Научная статья на тему 'Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних в советском Союзе'

Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних в советском Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КОМИССИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕТСКИЕ КОМНАТЫ МИЛИЦИИ / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY / PREVENTION OF JUVENILE NEGLECT / CAUSES OF JUVENILE DELINQUENCY / COMMISSIONS FOR MINORS / CHILDREN'S POLICE ROOMS / MEDICAL AND PEDAGOGICAL INFLUENCE / AN ORPHAN HOME / UNITS OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS FOR JUVENILE JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

Автором в хронологической последовательности изучается историческое развитие предупреждения правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, в советском государстве. Сделан вывод о том, что в Советском Союзе органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних были охвачены почти все направления деятельности молодых людей: воспитательное, образовательное, профессиональное, идейное (идеологическое), нравственное, моральное, этическое, культурное, спортивное, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и контрольное. Предложено положительный опыт советского периода истории после Великой Отечественной войны (в части, касающейся повсеместного и всеобъемлющего охвата всех общественных отношений, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних) применять в современной деятельности по профилактике административной деликтности и преступлений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGHT AGAINST CORRUPTION BY WEAKENING CRIMINAL REPRESSION CANNOT BE SUCCESSFUL

The author examines chronologically the historical development of the prevention of offenses of underaged persons in the USSR. It was concluded that bodies and institutions of the juvenile delinquency prevention system covered almost all spheres of activity of young people in the Soviet Union: pedagogic, educational, professional, ideological, moral, ethical, cultural, sports, recreational, patriotic, informational, legal, corporate and control. The positive experience of the Soviet period after the Great Patriotic War (in terms of universal and comprehensive coverage of all public relations connected with prevention of juvenile delinquency) is proposed to be used in modern activities for prevention of administrative delinquency and juvenile crimes.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних в советском Союзе»

УДК 343.85

Александр Анатольевич БЕЖЕНЦЕВ,

заместитель начальника кафедры

административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России (г. Санкт-Петербург), кандидат юридических наук, доцент

adovd@mail.ru

РЕТРОСПЕКТИВА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

THE FIGHT AGAINST CORRUPTION BY WEAKENING CRIMINAL REPRESSION CANNOT BE SUCCESSFUL

Автором в хронологической последовательности изучается историческое развитие предупреждения правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, в советском государстве. Сделан вывод о том, что в Советском Союзе органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних были охвачены почти все направления деятельности молодых людей: воспитательное, образовательное, профессиональное, идейное (идеологическое), нравственное, моральное, этическое, культурное, спортивное, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и контрольное. Предложено положительный опыт советского периода истории после Великой Отечественной войны (в части, касающейся повсеместного и всеобъемлющего охвата всех общественных отношений, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних) применять в современной деятельности по профилактике административной деликтности и преступлений несовершеннолетних.

The author examines chronologically the historical development of the prevention of offenses of underaged persons in the USSR. It was concluded that bodies and institutions of the juvenile delinquency prevention system covered almost all spheres of activity of young people in the Soviet Union: pedagogic, educational, professional, ideological, moral, ethical, cultural, sports, recreational, patriotic, informational, legal, corporate and control. The positive experience of the Soviet period after the Great Patriotic War (in terms of universal and comprehensive coverage of all public relations connected with prevention of juvenile delinquency) is proposed to be used in modern activities for prevention of administrative delinquency and juvenile crimes.

Ключевые слова: профилактика правонарушений несовершеннолетних, профилактика безнадзорности несовершеннолетних, причины преступности несовершеннолетних, комиссии для несовершеннолетних, детские комнаты милиции, медико-педагогическое воздействие, детский дом, подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних

Keywords: prevention of juvenile delinquency, prevention of juvenile neglect, causes of juvenile delinquency, commissions for minors, children's police rooms, medical and pedagogical influence, an orphan home, units of bodies of internal affairs for juvenile justice.

На первоначальных этапах развития советского государства господствующей в вопросах противодействия преступности несовершеннолетних была позиция, в соответствии с которой принудительно-карательные меры должны были быть заме-

нены профилактическими и лечебно-воспитательными. При этом важно отметить, что, несмотря на в целом идентичность подходов советского государства и империи дореволюционного периода, реализовывались они по-разному и прежде всего по тем причинам,

по которым к данным позициям пришли. Если в дореволюционной России это было понимание необходимости гуманизации, пусть и не всегда обоснованной, уголовно-правовой политики, то в советском государстве превалировала позиция, в соответствии с которой преступность, а тем более детская и подростковая, является пережитком капитализма. Достаточно вспомнить высказывание руководства страны «об отмирании преступности с ликвидацией эксплуататорских классов и нищеты трудящихся» [4, с. 243]. Большевики исходили из тех соображений, в соответствии с которыми факт становления несовершеннолетнего на преступный путь - это не его вина, а его беда, вызванная неверным влиянием окружающих, а потому в данном случае просто необходима соответствующая реабилитация. Большое значение придавалось профилактике молодежной преступности. Лучшими способами борьбы с нею были признаны воспитание социалистической сознательности, отрыв молодежи от криминальной среды и привитие трудовых навыков, повышение общеобразовательного и профессионального уровня, поддержка семьи и материнства, а также улучшение материального достатка, условий труда и быта советских граждан. Однако с реализацией этих идей все обстояло не просто. Как известно, идеологические установки являлись не единственным фактором, влиявшим на криминогенную ситуацию в первые годы советской власти и определившим методы борьбы с преступностью.

Еще одной весомой проблемой в данной сфере стал рост беспризорности как фактор, непосредственно влиявший на рост преступности несовершеннолетних. При этом важно отметить, что помимо стандартных субъективных факторов, которые, как правило, связаны с особенностями семейных отношений и правоотношений, существенными детерминантами данной ситуации стала совокупность объективных факторов. Во-первых, это политическая обстановка в государстве. Советская власть в первые годы своего правления осуществила целый комплекс репрессивных мер в сфере противодействия контрреволюции, а также в сфере раскулачивания. Дети репрессированных лиц зачастую становились

беспризорными. Во-вторых, Советский Союз практически с самого начала своего существования был втянут в несколько крупных военных конфликтов как внешнего (Первая мировая война), так и внутреннего (Гражданская война) характера. В дальнейшем ситуация только усугубилась участием нашего государства в Великой Отечественной войне. Военные конфликты, вне зависимости от их вида, причин и результатов, априори ведут к росту беспризорности среди детей.

В целях решения указанной проблемы большевиками был предпринят целый ряд как законодательных, так и организационных мер. С 1918 года в ведении Наркомата общественного призрения были организованы региональные комиссии для несовершеннолетних, в состав которых непременно должны были входить представители Народного комиссариата просвещения и Народного комиссариата юстиции, а также иных учреждений и организаций. Этим комиссиям отводилась особая роль в определении судьбы «трудных» и «оступившихся» детей и подростков.

В уголовно-правовом плане также реализовались ряд мер. Так, в 1919 году вступили в юридическую силу Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, уточнившие контингент молодых людей, к которым нельзя было применять судебное следствие и лишение свободы. К таковым причислялись все несовершеннолетние до четырнадцати лет, а также подростки пятнадцати-восемнадцати лет, совершившие противоправные деяния «без разумения» (то есть реально не осознавшие меру ответственности при совершении преступления). Те же подростки, кто осознанно и предумышленно были причастны к тяжким преступлениям, все же могли быть отданы под суд.

Данный факт нашел продолжение во вступившем в юридическую силу 4 марта 1920 года декрете Совета народных комиссаров РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В случае, когда комиссия по делам несовершеннолетних находила, что исправление молодого человека не представляется возможным исключительно с помощью мер медико-педагогического воздействия, материал

на него направлялся в суд с возможностью изоляции от социума. Важно отметить, что в декрете подчеркивалось требование содержания данных молодых людей отдельно от совершеннолетних преступников с целью не приобщать их к криминальной среде. Это способствовало формированию специальных мест заключения для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Декрет Совета народных комиссаров 1920 года также предписывал комиссии при разрешении дел несовершеннолетних уточнять участие взрослых, вовлекавших несовершеннолетних лиц в преступную активность, и направлять пакет документов на них в органы следствия. Принятие данного декрета вызвало необходимость внесения корректировок в Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В них была включена ссылка на то, что к суду могут быть привлечены только те совершившие преступления молодые люди старше четырнадцати лет, применение к которым для исправления воспитательных средств нецелесообразно.

Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года в целом подтвердил выбранную большевиками концепцию по вопросу уголовной ответственности. Изменения касались лишь отдельных аспектов. Так, был введен запрет на применение смертной казни в отношении лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, добавлена передача на поруки родителям или близким родственникам как мера воздействия, не связанная с уголовным наказанием, внесены дополнительные обстоятельства, смягчавшие ответственность несовершеннолетнего (нахождение несовершеннолетнего на попечении преступника или подчинение ему, беспомощность его в силу малолетнего возраста). Уголовный кодекс РСФСР 1926 года в целом продолжил данную тенденцию.

Как справедливо отмечает А.Э. Дубоно-сова, в середине 20-х годов ХХ века активизировалась деятельность представителей юридической и педагогической науки, которые внедряли новые подходы к личности подростка-правонарушителя. В качестве упреждающих и коррекционных рекомендовалось внедрение мер социально-педагогического воздействия [1, с. 95]. Как показала практика того периода, «именно в педагоги-

ческих приемах лежит залог успеха по профилактике антисоциальных явлений в среде несовершеннолетних, так как значительное число детских домов не способствовало эффективной борьбе с детскими правонарушениями» [3, с. 5].

Начиная с середины 30 годов ХХ века вектор развития государственной политики существенно сменился в сторону ее ужесточения. В данном случае прежде всего необходимо отметить, что ужесточение позиции относительно несовершеннолетней преступности не было отдельно взятым явлением. Весь курс государственной политики сменил вектор именно в данном направлении, а вопросы определения профилактики правонарушений несовершеннолетних в данном случае были одним из ее, политики, направлением, как и, например, общеуголовная или политическая преступность. Были признаны неэффективными комиссии по делам несовершеннолетних, в связи с этим они были упразднены и распущены.

Поворотным моментом в деятельности державы по превенции противозаконных проявлений не достигших социальной зрелости лиц обнаруживается организация специальных правоохранительных органов по противодействию в первую очередь подростковым правонарушениям. Постановлением Совнаркома и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в Главном управлении Рабоче-крестьянской милиции были сформированы детские комнаты милиции. С этого момента начинается история подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

Особый упор советская власть того периода делала на родителей совершивших преступления несовершеннолетних. Ответственность родителей подобных подростков была существенно ужесточена. В середине 1930-х годов основательные трансформации были привнесены в законодательство об уголовной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия. 7 апреля 1935 года издается постановление Совнаркома СССР, ЦИК СССР от № 3/598 «О мерах борьбы с

преступностью среди несовершеннолетних», которым четко прописывалась уголовная ответственность с двенадцатилетнего возраста не исключительно за тяжкие преступления насильственного характера, но и за хищения чужого, прежде всего социалистического, имущества. Одновременно утратило силу прежнее положение (ст. 50 УК РСФСР) о необходимости ослабления наказаний для подростков. Тем самым дети были уравнены со взрослыми преступниками-рецидивистами.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 года несовершеннолетние привлекались к уголовной ответственности с четырнадцатилетнего возраста. Итак, молодые люди стали подвергаться осуждению, начиная с двенадцати или с четырнадцатилетнего возраста, в зависимости от тяжести уголовной статьи. Это прямо противоречило человеколюбивым воззрениям, нашедшим отражение в советском законодательстве о несовершеннолетних начала 1920-х годов.

В послевоенный период преступность несовершеннолетних резко возросла, как и общий уровень безнадзорности детей. Причины в данном случае носили объективный характер. В целях улучшения положения дел советской властью был принят ряд организационно-правовых мер. Так, была создана целая сеть интернатов, в которые поступали дети, оставшиеся без попечения родителей, был сделан существенный упор на перевоспитание трудных подростков, а также на превенцию преступности несовершеннолетних. Судопроизводство по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, рассматривалось в особом, отдельном порядке, в каждой территориальной единице создавались специализированные суды, разбиравшие исключительно дела подобной категории. В условиях «десталинизации» было признано целесообразным вернуться к гуманным принципам правосудия, заложенным в законодательстве начала 1920-х годов. Эти и множество иных мер привели к существенному снижению уровня преступности несовершеннолетних.

В 1950 годах практически во всех больших городах и индустриальных центрах были организованы детские комнаты милиции. Их

административная деятельность реализовы-валась в условиях абсолютной координации деятельности с комиссиями по делам несовершеннолетних. В повседневную жизнь вошло формирование детских комнат милиции на общественно-социалистических началах. Весомую помощь в деятельности милиционерам стал оказывать учрежденный институт внештатных инспекторов детских комнат. За весьма непродолжительный промежуток времени детская комната милиции стала ядром противодействия молодежной безнадзорности и беспризорности. Для решения данных вопросов привлекались и представители общественности. Еще детская комната милиции помогала подросткам в устройстве на работу, в завершении учебы.

Успех проведения либерально-демократических реформ в отношении противодействия преступности несовершеннолетних был закреплен Уголовным кодексом РСФСР 1960 года и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года. Благодаря данным нормативно-правовым актам была изменена государственная политика в отношении несовершеннолетних преступников, провозглашено отречение от репрессивных мер и выполнен переход к применению мер воспитательной направленности. Данными нормативно-правовыми актами был поднят возрастной предел уголовной ответственности не достигших совершеннолетия лиц, осуществлено наделение подростков-преступников исключительными процессуальными правами по сравнению с совершеннолетними преступниками.

Особое внимание в период 1960-1980 годов уделялось выявлению детерминант преступности несовершеннолетних. Д.А. Краснов, исследуя особенности деятельности правоохранительных органов в 60-е годы ХХ века по выявлению причинности преступлений несовершеннолетних, отметил, что в 1959 году прокуратура одной из основных причин преступности несовершеннолетних считала детскую безнадзорность и вовлечение антиобщественными элементами несовершеннолетних в преступную деятельность. В 1960 году основными причинами преступности считались недостатки в семей-

ном воспитании подростков, а также недостатки в воспитательной работе по их месту учебы и трудовой деятельности. В 1961 году отмечались недостатки в работе органов прокуратуры и милиции по предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними. В том же году прокуратура обращала внимание на слабую профилактическую деятельность детских воспитательных колоний и комиссий по делам несовершеннолетних, а также на недостатки в работе судебных органов. В 1962 году в рамках борьбы с безнадзорностью прокуратурой были установлены факты невыполнения школами закона об обязательном восьмилетнем образовании, что повлекло за собой появление более полумиллиона безнадзорных детей и как следствие - новый виток роста молодежной преступности. В этот же период были выявлены грубейшие нарушения в воспитательной работе профессиональных технических училищ [2, с. 41].

То есть, как видим, в данный период начала формироваться общая, единая концепция причин и условий преступности несовершеннолетних и, соответственно, определялись основные направления по борьбе с данным видом преступлений. Безусловно, данный аспект можно охарактеризовать как положительный опыт в работе по противодействию преступности несовершеннолетних.

3 июня 1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» были созданы одноименные комиссии, которые, надо отметить, действуют до сих пор. Важнейшими задачами комиссий по делам несовершеннолетних фиксировались организация непрерывной деятельности по упреждению безнадзорности, противоправных деяний лиц, не достигших социальной зрелости, устройство их жизнедеятельности, протекция прав, конгломерация стремлений союзных органов и социальных организаций по рассматриваемым проблемам, разрешение материалов о правонарушениях молодых людей и реализация надзора над условиями их нахождения и за осуществлением с ними воспитательно-патриотической работы в подразделениях правоохранительных органов

и специализированных учреждениях учебно воспитательной направленности. Комиссии по делам несовершеннолетних учреждались при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советах народных депутатов, при Советах министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР. То есть, как можем заметить, их деятельность носила практически повсеместный характер, о чем свидетельствовало многочисленное представительство на всех уровнях государственного управления и устройства.

Эффективно развивались в данный период и такие субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних, как детские комнаты милиции. Отметим, что они, существуя с 1935 года, весьма положительно зарекомендовали себя в деле по организации упреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Однако, несмотря на всю эффективность, они постоянно реформировались. Так, с 1973 года началось учреждение центральных детских комнат милиции в подразделениях профилактики уголовного розыска городских, районных и линейных органах внутренних дел. В 1974 году в Управлении уголовного розыска МВД СССР и службах уголовного розыска МВД, УВД союзных и автономных республик, краев и областей для массовой оптимизации организации административной деятельности детских комнат милиции были образованы отделения по их управлению.

Завершая исследование ретроспективы становления и развития института противодействия правонарушениям несовершеннолетних в советский период истории, можем сделать следующие выводы.

В эпоху советской власти, особенно в 1960-1980-х годах, в Советском Союзе была выработана комплексная система противодействия преступности несовершеннолетних лиц, элементы которой продолжают функционировать и в нынешней Российской Федерации. Современные ученые-юристы высоко оценивают плоды данной деятельности и считают ее действенной. В общем органами и учреждениями упреждения административных и других правонарушений несовер-

шеннолетних лиц в Советском Союзе были охвачены почти все направления деятельности лиц, не достигших социальной зрелости: воспитательное, учебное, профессиональное, мировоззренческое, нравственное, моральное, этическое, культурное, физическое, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и надзорное. Это был комплекс воздействий, которые воплощались в жизнь на общесоциальном, коллективном и персональном уровнях работы с молодыми людьми.

Говоря о вопросе имплементации исторического опыта профилактики правонарушений несовершеннолетних, считаем, что именно положительные аспекты советского периода после Великой Отечественной Войны (в части касающиеся повсеместного и всеобъемлющего охвата всех общественных отношений, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних) могут быть использованы в современной профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Дубоносова, А.Э. Педагогические методы перевоспитания несовершеннолетних преступников (1918-1930 гг.) / А.Э. Дубоносова // Юриспруденция. - М.: Изд-во РГГУ, 2010. - № 4 (20).

2. Краснов, Д.А. Начало либерально-демократических реформ в области борьбы с преступностью несовершеннолетних в РСФСР (1960-1964 гг.) / Д.А. Краснов // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 4.

3. Куфаев, В.И. Борьба с правонарушениями несовершеннолетних / В.И. Куфаев. - М.: Новая Москва, 1924.

4. Ленин, В.И. Государство и революция / В.И. Ленин // Полное собр. соч. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. - Т. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.