Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в условиях общего и профессионального образования'

Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в условиях общего и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в условиях общего и профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Чуеакоеа, преподаватель ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»,

Е. В. Савчук, старший мастер

Выбор профессии — одно из главных решений в жизни каждого молодого человека, поэтому профориентационная работа является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Березовский политехнический техникум — многопрофильное образовательное учреждение, которое более 60 лет ведет подготовку квалифицированных рабочих кадров по востребованным профессиям «автомеханик», «сварщик», «обогатитель полезных ископаемых», «повар, кондитер», «пекарь-мастер», «ремонтник горного оборудования», специальностям «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «технология продукции общественного питания», «обогащение полезных ископаемых».

Одним из направлений профориентационной работы в нашей профессиональной организа-

О. В. Чуеакоеа Е. В. Савчук

ции является помощь детям-сиротам, так как перед ними возникают более серьезные психологические и социальные препятствия в личностном и профессиональном самоопределении.

Работа с детьми-сиротами ведется по нескольким направлениям.

100

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014

Одним из направлений является взаимодействие педагогов техникума с специалистами по организации профориентационной работы следующих организаций: МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом «Рябинка»; МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»; МБОУ «Детский дом № 102» г. Кемерово; МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Верх-Чебулинский районный детский дом». В рамках данного направления проводятся следующие мероприятия:

1. Приглашение воспитанников детских домов на уроки учебной практики, конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся техникума по профессиям «автомеханик», «сварщик», «обогатитель полезных ископаемых», «повар, кондитер», «пекарь-мастер», «ремонтник горного оборудования».

2. Встречи учащихся, воспитанников детских домов, с ветеранами ОАО «Шахта «Первомайская под девизом «Профессию мы сердцем выбирали».

3. Участие детей-сирот в традиционном городском фестивале для школьников «Город мастеров», в состав жюри которого приглашаются специалисты детского дома «Рябинка», представители Управления образования, МУ «Социальный центр молодежи», ОАО УК «Северный Кузбасс» и др. Фестиваль проводится в техникуме.

4. Приглашение учащихся и воспитанников детских домов на экскурсии, мастер-классы в учебные лаборатории мастерских и цеха в День открытых дверей.

5. Приглашение школьников, воспитанников детских домов, на профессиональные декады, проводимые в техникуме в рамках информационных дней «Твой выбор — твое будущее».

6. Встреча детей-сирот с представителями ГОУ СПО КузТАГиС, ФГБОУ ВПО КемГСХИ, ГОУ СПО КГТТ, ресторана доставки суши «Katsu».

Другим направлением является организация психологической, информационной поддержки обучающихся и выпускников: работа по подготовке ребят к условиям рынка труда, ориентирование их на активную и самостоятельную деятельность в поиске работы. В рамках направления проводятся следующие мероприятия:

1. Конкурс «Профи-ресурс», цель которого — выявление будущих квалифицированных специалистов.

2. Экскурсии на предприятия города.

3. Анкетирование учащихся МБОУ, в том числе и воспитанников детского дома «Рябинка», с целью определения выбора профессии.

4. Тренинги, индивидуальные беседы пе-дагога-психолога с детьми-сиротами с целью адаптации их к условиям будущей профессиональной деятельности.

Профессиональному становлению воспитанников детских домов способствует и процесс мотивации их как будущих обучающихся техникума на получение образования по дополнительным и смежным профессиям для повышения конкурентоспособности на рынке труда: сварщика, водителя автомобиля категории «С», горнорабочего подземного и др.

Профессионально-педагогическим коллективом ведется работа по организации обратной связи с выпускниками (из категории детей-сирот) прошлых лет, в которую входит сбор информации о профессиональном становлении, достижениях, исследование карьерного роста выпускников; отслеживание закрепляемости ребят на рабочих местах в течение одного года после окончания техникума.

Направление содействие в трудоустройстве выпускников включает в себя работу с социальными партнерами техникума. В настоящее время техникум сотрудничает с более 30 предприятиями различных форм собственности и видов экономической деятельности: ОАО УК «Северный Кузбасс» (шахта «Первомайская», шахта «Березовская», ОФ «Северная»), ЗАО ХК СДС (ОАО «Шахта Южная», ОАО «Черниговец»), ОАО ЦОФ «Березовская», ОАО «БДСУ», ОАО «ЗКПДС», ООО «БКС», ООО «БЭС», ОАО «БЭМЗ-1», ООО «Конфалье», ООО «Союз», кафе «Арк-Пицца», ИП Рябцева и др.

В 2013 году 83 % выпускников из числа де-тей-сирот трудоустроены на предприятиях Кузбасса, 17 °% — находятся в отпуске по уходу за ребенком или служат в армии.

Профессиональное самоопределение де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — сложный и длительный процесс, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей личности с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у молодежи способности адаптироваться к социально-экономическим условиями в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.