Научная статья на тему 'Организация производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в учреждениях музейного типа (из опыта работы)'

Организация производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в учреждениях музейного типа (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / УЧРЕЖДЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ТИПА / МУЗЕЙ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТЫ / ГАЛЕРЕЯ ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА / MANUFACTURING PRACTICES / THE ESTABLISHMENT OF A MUSEUM-TYPE MUSEUM / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / STUDENT INTERNS / THE GALLERY OF ILYA GLAZUNOV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеркаева С.Ш.

В статье обобщен опыт организации производственной практики студентов Института культуры и искусств ГБОУ ВО МГПУ направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в Галерее Ильи Глазунова. Автор рассматривает формы проведения практики будущих организаторов досуга в условиях просветительной и культурно-образовательной деятельности учреждения музейного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умеркаева С.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в учреждениях музейного типа (из опыта работы)»

Умеркаева С.Ш.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств,

Московский городской педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ МУЗЕЙНОГО ТИПА (ИЗ

ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация

В статье обобщен опыт организации производственной практики студентов Института культуры и искусств ГБОУ ВО МГПУ направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в Галерее Ильи Глазунова. Автор рассматривает формы проведения практики будущих организаторов досуга в условиях просветительной и культурнообразовательной деятельности учреждения музейного типа.

Ключевые слова: производственная практика, учреждение музейного типа, музей, социально-культурная деятельность, студенты-практиканты, галерея Ильи Г лазунова

Key-words: manufacturing practices, the establishment of a museum-type museum, social and cultural activities, student interns, the gallery of Ilya Glazunov

Современная Москва переживает настоящий музейный бум. Столичные музеи активно внедряют новые формы работы и становятся интерактивными культурными центрами, привлекающими посетителей всех возрастов. Росту их популярности способствуют «Семейное путешествие.

Всей семьей в музей», «Ночь в музее», «Вечер в музее» и другие интересные масштабные акции (С.С. Собянин).

По словам Президента ИКОМ России, советника Президента РФ по культуре и искусству В.И. Толстого, в последние годы музеи сильно изменились. Музеи приносят пользу обществу, продвигая региональные ценности в эпоху глобализации. Музей укрепляет культурную идентичность, поддерживает социальную сплоченность и является медиатором в сфере межкультурного взаимодействия - все эти задачи являются чрезвычайно важными в современных условиях [5].

Учреждения музейного типа активизировали работу по обеспечению доступности культурных благ и услуг для всех групп населения, включая социально незащищенные слои населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В музеях создаются благоприятные условия для интеллектуального, творческого и культурного развития граждан.

Однако в профессиональном музейном сообществе все настойчивее звучит мысль о меняющихся мотивациях посещения музея людьми. По мнению музееведов, все большее значение для аудитории приобретает досуговая функция музея, поэтому он больше не может работать исключительно в режиме трансляционной модели, предлагая аудитории традиционные экскурсии и лекции. В борьбе за посетителя музей все большее внимание уделяет рекреационным программам [8, 418].

В работах современных исследователей отмечается, что деятельность музея выходит за рамки традиционной культуроохранной функции. В частности, одним из ведущих направлений работы музея становится культурно-образовательная деятельность. В учреждениях музейного типа разрабатываются проекты, ориентированные как на взрослую, так и на детскую аудиторию, организовываются специализированные выставки, интерактивные экскурсии, анимационные программы, квесты и мастерклассы [1; 4]. Наряду с традиционными формами-лекциями, консультациями

и экскурсиями в практику музейной деятельности внедряются интерактивные технологии и театрализация как метод художественной обработки музейной информации [3].

«Кризис традиционного музея связан с наступлением информационной, цифровой эпохи и с новыми требованиями посетителей. Пространство, заполненное только витражами, мемориальными предметами, стендами и этикетками, рискует оказаться вне живой культурной сферы. Цель музейного проекта состоит в актуализации коллекции и расширении содержательного, смыслового пространства музея за счет привлечения новых технологий и творческих ресурсов, создания условий для проявления новых форм коммуникации с аудиторией, основанных на сотворчестве и привлечении интеллектуальных и креативных ресурсов, как самих посетителей, так и сотрудников-специалистов» [2, 57].

Современные музеи обладают огромными образовательными ресурсами, которые получают конкретное воплощение в формах культурнообразовательной работы с аудиторией, следовательно, могут быть использованы вузами в учебной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и проведением производственной практики бакалавров социально-культурной деятельности в учреждениях музейного типа [10; 11; 12].

Прохождение практики в музее способствует формированию у студентов комплексного представления о качестве и разнообразии культурных предложений для разных групп населения, в т.ч. молодежи, людей пожилого возраста [4; 9]; особенностях разработки и реализации социально-культурных программ по реабилитации и социализации населения музейными средствами; современных технологиях подготовки и проведения в музейном пространстве мероприятий досугового, просветительского и развивающего характера для детей из опекунских, многодетных и малообеспеченных семей.

Примером эффективной организации производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в учреждении музейного типа является опыт формирования профессиональных компетенций у студентов Института культуры и искусств ГБОУ ВО МГПУ в процессе прохождения практики в ГБУК города Москвы «Галерея Ильи Глазунова».

Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова -художественная галерея народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова. Галерея была открыта в 2004 году. Основу экспозиции галереи составляет коллекция картин, подаренная художником городу, а также собрание старинных икон и коллекция мебели. В галерее представлены свыше 700 работ мастера, в том числе монументальные исторические полотна, портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков [6].

Основной задачей работы галереи Ильи Глазунова является просветительская деятельность, которая заключается, прежде всего, в приобщении различных слоев общества, в первую очередь детей и молодежи, к истории России, ее высокой духовности, к нравственным ценностям, которые так ярко отражает в своем творчестве великий русский художник И.С. Глазунов. Галерея подготовила большую экскурсионнообразовательную программу по истории русского государства, предлагаемую школам: «Святая Русь», «Сергий Радонежский и Поле Куликово», «Образы Древней Руси» и др.; экскурсионные программы по литературе: «Ф.М. Достоевский и его время», «А.С. Пушкин и эпоха XIX века», «Крестьянская Русь в творчестве Н. Некрасова», «Творчество И. А. Гончарова и дворянская Россия» и др.; экскурсию «Мир картины» - о выразительных средствах живописи и графики и мн. др. [5].

Сегодня галерея Ильи Г лазунова - это современный центр культурной жизни города, в котором регулярно проводятся экскурсии по экспозиции, вокально-инструментальные концерты, художественные чтения и

государственная регистрация брака. Г алерея является активным участником межмузейных акций «Ночь искусств», «Ночь в музее», «Всей семьей в музей» и др.

Опыт взаимодействия Института культуры и искусств МГПУ и галереи Ильи Глазунова показывает, что организация и проведение практики в учреждении музейного типа значительно расширяет образовательное пространство педагогического вуза, а студенты получают новый импульс для профессионального развития и роста, т.к. формы и методы просветительной и культурно-образовательной деятельности музея формируют ценности социального взаимодействия и социокультурного творчества, предоставляя широкие возможности для самореализации личности.

С целью обеспечения необходимых условий для выполнения студентами программы прохождения производственной практики в галерее Ильи Глазунова определились приоритетные направления в работе с практикантами:

- посещение экспозиции галереи и знакомство с творчеством народного художника СССР Ильи Г лазунова;

- разработка экскурсионных программ;

- участие в интерактивных анимационных программах;

- проведение мастер-классов, игровых программ, интеллектуальных игр, викторин-конкурсов;

- разработка и проведение семейных культурно-образовательных программ, направленных на удовлетворение досуговых предпочтений семейной аудитории;

- участие в общегородских межмузейных проектах и культурных акциях «Дни исторического и культурного наследия», «Ночь в музее», «Семейное путешествие. Всей семьей в музей», «Ночь искусств»;

- участие в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах и форумах, проводимых в галерее.

В условиях конкуренции на рынке культурно-досуговых услуг музеи выживают за счет анимации. Разработка и внедрение в практическую деятельность музеев интерактивных и анимационных программ применяется с целью популяризации музейных услуг и активизации посетителей. Галерея Ильи Глазунова не стала исключением. Студенты-практиканты принимают активное участие в анимационных программах, которые регулярно проводятся в галерее. Это позволяет не только знакомиться с особенностями музейной анимации, но и в интегрированной форме приобретать опыт практического применения знаний, полученных при изучении учебных дисциплин: «Социально-культурная анимация», «Социально-культурное

проектирование анимационных программ», «Практикум по технологии ведения анимационных программ», «Речевые жанры в анимационных программах». Так, например, с 2014 года в галерее с успехом реализуется анимационная программа «Сошедшие с полотен и страниц...», в рамках которой студенты работают с музейными посетителями, перевоплотившись в героев классических произведений: Пьеро, Арлекина, бравого гусара, греческих муз - покровителей искусств и таинственную Незнакомку.

Новый опыт применения современных социально-культурных технологий в условиях деятельности учреждения музейного типа студенты получают в процессе непосредственного участия в общегородском межмузейном проекте «Дни исторического и культурного наследия», а также культурных акциях «Ночь в музее» и «Ночь искусств» [5]. Работа в составе участников интерактивной анимационной программы знакомит практикантов с современными подходами к организации социально-культурной анимации

с разными категориями населения, а также позволяет изучить методики анимационной работы.

Особый интерес у студентов-практикантов вызывает межмузейный проект Департамента культуры города Москвы «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!» [5]. Участие в данном проекте формирует у студентов представление о технологии реализации детских тематических игровых маршрутов, которые издаются в виде игровых путеводителей для самостоятельного знакомства детей и взрослых с музейной экспозицией и превращают пребывание в музее в увлекательную игру-путешествие.

В дни проведения программы студенты и сотрудники галереи работают с детьми младшего и среднего школьного возраста от 5 до 12 лет, а также с подростками 12-14 лет, выполняя функцию консультанта семейных посетителей (выдают путеводители, объясняют правила игры, проверяют правильность выполнения заданий и вручают памятные награды).

Кроме этого, в рамках прохождения практики студенты принимают участие в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», которая проводится Департаментом образования совместно с Департаментом культуры города Москвы при информационном и организационном сопровождении центра педагогического мастерства с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, повышения интереса к культуре и искусству [7]. В дни проведения очного тура Олимпиады, получившего название «Музейный водоворот», студенты-практиканты оказывают консультационную поддержку

школьникам в процессе выполнения олимпиадных заданий. Участие в данном проекте формирует у студентов представление о реализации столичных мероприятий по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся в рамках Г осударственной программы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).

Эффективной формой организации производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» является участие в разработке и реализации семейных досуговых программ. Так, с 2015 года в галерее Ильи Глазунова проводится театрализованная праздничная программа «Я сам художник! Я сам артист!» для детей 5-10 лет и их родителей. Данный проект создан по инициативе старшего научного сотрудника галереи, режиссера, кандидата искусствоведения Н.В. Московской. В основе проекта лежит идея возрождения традиций семейного дворянского досуга XIX века, когда большая семья собиралась по праздникам, старшие дети с младшими готовили домашний спектакль для родителей и гостей [6].

Студенты Института культуры и искусств МГПУ принимают активное участие в организации и проведении мероприятий программы в качестве педагогов-аниматоров. Так, например, в рамках программы дети совместно со специалистами галереи и студентами-практикантами за 40 минут готовят для родителей небольшой музыкальный спектакль. Девочки примеряют на себя образ принцесс месяцев года, а мальчики - рыцарей природы. Для родителей на время подготовки спектакля проводятся экскурсии по галерее.

Программа «Я сам художник! Я сам артист!» из цикла «Досуговая культура России» - Досуг дворянской усадьбы - соответствует принципам сохранения и пропаганды традиций русской сословной культуры, семейного уклада, проповедуемых замечательным русским художником Ильей Сергеевичем Г лазуновым [6].

Еще одной формой организации практики в галерее является проведение студенческого круглого стола, посвященного творчеству народного художника СССР Ильи Сергеевича Г лазунова. Как интерактивная форма открытого обсуждения проблемных вопросов круглый стол проводится с целью формирования у бакалавров социально-культурной деятельности профессиональных умений излагать мысли, обосновывать

предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения [12, 42]. Так, по итогам знакомства с творчеством Ильи Глазунова студенты выступают на круглом столе с методическими разработками экскурсий; обсуждают проблемные вопросы по темам экскурсионных программ; обмениваются мнениями и идеями. Тематическая направленность экскурсий определяется с учетом индивидуальных предпочтений студентов, а также с учетом степени знания творчества художника. В частности, практиканты представляют

экскурсионные программы, подготовленные под руководством экскурсоводов и научных сотрудников галереи на следующие темы: «Современный город в работах Ильи Глазунова», «Иллюстрации И.С. Глазунова к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи», «Образ Христа в творчестве И.С. Глазунова» и мн. др.

Ежегодно в галерее проводится Межвузовский студенческий форум «Молодежь в галерее Ильи Глазунова» с участием студентов и преподавателей московских вузов, научных сотрудников и экскурсоводов галереи, ведущих специалистов социально-культурной сферы. Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, включающее в себя экскурсионные программы, пленарное заседание, работу по секциям, мастерклассы, викторины. Привлечение студентов к участию в организации и проведении мероприятий форума - еще одно важное направление в практической подготовке студентов Института культуры и искусств МГПУ.

Главным мероприятием форума является научно-практическая конференция. Традиционно пленарное заседание открывают старший научный сотрудник галереи, кандидат искусствоведения Наталья Владимировна Московская и начальник научно-экскурсионного отдела Екатерина Александровна Желвакова. С приветственным словом к участникам форума обращаются директор галереи Инесса Дмитриевна Орлова и первый заместитель директора Светлана Сергеевна Колотовкина.

На форуме работают дискуссионный клуб, проектная лаборатория, интерактивные секции «Студенческая наука» и «Студенческое творчество», на которых студенты выступают с научными докладами и презентациями, обмениваются мнениями, выдвигают предложения по развитию социальнокультурного сервиса в музее и обсуждают проекты будущего.

По сложившейся традиции для гостей и участников форума студенты-практиканты совместно с сотрудниками галереи проводят мастер-классы, конкурсы, блиц-викторины, связанные с главной тематикой форума, а также творчеством И.С. Глазунова. Таким образом, участие в работе форума позволяет студентам получить представление о разнообразии форм работы с современной молодежью.

Опыт организации культурно-досуговой деятельности социально незащищенных слоев населения студенты получают в процессе непосредственного участия в авторском просветительском проекте галереи -«Общедоступные музыкальные собрания в Картинной галерее Ильи Глазунова». Данный проект адресован малообеспеченным и многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам войны и труда, а также современной молодежи. Помимо музыкальных программ в рамках проекта проводятся экскурсии, чтецкие и поэтические вечера, творческие встречи. Неотъемлемой частью проекта является знакомство с творчеством И.С. Глазунова в форме обзорных экскурсий. Таким образом, участие в реализации проекта позволяет музейным посетителям в залах картинной галереи знакомиться с традицией общедоступных музыкальных концертов (собраний), которая возникла в России еще во второй половине XIX века [6].

В целом, организация производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в галерее Ильи Глазунова выгодно отличается от традиционных форм проведения практики, т.к. формирует у будущих организаторов досуга готовность к

использованию современных инновационных методов просветительной, образовательной, воспитательной, рекреационной работы с населением; а также готовность к внедрению интерактивных технологий и достижений музейной педагогики в процесс организации содержательного досуга разных групп граждан, что отвечает потребностям столичной отрасли культуры в квалифицированных кадрах для учреждений социально-культурной сферы.

Литература

1. Грибкова Г.И. Некоторые особенности проектных технологий в деятельности социально-культурных учреждений // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). -2014. - № 6. - С. 27-31.

2. Грибкова Г.И. Основы проектной деятельности в социальнокультурной сфере: Монография. - М.: Перспектива, 2014. - 113 с.

3. Грибкова Г.И., Гордеева Т.А. К вопросу о театрализации форм музейной деятельности // Международный академический вестник. - 2015. -№ 3(9). - С. 51-55.

4. Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 июля 2015 г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 15-23.

5. Департамент культуры города Москвы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kultura.mos.ru/.

6. Илья Глазунова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://glazunov.ru/.

7. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://museum.mosolymp.ru/upload/files/652.pdf.

8. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. Изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 432 с.

9. Умеркаева С.Ш. Воспитание молодежи средствами культуроохранных технологий в современных условиях // Наука и технологии в современном обществе: материалы II Международной научнопрактической конференции (Уфа, 30-31 марта 2015 г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 54-58.

10. Умеркаева С.Ш. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности будущего организатора досуговой деятельности // Южно-Уральские научные чтения: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 15-16 июля 2015 г.). - Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. - С. 13-18.

11. Умеркаева С.Ш. Учебная практика в системе формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра социально-культурной деятельности // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, ЛНАУ 14-15 июня 2012 года. Том 4. - Москва-Луганск: Издательство РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, ЛНАУ, 2012. - С. 38-44.

12. Умеркаева С.Ш. Формирование профессионально значимых качеств личности бакалавра социально-культурной деятельности в условиях практико-ориентированной образовательной среды // Международный академический вестник. - 2015. - № 2(8). - С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.