Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ГБАО СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД 50-60 ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ГБАО СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД 50-60 ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГБАО / СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ / ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ / КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Имомёрбеков Атобек, Каримзода Осим Косими

На основе архивных материалов проведен анализ состояния преступности среди несовершеннолетних в ГБАО в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Показаны причины совершения правонарушений несовершеннолетними и отмечено, что данный вопрос являлся предметом обсуждения и принятия соответствующих решений органами милиции по пресечению фактов безнадзорности и беспризорности подростков как на республиканском, так и на областном уровне. Также отмечено, что предупреждение рецидивной преступности путем профилактических мер оставалось одной из главных задач органов внутренних дел. В целях усиления эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних главное значение имело создание комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся и утверждение положения об их деятельности, в котором были прописаны задачи этих комиссий, их функции и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Имомёрбеков Атобек, Каримзода Осим Косими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PREVENTIVE ACTIVITY OF MILITIA BODIES OF KUHISTONI BADAKHSHON AUTONOMOUS VILOYAT AMONG THE UNDERAGED IN THE PERIOD OF THE 50-60-IES OF THE LAST CENTURY

Designing on the premise of archival materials, the author of the article conducts an analysis concerned with the state of crimes among the underaged in KBAV at the end of the 50-ies - the beginning of the 60-ies of the last century. He clarifies the reasons of transgressions committed by the underaged, he underscores that the issue in question was a subject of debates and adoption of respective resolutions on the part of militia bodies both at republican and local levels; the revealed facts of neglect and street vagabondry among teenagers were cut short. It is also noted that prevention of repeated commission of offenses through prophylactic measures remained one of the principal goals imposed on home affairs bodies. In order to intensify the efficiency of prevention of transgressions among the underaged creation of commissions on the affairs of the underaged was declared as a matter of primary importance. These commissions functioned under the executive committees of local Councils of labourers' deputies; the formers validated provisions on their activities in which all the objectives, functions and rights were prescribed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ГБАО СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД 50-60 ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ»

07 00 00 ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ва АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 HISTORICAL SCIENCES and ARCHEOLOGY

07 00 02 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ G7 GO G2 HOME HISTORY

УДК 340 ББК 67.3 (5Т)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ГБАО СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД 50-60 ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

ТАШКИЛИ ФАЪОЛИЯТИ ПЕШГИРИКУНАНДАИ МАЩОМОТИ МИЛИТСИЯИ ВМКБ БАЙНИ НОБОЛИГОН ДАР ДАВРАИ СОЛХрИ 50-60- УМИ АСРИ ГУЗАШТА

ORGANIZATION OF PREVENTIVE ACTIVITY OF MILITIA BODIES OF KUHISTONIBADAKHSHON AUTONOMOUS VILOYAT AMONG THE UNDERAGED IN THE PERIOD OF THE 50-60-IES OF THE LAST CENTURY

Ключевые слова: ГБАО, соблюдение

Имомёрбеков Атобек, канд. истор. наук, доцент кафедры государственного управления и самоуправления Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикиста (Душанбе); Каримзода Осим Косими (Каримов Осим Косимович), д.и.таърих, профессор (Хуцанд)

Имомёрбеков Атобек, номзади илмуои таърих, дотсенти кафедраи идоракуни ва худидоракунии Академияи идоракунии давлатии назди Президенти Цум^урии Тоцикистон (Душанбе); Каримзода Осим Косими (Каримов Осим Косимович), д-р ист. наук, профессор (Хуцанд)

Imomyorbekov Atobek, candidate of historical sciences, Associate Professor of the department of management and self-governance of the Academy of Public Administration under the Auspices of the President of the Republic of Tajikistan (Dushanbe); Karimzoda Osim Kosimi (Karimov, Osim Kosimovich), Dr. of History, Professor, (Khujand) E-MAIL: atobek@mail.ru

законности,

деятельность органов милиции, преступность среди несовершеннолетних, организация профилактической работы, охрана прав детей, комиссии по делам несовершеннолетних

На основе архивных материалов проведен анализ состояния преступности среди несовершеннолетних в ГБАО в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Показаны причины совершения правонарушений несовершеннолетними и отмечено, что данный вопрос являлся предметом обсуждения и принятия соответствующих решений органами милиции по пресечению фактов безнадзорности и беспризорности подростков как на республиканском, так и на областном уровне. Также отмечено, что предупреждение рецидивной преступности путем профилактических мер оставалось одной из главных задач органов внутренних дел. В целях усиления эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних главное значение имело создание комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов

депутатов трудящихся и утверждение положения об их деятельности, в котором были прописаны задачи этих комиссий, их функции и права.

Калидвожа^о: ВМКБ, риояи цонун, фаъолияти мацомоти милитсия, цинояткорй байни ноболигон, ташкили коруои пешгирй, уифзи ууцуци кудак, комиссияуо оид ба коруои ноболигон

Дар асоси маводи бойгонй вазъи цинояткорй байни ноболигон дар ВМКБ дар охири солуои 50-ум ва огози солуои 60-уми асри гузашта тащил шудааст. Сабабуои цонуншикании ноболигон муайян карда шудааст ва цайд гардидааст, ки масъалаи мазкур мавзуи мууокима ва цабули цароруои дахлдор аз цониби мацомоти милитсия оид ба пешгирии факти беназоратй ва бепарастории ноболигон уам дар сатуи цумууриявй ва уам дар сатуи вилоятй царор гирифта буд. Зикр шудааст, ки пешгирии цинояткории такрорй бо роуи чораандешии профилактики яке аз вазифауои асосии мацомоти коруои дохила ба шумор мерафт. Бо мацсади таукими самаранокии пешгирии цонунвайронкунй байни ноболигон созмони комиссияи кор бо ноболигон дар назди кумицроияуои мауаллии Шурои депутатуои меунаткашон ва тасдици низомнома оид ба фаъолияти онуо ауаммияти асосй дошт. Дар низомнома вазифауои комиссияуо, уудадориуо ва ууцуцуои онуо муайян карда шуда буданд.

Key-words: KBAV, observance of legality, militia bodies activities, juvenile delinquency, organization of preventive work, children's rights protection, commissions on the affairs on the underaged

Designing on the premise of archival materials, the author of the article conducts an analysis concerned with the state of crimes among the underaged in KBAV at the end of the 50-ies - the beginning of the 60-ies of the last century. He clarifies the reasons of transgressions committed by the underaged, he underscores that the issue in question was a subject of debates and adoption of respective resolutions on the part of militia bodies both at republican and local levels; the revealed facts of neglect and street vagabondry among teenagers were cut short. It is also noted that prevention of repeated commission of offenses through prophylactic measures remained one of the principal goals imposed on home affairs bodies. In order to intensify the efficiency of prevention of transgressions among the underaged creation of commissions on the affairs of the underaged was declared as a matter of primary importance. These commissions functioned under the executive committees of local Councils of labourers' deputies; the formers validated provisions on their activities in which all the objectives, functions and rights were prescribed.

Обеспечение соблюдения законности являлось основным критерием оценки деятельности органов милиции, в частности в процессе организации профилактической работы среди несовершеннолетних и охраны прав детей. Было бы уместно отметить, что своевременное рассмотрение заявлений и жалоб граждан должностными лицами органов милиции является важным критерием обеспечения соблюдения законности в служебной деятельности органов внутренних дел как на уровне республики, так и на уровне области. Как было отмечено: «Правильное и своевременное рассмотрение жалоб приводит не только к восстановлению нарушенных законных интересов советского гражданина, но и позволяет вовремя исправить существенные недостатки в работе аппарата, наказать виновных в нарушениях закона, не дать болезненным явлениям, проникшим в деятельность аппарата, принять хронический, застойный характер» [4]. Своевременное рассмотрение жалоб, особенно касающихся прав и свобод несовершеннолетних, также являлось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия одним из основных направлений деятельности должностных лиц при исполнении ими возложенных на

них служебных обязанностей. Закономерно, что надзор в данном направлении был возложен на прокуратуру Таджикской ССР, и в прошлый исторический период её деятельность была поистине неоценимой. Необходимо отметить, что, наравне с ростом хищений государственного и общественного имущества, которые в тот период стали тревожным явлением, состояние преступности среди несовершеннолетних также было в центре внимания общественности и заинтересованных государственных органов. Устранение причин, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними, было и остается основной задачей деятельности органов милиции как на республиканском, так и на областном уровне.

Принятые меры улучшили работу в этом направлении. Следует отметить, что по республике «...малолетними преступниками было совершено 368 уголовных преступлений, в числе которых шесть умышленных, 20 разбойных нападений, три изнасилования, 65 краж государственного имущества, 223 кражи имущества граждан.» [7, с. 233]. Естественно, данные факты были очень тревожными, потому что подростки с раннего возраста были в поле зрения уголовного круга и под его воздействием считали свои действия правильными, не осознавая их последствий. В результате ими были совершены тяжкие и особо тяжкие преступления, о чем свидетельствуют указанные факты.

В целях усиления борьбы с преступностью среди несовершеннолетних руководством органов внутренних дел республики были приняты меры организационного характера. В частности: «.в составе главного управления милиции был образован отдел по предотвращению преступности несовершеннолетних, а на местах приняты меры по подбору кадров сотрудников детских комнат милиции, при которых создавались активы из числа педагогов, комсомольских работников и родителей» [7].

Все эти меры способствовали снижению количества безнадзорных детей, смогли приостановить рост совершенных ими правонарушений и преступлений. В итоге «.в работе с беспризорными и безнадзорными детьми проявили талант воспитателей и наставников, щедрость своих сердец, человечность тысячи работников милиции, приемников-распределителей, детских домов» [7]. В целях усиления эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних главное значение имело создание в 1961 году комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся и утверждение Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР положения об их деятельности, в котором были прописаны задачи этих комиссий, их функции и права. Теперь детские комнаты милиции осуществляли свою деятельность в тесном взаимодействии с этими комиссиями. Чуть позже в тех местах, где не имелось штатных детских комнат, создавались детские комнаты милиции на общественных началах. За этот период по республике «.183 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности, 48 подростков направлены органами милиции в детскую воспитательную колонию и 34 наказаны за мелкое хулиганство административно» [1, л. 58].

Говоря о сложившейся среди несовершеннолетних криминогенной ситуации в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ в., необходимо отметить, что, на наш взгляд, наравне с социальными, она имела также другие причины, заключавшиеся в следующем:

а) применение амнистии после Февральской революции (амнистия А.Ф. Керенского11917 г.) в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления

1 Керенский Александр Федорович - российский политический деятель, министр, а затем министр-председатель Временного правительства в 1917 г. С июня 1918 г. находился в эмиграции.

- 7 -

и придерживавшихся «неписаных законов преступного мира», что и позволило укрепить преступные идеи в сознании определенной части населения. Естественно, этот процесс также отрицательно повлиял на поведение подростков;

б) большое число детей-сирот в первые послевоенные годы, а также слабый контроль государственных, в том числе образовательных и правоохранительных, органов за беспризорными несовершеннолетними лицами, поведение которых могло привести к совершению правонарушений и преступлений;

в) другая причина заключалась в применении амнистии 1953 г., под которую попали также так называемые «лидеры преступного мира», распространители воровских законов, отрицательно повлиявших на психику подростков.

Однако имелись и другие факты, которые способствовали распространению преступности среди несовершеннолетних. А именно: а) под воздействием преступных идей подражание правилам преступного мира для определенных подростков, особенно из неблагополучных семей, стало нормой жизни; б) другой из серьезных причин, способствовавших распространению преступности среди подростков, стал отсев учащихся из школ и неустроенность подростков, по тем или иным причинам оставивших школу и оказавшихся брошенными на произвол судьбы. Подтверждением этому являются следующие факты из архивных материалов. По данным, имеющимся в Управлении органов внутренних дел, только в г. Душанбе за отчётный период 1961 года около 200 подростков не учились, не работали и были склонны к правонарушениям. Подавляющее большинство этих ребят в возрасте 12-15 лет ушли из 1-3-го классов, и их трудоустройство было сопряжено с большими трудностями [1, л.1-10]. Такие же педагогически запущенные дети имелись в других городах и районах республики. Было бы целесообразно организовать обучение таких детей ремеслу и создать для этого соответствующие училища, однако не везде по данной проблеме принимались адекватные меры. Не снижалась численность преступлений, составляющих пережитки родового быта, особенно совершенных на почве феодально-байского отношения к женщине, как-то: двоеженство, выдача замуж несовершеннолетних, избиения. Именно в связи «...с феодально-байским отношением к ним (женщинам - И.А.) в 1958 году покончили жизнь путем самосожжения 13 женщин» [1, л. 59].

Данный факт свидетельствует о том, что бесчеловечное отношение к женщинам приводило и, к сожалению, до сих пор приводит к трагедиям. В целях пресечения подобных фактов органами милиции республики и области на регулярной основе принимались соответствующие меры, в частности «.по 25-ти районам республики (были) преданы суду за феодально-байские проявления 266 человек» [1, л.59].

В процессе исследования архивных материалов установлено, что проблема участия женщин и девушек в общественной жизни, в том числе их учеба в школах, являлась предметом постоянного и достаточно жесткого обсуждения на совещаниях различных уровней, начиная с местного и до республиканского значения. Однако, несмотря на принимаемые меры, данный вопрос по меркам того времени не находил решения в полном объёме. Так, «.в Кулябском районе в 1957-1958 учебном году бросили школу 82 девушки, в том числе 40 девушек по причине замужества» [1, л. 59]. Тем временем по другим регионам республики данный процесс выглядел таким образом: «...по Горно-Бадахшанской автономной области за учебный год бросили школу в связи с выходом замуж 28 девушек, в Пенджикентском районе по мотивам замужества бросили школу 52 девушки, в Колхозчиёнском районе - 40 девушек» [1]. Данные архивные факты свидетельствуют о том, что нарушение прав и свобод человека отдельными родителями, придерживающимися старых порядков и обрядов, было явно присуще прошлому

поколению. Более того, подобными действиями был нанесён огромный моральный ущерб развитию девушек как будущих матерей, которые должны были заниматься воспитанием детей, не имея образования. Соответственно, в целях пресечения указанных фактов, в последующие годы правоохранительными органами республики и области совместно с общественностью принимались меры воздействия в отношении виновных лиц.

Кроме того, как во всем Советском Союзе, так и в нашей республике в 50-е-60-е годы вопрос детской безнадзорности и беспризорности стоял очень остро, более того, стал предметом обсуждения органов местной власти, в частности органов милиции. В связи с чем работниками УООП ГБАО и его периферийными органами приводились мероприятия, направленные на борьбу с детской безнадзорностью и беспризорностью. На Памире данный вопрос не имел критического характера, но некоторые факты отмечались, поэтому проводились определенные мероприятия в целях выявления указанных фактов с последующим их устранением. В частности, были использованы трибуны учительских конференций, родительских собраний, проводившихся повсеместно с работниками органов внутренних дел, на которых выступали лица начальствующего состава милиции области. На этих выступлениях представлялся анализ выявленных причин роста правонарушений среди учащихся, приводились конкретные факты совершенных ими нарушений. Также обращалось внимание преподавательского состава на необходимость усиления воспитательной работы среди детей, организации их досуга после занятий и во время каникул и поддержания постоянной связи с органами милиции на предмет принятия совместных мер в отношении неустойчивых подростков.

На основе архивных материалов приведены в качестве примера два факта, свидетельствующие о состоянии правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних на административной территории Шугнанского и Мургабского районов за отчётный период 1962 г.: «29 декабря 1962 года в отделение милиции Рошт-Калинского райсовета обратился с заявлением гр. Бахтдавлатов К. об исчезновении из госинтерната его сына Курбоналиева М. Расследованием установлено, что Курбоналиев М., 1945 года рождения, являясь воспитанником госинтерната, расположенного в кишлаке Вир, 10 декабря 1962 года самовольно ушел из школы и больше не возвращался» [2, л.26].

В другом примере из архивных материалов говорится о том, что «..14 ноября 1962 года Мургабским райотделением милиции была зарегистрирована кража продуктов на сумму 7 руб. 21коп. из чайханы, расположенной в Мургабе. Кроме того, подростки, почувствовав свободу, совершают еще одну кражу 7 декабря 1962 года, когда имел место факт мелкой кражи из буфета одиннадцатилетней школы, расположенной в Мургабе. За совершение данных краж были задержаны подростки: Турдикулов Абдулахад, 1950 года рождения; Джамолидинов Саидахмад,1950 года рождения, Тагаев Тицбой, 1951 года рождения; все они являются воспитанниками школы-интерната № 3 Мургабского района. Поведение Турдикулова, Джамолидинова и Тагаева обсуждено в коллективе воспитанников школы-интерната с участием работника милиции и преподавательского состава школы-интерната» [2, л.26]. Как видим, эти факты совершились с непосредственным участием несовершеннолетних: в одном случае это нарушение установленного порядка в интернате, другой факт - более опасное деяние для общества, т.е. совершение кражи учениками. Данные правонарушения совершались воспитанниками интерната, что свидетельствует о слабой воспитательной работе с учениками и бесконтрольности со стороны преподавательского состава соответствующего интерната. Поскольку дети были оторваны от родителей, воздействие педагогов, по сути, было минимальным. В свою очередь дети, воспользовавшись безнадзорностью, совершают

правонарушения, а то и преступления. В таких случаях именно сотрудник милиции прилагает максимум усилий по выявлению фактов детской безнадзорности и в силу своей компетенции принимает должное решение в рамках требований нормативно-правовых актов в отношении провинившихся подростков. Поэтому поводу Р.С. Мулукаев отмечает: «Милиция не раз выступала координатором общественных мероприятий по предупреждению причин, порождающих безнадзорность и преступления несовершеннолетних» [5].

Подтверждением отмеченного является то, что в рассматриваемый период работниками УООП ГБАО и его периферийных органов проводились мероприятия, направленные на борьбу с детской безнадзорностью и беспризорностью. В частности были использованы трибуны учительских конференций, родительских собраний, проводившихся повсеместно, на которых выступали представители начальствующего состава органов внутренних дел области. Ведь, по справедливому замечанию, «...право сотрудника ИДН (инспектора по делам несовершеннолетних - И.А.) влиять на образ жизни и поведение родителей подростка - исключительно действенное средство. И от того, как он им воспользуется, в конечном счете зависит судьба подростка.. Через руководство отдела или управления вместе с комиссией по делам несовершеннолетних они вносят в компетентные инстанции предложения об изъятии у горе-родителя детей и помещении их в школу-интернат, о направлении пьяницы-отца в ЛТП. Нет желаемого результата - настаивают на крайней мере: лишении родительских прав, а при условии невозможности для подростка проживать с таким родителем - и на выселении последнего из квартиры» [7, с. 258].

В основном профилактическая работа проводилась инспекциями по делам несовершеннолетних, создаваемых на общественных началах по месту жительства, а также общественными воспитателями несовершеннолетних. Их задачи и функции в основном совпадали с задачами и функциями штатных инспекций по делам несовершеннолетних: выявление склонных к правонарушениям подростков из неблагополучных семей, организация профилактической работы, которая имела положительные результаты в перевоспитании подростков. Так, в целях проведения мероприятий профилактического и разъяснительного характера среди подростков и молодежи, в г. Хороге из комсомольцев на добровольной основе был сформирован отряд по повышению правовых знаний и правовой культуры. «Основная задача отряда -пропаганда правовых знаний среди молодежи, активная помощь детской комнаты милиции, проведение рейдов по соблюдению правил советской торговли, поддержание порядка в местах общественного пользования. И не случайно городской оперативный отряд возглавил секретарь комсомольской организации областного народного суда Б. Макбулшоев, а курирует работу отряда инспектор детской милиции при УВД ГБАО Р. Бандишоев. Уже первые рейды отряда показали, что он способен на многое» [3].

Предупреждение рецидивной преступности путем профилактических мер оставалось одной из главных задач органов внутренних дел, поскольку влияние преступности на подростков всегда остается значимым. Значимость ее определяется тем, что борьба с рецидивной преступностью - это исправление наиболее общественно опасной и запущенной в социальном отношении категории правонарушителей. В связи с этим следует отметить, что «.именно рецидивисты, совершая преступления, проявляют исключительную изощренность при сокрытии и уничтожении следов. Именно они являются, как правило, организаторами преступных групп, в которые вовлекают других, ранее несудимых, а также морально неустойчивых лиц, особенно из числа несовершеннолетних» [8, с.189].

Много было сделано, например, для того, чтобы добиться своевременной регистрации всех преступлений независимо от степени их общественной опасности, что является необходимым условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступных деяний. Лишь в этом случае могут быть устранены их вредные последствия, защищены права и законные интересы потерпевших, более того, несовершеннолетние изолированы от влияния преступных группировок.

Следовательно, вёлся активный поиск новых, более эффективных приёмов работы, направленных на раскрытие преступлений, которые реализовывались по следующим основным направлениям:

а) сокращение до минимума времени действий с момента получения органом внутренних дел информации о преступлении;

б) обеспечение немедленного выезда следственно-оперативной группы на место происшествия;

в) максимальное использование сил и средств всех служб для раскрытия преступлений по "горячим следам";

г) квалифицированное проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в случае, когда преступление не было раскрыто сразу;

д) более частое, чем раньше, привлечение общественности, населения к розыску преступника;

е) более полное использование научно-технических средств и методов [8, с.189].

Проведение мероприятий по развитию системы охраны общественного порядка началось

с укрепления патрульно-постовой службы территориальных органов внутренних дел, т.к. рабочим местом ее сотрудников являются улицы, площади, парки и скверы, а несовершеннолетние также в основном проводят время на улицах и в общественных местах. Это обстоятельство налагало на патрульную службу особую ответственность, поскольку к подросткам необходимо проявлять особый подход в общении, требующий профессиональной подготовки сотрудника милиции. Сотрудников ППС по праву считали и до сей поры считают центральной фигурой в охране общественного порядка. Следует отметить, что люди, глубоко осознающие свои обязанности перед обществом, способны выполнять их с достоинством и честью. Этому способствует качественный отбор милицейских кадров в трудовых коллективах, которые их рекомендовали, а также предварительное изучение деловых и моральных качеств кандидатов в УВД ГБАО МВД Таджикской ССР. Кандидат на службу должен был пройти обязательную стажировку в качестве дружинника сроком от трех до шести месяцев, которая проходила в связке с опытным милиционером. Некоторые кандидаты, с честью выдержавшие испытание, утверждались в должности в качестве стражей порядка. С.С. Пылев утверждает: «Милицейский труд, труд пожарных формирует в личности такие качества и духовные ценности, как настойчивость, выдержка, разумная инициатива, чувство долга, готовность прийти на помощь людям.» [6, с.21-22]. Именно несовершеннолетние как несозревший слой населения всегда нуждались в помощи, потому что в незрелом возрасте, без правовой и социальной поддержки официальных органов власти, они могли совершить ещё больше противозаконных деяний. Например, комплексное использование сил и средств по охране общественного порядка с применением системы патрульных участков в области был уже накоплен и зарекомендовал себя в качестве одной из эффективных и результативных форм, в частности в профилактической работе среди подростков и молодёжи. Это было особенно заметно в городе Хороге как центре области, в котором вся административная

территория была разбита на четыре микрорайона (Верхний Хорог; Шош Хорог; Сайфулло Абдуллоев; Сельхозтехника - И.А.). В них учитывались особенности территории: расположение промышленной и жилой зон, предприятий торговли, учреждений культуры, школ и т.д. Каждый микрорайон являлся патрульным участком, там же находился общественный пункт охраны общественного порядка, за которым закреплялась добровольная народная дружина и участковые инспекторы милиции, а также в целях профилактической работы с несовершеннолетними привлекались учителя средних школ. За достаточно короткий срок удалось добиться максимального объединения усилий милиционеров III 1С, участковых инспекторов, общественности в лице добровольных народных дружин (ДНД) и учителей.

Таким образом, следует отметить, что с участием общественности во взаимодействии с сотрудниками органов милиции и комиссиями по делам несовершеннолетних на достаточном уровне была обеспечена законность в процессе реализации профилактической работы с подростками и молодёжью области. Более того, можно с уверенностью констатировать факт, что борьба с бродяжничеством и правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними, была для органов внутренних дел одной из первостепенных задач, и история доказала, что меры, принимавшиеся государственными органами в лице ОВД, достойно себя оправдали.

Список архивных материалов и литературы:

1. ПА ИИППЦККП Таджикистан. - Ф.З. - Оп.134. - Ед. хр.34. - Л.1,2,3,10,58, 59.

2. Государственный архив ГБАО. - Ф.418. - Оп. 56. - Д. 162. - Л 26.

3. Бадахшони Совети //Еженедельная газета. № 81(5295) от 14 июня 1972 г.

4. Бадахшони Совети //Еженедельная газета. №58(2572) от 2 мая 1972 г.

5. Мулукаев, Р.С. Избранные труды к 80-летию со дня рождения. - М., 2009. - 468 с.

6. Политико-воспитательная работа в органах внутренних дел: учебное пособие. - М. : Юридическая литература, 1982. - 174с.

7. Советская милиция. - М., 1987. - 335с.

8. Советская милиция: история и современность (1917-1987 гг.) -М., 2006. -385с.

Reference Literature:

1. PA IIPP under Tajikistan Communist Party Central Committee. - File 3. - Inv. 134. - Unit of keeping 34. - Sheets.1,2,3,10,58, 59.

2. KBAV State Archives. - File 418. - Inv. 56. - case 162. - sheet 26.

3. Badakhshoni Soveti (Soviet Badakhshon) // Weekly. No. 81 (5295, June 14, 1972.

4. Badakhshoni Soveti (Soviet Badakhshon // Weekly. No. 58 (2572), May 2, 1972.

5. Mulukayev, R.S. Selected Works to the 80-th Anniversary. - M., 2009. - 468 pp.

6. Political-Educational Work in the Bodies of Home Affairs: manual. - M.: Juridical Literature, 1982. - 174 pp.

7. Soviet Militia. - M., 1987. - 335 pp.

8. Soviet Militia: History and Modernity (1917-1987) - M., 2006. - 385 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.