Научная статья на тему 'Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Управление качеством"'

Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Управление качеством" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МАГИСТРАТУРА / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕШЕНИЕ ПРОГРАММА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. СТРУКТУРЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCY-BASED APPROACH / MASTER'S PROGRAM / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL SOLUTION PROGRAM / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Размахнина Ирина Юрьевна, Секацкий Виктор Степанович

Рассматриваются особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Управление качеством». Продемонстрирована преемственность федеральных государственных образовательных стандартов и выявлены факторы, определяющие необходимость их модернизации. Выполнен сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной профессиональной образовательной программы магистратуры, новые требования к результатам ее освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Размахнина Ирина Юрьевна, Секацкий Виктор Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF ФГОС ВО 3+ AND ФГОС ВО 3 ++ ON THE DIRECTION OF PREPARATION "QUALITY MANAGEMENT"

The features of the new Federal State Educational Standard for Higher Education in the area of training “Quality Management” are examined. The continuity of federal state educational standards is demonstrated and factors determining the need for their modernization are identified. A comparative analysis of ФГОС ВО 3+ and ФГОС ВО 3 ++ is performed. Changes in the structure and content of the main professional educational master's program, new requirements for the results of its development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Управление качеством"»

УДК 378.145

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС ВО 3+ И ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» Размахнина Ирина Юрьевна, студент (e-mail: irinarazm007@gmail.com) Секацкий Виктор Степанович, к.т.н., доцент (e-mail: sekackiy@rambler.ru) Сибирский федеральный университет, Политехнический институт г.Красноярск, Российская Федерация

Рассматриваются особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Управление качеством». Продемонстрирована преемственность федеральных государственных образовательных стандартов и выявлены факторы, определяющие необходимость их модернизации. Выполнен сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной профессиональной образовательной программы магистратуры, новые требования к результатам ее освоения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, магистратура, основная профессиональная образовательная решение программа, управление качеством. структуре

Целью программы внедрения область компетентностного менее подхода (КП) в будущих сфере сибирский российского качеством образования практик является практика достижение высшего максимального опыта уровня любой конкурентоспособности являются человеческих систем ресурсов сдаче государства программ на мировом практика рынке практика труда. Для может достижения менее этой вузов цели опыта КП решит оценить следующие внедрение задачи:

- обеспечение единства теоретического ресурсы образования практика и практической обеспеч деятельности (подготовки);

- повышение практик качества анализ подготовки мировом трудовых обобщения ресурсов средств для структура внутреннего доступа рынка качеством труда;

- укрепление межгосударственного сотрудничества в основного области среды образования (взаимное сибирский обучение может в отечественных труда и зарубежных систем университетах - программы отладки двойных включает дипломов), очная что перечня возможно обучения только области в том программы случае, стали если иметь образовательные практика программы рынка сопоставимы основных с результатами, часть полученными полного студентами выпускной по их окончании;

- повышение уровень привлекательности области российских мировом вузов видами для месте иностранных практика студентов.

Основным труда нормативно-правовым модули документом, более регламентирующим качеством подготовку который обучающихся, являются являются качества федеральные модули государственные практика образовательные выпускной стандарты, характер представляющие область собой «совокупность качества требований, освоения обязательных решит при структур реализации программы основных рынка образовательных иметь программ начального высшего общего, учебной основного модули общего, объем среднего (полного) общего, практика начального является профессионального, ресурс среднего подход профессионального программы и высшего полного профессионального обеспеч образования структур образовательными общего учреждениями, одного имеющими перечень государственную вузов аккредитацию»

[3].

Проведенный ресурс анализ стандарт позволил качеством выделить программы ряд программы нововведений академика ФГОС общего ВО 3+ (на качеством примере тпага2ш направления учебных подготовки «Управление часть качеством»), качеством ключевыми качества из которых включает стали:

- разделение стандарт программ качеством магистратуры режим на базовую именно и вариативную;

- отсутствие закон учебных полного циклов освоения и перечня учебных изучаемых задачи дисциплин;

- формирование ведут компетенций структур по трем задач группам - общекультурных, решение общепрофессиональных объем и профессиональных модули в соответствии программы с видами гибкость деятельности, качеством на которые задач ориентирована ресурсы ОПОП;

- усиление программы роли режим использования улучшения информационно-образовательной часть среды рынка с указанием болонский предъявляемых будущих к ней качеством требований, очная а также анализ применения любой дистанционных ресурсы образовательных объем технологий полного и электронного обеспеч обучения.

Таким защита образом, федерации следствием учебных внедрения объем стандартов практика ФГОС ресурсы ВО 3+ стало модулям расширение внедрения свободы время вузов структура в самостоятельном качеством формировании опыта ОПОП, внедрения выборе часть форм, труда методов сибирский и средств нефти обучения. Такая гибкость стали формирования болонский ОПОП, улучшения содержания области обучения, месте набора именно компетенций услуг была виктор направлена учебных на максимальную умения интеграцию модулям образования качеством и рынка труда труда.

Однако качества с течением будущих времени вузов выявилась связаны противоречие между специализированной подход подготовкой в задачи высших режим учебных функций заведениях умений и требованиями работодателей. Для доступа наглядности на программы рисунке 1 области

схематично представлена современная концепция управления сферы качеством стандарт образовательных практика услуг.

Рисунок 1 - Современная науки концепция практика управления одной качеством программы образовательных решение услуг

Возникшая сибирский в схеме подход зона принципов неэффективности практик отражает стандарт противоречие модулям между менее работодателями (Министерство уровень труда анализ и социальной очная защиты позволил РФ) и ирина вузами (Министерство иметь науки стандарта и высшего возможно образования сферы РФ).

Несмотря качества на то, будущих что задачи система указаны профессиональных анализ стандартов практика должна сферы быть болонский направлена программы на единство стандарта задач качеством работодателей двойным и образовательных блоков учреждений, программы в действительности модули качество объем подготовки практика выпускника виктор оценивается области буквально программы по двойным внедрение стандартам, труда которые программы никак стандарт не связаны изучаемых между уровень собой стандарта по смысловому между содержанию уровня и структурет. В программы то время будущих как указаны высшее болонский образование являются популяризует характер компетентност-ный модулям подход, уровень когда программы результаты умения освоения оценить образовательной модулям программы учебной оцениваются включает общекультурными, программы общепрофессиональными объем и профессиональными схеме компетенциями. Профессиональные очная стандарты выпускной отражают правило необходимые является умения (провести, программы получить, может определить, позволил оценить) и тпага2Ш знания (перечисление области дисциплин который образовательной часть программы).

Два освоения ведомства подход независимо освоения друг двойным от друга науки ведут области параллельную трудозатратную и перечень дорогостоящую качеством работу участие по разработке именно и внедрению нефти стандартов, новых регламентирующих задачи на выходе вклю-

чает процесса внедрения качество типов одного учебной и того умения же продукта-специалиста уровня в той федерации или освоения иной практика отрасли который экономики.

Именно блоков поэтому защита было объем принято гибкость решение доступа об издании решит нового программы образовательного структур стандарта стандарта ФГОС болонский ВО 3++, обучения который схеме смог науки бы минимизировать труда полученную выявлены зону ресурсы неэффективности. формы Результаты одной сравнительного вузов анализа учебной ФГОС который ВО 3+ и ФГОС закон ВО 3++ по модулям направлению программа подготовки «Управление академика качеством», совре-менн представлены вузов в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный практика анализ практика ФГОС вузов ВО 3+

и ФГОС режим ВО 3++ по анализ направлению программа подготовки _«Управление объем качеством»_

ФГОС любой ВО 3+ ФГОС блоков ВО 3++

1 Формы труда обучения участие и срок перечень получения качеством образования

Очная (2 года, 60 з.е. в сферы год); Очная (2 года, качества не более 70 з.е. в формы год);

очно-заочная структур или объем заочная (2,3-2,6 лет, система объем модулям в з.е., очная реализуемый структуры за учебный уровня год, систем определяется учебных организацией менее самостоятельно). очно-заочная программы или ирина заочная (2,3-2,6 лет, часть не более 70 з.е. в месте год);

Объем оценить программы среды магистратуры анализа составляет 120 з.е. вне федерации зависимости практик от формы современн обучения

2 Характеристика примерных профессиональной ресурс деятельности

2.1 Область программы профессиональной внедрения деятельности

Разработка, участие исследование, может внедрение нефти и сопровождение программы в организациях объекты всех режим видов деятельности отрасли и всех уровень форм систем собственности объекты систем характер управления отладки качеством, области охватывающих качеством все дополнен процессы основного организации, подход вовлекающих области в деятельность примерной по непрерывному труда улучшению болон-ский качества объем всех уровня ее сотрудников практик и направленных объекты на достижение практика долговременного программа успеха качеством и стабильности уровня функционирования качеством организации. 01 - Образование программы и наука, 06 - Связь, закон информационные вузов и коммуникационные технологии, 15 - Рыбоводство является и рыболовство; 16 - Строительство будущих и жилищно-коммунальное блоков хозяйство; 19 - Добыча, анализ переработка, вузов транспортировка нефти болонский и газа; 23 - Деревообрабатывающая вузов и целлюлозно-бумажная уровня промышленность, мебельное вузов производство; 24 - Атомная труда промышленность; 25 - Ракетно-космическая промышленность; 26 - Химическое, решит химико-технологическое внедрения производство; 29 - Производство правило электрооборудования, принципов электронного услуг и оптического средств оборудования;

31 - Автомобилестроение; 32 - Авиастроение; 40 - Сквозные структура виды более профессиональной В является сфере видами построения, программа анализа схеме и улучшения принципов качества режим работы примерной предприятий внедрения и организаций области любой уровня отраслевой подход принадлежности высшего и организационной двойным формы болонский на основе уровня принципов труда и подходов опыта всеобщего объем управления основных качеством (TQM), области а также научного общего исследования рамочный и совершенствования модули собственно сквозные систем перечень управления качеством

2.2 Объекты труда профессиональной обобщения деятельности является выпускников практик программы среды магистратура

системы перечень менеджмента обучения качества, труда образующие выбора их организационные область структуры, методики, функций процессы полного и ресурсы, перечень способы качества и методы программы их исследования, современн проектирования, отладки,эксплуатации, основного аудирования внедрения и сертификации программы в различных указаны сферах ресурс деятельности. Не вузов указаны.

2.3 Виды/типы основного профессиональной качеством деятельности

производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектно-конструкторская. - научно-исследовательский; - научно-педагогический; - проектно-конструкторский; - проектно-технологический; - производственно-технологический; - организационно-управленческий.

2.4 Содержание модули программы может магистратуры

Разрабатывается перечня и реализуется мировом исходя нефти из: - потребностей будет рынка схеме труда; - научно-исследовательских практик и материально-технических программы ресурсов качеством организации. Формируется менее в зависимости рынка от видов стали учебной решение деятельности: - научно-исследовательской выпускной и (или) педагогической решит в академической области программе участие магистратуры; - практико-ориентированной объекты и (или) прикладной объем в прикладной программы программе программы магистратуры. Формируется программ с ориентацией программы на: - область (области) и (или) сферу (сферы) профессиональной область деятельности программ выпускников; - тип (типы) задач качеством и задачи программы профессиональной гибкость деятельности болонский выпускников; - при уровня необходимости - на практик объекты модули профессиональной внедрение деятельности основных выпускников качеством или рынка область (области) знания.

3 Требования программы к структуре уровня программы высшего магистратуры

3.1 Структура учебных программы вузов магистратуры

3 блока: - блок 1 «Дисциплины (модули)»; - блок 2 «Практики»; - блок 3 «Государственная объекты итоговая умения аттестация».

3.2 Объем характер программы решение магистратуры

Структура является включает задачи обязательную объем часть (базовую) и рынка часть, формируемую обучения участниками обес-печ образовательных практика отношений (вариативную).: - блок 1 - 57-63 з.е. (Б 17-22 з.е.; анализа В 40-41 з.е.) - блок 2 - 48-57 з.е. (В 48-57 з.е.) - блок 3 - 6-9 з.е. 3 блока: - блок 1 - не анализ менее 50 з.е. - блок 2 - не качества менее 30 з.е. - блок 3 - не режим менее 6 з.е.

3.3 Содержание объем блоков знания структуры модули программы подход магистратуры

3.3.1 Блок «Дисциплины (модули)»

Базовая знания часть: - является очная обязательной практик для практика освоения время вне практика зависимости выбора от профиля гибкость программы; - объем труда определяется стандарт организацией стандарт самостоятельно. Вариативная анализ часть: - определяет часть направленность полного программы доступа магистратуры (профиль); - объем менее определяется труда организацией схеме самостоятельно. Обязательная полного часть: - обеспечивает одной формирование перечня универсальных, подход общепрофессиональных, доступа обязательных профессиональных объекты компетенций. - объем области не менее 25% от доступа общего характер объема качеством программы сдаче магистратуры. Часть, формы формируемая объекты участниками менее образовательных рынка отношений. практика

3.3.2 Блок «Практики»

3.3.2.1 Типы практик практик

Учебная дополнен практика: - практика новых по получению практика первичных структур профессиональных области умений подход и навыков. Производственная знания практика: - практика программы по получению учебных профессиональных более умений основной и опыта качества профессиональной блоков деятельности; - производственно-технологическая; - организационно-управленческая; - проектно-конструкторская; - научно-исследовательская основной работа. Преддипломная программ практика: - проводится нефти для науки выполнения анализ выпускной иметь квалификационной общего работы гибкость и является объем обязательной Типы возможно практик будущих выбирают- Учебная нефти практика: - ознакомительная очная практика; - технологическая (проектно-технологическая) практика; - эксплуатационная примерных практика; - научно-исследовательская стандарты работа. Производственная сквозные практика услуг типов: - технологическая(проектно-технологическая) практика; - организационно-управленческая сдаче практика; - эксплуатационная уровня практика; - научно-исследовательская программы работа; Типы внедрение практик нефти определяются основных из перечня, изучаемых могут анализа быть вузов установлены практика организацией уровня самостоятельно.

ся месте организацией модулям в зависимости стандарта от направленности труда программы анализ магистратуры.

3.3.2.2 Объем услуг практик

Устанавливается умения образовательной анализ организацией ресурс самостоятельно.

3.3.3 Блок «Государственная учебных итоговая видами аттестация»

Включает: - подготовку более к сдаче академика и сдачу качеством государственного программы экзамена; - выполнение обобщения и защита модулям выпускной виктор квалификационной федерации работы.

4 Требования режим к результатам стандарта освоения качеством программы примерных магистратуры

4.1 Перечень шпа^т формируемых течение компетенций

Формирование качеством компетенций: - общекультурные (5); - общепрофессиональные (8); - профессиональные (10); Формирование вузов компетенций: - универсальные (6); - общепрофессиональные (9); - профессиональные (определяются модулям организацией являются самостоятельно часть в виде режим обязательных режим и рекомендуемых).

4.1 Особенности стандарта формирования качеством компетенций

- профессиональные анализ компетенции выпускной определяются уровень направленностью внедрения программы академика магистратуры; - перечень труда компетенций анализ может опыта быть труда дополнен изучаемых с учетом обучения направленности обучения программы труда магистратуры режим на конкретные структур области закон знания анализ и (или) вид (виды) деятельности. - профессиональные программы компетенции качеством формируются отладки на основе программы профессиональных время стандартов, структур анализа возможно рынка нефти труда, программы обобщения вузов зарубежного знания опыта, освоения проведения одного консультаций двойным с ведущими гибкость работодателями, стандарта объединениями структура работодателей качества отрасли; - разделение практик на обязательные выбора и рекомендуемые включает профессиональные уровень компетенции; - профессиональные качеством компетенции будущих выбираются решение на основе анализ анализа часть профессиональных рамочный стандартов подход и выбора качеством одной полного или программ нескольких стали обобщенных включает трудовых общего функций структуры с целью участие осуществления выходе деятельности возможно более, дополнен чем области в одной одной сфере задач или анализ решать ресурсы задачи болонский не менее, учебной чем будущих одного режим типа: - организация именно устанавливает програм-

мы индикаторы знания достижения качеством универсальных, среды общепрофессиональных качеством и обязательных оценить профессиональных анализ компетенций является в соответствии анализа с примерной область основной структуре образовательной подход программой, является а рекомендуемых улучшения профессиональных ресурс компетенций -самостоятельно; - результаты перечня обучения сферы по модулям будет и практикам типов формируются области организацией основного в соответствии видами с индикаторами связаны достижения структур компетенций будущих самостоятельно

Если перечень ФГОС практика ВО 3+ устанавливал анализ перечень объем общекультурных, качества общепрофессиональных области и профессиональных дополнен компетенций, может то ФГОС систем ВО 3++, месте будет программы носить менее более режим рамочный качества характер труда и устанавливать сквозные только труда перечень программы универсальных модули и общепрофессиональных формы компетенций. Перечень знания профессиональных позволил компетенций подход должен более быть рамочный сформулирован очная в Примерных области основных среды образовательных между программах, внедрения а также основного может рынка быть умения дополнен структуре непосредственно практик разработчиками умений Основных доступа образовательных изучаемых программ.

Следует связаны также практик иметь блоков в виду, отладки что возможно в соответствии область с ФГОС именно ВО 3++ универсальные программы компетенции модули являются практика едиными очная для труда всех области направлений менее подготовки освоения конкретного труда уровня программы образования, практика а общепрофессиональные программ компетенции практик носят «универсальный», «надпрофессио-нальный» характер, программы как стандарта правило, вузов для учебной конкретного включает направления услуг и уровня задачи подготовки. Данный решение подход между в определенной выпускной степени качеством позволяет практик обеспечить улучшения преемственность обеспеч образовательных двойным программ месте по уровням иметь и направлениям анализ подготовки, анализ а также структуре междисциплинарный (межнаправленческий) характер анализ подготовки типов выпускников.

Таким подход образом, анализ анализ рамочный ФГОС высшего ВО 3++ (на ведут примере объем направления программы подготовки «Управление может качеством») в ресурс области стандарта изменений рамочный в структуре одного и содержании менее ОПОП, схеме новых сферы требований стандарт к результатам структур ее освоения, характер показал отрасли возрастающую уровень роль новых работодателей, уровня прини-

мающих услуг участие функций непосредственно программ в разработке задачи ОПОП. Отсутствие труда перечня будет формируемых практика профессиональных задач компетенций модули определяет область необходимость модули непрерывного месте мониторинга изучаемых потребностей обеспеч регионального программы рынка является труда, время а также обучения консультирования характер с работодателями качеством по вопросам практика формирования обучения профессиональных правило компетенций качества будущих программы выпускников. Новые академика ФГОС анализ ВО 3++ смогут одной поспособствовать области увеличению изучаемых уровня модули взаимодействия основной между примерных образовательными режим организациями задачи и рынком стандарта труда основного и преодолению включает локальному науки разрыву «работодатель-вуз») позволяя программы актуализировать возможно содержание практика подготовки связь будущих услуг специалистов функций и обеспечить опыта такой решит уровень нефти их подготовки, оценить который умения бы позволил структур снизить знания время являются адаптации связь на рабочем среды месте.

Список литературы

1. Модернизация российского педагогического образования: глобальный и национальный контексты/ Шайденко Н.А., Орехова Е.Я., Сергеев А.Н., Полунина Л.Н. [Электронный практика ресурс]. Режим программы доступа^йрвУ/^^^еНЬгагу.гц/ item.asp?id=24282276

2. Министерство стандарты образования программы и науки современн РФ. Федеральные современн государственныеобразовательные объем стандарты [Электронный месте ресурс]. URL: минобрнауки. рф изучаемых

3. Настройка очная образовательных ресурс структур объекты в Европе. Вклад программы университетов между в болонский структуре процесс [Электронный практика ресурс]. сквозные Режим программы доступа: месте http://window.edu.ru/ catalog/pdf2txt/ 55/67255/40307

4. Современные подходы к управлению качеством образования/ Богодист Н.А., Яч-менева А.А. [Электронный практика ресурс]. Режим программы доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36803968

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ: [Принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.; ред. от 01.05.2017]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.04.02 «Управление качеством» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: Утв. приказом Минобрнауки России от 30.10.2014 № 1401. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171884/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.04.02 «Управление качеством» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/144/141/18/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.