Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ГРУППОВАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL STANDARDS / GROUP WORK / DESIGN WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Безусова Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрены особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Проанализированы изменения в структуре и содержании ФГОС 3++. Описаны новые требования к качеству подготовки выпускников в условиях прохождения практик. Уделено внимание организации групповой проектной работы как отдельного вида практики. Описаны технологические особенности групповой работы над проектами. Приводится пример методического сопровождения в образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Безусова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE DESIGN GROUP WORK WITH STUDENTS UNDER CONDITIONS OF GEF 3 ++

The article considers the peculiarities of the new Federal State Educational Standard 3++ bachelor 's degree in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education. Changes in the structure and content of Federal State Educational Standard 3++ wereanalysed. New requirements to the quality of training of graduates in the conditions of passing practices are described. Attention is paid to the organization of group project work as a separate practice. Technological peculiarities of group work on projects are described. An example of methodological support in the educational organization of higher education is given.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++»

Педагогика

УДК 378:371.134:371.314.6

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Безусова Татьяна Алексеевна Пермский государственный научный исследовательский университет (г. Пермь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ

ФГОС 3++

Аннотация. В статье рассмотрены особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Проанализированы изменения в структуре и содержании ФГОС 3++. Описаны новые требования к качеству подготовки выпускников в условиях прохождения практик. Уделено внимание организации групповой проектной работы как отдельного вида практики. Описаны технологические особенности групповой работы над проектами. Приводится пример методического сопровождения в образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные стандарты групповая работа, проектная работа.

Annotation.The article considers the peculiarities of the new Federal State Educational Standard 3++ bachelor 's degree in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education. Changes in the structure and content of Federal State Educational Standard 3++ wereanalysed. New requirements to the quality of training of graduates in the conditions of passing practices are described. Attention is paid to the organization of group project work as a separate practice. Technological peculiarities of group work on projects are described. An example of methodological support in the educational organization of higher education is given.

Keywords: federal state educational standard, educational standards, group work, design work.

Введение. Приказом от 22 февраля 2018 г №121 был утверждён Федерльный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (ФГОС 3++). Этот стандарт пришел на смену ФГОС высшего образования (ФГОС ВО), утвержденного 4 декабря 2015 года. Последний в свою очередь сменил ФГОС высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в связи с переходом на многоуровневую подготовку выпускников высших учебных заведений. 2019-2020 учебный год образовательные организации высшего образования (ООВО) начали образовательный процесс, который регламентируется ФГОС 3++. В требованиях ФГОС 3++ увеличивается количество зачетных единиц, отводимых на практику. Усиливается роль командной работы обучающихся. Для будущих учителей становиться необходимым навык организации совместной работы обучающихся. Возникают проблемы;

- какие ключевые отличия стандартов двух последних поколений;

- какие моменты нужно учитывать при проектировании учебно-методического сопровождения дисциплин;

- каким содержанием наполнить блок «Практики» из учебных планов по педагогическому образованию для удовлетворения требований федеральных образовательных стандартов последнего поколения по повышению значения командной работы.

Сравнительный анализ ФГОС ВПО и ФГОС ВО представлен в статьях Васильевой Д.И., Власова А.Г., Ночевкиной Т.А., Гребенюкова В.И., Клентак Л.С. и др. В этих работах проведен анализ изменений в структуре и содержании основных образовательных программ по отдельным направлениям подготовки. Изменения в условиях реализации программы подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС 3++ и изменение требований к качеству подготовки выпускников рассмотрены в статьях Пахомова С.В., Барсукова С.В., Завьяловой Г.Е., Панибратенко М.В., Реут Л.А. и др. Особенности организации технологии группового проектного обучения в образовательных организациях высшего образования рассмотрены в работе Бокова Л.А., Катаева М.Ю., Поздеевой А.Ф.

Изложение основного материала статьи. Проведем сопоставление стандартов по следующим параметрам: объем программы, срок обучения по программе, виды (задачи профессиональной деятельности, требования к результатам освоения, ссылки на профессиональные стандарты, типы практик, предметная составляющая (см. табл.1)

Таблица 1

Материал по сопоставлению ФГОС 3+ И ФГОС 3++ Педагогическое образование (уровень бакалавриата)

ФГОС 3+ ФГОС 3++

Объем программы 240 зачетных единиц (з.е.) 240 з.е.

Срок получения образования. Объем программы бакалавриата за один учебный год, составляет в очной форме обучения - 60 з.е.; в очно-заочной или заочной формах обучения - не более 75 з.е.; по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения - не более 75 з.е. Объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от формы обучения, а при ускоренном обучении - не более 80 з.е.

Виды профессиональной деятельности (ФГОС 3+) Типы задач профессиональ-ной деятельности (ФГОС 3++). Педагогическая; проектная; исследовательская; культурно-просветительская. Педагогический; проектный; методический; организационно-управленческий; культурно-просветительский; сопровождения.

Требования к результатам освоения. Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Универсальные, общепрофессиональные компетенции. Профессиональные компетенции во ФГОС 3++ не сформированы, они формируются разработчиками образовательных программ с учтём требований профессиональных стандартов и требований работодателей.

Ссылка на профессиональные стандарты. Нет. "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

Типы практик. Типы учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской Типы производственной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогическая практика. Преддипломная практика. Типы учебной практики: ознакомительная практика; технологическая (проектно-технологическая) практика; научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы). Типы производственной практики: педагогическая практика; технологическая (проектно-технологическая) практика; научно-исследовательская работа.

Предметная составляющая. Отсутствует. Отсутствует.

Следует заметить, что во ФГОС 3 ++ на практику отводится большая часть времени, нежели во ФГОС 3+. Увеличившееся количество часов на практики и имение содержания части компетенций, ставят перед научно - педагогическим работником задачу поиска новых видов практик.

Появившиеся во ФГОС 3++ компетенции: УК-3 «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команд» и ОПК-3 «Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» [4] можно формировать введя в блок «Практики» групповую проектную работе.Остановимся на содержании такой практики. Для примера приведем пример рабочей программы, составленной по профилю «Дошкольное образование».

В групповой проектной работе успешно реализуется компетентности подход, предусматривающий новую роль студента в учебном процессе. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия и участие в разработке реальных проектов непосредственно в процессе обучения. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к принятию решений в реальных жизненных ситуациях. На групповую проектную работу отводится 3 з.е. Такая практика может иметь как учебный, так и производственный вид.

Цель групповой проектной работы - практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки

исследовательского проекта, ориентированного на дальнейшее его использование в образовательной практике.

Задачи групповой проектной работы: предоставление бакалаврам уникальной возможности участвовать в выполнении реальных практических проектов и научно-исследовательской работе по созданию новых педагогических технологий, методик, материалов, программ.

В проектной-групповой работе можно выделить три этапа: организационный, работа над проектом, презентационный.

На организационном этапе обучающиеся делятся на группы, каждая группа состоит не более семи человек. Организационный этап предполагает изучение понятий «групповая работа», «проектная работа». Для этого обучающимся предлагается изучить содержание определённых источников литературы (например, [1] [2] [3]). После чего обучающиеся составляют конспект «Групповая работа обучающихся как форма проектной деятельности». Задание может выполняться как в группе, так и индивидуально. Конспект может носить форму структурно-логической схемы.

Далее осуществляется выбор темы проекта в соответствии со следующими рекомендациями:

- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- возможность внедрить результаты проекта в образовательный процесс.

Темы проектных разработок студенческих групп носят разнообразную направленность: от разработки комплекса занятий в виде непосредственной образовательной деятельности (НОД) до проектирования образовательных программ. Примерами тем проектов могут быть: «Моя педагогическая инициатива в дошкольном образовании», «Социализация детей из малообеспеченных семей в ДОУ», «Формирование навыков групповой работы обучающихся детского сада», «Проектирование и реализация эффективных образовательных технологий».

В группах каждый обучающийся выполняет одну или несколько ролей [2]: руководитель проекта; ответственный за сбор теоретического материала; ответственный за обработку экспериментальных данных; ответственный за содержательную часть проекта; ответственный за подбор и разработку диагностического материала; ответственный за создание презентации к проекту; ответственный за подбор и поиск информационных источников и др. Формируются матрицы ответственности, с помощью которых устанавливаются степени ответственности каждого участника проектной команды за выполнение отдельных этапов и задач проекта (см. табл. 2).

Для всех студентов - участников проектных групп формируются технические задания (индивидуальные планы работы), которые учреждаются руководителем проекта. После определения темы участники проектных групп определяют вид проекта. При выборе вида проекта следует руководствоваться доминирующим в проекте типом деятельности обучающихся: исследовательский (прообраз научного исследования), творческий (стенд, буклет, газета, творческий номер), информационный (сбор, обобщение, структурирование информации), практико-ориентированный (получение значимого практического результата).

Целью проектной групповой работы является глубокое изучение теоретического материала по проблеме исследования и применение полученных выводов заключений в практической деятельности. Показателями хорошей теоретической проработанности проекта можно считать количество актуальных источников информации, обязательное привлечение литературы на иностранном языке, работу с научными электронными библиотеками, умение резюмировать содержание научных статей, структурировать содержание. Показателями практической эффективности проекта можно считать подготовку научных публикаций, заявку на участие проекта в конкурсе, апробацию материалов групповой работы на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Таблица 2

Матрица ответственности в групповом проекте

Процесс Ответственный

Руководитель группы Ф.И.О. участника группы Ф.И.О. участника группы Ф.И.О. участника группы Ф.И.О. участника группы Ф.И.О. участника группы Ф.И.О. участника группы Ф.И.О. участника группы

Выбор темы проекта С О

Разработка методологических характеристик (актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы) С С О

Подбор информационных ресурсов по теме проекта С О С С С С С С

Подготовка теоретической части проекта С О С С

Подготовка практической части проекта С О С С С С

Планирование экспериментальной части О С С С С

Подбор диагностического материала С С С С О

Материально-техническое снабжение О С

Подготовка отчета по групповому проекту О С С С

Подготовка рецензии к проекту другой группы С О С С

О - лицо, ответственное за выполнение работы; С - соответственный при выполнении работы

Работа над проектом осуществляется в соответствии с этапами [3]:

- постановка цели, то есть конкретизация гипотезы в определенной задаче;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- планирование хода эксперимента;

- проведение эксперимента, сбор данных;

- анализ полученных результатов;

- выводы, сделанные на основе результатов исследования.

Подготовленные проектной группой презентации по итогам проекта должны быть доступны для свободного обсуждения и комментариев, а также получения отзыва. За неделю до итоговой конференции руководитель практики называет проектным группам группу, которая будет готовить рецензию на их проект. На итоговой конференции с отчетными докладами о собственном вкладе в выполнение проекта выступают все участники проектных групп. Руководители проектов представляют отзывы о выполнении индивидуальных задач каждым участником. Руководитель по практике выставляет студентам баллы за защиту этапа проектов. При оценивании группового проекта можно учитываются показатели: актуальность рассмотренных проблем и анализ требований заинтересованных сторон; адекватность подобранного методологического инструментария; равномерное распределение ответственности среди участников проекта; возможность применения результатов работы группы в практике; глубина проработки материала, обоснованность полученных выводов; качество подготовленной отчетной документации; умение корректно и аргументированно отстоять свою позицию.

Групповая проектная работа введена во все учебные планы по направлению «Педагогическое образование» в Соликамском государственном педагогическом институте филиале Пермского государственного научного исследовательского университета (СГПИ филиал ПГНИУ) с 2019-20 учебного года. Групповая проектная работа организуется со студентами третьего курса по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» и относится к обязательному разделу учебного плана. Практика проводится в 10 и 11 триместрах (тр.) в профильной организации или СГПИ филиале ПГНИУ. Практика способствует совершенствованию комплекса профессиональных умений в процессе самостоятельной деятельности в соответствии с основными видами профессиональной деятельности. В групповой проектной работе успешно реализуется компетентностный подход, предусматривающий новую роль студента в учебном процессе. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия и участие в разработке реальных проектов непосредственно в процессе обучения. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к принятию решений в реальных жизненных ситуациях.

Предшествующие дисциплины по учебному плану: Информационные технологии в образовании (5 тр.), Социальная психология (5 тр.), Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования (6 тр.), Основы проектной деятельности (8тр.), Теория и технологии развития речи детей (8тр.), Теория и технологии экологического образования детей (8 тр.).

Входной контроль нацелен на актуализацию содержания и выявление образовательных результатов по перечисленным выше дисциплинам. На входном контроле студенты также заполняют таблицу по самооценке компетенций, закрепленных за практикой, ставят задачи для самосовершенствования.

Требования к уровню освоения курса: обучающийся знает психологию групп, психологию лидерства, психологию управления, методы влияния и управления командой. Обучающийся умеет определять совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, исходя из действующих нормативно-правовых норм; определять ресурсное обеспечение для достижения поставленной цели; умеет работать в команде, проявляет лидерские качества и умения; мобилизовать членов команды, брать на себя ответственность за достижение коллективных целей. Обучающийся владеет приемами оценивания вероятностных рисков и ограничений в решении поставленных задач, приемами прогнозирования поставленных задач, методами влияния и управления командой.

К индикаторам, отвечающие за сформирование компетенций (УК-3 и ОПК-2 из [4]) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели формирования компетенций в групповой проектной работе

Индикатор компетенции Показатели высокого уровня форсированности индикатора компетенции

Разрешает противоречия и конфликты, возникающие в ходе командной работы, корректирует работу команды и перераспределяет роли с учетом интересов сторон (УК-3). Знает: - условия эффективного речевого взаимодействия; - особенности речевого взаимодействия в группе. умеет: - выделять общую точку зрения в обсуждении; - корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения в обсуждении; - уметь выдвинуть контраргументы; - устранять в рамках обсуждения разрывы в коммуникации. владеть: - приемами гармонизации диалога в ходе группового обсуждения.

Решает задачи, предусмотренные конкретной ролью в командной работе (УК-3). Знает разновидности коммуникативных ролей в групповом общении, свойства и разновидности диалога-обсуждения. Умеет: организовать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и др.); договариваться о правилах и вопросах для

обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задаче. Владеет ценностями и нормами речевого поведения в процессе группового общения (культурой группового общения).

Участвует в разработке основных и дополнительных образовательных программ (ОПК-2). Знает нормативно-правовые и научно-методические источники, необходимые для планирования дополнительных образовательных программ; структуру и содержание образовательных программ; умеет анализировать источники, необходимые для планирования адаптивных основных и дополнительных образовательных программ, производить отбор информационно-коммуникационных технологий, необходимых для реализации основных и дополнительных образовательных программ; владеет технологиями разработки основных и дополнительных образовательных программ.

Проведение групповой проектной работы со студентами третьего курса только планируется.

Выводы. Введение ФГОС 3++ повлечет за собой поиск новых методических и технологических идей к организации образовательного процесса. Основное содержание, которое должно быть учтено разработчиками основных образовательных программ, определено вступлением в законную силу Профессиональных стандартов. Особые изменения претерпевают практики, их место и значение значительно увеличивается. Появляются технологические практики и групповая проектная работа. Технологическая практика должна дополнять содержание основной дисциплин профессиональной области может быть рассредоточена на несколько триместров. Групповаяпроектная работа, является производной проектной групповой технологии, ориентирована на командную работу и лидерство.

Литература:

1. Козлов, В.В. Групповая работа. Стратегия и методы исследования: методическое пособие / В.В. Козлов. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 70 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18324.html (дата обращения: 09.10.2019).

2. Зиангирова, Л.Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности: монография / Л.Ф. Зиангирова. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 163 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31944.html (дата обращения: 25.09.2019).

3. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. — 146 c. — ISBN 978-5-9275-1988-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78685.html (дата обращения: 25.09.2019).

4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС 3++ // Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (Дата обращения: 30.10.2019)

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС ВО // Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94(Дата обращения: 30.10.2019)

Педагогика

УДК: 78.072.2

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); преподаватель Орлова Юлия Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрена роль учителя музыки в современной образовательной школе. Охарактеризованы компетенции учителя музыки как организатора звукового, музыкально-информационного и интеграционного пространства современной школы, проанализированы инновационные подходы к проведению современных уроков музыки, осмысливаются здоровьесберегающие аспекты в вокально-хоровой работе как эффективный метод социально-психологической адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Ключевые слова: учитель музыки, образовательный процесс, современная школа, звуковое пространство, здоровьесбережение.

Annotation. The article considers the role of a music teacher in a modern educational school. Competences of a music teacher as an organizer of the sound, music-information and integration space of a modern school are characterized, innovative approaches to conducting modern music lessons are analyzed, health-saving aspects in vocal-choral work are considered as an effective method of social and psychological adaptation of the younger generation in the outside world.

Keywords: music teacher, educational process, modern school, sound space, health care.

Введение. Одним из важных направлений современной школы является воспитание нравственности и общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения, что выдвигает приоритетность гуманитарных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.