Научная статья на тему 'Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Информационные системы и технологии"'

Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Информационные системы и технологии" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18795
1791
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВРИАТ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Е. В., Соболь Б. В., Ступина М. В.

Рассматриваются особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Информационные системы и технологии». Продемонстрирована преемственность федеральных государственных образовательных стандартов и выявлены факторы, определяющие необходимость их модернизации. Выполнен сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, новые требования к результатам ее освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Е. В., Соболь Б. В., Ступина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Информационные системы и технологии"»

Список литературы:

1. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos (дата обращения: 15.02.2019).

2. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. Социология. Этнология. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/novye-trendy-v-razvitii-universitetskogo-sektora (дата обращения: 15.02.2019).

3. Семёновых Л.В. Освоение сложных разделов электротехники с помощью Qucs в рамках лабораторного практикума // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): сб.ст. XVIII Всерос. науч.-практ. конф., 2-28 апр. 2018 г. Киров, 2018. С. 919-926. URL: http://vestnik43.ru/npk-2018 (дата обращения: 15.02.2019).

4. Официальный сайт проекта Qucs. URL: http://qucs.sourceforge.net/index.html.

УДК: 378.1; 378.4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС ВО 3+ И ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И

ТЕХНОЛОГИИ»

Борисова Е.В., Соболь Б.В., Ступина М.В., 2019 доцент, к.т.н., Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, профессор, д.т.н., Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, старший преподаватель, к.п.н., Донской государственный технический университет, Ростов-на-

Дону

Аннотация: рассматриваются особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Информационные системы и технологии». Продемонстрирована преемственность федеральных государственных образовательных стандартов и выявлены факторы, определяющие необходимость их модернизации. Выполнен сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, новые требования к результатам ее освоения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавриат, основная профессиональная образовательная программа, информационные системы и технологии.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION 3+ AND 3++ «INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES»

BorisovaE.V., SobolB.V., StupinaM.V., 2019 assistant professor, Ph.D., Don state technical university, Rostov-on-Don, professor, Doctor of technical sciences., Don state technical university, Rostov-on-Don, senior lecturer, Ph.D., Don state technical university, Rostov-on-Don

Abstract: the features of the new Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of preparation "Information systems and technologies" are considered. The continuity of federal state educational standards is demonstrated and the factors determining the need for their modernization are identified. Comparative analysis of GEF VO 3+ and GEF VO 3 ++ is performed. Analyzed changes in the structure and content of the main professional educational program of undergraduate, new requirements for the results of its development.

Keywords: federal state educational standard of higher education, bachelor degree, basic educational programme, information systems and technologies.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим подготовку обучающихся, являются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1]. Реализация ФГОС, в частности, высшего образования (ВО) направлена на решение задач в области построения единого образовательного пространства и создания основы для государственного контроля уровня подготовки специалистов за счет выполнения требований к структуре основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), условиям их реализации и результатам их освоения.

Начиная с 2009 года, на территории Российской Федерации действуют ФГОС ВО 3-го поколения, потребность в разработке которых была связана с происходящими процессами интеграции страны в Болонский процесс. Разработка ФГОС 3-го поколения осуществлялась в соответствии с опытом экспертов, отмеченным в рамках проекта ТЦЫЖО[2], ориентированного на реализацию компетентностной модели выпускника и регламентирующего требования как к академической (общие компетенции), так и профессиональной (профессиональные компетенции) составляющим подготовки будущих бакалавров. Отличительными чертами ФГОС 3 -го поколения помимо подготовки студентов на компетентностной основе стали также введение кредитно-модульной системы обучения и измерение трудоемкости подготовки в зачетных единицах (з.е.).

В работе [3] выделены основные факторы, обусловившие необходимость перехода на новую редакцию ФГОС ВО 3+ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии») , связанные, прежде всего, с введением в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4]: отсутствие методологических принципов формирования перечня компетенций; избыточность и неструктурированность профессиональных компетенций по видам деятельности; слабая корреляция формируемого перечня компетенций с циклами и разделами основных образовательных программ; горизонтальная структура основной образовательной программы, ограничивающая возможности реализации модульного принципа структурирования содержания обучения и т. д.

Проведенный анализ [там же] позволил выделить ряд нововведений ФГОС ВО 3+ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии»), ключевыми из которых стали:

• разделение программ бакалавриата на академическую и прикладную;

• отсутствие учебных циклов и перечня изучаемых дисциплин;

• формирование компетенций по трем группам - общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных в соответствии с видами деятельности, на которые ориентирована ОПОП;

• усиление роли использования информационно-образовательной среды с указанием предъявляемых к ней требований, а также применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Таким образом, следствием внедрения стандартов ФГОС ВО 3+ стало расширение свободы вузов в самостоятельном формировании ОПОП, выборе форм, методов и средств обучения. Подобная гибкость формирования ОПОП, содержания обучения, набора компетенций была направлена на максимальную интеграцию образования и рынка труда. Однако, сдерживающим фактором этой интеграции стал невысокий уровень корреляции результатов освоения ОПОП - перечня формируемых компетенций и требований работодателей - обобщенных трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах, что определило необходимость модернизации ФГОС ВО 3+ и перехода на новую редакцию ФГОС ВО 3++ (2017 г.).

Результаты сравнительного анализа ФГОС ВО 3+ [5] и ФГОС ВО 3++ [6] по направлению подготовки «Информационные системы и технологии», представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Информационные системы и технологии»._

ФГОС ВО 3+

ФГОС ВО 3++

1 Формы обучения и срок получения образования

• Очная (4 года, 60 з.е. в год);

• Очная (4 года, не более 70 з.е. в год);

• очно-заочная (4,5-5 лет, объем в з.е., реализуемый за учебный год, определяется организацией самостоятельно). • очно-заочная (4,5-5 лет, не более 70 з.е. в год); • заочная (4,5-5 лет, не более 70 з.е. в год).

Объем программы бакалавриата составляет 240 з.е. вне зависимости от формы обучения

2 Характеристика профессиональной деятельности

2.1 Область профессиональной деятельности

Исследование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем • 06 - Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере исследования, разработки, внедрения и сопровождения информационных технологий и систем); • 40 - Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники); • другие области или сферы профессиональной деятельности при условии соответствия уровня образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата

Информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в областях (приборостроение, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, машиностроение, коммерция, менеджмент, банковские системы и др.). Не указаны.

2.3 Виды/типы профессиональной деятельности

• Проектно-конструкторская; • Научно-исследовательский;

• проектно-технологическая; • производственно-технологическая; • организационно-управленческая; • научно-исследовательская; • инновационная; • монтажно-наладочная; • сервисно-эксплуатационная. • производственно-технологический; • организационно-управленческий; • проектный.

2.4 Содержание программы бакалавриата

Разрабатывается и реализуется исходя из: • потребностей рынка труда; • научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Формируется в зависимости от видов учебной деятельности: • научно-исследовательской и (или) педагогической в академической программе бакалавриата; • практико-ориентированной и (или) прикладной в прикладной программе бакалавриата. Формируется с ориентацией на: • область (области) и (или) сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников; • тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников; • при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

3 Требования к структуре программы бакалавриата

3.1 Структура программы бакалавриата

3 блока: • блок 1 "Дисциплины (модули)"; • блок 2 "Практики"; • блок 3 "Государственная итоговая аттестация".

3.2 Объем программы бакалавриата

Разделение в программах академического/прикладного бакалавриата: • блок 1 - 216-219/207-213 з.е. • блок 2 - 12-18 з.е./18-27 з.е. • блок 3 - 6-9 з.е. 3 блока: • блок 1 - не менее 160 з.е. • блок 2 - не менее 20 з.е. • блок 3 - не менее 9 з.е.

3.3 Содержание блоков структуры программы бакалавриата

3.3.1 Блок "Дисциплины (модули)"

• Базовая часть: о является обязательной для освоения вне зависимости от профиля программы; о включает модули по • Обязательная часть: о обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных, обязательных

философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности; о объем определяется организацией самостоятельно. • Вариативная часть: о определяет направленность программы бакалавриата (профиль); о объем определяется организацией самостоятельно. профессиональных компетенций. о предписывает изучение модулей по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности; о объем контактной работы не менее 40% общего объема программы бакалавриата. • Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

3.3.2 Блок " Практики"

3.3.2.1 Типы практик

• Учебная практика: о практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. • Производственная практика: о практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; о научно-исследовательская работа. Типы практик выбираются организацией в зависимости от направленности программы бакалавриата. • Учебная практика: о ознакомительная практика; о (проектно-технологическая) практика; о эксплуатационная практика; о научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы). • Производственная практика типов: о технологическая; (проектно- технологическая) практика; о эксплуатационная практика; о научно-исследовательская работа. Типы практик определяются из перечня, могут быть установлены организацией самостоятельно.

3.3.2.2 Объем практик

Регламентированы ФГОС: 12-18 з.е. в академической программе; 18-27 з.е. в прикладной. Устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

3.3.3 Блок "Государственная итоговая аттестация"

Включает: • подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена; • выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

4 Требования к результатам освоения программы бакалавриата

4.1 Перечень формируемых компетенций

Формирование компетенций:

• Общекультурные (11);

• Общепрофессиональные (6);

• Профессиональные (37);

Формирование компетенций:

• Универсальные (8);

• Общепрофессиональные (8);

• Профессиональные (определяются организацией самостоятельно в виде обязательных и рекомендуемых).

4.1 Особенности формирования компетенций

Профессиональные компетенции определяются направленностью программы бакалавриата; перечень компетенций может быть дополнен с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, анализа рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли; разделение на обязательные и рекомендуемые профессиональные компетенции;

профессиональные компетенции выбираются на основе анализа профессиональных стандартов и выбора одной или нескольких обобщенных трудовых функций с целью осуществления деятельности более, чем в одной сфере или решать задачи не менее, чем одного типа: организация устанавливает

индикаторы достижения

универсальных,

общепрофессиональных и

обязательных профессиональных компетенций в соответствии с примерной основной

образовательной программой, а рекомендуемых профессиональных компетенций - самостоятельно; результаты обучения по модулям и практикам формируются

организацией в соответствии с индикаторами достижения

компетенций самостоятельно.

Таким образом, анализ ФГОС ВО 3++ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии») в области изменений в структуре и содержании ОПОП, новых требований к результатам ее освоения, показал возрастающую роль работодателей, принимающих участие непосредственно в разработке ОПОП. Отсутствие перечня формируемых профессиональных компетенций определяет необходимость непрерывного мониторинга потребностей регионального рынка труда, а также консультирования с работодателями по вопросам формирования профессиональных компетенций будущих выпускников. Отсутствие полного перечня профессиональных стандартов, в частности, в области информационных технологий, затрудняет наполнение содержания ОПОП и требует их повышенной вариативности. В то же время новые ФГОС ВО 3++ способствуют увеличению уровня взаимодействия между образовательными организациями и рынком труда и преодолению локальному разрыву «работодатель-вуз») позволяя актуализировать содержание подготовки будущих бакалавров и обеспечить такой уровень их подготовки, который бы позволил снизить время адаптации на рабочем месте.

Список литературы:

1. Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки. рф (дата обращения 15.02.2019).

2. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в болонский процесс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/255/67255/40307 (дата обращения: 15.02.2019).

3. Коваленко М.И., Ступина М.В. Подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в условиях ФГОС // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 18-26.

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 : [Принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; ред. от 01.05.2017]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 15.02.2019).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Утв. приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 (ред. от 09.09.2015). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177552/ (дата обращения 15.02.2019).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Утв. приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 № 926. -Режим доступа: http://files.mai.ru/site/sveden/EduStandartDoc/b_09.03.02.pdf (дата обращения 15.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.