УДК 02:656.2(09)
ПРЕДПОСЫЛКИ И СТАНОВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕК НА ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ (1890-1917 гг.)
А
© Т.Н. Гордиенко1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
На значительном фактическом материале показан процесс становления библиотек на всем протяжении Транссиба. Отражена особая роль Комитета Сибирской железной дороги в лице видного государственного деятеля А.Н. Куломзина в деле просвещения. Приводится ряд примеров эффективности методов и систем организации работы библиотек. Отмечен вклад в развитие библиотек наиболее известных организаторов и подвижников. Изучение архивных документов делопроизводственного характера и официальных ведомственных изданий может пригодиться в современных условиях реформирования железных дорог. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: комитет Сибирской железной дороги; библиотеки-читальни; деятельность библиотек.
BACKGROUNDS AND LIBRARY FORMATION ON TRANS-SIBERIAN RAILWAY (1890-1917) T.N. Gordienko
Irkutsk State University of Railway Engineering,
1Гордиенко Татьяна Николаевна, аспирант, тел.: 89148889870, e-mail: [email protected] Gordienko Tatyana, Postgraduate, tel.: 89148889870, e-mail: [email protected]
ВЕСТНИК ИрГТУ №7 (78) 2013
245
15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
Based on a considerable amount of factual material the article shows the formation process of libraries throughout the Trans-Siberian Railroad. It emphasizes the special role of the Siberian Railway Committee in the name of a prominent statesman A.N. Kulomzin in the field of education. A number of examples demonstrating the efficiency of the methods and systems of library operation organization is given. The contribution of the most prominent organizers and devotees to library development is indicated. The study of archival record keeping documents and official departmental publications can be useful in the modern conditions of railway reformation. 12 sources.
Key words: Siberian Railway Committee; reading rooms; library activities.
К истории Транссибирской железной дороги в настоящее время проявляется немалый научный интерес. Основная часть публикаций по данной теме посвящена в основном экономической и стратегической роли Транссиба. Однако строительство магистрали оказало серьезное влияние и на развитие просвещения в Сибири. Особое место в «деле мира и просветительской задачи России на Востоке» занимают библиотеки. К сожалению, специальных исследований по библиотечному делу железных дорог России никогда не проводилось. Единственное научное издание - Д.Я. Майдачевский и Л.П. Ходий «Библиотека Восточно-Сибирской железной дороги», выпущенное в 2001 г. к 100-летнему юбилею Транссиба, представляющее, несомненно, большой научный интерес, ограничивается рамками конкретно взятой дороги, недостаточностью официальных архивных ведомственных источников. Факты по рассматриваемой проблеме, опубликованные в периодических изданиях, в большей своей части требуют документального подтверждения. Таким образом, восстановить поэтапно целостную объективную картину событий удалось при помощи методологического подхода и исторического анализа, изучив большой массив архивных документов, официальных ведомственных материалов, сборников, справочников, каталогов, правил и уставов библиотек, периодических и научных изданий. Наиболее ценными источниками исследования рассматриваемого вопроса стали архивные документы делопроизводственного характера и официальные ведомственные издания, второе место заняли научные исторические и библиографические издания, затем -периодическая печать и публицистические издания.
В связи с проводимыми в России в 60-70-е гг. XIX столетия реформами повысилась потребность в грамотных, образованных людях, специалистах различного профиля. Это обуславливало развитие сети образовательных заведений от самых низших - церков-но-приходских школ, до высших, выпускавших высокообразованных людей. Развитие просвещения, постепенный рост грамотности вели к заметному росту спроса на книги, что требовало повсеместной организации библиотек. Но надо было приложить ещё немало усилий для превращения России в страну всеобщей грамотности; в это время около 60% населения (главным образом, люди среднего и старшего возраста) не умели ни читать, ни писать [7, с. 1200].
Поводом к созданию общедоступных библиотек в России в конце XIX в. явилось общественное движение среди просвещённых слоёв населения, поскольку в народной среде большое распространение получило
такое пагубное явление, как пьянство, ведущее к деградации личности. Поэтому благодаря инициативе истинных подвижников и патриотов в стране стали создаваться общества трезвости, общества народных чтений, общества помощи в чтении больным и бедным и т.д. Целью данных обществ являлось распространение полезных знаний, для чего создавались общественные читальни и библиотеки, в которых проходили чтения художественной литературы и литературы по различным отраслям. Кроме того, организовывались воскресные школы и вечерние классы для обучения населения начальной грамоте. Общественный почин встретил понимание и поддержку властей.
Это было и требованием времени, потому что развитие библиотечного дела в других странах ушло далеко вперёд. «Благодаря широкой общественной самодеятельности и государственной помощи на Западе библиотеки интенсивно развивались. Так, в Соединенных Штатах в 1859 г. было 1297 библиотек с 3 млн книг. Что касается России, её библиотеки являются жалкими по сравнению с библиотеками Англии, Франции, Японии и других стран...» - публиковал данные из доклада К.И. Рубинского на Первом Всероссийском библиотечном съезде (1911 г.) журнал «Записки Императорского Русского технического общества» [1, с. 365].
Начало истории создания железнодорожных библиотек Сибири и Дальнего Востока совпадает с началом строительства Транссибирской магистрали, строить которую решено было «на средства казны». К началу 1890-х гг. изыскательские экспедиции на Сибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорогах в основном закончили свою работу. 19 мая 1891 г. во Владивостоке состоялась закладка Великого Сибирского рельсового пути. Строительство велось одновременно с востока и запада (от Челябинска).
Общее руководство строительством осуществлялось особым Комитетом Сибирской железной дороги, где понимали, что для обеспечения в последующем нормальной работы железной дороги, в целях закрепления кадров нужно улучшать быт железнодорожных служащих и их семей. Требовалось создать приемлемые условия жизни в социально-культурном отношении. Для этой цели на протяжении всей линии строились не только технические сооружения, производственные здания для обслуживания магистрали и жилые дома для железнодорожников, но и создавались социальные объекты: больницы, школы, церкви, бани, магазины, дома культуры, библиотеки, детские сады и пр.
Средств на всё не хватало, поэтому правительством было предложено организовать благотворительный фонд. С этой целью в «Правительственном вестнике» и в некоторых частных органах печати размещались предложения к желающим отчислять благотворительные взносы на строительство церквей и школ вдоль Великой Транссибирской железной дороги. В частности, управляющий делами Комитета Сибирской железной дороги статс-секретарь А.Н. Кулом-зин, имевший большой авторитет, привлёк к пожертвованиям большое число лиц в обеих столицах и открыл подписку по всей империи. Таким образом, в 1894 г. был организован благотворительный фонд, названный именем императора Александра III. Помимо пожертвований частных лиц фонд пополнялся и из государственной казны, взносы достигали 25, иногда 50 тыс. рублей.
В связи со строительством дороги увеличился поток переселенцев, чему придавалось особое государственное значение. А.Н. Куломзин считал, что для успешного заселения района Сибирской дороги весьма важным будет, «если к заботам о воспособлении переселенцам в пути и о хозяйственном их благоустройстве на новых местах присоединится и попечение об удовлетворении наиболее настоятельных духовных потребностей новосёлов» (выделено автором) [8, л. 5]. Поэтому он взял на себя устройство церквей, молитвенных помещений, начальных школ, а также библиотек и книжных складов. Так, в 1898 г. при Комитете была образована специальная Подготовительная комиссия для решения вопроса об устройстве в Сибири библиотек и книжных складов [8, л. 238]. Таким образом, Комитет Сибирской железной дороги, представлявший интересы государства, сыграл значительную роль в распространении книги среди людей, проживающих в местах строительства Великой Транссибирской магистрали.
Библиотеки для служащих создавались приказами начальников дорог при управлениях и на станциях вдоль всей железнодорожной линии. Книжные склады и киоски для продажи дешёвых книг устраивались в местах наибольшего скопления переселенцев - на станциях, где находились врачебно-производственные пункты, где поезда с переселенцами имели продолжительную остановку, а также на станциях, вблизи которых было расположено значительное количество посёлков [8, л. 239].
А.Н. Куломзин стал, по сути, организатором строительства церквей, образовательных учреждений и библиотек на Транссибирской магистрали. Он неоднократно совершал поездки в районы строительства, посещал и осматривал уже построенные храмы и школы и давал распоряжения по их дальнейшему обустройству, впоследствии отправляя для этого всё необходимое: церковную утварь, разное оснащение и оборудование. По указанию Куломзина канцелярия Совета министров снабжала школы и библиотеки дорогими учебными пособиями, картами, книгами, волшебными фонарями и пр. («волшебный фонарь»-оптическое устройство для проектирования изображения на экран - пояснение автора)._
В Комитет на имя управляющего делами А.Н. Ку-ломзина поступали и прошения по оказанию поддержки в организации читален и библиотек, которые возникали по инициативе железнодорожной интеллигенции ещё во время строительства Транссиба. Не дожидаясь циркуляров сверху, библиотеки для служащих железных дорог открывались сразу, как только по линии пошли первые поезда. Первые библиотеки создавались на общественных началах с помощью пожертвований и средств, собранных самими служащими, а также субсидий, выделяемых по смете железной дороги. Заинтересованные в этом начинании инженеры и служащие приносили в дар библиотекам свои книги и журналы, некоторые жертвовали и деньгами. Библиотеки были платными, потому что средств на все их нужды не хватало, получаемая от подписчиков плата шла «прежде всего на устройство помещений и обстановку складов книг, печатание каталогов, записных книжек и прочего, и на вознаграждение лиц, исполняющих обязанности библиотекарей» [12, с. 62].
1895-1901 годы - период создания и начала деятельности на линиях Транссиба первых железнодорожных читален и библиотек. Так, в конце 1895 г. начальнику по постройке Забайкальской железной дороги А.Н. Пушечникову поступили ходатайства от начальников участков об оказании помощи железнодорожным рабочим в устройстве бесплатных читален «в целях занятия свободного от работ времени разумными и полезными развлечениями». Инициатива была одобрена, и в адрес военного губернатора сразу же было направлено прошение о разрешении на устройство 10-ти читален вдоль строящейся линии, к письму прилагался устав читален [2, с. 1]. Почти через год, 16 января 1897 г., от военного губернатора было получено уведомление о разрешении на открытие читален. Уже с февраля по линии стали одна за другой создаваться бесплатные народные читальни, о чём постоянно информировали местные газеты. Подтверждением этому служит и телеграмма А.Н. Пушечникова, адресованная А.Н. Коломзину 14 марта 1898 г., в которой констатировалось о действующих девяти читальнях на станциях: Иркутск, Мысовая, Верхнеудинск, Петровский Завод, Хилок, Могзон, Чита, Урульга и Митрофаново [9, л. 10]. Кроме этого документа в переписке А.Н. Куломзина и А.Н. Пушечникова об устройстве церквей и школ на Забайкальской железной дороге, хранящейся в Российском государственном историческом архиве (РГИА), имеется сообщение о поставке А.Н. Коломзиным волшебных фонарей для читален [9, л. 4].
После окончания строительных работ на уссурийском участке Транссиба в 1897 г. во Владивостоке открылась библиотека служащих Южно-Уссурийской железной дороги. В 1899 г. в Томске была организована библиотека и читальня для служащих Сибирской железной дороги. В 1900 г. в Иркутске при Управлении Забайкальской железной дороги была образована Подвижная библиотека служащих. На Забайкальской железной дороге подвижная библиотека при Управлении дороги и линейные библиотеки существовали самостоятельно, независимо друг от друга. Центральная
библиотека «подвижной» названа неслучайно. Поскольку средств на библиотеки отпускалось недостаточно, вначале на станциях устраивались ящики-шкафы («передвижки»), был организован обмен книгами между станционными библиотеками (кстати, опыт «передвижек» имел повсеместное и широчайшее распространение по стране в советский период).
В 1901 г., когда началось сквозное движение поездов по Транссибирской магистрали и заканчивалось формирование основных эксплуатационных служб, на дорогах были созданы первые органы управления образовательными учреждениями - «школьно-библиотечные комитеты». Именно с этого момента начался период становления библиотек служащих сибирских железных дорог. Вышестоящим органом управления и координации деятельности библиотек являлся школьно-библиотечный комитет. Общее руководство осуществлялось начальником дороги. На Сибирской железной дороге впервые в России благодаря истинному подвижнику библиотечного дела, заведующему библиотеками Константину Николаевичу Васькову была организована централизованная библиотечная система обслуживания железнодорожников с центром в Томске и отделениями на линии. Для обслуживания отдалённых и маленьких станций курсировали два вагона-библиотеки по направлениям: Томск - Челябинск и Томск - Иннокентьевская (ныне Иркутск-сортировочный). Созданная на Сибирской железной дороге система централизации библиотек, как показал исторический опыт, явилась наиболее эффективной во всех отношениях, она получила широкое распространение по всей стране, особенно в советский период истории.
В ходе исследования проблемы среди архивных документов Забайкальской железной дороги было найдено несколько разрозненных номеров первого в России дорожного вестника «Общие циркулярные уведомления», издававшегося в Иркутске [5]. Еженедельник был основан в 1901 г. начальником службы движения Николаем Эдуардовичем Спенглером, возглавлявшем на дороге школьный и библиотечный комитеты. Хотя название вестника говорило само за себя, помимо официальных документов (телеграмм, циркуляров, уведомлений Управления железных дорог, распоряжений по Забайкальской дороге и др.) на его страницах широко освещалась деятельность библиотек. Здесь печатались документы и протоколы библиотечного комитета, а также биографические и рекомендательные статьи, библиографические обзоры, списки книг и журналов, поступающих в библиотеку, другие сообщения и объявления для подписчиков. Публикации специальной рубрики «Передвижная библиотека» занимали от 3-х до 6-ти страниц в каждом номере и были направлены на привлечение читателей в библиотеки и оказание им помощи в выборе нужных книг. Материалы, отличавшиеся хорошим литературным слогом, написанные интересно и доступно, где приводились выдержки из предлагаемых изданий, являлись весьма полезными для самообразования служащих. Авторы библиотечной рубрики обладали блестящим знанием русской и зарубежной литерату-
ры. Данный опыт информационно-библиографической работы железнодорожной библиотеки в тот период на Транссибе был единственным в своём роде, а потому ценным и заслуживающим внимания. Посредством авторитетного печатного органа руководство дороги имело намерение поднять престиж библиотек и тем самым - интерес служащих к чтению. Заслуга в такой постановке библиотечной работы принадлежала начальнику дороги В.В. Оглоблину и его заместителю по движению Н.Э. Спенглеру. Эти просвещённые, высокообразованные инженеры путей сообщения работали в тесной деловой и творческой взаимосвязи, с полной отдачей железнодорожному делу своих сил, знаний, энергии, но были вынуждены уйти с дороги в 1903 г. После их ухода прекратили своё существование и вестник, и дело организации передвижных библиотек на линии. Лишь спустя годы данные идеи были вновь воплощены в жизнь, но не имели уже прежней оригинальности и не соответствовали требованиям времени.
Война и бурные политические события в стране 1904-1906 гг. негативно отразились на всех библиотеках. Вот как описывал в отчёте период становления библиотечного дела заведующий Центральной библиотекой Сибирской железной дороги К.Н. Васьков: «С начала своего существования библиотека пережила три события, неблагоприятно повлиявшие на её развитие: Русско-китайскую войну 1900-1901 гг., прервавшую товарное движение и затруднившую выписку книг из Европейской России; Русско-японскую войну
1904-1905 гг. и, затем, революционное движение
1905-1906 гг., немало повредившее библиотечному делу. Во время войны 1904-1905 гг. движение вагонов-библиотек было временно прекращено, через это из них выбыли почти все подписчики, а во время событий 1905 г., при разгроме 20 октября дома Королева, где помещались службы пути и тяги, погибла почти вся техническая библиотека и много книг общей библиотеки. Кроме того, на линии дороги была уничтожена библиотека на ст. Красноярск. Из библиотек, вследствие больших служебных изменений, выбыло много подписчиков, и прогрессировавшее до этого времени развитие библиотеки было задержано» [4, с. 4].
На Забайкальской железной дороге дела обстояли не лучше: «библиотеки долго не могли оправиться от последствий военных действий 1905-1906 гг.: шесть библиотек (на станциях Мысовая, Могзон, Верхне-удинск, Танхой, Шилка и Сретенск) потеряли от трети до половины своего книжного инвентаря и на многие годы оказались обречёнными вести борьбу за выживание, другие и вовсе прекратили своё существование» [3, с. 12].
С 1906 г. начался период стабилизации библиотечного дела на Транссибе. 13 января 1906 г. министром путей сообщения были утверждены новые «Правила о Комитетах и Местных попечительствах для заведования образовательными учреждениями на казенных железных дорогах». Данный документ расширил полномочия и действия вышестоящего органа по образовательным учреждениям на местах и привёл
к упорядочению постановки всего дела, возложив заведование на особый Комитет при управлении каждой дороги и на местные попечительства.
Правила более чётко и конкретно определяли функции Комитета, Местных попечительств и их членов. На Комитет, где председательствовал начальник дороги, были возложены заботы о благосостоянии, материальном обеспечении, устройстве, надлежащем развитии и улучшении деятельности образовательных учреждений дороги: общеобразовательные и профессиональные школы, ремесленные курсы для рабочих и курсы технического и общеобразовательного характера для прочих служащих, библиотеки, музеи, ученические общежития, детские сады и другие подобные им учреждения. На Местные попечительства под председательством попечителя («Почётного Блюстителя») было возложено: надзор за образовательными учреждениями, производство расходов в пределах утверждённой сметы, забота о материальном обеспечении, определение на службу и увольнение работников, разрешение им отпусков и т.п. Почётными блюстителями назначались обычно начальники железнодорожных участков, которые помимо своих основных обязанностей должны были заботиться и обо всех образовательных учреждениях, расположенных в границах подведомственных им участков. По просьбам и по подписке жителей, при активном содействии попечителей на станциях создавались новые библиотеки.
После введения новых «Правил» стали пересматриваться и уставы центральных библиотек Транссиба. Так, по Уставу библиотеки Забайкальской железной дороги начальником дороги ответственным лицом по библиотеке назначался один из членов комитета образовательных учреждений. Общее же управление делами библиотеки принадлежало библиотечному комитету, избираемому на демократических началах из числа подписчиков библиотеки. Решение принималось большинством голосов. Лица, непосредственно исполнявшие обязанности библиотекаря и его помощников назначались и увольнялись начальником дороги по представлению библиотечного комитета [12, с. 62].
На Особом совещании, прошедшем 21 сентября 1911 г. в МПС под председательством директора канцелярии министра путей сообщения Н.И. Туган-Барановского, рассматривался и обсуждался «общий принципиальный вопрос» о типах организации библиотек на линиях казённых железных дорог и выработке нормального устава железнодорожных библиотек [10, л. 26]. Причинами столь важного мероприятия стали, во-первых, резолюции Первого Всероссийского библиотечного съезда по железнодорожным библиотекам, прошедшего с 1 по 7 июня в Санкт-Петербурге, и пожелания участвовавших в работе съезда восьми представителей железнодорожных библиотек по улучшению библиотечного дела на дорогах страны; во-вторых, назревшая необходимость о приведении библиотек к единому типу организации работы, единому руководству и контролю за библиотечной деятельностью.
2 июня 1912 г. министерское руководство одобрило проделанную Особым совещанием работу. За еди-
ную систему организации библиотечного дела на дорогах была принята смешанная система, т.е. каждой библиотеке предоставлялась самостоятельность. Централистические начала нашли выражение в том, что во главе находился один высший, как бы законодательный и объединяющий всё дело регулятивный и контрольный орган (Комитет образовательных учреждений). Он утверждал общие положения и представления библиотек по всем основным вопросам их деятельности, а во внутренний распорядок каждой отдельной библиотеки вмешивался только тогда, когда усматривал «какие-либо незаконные со стороны библиотеки деяния». Начальникам дорог было предоставлено право лично утверждать уставы отдельных библиотек для служащих дорог, а также они были обязаны ежегодно представлять отчёты о деятельности библиотек в Управление железных дорог и Министерство путей сообщения. Забота об устройстве передвижных библиотек в вагонах была возложена на Комитеты образовательных учреждений [10, л. 32].
9 февраля 1913 г. министр путей сообщения утвердил типовой устав библиотек казённых железных дорог [10, л. 121]. С этого момента библиотечное дело прочно укрепилось на всех казённых железных дорогах, в том числе и на железных дорогах Транссибирской магистрали.
Итак, в конце XIX - начале ХХ в. библиотеки пережили такие катаклизмы, как войны и революции. Теряя и восстанавливая свои книжные фонды, выживая в условиях скудного финансирования, они сумели сохранить потенциал, заложенный инженерами-подвижниками, и донести до нас замечательные традиции. А это особенно важно на современном этапе реформирования железных дорог, когда становится актуальным социальный аспект деятельности компании (что нашло своё отражение в Концепции социальной ответственности ОАО «РЖД» и в «Стратегической программе до 2030 г.»). Нельзя забывать, что невозможно создать эффективное производство в отрыве от культурно-просветительной сферы, сферы интеллектуальных услуг, важнейшей составляющей которой является библиотека.
Сегодня перед библиотеками стоят те же проблемы, что и в дореволюционной России - финансирование, комплектование фондов, привлечение читателей, дефицит кадров и т.д. В связи с оптимизацией расходов библиотеки железных дорог финансируются, к сожалению, лишь сугубо в узко производственных целях, то есть литература приобретается только специализированная. Потребность же в книгах и периодических изданиях «для души», чтение которых служащие дороги предпочитают в «бумажном» варианте, а не в электронном виде, остаётся, причём существенная, как показал, например, опрос, проведённый библиотекой Восточно-Сибирской железной дороги среди служащих в 2009 г. [11].
Досоветский период становления и развития библиотек Транссиба сегодня мало изучен, комплексных исследований не проводилось, поэтому реконструкция этапов развития библиотечного дела на Великой Транссибирской магистрали, изучение редких архив-
ных документов, впервые введённых в научный оборот при написании данной статьи, безусловно, поможет решению современных проблем. Кроме того, результаты данного исследования могут пополнить и
углубить анализ истории развития библиотечного дела Сибири и Дальнего Востока, а также будут полезны студентам образовательных учреждений культуры библиотечных специальностей.
Библиографический список
1. Аронов М. Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу // Записки Императорского Русского технического общества. СПб., 1911. № 10.
2. Андроников Г.З. Бесплатная народная читальня Иркутск-Байкальской ветви в Глазковском предместье г. Иркутска: отчет совета со времени основания читальни по 1 -е янв. 1898 г. Иркутск: Типо-литография П.И. Макушина, 1898. 45 с.: табл.
3. Библиотека Восточно-Сибирской железной дороги. Из прошлого в будущее (1901-2001) / авт. Д.Я. Майдачевский (I—IV гл.), Л.П. Ходий (V гл.). Иркутск, 2001. 248 с.: ил.
4. Васьков К.Н. Отчёт о деятельности библиотек Сибирской железной дороги за 1899-1910 гг. (с картой и 2-мя диаграммами). /Сост. Томск, 1911. 48 с.
5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 72. О. 1. Д. 3 (л. 5, 5-об.). «Общие циркулярные уведомления по службам, отделам и частям (1900-1901 гг.)»; д. 19 (л. 13-
06.-15-об., 31 -об.). То же (1903 г.)
6. Забайкальска железная дорога: 1900-1910. Иркутск, 1910. 518 с.
7. История России. С древнейших времён до начала XXI века /А.Н. Сахаров [и др.]; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Аст-рель, 2010. 1742 с.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 560. О. 27. Д. 61. «Об устройстве церквей и школ в районе Сибирской железной дороги».
9. РГИА. Ф. 1273. О. 1. Д. 458. «Комитет Сибирской железной дороги».
10. РГИА. Ф. 229. О. 4. Д. 1562. «О выработке норм устава линейных библиотек служащих на казённых железных дорогах. Ч. 1. 4 августа 1911 г.».
11. Отчёт о деятельности библиотеки Дорожного центра научно-технической информации ВСЖД-филиала оАо «РЖД» за 2009 г. / Архив делопроизводственной документации ВСЦТИБ ВСЖД-филиала ОАО «рЖД».
12. Устав Центральной библиотеки служащих Забайкальской железной дороги; утв. министром путей сообщения С. Рухловым 17 ноября 1909 г. // Вестник путей сообщения. 1910. № 4.