали. Многие из них происходили из знатных дворянских семей с доблестными и высокопатриотическими традициями. Воспитанные с детства на христианских традициях и высоких нравственных убеждениях, получившие блестящее образование в Петербургском институте путей сообщения, они активно участвовали в развитии просвещения

и культуры сибирского населения1. Благодаря инициативе и заботам инженеров, руководителей постройки дорог и начальников участков (А. Н. Пушечникова, Г. М. Будагова, В. Л. Манучарова [2, с. 22-23], Г. 3. Андроникова и др.), прямо на строительных участках устраивались бесплатные народные библиотеки-читальни2. Между тем, именно эти библиотеки в самом начале строительства дороги сыграли немаловажную роль в привлечении малограмотных рабочих к просвещению: познанию мира и развитию ума через народные публичные чтения и вечерние курсы начальной грамоты, устраиваемые при читальнях. Таким образом, организованные полезные мероприятия в свободное от работы время способствовали не только

1 Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке. 1909. 9 апр. С. 4, 13.

2 Бесплатная народная читальня Иркутск-Бай-кальской ветви в Глазковском предместье г. Иркутска : Отчет совета со времени основания читальни по 1-е января 1898 года. Иркутск, 1898. С. 1-2.

© Т. Н. Гордиенко, 2013

образованию рабочих, но и отвлекали их от вредных и пагубных привычек.

Необходимо подчеркнуть важную роль Комитета Сибирской железной дороги, который взял на себя, помимо строительных задач, заботу о просвещении народа, в связи с массовым переселенческим движением и ростом населения Сибири. «Открытием школ и школьным обучением не исчерпывается вся задача народного просвещения, — писал во всеподданнейшем докладе императору управляющий делами комитета Сибирской железной дороги А. Н. Куломзин, — она, между прочим, предлагает еще и организацию учебно-вспомогательных учреждений, — библиотек, книжных складов»1.

14 июня 1898 г. А. Н. Куломзин направил начальникам по постройке железных дорог Сибири В. М. Павловскому, Н. П. Межени-нову и А. Н. Пушечникову письмо с рекомендацией организовать по примеру Уссурийской железной дороги на вверенных им дорогам библиотеки служащих2.

Таким образом, были учреждены библиотеки на следующих дорогах: Уссурийской — 22 июня 1897 г.; Сибирской — 2 февраля 1899 г.; Забайкальской — 2 ноября 1900 г.; Китайской Восточной — с 1903 г. [1, с. 28, 60, 103]. Состав книг библиотек служащих был самый разнообразный, способствующий дать систематический материал для постоянного самообразования, в котором так нуждалось большинство железнодорожных служащих. Организация работы библиотек была построена на демократических началах, путем выборов библиотечных советов для управления делами библиотек из среды самих служащих; ими же решено из-за нехватки средств, утверждаемых ежегодной сметой, сделать библиотеки платными, но с дифференцированным подходом ко всем категориям служащих относительно размеров их заработной платы.

Примером успешной деятельности стала «первая в России централизованная библиотечная сеть, структура которой была удачно приспособлена к организационной структуре

’ Потребности начального образования в Сибири: Всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзи-на по поездкам в Сибирь 1896—1897 гг. СПб., 1898. С. 62 ; 1899. С. 56.

2 Российский государственный исторический ар-

хив. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 454. Л. 57.

самой железной дороги» [2, с. 12]. Организатором ее был заведующий библиотеками Сибирской железной дороги Константин Николаевич Васьков. На всех главных станциях им были организованы отделения библиотеки, а для снабжения книгами менее значительных станций и разъездов были организованы 2 передвижные библиотеки, специально приспособленные из вагонов IV класса, обслуживавших линию 2-3 раза в месяц по двум направлениям: Томск — Челябинск и Томск — Иннокентьевская (ныне Иркутск — сортировочный) [1, с. 66].

На 3абайкальской железной дороге применялась несколько иная схема передвижной библиотеки: книги в специально изготовленных 15 ящиках (по 100 — в каждом) доставлялись на станции в пункты обмена, где оставлялись на 2 месяца, после чего опять происходил обмен книг путем перемещения ящиков с одной станции на другую. Система не совсем удобная, но для оборудования специального вагона-библиотеки, по примеру Сибирской железной дороги, 3а-байкальская — не нашла средств. Поэтому здесь применялся также и традиционный на всей сети железных дорог способ пересылки книг из центральной библиотеки на линию служебной корреспонденцией, называемый «Книга — почтой» [2, с. 64].

Библиотеки-читальни при дежурных комнатах кондукторских и паровозных бригад на Транссибе учреждались на основании разрешения начальников дорог с целью предоставления работникам возможности пользоваться чтением книг на месте, во время отдыха или ожидания смен дежурства. Основными средствами на содержание читален служили: отчисления из премий на топливо, добровольные взносы и пожертвования. Книги для чтения выдавались бесплатно. Ответственными за деятельность читален назначались заведующие комнатами и начальники депо3.

По такому же принципу организовывались библиотеки-читальни для работников главных дорожных мастерских. Но при библиотеках-читальнях ремонтных мастерских, кроме их основного предназначения, создавались и эффективно функционирова-

3 Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке. 1912. 16 февр. С. 17.

ли вечерние курсы по начальному и техническому обучению рабочих. Так, приказом начальника Забайкальской дороги № 109 от 29 апреля 1903 г. за устройство вечерних технических классов при Читинских мастерских с 1 октября 1902 г. заведующему техническими классами С. А. Хоментовско-му и его помощникам назначено денежное вознаграждение1. Еще пример: 14 марта 1909 г. на общем собрании библиотеки-читальни главных Харбинских мастерских «за деятельное и хорошее ведение курсов г. Гейману [заведующему курсами] собранием была выражена благодарность вставанием»2. Можно сказать, что библиотеки-читальни на железных дорогах стали первыми образовательными площадками по подготовке кадров.

При общественных железнодорожных собраниях, народных домах или клубах, построенных почти на всех станциях Транссиба, согласно утвержденным местными органами власти уставам, в целях улучшения быта железнодорожников организовывались библиотеки, наряду с другими видами отдыха и развлечений служащих и их семей.

Специальные библиотеки обеспечивали профессиональные потребности служащих, помогая им быстро принимать необходимые производственные решения с помощью справочной и специализированной по профилю литературы.

Строительство и оснащение школ Транссиба шло под опекой А. Н. Куломзина, который, запланировав необходимые средства для единовременного и ежегодного пополнения библиотек и кабинетов школ, докладывал императору, что они «сторицею окупятся как большею успешностью преподавания, так и расширением умственного кругозора» не только учащихся, но и всего населения3. Начальные училища действительно активно вели внешкольную просветительную работу среди детей и взрослых, особенно в тех местностях, где не было библиотек, организуя воскресные школы, воскресные публичные чтения, до-

1 Государственный архив Иркутской области. Ф. 72. Оп. 1. Д. 11. Л. 98.

2 Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке. 1909. 9 апр. С. 496.

3 Потребности начального образования в Сибири.

1898. С. 62 ; 1899. С. 56.

полнительные общеобразовательные и профессиональные курсы и пр.4

В ходе исследования зафиксированы факты многообразия типов и видов библиотек, имевших место быть на Транссибирской магистрали, что является свидетельством популярности, значимости библиотек и заинтересованности в них всех слоев общества, в данном случае железнодорожного. Библиотеки существенно отличались друг от друга размерами книжных фондов, назначением и спецификой пользователей, что позволило классифицировать их по типам и видам. К типам относятся библиотеки, сгруппированные по основному типологическому признаку (их принадлежности и целевому назначению), а виды определяются в процессе их дальнейшей детализации.

Итак, типы и виды библиотек, существовавших на Транссибирской магистрали в досоветский период истории:

1. Бесплатные народные библиотеки-читальни (библиотеки-читальни при начальных школах, при главных дорожных мастерских, при дежурных комнатах кондукторских и паровозных бригад).

2. Библиотеки для служащих железных дорог (центральные при управлениях, линейные на станциях, передвижные для обслуживания маленьких станций; при общественных железнодорожных собраниях, народных домах и клубах).

3. Специальные библиотеки (технические, библиотеки при юрисконсульском отделе, врачебно-санитарной части, главной бухгалтерии).

4. Школьные библиотеки (ученические и учительские).

В зависимости от состава книжных фондов и характера потребностей библиотеки подразделялись на универсальные, специальные и школьные. По количеству фондов и пользователей библиотек приоритет принадлежал универсальным библиотекам, к которым относились библиотеки служащих, бесплатные народные библиотеки-читальни, школьные (отделы для внеклассного чте-

4 Четвертый съезд учащихся в начальных школах Китайской Восточной железной дороги и Уссурийской линии, бывший с 20-е по 27-е августа 1909 г. в г. Харбине // Начальное образование на Китайской Восточной железной дороге и Уссурийской линии. Харбин. 1910. С. 244.

ния). Все библиотеки на сибирских железных дорогах, кроме технических, находились в ведении школьно-библиотечного комитета, в 1906 г. переименованного в комитет образовательных учреждений.

Типология библиотек Транссиба периода 1895-1917 гг. позволила нам установить приоритетные потребности служащих сибирских дорог, функции библиотек, их характер, содержание и направленность, а также — общественное значение библиотек как важного социального института. Выявлены специфичные виды железнодорожных библиотек (например, передвижные или библиотеки-

читальни для кондукторских и паровозных бригад), их особенности и значение. Данная работа может стать полезной при изучении дореволюционных типов и видов библиотек студентами и специалистами профильного направления. Также важно знать, особенно в современных условиях оптимизации расходов, что типология библиотек позволяет нам дифференцировать задачи, функции, связи, отношения, целенаправленно формировать состав и структуру книжных фондов, удовлетворяя все читательские запросы и т. д., одним словом — эффективно управлять библиотечной деятельностью.

Список использованной литературы

1. Гордиенко Т. H. Библиотеки Транссиба. История образования в документах и публикациях / Т. H. Гордиенко. — Иркутск : Оттиск, 2011. — 224 с.

2. Майдачевский Д. Я. Библиотека Восточно-Сибирской железной дороги: из прошлого в будущее (1901-2001) / Д. Я. Майдачевский, Л. П. Ходий. — Иркутск : Изд-во ИП Макаров, 2001. — 248 с.

References

1. Gordienko T. N. Biblioteki Transsiba. Istoriya obrazovaniya v dokumentakh i publikatsiyakh [The Transsib libraries. The history of establishment in documents and publications.]. Irkutsk, Ottisk Publ., 2011. 224 p.

2. Maidachevsky D. Ya., Khodiy L. P. Biblioteka Vostochno-Sibirskoy zheleznoy dorogi: iz proshlogo v budushhee (1901—2001) [The library of the East-Siberian railway: from the past to the future (1901—2001)]. Irkutsk, IP Makarov Publ., 2001. 248 p.

Информация об авторе

Г ордиенко Татьяна Николаевна — аспирант, кафедра философии и социальных наук, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, e-mail: t.gordien201 1@yandex.ru.

Author

Gordienko Tatiana Nikolaevna — PhD student, Department of Philosophy and Social Science, Irkutsk State Railway University, 15 Chernishevskogo St., 664074, Irkutsk, Russia, e-mail: t.gordien2011@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.