Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставническая деятельность / опережающая профессиональная подготовка / профессиональная ориентация / профминимум / профориентационные проекты / mentoring activity / advanced professional training / professional orientation / professional minimum / career guidance projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

В статье обосновывается значимость профориентационной работы на современном этапе, связанном с внедрением профориентационного минимума в школах. Подчеркивается необходимость осуществления деятельности в данном направлении на всех ступенях школьного образования, начиная с начальной школы, что обеспечит целостность и системность проводимой работы. Акцент сделан на подготовке педагогов, обладающих необходимыми компетенциями в области организации профориентационной деятельности. Автором обобщен опыт Мордовского государственного педагогического университета по подготовке педагогов к профориентационной работе в двух аспектах: повышение квалификации педагогических работников и опережающая подготовка будущих учителей. Приводится тематика разработанных программ повышения квалификации по данному направлению, в обобщенном виде раскрывается их содержание. Дается краткая характеристика курса «Педагогическая пропедевтика профессиональной ориентации младших школьников», включенного в программу подготовки учителей начальной школы. Внимание уделено вовлечению студентов университета в наставническую деятельность по сопровождению процесса подготовки младших школьников к будущему выбору профессии. На примере проекта «Открываем будущее вместе: на пути к выбору профессии» раскрыт потенциал проектной и наставнической деятельности в профориентационной работе с детьми. Обозначены основные проектные линии, описаны этапы реализации, представлены промежуточные результаты, намечены перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the importance of career guidance work at the present stage associated with the introduction of a career guidance minimum in schools. The necessity of carrying out activities in this direction at all levels of school education, starting from primary school, is emphasized, which will ensure the integrity and consistency of the work carried out. The emphasis is placed on the training of teachers with the necessary competencies in the field of organization of career guidance activities. The author summarizes the experience of the Mordovian State Pedagogical University in preparing teachers for career guidance in two aspects: professional development of teaching staff and advanced training of future teachers. The subject of the developed professional development programs in this area is given, their content is disclosed in a generalized form. A brief description of the course "Pedagogical propaedeutics of vocational orientation of younger schoolchildren" included in the primary school teacher training program is given. Attention is paid to the involvement of university students in mentoring activities to support the process of preparing younger students for the future choice of profession. Using the example of the project "Discovering the future together: on the way to choosing a profession", the potential of project and mentoring activities in career guidance work with children is revealed. The main project lines are outlined, the stages of implementation are described, intermediate results are presented, and development prospects are outlined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 37.047(045)

доктор педагогических наук, доцент Антонова Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОНИОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обосновывается значимость профориентационной работы на современном этапе, связанном с внедрением профориентационного минимума в школах. Подчеркивается необходимость осуществления деятельности в данном направлении на всех ступенях школьного образования, начиная с начальной школы, что обеспечит целостность и системность проводимой работы. Акцент сделан на подготовке педагогов, обладающих необходимыми компетенциями в области организации профориентационной деятельности. Автором обобщен опыт Мордовского государственного педагогического университета по подготовке педагогов к профориентационной работе в двух аспектах: повышение квалификации педагогических работников и опережающая подготовка будущих учителей. Приводится тематика разработанных программ повышения квалификации по данному направлению, в обобщенном виде раскрывается их содержание. Дается краткая характеристика курса «Педагогическая пропедевтика профессиональной ориентации младших школьников», включенного в программу подготовки учителей начальной школы. Внимание уделено вовлечению студентов университета в наставническую деятельность по сопровождению процесса подготовки младших школьников к будущему выбору профессии. На примере проекта «Открываем будущее вместе: на пути к выбору профессии» раскрыт потенциал проектной и наставнической деятельности в профориентационной работе с детьми. Обозначены основные проектные линии, описаны этапы реализации, представлены промежуточные результаты, намечены перспективы развития.

Ключевые слова: наставническая деятельность, опережающая профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, профминимум, профориентационные проекты.

Annotation. The article substantiates the importance of career guidance work at the present stage associated with the introduction of a career guidance minimum in schools. The necessity of carrying out activities in this direction at all levels of school education, starting from primary school, is emphasized, which will ensure the integrity and consistency of the work carried out. The emphasis is placed on the training of teachers with the necessary competencies in the field of organization of career guidance activities. The author summarizes the experience of the Mordovian State Pedagogical University in preparing teachers for career guidance in two aspects: professional development of teaching staff and advanced training of future teachers. The subject of the developed professional development programs in this area is given, their content is disclosed in a generalized form. A brief description of the course "Pedagogical propaedeutics of vocational orientation of younger schoolchildren" included in the primary school teacher training program is given. Attention is paid to the involvement of university students in mentoring activities to support the process of preparing younger students for the future choice of profession. Using the example of the project "Discovering the future together: on the way to choosing a profession", the potential of project and mentoring activities in career guidance work with children is revealed. The main project lines are outlined, the stages of implementation are described, intermediate results are presented, and development prospects are outlined.

Key words: mentoring activity, advanced professional training, professional orientation, professional minimum, career guidance projects.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный

педагогический -университет имени М. Акмуллы иМордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Подготовка будущих педагогов к сопровождению профориентационной работы в

образовательных организациях»

Введение. В настоящее время профориентационной работе в системе образования отводится ключевая роль, обусловленная важнейшей задачей школы, ориентированной на подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии, формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных функций, карьерную мобильность, формирование конкурентоспособности, выступающих основой для последующих трансформаций профессионального будущего. Современное общество сегодня заинтересованно в специалистах, обладающих не только высоким уровнем теоретической и практической подготовки, но и имеющих высокий уровень мотивации и осознанности в профессиональной деятельности.

О важности профессиональной ориентации неоднократно заявлял в своих выступлениях Президент России В. В. Путин, подчеркивая необходимость создания возможностей для ознакомления детей и подростков с разными профессиями. Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что системный характер профориентационных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций создает потенциальную возможность для решения ряда задач, обозначенных в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Это касается не только формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, но и модернизации профессионального образования, в том числе средством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Последнее в свою очередь направлено на развитие профессиональных навыков в различных сферах экономики, воспитание современной молодежи, подготовку человеческого капитала для экономической, социальной и культурной сфер общества. Кроме этого, в числе приоритетных задач можно отметить предоставление гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста посредством сформированной системы профессиональных конкурсов, а также создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов.

Сегодня можно констатировать о начале нового этапа в развитии профориентационной работы, который связан с внедрением во всех школах Российской Федерации единой модели профориентации - профориентационного минимума для школьников 6-11-х классов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Он предполагает на выбор образовательной организации базовый, основной и продвинутый уровни профориентации, каждый из которых реализуется по семи ключевым направлениям: внеурочная деятельность, дополнительное образование, организация воспитательной работы, урочная деятельность, профильные классы, профессиональное обучение и взаимодействие с родителями или законными представителями учащихся. В 6-11-х классах еженедельно, начиная с 1

сентября 2023 года, в рамках внеурочной деятельности по четвергам проходят специальные занятия по ориентации на разные профессии «Россия - мои горизонты». Считаем, что существенных результатов в подготовке школьника к самостоятельному и осознанному выбору профессии, можно достигнуть при условии осуществления деятельности в данном направлении на всех ступенях школьного образования, начиная с начальной школы. Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подтверждает необходимость подготовки обучающихся к будущему выбору профессии с учетом возможностей, интересов и способностей. Его реализация предполагает формирование представлений младших школьников о мире профессий, воспитание ответственности и любви к труду. Однако, как свидетельствует наше исследование, многие педагоги начальной школы не обладают достаточной готовностью к сопровождению профессионального самоопределения и осознанного выбора дальнейшего профессионального пути [1].

Отмечая значимость и актуальность профориентации подрастающего поколения, подчеркнем, насколько важным является в этой связи подготовка педагогов, обладающих необходимыми компетенциями в организации работы по данному направлению. В ходе исследования мы опирались на приоритетные идеи концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в непрерывном образовании (В.И. Блинов, И.С. Сергеев) [4], а также работы по управлению профессиональной ориентацией детей и молодежи (Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова) [6]. Отдельные аспекты подготовки педагогов к предстоящей профориентационной работе с обучающимися нашли отражение в исследованиях Н.П. Бурнатовой, Л.В. Курочкиной, В.А. Селезнева, О.Ю. Чаптыковой и ряда других ученых [3], [5], [7], [8].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день можно констатировать недостаток квалифицированных специалистов по профориентационной работе в целом, и по работе с детьми младшего школьного возраста, в частности. Это требует не только проведение системной работы по повышению квалификации работающих педагогов, но и опережающую подготовку будущих специалистов. В этой связи отметим опыт работы Мордовского государственного педагогического университета по данному направлению, на площадке которого успешно реализуются программы повышения квалификации для педагогов дошкольного, начального и дополнительного образования «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования», «Технологии проведения профориентационных мероприятий для школьников и их родителей», «Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Актуальные аспекты профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья» и ряд других [2]. Предлагаемая тематика весьма разнообразна и многопланова. Так, например, отдельные темы лекционных занятий посвящены нормативно-правовым аспектам организации профориентационной работы, проектированию программ профориентационной работы в образовательной организации. Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками, инновационные технологии личностного и профессионального самоопределения являются предметом детального рассмотрения на практических занятиях. Кроме того, особое внимание уделяется технологии организации профориентационных игр, фестивалей, профессиональных мини-проб доя младших школьников. Содержание занятий охватывает и такой аспект, как профессиональная диагностика, которая предполагает изучение профессиональных интересов, склонностей и способностей обучающихся в условиях образовательной организации, а также построение на их основе индивидуальных профориентационных маршрутов. Таким образом, программы повышения квалификации позволяют совершенствовать навыки по проектированию программ и отбору содержания учебного материала, выбору и реализации адекватных поставленным задачам форм, методов и средств, применения инновационных технологий в работе с детьми.

Другим аспектом в подготовке педагогов к профориентационной работе является опережающая подготовка на этапе обучения в вузе. Начиная с 2018 года, в программу подготовки будущих учителей начальных классов Мордовского педуниверситета включен курс «Педагогическая пропедевтика профессиональной ориентации младших школьников», который знакомит студентов с основными направлениями профориентационной работы в начальной школе, формами и методами ее организации, формирует навыки проектирования эффективных средств и технологий по подготовке к выбору детьми будущей профессии, а также компетенций по оценке результатов проводимой работы. В ходе занятий будущие педагоги разрабатывают и проводят уроки по профориентации для обучающихся младших классов, беседы, экскурсии с применением инновационных технологий (творческая мастерская; метод проигрывания ролей (инсценировка), интеллект-карты, метод анализа кейсов, мозговой штурм, информационный лабиринт и др.). Развитию практических навыков способствует специально созданная инновационная образовательная среда, нацеленная на формирование готовности к выбору профессии. На высокотехнологичных площадках Технопарка универсальных педагогических компетенций и Педагогического технопарка «Кванториум» МГПУ имени М.Е. Евсевьева с использованием инновационных средств различных кластеров - «естественные науки», «техника», «1Т-кластер» и других проводятся профессиональные пробы для обучающихся. В рамках курса предусмотрено активное использование потенциала проектной деятельности, в которую включены и студенты и обучающиеся общеобразовательных организаций.

Одним из перспективных направлений в подготовке будущих педагогов к профориентационной работе является вовлечение их в наставническую деятельность. Данная работа будет иметь положительные эффекты в силу разных причин. Во-первых, вчерашние выпускники школ уже столкнулись с проблемой выбора своего дальнейшего профессионального пути и осознали, что к этому выбору лучше готовиться заранее. Во-вторых, они достаточно хорошо знают интересы современных детей, могут увлечь их новыми видами деятельности. В-третьих, такое сотрудничество позволяет и самим студентам формировать навыки профессиональной деятельности в области профессионального самоопределения.

С этой целью нами был внедрен проект «Открываем будущее вместе: на пути к выбору профессии», направленный на достижение двух ключевых взаимосвязанных результатов: 1) формирование готовности младших школьников к будущему выбору профессии; 2) формирование и повышение уровня владения профессиональными компетенциями в работе студентов по ранней профориентации посредством включения их в практику наставничества. Данный проект был представлен на Всероссийском студенческом педагогическом форуме «Учитель - профессия дальнего действия» в Санкт-Петербурге в мае 2023 года, где стал победителем в номинации «Практика наставничества: взаимодействие «студент-ученик» в профориентации школьников».

В качестве основных проектных линий можно назвать:

- организацию и проведение студентами факультета педагогического и художественного образования цикла занятий с младшими школьниками на площадках общеобразовательных организаций в течение учебного года;

- реализацию профориентационных проектов на площадке педагогического университета («Ателье профессий», «МАСТЕРград», «ПРОФгород», «Профориентационные каникулы в МГПУ»);

- организацию и проведение профессиональных проб для младших школьников на площадках Технопарка и Кванториума МГПУ;

- вовлечение младших школьников и студентов в образовательные события профориентационной направленности, а также в проектную деятельности, систему конкурсных мероприятий;

- создание электронного медиаконтента «РКОфессии» для решения задач обогащения профориентационного поля для педагогов начальных классов.

Реализация проекта предполагала ряд этапов и мероприятий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы реализации проекта, описание работ и полученные результаты

Наименование этапов, мероприятий Результаты/итоги

Отбор и подготовка студентов-наставников Создана команда наставников из числа студентов 3-4 курсов университета, успешно освоивших дисциплину «Педагогическая пропедевтика профессиональной ориентации младших школьников».

Подбор баз реализации проекта Сформирована база сетевых партнеров: МГПУ им. М.Е. Евсевьева и его подразделения, 11 общеобразовательных организаций г.о. Саранск.

Создание электронного медиаконтента «РКОфессии» С помощью ресурсов и продуктов, имеющихся в сети Интернет, предложены авторские разработки или авторский вариант представления имеющейся информации о мире профессий на современном этапе. Созданный контент направлен на решение задач обогащения профориентационного поля для педагогов начальных классов В будущем планируется обогатить существующий макет интерактивным атласом профессий, исторической составляющий мира профессий, рекомендуемыми книгами по профориентации, созданием авторского профориентационного теста.

Реализация проекта «Ателье профессий» Проект реализован для школьников городского округа Саранск (охват 60 человек) на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций МГПУ имени М.Е. Евсевьева с использованием инновационных средств различных кластеров - «естественные науки», «техника», «1Т-кластер» и других. В ходе проекта детям была предоставлена возможность «примерить» профессию на себя, поучаствовать в профессиональных пробах, выполнить ряд упражнений и сделать первый шаг к осознанному выбору своего профессионального пути. Для младших школьников наибольший интерес представляли такие профессии, как телеведущий, робототехник, дизайнер архитектурных сооружений и архитектурной среды.

Организация и проведение профессиональных проб На площадках лабораторий и студий Технопарка универсальных педагогических компетенций МГПУ имени М. Е.Евсевьева и Педагогического технопарка «Кванториум» имени Д. Т. Надькина МГПУ имени М. Е. Евсевьева для школьников городского округа Саранск (охват 100 человек) проведены практические занятия - профессиональные пробы. Каждый мог попробовать свои силы в наиболее актуальных и востребованных на рынке труда профессиях.

Организация и проведение образовательных событий На базе общеобразовательных школ - сетевых партнеров проекта для обучающихся 1-4 классов (охват более 480 человек) студентами-наставниками проведено более 15 просветительских лекций, мастер-классов, внеурочных профориентационных занятий на темы «Я выбираю профессию мечты», «Профессии моей семьи», «О вечных профессиях», «Мир профессий будущего» и другие.

Проведение авторской интерактивной дидактической игры в жанре квеста «Знакомимся с профессиями» (авт. Антонова М.В.) Проведена квест-игра «Знакомимся с профессиями» для младших школьников г.о. Саранск (охват 50 человек), а также мастер-классы по организации данной игры для студентов 1-2 курсов факультета педагогического и художественного образования МГПУ им. М.Е. Евсевьева (охват 100 человек). Игра проходит на импровизированных станциях и предполагает знакомство с новыми профессиями, решение проблемных ситуаций, выполнение различных заданий, а также участие в профессиональных пробах. На всем протяжении маршрута детей сопровождает главный герой Куйгорож (герой народных мордовских сказок и легенд).

Проведение конкурсов рисунков, проектных работ Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» позволил младшим школьникам задуматься и рассказать о своей профессии Мечты. В рамках работы секции «Мир профессий: вчера, сегодня, завтра» конкурса проектно-исследовательских работ «Юный исследователь - 2023» младшие школьники презентовали результаты своей проектно-исследовательской деятельности.

Разработка и проведение профильной смены «Каникулы в МГПУ» Профильная смена позволила студентам-наставникам в короткий промежуток времени организовать разноплановую, системную и интенсивную профориентационную работу с использованием новых форматов и технологий, апробировать собственные научно-методические разработки и повысить уровень своих профессиональных компетенций.

Данный проект реализован на территории городского округа Саранск Республики Мордовия при непосредственном участии студентов факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Ход выполнения проекта нашел отражение на официальном сайте ФГБОУ ВО «МГПУ», в разделе «Новости»: https://www.mordgpi.ru, а также в официальной группе ВКонтакте: https://vk.com/mgpu_13.

Выводы. Оценка эффективности проекта в целом осуществлялась руководителем проекта путем рефлексии каждого проведенного мероприятия внутри команды участников с целью выявления успеха и погрешностей, возможной корректировке планирования деятельности с конкретной целевой группой. Оценивание проводилось за счёт составления полного отчета с указанием эффективности и оптимальности проделанной работы. По итогам реализации проекта оценены изменения уровня готовности младших школьников к будущему выбору профессии, где критерием оценивания стал количественный показатель по результатам диагностики, а также положительные отзывы, оценки эффективности функционирования «Школы юных профессионалов» и возможностей её дальнейшего развития со стороны педагогов, методистов.

В ходе реализации проекта получены следующие результаты:

- более 40 студентов МГПУ имени М.Е. Евсевьева стали наставниками младших школьников в рамках профориентационной деятельности;

- 11 общеобразовательных организаций, а также ведущий педагогический вуз Республики Мордовия стали сетевыми партнёрами проекта;

- более 25 профориентационных образовательных событий реализовано студентами-наставниками;

- более 480 младших школьников стали участниками образовательных событий Школы юных профессионалов;

- создана модель медиаконтента «РКОфессии», размещенного по ссылке https://nadezhdahriukina.wixsite.com/mysite/single-project.

Промежуточный срез показал 1) заинтересованность детей в профориентационной деятельности, а также повышение уровня знаний детей о мире профессий; 2) эффективность взаимодействия студентов-наставников с детьми по вопросам профориентации. Положительный результат получен в проявлении наставнического потенциала студентов педагогического университета, а также повышение их мотивации, направленной на достижение высоких результатов.

Заложенная основа и реализованные механизмы обеспечат дальнейшее развитие проекта в виде:

- формирования системы работы с младшими школьниками по подготовке к будущему выбору профессии;

- создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов;

- организацию успешной практики наставничества и её дальнейшей популяризации, распространения взаимодействия студентов и младших школьников по различным аспектам профессиональной ориентации.

В заключении еще раз подчеркнем, что успех работы по подготовке подрастающего поколения к будущему выбору профессии зависит не только от методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, но и от уровня подготовки педагога, его стремления совершенствовать свои профессиональные навыки, способности к творческому поиску, проявлении заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Литература:

1. Антонова, М.В. Система пропедевтической подготовки младшего школьника к будущему выбору профессии: диссертация ... доктора, пед. наук: 5.8.1 / Антонова Марина Владимировна. - Москва, 2023. - 314 с.

2. Антонова, М.В. Модель педагогической поддержки профессионального самоопределения / М.В. Антонова. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 7,- С. 57-65

3. Бурнатова, Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам (В системе повышения квалификации): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бурнатова Наталья Павловна. - Челябинск, 2004. - 192 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. - Москва: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. - 38 с. - Текст: непосредственный.

5. Курочкина, Л.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере профессиональной ориентации школьников / Л.В. Курочкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7097 (дата обращения: 15.11.2023)

6. Родичев, Н.Ф. Концептуальные основания подготовки педагогов к профессиональной ориентации обучающихся / Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова, Н.П. Соколова. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2017. - № 2,- С. 84-97

7. Селезнев, В.А. Подготовка будущих учителей к профориентационной работе со школьниками в условиях профилизации: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Селезнев Валерий Анатольевич. - Волгоград, 2009. - 302 с.

8. Чаптыкова, О.Ю. К вопросу о подготовке будущего учителя к профориентационной деятельности: сборник трудов конференции / О.Ю. Чаптыкова // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 53-57. - ISBN 978-5-6040559-1-5.

Педагогика

УДК 37.022

специалист центра развития детей и подростков Аскерова Милана Руслановна

«Школа жизни» (г. Ставрополь)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «социальный интеллект» с различных научных подходов -общепсихологического, психометрического, структурно-генетичесского и когнитивного. Актуальность исследования определяется тем, что социальный интеллект определяет процесс коммуникации человека и определенных целей совместной с другими людьми деятельности, в целом, социализацию личности. Проблема исследования заключается в выявлении теоретических и методологических основ изучения условий формирования социального интеллекта, различных подходов к его развитию. Результаты исследования выражены в следующем: 1) показано, что социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия, для достижения эффективного построения процесса коммуникации и определенных целей совместной деятельности; 2) представлены условия формирования социального интеллекта, заключающиеся в развитии представлений о межличностных отношениях, в развитии когнитивных структур, в усвоении ребенком социальных ролей и в принятии определенной социальной роли, в наличие положительного социального образца, в наличие совместной деятельности, в мотивации к деятельности; 3) показано, что нарушение выделенных условий препятствует формированию социального интеллекта. В выводах обобщены результаты исследования, отражающие высокую значимость изучаемой проблемы, подчеркнута необходимость дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова: социальное развитие, социальный интеллект, поведение, социальное поведение, социальный образец, совместная деятельность, мотивация к деятельности.

Annotation. The article examines the concept of "social intelligence" from various scientific approaches - general psychological, psychometric, structural-genetic and cognitive. The relevance of the research is determined by the fact that social intelligence determines the process of human communication and certain goals ofjoint activity with other people, in general, the socialization of personality. The problem of the research is to identify the theoretical and methodological foundations for studying the conditions for the formation of social intelligence, various approaches to its development. The results of the study are expressed as follows: 1) it is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.