Научная статья на тему 'Культурно-просветительская жизнь Брянска и Брянского уезда конца Х1Х-начала ХХ вв'

Культурно-просветительская жизнь Брянска и Брянского уезда конца Х1Х-начала ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
513
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНИЯ / ПРОВИНЦИЯ / ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ЗЕМСТВО / ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / REGION / PROVINCE / THE READING-ROOM / PAROCHIAL SCHOOL / A MEMBER OF THE COUNCIL / DIOCESAN COLLEGE / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слепцова Е. П.

В данной статье автор раскрывает ход изменений в культурных процессах Брянска и Брянского уезда с 80-х годов Х1Х в.до начала ХХв. в различных сферах: школьного образования, периодической печати, книгопечатания и книжных лавок, библиотечного дела, театрального дела любительских драматических кружков и изб-читален. Показывается социальный состав школьников, грамотного населения, посетителей библиотек, анализируются каталоги книг и репертуар театральных постановок.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author reveals the direction of change in the cultural processes of Bryansk, Bryansk district with 80-ies H1H century early twentieth century. in different areas of school education, periodicals, books and book shops, library works, theatrical works of Amateur drama groups and public-reading room. Shows the social composition of students, literate population, visitors libraries, analyzes the directories, books and repertoire theatre productions.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская жизнь Брянска и Брянского уезда конца Х1Х-начала ХХ вв»

УДК 008

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ БРЯНСКА И БРЯНСКОГО УЕЗДА КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА ХХ ВВ.

Слепцова Е.П., доцент, к.и.н. ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

В данной статье автор раскрывает ход изменений в культурных процессах Брянска и Брянского уезда с 80-х годов Х1Х в.до - начала ХХв. в различных сферах: школьного образования, периодической печати, книгопечатания и книжных лавок, библиотечного дела, театрального дела любительских драматических кружков и изб-читален. Показывается социальный состав школьников, грамотного населения,

посетителей библиотек, анализируются каталоги книг и репертуар театральных постановок.

Ключевые слова: губерния, провинция, изба-читальня, церковно-приходская школа, земство, епархиальное училище,

попечительство.

В конце Х1Х-начале ХХ вв. Брянск и Брянский уезд входили в состав Орловской губернии. Культурные процессы самого разного содержания шли в направлении от губернского центра к периферии. Они развивались неравномерно в пространстве и во времени. Большей интенсивности они получали в тех уездных городах, где находились условия их развития: наличие промышленных предприятий, учебных заведений, ремесленных школ, типографий, книжных магазинов и лавок, где жили и работали служащие, рабочие, учителя, журналисты, библиотекари, актеры, учащаяся молодежь.

По данным переписи населения Российской империи 1897г. грамотность Брянского уезда составляла -20.1%, в Брянске - 47.3%.[1] Это объясняется: концентрацией чиновничества и духовенства в городе, культурно-образовательными традициями, в частности, активностью местных помещиков в насаждении культурных достижений. Фактором, влияющим на рост грамотности и подъем культурного уровня населения в дореволюционный период является открытие различных типов учебных заведений для учащихся различных сословных групп.

Наиболее распространённым типом начальной школы являлись сельские одно классные и двуклассные училища с 3-х и 2-х летними курсами обучения. Важнейшим

In this article the author reveals the direction of change in the cultural processes of Bryansk, Bryansk district with 80-ies H1H century - early twentieth century. in different areas of school education, periodicals, books and book shops, library works, theatrical works of Amateur drama groups and public-reading room. Shows the social composition of students, literate population, visitors libraries, analyzes the directories, books and repertoire theatre productions.

Key words: region, province, the reading-room, parochial school, a member of the Council, diocesan College, guardianship.

помещение для учителей, содержать их, а также выделять средства на учебные пособия и принадлежности. Училища могли открываться и содержаться только на местные средства, оставаясь, министерским, т.е. всецело подчиненными в учебном отношении школьной администрации-дирекции и инспекторам народных училищ.

Так, в 1871г. Марией Федоровной Бирилевой - дочерью Ф.И. Тютчева была открыта Овстугская школа имени Ф.И. Тютчева с пятигодичным сроком обучения на свои средства. Это была самая крупная сельская школа Брянского уезда. Обучались в ней дети не только из Овстуга и окрестных деревень, но и из Черниговской губернии. Обучали грамоте и арифметике, геометрии, черчению, ремеслам. В 1894-95 уч. году в Овстугской школе было 182 учащихся, 20 из которых закончили полный курс школы. [2] Попечительницей школы была М.Ф. Бирилева и, уехав в Санкт-Петербург, она продолжала заботиться о ней: высылала книги, наглядные пособия, переписывалась с учениками.

Общеобразовательную подготовку давали и церковно-приходские школы, которые уступали министерским школам по оснащению пособиями, школьному оборудованию. Крестьянские общества оплачивали часть вознаграждения учителям, давали помещения для школ, принимали на себя обязательства по

условием открытия этого типа учебных заведений являлось обязательство местных земств, сельских обществ, частных лиц или иных учредителей обеспечить училище участком земли не менее одной десятины, прислугой (сторожем), устроить или нанять школы 1000 руб. Сочувствие частных лиц выражалось в том, что многие из них по добровольному желанию принимали на себя обязанности попечителей церковно-приходских школ, заботились об их материальном благоустройстве и оказывали им как нравственную, так и материальную поддержку. В Брянском уезде попечитель Любохонских мужской и женской церковно-приходских школ купец Смирнов израсходовал на устройство здания для женской школы 500 руб., а также ежегодно доплачивал учительнице по 60 руб. в год. Попечитель Свенской церковно-приходской школы купец А.Н. Комаров приобрел на 200 руб. учебников и письменных принадлежностей.[3] Кадры народных учителей пополнялись за счет выпускников духовных семинарий, женских училищ, епархиальных училищ. Одним из таких учителей, работавших в церковноприходской школе Брянского уезда, был П.И. Кречетов - выпускник орловского духовного училища и духовный семинарии, который сыграл важную роль в повышении общей культуры крестьянства.

15 сентября 1877г. по инициативе княгини М.К. Тенишевой было открыто начальное училище для обучения детей мастеровых и рабочих Брянского завода. В училище принимались дети лишь заводского населения в возрасте от 8 до 13 лет, и на первый год обучения состояло 130 человек учащихся. В 1889г. учащихся было уже 437 человек. В 1890г. была основана вторая школа для обучения одних только девочек, преобразованная княгиней М.К. Тенишевой в женскую школу с ремесленными классами (рукоделием) в 1893г., а в первой школе оставались мальчики. В 1892-93 гг. Тенишевой была открыта третья школа, платная, для обучения детей обоего пола. В платную школу поступали дети более обеспеченных в материальном отношении рабочих и мастеровых. С каждого учащегося в платной школе взималась плата в размере 6 руб. в год. Эта школа носила название «начальное училище с ремесленными классами» и находилась временно в помещении бывшего детского сада. Первоначально было принято 40 человек из окончивших в разное время начальную школу детей рабочих, которые и

отоплению и освещению школьных помещений. Уездное земство выражало сочувствие и поддержку церковно-школьному делу ежегодным ассигнованием на содержание и выписку книг для школы. В 1898г. Брянское уездное земство ассигновало на церковные

было вынуждено пойти на некоторое усиление общеобразовательного статуса реальных училищ. В учебных планах было увеличено количество часов на изучение новых иностранных языков, математики, физики, естествознания, географии. Как следует из рапорта попечителя московского учебного округа Сидокова « О необходимости открытия в Брянске среднего технического училища» 11 августа 1889г.: « Во всей России сильно ощущается недостаток техников среднего образования, которые составляют главную силу промышленности. В Брянском уезде этот недостаток особенно заметен. На больших заводах непосредственно за высшими руководителями дела стоят мастера-самоучки, без научной подготовки. При таких условиях производство ведется рутинным способом, прогресс делается невозможным, пока не образуется многочисленного класса техников среднего образования».[4]

Кроме школы ремесленных учеников в 90-е годы Х1Х в. при Брянском заводе существовало три школы, содержащиеся на средства завода: мужская, женская и платная. Ежегодный расход на школы завод делал до 8 тыс. руб. Школы были снабжены в достаточном количестве учебниками, учебными пособиями и принадлежностями и учащиеся всем пользовались бесплатно. Учеников в 1895-96 уч. году состояло в мужском училище -396, в женском-170 и в платном -112.[5] Так как Брянский уезд являлся одним из крупных промышленных центров России, а существовавшая в 1889г. Брянская классическая четырехклассная мужская прогимназия не могла удовлетворить надобности своего населения, поэтому МНП предложило заменить гимназию низшим техническим училищем, которое наряду с обучением приемами какого-либо определенного производства, сообщало знания и умения, необходимые руководителям труда рабочих, т.е. выпускало бы простых ремесленников и десятников. Солидное законченное образование, и те права, которые давало среднее училище, должны были привлечь в Брянское техническое училище детей владельцев фабрик, инженеров, мастеров и других зажиточных лиц. Таким образом, низшее техническое училище получило в Брянском уезде важное значение и принесло

составили 1-й класс. 14 июля 1894г. было преобразовано в « школу ремесленных учеников» с уставом, утвержденным МНП. Школа была учреждена с целью бесплатно сообщать учащимся в ней преимущественно детям рабочих Брянского завода знания и умения, необходимые для работы в мастерских. Курс обязательного обучения в школе продолжался 3 года и распределялся на 3 класса.

В конце 80-х начале 90-х годов Х1Х в. под нажимом общественного мнения правительство периодическая печать была подцензурной, что приводило к потере оперативности и прекращению изданий. В большинстве уездов губернии издавались только газеты, так как не хватало ни полиграфической базы, ни бумаги, ни литературных сил. Местными периодическими изданиями в Орловской губернии с 80-х годов Х1Х в., которые распространялись в уездах, были: «Орловские губернские ведомости», «Орловский вестник», «Орловские епархиальные ведомости». Это создавало сеть культурных контактов между городами края, придавало единство культурно-общественной жизни губернии. Уезды, прилегающие к железным дорогам, насчитывали у себя по несколько хороших представителей печатного слова.

Помимо «Орловского вестника» в уездных городах с середины 80-х годов Х1Хв. Стали выходить различные газеты, отражающие жизнь уездов изнутри. Однообразие программ, отсутствие частной предприимчивости и поддержки в обществе, плохие материальные условия содержания частных газет, цензурные ограничения, отсутствие подписчиков, приводило к тому, что большинство из них существовали не долго.

Примером является газета «Брянский вестник», появившаяся в 1894г. под редакторством П.Н. Тиханова. До этого времени, он занимал скромное положение в редакции «Правительственного вестника». Церковный историк П.Н. Тиханов поселился в Брянске в 1894г., где прожил около 4 лет. Этот период времени для Брянска был знаменателен появлением своего печатного органа «Брянский вестник». В ней помимо обыкновенного газетного материала, в отделе старины, сообщалось немало сведений по общей и местной археологии. Но газета просуществовало недолго, всего 3 года. «Брянцы недружелюбно встретили начинание Тиханова, и не нашлось во всем городе несколько человек, которые поддержали бы издание и теперь оно приостановлено», - писал

огромную пользу целому краю. С конца 90-х годов Х1Х в. получила широкое распространение сеть профессионально-технических учебных заведений, которые готовили квалифицированных рабочих, кустарей и ремесленников.

Одним из важнейших факторов, влияющих на изменения культурной жизни Орловской губернии конца Х1Х - начала ХХ в. являлась периодическая печать, которая условно делилась на две большие группы: газеты

и журналы. Вся

заводу. Открытие типографий в уезде свидетельствует о наличии административной власти, учебных заведений, умственных сил, нуждающихся в типографической продукции, грамотного населения.

В развитии образования и просвещения населения огромную роль играло развитие книготорговли и распространение книг. Издательская промышленность развивалась быстро, благодаря чему многие издатели смогли организовать издательскую деятельность в Брянске и Брянском уезде. Учитель Брянского городского училища М.И. Юдин, желая открыть книжную лавку и библиотеку для выдачи книг на дом, так объяснял свое стремление: « В Брянске нет книжной лавки, и торговля учебными книгами и пособиями производится людьми совершенно незнакомыми с учебным делом. Книги продаются слишком дорого. Многих учебных книг совсем не бывает, и родители учеников вынуждены покупать книги в другом городе».[7] Книжная лавка и библиотека были открыты Юдиным в Брянске в 1891г. Позднее, в 1894г. книжная лавка в Брянске была открыта Ф.Ф. Федоровым, где продавались учебные пособия.

Посетителями книжных магазинов и лавок были читатели из привилегированных классов: дворяне, чиновники, духовенство, офицерство. Это объяснялось тем, что цена на книгу был высока из-за расходов на пересылку, которую продавцы прибавляли к продажной книги, в виду того, что увеличивалась почтовая такса на пересылку произведений печати. Поэтому книжные лавки торговали учебниками, картинками и календарями. Развитие книготорговой деятельности заставляло использовать самые различные формы рекламы, в этих целях использовались страницы местных газет. Их читатели получали информацию о новых поступлениях в книжные магазины и лавки. Но книготорговые объявления могли поместить далеко не все владельцы магазинов и книжных лавок. Для этого необходим был высокий уровень организации книготоргового

«Орловский вестник».[6)] Развитию

периодической печати способствовал рост типографий и литографий, в определенной мере обусловленный промышленным развитием края, ростом технических знаний и подготовленных кадров. Выход печатной продукции зависел от состояния писчебумажного и полиграфического производства, которые составляли

материально-техническую базу периодики.

Если в 1884г. в Брянске находилась всего лишь одна типография, принадлежавшая дворянину Арцишевскому с 1879г., то в начале 1900-х годов в Брянске уже насчитывалось: типография губернского секретаря М.И. Юдина (1885г.), типография брянского мещанина А.И. Итина (с 1896г.), а в Брянском уезде находились три литографического станка, принадлежащие Брянскому за сотню, в основном религиозно-нравственного содержания. Хотя лубочная литература была малоинтересна и полезна по содержанию, она стала наиболее массовым видом книжной торговли, которая приобщила населения Брянска к чтению и образованию.

Событием культурной и просветительской жизни Брянска и Брянского уезда стало открытие платной библиотеки для чтения для заводского населения попечительницей Бежицкого народного училища Брянского рельсопрокатного завода княгиней А.Д. Тенишевой 1890г. библиотека Брянского рельсопрокатного завода по составу книг служила потребностям грамотного беднейшего населения. Она имела народные издания, одобренные Петербургским комитет грамотности, а также книги, указанные в трудах харьковских учительниц «Что читать народу».[8] Плата за пользование книгами была не выше 10 коп. и не ниже 5 коп. в месяц. Имелась в библиотеке подписка - не менее как на 2-х месячный срок, пока не представлялось в том надобности - без залога. [9] Библиотека служила потребностям грамотного беднейшего населения, которое работало на заводе.

К числу платных библиотек относились и библиотеки для чтения, открытые при книжных магазинах и лавках. Библиотека для чтения отличалась более высокой степенью стабильности фонда и была ориентирована не на просвещение, распространение знаний, а на удовлетворение запросов читателей. Библиотека для чтения стала постоянным компонентом городского образа жизни, вошла в быт Брянска. Она принадлежала брянскому купцу М.И. Юдину. Книжный фонд состоял из произведений русских писателей,

дела, а это было свойственно лишь крупным предпринимателям, которым и являлся Юдин. Поэтому, помочь широкому распространению книг, вызвана была розничная продажа книг частными торговцами, известными в народе под названием офеней, ходебщиков и коробейников, которые проходя для сбыта своего товара по разным губерниям, продавали в числе других предметов произведения печати известных московских фирм. Ежегодно с наступлением зимы сотни офеней-ходебщиков расходились по всей России, разнося в лубочных коробках книги и картинки-самые дешевые издания Сытина, Бриллиантова. Дешевые книги продавались от 75 коп. до 90 коп.

слово», «Вестник Европы», «Исторический вестник» и т.д. Чтобы пополнить средства читальни, устраивались любительские спектакли. Один из таких спектаклей был осуществлен супругою председателя пожарного общества С.М. Срандинаки 26 марта 1900г. Приход от продажи билетов и программ составил 238 руб.50 коп. К ним прибавились деньги пожертвованные председателем дворянства П.М. Глуховым - 25 руб., А.П. Докторовым- 2 руб. и П.С. Могилевцевым - 4 руб.50 коп. Общий сбор составил 263 руб.50 коп. Была показана пьеса «Месть Амура». [11] Но бесплатная читальня не смогла удовлетворить все запросы читающей публики, т.к. имела слишком ограниченное число периодических изданий, поэтому в ноябре 1900г. вольно-пожарным обществом была открыта платная библиотека, в которой каждый член общества платил 5 коп. в месяц, а посторонний - 10 коп. [12] Хотя запросы читающего населения Брянска были весьма разносторонни, но литературные вкусы отличались своеобразием, о чем свидетельствует «Орловский вестник» за 1903г.: Больше всего Брянцы интересуются М. Горьким и Л. Андреевым. Одни считают Л. Андреева только одним «из малых сил», не выдерживающих никакого сравнения с «самим « Горьким, другие кричат, что Леонид победил уже Максима и будет царствовать над ним во веки. Молодёжь же считает этих двух писателей равно «великими» и зачитывается ими. Большинство обывателей считает, что модные писатели оказывают на молодое поколение действие не полезное. Библиотекарь Ф.Ф. Федоров не считает возможным взять на себя нравственную ответственность за действие Андреевских произведений и уже прекратил выдачу некоторых его произведений». [13] Наряду с библиотеками заметную роль в культурной жизни губернии играл орловский

отечественных журналов. Среди читателей были те, кто ориентировался на современность, новизну, другие читатели предпочитали развлекательную литературу, экзотические и сенсационные романы. К ним относились приказчики, грамотные крестьяне, модистки, служащие частных предприятий и магазинов, офицерство. Библиотеки для чтения открывались и в селах Брянского уезда. Основными владельцами их оставались купцы, но уже заметную роль в открытии библиотек стали играть уездные земства,

священнослужители, сельская администрация, служащие завода, грамотные крестьяне.

В Брянске совет вольно-пожарного общества 17 ноября 1895г. постановил: «Разрешить обществу открыть в городе читальню, в которой члены общества имели бы возможность читать газеты и журналы, выписываемые на средства общества» [10] Библиотека-читальня была открыта в том же году в помещении городской думы. В ней находились журналы: «Русская мысль», «Новое директором завода было получено разрешение орловского губернатора о проведении народных чтений. Чтения открылись в бесплатно представленной народной столовой княгини М.К. Тенишевой. Каждое чтение сопровождалось «туманными картинами» и пением хора певчих. Плата за вход на чтения составляла 2 коп. Всех чтений в народной столовой с января 1895г. до весны 1896г. было 26, которые посетило 60255 рабочих. На каждое чтение в среднем приходилось в среднем 360 посетителей. Картины для чтения выписывались на прокат за плату из московской художественной мастерской.200 картин было приобретено в собственность, большая часть из них, вместе с волшебным фонарем, пожертвованы попечительницей школы княгиней М.К. Тенишевой, а остальные приобретены на средства завода.[14] В самом Брянске отделением комитета народных чтений проводились чтения в здании городского училища и в зале городской думы, где в феврале 1900г. был устроен литературный вечер, состоящий из 2-х отделений: 1.Чтение в лицах драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»; 2. Хоровое пение.[15] Не совсем хорошо обстояла организация народных чтений в селах Брянского уезда. Об этом жаловались корреспонденты «Орловского вестника»: «Среди населения царит пьянство, безобразие. Как устранить коснеющий мрак и невежество, как приучить народ к мышлению? С этой целью устраиваются зимою чтения с туманными картинами. Но чтения не достигают

комитет народных чтений, который свою деятельность начал с 1886г. Польза, приносимая народными чтениями, была огромна для уездных городов и сел, проводимая отделениями орловского комитета народных чтений. В Брянске отделение народных чтений было открыто в 1895г. Чтения проводились религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, по географии, по русской гражданской истории. В качестве лекторов выступали лица городского духовенства и учебно-педагогического персонала. Проводились чтения утром и вечером в праздничные и воскресные дни. Утром их посещали учащиеся местных учебных заведений, а вечером - взрослая публика, преимущественно мещанство и купечество.

На Бежецком заводе Брянского уезда народным чтениям для рабочих и мастеровых завода придавалось важное значение. В январе 1895г.

общественных собраний, на заводах, в клубах.

В Брянске отношение населения к существующим в городе двум театрам было двойственно, да и сами театры заметно отличались друг от друга. Один театр находился в Привокзальной слободе: «В театре не было пола, песок под ногами, да первобытные скамейки на врытых в землю столбах, вместо стульев. Уборные артистов основательно продувает сквозняк, да и светятся они как решето. Пьесы во время спектаклей идут в двух экземплярах: один- черновой-гулким шепотом, разносящиеся по всему театру, другой беловой, -обыкновенным голосом, с приличными жестами и интонациями. Все дело держатся двумя-тремя силами. Костюмы, декорации серы, бедны, убоги. А посмотреть на публику-оживление, вызовы, рукоплескания. Публика в большинстве не мудрящая. Но уносит из театра светлое чувство удовольствия. Он любит свой театр и дорожит им».[17] Другой театра в Брянске - городской, с хорошим помещением: «Много света. Артисты все тверды в ролях. Дело ведется старательно. Костюмы и обстановка приличные. А публика ледяного света. Жиденькие аплодисменты редко вызовы. Любви к театру нет. Все те, у кого есть возможность и досуг посещать театр, упорно не хотят даже знать, где он стоит. Они по целым вечерам играют в дурачки с болванами, скучают, вменяя себе непосещение театра в гражданский подвиг». В Брянске в помещении дешевой столовой Брянского завода давалась спектакли любителями драматического искусства, которые были участниками спектаклей товарищества артистов под

почти никакого результата. Чтениями руководит «интеллигенция», и мастеровые, хотя и охотно посещают аудиторию, но смотрят на чтения, как на средство позабавиться. Такое ненормальное отношение объясняется, во-первых, отсутствием хороших лекторов, обладающих живым словом, которые могли бы повлиять на слушателей; во-вторых, плохим подбором книг для чтения».[16] Попытаться изменить застоявшиеся стереотипы во взглядах на роль театра в сознании уездного общества, попытались любители драматического искусства. Появление местных любительских кружков становилось симптомом нового времени-возможностью для маленьких людей прикоснуться к сфере искусства. Одним из таких антрепренеров, который начал свою театральную деятельность в провинции, был орловский мещанин П.А. Соколов (Соколов-Жамсон), который отдал театру 31 год своей деятельности. В 1884г. Соколов сформировал небольшую театральную труппу и успешно стал играть в различных городах губернии. Летом 1885г. труппа Соколова играла в Брянске, познакомив публику с театром. Постепенно, год за годом получило развитие появление любительских театральных кружков, которые ставили драматические произведения в залах

Помимо любительских драматических кружков, стали открываться и музыкально-драматические кружки. В Брянске по прошению дворянина И.Л. Васильева в мае 1904г. был открыт музыкально-драматический кружок, концерты которого могли быть осуществлены с согласия губернатора. Большой популярностью среди жителей города пользовались музыкальные классы дворянина А.Б. Гавронского - выпускника Варшавской консерватории, которые открылись в сентябре 1900г. музыкальные классы имели своей целью дать возможность желающим получить музыкальное образование. Принимались лица обоего пола с 10-летнего возраста, не имеющие никакой подготовки. Плата за обучение составляла 8 руб. в месяц. Ученики обучались по классу фортепиано, скрипка и вокал. Учениками и преподавателями музыкальных классов регулярно проводились ученические вечера, которые собирали много публики. В том же 1900г. музыкальные классы А.Б. Гавронского были преобразованы в музыкальную школу с утвержденным уставом.

Неотъемлемой принадлежностью

культурного досуга Брянска являлись семейные музыкальные вечера, которые проводились с разрешения губернатора. Они проводились в зимнее время года, в клубах общественных

управлением Муромцева. Для любителей эта была возможность улучшить свое сценическое исполнение. Актеры пользовались успехом, играя в спектаклях Чехова, Шпажинского. Позднее любителями драматического искусства руководил артист Л.Н. Никитин. Кружок состоял из служащих завода, не имевших никакого образования и только «усиленным трудом и ради любви к делу достигшего блестящих результатов под руководством старого опытного артиста Никитина».[18] Популярными в Брянске становились и домашние спектакли, устраиваемые учащейся молодежью. Спектакли шли бесплатно, их зрителями являлся тесный круг знакомых и родственников учащихся. В большинстве случаев спектакли шли без грима актеров, без костюмов. Целью учащейся молодежи, которые ставили любительские спектакли, было воспитание у себя литературного вкуса, художественного понимания драматических произведений русских и зарубежных авторов. Нередко сценическая игра включала в себя и литературные чтения произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина.

Литература. 1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - СПб-1906.

2. 100 лет Овстугской школе им. Ф.И. Тютчева. - Овстуг. - 1071. - С. 4.

3. Обзор Орловской губернии.1879. - С. 17.

4. ЦГИАР.Ф.733.О.160.Д.295. Рапорт попечителя московского учебного округа МНП. - 1889.- Л. 33.

5. Извлечение из краткого исторического очерка представленного акционерным обществом Брянского рельсопрокатного завода. Смоленск.1896. - С. 29.

6. Орловский вестник.1897. № 19. 21 января.

7. ГАОО.Ф.580.О.1.Д. 5446. Разрешение Юдину открыть библиотеку в Брянске.1891. - Л. 1,5.

8. ГАОО.Ф.580.О.1.Д. 5164. Переписка с княгиней Тенишевой. 1890. - Л. 1,4.

9. Там же.

10. ГАОО.Ф.80.О.1.Д.6153.Читальня брянского вольно-пожарного общества.1895. -Л.1.4.

11. Орловский вестник.1900.№ 125.21 мая.

12. Орловский вестник 1900.№ 316.25 ноября.

13. Орловский вестник.1900.№ 125.21 мая.

14. Орловский вестник 1900.№ 316.25 ноября.

15. Орловский всетник.1897.№4.5 января.

16. Орловский всетник.1903.№111.29 апреля.

17. Орловский всетник.1900.№41.11 февраля

собраний, в купеческих и офицерских клубах, в помещении городской управы, на частных квартирах. Это было почти единственной возможностью разнообразить жизнь уездного города. Семейные вечера проводились с благотворительными целями - средства предназначались для сиротских приютов.

В конце Х1Хв. распространяются сословно-профессиональные клубы, объединявшие более широкие слои горожан. В клубах устраивались любительские спектакли, общественные елки для детей, детские вечера и утренники, танцы.

18. Орловский всетник.1900.№ 37.7 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.