Научная статья на тему 'Железнодорожные училища в системе образования России (вторая половина XIX В. )'

Железнодорожные училища в системе образования России (вторая половина XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1736
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RAILWAY SCHOOLS / ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / VLADIMIR PROVINCE / ЦАРСКАЯ РОССИЯ / CZARIST RUSSIA / PARAPROFESSIONAL TECHNICAL EDUCATION / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова А. Ю.

Статья посвящена исследованию деятельности профессионально-технических железнодорожных школ в царской России. Именно такие школы готовили технических работников для российской железнодорожной системы. Одной из первых железнодорожных школ в России стала организованная в 1874 г. Ковровская профессионально-техническая железнодорожная школа. Автором анализируется финансовая и учебная деятельность этого образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RAILWAY SCHOOLS IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF RUSSIA (2ND HALF OF THE 19TH C.)

This article is focused on the research conducted to study the foundation and professional activities of the vocational railway schools in the czarist Russia. It was such schools which used to provide Russian railway system with the paraprofessional technical staff. As an example of one of those first schools in Russia the author suggests Kovrov Vocational Railway School (Vladimir province) to analyze its sources of funds, its curriculum, students and their level of professional skills.

Текст научной работы на тему «Железнодорожные училища в системе образования России (вторая половина XIX В. )»

УДК 377.3:372.86 ББК 63.3

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)

А.Ю. Иванова, аспирант Ивановского государственного университета, (4932) 326210

Статья посвящена исследованию деятельности профессионально-технических железнодорожных школ в царской России. Именно такие школы готовили технических работников для российской железнодорожной системы. Одной из первых железнодорожных школ в России стала организованная в 1874 г. Ковровская профессионально-техническая железнодорожная школа. Автором анализируется финансовая и учебная деятельность этого образовательного учреждения.

Ключевые слова: железнодорожные училища, Владимирская губерния, царская Россия, профессионально-техническое обучение.

PROFESSIONAL RAILWAY SCHOOLS IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF RUSSIA (2nd HALF OF THE 19th C.)

Ivanova A.Yu.

This article is focused on the research conducted to study the foundation and professional activities of the vocational railway schools in the czarist Russia. It was such schools which used to provide Russian railway system with the paraprofessional technical staff.

As an example of one of those first schools in Russia the author suggests Kovrov Vocational Railway School (Vladimir province) to analyze its sources of funds, its curriculum, students and their level of professional skills.

Keywords: railway schools, Vladimir province, czarist Russia, paraprofessional technical education.

Вторая половина XIX в. стала временем активного железнодорожного строительства в России. Одной из проблем этого периода стало отсутствие квалифицированных кадров для нового вида транспорта. Во многом это было обусловлено структурой технического образования: существовавшие высшие учебные заведения готовили специалистов для административной работы и инженерной железнодорожной службы, а технические училища готовили кадры для работы на фабриках и заводах. В то же время насущной потребностью были специалисты-техники для «второстепенной» железнодорожной службы (машинисты, телеграфисты, дорожные мастера). Нередко аварийность и повышенный травматизм среди железнодорожных служащих были связаны именно с отсутствием должной профессиональной подготовки.

Создание сети профессионально-технических училищ на железных дорогах происходит в начале 1870-х гг. при активной поддержке директора Департамента железных дорог Министерства путей сообщения А.И. Дельвига. К концу ХЕХ в. в России было открыто 42 училища. Одно из первых железнодорожных технических училищ было организовано в 1874 г. в г. Коврове Владимирской губернии. Училище было создано решением акционеров Московско-Нижегородской железной дороги на базе существовавшей с 1865 г. общеобразовательной школы при Ковровских железнодорожных мастерских. Необходимость организации такой школы была связана с притоком служащих на новую железную дорогу, многие прибывали в Ковров на постоянное жительство с семьями. Школа имела два отделения: для девочек и мальчиков, последнее состояло из двух классов. Выпускники школы принимались в качестве учеников в мастерские и в дальнейшем могли занимать ряд должностей на железнодорожной службе, вплоть до помощника машиниста.

В отличие от начальных школ, находившихся под юрисдикцией Министерства просвещения, железнодорожные училища входили в структуру Министерства путей сообщения. На

содержание и устройство училищ каждая железная дорога России ежегодно отчисляла по 15 рублей с версты. При эксплуатационной длине Московско-Нижегородской железной дороги в 408 верст на устройство училищ выделялось более 6 тыс. рублей в год1. Кроме того, ежегодно МПС выделяло 1400 рублей на приобретение пособий и пополнение библиотеки.

В соответствии с Положением о технических железнодорожных училищах МПС 1886 г., в училище принимались лица 14-18 лет, окончившие курс в городских, уездных, двухклассных сельских и церковно-приходских школах и выдержавшие испытания.

Обучение в Ковровском училище первоначально было рассчитано на 6 лет (3 общеобразовательных и 3 специальных класса). После открытия в 1876 г. при Ковровских железнодорожных мастерских новой начальной школы общеобразовательные классы училища

были ликвидированы, а на их основе создан приготовительный класс железнодорожного

2

училища .

Первоначально обучение было бесплатным, так как все учащиеся происходили из семей служащих железной дороги. Однако после введения платы за обучение в размере 10 рублей в год и разрешения принимать в училище всех лиц, независимо от занятий родителей, в Ковровском училище число детей железнодорожников значительно сократилось и не превышало 44%, причем половину из них составляли дети мастеровых и рабочих3.

Служащие железных дорог зачастую не могли содержать детей вдали от семьи на частных квартирах из-за их дороговизны. Поэтому в 1880 г. при Ковровском училище был открыт пансион на 25 человек. В него принимали всех учащихся, живших вне Коврова, причем плата за проживание для детей железнодорожных служащих составляла 8 рублей в месяц, для прочих - 10 рублей. Отметим, что основной состав железнодорожников к концу XIX в. имел заработок 30-45 рублей в месяц4.

Для помощи нуждающимся ученикам при Ковровском техническом железнодорожном училище существовало попечительство, деятельность которого выражалась в том, что оно вносило плату за обучение неимущих учеников и по окончании ими курса обучения подыскивало места службы. Кроме того, в 1897 г. в России был учрежден особый благотворительный капитал имени Александра III, проценты с которого предназначались для выдачи стипендий нуждавшимся учащимся железнодорожных училищ. В Коврове такие стипендии получали два ученика. Существовала и практика учреждения стипендий частных лиц. Так, в Ковровском железнодорожном техническом училище была учреждена стипендия имени инженера путей сообщения В.С. Сумарокова, бывшего в 1878-1885 гг. попечителем училища5.

Ежегодно в училище насчитывалось порядка 100 учащихся. Однако далеко не все завершали полный курс. За 25 лет в Ковровском техническом железнодорожном училище проходил обучение 651 ученик, однако лишь 166 человек получили аттестат о полном окончании курса, в то время как 176 человек выбыло до окончания курса «по желанию родителей». Большинство учащихся (190 за рассматриваемый период) довольствовалось получением «Свидетельства об окончании курса классного учения» 6 . Но предпочтение при приеме на службу отдавалось лицам, имевшим аттестаты.

Ковровское техническое железнодорожное училище располагалось в каменном двухэтажном здании, еще одно одноэтажное каменное здание было выстроено специально для учебных мастерских (столярной, слесарной и кузнечной). Учебный план училища включал

1 Подсчитано по: Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г. - М., 1996. - С. 9-10

2 Государственный архив Владимирской области. - Ф. 14. - Оп. 3. - Д. 3815. - Л. 122

3 Рерберг И.Ф. История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые XXV лет. - М., 1887. - С. 274-275

4 Железнодорожный транспорт в 1913 г. (статистические материалы). - М., 1925. - С. LVIII-LIX

5 Ковровское техническое железнодорожное училище при Московско-Нижегородской железной дороге. Краткий исторический очерк. 1874-1899. - Вязники, 1899. - С. 9-11

6 Там же. - С. 14.

Закон Божий, арифметику, геометрию, землемерие, счетоводство, физику и телеграфию, механику общую, прикладную и паровозную, обработку металлов и дерева, начала строительного искусства и железнодорожного дела, черчение начальное и специальное от руки и с помощью инструментов, чистописание, пение, гимнастику, ремесла (столярное, слесарное и кузнечное), русский язык, историю и географию. Несмотря на значительное количество предметов, преподавательский состав учебных заведений подобного рода в среднем по России составлял 8 человек, большинство из них имели высшее техническое образование.

Очевидно, что упор делался на приобретение учащимися технических знаний, а близость железнодорожных мастерских и материальная база училища (богатые коллекции приборов и аппаратов для занятий по физике, механике, строительному и железнодорожному делу, геодезии и телеграфии) позволяли закреплять полученные знания на практике. Кроме того, ряд преподавателей Ковровского училища состояли на службе на Московско-Нижегородской железной дороге. Так, практическую телеграфию в 1890-е гг. преподавал старший телеграфист станции «Ковров I». О высоком уровне практической подготовки учащихся свидетельствует и то, что их работы «по графическим искусствам и ремеслам» неоднократно принимали участие во Всероссийских промышленно-художественных выставках, всемирной выставке в Чикаго и были удостоены дипломов1.

Подавляющее большинство выпускников Ковровского училища поступало на железнодорожную службу (около 80%), причем более 70% оставались на службе в пределах Московско-Нижегородской железной дороги . Большинство таких специалистов поступало на службу подвижного состава и тяги в должностях машинистов и помощников машинистов. К концу Х1Х в. в целом по России уровень профессиональной подготовки служащих данной специальности был самым высоким на железнодорожной службе - 67%3.

К концу XIX в. вопрос подготовки железнодорожных кадров среднего технического звена был решен в основном за счет создания в структуре Министерства путей сообщения специальных учебных заведений - железнодорожных технических училищ.

УДК 93/94 ББК 63.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

(1918-1920 ГГ.)

С.А. Федоренко, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Ставропольскому краю, (865) 2742132

Автором исследуется проблема обеспечения правопорядка и становления системы правоохранительных органов на территориях Юга России, контролировавшихся в годы Гражданской войны частями Добровольческой армии.

Ключевые слова: Добровольческая армия, репрессивный аппарат, карательные органы, правопорядок, преступность.

THE RULE OF LAW IN THE TERRITORY OF THE VOLUNTEER ARMY

(1918-1920)

Fedorenko S.A.

The author investigates the problem of law enforcement and the establishment of law enforcement in the south Russia territories, controlled during the Civil War in parts of the Volunteer Army.

1 Отчет о состоянии и деятельности Ковровского технического железнодорожного училища. -Владимир, 1901. - С. 7

2 Рерберг И.Ф. Указ. соч. - С. 275-276

3 Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России. - М., 2007. -С. 106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.