Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы в техникуме'

Организация профориентационной работы в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3795
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы в техникуме»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКУМЕ

Р. Р. Жильцова, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум», г. Кемерово

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Профориентационная работа со школьниками, с одной стороны, готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества с учетом потребностей экономики в кадрах определенных профессий, с другой стороны, повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.

Учреждения среднего профессионального образования обеспечивают работу с молодежью по следующим направлениям:

- пропаганда востребованных рынком труда профессий через проведение различных профориентационных мероприятий;

- консультации (групповые и индивидуальные) для школьников по вопросам выбора профессии, профессиональной пригодности, профессионального самоопределения;

- формирование и развитие интереса к рабочим профессиям;

- проведение профессионального отбора (профпробы) для желающих поступить на обучение в учреждение СПО с учетом показателей профессиональной пригодности;

- содействие профессиональной и социальной адаптации обучающихся;

- содействие трудоустройству выпускников, мониторинг трудоустройства и закрепления молодых специалистов на предприятиях города и области.

По данным опроса, проведенного в ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум»

в 2013 году, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, актуальных сегодня, в то время как учреждения СПО готовят квалифицированных рабочих и специалистов по 58 профессиям.

Это говорит о том, что у школьников нет полного и точного представления о потребностях современного рынка труда. Кроме того, профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы представителя учебного учреждения (35 %); 25 % детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % — по совету родителей. Еще 9 % руководствуются малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому. И только 34 % подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, ориентируется на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственного соответствия требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств личности, развитости интеллектуального потенциала.

Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту по профессиональной ориентации, человек просит определить, к какому виду деятельности он наибо-

лее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что профконсультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Целями профессиональной ориентации является:

• оказание школьникам психолого-педагоги-ческой поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;

• организация полноценного информирования о современных потребностях рынка труда в квалифицированной рабочей силе, об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение будущих рабочих и специалистов, о предприятиях города, области, заинтересованных в получении квалифицированных кадров;

• создание условий для повышения готовности подростков к социальному, культурному и профессиональному самоопределению.

Систему профориентационной работы в техникуме можно представить в виде трех основных этапов:

- информирование о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии (в городе, области, регионе, стране), хозяйственных структурах и предприятиях нашего города, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональных учебных заведениях, обеспечивающих подготовку по определенной профессии;

- профессиональное консультирование: анализ и сопоставление возможностей и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения;

- отбор (профотбор), в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности.

Профориентационная работа включает программу по агитации выпускников образовательных учреждений, проведение профконсультаций и профессиональных проб.

В рамках работы с учащимися школ города, а также детских домов и учреждений интернатного типа ежегодно проводятся профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, встречи с выпускниками, круглые столы на базе школ, проведение презентаций учебного заведения и учебных программ, мастер классы на базе ГОУ СПО СПТ, экскурсии в наш техникум и на предприятия социальных партнеров, в музей училища и музей КОАО «Азот», работа со средствами массовой информации, размещение информации о профессиях и специальностях техникума на сайте учреждения, участие в работе ярмарок вакансий на базе центра занятости населения. Ежегодно мы размещаем информацию об учреждении на профориентационных стендах школ, детских домов и учреждений интернатного типа, делаем адресную рассылку писем-приглашений для учащихся школ города и области.

Профориентационная работа нацелена в конечном счете не просто на привлечение школьников к выбору рабочих профессий, а на их реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы техникума по подготовке квалифицированных рабочих кадров является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.

Наши социальные партнеры и потенциальные заказчики — КОАО «Азот», ООО «Кузбасский СКАРАБЕЙ», ООО «ЗЭТА», ООО ПО «Химпром». Работодатели обеспечивают по системе контрактной подготовки прохождение квалификационной стажировки с дальнейшим трудоустройством выпускников. Высококвалифицированные специалисты предприятий ежегодно входят в состав комиссий проведения государственной итоговой аттестации выпускников учреждений СПО.

Одним из показателей качества подготовки выпускников техникума служат тесные связи с предприятиями города, на которых обучающиеся проходят производственную, квалификационную практику и затем трудоустраиваются. Наше учреждение имеет стабильно вы-

сокий показатель трудоустройства, который составляет в среднем за последние пять лет 87 %. Среди мероприятий по трудоустройству выпускников самыми действенными считаются: проведение круглых столов и научно-практических конференций с работодателями, изучение требований к выпускнику со стороны предприятий, предоставление рабочих мест для проведения производственной практики.

В заключение хотелось бы сказать о том, что сегодня в России, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру. А путь к профессиональному становлению и мастерству может начаться в нашем Сибирском политехническом техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.