Научная статья на тему 'Подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в условиях ФГОС'

Подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИТ-ПРОФИЛЬ / ФГОС / FSES / КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / IT-PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Марина Ивановна, Ступина Мария Валерьевна

Проанализирована существующая потребность государства в высокопрофессиональных инженерных кадрах для различных отраслей промышленности и необходимость реорганизации системы технического образования. Обоснована актуальность подготовки кадров по направлениям, связанным с информационными технологиями. Выделены нормативно-правовые документы, регламентирующие подготовку будущих инженеров ИТпрофиля. Сформулированы причины перехода на стандарты нового поколения, а также на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии» проведен сравнительный анализ ФГОС 3 и ФГОС 3+, рассмотрена структура основной образовательной программы. Сделаны выводы о расширении свободы вузов в части формирования основных образовательных программ, определены ограничения в соответствии с диверсификацией запросов региональных рынков труда. С целью снижения издержек по переподготовке и повышению квалификации инженерных кадров предложено использование в учебном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Марина Ивановна, Ступина Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTIVE IT-ENGINEERS TRAINING IN FSES CONDITIONS

The existing state need of highly professional engineers for industry, which is the reason of changes in the engineering education, was analyzed. The relevance of the choice of information technologies specialties for consideration was caused. Legal documents, which are governing the prospective IT-engineers training, were considered. Reasons of transition to the new generation of educational standards were formulated. The comparative analysis of FSES 3 and FSES 3+ using “information systems and technologies” specialty as an example was performed, the structure of basic educational program was considered. The conclusion is drawn about the expansion of universities’ freedom in the educational program organization and restrictions in the connection with diversification of regional requests of labor markets were determined. The use of the e-learning and distance education technologies to the decrease of costs of engineers’ retraining was offered.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в условиях ФГОС»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-18-26

УДК 378 ББК 74.480.2

М.И. Коваленко

(Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия) М.В. Ступина

(Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ИТ-ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Проанализирована существующая потребность государства в высокопрофессиональных инженерных кадрах для различных отраслей промышленности и необходимость реорганизации системы технического образования. Обоснована актуальность подготовки кадров по направлениям, связанным с информационными технологиями. Выделены нормативно-правовые документы, регламентирующие подготовку будущих инженеров ИТ-профиля. Сформулированы причины перехода на стандарты нового поколения, а также на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии» проведен сравнительный анализ ФГОС 3 и ФГОС 3+, рассмотрена структура основной образовательной программы. Сделаны выводы о расширении свободы вузов в части формирования основных образовательных программ, определены ограничения в соответствии с диверсификацией запросов региональных рынков труда. С целью снижения издержек по переподготовке и повышению квалификации инженерных кадров предложено использование в учебном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: техническое образование, промышленность, инженер, информационные технологии, ит-профиль, ФГОС, компетентностый подход.

M.I. Kovalenko

(Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia) M.V. Stupina

(Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia)

THE PROSPECTIVE IT-ENGINEERS TRAINING IN FSES CONDITIONS

The existing state need of highly professional engineersfor industry, which is the reason of changes in the engineering education, was analyzed. The relevance of the choice of information technologies ro specialties for consideration was caused. Legal documents, which are governing the prospective | IT-engineers training, were considered. Reasons of transition to the new generation of educational £ standards were formulated. The comparative analysis of FSES 3 and FSES 3+ using "information m systems and technologies" specialty as an example was performed, the structure of basic educational ^ program was considered. The conclusion is drawn about the expansion of universities' freedom § in the educational program organization and restrictions in the connection with diversification of ® regional requests oflabor markets were determined. The use of the e-learning and distance education g technologies to the decrease of costs of engineers ' retraining was offered.

^ Keywords: engineering education, industry, engineer, information technologies, it-profile, s FSES, competence approach.

Перед Россией стоят глобальные задачи, связанные с интеграцией страны в мировое экономическое пространство, формированием благоприятного инвестиционного климата, разработкой и применением передовых промышленных технологий в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [4]. Реализовать данные задачи способны, прежде всего, инженеры, процесс подготовки которых является основой кадрового обеспечения развития реального сектора экономики и государства в целом.

В качестве платформы развития множества других технологических направлений (автоматизация, роботизация и биотехнологии, разработки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, космические исследования, управление дорожным движением, логистикой и др.), на первый план сегодня выходят информационные технологии (ИТ). Тенденция использования ИТ определена процессами информатизации общества как «глобального социального процесса, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена» [9]. В то же время, использование ИТ позволяет автоматизировать производственные процессы, обеспечить гибкость и мобильность управления производством, выполнить комплекс мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов предприятия и т.д. Повсеместное внедрение на современное производство ИТ является одним из факторов, обеспечивающих устойчивость и конкурентноспособность предприятия в условиях рыночной экономики.

Потребность в технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также проблема существующего кадрового дефицита на предприятиях определяет необходимость изменений системы инженерного образования с целью подготовки высококвалифицированных специалистов ИТ-профиля для различных отраслей промышленности.

В целях повышения престижа инженерной профессии было выделено дополнительное финансирование утвержденных Правительством РФ специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики [8]. В данном перечне были отмечены инженерные специальности, среди которых выделены и ИТ-направления (информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии, прикладная информатика, программная инженерия, прикладная математика, информационная безопасность, компьютерная безопасность и др.), в соответствии с чем сегодня в образовательных организациях, в том числе, и высшего образования, широкое распространение получили направления по подготовке инженерных кадров в области ИТ, ориентированных на создание, внедрение современных информационных систем, программно-аппаратных средств вычислительной техники, средств автоматизации приборов и систем управления, ориентации, стабилизации, навигации и др. При этом, подготовка таких кадров, базирующаяся на актуальных требованиях ИТ-индустрии как одной из самых динамично развивающихся отраслей как в России, так и мире, должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими образовательный процесс, в частности, федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Участие России в построении единого общеевропейского образовательного

о о

х

к ^

со

о Ц

о

к с;

о

С

со

0 ф

1

ф

ю

со о

о с

пространства, а также осуществление комплекса мероприятий по реализации положений Болонской декларации в рамках интеграции России в Болонский процесс [6] обусловило переход на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО), ключевыми особенностями которых стали введение зачетных единиц, модульная организация системы обучения и компетентностная направленность. В рамках данной модели произошло смещение акцентов с содержания образования (в виде знаний, умений и навыков) на результаты обучения в форме множества получаемых компетенций. При этом знания, умения и навыки как результаты обучения, не отрицаются, но в совокупности с личностными качествами (целеустремленность, инициативность, ответственность и др.) и социальной адаптацией (умением работать как самостоятельно, так и в коллективе), призваны научить будущего выпускника самостоятельно мыслить и подготовить его к квалифицированному решению стоящих перед ним профессиональных задач. Следовательно, внедрение стандартов третьего поколения определило необходимость изменения содержания подготовки инженерных кадров, подходов к поиску специфических форм организации учебного процесса в условиях реализации самостоятельной работы студентов, а также пересмотра учебно-методического и организационно-технического обеспечения учебного процесса.

Помимо этого, в сентябре 2013 года в силу вступил новый Федеральный закон (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» [1], целью которого являлось

го

| не только определение правил для всех ^ участников образовательного процесса ^ и описание системы образования, но и 2 формирование основ для ее дальнейше-§ го развития. Возникшая необходимость ® установления соответствия ФЗ «Об об-§ разовании в Российской Федерации» и ^ нормативам документов, регламентиру-2 ющих образовательный процесс, потре-

бовала актуализации образовательных стандартов (ФГОС ВО или ФГОС 3+). Таким образом, действующая на сегодняшний день новая редакция ФГОС с одной стороны, направлена на адаптацию направлений подготовки к требованиям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с другой - на формирование перспектив развития государственного регулирования содержания программ ВО - ФГОС-4, ориентированных на укрупненные группы направлений и специальностей (УГНС) согласно введенному в 2013 году новому Перечню направлений подготовки высшего образования [5], профессиональные стандарты (ПС) и сопоставимость с международным стандартом, а также единые подходы к формулированию компетенций (универсальных - для каждого образовательного уровня, общепрофессиональных - для каждой УГСН, профессиональных - с учетом положений ПС и требований работодателей) и др. Кроме того, введение редакции ФГОС 3+ обусловлено необходимостью устранить большую часть недостатков ФГОС ВПО, сдерживающих внедрение кредитно-модульной системы обучения в российских вузах и реализацию компетентностной составляющей образовательных программ [3], а именно:

1) отсутствие единых методологических принципов формирования перечня компетенций при разработке ФГОС (отсутствие единообразия по формулировкам компетенций в рамках одной укрупненной группы направлений подготовки (УГН);

2) избыточность и неструктурированность перечня профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности;

3) слабая корреляция в рамках ФГОС ВО результатов обучения по отдельным элементам ООП (циклам, разделам) с набором заданных компетенций;

4) «горизонтальная» структура ООП, объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах (з.е.), не позволя-

ющая вузам проектировать «вертикальные» элементы образовательных программ и реализовать программу в модульном формате. В рамках проводимого исследования процесс подготовки будущих инженеров ИТ-профиля был рассмотрен на примере направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии», что обусловлено возможностью реализации программ различного профиля с целью подготовки выпускников к деятельности в прикладных областях в соответствии с потребностями регионального рынка труда:

машиностроение, приборостроение, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, энергетика, ядерная энергетика, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации и др. [7].

Сравнительный анализ реализации программ бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС ВО на примере направления «Информационные системы и технологии» приведен в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ ФГОС ВПО и ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»

ФГОС ВПО (ФГОС 3) ФГОС ВО (ФГОС 3+)

Характеристика направления подготовки

указаны: 1) срок получения образования по программы бакалавриата - 4 года; 2) объем программы бакалавриата - 240 з.е.

1) указаны формы обучения (очная и очно-заочная), сроки получения образования по программе бакалавриата в очной, очно-заочной формах обучениях и при обучении по индивидуальному учебному плану; 2) предусмотрено использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы обучения

Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата

1) обозначены объекты профессиональной деятельности: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем

в различных прикладных областях;

2) выделены виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторская; проектно-технологическая; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; инновационная; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная;

3) определены профессиональные задачи в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата

выделены академическая и прикладная программы бакалавриата в зависимости от видов учебной деятельности

о о

х

к ^

со

о Ц

о

к

с; -&

о а. с

со

0 а. <и

1

ю

со о

о с

го

I

н

О

т

<и ц

го ш о

ФГОС ВПО (ФГОС 3) ФГОС ВО (ФГОС 3+)

Требования к результатам освоения программы бакалавриата

формирование компетенций (47): 1) общекультурных компетенций (ОК) - 13; 2) профессиональных компетенций (ПК) - 34 формирование компетенций (54): 1) общекультурных компетенций (ОК) - 11; 2) профессиональных компетенций (ПК) - 37; 3) общепрофессиональных компетенций (ОПК), составляющих «ядро» направления подготовки - 6: обозначена возможность дополнения набора компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области и устанавливать образовательным организациям требования по отдельным дисциплинам (модулям) самостоятельно с учетом требований ООП

Требования к структуре программы бакалавриата

1) предусмотрено изучение учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; профессиональный цикл; 2) определены: трудоемкость учебных циклов; формируемые знания, умения, навыки; перечень дисциплин для разработки примерных программ; коды формируемых компетенций; общая трудоемкость программы определена структура программы бакалавриата с наименованием учебных блоков (дисциплины (модули), практики, государственная итоговая аттестация), объемом программы бакалавриата

присутствует базовая (обязательная) и вариативная (профильная), устанавливаемая вузом, части программы

1) базовая (обязательная) и вариативная (профильная) части являются частью учебного цикла; 2) определены формируемые знания, умения и навыки в результате изучения базовой части учебного цикла; 3) вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) 1) набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы определяется вузом самостоятельно в заданном ФГОС объеме; 2) вариативная часть программы и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата; 3) программа прикладного бакалавриата отличается от академической увеличением времени, отводимым на практику (учебная, производственная, в том числе преддипломная: 18-27/12-18

Требования к реализации программы бакалавриата

1) отмечена необходимость широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в рамках реализации компетентностного подхода; 1) зафиксирована необходимость обеспечения доступа каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде как на территории организации, так и вне ее при наличии доступа

ФГОС ВПО (ФГОС 3) ФГОС ВО (ФГОС 3+)

2) выделен ряд дисциплин, включающих в себя лабораторные практикумы и практические занятия; 3) конечные результаты обучения должны быть сформулированы в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями; 4) детализированы максимальные объемы учебных занятий (не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы; не более 27 академических часов в неделю аудиторных занятий) к сети «Интернет»; представлены требования к электронной информационно-образовательной среде; 2) количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию блока дисциплин (модулей)

систематизированы требования к объему занятий, материально-техническому и учебно-методическому оснащению, кадровым условиям реализации программа бакалавриата и др.

Проведенный анализ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии») показал, что новая редакция ФГОС 3+ предусматривает расширение свободы вузов в самостоятельном формировании образовательных программ, выборе содержания, форм и методов обучения, что связано с необходимостью подготовки инженерных кадров, ориентированных на прикладные, технологические виды деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда, т.е. «конкретных предприятий, организаций, фирм реального сектора региональной экономики, являющихся заказчиками подготовки специалистов данного профиля» [2]. Помимо этого, следует отметить, что подготовка будущих бакалавров информационных систем в условиях реализации ФГОС ВО, а также в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ориентирована на обеспечение условий для непрерывного образования за счет параллельного освоения ООП с учетом уже имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности.

Рассмотренная также в ходе исследования приведенная во ФГОС ВО структура программы бакалавриата по направлению «Информационные системы

и технологии» (таблица 2), позволила выявить следующие особенности:

1) в структуре программы отсутствуют учебные циклы, примерный перечень дисциплин для разработки (в отличие от предыдущей редакции), что позволяет, с одной стороны, осуществлять многопрофильную подготовку с ориентацией на отраслевую специфику предприятий региона, с другой - определяет необходимость адаптации имеющегося опыта обучения по ФГОС ВПО;

2) структура программы бакалавриата включает в себя обязательную (базовую) часть, дисциплины (модули), в рамках которой изучаются, независимо от профиля программы, а также вариативную, определяющую направленность (профиль) программы в рамках одного направления подготовки;

3) объем программы бакалавриата (как прикладной, так и академической) вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий составляет 240 зачетных единиц (з.е.);

4) разделение образовательных программ на программы прикладного бакалавриата и программы академи-

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

к ^

со

о Ц

о

к

с; -&

о а с

со

0

а ф

1

ф

ю

со о

о с

ческого бакалавриата в соответствии с выбранным разработчиками программы основным видом профессиональной деятельности выпускников: прикладную программу бакалавриата отличает от академической увеличение трудоемкости практической

Таблица 2. Структура программы 09.03.02 «Информационные

подготовки (учебной, производственной, в том числе, преддипломной, практики,) до 27 з.е., в связи с необходимостью приобретения обучающимися навыков эксплуатации современного оборудования и применения новых технологий.

бакалавриата по направлению

системы и технологии»

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

программа академического бакалавриата программа прикладного бакалавриата

блок 1 дисциплины (модули) 216-219 207-213

базовая часть 105-120 96-114

вариативная часть 99-111 99-111

блок 2 практики 12-18 18-27

вариативная часть 12-18 18-27

блок 3 государственная итоговая аттестация 6-9 6-9

базовая часть 6-9 6-9

объем программы бакалавриата 240 240

го

I

н

О

т

<и ц

го ш о

Таким образом, можно констатировать имеющуюся на сегодняшний день потребность государства в высококвалифицированных инженерных кадрах (в частности, для ИТ-отрасли), способных выполнять работы по созданию, внедрению и сопровождению информационных систем, автоматизирующих процессы на высокотехнологическом производстве. Решением проблемы недостатка кадров, ориентированных на прикладные, практико-ориентирован-ные виды деятельности является реализация программ прикладного бакалавриата. Однако, существующая проблема отдаленности профессионального образования от реального производства требует смещения акцентов в пользу практических занятий, привлечения специалистов со сторонних предприятий и создания базовых кафедр в рамках стратегического партнерства вуза и работодателей региона.

В то же время, подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в современных условиях требует учета потребностей работодателей регионов за счет выделения из указанных во ФГОС основных видов и задач профессиональной деятельности, к выполнению которых готовится выпускник программы бакалавриата, уточнения содержания обучения и определения специальных знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных задач на предприятиях региона как компонентов профессиональных компетенций. Однако, подобная гибкость образовательных программ определяет и некоторые ограничения, связанные с проблемой востребованности специалистов узкого профиля в других субъектах Российской Федерации в связи с диверсификацией запросов региональных рынков труда. Одной из возможных практических мер, позволяющей адаптировать выпускника к будущей профессиональной деятель-

ности в соответствии с потребностями любого субъекта РФ, свести к минимуму несоответствие требований работодателей к результатам освоения программы бакалавриата, а также снизить издержки по повышению квалификации или переподготовки на рабочем месте, является использование современных средств и технологий обучения, в частности, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Библиографический список:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) « от 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Министерство образования и науки Российской Федерации.

2. Нормативно-методические рекомендации по разработке и реализации основных образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата, предусматривающих присвоение выпускникам квалификации «прикладной бакалавр» // Южноуральский государственный университет. Учебно-методическое управление // [Электронный ресурс]: www. umu.susu.ru.

3. О разработке и реализации программ высшего образования на основе ФГОС ВО. Состояние нормативного и методического обеспечения // Казанский федеральный университет // [Электронный ресурс]: www.kpfu.ru

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повы-

шение ее конкурентоспособности» от 15 апреля 2014 г. № 328 // Информационно-правовой портал Гарант.ру.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Ми-нобрнауки России) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. №1061 // Российская газета. 2013 г.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» от 15.02.2005 № 40 // [Электронный ресурс]: www.edu.ru.

7. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата)» от 12.03.2015 № 219 // Кон-сультантПлюс. 2015 г.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» от 6.01.2015 № 7-р // Правительство России. 2015 г.

9. Роберт И.В, Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. -М.: ИИО РАО, 2009.

Поступила 12.05.16

о о

X к

S

ш

о ц

о

к с;

s -&

о а с

Об авторах:

Коваленко Марина Ивановна, профессор кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Мильчакова, д. 8а), профессор, доктор педагогических наук, kovalenko_marina@mail.ru

Ступина Мария Валерьевна, старший преподаватель кафедры информационных технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» (Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1), masamvs@bk.ru

ш

0

а ф

1

ф

ю

ш

о

о IZ

Для цитирования: Коваленко М.И., Ступина М.В. Подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в условиях ФГОС // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 18-26. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-18-26

References:

1. Law of the Russian Federation "On education in the Russian Federation" of 21 December 2012, N 273-FZ. [in Russian]

2. Norms and methodological recommendations on developing major educational programs of higher education, Bachelor level, to award "Applied Bachelor" degree. South Ural State University // [Electronic resource]: www.umu.susu.ru. [in Russian]

3. On developing and implementing the FSES HEprograms. State of norm s and methodological support. Kazan State University // [Electronic resource]: www.kpfu.ru [in Russian]

4. Act of the RF Government @On approval of the state program of the Russian Federation "Development of industry and improvement of its marketability". 15 April 2014. N328. Informattsionno-pravovoi portal Garant.ru [in Russian]

5. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On approval of list of specialist and Bachelor programs of higher education". 12 September 2013, N1061. Rossiskaia gazeta. 2013. [in Russian]

6. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On realization of Bologna Declaration issues in the system of higher professional education". 15.02.2005, N40 // [Electronic resource]: www.edu.ru [in Russian]

7. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On approval of Federal State Educational Standard in program 09.03.02 Information systems and technologies (Bachelor level)". 12.03.2015, N40. KonsultantPlus [in Russian]

8. Act of the Government of the Russian Federation "List of specialist and Bachelor programs of higher education pertaining to the priority areas of modernization and technological development of the Russian economy". 6.01.2015, N7-r. Pravitelstvo Rossii [in Russian]

9. Robert I.V., Lavina T.A. Explanatory dictionary of conceptual terms in informatization of education. M.: IIO RAO, 2009. [in Russian]

About the authors:

Kovalenko Marina Ivanovna, Professor, Department of Information Technologies and Computer Science Teaching Methodology, Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don, Milchakova str., 8A), Professor, Doctor of Sciences (Education), kovalenko_marina@mail.ru

Stupina Maria Valerievna, Senior lecturer, Department of Information Technologies, Don State Technical University (Russia, Rostov-on-don, Gagarina square, 1), masamvs@bk.ru

For citation: Kovalenko M.I., Stupina M.V. The prospective IT-engineers training in FSES conditions // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. P. 18-26. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-18-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.