Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях на примере проекта «Золотое педагогическое кольцо»'

Организация проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях на примере проекта «Золотое педагогическое кольцо» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детство / дошкольное образование / воспитание / развитие / инновационный подход / проектная деятельность / обучение / игра / творчество / childhood / preschool education / upbringing / development / innovative approach / project activities / learning / play / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Лариса Леонидовна, Степанова Мария Викторовна

Актуальность. Проектная деятельность в детском саду – актуальное направление, соответствующее современным образовательным стандартам и способствующее всестороннему развитию детей. Этот вид деятельности направлен на развитие творческих способностей, критического мышления, умения анализировать информацию и взаимодействовать со сверстниками. Проектная деятельность в детском саду открывает широкие возможности для развития личности ребенка, помогает детям стать более самостоятельными, уверенными в себе и готовыми к решению сложных задач. Цель. Разработать и интегрировать в воспитательно-образовательный процесс серию мероприятий по культурному наследию, направленных на развитие детей раннего и дошкольного возраста. Выборка. В проекте «Золотое педагогическое кольцо», который продолжался в течение 19 месяцев, приняли участие 386 детей в возрасте от 2 до 7 лет из 24 групп раннего и дошкольного возраста детских садов АНО ДОО «МИР ДЕТСТВА». Рабочая группа проводила наблюдения до начала проекта и в процессе его внедрения. Были составлены и проанализированы более 400 протоколов наблюдений и анализа мероприятий, проводимых с детьми и педагогами. Методы. Основным методом исследования стали наблюдения за детьми и педагогами, которые проводились по методикам Н.А. Коротковой, П.Г. Нежновой, Л.С. Вакуленко, А.К. Золотовой, Е.В. Шакировой, Ю.А. Афонкиной и др. Для анализа занятий и других мероприятий использовалась разработки Н.Н. Гладышевой, А.А. Бойко, Н.С. Астафьевой и др. Также применялись SWOT-анализ, анализ Парето, показатели Key Performance Indicators (KPI), «Дерево причин и следствий» (ИСХРА). Результаты. Были разработаны более 150 авторских занятий и других методик, наглядно-дидактический материал (50 пособий). Также сформирована картотека литературы, включающая более 50 наименований. Для детей организованы и проведены более 200 мероприятий в 7 дошкольных учреждениях. В рамках работы с детьми организованы выставки творчества в каждом филиале, на которых были представлены рисунки, поделки, скульптуры, творческие панно из бумаги и другие творческие фантазии детей. Всего были проведены более 20 таких выставок. Также организованы более 25 мероприятий с родителями воспитанников. Для мини-музея разработаны 7 интересных программ. Выводы. Уникальный сетевой проект «Золотое педагогическое кольцо» является значимой инициативой, способствующей развитию детей и пробуждению их интереса к культурному наследию народов России. Методический материал может быть использован в российских дошкольных образовательных организациях и легко адаптирован под основную образовательную программу учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Лариса Леонидовна, Степанова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of project activities in preschool educational institutions on the example of the Golden Pedagogical Ring project

Background. Project activities in kindergarten are an urgent area that meets modern educational standards and contributes to the comprehensive development of children. This type of activity is aimed at developing creative abilities, critical thinking, the ability to analyze information and interact with peers. Project activities in kindergarten opens up broad opportunities for the development of a child’s personality, helps children become more independent, self-confident and ready to solve complex problems. Objective. To develop and integrate into the educational process a series of cultural heritage events aimed at the development of children of early and preschool age. Sampling. The Golden Pedagogical Ring project, which lasted for 19 months, involved 386 children aged 2 to 7 years fr om 24 early and preschool age groups of kindergartens of Autonomous Non-Commercial Organization Preschool Educational Organization “MIR DETSTVA”. The working group conducted observations before the start of the project and during its implementation. More than 400 protocols of observations and analysis of activities conducted with children and teachers were compiled and analyzed. Methods. The main research method was the observation of children and teachers, which were carried out according to the methods of N.A. Korotkova, P.G. Nezhnova, L.S. Vakulenko, A.K. Zolotova, E.V. Shakirova, Yu.A. Afonkina, etc. For the analysis of classes and other events, the developments of N.N. Gladysheva, A.A. Boyko, N.S. Astafieva and others were used. SWOT analysis, Pareto analysis, Key Performance Indicators (KPI), “Cause and Effect Tree“ were also used. Results. More than 150 author’s classes and other methods, visual and didactic material (50 manuals) were developed. A card index of literature was also formed, including more than 50 titles. More than 200 events have been organized and conducted for children in 7 preschool institutions. As part of the work with children, exhibitions of creativity were organized in each branch, wh ere drawings, crafts, sculptures, creative paper panels and other creative fantasies of children were presented. In total, more than 20 such exhibitions were held. There are also more than 25 events organized with the parents of the pupils. 7 interesting programs have been developed for the mini-museum. Conclusions. The unique network project “Golden Pedagogical Ring” is a significant initiative that promotes the development of children and awakens their interest in the cultural heritage of the peoples of Russia. The methodological material can be used in Russian preschool educational organizations and is easily adapted to the main educational program of the institution.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях на примере проекта «Золотое педагогическое кольцо»»

����������� ��������� ������������

� ���������� ���������������

����������� �� ������� �������

�������� �������������� �������

�.�. ��������, �.�. ��������� .

��� ��� ������ �������� ����� ���� ��������, ������, ���������� ���������

. gerasinamv@mail.ru

������

������������. ��������� ������������ � ������� ���� � ���������� �����������, �����������-

���� ����������� ��������������� ���������� � �������������� ������������� �������� ��-

���. ���� ��� ������������ ��������� �� �������� ���������� ������������, ������������ ���-

�����, ������ ������������� ���������� � ����������������� �� ������������. ���������

������������ � ������� ���� ��������� ������� ����������� ��� �������� �������� �������,

�������� ����� ����� ����� ����������������, ���������� � ���� � �������� � ������� ����-

��� �����.

����. ����������� � ������������� � �������������-��������������� ������� ����� ��������-

��� �� ����������� ��������, ������������ �� �������� ����� ������� � ����������� ��������.

�������. � ������� �������� �������������� �������, ������� ����������� � ������� 19 ����-

���, ������� ������� 386 ����� � �������� �� 2 �� 7 ��� �� 24 ����� ������� � ����������� ���-

����� ������� ����� ��� ��� ���� ��������. ������� ������ ��������� ���������� �� ������

������� � � �������� ��� ���������. ���� ���������� � ���������������� ����� 400 ����������

���������� � ������� �����������, ���������� � ������ � ����������.

������. �������� ������� ������������ ����� ���������� �� ������ � ����������, ����-

��� ����������� �� ��������� �.�. ����������, �.�. ��������, �.�. ���������, �.�. ���������,

�.�. ���������, �.�. ��������� � ��. ��� ������� ������� � ������ ����������� ����������-

���� ���������� �.�. ����������, �.�. �����, �.�. ���������� � ��. ����� ����������� SWOT-

������, ������ ������, ���������� Key Performance Indicators (KPI), ������� ������ � ����������

(�����).

����������. ���� ����������� ����� 150 ��������� ������� � ������ �������, ��������-�����-

�������� �������� (50 �������). ����� ������������ ��������� ����������, ���������� �����

50 ������������. ��� ����� ������������ � ��������� ����� 200 ����������� � 7 ����������

�����������. � ������ ������ � ������ ������������ �������� ���������� � ������ �����-

��, �� ������� ���� ������������ �������, �������, ����������, ���������� ����� �� ����-

�� � ������ ���������� �������� �����. ����� ���� ��������� ����� 20 ����� ��������. �����

������������ ����� 25 ����������� � ���������� �������������. ��� ����-����� �����������

7 ���������� ��������.

������. ���������� ������� ������ �������� �������������� ������� �������� �������� ���-

��������, �������������� �������� ����� � ����������� �� �������� � ����������� �����-

��� ������� ������. ������������ �������� ����� ���� ����������� � ���������� ����������

��������������� ������������ � ����� ����������� ��� �������� ��������������� ���������

����������.

��� �����������: ��������, �.�., ���������, �.�. (2024). ����������� ��������� ������������ � �������-

��� ��������������� ����������� �� ������� ������� �������� �������������� �������. �����������

���������� �����������, 18(3), 58�72. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-58-72

� ��������, �.�., ���������, �.�., 2024

�������� �����:

�������, ����������

�����������,

����������, ��������,

������������� ������,

��������� ������������,

��������, ����,

����������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-58-72

���/UDC 373.2

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

58

Organization of project activities in preschool

educational institutions on the example

of the Golden Pedagogical Ring project

Larisa L. Shevchenko, Maria V. Stepanova .

Children�s Development Center �MIR DETSTVA�, Moscow, Russian Federation

. gerasinamv@mail.ru

Abstract

Background. Project activities in kindergarten are an urgent area that meets modern educational standards

and contributes to the comprehensive development of children. This type of activity is aimed at

developing creative abilities, critical thinking, the ability to analyze information and interact with peers.

Project activities in kindergarten opens up broad opportunities for the development of a child�s personality,

helps children become more independent, self-confident and ready to solve complex problems.

Objective. To develop and integrate into the educational process a series of cultural heritage events

aimed at the development of children of early and preschool age.

Sampling. The Golden Pedagogical Ring project, which lasted for 19 months, involved 386 children aged

2 to 7 years from 24 early and preschool age groups of kindergartens of Autonomous Non-Commercial

Organization Preschool Educational Organization �MIR DETSTVA�. The working group conducted observations

before the start of the project and during its implementation. More than 400 protocols of observations

and analysis of activities conducted with children and teachers were compiled and analyzed.

Methods. The main research method was the observation of children and teachers, which were carried

out according to the methods of N.A. Korotkova, P.G. Nezhnova, L.S. Vakulenko, A.K. Zolotova, E.V. Shakirova,

Yu.A. Afonkina, etc. For the analysis of classes and other events, the developments of N.N. Gladysheva,

A.A. Boyko, N.S. Astafieva and others were used. SWOT analysis, Pareto analysis, Key Performance

Indicators (KPI), � Cause and Effect Tree � were also used.

Results. More than 150 author�s classes and other methods, visual and didactic material (50 manuals)

were developed. A card index of literature was also formed, including more than 50 titles. More than 200

events have been organized and conducted for children in 7 preschool institutions. As part of the work

with children, exhibitions of creativity were organized in each branch, where drawings, crafts, sculptures,

creative paper panels and other creative fantasies of children were presented. In total, more than 20

such exhibitions were held. There are also more than 25 events organized with the parents of the pupils.

7 interesting programs have been developed for the mini-museum.

Conclusions. The unique network project �Golden Pedagogical Ring� is a significant initiative that promotes

the development of children and awakens their interest in the cultural heritage of the peoples

of Russia. The methodological material can be used in Russian preschool educational organizations and is

easily adapted to the main educational program of the institution.

For citation: Shevchenko, L.L., Stepanova, M.V. (2024). Organization of project activities in preschool

educational institutions on the example of the Golden Pedagogical Ring project. Preschool Education Today,

18(3), 58�72. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-58-72

� Shevchenko, L.L., Stepanova, M.V., 2024

Keywords:

childhood, preschool

education, upbringing,

development, innovative

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

approach, project

activities, learning, play,

creativity

��������: �����������

� ��������� ������� �����

����������� ��������

������� � ������ ���� � ����� ��������, �����-

������������ �������� ���������, ���������

� ������������� ��������. ���� ������ �����

�������� �������� ��� ������������ ��������-

��� ��������, ������ ������������� ����������-

�� ��� �������������� ��������. �.�. ���������

� ������ ��������������� ����������� (���������,

1999) ������������� �������� ����� ��� ���-

���� ������� ��� ��������� ��������� �����.

���������� ���������� ������� ������������

�������� �������������� � ���������� �����,

��������� ������ ����� � �����������, ��� ���-

��������� ������������ ����������� � ���� � ��-

����� � ����������� ����.

� ������� ������������� ������� �������-

������� ��������, ����������� �������������-

��� ������� �� ���, ��������� ��������������

������ � �������� ���������� ����� �� ����-

���� ��������� ���������� �������� ��������

���������, ���� � ������� ���������, ��������

� ������ ��������������� �����. � ���������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

59

����������� ��������� �������� �������� � ��-

��������� ������ � �������� ���������� ����-

��� ��� ������������� ����� ������� �������-

���� ������ ������������. ������ �������������

�������� ��������, ����� ��� �.�. ������������,

�.�. ���������, �.�. ��������, �������������

�������� �� ������������� �������� ��������-

����� ������� ��� ������������ ���������� ��-

������ ����� ����������� �������, ��������������

��� ���������� ������������ � ����, ��������, ��-

����� � ��������������. �.�. ������������ ��-

���: �������� � ��������� ������ ������������

�����, �� ���������� � ������� �����, � �����-

����, �����, ����������, ������������ �����.

� �� ����, ��� ������ �������, ��� ��� ������� ��

���� � ������� ����, ��� ����� � ��� ����� � ���-

��� �� ����������� ����, � �� ����� � ��������

������� �������, ����� ��������� ������ �����-

������ ������ (������������, 1983, �. 318).

����� �������, ���������� �������� �����, ��-

������ ����������� ���������-�������������-

��� �����, ����������� �������������� �����-

������ �������� � �������������, ��������

����������� �������� ������������ ������������

� ����������� �������� �������. ������-

��������� ������� ������ ���� ����������� ���,

����� ������� ������� ������������ �� ��������

����������� ����, ��� ��������� ����������,

���������� � �����������������.

����������� ������������ � ������� �����-

����, ���������� � ���������� �������� ������-

����, ��� ������ �������������, ������������

���������� ������������ ������� �������� ���-

���������� ������� ��� ������������ ������

����������� �������, ������������� �������

�������� � �������� �����������, �����������

��� ���������� �������� �������������� ���-

�����.

�������� �. ������� ������, ��� ����� ������

���������� � ������� � ��� ����� (Erikson, 1970).

�������������, � ������� ����� �������� ��� ��-

����������, � ������ ������� ���������� ����-

���� ������ ��������: �������, ��������� � ��-

�����.

������� � ��������� ���������� ��������,

���� �������, �������, ������, ������� ������-

���� �� ��������� � ���������. ������� ����-

���� ������� ������ ���� ����� � ����, �������

�������� � ��������� � �������� ����� ����-

��. ���������� � ����������� ��������� ����� �

��� ������������� � ������� �������, � �������

����� �������� �������� �������� � ���������-

��� ���������� ���������. ����� �������� � ����

������� ���������� �������� ������, ��� ��� ���

�������� ����������� ������������ �������-

����� � ��������� ���������� ������������. ���-

������� ����� ������� �������������� �������

���������� � �����������. ��������, �.�. ����-

���� �������, ��� ��������� ��������� �����-

����� �������� ���������� � ������� ��������

� ����������� �������� � �������� ������ ����-

���� (��������, 1959).

����� ������� ���������� � �������� �����-

�� ������ � ����� ������� �.�. ��������. ������-

�� ��� ������, ���������� � ����������� ����-

�� ���� ������������� �� �������� ����������

�������� �������, ������������ �� ������ ����-

������ �������� � ��������� ������, � ������

������������ ���������������� ������� �����-

��. ���������-���������� ���������� ������-

������ ������������ � ������� ������� ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������, �������� ����������� �����,

�������� � ������� � �������� ����� ������.

�.�. �������� ������, ��� ����������� � ������-

�� ������ ���� ���������� ���� ����� ��������

� �������� ��� �������, �������� ����������

���������� �������� �������� � �������� ����-

���� (��������, 1950).

������ ������� ����������� �.�. ��������.

�� �����: �������� �� ��������� ���������� ��-

����������� ������������ ������������. ��-

�������� ���������� ��������� ��������� ��

� ���, �� � ��� ��������� ��������, � � �������-

��� ��� ���� ��������� �����������-������������

�������� � � �����, � ����� � ������������ ������,

� �������� ���������. ������ ���������� ��� �����-

�����, ������� ����������� �������� ������������

�������� � ������������ (��������, 2001).

� � ��������� ����� ���� ������� �� �������

������������ � ���, ��������, 2022 ��� ��� ���-

����� ����������� �������� ������� ������.

��������� �� �������� ����� �� ����������-

��� ��������, ����������� 1160-����� �������-

��� ���������� �����������������, ������: ���

������������ ������� � ����� ����� � ��������,

��� ������� �� ������ ������, �� � �������� ���-

������� �������� �������, ��� �� ������ �� ���

����� ������������ ��������������� �� ������,

�� ��, ����� �������� � �������� ���� ��������

������, ���� ������� ������. ������ �������-

��� ��������� ��� ����� ������ ��� ��� �����

��������� ��������������� � ������ ��������-

�������� (������������� �������.., 2022).

��������� ��� ������� � ��� ��, ��� �������-

��� ������ ���� �������: �����, ������, �������

���, ����� � ������. �������� ������ ������� ��-

���� ��������� ���� � ������������ ��� �����-

�����, ���� ��� �������� ��� ��������� �������-

��, ������������ � ��������� ���������. �� ���

�������, ����� ����� ��������� �������, � ��� ��

����� ������� ���� � ����.

� ������������ � ������������� �� ��������-

��� ���� �������� ���������, � ��������� �����

�������� ��� �������: ���� ���������� ��������

(���) � ������������ ������� ���������� (���).

���� ���������� �������� (���) ��������-

���� ���������� ����� ���, ��� ������� �����

������ ��������������, � ���, ��� �� ����� ���-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

60

���� � ������� ���������. �.�. ��������� ������,

��� ��� �������� ���������� �������������� ���-

�����, ��� ������� ����� ������� ����� ������

� �������, ���� �� �������� ��������� � ��-

���� �� �������� ��� ����� ������� �����������

(���������, 1967).

���� � ���� ��������� ������������ �������

� ��������� � ������������ ������� ����������

������ � ������ ��������� �������� ��������,

��������������� �.�. �������� (�� ��������

�� �����, 2020). �� �������� �������� ����-

���� ������������ ����������� ���������������

�����, � ������� ����������� ����� ���������

�������������� ��������, ������� ��������

� ������������� ����������� ���������.

������� ���������� ������������ �������

���������� ��������:

� ������������� ��� �������� ��������-

������ � ������ �������, ��� ���� �����

������, � ��� �� ��������� ��� ��������;

� �������� ������� ��� ��������� �������;

� ���������� ��������� ���������� �������

� ��������� ���������� ���� ���������.

� ������������� �.�. ������� ����������, ���

�������������� ������� � ��������� ����� ���-

��������� �������� �� ����������������� � ���-

�������� ������ ������� ������ (�������, 2008).

��������� ������������ ������� ����������,

���� ����� ��������������� ���� ������ � �����-

�� � ��������� ��������, ����� ��� ���������,

����� � ����������, ��� ������������ ��������

���������� ������������.

���������� ���������������� ������� ���-

������ ������������ ������� �� �������� ����-

�������� � ���������� � �����, ��� ��������� ��

������� ���������� ����� � �������� ��������-

��� ����������.

������� ��� ������� ������������ ����� �����,

���� ��� ���, � ��� ������������ ����� �������

� ������������� � ����������� �������. � ���-

����� ���������� ������������ ���� ����������

������� ���� �������, ��� ���� �������� �����-

���� � ���� ���������� � ����������� (�� ���-

����� �� �����, 2020).

������� ������ ����������� ��������� � ��-

������� �� ������� ����������, ������� ����-

���� ��� �������� ������� � ��������� ���� ��-

�������. �����, ����� � ���� ������ ������� ��

������ ������� ���������� � ���������� ������-

��, �� � ��� ������������������ ���������� ����-

�� �������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ �������� � ��� �����������

�������, � ������� ����� �� ������� ��������-

��� �������� ����, ������� ���������� �������-

��� ����� � ���������� �������� ������. ���

������������ �������� ������� ����� ��������-

��� ����� ��������, ���������� � ��������. ��

���, ��������, ������� ���������� ����� �����

� �������� ������������� ���������� ��� �����-

��� �������. � ������� ���������� ������� ����

���� ����� �������� ������� (����� 1).

������ ����� �������� � ��� �������� � ����-

���� �������� ����� ��������, ������� �����������

��� �������-�����������. ��������

. ����� 1

��������� ������� ��������

�������-�����������

. Scheme 1

Time periods of development of a preschool child

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

61

� ���������� �������� � ��� ������� ������-

�� ������ � ������� �� ��������� � �������. ��

�� ������� �������������� ������� ������� ����

� ����������� �������� ��������, ����������

� ������ ������� ���������. ��� ������ �.�. ��-

�������, ������ ���, ����� �� ���� ������� ���-

�������� ��������� ����-�� ������ ��� �����-

����������� ������, �� ���� ��� �����������

����� ����� ���������������, ��������� � ����

� ��������������� (���������, 1999). � �������

��������� ���������� ���, ����������� ����-

������ ����������� � ����� �����. �������

������ ����� �������� ������ � ������ � ������-

��� �������� ��������, ����������� � ���������

� ����������, � ����� ���������� ����������-

��� ������. ��� ����������� ���, ��� ������ ��

������ ����������� ����� � ����������� �����-

������ ��������� �������� � ������� �� ���,

����������� �� � ������������ ������� �������

�������.

������ ����� �������� ������� � ��� �����-

��� ����������� ���� ����� ����. � ���� ����

���������� ��������� �����. ��� ����������

� ������� ��, ��� ���������� � �������� �����-

���. ��� ����� �� ���� ���������: ����� ������

������ ���-������ ����������. ��� ������ �����-

��, � ������ �� ������ �� ������� ����� ������,

�� ����� ��������� ���� � ����, ����� ������

� ��� ���� ��� ������� (���������, 1989). ���-

�������, �� ������ ����� ����� ������� ����,

������� ���������� ������������ �������� ��-

���������. ���� � ��� ����� �������� �����-

��, ������� �������� ������������ � �������-

���������, �� ���� ������� ������ ������, ���

��� ��� ��������� � �������. � ���� ���� ����-

�� ������������, �������������� ���������

�� ������������, �������� ������ � ��������

�� ����� ����������, ��������� �����������

� ���������� ���������.

������ ����� �������� � ����������. ��� ��-

���������� ����� �������� �������. ��� �� ����-

�� ��������� ����� �������� ���� ������ � ����,

�� � �������� �� ��������� �����������, ����-

��������, ���������� �������� � ���������-

������ ������. �.�. ���������, �.�. �������,

�.�. ������ �������������� ������, ��� ����-

������ �������� ����������� ������������ ���-

����� �������, �����������, ��� ��� �������� ��-

���� ������ ��������� ��������, ��� ������������

(������, 1994; �������, 2008; ���������, 1967).

���������� ������� ������ �������� ����

� ��������� � ���������� ���������� �����, ���-

������� �� ���������� � ����������. ���� ��

�������� ����� �������� � �������� ��������������

�������, ������� ���������� �������� ����

�������������� �������� ��������� ��������

�������� � ������������ ���������� ����������

� ������������ ���������� ����� ������ ���-

������ � ���������� � ����������.

������ �������� ��������������

�������

�������� � �������

��� ��� ���� �������� � ��� ���� ����������

���, ���������� �� ���� ������������� �������

����� ����������� ����������, ������� �������

����� ������ � 1935 ����. ������ �������� � ����-

�� ����������� ��������� �������� ������������-

��� ��������� � �������� ������� ��������.

� 2015 ���� ��� ��� ���� �������� �����-

�� ������ ������������ �� ������������ �����-

������ ��������� �������� ����� ISO 9001:2015.

� 2016 ���� ����������� ����� ������� ����������������

�������������� ��������� ������������

�������� ��������� ����������� �� ���������-

�� ���������� ���ϻ ��� ������ ������. � 2019

���� ���� �������� ������� ����������� ���-

��� ��������������� ����� ������. � 2022 ����

�� ������� ������� � ����� ������ �������� �

������� ������������� ���������� ���������

� ������� ���������. �� ����� ������������ �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� 2022 ����. ���� ����������� �����

������ ���������� �����������, ������� ����-

���� ������ � ����� ��������� ��������.

� ������ ��� ��� ���� �������� ���������-

�� ����������� ������ � ������� ��������������,

������������ �� ��������� �������� ���������-

�� ����������� ����� ����������� �����������

� ���������� ������ ��������, �������� � ����-

����������� ����. ������� �������������� ����-

�������� �������������� ���� ��������� ��� ��-

�������� ����� �����, ����� ��� �����������

������� ���������, ������������ ������������

������, ���������� ��������� ��������. ���

���� ���������� ����������� ���� ��������: ���-

�����, ����������������, ������������, �����-

������ � ��.

��������� �������

������ �������� �������������� ������� ������-

��� � ������� 2022 ���� �� ���� ������� ����� ���

��� ���� ��������. ��� ���� � �����������

�������� �������� ������������ ����� �����-

��� ����������� ��������. ������ �����������

� ������� 19 �������, � ��� ������� �������

386 ����� � �������� �� 2 �� 7 ��� �� 24 ����� ���-

���� � ����������� ��������.

������ �������

�������� ������� ������������ ����� �������-

��� �� ������ � ����������, ������� �����������

�� ��������� �.�. ����������, �.�. ��������,

�.�. ���������, �.�. ���������, �.�. ������-

���, �.�. ��������� � ��. ��� ������� �������

� ������ ����������� �������������� ��������-

�� �.�. ����������, �.�. �����, �.�. �������-

��� � ��. ����� ����������� SWOT-������, ���-

��� ������, ���������� Key Performance Indicators

(KPI), ������� ������ � ���������� (�����).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

62

������������ �������

�������� � �������� �������� �������������� �

���������� � ������ �������� ���������. ��� ��-

���: ���������� ������ � ���� ������... ���������

������ � ���� ��������... ��������� ������ � ����

�����!�

������� ������������ �������� ������� ��-

������ ������ ��������� ����, ���������� �����

� ������������ (����� 2).

������������ ����������� ������� � ��� ���-

����� ������, ������������� �� ���������� �����

� ���������� ����� �������. ��� ���� ���������-

�� � ����������� � ����������� ������� �����-

��������, ����������� ������, ��������� � ���-

�����, � �������� �� ����������� �����.

������������ ����������� ������� ������ ���-

��� ���� � ����������� ��������� ��������

� ����������� ������������ ������� ����� ��

�������. ����� ������� ����������� �������

���������, ������� ����� ������������� ����������

�������.

����� ������ ������������ ������� � �����-

������� ������� ������, ���������� ������-

������ ������, ������� ������������ � �������-

���� ���������, ���� ���������� ���� �������

� ���������� ������. ���� ���������� ����� ��-

������ ���������� ������ ��� ���������� ����-

������� �������, ��������� �� ��������� ����-

������, ��� ������ ���������� �������, �����

����� � ����� � ����� ������� �������. (����� 3).

^ ����� 2

����������� ��������������� ������������ �������

^ Scheme 2

Project Manager Responsibilities

. ����� 3

����� ���������� �����

�� ������ ������������ �������

. Scheme 3

Stages of setting tasks

at the project manager level

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

63

������������ ���������� ����� � ����������

������� ����� ����� ���������� �������������

������, ����� ��� ������ ������� � �������� ��

������� �� ����������� � ���� ��������. �����

����, ����������� ���������������� ������ ��-

��� �������� � ������������� � ������ ������-

��� � ������ ������� ������.

������������ �������� ����� �� ���������

������ ���������� ����� ������ �������. ��� ��-

������ ������� ��������� ��� �����������������

������� � ����������� ��������. � ����� ������

������������ �������� �������� �� �����������

�����, �����, �������� � ������ � ��������� �� ��-

����� �.�. �����, �.�. ��������, �.�. ��������,

�.�. ���������, �.�. ����������, �.�. ����������,

�.�. �����������, �.�. �������������, �.�. ������������,

�.�. �������� � ��. (�����, 2021; �������-

��, ���������, 2015�; ��������, �������, ��������,

2017; ����������, �������������, 2015; ���������-

��, �������, 2008). ��� ���������� ��������� ����,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ����� ������� ��� ���������� ������, �����-

�������� ������ � ��������� ��������� ��������.

� ������ ������� �������� ��������������

������� ���� ��������� ���������� ������ ��

���������� � ��������� ��������������� ����-

������ ��� ���������� ��������������� ����-

������� (���). ������ ����������� ���������

���������� ����� �������� �� ��������� ����-

��������� �����������.

����������� ���������� �������

��� ������������� ��� ��� ���� �������� ��-

����� ����������� ���������� �������, ������-

������ �� ������� ���������� �������� ������-

���� �������: ����������� ��������, ���������

������� ��������, ���������� ���������, ����-

����-��������� �������, ����������� ����� ���-

������, ������������ ��������� ������ � ���-

��������� ��������.

��������� ����������� � ������ ���������

������������ ����������� � �������� �������

� ������������ ��, ��� �������������� �������-

����� � ������� ��������� ������� ���������

��������� �������� ����������� �������� ���-

��������.

� ����� ����������� �������� ������ ��������

��������� ������������ ���� ������������� ��-

���������� �������������. ������������� ����-

�������� ��������� ������������ �� ����������

� ������������������ ������������ ������, ���

��� ������������ ����������� ������� �, ��� ��-

�����������, �������������. ���� ����� �����-

���� ����������� ������ ��������� ���������

����������� � ������������� � ������ � �������-

������. � ������ ������� ����� ������������

������������ �.�. ����������, �.�. ����������,

�.�. ���������� � ��. (���������, 2008; �������-

��, ���������, 2015�).

�������� ���������� � �������� ������� ���-

������ ��������������� ������� �������� ��-

������ ������������� � ��������������� ���

������� ��������� ������, � ����� ����������

�������� ����������� ����� ��������������,

�������������� ��������������� �������� ��-

��������.

������������ ����������� ������������ ���-

��������� � ��������� ������� ����� ��������

������������ ����������� �� ���������������

�������. ������������ ��������, ������������-

��� � ������ ������������ ���������, �������

������������ ������ ������������ � ��������

���������� �������.

�������������� � ����� ������ ����� �����-

���� �� ������� ����� ����������� ����� ������-

���������� �������� �������� ��������������

������������. ������ ������� ��������� � ��-

������������� ������� ����������� ���� � ���-

���, � ����������� ���� �������� � ������ ������

. ����� 4

��������

���������������

������� ��������

��������������

�������

. Scheme 4

Development

of the Golden

Pedagogical Ring

pedagogical project

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

64

�������������� ��������� �������� �����������

� ����������������� ����� ���������. (����� 4).

����� ������ � ��������������

������������

�������� ��������� ��� ������ ��������� ���,

� �� ������� � ��������� ������������ ����������

������ ������ ��� ����������������� �����.

� ��������� ������� �������� ��������������

������� ���� ������� ��� ���������� ����� ����-

������� ������ � ��������� �� ������ �������-

��� ��������������� ����������. ������ ��-

��������� ������� ���������� ������-������,

��������� �� ������� ����� � ���������� �������

� �������� � �������������.

��������� ����� ����� ���������� �������-

���� ��� ����� � ���������������� ��� � ����-

�������� � ���������� ������ ������� � ����-

����� �������. �������������� ������������

������� ���������� ������ ��������� � ���-

������� � ����������� �� ������������. ���-

�� ���� ������������� ������ � ������������

������������ ����� �������, ����� �� �������-

���� ������� � ������� ��� ���������� ��� �����.

� ������������ ������������ �� ������������

��������� �.�. ������, �.�. ���������, �.�. ���-

��������, �.�. �������������, �.�. ��������-

���, �.�. �������, �.�. ��������, �.�. ��������,

�.�. ���������� � ��. (���������, 1982; ������, ��-

������, 2018; ����������, �������������, 2015;

������, 2021; �������, 2015; ����������� �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ������ 4�5 ���, 2014).

����� �������

����������� ���������� ������������� ������-

������� ���������� ����� ������, ������������

��� ����, ����� ���� ����� ���������� �����-

���� ������ ����� ������ ��������: ���������,

����������� � ���������. �� ����� ���������

���� ����������� ����������� ������������-

��� ����� ��� ���������� ����� � �������������

���������, ������� ��������� �� �����-

��, ������-������ � ����-�����. ������� ����

������������ ����� �������, ����� ������ ��-

�������� �����������, � �������� ������ ����-

�� � ��������� ��������� ��� �������������

���������. ��� ���������� ���������� ����-

���� ������������ ����� ����� �������, ���

�.�. ���������, �.�. ����������, �.�. ������,

�.�. ��������, �.�. �������� � ��. (�������-

��, ����������, 2018; ������, ��������, 2012;

������, ��������, 2013).

�� ����� ����������� ����������� ���������-

�� � �������������� ����������� ���� ��� �����

������ ���������, ����� ��� ����� ��������� ��-

�������� ������. ������� ������������ �����-

�������� �����, � ����������� �� ������������� �

�������� ����� �� ����������, ��������� � ���-

�� ������������ ������� ���. ����� �� ������

����� (����������� ������� ���.., 2019, �. 103).

���� ��������, ��� ����������� ��� �����������

�� ������ �������� ���, � ��������� ���������-

������ ���� ������������ ���������� �����,

��������� ���� ������� ��������� ������� ����-

���� ��� ����������� ����.

�� �������� ������ �������� ������� ��-

�������� ���������, ������� ���� �����������

� �������� �������� ����������. �� ���� ����� ���-

�������� ������� �������, ����������� �����

������������� ���� ���������� ���������. ���-

��� ���� �������� �������� ���������������

��� ��������, ������������ ��������� ��������

����� ����� ����������������. �������� �����-

��� ����� �������� ������ ������� ������ �����-

��� (����������� ������� ���.., 2019, �. 23)

������ ��������������� ����������

���������� ��������� ������ �������������-

�� ���������� ���� �������� � ������ �����-

�� �������� �������������� �������. ����� ��

�������� �������� ������� ����� ����������

����������� �������� � ��������������� ���-

�� �������, ���������� ������ �����������

����� ���������. ������������ ������������

� ���������� ��������� ����� ���� ��������

� ����������� ������� ��������. ��� �����-

�� ������������ �� ������ ��� �������� ������,

�� � ��� �������� �������� ������� � ������ ���

���������.

��������� ������� ���� �������� ������-

����� �� ������ ������������� � ���������� ��-

������� ���������, �� � ������������� ��������

� ������ ���� ������������. �������� ��������-

��� ���������� ����������� �������� ���� ����-

���� �� ����� �.�. ������������, �.�. ��������,

�.�. ���������, �.�. �������, �.�. ���������

� ��. (�����������, �������, 2008; ��������, 2016;

��������, ������, ��������, 2019) � ��������

����, ����������, �����������, ������������,

�������� ����������, �������� ����, ��������-

������ ���������� � ��������, ������ � ��.

� ������ ������� �� ������������ �������-

��� ����� � �������� ����� ����������� ������-

��� �� ���������������� �������, ��� ��� ����-

���� ����������� ��������������� ���������

�������� �������� �������� ����������� �����-

��� � ���� ����������� ���� � ���� �������� ��

������-�������. ��� ��������� �� �� ������ ��-

������� ������������� � �������, �� � �������

����������� � ��� ����������� (�������, ��������,

2001, �. 150; �����������, 2005).

��������� ������ ����� ����� ����������

������� �� ����������� ����, �������� ����

� �������������� ����������, ��� �����������

�������� � �������� ����������, � ������� �

� ���� ��������� ��������� �������� ��������.

����� ������ ������������ ������������ ����-

�������� ��������� ����� �������� � ��������,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

65

��� ������� ��������� � ���� �������� � ������-

������, � ������ � � ���� ��������� � �������-

������.

����� �� ������������ ���������� ����� ���-

����� � �������� �������� ����� �������� ���

��������� �������� �������, ��� ���� ��������

������ ���� ����������, ����������� ��������-

��� ����.

����������� �������� ������� ������� �����

� ���� ��������� �� ������������, ��� ����� ����

��������� ������ �������. ���� ����� ������-

�� � ������ � ���������� ��������� ������ �19�

������ ��������, �������� ����� �������� �����,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ������������� � ���������� ��������� ����,

������������� ������������ �������������.

������� ����� �������� ������� ������� � �����-

��� ����, ��� ��� ���������� �������� �������

������� � �������������� ��������� �����.

��� ����������� � ���������� ��������

������������ � ����������� �������� � ��-

�������� ������������ ���� ������� ����-

�����. ������� ����������� ������� ������-

��� �����������, ��� ����������� ����-�����

� ������� ���� �������� �������� �����������,

��������������� ������������ ������ ����

�������������� � ����� �������� � �������.

���������� �������� ����� ����������� � ��-

���, ��������� ��� ����� ����������� �� ������

��������� � �������, �� � ��������� ��������

������� � �� ��������.

������ �������, ��� ���������� �����������

�������� � ��������������� ������������ �����

����������� �������� ����� ���� �����������

��� ���������� �������. ���, ��������, �� ��-

������ �� ���������� ����������� ������������

�������� �������� ���, ��������, ������� � �.�.,

��� ������� ����� ����� ������� �����������-

��� ������������� � �������������� ��������-

��. ���� ����������� ������ ��� �������-���������

������ � ������� �������� ��� ������������

���������� ������� ��� ������� ����� � �������

������ � ������� �����������.

�� �������� �� �������� ���� � ������������

� �������������� ����������� ���������� ����-

������� �������� �������������� ��������� ��-

����� ������� � ���������� ���������� ������

� ��������� �������� ���������������� � �����

(�������, 2015, �. 4). ���� �� ������� ���������

������������� �� ������� ��� ����������� ��-

�����, ����� ���� ������� ������ ������ �����-

������ ����������� ������. ���� ������� ������

����� ������� � ������������. ��������� � ����-

������ ��� ��������� � ������� ��������� �� ��-

����� ������ � �� ������ ���������� �.�. ������

(������, 2020, �. 407, 410, 417).

��� �������������� ��������������� ������-

�� � �������� ���������� ������������ �������-

���� ������������ 12 ��������������� �������.

�������� �������������� ����� ���� �� �������

������� ��������. ����������� ���� ���������

��������� � ������� �������. ������ ����� �����

������ ����� �� � ���������� �������. �����,

����� �������� ���������� ����� ������������

� ��������� � ������� ������, ������� ��� �����

��������� � �����������.

����� �������, ������� ����� ��������� ����-

�������� � ���������� �������� � ������� ����-

����, ��� ������ ������������ ����� � �������-

����� ��� ��������. �������� ������ ���������

������������� ������� ��� ����� ��������, �����

�������, ������� ������������� ����, ��� ��-

����������� ���� ������ ������� ������ � ������.

���� � ������ �������

� ��������� ����������� ����������� ���� ��-

������� � �������� �������� ���� ������������,

�������� ������������ ������� �� �������� ��-

�����. ������������� ��������, ����� ��� �.�. ��-

������� � �.�. ��������, ������������ ��������

���� ��� �������� �������� (���������, 1967;

��������, 1950). � ������ ������� ���� ������-

�� ������������� ����, ������� �������������,

������������ �� �������� ���������������� ��-

����� � ������������ � ���������� ���������

������.

��������, ���� ������� �� ���������, �������

���� ���������� �� ������� ���� ��������-���

�� ����� ������������ ���� ��� ����� ������-

�� ����������� ��������� (������������, ������-

��, 1991, �. 177), �������������� �������� �����-

����������� � �������� � �����, � ���� �������,

��� ���������� ��������� �������� ���������

�� ����� ���������� � ������� �������� �������

��������� �����. ������������� ���� ��������

����� ���������� ����� ��������� �������� ��-

�����, ����� ��� ����������� ����� �� �������

��������, ��������������� ����� �� ����������

������, ����� �� ���������� ������� ��� ����-

����� ���������� �������, ��� ������������-

�� �������� ���������� ������������ � ������

��������.

���������� ���� �������� ����������� ������������

��� �������� ����������� ���������-

��� � ����������� ���������� �����. ��� ���-

��������� ������������ ����������� ��������,

��������� ������ � �������� ���������� ����

� �������� (�������, ��������, 2001, �. 197). ��-

��� �� �������� ����� ���� �������� ��������,

������������� ���������� ������� �����������.

��� ���� ��������� ����� �������� � ��������

��������� �������� ������, ������� ��������

�����������. ������ ������ ������������ ����-

��� � ����� � ������������� �� ���������� � ����.

���� � ����� ����� ��������� �������, �� ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ��� ����� 5 ���. ���������� ���-

��, ������������� �� ���������� ������, �������

� ������������ ����� ������� � ������� ��-

����� ����������� ���������� �����. ���� �����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

66

�������� ���������� ��� �����, ������������� ��

�����, ������� ������ �� �����. ������ ����

���� ��������� � ���������� ������ ���������.

������ ������� ������� �������� ������� ����.

�������� ����, ����� ��� ������-�������,

����� ������������ ������������� � �����. � ��-

����� ���������� ���� ������� ���������� ���-

������ ����� �� ������-������, � ����� �������-

���� � ������� ������� ��� ���� � ����� ������,

������ ����� ��������, ��� ���� ���������� ���-

������ ����, ��� ���� ������ ������� (��������-

��, ���������, 2009, �. 12).

���������� �������� �������� ���� �����

����, ������������� �������� ���������, � ��-

����� ���������� ����������� ����������������

������. ����� ��������� �� ������� ��������

������� ������� ���� �� ������� ��������� ��-

������ ������� � ������� �������� ��� ����� ��-

���. ���� � ������� ������� �������, �������

���� ������� � ����� ������, ������������ �����

���� �������. ��� ������� �������, ��������

���, ����������� ��������� ������. ����� ��-

����� ����� � ���� �� �������, ��������� �����-

��� ���� ��������� �� ���������� �������� ����-

��� � ��� �������� � ���������� �� ������.

����� �������, ���� ������ ������ ����

� �������� �����, �������� �� ����������� ���,

��������� ���������� ����������� � ������� �����

����. ��������� ����������� ������� � ��������-

���, ������� �� �������� ���������� ��������

����������� � ���������� ������������.

������� ���������� � ������ �������

����� ������� ���������� �����������, �� �����-

��� ���������� �� ������ ������������, � ��-

��������, ������� ���������� � �����������

������� �� ������. � ������ ������ ����������

���������� ���������� �������������� �������

� ���������, ��� ��������� �������� ������ ��

��������������� ����� ����. � ���������� ���-

���� ��� ����� ������� � �������� ����������,

� ������� ����� ������������� ���������� ��-

������. ���� ������� ������������ ��������,

��������, �������� �������� � ��������� ����

�������, ��������� �������� ������ � ���������

� ��������. ���, ��������, ����� ������ �� ��-

������ ����������� ��������� ������� ��� ����-

���� ����, ������� ����������� ������� �����,

���� �� ������� ����, ��� ������ � ����������

������� ������ �������� ��������� ������, ���-

�� ���������� ������������ ���������� ������.

���� ������� �������� ����� ����������

� �������-���������� �������� ������� �� ��-

������, � ����� ��������� � ������ ��������������

������������: ������ ����������

� ����������������, ��������� �����.

���������� ��������������� � �����������,

� ������� ����������� ���������� ������� ��-

���� ����������� ������� � ��������, ��������,

������� � ��. ����� ������ ������-��������

��� ��������� ����� ������� �� �����������-

�� �.�. ������� (������, 2021, �. 146). �������-

�������� ��������� ��������� ���������� ���-

�������� � ������������� ���������� ��������

� ������ �������� ����������. ���, ��������, ��-

��-����������� ������ ������� ��������� ���-

������ ����� ������� �������� �������� ����-

������� ������ � ������� ����������� �������.

������ � ������������� ������� ������� ���, ��-

���, �������-����� � ����� ����.

� �������� ����������� ��������������� ��

���������� � ����� ���������, ������� � ����-

��� ������������� ��������� � ��������� ����-

������ � ��������. � ������ � ������ ���������

���� ������ � ���������� ���������� ���������

��� ����-����� ����� �������.

^ ������� 1

���� � ��������� ������� �������� �������������� �������

^ Figure 1

Children � participants of the Golden Pedagogical Ring project

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

67

��������������� �������

���������� ������� �������� ������������� ��-

���������. ��������������� � ��� �����������

��� ���������� ������ ����������� ������ ���-

�� ��������� �����, ������� ����� ���� �������-

�� ��� ������������ ���� � ������. ������ ��-

���� ����� ����� ��������� ����� ����������,

��� ��������� ���������� ������� ���������� ��-

��������� �������� ������������, �� �������-

��� �� ���������� (����� 5).

� ����������� ������������ ���������������

������ ������ ����. ����� ������ ��������� ���-

�������� ������������� ������� � ��������� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� �����������.

� �������� ����������� ����� ���������, ��-

����� ��������� � ����������, �������� �������

��������� �������� �������� ���������� ���������,

������� ����������� ���������� � �������� �����-

����� � �����. ���� �� �������� �������� �����-

��� ������ � ���� ����������� � ��� ���������

������ � ���� ����� � �������� ����������� ����-

������. ���� � ���� �������� ��� ����� ��������

���� ��������, ����������� � ������������, ���-

���� ��� ������ ����� ����������� �����������

� �������� �������, ������� �������� �� ��������.

� ������ ������� �������� ��������������

������� ����������� ������� ������ ��������

������ �����, ��� ��������� �������� ������

������ � ���, ����� ������� ������� ��������

�������� ��� ����������� �������� ��������.

�� ������ ���������� ���������� ������������

������ ������� ������������ ���������, �����

�� ����� ��������������� � �����������. ��� ��-

���������� �������� �� �������������� �����

� ����������.

����������� ������� � ������ ������� �����

�������� ������������ ��������� ��� �����-

������ ������ ����������� ����������. �����-

����� ����� � ������� ����������� �������� ��-

������ �������� ����� ��� ���������� �����

� ��������� �������� �����������.

������ �������

������ ��������� ������� �������� ������� ��-

����������� ���� ������ ������, ������� �������

� ������ ������� ������� � ������������� ���-

������ ������.

��� ������� ����������� ������� �����������

��������� �������:

� ������������� ������������� ��������,

������� �����, ���������� �������, ���-

����� �������, ��������� � �����������;

� �������� ������, �������� ������������ ��-

�������� ����������� ��������� � �����-

������.

����������

������ �������� �������������� ������� �������-

������� � ������� 19 ������� � ������ ����� ��-

������ ���� � ���� ����������� �����-�������-

����� ����������� � ��� � ��������� � ��������,

��� ������������ �������� �� �� ��������.

� ���� ������� ��������� ����� ����� ���������

������ �����:

� ���������� ������������ �������: ����

����������� ��������� ������� �� ���-

������ ������������ ��� ����� �����-

�� ��������, ��������� �������������

�������� � ��������� ���, ��������

�������, ������-������, �������� �������

. ����� 5

��������������� �����������

. Scheme 5

Multitasking of the event

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

68

� ��������� � ����-������ (����� 150 ��-

������� ����������).

� ���������� ���������� � ��������������

��������� (50 �������).

� �������� ��������� �������� ����������:

����� 30 ������������ ���� �� ������ ���

�����, �� � ��� ��������. ��� ���������

�������� ������� � ����� ��������������

��������� � ������, � ����� �����������

� �������.

� ������������ ����� ���������� � �����-

��� ������ � ��������� �� ������ �������

�����. ��������� ������� ������������

� ������ ������ ������ � ���������� ����-

�� �����������, ����������� � 20 �������-

���� ������������.

� ���������� ����� ���������� � �������

�������� ��������������: ������������,

���������, ��������� �������� (�����

20 ����������).

� ����������� �������� ���������� ��-

��� � ������ �������: �������, �������,

����������, ���������� ����� �� ������

� ������ ���������� �������� ����� (�����

20 ��������).

� ���������� ����������� � ����������

�������������: �������� ����������, ��-

�������� ������-������, ���������� ���-

�����, ������ � ��������� (����� 25 ��-

���������).

� ���������� ����-������ � ����������� ��-

�������� �������� ���������� ��� �����

����������� (7 ����-������ � 7 ��������).

������

� ����������� ��������������� ������������ ������

�������� ��������� ������������ � ����� �����-

��� � ����������� �������� � ������� ����� ������.

������ ����� �� ������ ��������� � ���������� ���-

��� � �������, �� � ������������� � ����� �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������� ����������� ��������, ����� ��� �����

������ � ��� �������� ����������� � ����� ����.

� ���� ����� ��� ���������� ������� ������

�������� �������������� �������, ���������-

��� �� �������� ����� � ��������� �� ��������

� ����������� �������� ������� ������. ���-

��� ������������ ����� ���������� ��������-

��, ������� ������������ ������������ � �����

����������

������������� � �������� � �������

����� ������.

����� ������ ������� ������ ��������� ����

�������� � ������� �������� ��������������. ����-

��� ������� ���������� ������������ �������-

���� � ������ �������� ���� ������ �� ������ ��-

������. ��� ��������� ����� ������ � ����������

��������, � ������� ��� ����� �� �������. ������-

��, ��� ���������� ��������, �������� ���� ������-

���, �������� ��� ����� ��������� �������.

�� ���������� ������������� � ����� ���-

���� � ������ ���������� ����������� ������

� ����������, ������� ��������� ������� � �����

����������. � ��������� ����� ������� ��������-

�� � �������� ��������� �������� ������� � ��-

������������ �������� ���������� ����� ����-

���� ����-2025�, �� ������� ����� ������������

����������� ������ �������.

������ ����������

���������, �.�. (2008). ������ ������������ �����������. ������������ �������� � ������

�������� ����������� ���. ������: �����������.

���������, �.�., ����������, �.�. (2018). ������ �������� ��������. ������� �������� ���

�����������������: ������� ������������ ������� ��� ���������� ������������ � �����������-

���� ����������� �����. ���������: ���������� ����.

������, �.�. (1994). � ��������� ��������. ������ 20-� �����. ����: Next.

�����, �.�. (2021). �� �������� �� ��������: ������������ ������ ���������� ������������-

��� ����������� �� ������� ���: ������������ �������. ������: ������� ����� � �������.

���������, �.�., ���������, �.�. (2015�). ���������� �������������� ���������������� ���-

����� � ���������� �����������. ������������ �������. ������: ������� ���.

���������, �.�., ���������, �.�. (2015�). ������ ���������������� ������������ ��������

�������� ����. ������������ �������. ������: ������� ���.

���������, �.�. (1982). ���������� �� ������� �������� ���������� � ������� ����: �������

��� ����������� �������� ����. ������: �����������.

������������, �.�., ��������, �.�. (1991). ����������� ���� ��� ����� �������� ���������-

�� ��������. ������: �����������.

�������, �.�. (2008). �������� � �� ������������ � ������� ��������. �����-���������:

�����.

������, �.�. (2020). ������������ ����� ����������� �������� � ������� �������� �����������.

������� ������. �����-���������: �������-�����.

������, �.�., ��������, �.�. (2018). ������������ ����� ����������� �������� � �������

�������� �����������. ������� � ������� ������. �����-���������: �������-�����.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

69

�������, �.�. (2008). �������� ������� �����������. ����������� ���������� ��������-

���, (4), 3.

��������, �.�., �������, �.�., ��������, �.�. (2017). ������������ ���������������� ���-

����� ���������� �����������. ����������� ������� � ����������. ������-������������ ��-

�����. �����-���������: �������-�����.

�����������, �.�., �������, �.�. (2008). ��������������� ������� � ������� ����. �������

��� ������������. ������: �����-�����.

����������, �.�., �������������, �.�. (2015). ������������ ������ � ������� ���� �� ��-

�������. ������: �����.

���������, �.�. (1967). ����������� � ���������� � ������� ��������. ������.

���������, �.�. (1999). �������������� ����������. ��� ���. �.�. ��������. ������: ������-

����-�����.

��������, �.�., ������, �.�, ��������, �.�. (2019). ������ ���� � �������. ������� �����

��� ����� �� �������� �� ���� ���. ������-������������ ������� ��� ���������� ���������

���������. ������: ������� ���.

�����������, �.�. (2005). �������� ���������� � ��������������� ������������ � ���:

��������������� �������. ��� ���. �.�. �����, �.�. ���������. ������: �����.

�������, �.�., ��������, �.�. (2001). ���������� ����������: ������� ������� ��� ���������

������� �������������� ������� ���������. ������: ��������.

��������, �.�. (2016). ��������������� ������������ � ������� ����: ����������������

� ����� ������. ������: �������-������.

���������, �.�. (1989). ������� ���������. ������: ����������.

��������, �.�. (1957�1963). �������������� ���������: � 10 �. ��� ���. �.�. ��������� � ��.;

����. ���. ���� �����, ��-� ������ � ������� ���������. ������: ���-�� ����. ���. ����. 11 �.

��������, �.�. (2001). ���������� ��. ������: �����.

������, �.�. (2012). ����������� ��������������� ���������. ����� ��������: ����������-

����� � ������� ����. ������: ������� ���.

������, �.�. (2021). ��������� ������� � �������� ��������. ������ ��� �����. ����-

�������� ������� ��� ���������� ����������� ��������������� ��������� ���������. ������:

������� ���.

������, �.�., ��������, �.�. (2012). ����������� ����: �������������� ������ � ��������-

������ �������� (����� ��� ��������� � ���������). ������: ������� ���.

������, �.�., ��������, �.�. (2013). �������� ���������. ���� ������� (����� ��� ������-

��� � ���������). ������: ������� ���.

����������, �.�., ���������, �.�. (2009). ����������� �������� ���� � ������� ����: ����-

��� ��� �����������. ������: �����-�����.

�� �������� �� ����� (2014). ��������� ������������������� ��������� ���������-

�� �����������. ��� ���. �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������. ������: �������-

������.

�� �������� �� ����� (2020). ������������� ��������� ����������� �����������. ���

���. �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������. 6-� ���., ���. ������: �������-������.

����������� ������� � ������ 4�5 ��� (2014). ��� ���. �.�. �����������. ������: ����

����� �����.

����������� ������� ���. ����� �� ������ ���� (2019). ��� ���. �.�. ����. ������: �������-

������.

������������, �.�. (1983). ������ ����� �����. ������: ����������.

������������� �������, ����������� 1160-����� ���������� ���������� ������������-

����� (2022). 21 �������� 2022 ����. ������� ��������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������, �.�., ������, �.�. (2016). ������ �������� �����. ������������������ ������.

������: �������-������.

�������, �.�. (2015). ��������� �������� ���� ������������. ������: �����.

��������, �.�. (1950). ������� ��� ������� ����������. ����. ���. �. 9. ������: ������������

�������� �������������� ���� �����.

Erikson, E.H. (1970). Reflections on the Dissent of Contemporary Youth. Daedalus. 99 (1): 154�176.

References

Astafieva, N.S. (2008). Evaluation of the teacher�s activities. Practical material to help the senior

teacher of the preschool educational institution. Moscow: Voskhod. (In Russ.).

Bakhtin, M.M. (1994). Toward a philosophy of action. Works of the 20s. Kyiv: Next. (In Russ.).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

70

Baklanova, T.I., Menshikova, E.A. (2018). ABC of folk culture. Russian culture for compatriots: a teaching

aid for extracurricular activities and additional education of children. Cheboksary: Interactive plus.

(In Russ.).

Belaya, K.Yu. (2021). From September to September: planning the work of a preschool educational

organization for the academic year: a methodological manual. Moscow: Russkoe slovo �

textbook. (In Russ.).

Berezhnova, O.V., Timofeeva, L.L. (2015a). Technology of designing the educational process in a preschool

organization. Methodological manual. Moscow: Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Berezhnova, O.V., Timofeeva, L.L. (2015b). Assessment of the professional activity of a kindergarten

teacher. Methodological manual. Moscow: Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Bogateeva, Z.A. (1982). Application based on folk ornaments in kindergarten: Manual for a kindergarten

teacher. Moscow: Education. (In Russ.).

Boguslavskaya, Z.M., Smirnova, E.O. (1991). Educational games for children of younger preschool age.

Moscow: Education. (In Russ.).

Boychuk, I.A., Popushina, T.N. (2018). Introducing preschool children to Russian folk art. Junior and

middle groups. St. Petersburg: Detstvo-Press. (In Russ.).

Boychuk, I.A. (2020). Familiarization of preschool children with Russian folk art. Senior group.

St. Petersburg: Childhood Press. (In Russ.).

Bozhovich, L.I. (2008). Personality and its formation in childhood. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

Developmental activities with children 4-5 years old (2014). L.A. Paramonova (Ed.). Moscow: OLMA

Media Group. (In Russ.).

Erikson, E.H. (1970). Reflections on the Dissent of Contemporary Youth. Daedalus. 99 (1): 154�176.

Gala concert dedicated to the 1160th anniversary of the birth of Russian statehood (2022). September

21, 2022. Veliky Novgorod. (In Russ.).

Karachunskaya, T.N. (2005). Museum pedagogy and visual activity in preschool educational institutions:

integrated classes. Ed. by K.Yu. Belaya, T.S. Komarova. Moscow: Sfera. (In Russ.).

Kazunina, I.I., Lykova, I.A., Shipunova, V.A. (2019). First games and toys. Play environment for children

from birth to three years. Teaching aid for the implementation of the �Teremok� program. Moscow:

Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Komarova, T.S. (2016). Visual activity in kindergarten: Preparatory group for school. Moscow:

MOZAIKA-SINTEZ. (In Russ.).

Komensky, Ya.A. (1989). The Great Didactics. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

Kozlova, S.A., Kulikova, T.A. (2001). Preschool pedagogy: Textbook for students of secondary pedagogical

educational institutions. Moscow: Academy. (In Russ.).

Krupskaya, N.K. (1957�1963). Pedagogical Works: In 10 volumes. N.K. Goncharov et al. (Eds.). Academy

of Pedagogical Sciences of the RSFSR, Institute of Theory and History of Teachers. Moscow: Publishing

House of the Academy of Pedagogical Sciences. 11 volumes. (In Russ.).

Leontiev, A.A. (2001). Active Mind. Moscow: Smysl. (In Russ.).

Lykova, I.A. (2012). Partial Educational Program. Smart Fingers: Construction in Kindergarten.

Moscow: Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Lykova, I.A. (2021). Introducing kids to folk culture. The third year of life. A methodological guide for the

implementation of the comprehensive educational program �Teremok�. Moscow: Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Lykova, I.A., Burenina, A.I. (2012). Talented children: an individual approach to artistic development

(a book for teachers and parents). Moscow: Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Lykova, I.A., Shipunova, V.A. (2013). Folk calendar. Red summer (a book for teachers and parents).

Moscow: Tsvetnoy mir. (In Russ.).

Mikhailenko, N.Ya., Korotkova, N.A. (2009). Organization of story-based play in kindergarten:

A manual for the educator. Moscow: Linka-Press. (In Russ.).

Modern kindergarten. What it should be like (2019). O.A. Shiyan (Ed.). Moscow: MOZAIKA-SINTEZ.

(In Russ.).

OT ROZHDENIYA DO SHKOLY (2014). Approximate general educational program for preschool education.

N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva (Eds.). Moscow: MOZAIKA-SINTEZ. (In Russ.).

OT ROZHDENIYA DO SHKOLY (2020). Innovative program of preschool education. Ed. by N.E. Veraksy,

T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. 6th ed., suppl. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ. (In Russ.).

Sukhomlinsky, V.A. (1983). I give my heart to children. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

Udenhoven, N.V., Jalla, R.U. (2016). Early development of children. Cultural approach. Moscow:

MOZAIKA-SINTEZ. (In Russ.).

Ushakova, O.S. (2015). Program for the development of speech in preschoolers. Moscow: Sfera.

(In Russ.).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

71

Ushinsky, K.D. (1950). Man as an object of education. Collected works. Vol. 9. Moscow: Publishing

House of the Academy Pedagogical Sciences of the RSFSR. (In Russ.).

Veraksa, N.E. (2008). Problems of gifted children. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie (Preschool

Education Today), (4), 3. (In Russ.).

Verbenets, A.M., Somkova, O.N., Solntseva, O.V. (2017). Planning the educational process of a preschool

organization. Modern approaches and technologies. Teaching aid. St. Petersburg: Detstvo-Press.

(In Russ.).

Vinogradova, N.A., Pankova, E.P. (2008). Educational projects in kindergarten. Handbook for educators.

Moscow: Iris-Press. (In Russ.).

Vostrukhina, T.N., Kondrykinskaya, L.A. (2015). Planning work in kindergarten according to the

calendar. Moscow: Sfera. (In Russ.).

Vygotsky, L.S. (1967). Imagination and creativity in childhood. Moscow. (In Russ.).

Vygotsky, L.S. (1999). Pedagogical psychology. V.V. Davydov (Ed.). Moscow: Pedagogy-Press.

(In Russ.).

���������� �� �������

������ ���������� ��������, ��������� ����������� �������� ��������� �����������

�� ����������� ���������� (����) ��� ������ ������, �������� ��� ��� ������ ��������

����� ���� ��������, ������, ���������� ���������, info@rusomep.ru https://orcid.org/0009-

0001-2323-7399

����� ���������� ���������, ����-��������� ����������� �������� ��������� ��������-

��� �� ����������� ���������� (����) ��� ������ ������, ����������� ��������� �� ������-

������ ������, ��� ��� ������ �������� ����� ���� ��������, ������, ���������� ���������,

gerasinamv@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-3681-7440

Abo ut the author S

Larisa L. Shevchenko, President of the Russian Committee of the World Organization for Early Childhood

Education (OMEP) under the auspices of UNESCO, Director of the Autonomous Non-Commercial Organization

Preschool Educational Organization �Children�s Development Center �MIR DETSTVA�, Moscow,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Federation, info@rusomep.ru https://orcid.org/0009-0001-2323-7399

Maria V. Stepanova, Vice President of the Russian Committee of the World Organization for Early

Childhood Education (OMEP) under the auspices of UNESCO Deputy Director for Methodological Work of

the Autonomous Non-Commercial Organization Preschool Educational Organization �Children�s Development

Center �MIR DETSTVA�, Moscow, Russian Federation, gerasinamv@mail.ru, https://orcid.org/0009-

0000-3681-7440

���������: 10.03.2024; �������� ����� ���������: 21.05.2024; ������� � ������: 14.06.2024.

Received: 10.03.2024; revised: 21.05.2024; accepted: 14.06.2024.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.